ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание). |
||||||
Quintessentia |
||||||
Jean-Pierre Brach, Practical School of Higher Study of Paris: «В представлении греков мир был вечным, а звёзды – богами, состоящими из чистой идеальной неразрушимой материи, которую Аристотель называл КВИНТЭССЕНЦИЕЙ. Квинтэссенция противопоставлялась четырём субстанциям подлунного, то есть земного мира. Та, пятая субстанция была совсем иной, чистой, неразрушимая и из неё состояли небесные тела. На этом убеждении основали всю метафизическую систему. Теология монотеистических систем иудаизма, христианства и ислама базировались на этой космической модели». Michel Toulmonde, Paris Observatory, University of Evry: «…потом он замечает маленькие белые пятна на тёмной стороне и задумывается что же это такое. Он видит крупные пятна, и предполагает, что это рельеф. Но это невозможно! Ведь Аристотель утверждал, что Небесный мир совершенен, он состоит из гладких кристальных поверхностей, значит, на Луне не может быть рельефа. Галилей смотрит на Луну, впервые смотрит глазом исследователя, а не мечтателя. Он замечает рельеф, он полагает, что Аристотель заблуждался, но ещё не думает, что Коперник прав. Он рассматривает изображение Солнца и видит очень яркое пятно на маленьком экране, расположенном перед телескопом. А потом он замечает нечто совершенно новое, что-то похожее на перевёрнутые запятые. На Солнце появляются тёмные пятна. Сначала он думает, что это от линз, но потом понимает, что масштаб пятен изменяется и что за несколько дней пятна перемещаются по поверхности Солнца». Галилей демонстрирует, что пятна становятся более плоскими по мере приближения к краю Солнца и делает вывод, что это очень плоские облака, проходящие у поверхности Солнца. А то, что они уменьшаются у края, пока не истончаются совсем, показывает, что Солнце вращается вокруг своей оси с равномерной скоростью. Конечно, сегодня мы знаем, что эти пятна – зоны охлаждения. Хотя Галилей был не совсем прав, он наносит ещё один удар по официальной теории. Michel Toulmonde, Paris Observatory, University of Evry: «Он делает два открытия. Во-первых: на Солнце есть пятна, что не соответствует теории Птолемея, согласно которой Солнце – звезда, состоящая из чистейший субстанции, как и Луна, и в нём нет изъянов. Таким образом, эти пятна вновь опровергают безоговорочную теорию Аристотеля. И главное, пятна показывают, что Солнце вращается, очень медленно. Один оборот вокруг его оси занимает месяц». Система Аристотеля, которая была принята Церковью на Триденском Соборе в конце 16-го века. [T.10.CLXX]
По описанию Платона, когда подлинное бытие отражается в материи, возникает множество треугольников, равносторонних и прямоугольных равнобедренных, которые затем упорядочиваются в пять видов правильных многогранников; каждый из пяти видов соответствует одному из первоэлементов: тетраэдр – огонь, октаэдр – воздух, икосаэдр – вода, куб – земля, а додекаэдр – элемент неба (впоследствии пятый элемент, quinta essentia, был назван «эфиром» и считался особо тонким живым огнём, из которого состоит небесная сфера и все небесные тела. [B.167]
Ксения ЧЕПИКОВА, PhD, историк, научный журналист, автор книг: «…сгустками, не совсем света, а эфира. До Коперника, и достаточно долго после него в университетах преподавали физику Аристотеля. Аристотель собрал знания древних учёных, имевшиеся на тот момент, объединил их в систему. Это было важно, потому что людям нужна была наука – стройно взаимосвязанная система, где законы функционирования природы: всё устроено и уложено. Аристотелю удалось даже вывести некоторые универсальные закономерности существования Вселенной (неправильные, как мы знаем сегодня, но зато универсальные). Это всем понравилось. По Аристотелю было во Вселенной всего пять элементов, и разделялся мир принципиально на «Земную часть» – «Подлунную часть» мира. До Луны была наша «Земная Подлунная» часть мира. Она состояла из четырёх элементов – земля (самая тяжёлая), вода (на ней), воздух и огонь. Огонь – самый лёгкий: он стремится вверх. Центр Мира – это Земля. Поэтому самый тяжёлый элемент земля – стремился к Центру Мира. Формировалась планета, на ней была вода, над водой был воздух, и огонь стремился вверх. После Луны начинался «Надлунный мир» – это был космический мир, который функционировал совершенно по другим законам. Он был принципиально различен по своей природе от мира Подлунного. И этот космический Надлунный мир состоял из Пятого элемента – чистого эфира (само совершенство). Пятый элемент придумали Платон с Аристотелем». [P.125.557]
|
||||||
Поскольку кельты поклонялись нормандским богам, христианство превратило стоячие камни в кресты, а святые истоки в колодцы. Почему христианство обратилось к ирландским кельтам? Christy Kenneally, BA, BD, TV presenter, scriptwriter and author: «В их фольклоре был образ бога-героя, который был предан, убит и вознесён. Принять смерть и воскрешение Иисуса не было культурным переворотом». А как же старые боги? Истории о старых богах передавались от поколения к поколению и после были написаны христианскими монахами. В таких манускриптах сказания о кельтах, которые описывали их ежедневную жизнь, были переделаны в героические легенды и мифы. Это эпитафия утерянным богам. [T.13.XIV.1]
Из нас любой, пока не умер он, Себя слагает по частям Из интеллекта, секса, юмора И отношения к властям. И. ГУБЕРМАН [B.117.2]
|
||||||
Prof. P. Kyle McCarter, The Johns Hopkins University: «…Яков, Иосиф, Иисус. В первом веке нашей эры это были самые распространенные еврейские мужские имена. По отдельности ни одно из них не привлекло бы большого внимания, но именно их сочетание показалось необычным и интригующим». Изучив надписи на урнах, ученые пришли к выводу, что в первом веке нашей эры примерно 14 % европейских мужчин носили имя Иосиф, 9 % называли Иисусами, и 2 % Иаковами. [T.10.LXXXII]
