ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Magister Arcanorum (Великий иерофант)

 
     
 

На площади перед храмом стоит огромная толпа; тысячи людей в самых разнообразных одеяниях расположились так, что они оставляют свободными два широких прохода, расходящиеся от храма под прямым углом, причём правый проход гораздо короче левого. Левый проход оканчивается набережной, где стоит только что прибывший и вновь готовый к отплытию чёрный корабль с многочисленными белыми украшениями; он пуст, на нём не видно ни одного человека. С левой стороны прохода стоит сравнительно немногочисленная группа людей, по-видимому жрецов; на груди у них блистают на солнце драгоценными камнями разнообразные знаки и украшения… [B.24.1]

 

multitudo vernacula T городская толпа

 

chorus, ī m (греч.) 1) хороводная пляска, хоровод; 2) группа певцов и танцовщиков, хор (преим. в трагедии) С, Ctl, V, Н etc.; 3) толпа, собрание, сонм (juventutis, virtutum С; vatum H); стая

 

commūne, is n [communis] тж. pl. 1) общественное имущество (достояние) С: privatus illis census erat brevis, с — magnum H личное имущество их (в старом Риме) было небольшое, общественная же собственность была велика; 2) община, гражданское общество, граждане (Siciliae С); 3) pl. общественная жизнь, общественность (communia laudare H). [B.32]

 

concilium, ī n [одного корня с calo] 1) сочетание, соединение, связь; 2) сцепление; 3) встреча, свидание; 4) сходка, сборище, тж. круг, общество (Cyclopum V; pastorum С); сонм, круг (virtutum, caelestium С); 5) союз:; 6) совещание, собрание, заседание (Gallorum L; totīus Graeciae QC): с. populi (plebis) H народное собрание; per с. de re publicā loqui Cs говорить о государственных делах в народном собрании; convocare (cogere) с. Cs, V созвать собрание; dimittere с. Cs, С распустить собрание

 

ecclēsia, ae f (греч.; лат. contio) 1) народное собрание (в греч. республиках): bulē et e. PJ (лат. senatus populusque) (греческие) сенат и народ; 2) собрание, сходка Aus; 3) церковь Vop, Eccl. [B.32]

 

I forēnsis, e [forum] 1) относящийся к делам общественным или судебным (oratio, genus dicendi f. C, Q; sermo C — ср. forensis II): opera forensia Nep общественно-политическая или судебная деятельность; res forenses (negotia forensia) C общественные, судебные или денежные дела; vestītus f. или forensia (sc. vestimenta) Pt, Su etc. парадное (выходное, нарядное) платье; 2) рыночный, ярмарочный: turba (factio) f. L толпа на площади, праздношатающиеся. [B.32]

 

vehiculum, ī n [veho] 1) воз, повозка Pl, С, Su etc.: comes facundus in viā pro vehiculo est погов. PS красноречивый (т. е. приятный) спутник в пути — тот же экипаж; 2) носилки: vehiculo portari Nep передвигаться на носилках; 3) судно, корабль (argonautarum C); 4) с.-х. уборочная машина Pall. [B.32]

 

 
     
 

Хотя рассмотренный кодекс содержит в себе главным образом гражданские и уголовные законы, но как он, так и другие документы дают нам возможность составить некоторое представление о государственном праве вавилонского царства. Царская власть имеет характер патриархального абсолютизма, уже забывшего божеские притязания времен Нарамсина и Шульги. Царь ограничен сверху – он лишь наместник и служитель божества. Он стеснён и снизу сильным духовенством и богатыми торговыми и священными городами, достигшими рано в Вавилонии большого развития и сообщившими государству и культуре городской характер по преимуществу. Весьма возможно, что и самые законодательства кодифицировались под давлением торговых городов и богатых храмов, заинтересованных в спокойствии, порядке и отсутствии произвола. Это были силы, сумевшие и в объединённом царстве отстоять своё привилегированное положение. Следующий документ наилучшим образом доказывает, на какие уступки должны были пойти цари относительно городов и храмов.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

…для торговых городов на побережье Средиземного моря окончание Бронзового века означало фактически отмену экономического и финансового контроля, крушение древней бюрократии и новые возможности для предприимчивых.

Dr. Richard Miles, University of Sydney: «Крах Бронзового века во многих отношениях был подобен Большому взрыву: мы наблюдаем полную перекалибровку властных структур во всех обществах того времени. Очень важное явление того периода – появление класса торговцев – деловых людей».

Sanford Holst, Author «Phoenicians: Lebanon's Epic Heritage»: «Таким образом появился, так сказать, новый «средний класс», в какой-то мере предвосхитивший современную ситуацию, когда властные структуры основываются не на царе и не на армии, а на экономике».

