ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Quintessentia

СБОРНИК 05_3

 
     
 

Jean-Pierre Brach, Practical School of Higher Study of Paris: «В представлении греков мир был вечным, а звёзды богами, состоящими из чистой идеальной неразрушимой материи, которую Аристотель называл КВИНТЭССЕНЦИЕЙ. Квинтэссенция противопоставлялась четырём субстанциям подлунного, то есть земного мира. Та, пятая субстанция была совсем иной, чистой, неразрушимая и из неё состояли небесные тела. На этом убеждении основали всю метафизическую систему. Теология монотеистических систем иудаизма, христианства и ислама базировались на этой космической модели».

Michel Toulmonde, Paris Observatory, University of Evry: «…потом он замечает маленькие белые пятна на тёмной стороне и задумывается что же это такое. Он видит крупные пятна, и предполагает, что это рельеф. Но это невозможно! Ведь Аристотель утверждал, что Небесный мир совершенен, он состоит из гладких кристальных поверхностей, значит, на Луне не может быть рельефа. Галилей смотрит на Луну, впервые смотрит глазом исследователя, а не мечтателя. Он замечает рельеф, он полагает, что Аристотель заблуждался, но ещё не думает, что Коперник прав. Он рассматривает изображение Солнца и видит очень яркое пятно на маленьком экране, расположенном перед телескопом. А потом он замечает нечто совершенно новое, что-то похожее на перевёрнутые запятые. На Солнце появляются тёмные пятна. Сначала он думает, что это от линз, но потом понимает, что масштаб пятен изменяется и что за несколько дней пятна перемещаются по поверхности Солнца».

Галилей демонстрирует, что пятна становятся более плоскими по мере приближения к краю Солнца и делает вывод, что это очень плоские облака, проходящие у поверхности Солнца. А то, что они уменьшаются у края, пока не истончаются совсем, показывает, что Солнце вращается вокруг своей оси с равномерной скоростью. Конечно, сегодня мы знаем, что эти пятна – зоны охлаждения. Хотя Галилей был не совсем прав, он наносит ещё один удар по официальной теории.

Michel Toulmonde, Paris Observatory, University of Evry: «Он делает два открытия. Во-первых: на Солнце есть пятна, что не соответствует теории Птолемея, согласно которой Солнце – звезда, состоящая из чистейший субстанции, как и Луна, и в нём нет изъянов. Таким образом, эти пятна вновь опровергают безоговорочную теорию Аристотеля. И главное, пятна показывают, что Солнце вращается, очень медленно. Один оборот вокруг его оси занимает месяц».

Система Аристотеля, которая была принята Церковью на Триденском Соборе в конце 16-го века. [T.10.CLXX]

 

 
     
 

Поскольку кельты поклонялись нормандским богам, христианство превратило стоячие камни в кресты, а святые истоки в колодцы.

Почему христианство обратилось к ирландским кельтам?

Christy Kenneally, BA, BD, TV presenter, scriptwriter and author: «В их фольклоре был образ бога-героя, который был предан, убит и вознесён. Принять смерть и воскрешение Иисуса не было культурным переворотом».

А как же старые боги? Истории о старых богах передавались от поколения к поколению и после были написаны христианскими монахами. В таких манускриптах сказания о кельтах, которые описывали их ежедневную жизнь, были переделаны в героические легенды и мифы.

Это эпитафия утерянным богам. [T.13.XIV.1]

 

Из нас любой, пока не умер он,

Себя слагает по частям

Из интеллекта, секса, юмора

И отношения к властям.

И. ГУБЕРМАН [B.117.2]

 

 
     
 

Prof. P. Kyle McCarter, The Johns Hopkins University: «…Яков, Иосиф, Иисус. В первом веке нашей эры это были самые распространенные еврейские мужские имена. По отдельности ни одно из них не привлекло бы большого внимания, но именно их сочетание показалось необычным и интригующим».

Изучив надписи на урнах, ученые пришли к выводу, что в первом веке нашей эры примерно 14 % европейских мужчин носили имя Иосиф, 9 % называли Иисусами, и 2 % Иаковами. [T.10.LXXXII]

 

Holger Kersten, writer on myth, legend, religion and esoteric subjects: «Нам только кажется, что Иисус всегда носил одно и то же имя. Это мы сегодня получаем имя, которое носим всю жизнь, как, например, Мюллер, или Майер, или Керстен. В древности и в Средние века это были прозвища – обозначения для определённого свойства человека. Имена менялись в течении жизни: если кого-то в десятилетнем возрасте звали «Счастливое дитя», то в сорок лет, разумеется, он уже не мог зваться «Дитя», и получал новое определение. И эти определения всегда что-то обозначали.