Holger Kersten, writer on myth, legend, religion and esoteric subjects: «Нам только кажется, что Иисус всегда носил одно и то же имя. Это мы сегодня получаем имя, которое носим всю жизнь, как, например, Мюллер, или Майер, или Керстен. В древности и в Средние века это были прозвища – обозначения для определённого свойства человека. Имена менялись в течении жизни: если кого-то в десятилетнем возрасте звали «Счастливое дитя», то в сорок лет, разумеется, он уже не мог зваться «Дитя», и получал новое определение. И эти определения всегда что-то обозначали. В данном случае Иисус – Иешуа, происходит от «Ишва», то есть, – «Сын Божий» – «Тот, кто приносит на землю Божественные мысли, Благодать». В каждом, где он появляется, свой язык, и его называю по-разному, поэтому и возникает эта неразбериха: его называют, то «Юс», «Осса», то «Ишва», «Ишвара». Про то, что Иссой на Востоке именуют Иисуса Христа, Нотович знал, и теперь насторожился: «Как это «Он был здесь»? Холджер Керстен, историк религии, автор книги «Иисус жил в Индии»: «Я думаю, что Иисус имел большее значение, чем мы Ему приписываем в христианстве. Он был, вероятно, некое подобие Будды-Бодхисатвы. И это можно проследить этимологически: имя Иисуса – Иешуа – происходит от Ишва, что означает Сын Божий, то есть абсолютно тоже самое, что и в христианстве, только с другим подтекстом. В буддизме есть очень важная фигура – «Бодхисатва сочувствия», главное свойство которой распространять сочувствие и любовь к ближнему среди людей». [T.1.XXXIV]
…это пророчество Даниила предвосхищает Откровение Иоанна Богослова и связывает Ветхий Завет с Новым. Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «…арамейское выражение «Барнаша» ( בַּרְנָשָׁא ) – это просто «Тот, кто родился человеком» – не более того. Вот, есть животные, а есть люди. После череды этих диких могучих зверей ведь не случайно до сих пор на гербах многих государств мы видим зверей: не милых-уютных кошечек или уточек – это львы, орлы, могучие хищники, которые способны порвать и уничтожить врага. И вот эта звериная символика она действительно всегда была: империя – это огромный зверь. А Сын Человеческий – это человек, который слаб по сравнению со всеми этими тиграми, львами. Сын Человеческий – это не просто образ израильского народа по сравнению с могучими звероподобными империями древности, но это объяснение самой сути его существования: зачем он нужен, почему он такой особенный – не потому что сильный, не потому что умный, не потому что огромная территория, большие богатства, великие достижения в любой области – а потому что он ведёт себя как человек. Призван, по крайней мере. Далеко не всегда это получается, потому и пророки приходят и дают какие-то свои наставления, а ещё чаще обличения. И вот он перед Богом – Человек: израильский народ – это та часть человечества, которая призвана Богом, та часть человечества, которая должна раскрыть эту весть о Боге всему остальному человечеству». Когда через несколько веков Иисус из Назарета назовёт себя Сыном Человеческим, его слушатели – иудеи – вспомнят о пророчестве Даниила. Знатоки Священного Писания поймут, что это может означать только одно – он и есть тот самый долгожданный царь. Но немногие смогут в это поверить. Из всех иносказательных наименований Мессии сам Христос предпочитает именно это – Сын Человеческий. Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…это древнее выражение Книги Даниила, оно, в каком-то смысле, подразумевало Христа. Оно подразумевало, что однажды родится такой человек, такая личность отдельная, которая воплотит в себе вот эту человеческую сторону служения перед Богом, которая в израильском народе заложена изначально, но, которая, так или иначе, оказывается слишком тяжёлой, сложной для конкретных исторических царей, для всего израильского народа. Но однажды появится человек, который её в полной мере исполнит. Христиане верят, что это Иисус из Назарета». [T.10.DXXXVII.9]
Аркадий КОВЕЛЬМАН, доктор исторических наук: «…мы с вами входим в жизнь не голые, мы входим в жизнь окружёнными вот теми представлениями, теми концепциями, теми мифами, которые формируют нашу личность, и через которые люди судят о нас. Иисус в этом смысле ничем не отличался от всех остальных: степень мифологизации простого человека не меньше, чем степень мифологизации Иисуса. Мессия – это арамейско-греческое переиначивание Машиаха. Иисус действительно пришёл не просто с теми же словами, с которыми пришёл Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) «Покайтесь! Ибо наступают Последние времена». Он пришёл с некоторой идеей. Он пришёл не к праведникам, а к грешникам. Он общался с мытарями и блудницами. И он нашёл своё место между другими течениями иудаизма, которых в это время было очень много. Когда мы говорим об Иисусе, его проповеди, надо понимать в какую эпоху он проповедовал. Он проповедовал ровно в ту эпоху, когда его проповедь стала возможна: это была единственная эпоха в древности, начиная с позднего эллинизма и кончая третьим-четвёртым веками нашей эры, когда люди могли присоединяться к той или иной философской школе, к той или иной партии. И люди не избранные, не интеллектуалы высокого пошиба, а простые люди». [P.125.213]
|
||||||
Вера подобна огню: когда она есть душе тепло и спокойно, когда её нет – душа мечется и не находит себе тихой гавани. Но жаркий огонь веры ещё следует зажечь. И это труд великий и самоубийственный. Из первых проповедников новой христианской веры умерли своей смертью единицы, большинство ждали страшные пытки, смерть на костре, обезглавливание мечом или встреча на арене с голодными хищниками без шансов на спасение. Но первые проповедники, не смотря на очевидный финал земной жизни, всё равно шли к разным народам, чтобы очистить, освятить и согреть их души. Иеромонах Андрей: «Почему именно здесь? Потому что здесь до шестого века проживали иудейские общины. И вот к своим близким, своим родным эти двое, – апостолы, – направили свои стопы. И здесь происходит та проповедь…» Иудеи раньше всех поверили в Единого Бога, а потому для них страстная проповедь апостолов не была неожиданной и непонятной. Вера во Христа не вызывала у них отторжения и неприятия. [T.10.VII.13]