Освобождённые от царского контроля, торговцы в портовых городах вроде Библа, организовывали всевозможные предприятия, кооперируясь с многочисленной роднёй.

Sanford Holst, Author «Phoenicians: Lebanon's Epic Heritage»: «Их вождь, выбранный решением совета и принявший титул царя, был, скорее, главным управленцем. Этот человек курировал бизнес и рисковал наравне с другими.

…выучившись искусству мореплавания, финикийцы смогли покинуть берега и выйти в море».

Благодаря непревзойдённому искусству мореплавания, финикийцы сумели создать торговую сеть, которая, в итоге, связала Малую Азию, Кипр, Армению, ионические острова, Родос, Сирию, Иудею, Израиль, Аравию и Ближний Восток от моря и до моря.

Один из самых востребованных их товаров оказался навсегда исторически связан с ними… [T.13.CX.2]

 

 
     
 

Перед троном стоят два человека. Первый из них шатен; его волосы густой волной ниспадают во все стороны; он одет в мягкую кожаную куртку со множеством складок и подпоясан широким кожаным поясом; на ногах кожаные сандалии с ремнями. Этот человек с красным цветом лица глубоко склонился и как бы застыл в этом положении; всё лицо его проникнуто благоговением и восторженностью. Второй человек брюнет, волосы его откинуты назад и сзади связаны двумя золотыми обручами так, что они сходятся как бы в косу; на нём чёрное короткое платье с чёрным же коротким плащом; ноги обуты в металлическую чешуйчатую обувь. Он негр, но его лицо дышет благородством, величием и сознанием своего достоинства; он очень красив; его голова слегка наклонена вперед, он сдержанно приветствует, но в то же время на его лице играет загадочная улыбка, в которой чувствуется уважение, смешанное с насмешкой; руки его заложены за спину и скованы цепями. [B.24.1]

 

…учёные выяснили, что фальшивая улыбка длится четыре секунды, настоящая – всего две. Фальшивая улыбка быстрее появляется и исчезает. [T.21.LXXXII.5]

 

Dr. Sridevi V. Sarma, Johns Hopkins University: «Учёные установили, что одна улыбка может вызвать в мозгу такой приток эндорфинов, как если бы вы съели несколько сотен шоколадок или получили крупную сумму денег. При виде улыбки другого человека вы, зачастую, тоже улыбаетесь, что помогает снизить уровень гормонов стресса, а также кровяное давление».

Исследования показывают, что улыбчивые люди, как правило, здоровее, больше зарабатывают, успешнее строят отношения. Окружающим они даже кажутся более компетентными.

Dr. Sridevi V. Sarma: «Негативные мысли задействуют префронтальную кору правого полушария головного мозга рядом с центром стресса. Когда мозг подаёт сигнал к выработке гормонов стресса, например, адреналина, он подавляет иммунную систему и делает вас уязвимыми. Иными словами – думать о хорошем полезно для здоровья». [T.21.LXX.19]

 

 
     
 

Александр СМЫШЛЯЕВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «…связано как раз с преторским правом. Мы говорили об этих эдиктах преторов, которые постепенно приобретали всё более и более единую форму, потому, что со временем каждый новый претор мало что нового уже вносил в свой эдикт. Император Адриан приказал одному из ведущих юристов своего времени, а это время – приблизительно первая половина II века нашей эры, Сальвию Юлиану, ведущему юристу этого времени провести кодификацию преторского эдикта. Тот взял этот преторский эдикт существующий, его отредактировал, дополнил. И этот эдикт под видом постоянного эдикта приобрёл завершённую форму. И отныне только император мог вносить туда какие-то изменения.

…сами римляне не могли быть на высоте провозглашённых ими принципов.

Римское право – это, безусловно, право, предназначенное для римлян, т.е. для римских граждан. Со временем, когда все свободные подданные Римской империи стали римскими гражданами, это знаменитый эдикт Каракала 212-го года, Римское Право стало общенародным. До этого времени Римское Право было только для римских граждан или для тех лиц, которые постоянно жили в Риме и вступали в какие-то отношения с римскими гражданами и могли с ними тоже судиться.