В данном случае Иисус – Иешуа, происходит от «Ишва», то есть, – «Сын Божий» – «Тот, кто приносит на землю Божественные мысли, Благодать». В каждом, где он появляется, свой язык, и его называю по-разному, поэтому и возникает эта неразбериха: его называют, то «Юс», «Осса», то «Ишва», «Ишвара».

Про то, что Иссой на Востоке именуют Иисуса Христа, Нотович знал, и теперь насторожился: «Как это «Он был здесь»?

Холджер Керстен, историк религии, автор книги «Иисус жил в Индии»: «Я думаю, что Иисус имел большее значение, чем мы Ему приписываем в христианстве. Он был, вероятно, некое подобие Будды-Бодхисатвы. И это можно проследить этимологически: имя Иисуса – Иешуа – происходит от Ишва, что означает Сын Божий, то есть абсолютно тоже самое, что и в христианстве, только с другим подтекстом. В буддизме есть очень важная фигура – «Бодхисатва сочувствия», главное свойство которой распространять сочувствие и любовь к ближнему среди людей». [T.1.XXXIV]

 

 
     
 

Вера подобна огню: когда она есть душе тепло и спокойно, когда её нет – душа мечется и не находит себе тихой гавани. Но жаркий огонь веры ещё следует зажечь. И это труд великий и самоубийственный. Из первых проповедников новой христианской веры умерли своей смертью единицы, большинство ждали страшные пытки, смерть на костре, обезглавливание мечом или встреча на арене с голодными хищниками без шансов на спасение.

Но первые проповедники, не смотря на очевидный финал земной жизни, всё равно шли к разным народам, чтобы очистить, освятить и согреть их души.

Иеромонах Андрей: «Почему именно здесь? Потому что здесь до шестого века проживали иудейские общины. И вот к своим близким, своим родным эти двое, – апостолы, – направили свои стопы. И здесь происходит та проповедь…»

Иудеи раньше всех поверили в Единого Бога, а потому для них страстная проповедь апостолов не была неожиданной и непонятной. Вера во Христа не вызывала у них отторжения и неприятия. [T.10.VII.13]

 

С точки зрения Павла смерть была для Иисуса главной целью всей его жизни.

Prof. Geza Vermes, University of Oxford: «Реальный исторический Иисус Павла вообще не интересует. Для него история Иисуса начинается в ночь накануне казни и заканчивается через три дня с Воскрешением. Павел совершенно игнорирует живого Иисуса. Он говорит: «Всё, что я хочу знать – это Христос, Христос распятый и воскресший».

Prof. Michael Goulder, University of Birmingham: «По силе воздействия учение Иерусалимской Церкви не может сравниться с проповедью Павла, потому что её Иисус слишком земной, в то время как версия Павла построена на убеждении, что Иисус – воплощение Бога в Человеке. Образ, созданный Павлом, в течение двух тысячелетий безраздельно господствует в христианстве. Он обладал огромной силой и был источником благодати. Но какая ирония судьбы в том, что взгляды людей, которые лучше всех знали Иисуса и могли наиболее достоверно рассказать о нём, стали рассматриваться Церковью как еретические».

Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «Естественным кандидатом на эту роль был Иуда, потому что его имя совпадало с названием всего народа. А евангелие в своём повествовании отводит евреям роль народа, предавшего Иисуса».

Rev. Sandra Rushing, Author «The Magdalene Legacy»: «В каждой великой легенде должен быть свой козёл отпущения, свой предатель. Без предательства главный герой легенды не стал бы героем». [T.12.XXII]

 

 
     
 

Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «…конфликт вокруг личности и учения этого человека начался ещё при Его жизни и продолжается по сей день. Одни признают Его Богом воплотившимся, другие – пророком, незаслуженно возвеличенным своими учениками, третьи – выдающимся Учителем Нравственности, четвёртые говорят, что такого человека вообще не существовало. Иисус Христос не оставил после себя никаких писаний, никакого видимого доказательства своего присутствия. То, что осталось от Него – это группа учеников, которую он назвал «Церковью».

