ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание). |
||||||
Magister Arcanorum (Учитель Арканов) |
||||||
praeceptor, ōris m [praecipio] 1) наставник, учитель (philosophiae Nep; recti bonique Pt); 2) повелитель, правитель AG. [B.32]
paedagōgus, ī m (греч.) 1) слуга, приставленный к ребёнку для надзора и сопровождения («дядька») Рl, С, Sen; 2) руководитель, учитель, наставник, воспитатель Pl, Sen: paedagogi vultus Su (недовольная) мина наставника; 3) шутл. ухаживатель, провожающий свою возлюбленную в школу и обратно Ter. [B.32] * παιδ-ᾰγωγός ὁ 1) раб, провожавший ребёнка в школу и обратно, приставленный к ребёнку слуга Her., Plat., Eur.; 2) воспитатель, наставник Plat., NT, Plut.; 3) руководитель, вождь (δημοκρατίας Plut.). [B.169]
γραμμᾰτιστής, οῦ ὁ 1) писец, письмоводитель, секретарь Her., Plat.; 2) преподаватель грамоты, школьный учитель Xen.: ἐν γραμματιστοῦ Plat. в школе. [B.169]
διδάσκᾰλος, ὁ и ἡ 1) учитель(ница), преподаватель(ница), наставник (наставница) (μαντείης HH.; τέχνης πάσης βροτοῖς Aesch.): δ. οὐδενὸς πώποτ’ ἐγενόμην Plat. я никогда не был ничьим учителем; εἰς διδασκάλων или διδασκάλου (sc. οἶκον) Plat. в школу; ἐν διδασκάλων (sc. οἶκῳ) Plat. в школе; (ἐκ) διδασκάλων (sc. οῖκου) Plat. из школы; 2) театр. (тж. χοροῦ δ.) постановщик, преимущ. тж. автор трагедий, поэт (πάντες ἐσμὲν οἱ διδάσκαλοι Μουσάων θεράποντες Arph.).
ἀλείπτης, ου (ᾰ) ὁ 1) алипт, умащиватель, учитель гимнастики (натиравший тела своих учеников маслом) Arst., Polyb., Plut.; 2) перен. учитель, наставник (τῶν πολιτικῶν Plut.; τῆς κακίας Sext.). [B.169]
λογιστής, οῦ ὁ 1) знаток счёта, учитель арифметики Plat.; 2) логист, член логистерия (контрольного органа в Афинах в составе десяти λογισταί - по одному от каждой аттической филы, - который проверял финансовые отчёты должностных лиц) Dem.; 3) ценитель, критик, судья: καταστῆναι δίκαιος λ. τινος Dem. суметь справедливо оценить что-либо. [B.169]
παιδευτής, οῦ ὁ 1) воспитатель, наставник, учитель Plat., NT, Plut.; 2) каратель NT. [B.169]
|
||||||
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…здесь нужно чётко выделить два центра или два таких вот полюса в западном мире. Первый полюс – это сам Рим, в котором традиционно изучаются «отцы», и были такие коллегии, посвящённые «отцам». «Отцы» изучаются в составе Предания Церкви католической и здесь, разумеется, первая глава отдана латинским отцам. Во вторую очередь изучаются греческие. Но, тем не менее, «отцы» изучаются, как часть Предания – как первый этап церковного нравоучения, впоследствии продолженного «учителями», как их называют по-латински «докторе». Доктор – это учитель по-латински». [P.149] * doctor, ōris m [doceo] учитель (Plato, Xenocratis d. C); преподаватель (sapientiae C; liberalium artium Su); в средние века преим. учитель богословия, причём наиболее выдающимся присваивались особые эпитеты: D. gentium = Paulus; quattuor Doctores = Ambrosius, Augustinus, Gregorius I и Hieronymus; D. Seraphicus ( = Bonaventura ), D. Angelicus ( = Thomas Aquinas), D. Mirabilis ( = Roger Bacon), D. Subtīlis ( = Duns Scotus) и пр. [B.32] Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…по-гречески слово «пресвитерос / πρεσβύτερος» обозначает «старший» и одновременно имеет с точки зрения церковного устроения ещё один перевод, как «пресвитер-священник». [P.149] (3) * I πρεσβύτερος 3 compar. к πρέσβυς I. [B.169] II πρεσβύτερος ὁ 1) старец NT; 2) старейшина NT; 3) предок (ἡ παράδοσις τῶν πρεσβυτέρων NT). [B.169] πρεσβυτέρως с бо́льшим уважением, в большем почёте: τί τινος π. τιμᾶν Plat. ставить что-либо выше чего-либо. [B.169]
|
||||||