В Риме существовало два претора. Один городской, только для римских граждан, и другой претор – претор чужеземцев, который решал тяжбы между чужеземцами, но они не могли судиться по своей системе, если они были из разных общин, с разными системами права. Или между чужеземцами и римскими гражданами. И решал, исходя из норм своего собственного постоянного эдикта

Обычное право, прежде всего, которое в разных местностях было разное. Но когда появились города в Европе, то этого Обычного права было мало, необходимо было вступать в более сложные отношения друг с другом, вести международную торговлю, и тогда римское право оказалось снова востребовано». [P.97.97]

 

 
     
 

cutis, is f 1) кожа: aliquem intus et in cute novisse погов. Pers знать кого-либо насквозь; 2) шкура (cervorum PM); выделанная кожа M; 3) кожица, оболочка (nuclei, uvarum PM); кора (terrae PM); покров (nubium PM); 4) наружный вид, внешность (elocutionis Q). [B.32]

 

Валерий ТИШКОВ, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая и Центра социальной антропологии РГГУ: «Современная наука всё-таки считает, что вот эти фенотипические разнообразия или деление людей на расы, оно очень носит условный характер, исторически очень меняется. И различия между человеком с тёмной кожей и светлой кожей уходит не больше, чем на глубину самой кожи. И связать какой то расовый тип с какой то национальностью, с какой то этнической общностью, это очень рискованно». [T.10.CI.42]

 

Dr. Mark Stoneking, Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology: «Различие, которое бросается в глаза – это цвет кожи, который варьируется от глубоко чёрного до молочно белого».

Prof. Jean-Jacques Hublin, Max Planck Institute: «Если взять карту мира, разметить инсоляцию и количество ультрафиолетового излучения, и наложить на неё карту цветов кожи, это будет приблизительно одна и та же карта».

Prof. André Langaney, Musée de l’Homme: «Это показывает, что цвет кожи адаптировался к солнечному облучению».

Dr. Bertrand Jordan, biologiste moléculaire: «Создаётся впечатление, что там, где есть недостаток солнечного освещения, кожа светлеет. Но всё действует не совсем так: то, что у нас белая кожа, это результат мутаций, которые появились в популяции изначально чёрной. Когда она мигрировала в Европу и оказалась в условиях слабого освещения, то, чтобы избежать рахита, нужно было вырабатывать Витамин D, который вырабатывается кожей. А в условиях слабого освещения в чёрной коже он образуется с трудом». [T.10.CDXXXI]

**

 
     
 

**

…сначала эта воспиха обалдела и подумала, что я её разыгрываю…

– Кто? – не поняла Лида.

– WASP – white Anglo-Saxon protestant, – объяснил Старков. – Жуткие зануды! Потом она страшно испугалась и прямо от меня, кажется, побежала в ЦРУ…

– А разве в Америке тоже стучат? – удивилась Нинка, в очередной раз вернувшаяся с воздуха.

– Вау! Так стучат, как в доме во время ремонта!

Юрий ПОЛЯКОВ [B.139.2]

 

В настоящее время обладатели гаплогруппы «R1A1» составляют семьдесят процентов всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях до восьмидесяти процентов. «R1A1» является биологическим маркером русского этноса: этот набор нуклеотидов и есть «русскость» с точки зрения генетики.

Специалисты, проводившие исследования, утверждают, что «русский народ» в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около четырёх с половиной тысяч лет тому назад.

Анатолий КЛЁСОВ, доктор химических наук: «Теперь, что касается скифов, сарматов и прочее. Когда стали копать и анализировать ДНК ископаемые, оказалось… на самом деле арии, скифы, славяне – это всё одни и те же люди. На самом деле это оглушающая новость, но дело в том, что все они «R1A». Арии «R1A», потому что они пришли в Индию, мы уже знаем по их ДНК. Скифы – это те, кто остались на всё огромном протяжении от Дуная до Монголии, до Алтая – они ходили по всей этой гигантской полосе – они тоже «R1A». По крайней мере то, что мы сумели узнать. А славяне тоже «R1A», то есть, в любом случае это одна и та же линия наследственная». [T.10.CDLXXII]

***

 
     
 

***

…именно размером и строением мозга нейрофизиологи объясняют разделение одарённостей по расовому и национальному признаку.

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «Существует разница между мозгом африканцев и мозгом монголоидов, мозгом европеоидов. Разница эта существенна, в некоторых случаях может достигать двухсот – двухсот пятидесяти граммов. Это очень много. Самый крупный мозг – это в Европе, а самый небольшой мозг в Европе – это юг Франции. Самый небольшой мозг – это Африка. Такой, близкий к европейскому – это мозг в Китае». [T.2.XLI.1]-