С точки зрения Павла смерть была для Иисуса главной целью всей его жизни. Prof. Geza Vermes, University of Oxford: «Реальный исторический Иисус Павла вообще не интересует. Для него история Иисуса начинается в ночь накануне казни и заканчивается через три дня с Воскрешением. Павел совершенно игнорирует живого Иисуса. Он говорит: «Всё, что я хочу знать – это Христос, Христос распятый и воскресший». Prof. Michael Goulder, University of Birmingham: «По силе воздействия учение Иерусалимской Церкви не может сравниться с проповедью Павла, потому что её Иисус слишком земной, в то время как версия Павла построена на убеждении, что Иисус – воплощение Бога в Человеке. Образ, созданный Павлом, в течение двух тысячелетий безраздельно господствует в христианстве. Он обладал огромной силой и был источником благодати. Но какая ирония судьбы в том, что взгляды людей, которые лучше всех знали Иисуса и могли наиболее достоверно рассказать о нём, стали рассматриваться Церковью как еретические». Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «Естественным кандидатом на эту роль был Иуда, потому что его имя совпадало с названием всего народа. А евангелие в своём повествовании отводит евреям роль народа, предавшего Иисуса». Rev. Sandra Rushing, Author «The Magdalene Legacy»: «В каждой великой легенде должен быть свой козёл отпущения, свой предатель. Без предательства главный герой легенды не стал бы героем». [T.12.XXII]
|
||||||
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский: «…конфликт вокруг личности и учения этого человека начался ещё при Его жизни и продолжается по сей день. Одни признают Его Богом воплотившимся, другие – пророком, незаслуженно возвеличенным своими учениками, третьи – выдающимся Учителем Нравственности, четвёртые говорят, что такого человека вообще не существовало. Иисус Христос не оставил после себя никаких писаний, никакого видимого доказательства своего присутствия. То, что осталось от Него – это группа учеников, которую он назвал «Церковью». Церковь является хранительницей учения Христа и продолжательницей Его миссии на земле. Она – место присутствия Христа. Христианство никогда не существовало без Церкви и вне Церкви. Последовать за Христом всегда означало не просто принять Его учение, но вступить в общину Его учеников. Через Церковь Христос продолжает своё дело, которое, совершившись один раз в прошлом, не перестаёт совершаться в настоящем. Не однажды только преподал Он своим ученикам Тело и Кровь Свою, но всегда преподаёт их верным в таинстве Евхаристии. Не однажды спас Он человечество своим Крестным страданием, Смертью и Воскресением, но всегда спасает. И Церковь воспринимает события из жизни Христа не как факты прошлого, но как события непреходящего значения, не имеющие конца во времени. Именно Церкви принадлежит заслуга создания Канона Нового Завета. Этот Канон включает четыре евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три евангелия в науке называются синоптическими, потому что в них много сходного, местами текстуально идентичного материала. Они подчинены одной и той же хронологической последовательности и описывают, в основном, одни и те же события. Четвёртое евангелие стоит особняком. Оно написано как бы в дополнение к трём, и останавливает внимание читателя не столько на чудесах и притчах Христа, сколько на богословском смысле Его жизни и учения. Слово «Церковь» упоминается в евангелиях лишь однажды: в Евангелии от Матфея рассказывается о том, как проходя через страны Кесарии Филипповой, Иисус спросил своих учеников: «За кого почитают меня люди… (13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16. Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. 17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18. и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; 19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах). Мф. 16 [T.10.CCCVII.1]
…похоже, это мог сказать о себе любой датский мальчик, Кьеркегор, например. Он ещё и не видел пастырей. «Если бы вдруг – пишет он – доподлинно стало известно, что Христа никогда не было, Церковь продолжала бы существовать, как и прежде. И лишь очень немногие смогли бы отказаться от комфортной жизни». [T.10.CDI.42]
Любой мало-мальски грамотный и самостоятельный правитель мог просто поинтересоваться: «А разве Он утверждал должность Папы Римского и Патриарха Константинопольского (тем более что и Константинополя в те времена ещё не было)?» И сделав ещё пару-тройку логических ходов резюмировать: «Так стало быть вы, ребята, – самозванцы. Он дал вам Учение, а норовите превратить его в Деньги и Власть».
|
||||||
ИЕГОВА – ИИСУС
Археологи анализируют рисунки, чтобы лучше понять, что по верованиям древних египтян случится с фараоном после смерти. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Это одна из немногих гробниц (Сети Первого) Долины Царей, которая рассказывает нам как захоронение может сделать царя богом». Древние верили, что в течение дня бог Солнца – Ра, передвигает по небу Солнце, даря жизнь земле. А ночью он спускается в загробный мир и там борется с демонами, которые угрожали Египту. Этот цикл был жизненно важен. Древние египтяне верили, что если он не будет завершён, то Солнце не встанет, Нил остановится, и жизнь закончится. Задача Сети после смерти – помогать богу в его битве. Prof. Melinda K. Hartwig, Georgia State University: «Царь присоединится к солнечному циклу в те часы, когда он находится в загробном мире. И стать частью этого цикла очень важно, поскольку это и является его предназначением в мире ином». Но фараон должен быть уверен в том, что он восстанет после смерти. Художник, которому Сети доверил расписать свою гробницу, не только рассказывает историю: картины включают в себя код, который помогает фараону выполнить свой божественный долг. Одна из самых больших гробниц принадлежит фараону Сети Первому. В ней содержится много информации об отношении древних египтян к жизни после смерти. Prof. Melinda K. Hartwig: «Гробница Сети Первого – одно из самых удивительных захоронений Долины Царей». Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне знали о загробной жизни очень много: они верили в многозадачность». Египетская религиозная философия предполагала, что боги и фараоны могут находиться в нескольких местах одновременно. Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Нам следует понимать, что рациональная и логическая точка зрения пришли к нам от древних греков, а древние египтяне, вместо того, чтобы принимать противоречивую сущность вещей, видели их как две стороны одной монеты». [T.12.XLIX]