Церковь является хранительницей учения Христа и продолжательницей Его миссии на земле. Она – место присутствия Христа. Христианство никогда не существовало без Церкви и вне Церкви. Последовать за Христом всегда означало не просто принять Его учение, но вступить в общину Его учеников. Через Церковь Христос продолжает своё дело, которое, совершившись один раз в прошлом, не перестаёт совершаться в настоящем. Не однажды только преподал Он своим ученикам Тело и Кровь Свою, но всегда преподаёт их верным в таинстве Евхаристии. Не однажды спас Он человечество своим Крестным страданием, Смертью и Воскресением, но всегда спасает. И Церковь воспринимает события из жизни Христа не как факты прошлого, но как события непреходящего значения, не имеющие конца во времени.

Именно Церкви принадлежит заслуга создания Канона Нового Завета. Этот Канон включает четыре евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три евангелия в науке называются синоптическими, потому что в них много сходного, местами текстуально идентичного материала. Они подчинены одной и той же хронологической последовательности и описывают, в основном, одни и те же события. Четвёртое евангелие стоит особняком. Оно написано как бы в дополнение к трём, и останавливает внимание читателя не столько на чудесах и притчах Христа, сколько на богословском смысле Его жизни и учения.

Слово «Церковь» упоминается в евангелиях лишь однажды: в Евангелии от Матфея рассказывается о том, как проходя через страны Кесарии Филипповой, Иисус спросил своих учеников: «За кого почитают меня люди…

(13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16. Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.

17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18. и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её;

19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах). Мф. 16

[T.10.CCCVII.1]

 

…похоже, это мог сказать о себе любой датский мальчик, Кьеркегор, например. Он ещё и не видел пастырей.

«Если бы вдруг – пишет он – доподлинно стало известно, что Христа никогда не было, Церковь продолжала бы существовать, как и прежде. И лишь очень немногие смогли бы отказаться от комфортной жизни». [T.10.CDI.42]

 

Любой мало-мальски грамотный и самостоятельный правитель мог просто поинтересоваться: «А разве Он утверждал должность Папы Римского и Патриарха Константинопольского (тем более что и Константинополя в те времена ещё не было)?»

И сделав ещё пару-тройку логических ходов резюмировать: «Так стало быть вы, ребята, – самозванцы. Он дал вам Учение, а норовите превратить его в Деньги и Власть».

 

 
     
 

ИЕГОВА – ИИСУС

 

Археологи анализируют рисунки, чтобы лучше понять, что по верованиям древних египтян случится с фараоном после смерти.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Это одна из немногих гробниц (Сети Первого) Долины Царей, которая рассказывает нам как захоронение может сделать царя богом».

Древние верили, что в течение дня бог Солнца – Ра, передвигает по небу Солнце, даря жизнь земле. А ночью он спускается в загробный мир и там борется с демонами, которые угрожали Египту. Этот цикл был жизненно важен. Древние египтяне верили, что если он не будет завершён, то Солнце не встанет, Нил остановится, и жизнь закончится. Задача Сети после смерти – помогать богу в его битве.

Prof. Melinda K. Hartwig, Georgia State University: «Царь присоединится к солнечному циклу в те часы, когда он находится в загробном мире. И стать частью этого цикла очень важно, поскольку это и является его предназначением в мире ином».

Но фараон должен быть уверен в том, что он восстанет после смерти. Художник, которому Сети доверил расписать свою гробницу, не только рассказывает историю: картины включают в себя код, который помогает фараону выполнить свой божественный долг.

Одна из самых больших гробниц принадлежит фараону Сети Первому. В ней содержится много информации об отношении древних египтян к жизни после смерти.

Prof. Melinda K. Hartwig: «Гробница Сети Первого – одно из самых удивительных захоронений Долины Царей».

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне знали о загробной жизни очень много: они верили в многозадачность».