*

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…есть такая разница или нет? – Есть. Какова она? – Она структурно выражается в конкретных совершенно структурах – областях мозга. Началось всё это в тридцатые годы, когда Филимонов (Иван Николаевич, одиозная личность, про него можно фильмы снимать, но очень известный нейроморфолог, цитоархетиктоник) по заданию Советского правительства в момент прихода Гитлера к власти, ему было поручено правительством сделать, показать, что действительно существует: какая структурная изменчивость – существует ли расовая или не существует. Чтобы в пику пришедшему к власти Гитлеру это опубликовать в немецких журналах. Он это сделал. Вышло в немецких журналах три статьи, в которых он показал, взяв русского, немца, по-моему, бурята, еврея, китайца и грузина (грузина обязательно в те времена, политкорректность), он сравнил затылочную часть мозга. И он показал, что в этой затылочной части, где находятся зрительные центры – первичное зрительное поле, вторичное и третичное: одно – за цвет, другое – за форму, третье – первичные сигналы, сравнил у разных людей и показал, что индивидуальная изменчивость перекрывает этническую. Это был принципиальный момент. То есть, в любой нации, у любого народа какая-то структура мозга может быть больше, чем у самой лучшей другой. Иначе говоря, он доказал, что существуют индивидуално изменчивость размер структур, отвечающих за конкретные функции (в данном случае за зрение), которые перекрывают этническую. Но, в то же время он сделал гигантский шаг, он показал, что есть объективные критерии по границам полей функциональных. Установить размер, объём и число нейронов в тех отделах мозга, которые выполняют конкретные функции. Он заложил основы исследования гениальности и индивидуальной изменчивости. Он показал, что разница-то огромная. Когда посчитали число нейронов через некоторое время в этих полях, оказалось, разница-то – в три с половиной раза между этой изменчивостью, а между мозгом гения оказалась разница ещё больше…» [T.10.LI.89]

 

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…особенность производства зерна, она породила разделение культур. Оно породило разных людей – физиологически разных, психологически, так сказать, интонационно разных (что они хотят) – и, в конце концов, зерно сформировало разнообразие цивилизаций.

Получение белка не из мяса, а, например, из рыбы в приморских районах, или, вообще, только питание рисом и тофу, то есть соевым творогом в разных вариациях, приводило к совсем другому типу строения человека. Это длинные мышечные волокна, которые дают, в известной степени, гибкость и хорошую растяжку, дают очень быструю реактивность мышц, то есть, быстрый удар».

А это как раз те качества, которые необходимы для У-шу – знаменитой системы боевых искусств. Получается, не случайно она родилась именно в Китае.

Но сформированный рисовым питанием организм оказался плохо приспособлен для традиционного пшеничного хлеба.

…большую часть своей истории – в пять тысяч лет – китайцы практически не знали риса.

Сюн-Шен Цзен, историк, философ, Институт истории естествознания, Пекин, Китай: «В древности в Китае больше выращивали пшеницу, сою и просо. До десятого века рис не играл значительной роли, ведь большинство китайцев жило на севере страны, где рис плохо растёт».

Буквально за несколько столетий – по меркам истории это ничтожно – рис сформировал особый тип китайца, который сегодня проживает на юге страны, именно там, где рис является основой питания.

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…если идеалом красоты на Западе является могучий мужчина с контурированной фигурой – вот такой Аполлон, который нам известен из античной культуры – в Китае немножко всё по другому. Там идеал красоты – это мужчина, обычно, с таким, небольшим животиком, не всегда могучий, скорее, с плавными движениями, с покатыми плечами. Женщина, наоборот, не «красавица с мощными формами», а, скорее, субтильная, тонкокостная, бледная, обязательно с выбеленным лицом. Это тоже связано с потреблением пищи.

Обработка риса не требует подвига, она требует очень монотонной, долгой работы. И именно от монотонности зависит успешность обработки поля, поэтому здесь, хотя принято говорить о трудолюбии китайцев, скорее надо говорить о способности к монотонной, и, в известной степени, не очень увлекательной работе». [T.10.CDXVII.3]

 

 
     
 

…в левой руке иерофант держит жезл с длинным шестом и опирается им на землю…

…правой рукой благословляя двух людей, но, в то же время, приподнятым указательным пальцем даёт знак молчать… [B.24.1]

 

laeva, ae f [laevus] (sc. manus) 1) левая рука, шуйца V, Ap etc.; 2) левая сторона: laevam pete O поезжай налево; ad laevam (laevā) C, L слева, налево; in laevam PM влево. [B.32]

 

«…а зачем же он левой рукой крестится? – А курьер сказал: «Он – Левша, и всё левой рукой делает».