|
||||||
Александр ИВАНЧИК, кандидат физико-математических наук: «…в последние пять миллиардов лет наша Вселенная расширяется с ускорением, то есть, в ней есть антигравитация, которая обеспечивается новой формой материи, которую мы тоже не видим. Эту форму материи называют тёмной энергией. Её около семидесяти пяти процентов. И тут, так сказать, первое, про кого вспомнили, это снова про Эйнштейна. То, что он ввёл слагаемое руками, то как он его ввёл в уравнения, оказалось, что это слагаемое, если его перенести из одной части в другую часть уравнения, будет обладать именно таким свойством, отрицательной энергией. Оно будет имитировать вещество, равномерно заполненное во Вселенной с отрицательной энергией, и это вещество назвали вакуумоподобным веществом, квинтэссенцией. Скалярные поля могут имитировать это вещество, и получается так, что на сегодняшний день мы знаем намного больше о Вселенной, чем это знал Эйнштейн. Но, при этом, у нас появились новые загадки, которые необходимо разъяснить – это тёмная материя и тёмная энергия, которые на сегодняшний момент мы не видим никакими способами, кроме как через их гравитационное проявление». [T.10.CI.13]
…проще говоря, алхимики пытались найти формулу для превращения любого металла в золото. Но это всего лишь метафора, скрывающая более глубокие проблемы. Некоторые основы алхимии встречаются в книге Платона «Тимей». В ней греческий философ задаётся вопросом: «Из чего состоит Вселенная? И кто её создал?» Ответ был таким: Вселенную и жизнь составляют четыре элемента – Огонь, Вода, Воздух и Земля в определённых пропорциях. Однако, сама Пропорция есть пятый элемент, который служит для объединения всех остальных – она Душа и Сущность жизни. Целью алхимиков было найти эту священную Пропорцию. …точная формула Гармонии открывает нам состав равновесия Вселенной – нечто могущественное, что управляет нами и даёт нам жизнь. Разные ингредиенты соединены вместе для создания уникального сочетания. Они соединялись пока не образовалась Магма: алхимики и искали этот рецепт – Огонь, Вода, Воздух и Земля. И Пятый элемент… [T.22.XXXVI] * Генетик – один из немногих врачей, который может поставить диагноз, основываясь только на оценке пропорций тела пациента. «Закон: если больше трёх малых аномалий – ищи большой порок». [T.2.LXXVII.3]
|
||||||
Этимологически слово «алкоголь» никакого отношения к напиткам не имеет. Алкоголь (лат. alcohol, от араб. الكحول (al-kuḥl) – «спирт») al-kuhl (араб.) – сурьма. «Куоль» – название порошка сурьмы. Его с давних времён употребляли женщины Ближнего Востока для окраски в чёрный цвет бровей и ресниц. Сурьмить брови было обязательным ритуалом. «Целую гору сурьмяной руды можно разнести на палочках, которыми женщины подмазывают брови» – писал поэт. Каким же образом алкоголь превратился из косметического порошка в спирт? Алхимики считали, что любой металл можно превратить в другой металл, для этого нужно составить специальное вещество. Они представляли его чистейшим порошком. Открытие перегонки дало возможность получать всё более чистые вещества, – эссенции – по латыни «сущности». Высшая степень перегонки – пятая – квинтэссенция, стала называться алкоголем. При этом эссенции мыслились теперь как жидкости, потому что для алхимиков высшим способом превращения стала перегонка. [T.10.I.5]
Они отправлялись в путь зимой 1761-го года. Они погрузили на «Грюнланд» астролябию, микроскоп, стеклянные сосуды, чертёжную бумагу, льняную ткань для фильтрования. И неизменного спутника естествоиспытателя – спирт. Линней всегда мечтал об Аравии. Также как чайное дерево из Китая, он хотел заполучить бальзам деревьев рода камифора. Они считались Даром божьим, исцелявшим от всех болезней. Из них получали миро, которым совершали помазание избранных. [T.10.CCXXX]
|
||||||
ИУДА
( יְהוּדָה ) [yәhûdā] Иуда: (1) четвёртый сын Иакова (от Лии); (2) племя, носящее его имя; (3) южное царство со столицей в Иерусалиме, образовавшееся после распада объединённой монархии Саула – Давида – Соломона и отделения севера (Израильского царства) [B.18]
Алексей КАРА-МУРЗА, кандидат исторических наук, доктор философских наук: «Вы знаете, что был момент, когда власть Сталина висела на волоске, причем, когда он, казалось бы, приближался к единоличной. На мой взгляд, все данные, если внимательно читать стенограммы допросов... Понятно, что все постановочные были процессы, но некоторые вещи не подделаешь. Просто они, эти показания попадали в жилу официальной версии, и поэтому пришли в достаточно аутентичном виде, серьёзные историки такие вещи умеют расшифровывать. Например, там правый уклон – конечно, ни Бухарчик, ни Томский, ни Угланов и не Рыков были оппонентами. Была всесильная Госбезопасность во главе с Ягодой. А у нас иногда его тоже за дурачка такого, чуть ли не марионетку Сталина. А, ведь, выясняется, сейчас, кстати, книги хорошие опубликованы, Ягода тогда претендовал на главную роль в государстве. И у него были основания, он ещё при Ленине, ещё до того, как возвышался Сталин, он уже был управделами ВЧК, он знал всё. И Бухарина он хотел, говорил «Это будет мой Геббельс» – это неоднократные перекрёстные источники это показывают. Могла так история России случиться. Кстати, он родом из Рыбинска так же, как и Андропов, такое местечко, да? Так вот, Рыбинск могли переименовать в Ягоду, Ягодицк какой-нибудь. И жили бы, и верили бы. А почему нет? Но Сталин оказался круче. И. может быть, кому-то это очень нравится. Вот такая, знаете, почему нравятся успешные люди?» [P.97.37]
Ге́нрих Григо́рьевич Яго́да (наст. имя – Енон Гершонович (или Енох Гершенович) Иегуда Родился 7 (20) ноября 1891 года в Рыбинске в еврейской ремесленной семье. Семья Ягоды была связана родственными отношениями с семьёй Свердловых. …ему пришлось принять православие и формально отказаться от иудаизма. [P.100.61]
|
||||||