Египетская религиозная философия предполагала, что боги и фараоны могут находиться в нескольких местах одновременно.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Нам следует понимать, что рациональная и логическая точка зрения пришли к нам от древних греков, а древние египтяне, вместо того, чтобы принимать противоречивую сущность вещей, видели их как две стороны одной монеты». [T.12.XLIX]

 

 
     
 

Александр ИВАНЧИК, кандидат физико-математических наук: «…в последние пять миллиардов лет наша Вселенная расширяется с ускорением, то есть, в ней есть антигравитация, которая обеспечивается новой формой материи, которую мы тоже не видим. Эту форму материи называют тёмной энергией. Её около семидесяти пяти процентов. И тут, так сказать, первое, про кого вспомнили, это снова про Эйнштейна. То, что он ввёл слагаемое руками, то как он его ввёл в уравнения, оказалось, что это слагаемое, если его перенести из одной части в другую часть уравнения, будет обладать именно таким свойством, отрицательной энергией. Оно будет имитировать вещество, равномерно заполненное во Вселенной с отрицательной энергией, и это вещество назвали вакуумоподобным веществом, квинтэссенцией. Скалярные поля могут имитировать это вещество, и получается так, что на сегодняшний день мы знаем намного больше о Вселенной, чем это знал Эйнштейн. Но, при этом, у нас появились новые загадки, которые необходимо разъяснить – это тёмная материя и тёмная энергия, которые на сегодняшний момент мы не видим никакими способами, кроме как через их гравитационное проявление». [T.10.CI.13]

 

…проще говоря, алхимики пытались найти формулу для превращения любого металла в золото. Но это всего лишь метафора, скрывающая более глубокие проблемы. Некоторые основы алхимии встречаются в книге Платона «Тимей». В ней греческий философ задаётся вопросом: «Из чего состоит Вселенная? И кто её создал?»

Ответ был таким: Вселенную и жизнь составляют четыре элемента – Огонь, Вода, Воздух и Земля в определённых пропорциях. Однако, сама Пропорция есть пятый элемент, который служит для объединения всех остальных – она Душа и Сущность жизни.

Целью алхимиков было найти эту священную Пропорцию.

…точная формула Гармонии открывает нам состав равновесия Вселенной – нечто могущественное, что управляет нами и даёт нам жизнь. Разные ингредиенты соединены вместе для создания уникального сочетания. Они соединялись пока не образовалась Магма: алхимики и искали этот рецепт – Огонь, Вода, Воздух и Земля. И Пятый элемент… [T.22.XXXVI]

*

Генетик – один из немногих врачей, который может поставить диагноз, основываясь только на оценке пропорций тела пациента.

«Закон: если больше трёх малых аномалий – ищи большой порок». [T.2.LXXVII.3]

 

 
     
 

Этимологически слово «алкоголь» никакого отношения к напиткам не имеет.

Алкоголь (лат. alcohol, от араб. الكحول‎‎ (al-kul) «спирт»)

al-kuhl (араб.) – сурьма. «Куоль» – название порошка сурьмы. Его с давних времён употребляли женщины Ближнего Востока для окраски в чёрный цвет бровей и ресниц. Сурьмить брови было обязательным ритуалом. «Целую гору сурьмяной руды можно разнести на палочках, которыми женщины подмазывают брови» – писал поэт.

Каким же образом алкоголь превратился из косметического порошка в спирт?

Алхимики считали, что любой металл можно превратить в другой металл, для этого нужно составить специальное вещество. Они представляли его чистейшим порошком. Открытие перегонки дало возможность получать всё более чистые вещества, – эссенции – по латыни «сущности». Высшая степень перегонки – пятая – квинтэссенция, стала называться алкоголем. При этом эссенции мыслились теперь как жидкости, потому что для алхимиков высшим способом превращения стала перегонка. [T.10.I.5]

 

Они отправлялись в путь зимой 1761-го года. Они погрузили на «Грюнланд» астролябию, микроскоп, стеклянные сосуды, чертёжную бумагу, льняную ткань для фильтрования. И неизменного спутника естествоиспытателя – спирт.

Линней всегда мечтал об Аравии. Также как чайное дерево из Китая, он хотел заполучить бальзам деревьев рода камифора. Они считались Даром божьим, исцелявшим от всех болезней. Из них получали миро, которым совершали помазание избранных. [T.10.CCXXX]

 

 
     
 

ИУДА

 

( יְהוּדָה ) [yәhûdā] Иуда: (1) четвёртый сын Иакова (от Лии); (2) племя, носящее его имя; (3) южное царство со столицей в Иерусалиме, образовавшееся после распада объединённой монархии Саула – Давида – Соломона и отделения севера (Израильского царства) [B.18]

 