Высказывание Платона «Знание было утрачено с появлением книги» имеет иной смысл: книга бледна по сравнению с эзотерическим общением ученика и учителя. Многие знания не могут быть обнародованы. Л. ОРТЕГА, испанский художник, философ [A.1]
Историки образования сходятся на том, что классная доска появилась в Европе в конце семнадцатого века под влиянием идей чешского просветителя Яна Коменского. Чтобы знания были доступны всем, он разработал классно-урочную систему, которая существует и поныне. Раньше учитель занимался с каждым учеником отдельно, теперь он обращался ко всем ребятам. Задание для всех легче было писать на доске. Эти и другие идеи Коменского привёз в Россию его последователь Теодор Янкович де Мириево (Jankovic Mirijevski). По просьбе Екатерины Второй, он провёл школьную реформу. В результате появились экзамены, каникулы, классный журнал и доска, общедоступные школы и профессиональные педагоги. [T.10.I.21]
|
||||||
Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «В 391-м году нашей эры римский император Феодосий издал указ о закрытии всех языческих храмов империи. Для египтян это была настоящая катастрофа. Ведь для них эти храмы были не только местом преклонения, это были их школы, университеты, библиотеки, больницы, залы суда – это были культурные центры. Их закрытие привело к официальному концу старых порядков и исчезновению письменного языка. Несколько столетий спустя, пришедшая сюда новая религия – ислам положила конец и разговорному языку…». [T.12.XII]
|
||||||
…но, безусловно, что Моисей выполнил свою выдающуюся миссию. Это достижение предполагает первое реальное представление о том, кем был Моисей, – выдающимся вождём народа. Пожалуй, то, что Моисей вырос при дворе фараона, могло сослужить ему хорошую службу. Prof. James K. Hoffmeier, Egyptologist, Wheaton College, Illinois: «При дворце существовало особое заведение, так сказать, царский лицей. Там учили читать и писать. Это можно сравнить с образованием в Оксфорде или Кембридже. Вполне вероятно, что Моисей тоже прошёл эту школу. Безусловно, в этом есть смысл. Если он был учеником в царской школе, значит, он умел читать и писать. Он мог стать идеальным кандидатом для записи законов, дневников путешествий». Это могло бы объяснить, почему археологические находки так совпадают с библейскими текстами. Библия остаётся основой веры для двух третей населения Земного шара, современность так же заново раскрывает её как инструмент для понимания истории. [T.12.XVIII]
Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Через тридцать семь лет после смерти Иисуса на кресте, римляне разрушили Иерусалим и уничтожили Иерусалимский Храм. И тогда иудейская религия переориентировалась на ожидание прихода Мессии, ожидание восстановления Храма. Чтобы память о том, как всё должно правильно происходить не потерялась, возник институт Учителей-книжников – раввинов. На самом деле это потомки тех, кого мы понимаем и называем как фарисеев». [T.11.XVIII]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…само слово «фарисеи» восходит к глаголу «прас» ( פָּרַשׁ ), который обозначает «отделять, разделять». То есть, фарисеи считались «отделёнными», потому что нужно было выполнить все требования закона, и по этому поводу фарисеи отделялись от остальных, которые не считали, что всё нужно выполнять». [P.153/8] ** |
||||||
** Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…в 516 г. был освящен Второй Храм, и что происходило до того момента, как Александр Македонский приходит на Восток, несёт с собой эллинизацию, идею создания культуры персо-эллинов, то, чему учил Аристотель – его учитель. Вот этот промежуток мы очень плохо знаем. Очень мало документов. И очень сложно сказать, что происходило внутри самой общины, насколько там были разделения. Говорят, что были какие-то протофарисеи, такие ревнители Закона, какие-то ригористы особые, наверное правильнее их назвать ревнителями Закона, фарисеи, скорее, ревнители традиции. Но документально от них нет ничего. Какие-то внешние, более поздние отголоски. О таком вот чётком спектре мы можем говорить уже к римскому периоду, когда появляются те группы, которые мы хорошо знаем: фарисеи, саддукеи, ессеи. Эти три группы – это три чётких реакции на, именно, эллинизацию. Когда фарисеи говорят, что мы будем хранить традицию, мы будем следовать заветам отцов. Саддукеи говорят, что да, конечно, хорошо, но народ весь учить не надо, а мы можем позволить себе немного греческого. Они были достаточно эллинизированы, они имели высокое греческое образование классическое, помимо еврейского. Они не перестали быть евреями от этого. С точки зрения фарисеев, они исказили закон. Но с точки зрения своей собственной, они соблюдали все законы. И были ессеи, которые сказали, мы устраняемся от этого конфликта: эпоха скверны, её просто надо пережить, переждать и обязательно что-то случится – вмешается Мессия, изменится что-то, и мы победим. Нам нужно просто сохранить свою традицию». [P.141.19]
После смерти Ирода Великого в четвёртом году до нашей эры Рим разделил царство, и сын Ирода Архелай был назначен правителем Иудеи. Часть населения всё ещё была в ярости от действий покойного царя, подстрекая к протестам против правления Иродиадов. Ответом Архелая стало убийство трёх тысяч евреев. Рим поспешил убрать Архелая, положив начало новой системе правления. Prof. Lawrence H. Schiffman, New York University: «Когда пришёл конец династии Иродиадов, наступил период беспорядков, и начиная с шестого года нашей эры была установлена система правления, называемая прокуратурой». Многие прокураторы чрезмерно облагали налогами население, набивая в процессе и свои собственные карманы. Prof. Lawrence H. Schiffman: «Кроме того прокураторы иногда совершали ужасные ошибки, неправильно понимая местные религиозные убеждения, и делали то, что народ считал кощунством. Например, вносили в Иерусалим римский штандарты, которым поклонялись как языческим богам». Хотя римско-иудейские отношения балансировали на грани войны, евреи не были едины в своём отношении к Риму. Prof. Henry Abramson, Touro College: «Иерусалим в первом веке – это пространство культурного хаоса. Завоевать преданность евреев стараются различные группы. Существует множество различных конкурирующих и убедительных представлений о том, чего хочет Бог для еврейского народа и всего мира». Prof. Daniel R. Schwartz, Hebrew University of Jerusalem: «Иосиф (Флавий) очень гордится тем, что у евреев сформировались философские школы. В ряде мест в своих трудах, в том числе в автобиографии, он ссылается на триаду – говорит, что их три». Идеи иудаизма разделяли фарисеи, саддукеи и загадочные ессеи, жившие изолированно вдали от города. Prof. Henry Abramson, Touro College: «Иосиф описывает нам несколько групп, которые в первом веке вели активную деятельность в Иерусалиме. Здесь у нас и саддукеи, довольно тесно связанные с римлянами, и готовые полностью уступить их притязаниям». Саддукеи были иерусалимскими аристократами, которые отрицали Промысел божий, признавая один только Писаный закон Торы. Их верования контрастировали с верованиями фарисеев, которые сохраняли устные толкования Торы и применяли новые идеи в жизни евреев. Prof. Henry Abramson: «По иудейской традиции – они хорошие, по христианской – скорее плохие. Фарисеи – это, своего рода, синоним лицемеров в христианской традиции, но Иисус так яростно конфликтовал с ними, потому что был им близок». Prof. Ariel Lewin, University of Basilicata: «О фарисеях очень много споров. Существует много разных мнений, но, прежде всего, мы не должны забывать, что это была господствующая религиозная группа в иудейском мире». Dr. Steve Mason, University of Groningen: «Фарисеи пользуются доверием основной массы народа. Люди их действительно очень любят. Почему? – У них был довольно чёткий взгляд на Загробную жизнь, а также система морали, которая согласовывалась с идеей Страшного суда». Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Фарисеи не очень любили римлян и довольно часто, когда случались волнения или мятежи, фарисеи принимали в них участие. Но, в то же самое время, большинство фарисеев верило, что сам Бог вмешается и что-то изменит, когда сочтёт это нужным». Евреи Иерусалима полагали, что Бог живёт в Храме – в своём прибежище на земле. Prof. Jodi Magness, University of North Carolina at Chapel Hill: «Древние иудеи взаимодействовали со своим богом – Богом Израиля – точно таким же способом, каким и другие древние народы взаимодействовали со своими богами, то есть, посредством возведения храма». Храм, с небывалым размахом перестроенный Иродом в предыдущем столетии, был для иудеев центром культурной, экономической и духовной жизни. Prof. Jodi Magness: «Сам храм функционировал двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, в качестве центра поклонению Бога Израиля, который в представлении иудеев, жил не только на земле Израиля, но и повсюду в Древнем мире». Dr. Steve Mason: «Там, где были крупные общины иудеев, обязательно совершались паломничества в Храм. Согласно древней традиции за пределами Храма постоянно совершались жертвоприношения: в воздухе витал запах жареного мяса. В Иерусалиме всё это происходило с особым размахом». Dr. Helen K. Bond: «Для евреев первого века Храм был самым важным местом в мире. И в других религиозных системах существовали самые различные храмы. Их возводили почти в каждом городе, но у иудейской веры была характерная особенность – для верующих был только один Храм: Один Бог – Один Храм. И это был Иерусалимский храм». В любом случае римляне не разделяли еврейского уважения к Храму. Примерно в то время, когда родился Иосиф (Флавий), безумный римский император Калигула потребовал, чтобы на святом месте была воздвигнута изображающая его статуя. Калигулу убила собственная стража, прежде чем статуя была воздвигнута, но сам этот факт разжёг тлеющие угольки недовольства, что вылилось в полномасштабное восстание. Жизнь в Иерусалимском храме была только одной стороной иудейской веры. Иосиф отправился в пустыню, пытаясь лучше понять свой народ и его связи с Богом. Он вырос в непосредственной близости к фарисеям и саддукеям, и теперь пытался найти живших в изоляции ессеев. Prof. Jodi Magness: «Кумран расположен на северо-западном побережье Мёртвого моря. Он знаменит тем, что в близлежащих пещерах были найдены так называемые Свитки Мёртвого моря. Эти свитки, известные также, как Кумранские рукописи, представляют собой корпус текстов иудейской секты, которая жила в Кумране». Prof. Lawrence H. Schiffman: «Как только были обнаружены эти свитки, многие учёные пришли к заключению, что речь идёт именно об ессеях, поскольку в текстах этих свитков прослеживались некоторые параллели с описаниями ессеев, которые содержались в текстах, написанных Иосифом». Кумранская секта иначе относилась к жизни в Храме. Prof. Henry Abramson: «Когда он описывает свою встречу с ессеями, мы понимаем, что они представляли собой что-то вроде секты сепаратистов, которые жили в бескрайней пустыне и занимались спекуляциями о мистическом Мессии». Dr. Steve Mason: «Всё их имущество было общим, они не боялись смерти, они не искали ни удовольствия, ни роскоши – они вели очень простую жизнь. они ели вместе, заботились друг о друге. И это было своего рода утопическим обществом». Prof. Jodi Magness: «И они считали, что Храм в Иерусалиме был осквернён, что священники, служившие в том храме, не отличались благочестием. И они очень ждали того дня, когда вновь обретут право управлять Иерусалимским храмом, и начнут приносить жертвы так, как должно по их мнению». Римляне разрушили Кумран в шестьдесят восьмом году нашей эры. [T.10.DCCXXIII.1]