Преимущество ה (He). Адепта не может застать врасплох судьба; его не удручает несчастье; его не побеждают враги. Это значит, что он знаком с реакциями основных законов Логики (метафизическая судьба), с людскими Паралогизмами (метафизические несчастья) и с людскими Софизмами (метафизические враги). Это значит, что он знает Карму своего воплощения; знает законы эволюции собственного астрала и тайну противодействия, равного действию. Это значит, что и в буквальном смысле слова его не могут тревожить перемены фаз физического бытия, и он не боится разрушения того, что заведомо считает иллюзорным. ГОМ [B.27]
antistrephōn, ontos m (греч.) антистрефонт, ложное умозаключение (софизм), которое может приводить к двум противоположным друг другу выводам AG. [B.32]
captio, ōnis f [capio] 1) уловка, хитрость, обман (in captionem incidere Q); 2) ложное доказательство, софизм (с. sophistica AG); 3) ловушка (laqueus et c. Vlg); вред, ущерб (ne quid captioni mihi sit Pl); 4) получение, взимание (pignŏris G). [B.32]
|
||||||
Ньютон снова укрылся от враждебного ему мира. Запершись в своём жилище в Кембридже, он на ближайшие двенадцать лет превратился практически в затворника. Работы, созданные им там, считались настолько опасными, что более двух столетий к ним никто не притрагивался. То, что он создал, было результатом его давних тайных увлечений. Когда, наконец, его труды стали известны, мир открыл совершенно новую неизвестную ранее сторону жизни учёного. James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Потомки обедневших английских аристократов стали распродавать его бумаги, которые долгое время хранились в тайнике». В 1936-м году экономист Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) купил на аукционе фрагменты тайных записей Ньютона в знак своего восхищения великим математиком. James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Когда эти вещи появились на аукционе Сотбис, Кейнс решил не допустить того, чтобы эта бесценное для всей Англии наследие попало в частные руки. Сама мысль об этом казалась ему кощунственной». То, что он обнаружил, заставило его взглянуть на Ньютона по-иному: ни как на рационально мыслящего исследователя и учёного, каким его знали все. Prof. Robert Iliffe, Director of the AHRC Newton Papers Project: «В конце семидесятых годов семнадцатого века Ньютон замыслил грандиозный проект: он изучил все доступные ему древние источники – греческие, римские, египетские, вавилонские, халдейские – и стал искать в них подтверждение того, что уже тогда людям были известны законы, которые ему удалось открыть». Ньютон предположил, что в древних цивилизациях имели представление о том, что Земля и кометы вращаются вокруг Солнца. И предки уже тогда познали «Божественную волю», которая сформировала Вселенную. И теперь ему предстоит то же самое. Ньютоновские исследования различных трансформаций лежат в основе современных физики и химии. А от алхимии берёт начало современная практическая магия. Поверив древним учениям, Ньютон сумел обогнать собственное время и заглянуть в будущее. Эти неизвестные ранее документы помогли воссоединить две стороны ньютоновского гения. Prof. Lisa Jardine, University College London: «Потребовалось не одно столетие, чтобы история науки смогла принять Ньютона и как алхимика, и как астронома. Вот почему его фигура видится столь противоречивой, и вот почему его работы по алхимии были спрятаны от посторонних глаз». James Gleick, Author «Isaac Newton»: «Есть два вида гениальных учёных – просто гении и провидцы. «Просто гений» – это учёный, вникнув в суть открытия которого вы скажете: «Если бы я был поумнее, я бы тоже смог достичь такого». Провидец – это учёный, открытия которого, даже после того, как вы постигли его смысл, остаётся для вас полной тайной. И Ньютон был настоящим провидцем: свои идеи он извлекал словно ниоткуда». …в последующие два столетия слава Ньютона как одного из «столпов рационального познания» разрасталась всё сильнее, отчасти благодаря заговору молчания его почитателей, ревностно оберегавших репутацию кумира. Dr. Patricia Fara, Clare College, Cambridge: «Все его манускрипты сложили в два больших сундука, и в восемнадцатом и девятнадцатом веках люди, которые писали о Ньютоне, время от времени изучали их содержимое. И когда они натыкались на что либо, связанное с алхимией или религией, они прятали эти материалы от посторонних глаз, потому что считали, что они могут навредить репутации Ньютона». [T.10.DX] * Мне становилось всё труднее вылущивать мир магии из того, что мы называем сегодня миром точных измерений. Я вновь сталкивался с людьми, о которых ещё в школе говорили, что они несут свет математики и физики в дебри суеверий, и обнаруживал, что свои открытия они делали, опираясь, с одной стороны, на лабораторию, а с другой – на Каббалу. Возможно, всю истерию я читал по-новому, глазами сатанистов? Однако вскоре мне в руки попались подлинные тексты, где рассказывалось о том, как физики-позитивисты прямо с университетской скамьи спешили на десерт посетить сеансы медиумов и собрания астрологов и каким образом Ньютон открыл закон всемирного тяготения, веря в существование оккультных сил (я вспомнил его исследования по космологии розенкрейцеров). Умберто ЭКО [B.158.1]
|
||||||
…евреи – ученики и последователи Христа – ещё не называли себя христианами. Однако раннее христианство теснейшим образом было связано с иудейской средой того времени хотя бы уже потому, что сам Иисус вышел именно из этой среды. У Иисуса была мать иудейка Мириам, он говорил на древнееврейском и арамейском языках. Когда ему исполнилось восемь дней, над ним был совершён обряд обрезания. Иисус, как мы знаем из текстов Нового Завета, соблюдал субботу и посещал Храм. Как доказывают современные знатоки иудейской письменности того времени, своё учение излагал тем же языком, приводил те же примеры, что и раввины той эпохи. История человечества здесь сконцентрирована. Не случайно здесь произошёл взрыв, изменивший сознание мира, по крайней мере европейского и арабского. Отсюда, из среды очень маленького народа, вышел Великий Учитель Иешуа. Он говорил на языке, понятном современному израильтянину. Он жил в этой культуре – носил ту же одежду, ел ту же еду, выполнял все предписания иудейской религии, которой придерживался. Первые его ученики были в некотором смысле