Алексей КАРА-МУРЗА, кандидат исторических наук, доктор философских наук: «Вы знаете, что был момент, когда власть Сталина висела на волоске, причем, когда он, казалось бы, приближался к единоличной. На мой взгляд, все данные, если внимательно читать стенограммы допросов... Понятно, что все постановочные были процессы, но некоторые вещи не подделаешь. Просто они, эти показания попадали в жилу официальной версии, и поэтому пришли в достаточно аутентичном виде, серьёзные историки такие вещи умеют расшифровывать. Например, там правый уклон – конечно, ни Бухарчик, ни Томский, ни Угланов и не Рыков были оппонентами. Была всесильная Госбезопасность во главе с Ягодой. А у нас иногда его тоже за дурачка такого, чуть ли не марионетку Сталина. А, ведь, выясняется, сейчас, кстати, книги хорошие опубликованы, Ягода тогда претендовал на главную роль в государстве. И у него были основания, он ещё при Ленине, ещё до того, как возвышался Сталин, он уже был управделами ВЧК, он знал всё. И Бухарина он хотел, говорил «Это будет мой Геббельс» – это неоднократные перекрёстные источники это показывают. Могла так история России случиться. Кстати, он родом из Рыбинска так же, как и Андропов, такое местечко, да? Так вот, Рыбинск могли переименовать в Ягоду, Ягодицк какой-нибудь. И жили бы, и верили бы. А почему нет?

Но Сталин оказался круче. И. может быть, кому-то это очень нравится. Вот такая, знаете, почему нравятся успешные люди?» [P.97.37]

 

Ге́нрих Григо́рьевич Яго́да (наст. имя – Енон Гершонович (или Енох Гершенович) Иегуда

Родился 7 (20) ноября 1891 года в Рыбинске в еврейской ремесленной семье.

Семья Ягоды была связана родственными отношениями с семьёй Свердловых.

…ему пришлось принять православие и формально отказаться от иудаизма. [P.100.61]

 

 
     
 

Преимущество ה (He). Адепта не может застать врасплох судьба; его не удручает несчастье; его не побеждают враги.

Это значит, что он знаком с реакциями основных законов Логики (метафизическая судьба), с людскими Паралогизмами (метафизические несчастья) и с людскими Софизмами (метафизические враги).

Это значит, что он знает Карму своего воплощения; знает законы эволюции собственного астрала и тайну противодействия, равного действию.

Это значит, что и в буквальном смысле слова его не могут тревожить перемены фаз физического бытия, и он не боится разрушения того, что заведомо считает иллюзорным.

ГОМ [B.27]

 

antistrephōn, ontos m (греч.) антистрефонт, ложное умозаключение (софизм), которое может приводить к двум противоположным друг другу выводам AG. [B.32]

 

captio, ōnis f [capio] 1) уловка, хитрость, обман (in captionem incidere Q); 2) ложное доказательство, софизм (с. sophistica AG); 3) ловушка (laqueus et c. Vlg); вред, ущерб (ne quid captioni mihi sit Pl); 4) получение, взимание (pignŏris G). [B.32]

 

 
     
 

Ньютон снова укрылся от враждебного ему мира. Запершись в своём жилище в Кембридже, он на ближайшие двенадцать лет превратился практически в затворника. Работы, созданные им там, считались настолько опасными, что более двух столетий к ним никто не притрагивался. То, что он создал, было результатом его давних тайных увлечений. Когда, наконец, его труды стали известны, мир открыл совершенно новую неизвестную ранее сторону жизни учёного.

James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Потомки обедневших английских аристократов стали распродавать его бумаги, которые долгое время хранились в тайнике».

В 1936-м году экономист Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) купил на аукционе фрагменты тайных записей Ньютона в знак своего восхищения великим математиком.

James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Когда эти вещи появились на аукционе Сотбис, Кейнс решил не допустить того, чтобы эта бесценное для всей Англии наследие попало в частные руки. Сама мысль об этом казалась ему кощунственной».

То, что он обнаружил, заставило его взглянуть на Ньютона по-иному: ни как на рационально мыслящего исследователя и учёного, каким его знали все.

Prof. Robert Iliffe, Director of the AHRC Newton Papers Project: «В конце семидесятых годов семнадцатого века Ньютон замыслил грандиозный проект: он изучил все доступные ему древние источники – греческие, римские, египетские, вавилонские, халдейские – и стал искать в них подтверждение того, что уже тогда людям были известны законы, которые ему удалось открыть».

Ньютон предположил, что в древних цивилизациях имели представление о том, что Земля и кометы вращаются вокруг Солнца. И предки уже тогда познали «Божественную волю», которая сформировала Вселенную. И теперь ему предстоит то же самое.