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «Это страшно читать человеку православного воспитания, потому что, вот, в таком, народном сознании, ну, левой рукой креститься, ну никак нельзя. Ну, посмотрите у Даля во втором томе на странице двести семьдесят семь: «потому что «шуйца», то есть «левая рука» – это «некрещёная рука». И, вообще, это что-то опять с бесовством связанное, как и всякое раздвоение» [T.10.II.3]

*

Савва ЯМЩИКОВ, реставратор, историк искусства, публицист, академик РАЕН: «…судьба распорядилась так, что я очень близко дружил и был учеником Льва Николаевича Гумилёва. И, вот, однажды я пришёл ко Льву Николаевичу и на кухне встретил Дмитрия Михайловича Балашова. Мне Лев Николаевич потом так, вот: «Да. Два у меня новых, как говорится, соратника. С одним вы, если захотите поработать (он говорил об Александре Михайловиче Панченко), то только до обеда, потому что потом это уже всё уходит в астрал… А, вот, с Дмитрием Михайловичем можно работать всегда, но будьте аккуратны: в любой момент можете получить хук. Вот вы будете с ним разговаривать, а он вам такое преподнесёт – вы уж на него не обижайтесь – он блестящий писатель». [T.10.CDXXXVI]

 

 
     
 

На площади перед храмом стоит огромная толпа; тысячи людей в самых разнообразных одеяниях расположились так, что… [B.24.1]

 

vergobretus, ī m (кельт. «судья») вергобрет, звание носителя высшей власти у эдуев Cs. [B.32]

 

Даже наткнувшись на храм, мы подчас не сразу определяли, что это то самое, искомое. Большинство церквей были невзрачные, непривычные – нет башенок, нет звонниц, просто очень старый камень, особая фигурная кладка в арочных нишах, нехитрый орнамент из крестообразных зелёных чашечек-изразцов, – и только апсиды – полукруглые, выступающие части зданий на восточной стороне – говорили наверняка: здесь храм. Церкви так и не научились прятать самое сокровенное – алтари.

Они вмещали в себя необозримое время – тысячу лет строительства. Десять веков отделяют церковь последней постройки – «Новую митрополию» (век шестнадцатый) – от самой древней, «Старой митрополии» (век шестой). Я смотрел на этот полусохранившийся храм, на его высоченные аркады и всё не мог понять, что же меня останавливает здесь: церковная архитектура вроде бы самая обычная – трёхнефная базилика. Потом сообразил: три дуги широких ступеней поднимаются к алтарю, не ступени даже – скамьи, элемент достаточно редкий. Спросил у гида, Лиляны Веселиновой, прекрасного знатока болгарской истории. И услышал в ответ жаркое:

Это же не просто церковь! Время-то какое – раннее христианство! Люди сюда не только молиться приходили – поговорить, обсудить важные дела. Дом для собраний, одним словом.

Вот оно что! Действительно, я этого не учёл: давности. Поразительное, не умещающееся в стереотипные рамки время: первые века нашей эры. Не успели ещё церкви стать негромкими, благоговейными, – кипели жизнью. Люди усаживались на ступени, толковали о разном, спорили, призывали церковников быть свидетелями – не судиями. Властно вторгалась под своды христианства атмосфера греческой агоры.

В. БАБЕНКО [A.335]

 

Возможно, Навуходоносор надеялся, что иудеи приспособятся к обычаям вавилонян и окажутся полезными для экономического процветания страны. Видимо, его надежды частично оправдались. Разумеется, иудеи занялись хозяйственной деятельностью, и многие из них стали довольно состоятельными гражданами. Вполне вероятно, что многие из них стали вавилонянами.

И все-таки значительная часть изгнанников осталась убежденными яхвистами. Они смогли остаться ими в изгнании даже при разрушенном храме частично благодаря тому факту, что имели теперь экземпляры Книги Закона, представленные общественному вниманию во времена Иосии, и исторические предания, записанные при Иезекии, плюс свитки, авторство которых приписывали таким пророкам, как Исайя и Иеремия.

Поэтому изгнанники, придерживавшиеся яхвизма, могли свободно собираться группами, читать Закон, толковать его, размышлять над ним и так далее. Собрание людей, встречавшихся изучать Закон, называется конгрегацией – от латинских слов, означающих «собираться вместе». Равнозначное выражение в греческом языке – «синагога». Яхвизм, лишённый своего храма, продолжал жить в своих синагогах.

Айзек Азимов [B.129.3]

 

Словарь определяет слово «толпа», как бесструктурное скопление людей, лишённых ясно сознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

А Лебон (Le Bon Gustave) писал следующее: «При определённых обстоятельствах скопление людей демонстрирует новые характеристики, совершенно отличающиеся от характеристик индивидов, из которых толпа состоит. Чувства и идеи всех собравшихся принимают единую направленность, а их сознательные личности растворяются в толпе». [T.10.DLI.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ (Иерофант)