иудеями-протестантами. Христианство – этого слова первые ученики Иисуса, двенадцать его апостолов, вообще не знали – начиналось как реформированный иудаизм. Лишь столетие спустя оно порвало свою пуповину, уйдя в мир греческий, римский, малоазиатский. Иерусалимская община последователей Иешуа, во главе которой стоял апостол Иаков, существовала несколько десятилетий. Именно эта община была церковью-матерью для всех последующих христианских общин, именно на её языке – древнееврейском с примесью арамейского – осуществилась та пасхальная встреча Учителя с учениками, которая в христианском мире называется Тайной Вечерей. Иисус был настоящим иудеем, который в своей проповеди призывал выполнять заповеди, но считал, что одного исполнения – мало, и только любовь – единственный ответ человека Богу, и главное в поведении человека – непричинение зла другому, сострадание и милосердие. Учитель призывал к расширению любви. Он не давал никаких новых догматов, и новизна его учения заключалась в том, что Любовь Он ставил выше Закона… Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]
Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «Иисус всю свою жизнь был иудеем – евреем родился, евреем и умер. Думаю, его бы удивили домыслы христианской церкви». John Lash, mythologist: «В начале века один учёный – знаток Библии, вероятно очень праведный христианин написал следующее: «Нам больше не следует надеяться на то, что живший в Палестине Иисус имеет какое-либо сходство с Иисусом из Библии». Мне кажется, это было жестокое в своей откровенности утверждение, но, возможно, оно было верным». В мире Иисуса многие могли быть Сынами Божьими: так называли самых благочестивых евреев, следовавших Закону. То же у язычников. John Lash, mythologist: «Сын Божий – это термин, который использовался в мистериях. К примеру, тех, кого мы сейчас называем «доктор теологии», тогда назвали бы «Сын Божий» – это тот, кто обладает информацией о божественном». Prof. Keith Hopkins: «Это метафора, которая была распространена по всей Римской империи. Это способ выражения близкой взаимосвязи между человеком и Богом. Иисус никак не мог быть единственным Сыном Божьим». Peter Gandy, Writer and Historian: «Все, кто что-то собой представлял – император, кто угодно – утверждали, что они Сыны Божьи. И, судя по биографиям, они могли делать примерно то же». Сын Божий – термин, которым называли не только праведных и просвещённых, но и могущественных. В Древнем Египте каждый фараон был «Сыном Осириса» – сыном бога. Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Юлий Цезарь – сын богини. Он вёл свой род от богов. Так же делали последующие императоры. В Древнем мире идея о том, что человек является Сыном Божьим, была широко распространена. Насколько нам известно, Иисус никогда не именовал себя Сыном Божьим: он, если верить евангелию от Марка, называл себя «Сыном человеческим». Празднование его рождения с 24-го на 25-е декабря совпадает с днём рождения Солнечного бога Митры – это День зимнего солнцестояния, когда Солнце рождается вновь – «День новорождённого Солнца». День рождения неодолимого Бога Солнца праздновали римляне. Позднее он превратился в Рождество Христа. Четвёртое евангелие Нового Завета было написано последним – это Евангелие от Иоанна. Это единственное евангелие, в котором говорится о «божественной природе» Христа. Он называется «божеством», «Богом в облике человеческом» и «Единородным Сыном Божиим». Это довольно необычный и радикальный взгляд: один человек рассматривается как воплощение Бога. Что самое удивительное, я не нашла упоминаний об этом необычном евангелии у православных христиан ранее 160-го года нашей эры. Это стало линзой, через которую стали читать все евангелия. Сегодня многие христиане считают, что, конечно, в христианстве Иисус является Сыном Божиим. Но вы не найдёте подобного утверждения у Матфея, Марка или Луки: в их евангелиях вы прочтёте, что Иисус – Мессия – он искупает грехи своего народа, он учит «пути нравственности». Это значит, человек мог быть приверженцем иудаизма и, в то же время, последователем Иисуса. Но в Евангелии от Иоанна утверждается, что Иисус был Сыном Божьим, причём, единственным. Это смелое утверждение появляется в Евангелии от Иоанна. Оно радикально меняет понимание всей концепции христианства». [T.23.IX.5] * …евангелие от Фомы, где есть слова Христа. Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «В начале идёт фраза: «Эти слова сказал Иисус во плоти, а Дидим Иуда Фома записал их. Сказал Он: «тот, кто истолкует эти слова, не вкусит смерти». Дидим Иуда Фома, что значит Иуда-близнец, был одним из братьев Иисуса». Позже церковнику превратили Фому в одного из апостолов, не поверивших в воскрешение Христа, в реальность его стигматов. Prof. Gilles Quispel: «Фому-неверующего теперь называют одним из самых верных учеников Христа. Кто понял брата лучше всех? Судя по евангелию от Фомы – да». Prof. Elaine Pagels, Princeton University: «Близнецом его называют не в прямом биологическом смысле, но в качестве человека, который читая евангелие, понимает, что может назвать себя близнецом Иисуса». «Если сказано, что ты мой близнец и верный помощник – Познай себя. Ты должен понять, кто ты. Не знающий себя, не знает ничего. Но тот, кто познал себя, одновременно обретает знание о сущности всего. То, что лежит в тебе, спасёт тебя, если ты осмыслишь его». Prof. Elaine Pagels,: «Я думаю, что у Фомы это сказано символически: всякий, кто приходит видеть Христа, начинает чувствовать себя Близнецом Христа – Его Божественный образ захватывает пришедшего». Timothy Freke, Author: «Евангелие от Фомы – это собрание высказываний, обещающих открыть Нечто. То, что будет открыто, ни одно ухо не услышит и не увидит ни один глаз – это ты сам. Себя ты не можешь слышать и видеть – твоя суть, твоё сознание. И это ключ к пониманию сути христианства, или, скажем, язычества – нужно совершить акт самопознания. И в этом состояло великое предначертание, которое бог Аполлон даровал язычникам в Дельфийском оракуле – «Будите разум, познавайте себя». Так же и у христиан – нужно искать ту часть себя, которая не умрёт. Это не поиск того, чего не имеешь