Ньютоновские исследования различных трансформаций лежат в основе современных физики и химии. А от алхимии берёт начало современная практическая магия. Поверив древним учениям, Ньютон сумел обогнать собственное время и заглянуть в будущее. Эти неизвестные ранее документы помогли воссоединить две стороны ньютоновского гения.

Prof. Lisa Jardine, University College London: «Потребовалось не одно столетие, чтобы история науки смогла принять Ньютона и как алхимика, и как астронома. Вот почему его фигура видится столь противоречивой, и вот почему его работы по алхимии были спрятаны от посторонних глаз».

James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Есть два вида гениальных учёных – просто гении и провидцы. «Просто гений» – это учёный, вникнув в суть открытия которого вы скажете: «Если бы я был поумнее, я бы тоже смог достичь такого». Провидец – это учёный, открытия которого, даже после того, как вы постигли его смысл, остаётся для вас полной тайной. И Ньютон был настоящим провидцем: свои идеи он извлекал словно ниоткуда».

…в последующие два столетия слава Ньютона как одного из «столпов рационального познания» разрасталась всё сильнее, отчасти благодаря заговору молчания его почитателей, ревностно оберегавших репутацию кумира.

Dr. Patricia Fara, Clare College, Cambridge: «Все его манускрипты сложили в два больших сундука, и в восемнадцатом и девятнадцатом веках люди, которые писали о Ньютоне, время от времени изучали их содержимое. И когда они натыкались на что либо, связанное с алхимией или религией, они прятали эти материалы от посторонних глаз, потому что считали, что они могут навредить репутации Ньютона». [T.10.DX]

 

 
     
 

Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «Иисус всю свою жизнь был иудеем – евреем родился, евреем и умер. Думаю, его бы удивили домыслы христианской церкви».

John Lash, mythologist: «В начале века один учёный – знаток Библии, вероятно очень праведный христианин написал следующее: «Нам больше не следует надеяться на то, что живший в Палестине Иисус имеет какое-либо сходство с Иисусом из Библии». Мне кажется, это было жестокое в своей откровенности утверждение, но, возможно, оно было верным».

В мире Иисуса многие могли быть Сынами Божьими: так называли самых благочестивых евреев, следовавших Закону. То же у язычников.

John Lash, mythologist: «Сын Божий – это термин, который использовался в мистериях. К примеру, тех, кого мы сейчас называем «доктор теологии», тогда назвали бы «Сын Божий» – это тот, кто обладает информацией о божественном».

Prof. Keith Hopkins: «Это метафора, которая была распространена по всей Римской империи. Это способ выражения близкой взаимосвязи между человеком и Богом. Иисус никак не мог быть единственным Сыном Божьим».

Peter Gandy, Writer and Historian: «Все, кто что-то собой представлял – император, кто угодно – утверждали, что они Сыны Божьи. И, судя по биографиям, они могли делать примерно то же».

Сын Божий – термин, которым называли не только праведных и просвещённых, но и могущественных. В Древнем Египте каждый фараон был «Сыном Осириса» – сыном бога.

Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Юлий Цезарьсын богини. Он вёл свой род от богов. Так же делали последующие императоры. В Древнем мире идея о том, что человек является Сыном Божьим, была широко распространена. Насколько нам известно, Иисус никогда не именовал себя Сыном Божьим: он, если верить евангелию от Марка, называл себя «Сыном человеческим».

Празднование его рождения с 24-го на 25-е декабря совпадает с днём рождения Солнечного бога Митры – это День зимнего солнцестояния, когда Солнце рождается вновь – «День новорождённого Солнца». День рождения неодолимого Бога Солнца праздновали римляне. Позднее он превратился в Рождество Христа.

Четвёртое евангелие Нового Завета было написано последним – это Евангелие от Иоанна. Это единственное евангелие, в котором говорится о «божественной природе» Христа. Он называется «божеством», «Богом в облике человеческом» и «Единородным Сыном Божиим». Это довольно необычный и радикальный взгляд: один человек рассматривается как воплощение Бога. Что самое удивительное, я не нашла упоминаний об этом необычном евангелии у православных христиан ранее 160-го года нашей эры. Это стало линзой, через которую стали читать все евангелия. Сегодня многие христиане считают, что, конечно, в христианстве Иисус является Сыном Божиим. Но вы не найдёте подобного утверждения у Матфея, Марка или Луки: в их евангелиях вы прочтёте, что Иисус – Мессия – он искупает грехи своего народа, он учит «пути нравственности». Это значит, человек мог быть приверженцем иудаизма и, в то же время, последователем Иисуса. Но в Евангелии от Иоанна утверждается, что Иисус был Сыном Божьим, причём, единственным. Это смелое утверждение появляется в Евангелии от Иоанна. Оно радикально меняет понимание всей концепции христианства». [T.23.IX.5]

*

…евангелие от Фомы, где есть слова Христа.

Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «В начале идёт фраза: «Эти слова сказал Иисус во плоти, а Дидим Иуда Фома записал их. Сказал Он: «тот, кто истолкует эти слова, не вкусит смерти».

Дидим Иуда Фома, что значит Иуда-близнец, был одним из братьев Иисуса».

Позже церковнику превратили Фому в одного из апостолов, не поверивших в воскрешение Христа, в реальность его стигматов.

Prof. Gilles Quispel: «Фому-неверующего теперь называют одним из самых верных учеников Христа. Кто понял брата лучше всех? Судя по евангелию от Фомы – да».

Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Близнецом его называют не в прямом биологическом смысле, но в качестве человека, который читая евангелие, понимает, что может назвать себя близнецом Иисуса».

«Если сказано, что ты мой близнец и верный помощник – Познай себя. Ты должен понять, кто ты. Не знающий себя, не знает ничего. Но тот, кто познал себя, одновременно обретает знание о сущности всего. То, что лежит в тебе, спасёт тебя, если ты осмыслишь его».

Prof. Elaine Pagels,: «Я думаю, что у Фомы это сказано символически: всякий, кто приходит видеть Христа, начинает чувствовать себя Близнецом Христа – Его Божественный образ захватывает пришедшего».

Timothy Freke, Author: «Евангелие от Фомы – это собрание высказываний, обещающих открыть Нечто. То, что будет открыто, ни одно ухо не услышит и не увидит ни один глаз – это ты сам. Себя ты не можешь слышать и видеть – твоя суть, твоё сознание. И это ключ к пониманию сути христианства, или, скажем, язычества – нужно совершить акт самопознания. И в этом состояло великое предначертание, которое бог Аполлон даровал язычникам в Дельфийском оракуле – «Будите разум, познавайте себя». Так же и у христиан – нужно искать ту часть себя, которая не умрёт. Это не поиск того, чего не имеешь ещё: нужно осознать, что ты уже бессмертен, потому что в человеке главное не плоть его. Если ты найдёшь себя, то найдёшь и бога и блаженство – найдёшь Бога в себе.

Главное в человеке не тело, а душа: душа видит рождение, видит смерть и это повторяется много раз, потому что гностики, включая христиан, верили в реинкарнацию. И этот процесс похож на акт пробуждения и засыпания – происходит цикл бесконечной смены тел, но у нас нет постоянного тела – постоянна лишь душа, которая видит всё это. То есть, мы не рождаемся, и поэтому не можем умереть. Многообразие людей сводится лишь к одному – все люди лишь образы, некие фантомы, воплощение высшего Духа. Божественно как бы вселяется в наше сознание, становится сознанием. Есть такое понятие, как «Слепящая Тьма». Что такое Свет, которому не от чего отражаться? – Это Тьма. Свет в чистом виде – это Тьма. Поэтому есть выражение «Слепящая Тьма» – потенциальность в чистом виде – просто Свет, просто Сознание, без осознания чего-то конкретного. Когда появляется предмет осознания как объекта для отражения света, проступают контуры Вселенной. Это как бы Сознание Бога выражается в сознание множества людей – так что все мы – образы, трансляторы Единого сознания Вселенной. То есть, Всего, то есть, Бога».

Prof. Elaine Pagels: «Евангелие от Фомы несёт совсем другой посыл. Иисус представлен как Сын Божий, но и все люди на земле тоже Дети Божьи, которые могут не осознавать этого, потому что не знают, что созданы «по образу божьему». Божественный Свет возник ещё до появления Вселенной, когда Бог сказал: «Да будет Свет». Человечество было создано в потоке этого Света и в евангелии от Фомы Иисус вещает как бы голосом Света».

В евангелии от Фомы содержание важней самого автора, оно написано до появления классического евангелия. И это не просто иной первоисточник веры, но и другая интерпретация Павла. [T.23.IX.6]