|
||||||
Та Великая Суббота пришлась на 8-е апреля. Это была самая мрачна Пасха в жизни апостолов. Учитель казнён и лежит во гробе, а они даже не знают, где он погребён. Казалось, вместе с Иисусом погиб и весь Мир. От всех надежд остались только они сами – десять рыбаков и бывший мытарь. Старшему – Петру – было немногим более двадцати пяти… Они не спали больше суток и почти не ели. На их неокрепшие умы и души разом обрушились боль, стыд, страх, обречённость, растерянность. Если такой человек ушёл во цвете лет, если такая жизнь не смогла победить смерть, то что остаётся им? [T.10.V.7]
Нам известно, что он хорошо знал жизнь простых людей, он вырос среди рабочих, строителей и фермеров. Но почему большую часть своей взрослой жизни он провёл с рыбаками. Как ни странно, но лов рыбы за две тысячи лет не изменился. В Галилейском море рыбу так и ловят сетями – это здорово. Иисус сказал, что Царство Божие как сеть, опущенная в воду. Когда её вытаскивают, она полна разной рыбы, хорошую рыбу отделяют от тухлой. Иисус был без сомнения великим учителем и одна из причин этого заключается в том, что он использовал простые повседневные образы, доступные для понимания каждого, не зависимо от того богат ты или беден. [T.12.XXIV]
|
||||||
Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «В античное время и родилась пословица «Аутос эфа» (греч. Αύτός έφα – сам, т. е. Пифагор, сказал это), то есть «Сам (учитель) сказал», – то есть абсолютно верно, абсолютно точно. Это поговорка свидетельствовала о непререкаемости авторитета учителя. В латинской традиции эта поговорка звучала как «magister dixit» – «сам учитель сказал». Такой авторитет восходит к временам, когда учитель воспринимался как жрец. Чтобы передать знания избранным ученикам, он совершал таинство и даже чудо. Учителя-жреца называли греческим словом, от которого произошла наша скучная «дидактика». Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Славянское слово «учитель» имеет, такой, более приземлённый смысл. В его основе индоевропейский корень «ЭУК» или «ОУК» или «УК», (*ŭk-), который означает «привыкать». Поэтому общий смысл привычки, то, что мы делаем какие-то знания и навыки привычными, лежит в основе славянского слова». На санскрите «учитель» – «тот, кто позволяет легко делать дело». Сравним с максимой Станиславского: «Научитесь трудное делать привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным». Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Такая интересная параллель, что латинское слово «uxor», которое означает «жена», в его основе тоже, как будто лежит вот этот корень со значением «привычка». Если, допустим, слово приведём «сестра», реконструируем его как «свэсор» – то есть «своя женщина», а жена – это «уксор», то есть «женщина, к которой постоянно привыкаешь», то есть постоянно становится привычной». Учитель тоже человек, к которому привыкают. Постепенно его отношение с учениками становится рутинными, обычными. «Обычай», «привычка», «учитель», «наука» – слова, произошедшие всё из того же индоевропейского корня «УК», который, благодаря чередованию гласных и согласных букв, оказался очень продуктивным. Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Педагог (παιδαγωγός, paidagogós) – это слово, пришедшее из греческого языка. В его основе два греческих корня: пед – это греческое «пайд» или «пайс» (paidos – дитя) и окончание «агогос» греческое «ведущий» от глагола «ago» – «вести, увлекать». То есть буквально «педагог» – это «ведущий ребёнка». В античное время в Греции педагогом был раб, который сопровождал ребёнка в школу и был с ним во время его выходов на улицу, оберегая от физических и нравственных опасностей». В педагоги избирали рабов не пригодных для воинской службы и тяжёлых работ. Как правило, это были иноземцы – фракийцы или азиаты, – не следует путать их с преподавателями самих учебных заведений. Обычай держать в семье педагога перешёл от греков к римлянам. С маленькими детьми занимались женщины. Похожая схема работала и в послепетровской России. Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «В античное время существовало много обозначений учителя: это учитель грамоты – грамотист, учитель гимнастики – педатрик, учитель мудрости – софит. А в Библии мы встречаем ещё и наименование для учителя закона. Словом «РАВВИ», от слова «РАВ» - «больший, большой», ученики называют Христа. Действительно, в кругу палестинских понятий, Христос воспринимался именно как Учитель Закона. То есть если речь идёт о жителе античной Греции или Рима, конечно, может быть, Христос предстал бы как некий «софист – учитель мудрости». [T.10.I.3]
Педагогам вообще тяжело. Пожалуй, это единственная профессия, где человек сам оценивает свой труд. Ну вдумайтесь, если ребёнок ничего не понял на уроке, умирал от скуки и получил «два», в конечном итоге получается, что учитель сам себе вывел «неуд». Значит, плохо подал материал, не заинтересовал, не сумел растолковать. Дарья ДОНЦОВА [B.98.1]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а зачем Второзаконие? Его название – в общем-то, это «Повтор» – повтор Закона можно так его перевести. Это идёт от греческого (Δευτερονόμιον). …это уже не те люди, которые вышли из Египта: их там осталось-то всего Моисей, Иисус Навин и ещё Калев. А все остальные – новенькие: это другое поколение, оно выросло в пустыне. Оно не присутствовало при заключении Завета. Как всегда бывает – нужно повторять. Всякий человек, который занимался преподаванием, очень хорошо это понимает. Даже приходя к одной и той же группе студентов, если ты хотя бы раз в неделю им что-то важное не напомнишь, то они это очень скоро забудут. А тут люди, которые вообще никогда этого не слышали из первых уст». [P.125.308] * δεύτερον (τό) adv. (тж. δ. πάλιν Plat. и ἐκ δευτέρου NT) во второй раз, вторично, снова, опять Hom., Her., etc. [B.169] δεύτερος 3 1) второй, другой, (по)следующий (πρῶτος … δ. …τρίτος Hom., Soph., Polyb.; αἱ δεύτεραι φροντίδες σοφώτεραι Eur.): δ. αὐτός Her. сам-второй, сам-друг, т.е. вдвоём; δευτέρῳ ἔτεϊ τούτων Her. на следующий год после этого; 2) второстепенный, худший: οὐδενὸς δ. Her., Polyb. никому не уступающий; τινι δ. μετά τι Thuc. уступающий чему-либо в чём-либо; τί (τινος) δεύτερον ἡγεῖσθαι Soph., ποιεῖσθαι Plut., Luc. и ἐν δευτέρῳ τίθεσθαι или ἐν δευτέρᾳ τάξει ποιεῖσθαί τί τινος Plut. ставить что-либо ниже чего-либо; 3) филос. вторичный, т.е. эмпирический (ἡ φυσικὴ καὶ δευτέρα φιλοσοφία Arst.). [B.169]
|
||||||
Он сказал, что обстоятельства требуют, чтобы прямо здесь, на месте предрасположения моего бенефактора, он пересказал мне шаг за шагом всё то, что он предпринял в своей борьбе за приведение в порядок моего острова тональ. Его пересказ был подробным и занял у него пять часов. Блестящим и ясным образом он дал мне детальнейший отчёт обо всём, что он делал со мной со времени нашей первой встречи. Казалось, была разрушена плотина. Его откровения застали меня совершенно врасплох. Я приучил себя быть агрессивным исследователем, и то, что дон Хуан, который всегда был отвечающей стороной, описал все точки своего учения