ещё: нужно осознать, что ты уже бессмертен, потому что в человеке главное не плоть его. Если ты найдёшь себя, то найдёшь и бога и блаженство – найдёшь Бога в себе. Главное в человеке не тело, а душа: душа видит рождение, видит смерть и это повторяется много раз, потому что гностики, включая христиан, верили в реинкарнацию. И этот процесс похож на акт пробуждения и засыпания – происходит цикл бесконечной смены тел, но у нас нет постоянного тела – постоянна лишь душа, которая видит всё это. То есть, мы не рождаемся, и поэтому не можем умереть. Многообразие людей сводится лишь к одному – все люди лишь образы, некие фантомы, воплощение высшего Духа. Божественно как бы вселяется в наше сознание, становится сознанием. Есть такое понятие, как «Слепящая Тьма». Что такое Свет, которому не от чего отражаться? – Это Тьма. Свет в чистом виде – это Тьма. Поэтому есть выражение «Слепящая Тьма» – потенциальность в чистом виде – просто Свет, просто Сознание, без осознания чего-то конкретного. Когда появляется предмет осознания как объекта для отражения света, проступают контуры Вселенной. Это как бы Сознание Бога выражается в сознание множества людей – так что все мы – образы, трансляторы Единого сознания Вселенной. То есть, Всего, то есть, Бога». Prof. Elaine Pagels: «Евангелие от Фомы несёт совсем другой посыл. Иисус представлен как Сын Божий, но и все люди на земле тоже Дети Божьи, которые могут не осознавать этого, потому что не знают, что созданы «по образу божьему». Божественный Свет возник ещё до появления Вселенной, когда Бог сказал: «Да будет Свет». Человечество было создано в потоке этого Света и в евангелии от Фомы Иисус вещает как бы голосом Света». В евангелии от Фомы содержание важней самого автора, оно написано до появления классического евангелия. И это не просто иной первоисточник веры, но и другая интерпретация Павла. [T.23.IX.6]
|
||||||
Как мы видим, у назореев руководство общиной осуществляли люди, приходившиеся так или иначе родственниками Иисусу. Они вошли в историю христианства как «наследники». У них было собственное евангелие на арамейском языке, и они из династических соображений распространяли версию о происхождении Иисуса от колена Давидова. Иерусалимская группа назореев просуществовала до 132 года, когда вспыхнуло иудейское восстание под руководством Бар-Кохбы и Иерусалим был разрушен до основания. Бегство в Пеллу и разрушение Иерусалима были как бы вехами, разделившими историю христианства на два периода: иудаистский и иудео-эллинистический. Центрами нового религиозного движения стали теперь такие города Ближнего Востока, как Антиохия, Эфес, Тарс, а кроме того, Коринф, Александрия и, разумеется, Рим. Словом, крупные очаги еврейской диаспоры. В иудео-христианские общины вливались теперь греки, сирийцы и представители других народностей, а вместе с ними в христианство проникали влияния эллинизма, особенно его религиозных мистерий, основанных на мифах об умирающих и воскресающих богах. К концу первого века христианская устная традиция оторвалась от иудаистского корня и начала вести самостоятельное существование. Она писалась фантазией сотен тысяч новых приверженцев Иисуса, живших в мире эллинизма, далёком от иудейской Палестины. И именно из сочетания этих двух традиций – иудаистской и эллинистической – родились многочисленные евангелия, деяния, послания, использованные в дальнейшем церковью для составления Нового завета. В этом хаотическом богатстве анекдотов, притч и фантастических легенд трудно усмотреть какое-либо координирующее влияние. Напротив, христианские сочинения того времени в целом свидетельствуют об исключительной произвольности сказаний, связанных с личностью Христа. Зенон КОСИДОВСКИЙ [B.177.1]
|
||||||
Антон БИРЮКОВ, астрофизик, кандидат физико-математических наук: «Абсолютно чёрное тело, оно, на самом деле, не чёрное. Во всяком случае не «чёрное» в нашем обыденном понимании. Потому что мы с вами тоже, в каком-то смысле, абсолютно чёрные тела. Нагретый кусок металла, который светится – он тоже «абсолютно чёрный» с хорошим приближением. Наше Солнце – звезда, которая светится очень ярко – тоже в хорошем приближении это «абсолютно чёрное тело». И так далее. «Абсолютно чёрное тело» – это физический термин. Именно поэтому он может запутать обычного обывателя. В девятнадцатом веке Густав Кирхгоф, исследуя то, как излучают, как нагреваются твёрдые тела, установил очень интересное соотношение. Закон Кирхгофа гласит, что то тело, которое очень легко поглощает свет, поглощает электро-магнитные волны, кванты электро-магнитного излучения, очень хорошо их и излучает. Соотношение излучательной и поглощательной способности всегда находится в некотором балансе и, более того, отношение того, что называется «коэффициентом излучения» (некая количественная характеристика, которая описывает излучательную способность тела) и «коэффициента поглощения» – это некоторая универсальная функция, зависящая только от температуры тела, и не зависит от его химического состава, от его внутренней структуры, атомного состава, формы этого тела, массы этого тела, объёма и так далее. Вот это, собственно, есть Закон Кирхгофа. В принципе он достаточно логичен. Вот этот Закон Кирхгофа сказал о том, как должно выглядеть излучательная способность, в общем-то, любого нагретого тела. Если представить себе, что тело может поглощать любой квант излучения любой длины волны, которая на него падает, то окажется, что у него излучательная способность не равна нулю, и надо будет определяться именно вот этой универсальной функцией из Закона Кирхгофа. Сам Кирхгоф, кстати, не записал, что это за функция (как она выглядела), но он сказал тот факт, что эта функция существует. Так вот «Абсолютно чёрное тело» – это тело, которое поглощает любой квант света, который на него попал, но при этом оно излучает такое же количество энергии в виде уже других квантов, которые несут другую энергию с другой длиной волны, но в сумме в единицу времени оно излучает точно такое же количество энергии, которое на него упало. То есть, «Абсолютно чёрное тело» – это тело, которое находится в равновесии с излучением, которое его окружает. Такие тела вполне могут светиться – вот, наше Солнце: вещество в атмосфере нашего Солнца находится в таком состоянии. В принципе, они могут «светиться» не обязательно в видимом диапазоне». [P.125.607]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а какой, кстати, День? Вот есть такое понятие: «День Господень». Очевидно, израильтянам оно было хорошо известно. День, когда Господь установит своё правление, свою справедливость, свою правду, свою истину явит людям. И они ждали этого, наверное, с нетерпением. «Горе ждущим Дня Господня! На что вам День Господень? Он – тьма, а не свет! Как будто кто убежал ото льва – а встретил медведя; как будто пришёл домой и опёрся о стену – а его укусила змея. День Господень – разве он свет, а не мрак? Он тьма, в нём сияния нет» (Ам.5:18–20) Как можно такое сказать о Дне Господнем? А даже не праздники: праздник каждый год бывает – мы лишь вспоминаем что-то. Когда Господь должен одолеть врагов. «Для вас он будет тьмой» – говорит Амос». [P.125.482] ** |
||||||
** Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Потому что дела его были лукавы, а дела его брата – праведны» (1Ин.3:12) Вот это разделение с самого начала человечества: два брата – дети первых родителей – и уже это разделение присутствует, и уже праведник становится жертвой лукавого. У Иоанна всегда такое жёсткое разделение на «плюс и минус», на «свет и тьму», и вот здесь он снова его выводит». [P.125.594] * Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Кто принял Сына, принял и жизнь, а у кого нет Сына Божьего – нет и жизни» (1Ин.5:12) И опять вот это очень жёсткое разделение у Иоанна на «Свет и Тьму», «плюс и минус», «любовь и ненависть». И всё на одной стороне только находится. …вероятно, вот при этой жёсткой такой дихотомии, при делении на «свет и тьму» у Иоанна идёт речь о грехе, когда человек отсекает себя от Бога, когда человек отказывается от веры в Иисуса». [P.125.600]
|
||||||
С помощью рентгеновских, электронных и других способов проникновения в глубь вещества установлено, что многие свойства обусловлены не особенностями отдельных атомов, а строением их совокупности – кристаллов. Они возникают под воздействием сил связи между атомами и характерны расположением их в определённом порядке, который неодинаков по разным направлениям. Чем интенсивнее эти силы, тем плотнее соприкасаются атомы. Самая плотная их упаковка достигается при кубической гранецентрированной структуре, где каждый атом окружён 12 ближайшими соседями – восемь атомов расположены в вершинах куба и ещё шесть по одному в центре каждой его грани. Такое строение имеют платина, иридий, палладий, родий, а также золото, серебро, свинец и некоторые другие металлы. Рутений и осмий обладают менее совершенной гексагональной структурой, что и обусловливает меньшее их по сравнению с другими членами семьи «благородство». Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Аристотель создаёт некую умозрительную сущность, которую мы все знаем, но не всегда с ним связываем. Аристотель говорит, что весь мир по большому счёту – это перетекание или метаморфоза (изменение формы) четырёх элементов: Земли, Воды, Воздуха и Огня. Две формы восходящие – Огонь и Воздух, и две формы нисходящие – это Вода и Земля, и ими создан этот мир. Это всё Подлунный мир. А для Надлунного мира характерна пятая сущность – та самая, о которой мы говорим «substantia sine qua non». Пятая субстанция – это эфир. Это выдуманная субстанция. Но она, как бы, открыта Аристотелем. Эфир – это субстанция Вечного мира». [P.125.113]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и он отверг, надо сказать, очень рационально, то, что мы все тоже употребляем, часто не думая над смыслом этого слова, слова «квинтэссенция». Как говорил Аристотель, эфир был очень нужен, как материя Неба. Иоанн Филопон говорит, что никакой «пятой сущности» нет: всё сотворённое имеет одну и ту же природу». [P.125.127]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Птолемей и Аристотель предложили схему. Проверкой в христианской традиции этой схемы является Писание: если аристотелево-птолемеевская система соответствует Писанию, то всё в порядке. И именно это предлагает людям модель, в которой, естественно, Земля находится в центре Мира, потому что Землю сотворил Бог для человека, так думают философы. …есть Небесные космические сферы, они состоят из Эфира – из пятого вещества – квинтэссенции. Вот из него состоят эти Небесные, сферы и идеальные круглые тела, светящиеся или отражённым светом, они вращаются в этих сферах. Собственно говоря, такова модель, которую все признавали». [P.125.135]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…он следует здесь Иоахиму Флорскому – одному из средневековых западных мистиков. В мире три Завета, которые исторически сменяют друг друга. Первый Завет – это Бог в мире – это язычество. И это не так плохо. Второй – это Бог в человеке – христианство. Но это индивидуализм. …и поэтому будущий Третий Завет – это Дух в соединении Логоса с Космосом в едином соборном существе – Богочеловечестве». [P.125.185]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Климент Александрийский в своём Приуготовлении к крещению, говорил, что Христос – истинный иерофант. А иерофант – это тот, кто ведёт таинства, тот, кто посвящает в таинства, тот, кто руководит таинствами. Иерофант – это главный священнослужитель Элевсина. Он так и носил это имя «иерофантос», то есть, «ведущий к священному». [P.125.234]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в третьей главе Гаудапада объясняет, почему душа (джива) и Брахман – это Одно. Так же, как он объясняет эфир – акаша – это субстанция, которую называли эфиром. Пятая субстанция в Индии. Можно назвать её воздухом. …как эфир пронизывает всё: он есть и в сосуде, и вне его. И, когда сосуд разбивается, эфир сосуда становится одно с эфиром пространства. Так же и душа – джива – после разбития сосуда тела становится одно с Брахманом, но только потому, что она и была Брахманом. В действительности никаких джив нет. Они никогда не рождались, это только грёза. Атман всегда равен Брахману, только не сознаёт этого и из-за этого страдает в этом мире». [P.125.563]
|
||||||