в такой академической манере, было не менее поразительно, чем его костюмы в Мехико Сити. Его владение языком, его драматические паузы и выбор слов были так необычны, что это просто не укладывалось у меня в голове. Он сказал, что в этот момент учитель должен говорить с конкретным воином в очень определенных терминах. Что та манера, в которой он со мной говорит, и ясность его объяснения являются частью его последнего трюка. И что только в конце всё, что он делал со мной, приобретёт для меня смысл. Он говорил, не останавливаясь, пока не закончил весь свой пересказ, и я записал всё, не прикладывая к этому ни малейших усилий и не уделяя записям никакого внимания. – Позволь мне начать с того, что учитель никогда не ищет учеников, и что никто не может распространять учение, – сказал он. – Только знак всегда указывает на ученика. Тот воин, который может оказаться в положении учителя, должен быть алертным, чтобы схватить свой кубический сантиметр шанса. Я видел тебя ещё перед тем, как мы встретились. У тебя был хороший тональ, как у той девушки, которую мы встретили в Мехико. После того, как я увидел тебя, я подождал, точно так же, как мы сделали в случае с той девушкой в парке. Девушка прошла мимо, не обратив на нас внимания. Но тебя подвёл ко мне человек, который убежал, пробормотав что–то бессвязное. Ты остался лицом к лицу со мной, бормоча какую–то чушь. Я знал, что должен действовать быстро и зацепить тебя. Тебе самому тоже пришлось бы делать что-либо подобное, если бы та девушка заговорила с тобой. То, что я сделал тогда, было схватыванием тебя своей волей. Дон Хуан вспоминал о том необычном способе, каким он взглянул на меня в день нашей первой встречи. Он фиксировал на мне свой взгляд, и у меня было необъяснимое ощущение пустоты и онемения. Я не мог найти никакого логического объяснения своей реакции, и всегда считал, что после первой нашей встречи я отправился его разыскивать только потому, что меня озадачил его взгляд. – Для меня это был самый быстрый способ зацепить тебя. Это был прямой удар по твоему тоналю. Я сковал его, сфокусировав на нем свою волю. КАРЛОС КАСТАНЕДА [B.76.4]
|
||||||
Тревожные сюжеты полотен, созданных в это время, (предреволюционное) навеяны снами жены. «Вещие сны вели нас», – напишет о том времени Рерих. – «И друг моей жизни – жена моя Лада – прозревала на всех Путях наших». Елена предчувствует грядущую Эпоху Насилия и Разрушения. Именно тогда в видениях Елены всё чаще появляется таинственный учитель – Махатма М. Да-да! Тот самый, что диктовал в своё время Блаватской «Тайную Доктрину». Его указания пока ещё непонятны, туманны, но для Николая и Елены за ними скрыта другая, высшая истина. Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Я рассматриваю Рериха как великого вдохновителя. В его работах я вижу Основу Мирозданию и Перехода в другой Мир. Ведь переход в Потусторонний Мир – это тоже часть Мироздания. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие ценности поглотят тебя». Вот что писали махатмы московским коммунистам: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы разрушили тюрьму воспитанием. Вы сожгли войско рабов. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины…» и так далее. А завершается письмо словами: «Привет вам, ищущим общественного блага». Александр КАДАКИН, академик РАЕН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии (1999 – 2004): «Рерихи привезли это письмо ещё когда социалистическое строительство в России не стало на тот порочный и убийственный, преступный путь, который проявит себя в полной силе позже, гораздо позже. Поэтому восхищение это можно объяснить теми положительными сторонами жизни, которые породила революция в России». [T.10.CXXVI]
|
||||||