ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Magister Arcanorum (Учитель Арканов)

СБОРНИК 05_1

 
     
 

praeceptor, ōris m [praecipio] 1) наставник, учитель (philosophiae Nep; recti bonique Pt); 2) повелитель, правитель AG. [B.32]

 

paedagōgus, ī m (греч.) 1) слуга, приставленный к ребёнку для надзора и сопровождения («дядька») Рl, С, Sen; 2) руководитель, учитель, наставник, воспитатель Pl, Sen: paedagogi vultus Su (недовольная) мина наставника; 3) шутл. ухаживатель, провожающий свою возлюбленную в школу и обратно Ter. [B.32]

 

 
     
 

Высказывание Платона «Знание было утрачено с появлением книги» имеет иной смысл: книга бледна по сравнению с эзотерическим общением ученика и учителя. Многие знания не могут быть обнародованы.

Л. ОРТЕГА, испанский художник, философ [A.1]

 

Историки образования сходятся на том, что классная доска появилась в Европе в конце семнадцатого века под влиянием идей чешского просветителя Яна Коменского. Чтобы знания были доступны всем, он разработал классно-урочную систему, которая существует и поныне. Раньше учитель занимался с каждым учеником отдельно, теперь он обращался ко всем ребятам. Задание для всех легче было писать на доске. Эти и другие идеи Коменского привёз в Россию его последователь Теодор Янкович де Мириево (Jankovic Mirijevski). По просьбе Екатерины Второй, он провёл школьную реформу. В результате появились экзамены, каникулы, классный журнал и доска, общедоступные школы и профессиональные педагоги. [T.10.I.21]

 

 
     
 

Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «В 391-м году нашей эры римский император Феодосий издал указ о закрытии всех языческих храмов империи. Для египтян это была настоящая катастрофа. Ведь для них эти храмы были не только местом преклонения, это были их школы, университеты, библиотеки, больницы, залы суда – это были культурные центры. Их закрытие привело к официальному концу старых порядков и исчезновению письменного языка. Несколько столетий спустя, пришедшая сюда новая религия – ислам положила конец и разговорному языку…». [T.12.XII]

 

 
     
 

…но, безусловно, что Моисей выполнил свою выдающуюся миссию. Это достижение предполагает первое реальное представление о том, кем был Моисей, – выдающимся вождём народа. Пожалуй, то, что Моисей вырос при дворе фараона, могло сослужить ему хорошую службу.

Prof. James K. Hoffmeier, Egyptologist, Wheaton College, Illinois: «При дворце существовало особое заведение, так сказать, царский лицей. Там учили читать и писать. Это можно сравнить с образованием в Оксфорде или Кембридже. Вполне вероятно, что Моисей тоже прошёл эту школу. Безусловно, в этом есть смысл. Если он был учеником в царской школе, значит, он умел читать и писать. Он мог стать идеальным кандидатом для записи законов, дневников путешествий».

Это могло бы объяснить, почему археологические находки так совпадают с библейскими текстами. Библия остаётся основой веры для двух третей населения Земного шара, современность так же заново раскрывает её как инструмент для понимания истории. [T.12.XVIII]

 

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Через тридцать семь лет после смерти Иисуса на кресте, римляне разрушили Иерусалим и уничтожили Иерусалимский Храм. И тогда иудейская религия переориентировалась на ожидание прихода Мессии, ожидание восстановления Храма. Чтобы память о том, как всё должно правильно происходить не потерялась, возник институт Учителей-книжников – раввинов. На самом деле это потомки тех, кого мы понимаем и называем как фарисеев». [T.11.XVIII]

 

 
     
 

Та Великая Суббота пришлась на 8-е апреля. Это была самая мрачна Пасха в жизни апостолов. Учитель казнён и лежит во гробе, а они даже не знают, где он погребён. Казалось, вместе с Иисусом погиб и весь Мир. От всех надежд остались только они сами – десять рыбаков и бывший мытарь. Старшему – Петру – было немногим более двадцати пяти…

Они не спали больше суток и почти не ели. На их неокрепшие умы и души разом обрушились боль, стыд, страх, обречённость, растерянность. Если такой человек ушёл во цвете лет, если такая жизнь не смогла победить смерть, то что остаётся им? [T.10.V.7]

 

Нам известно, что он хорошо знал жизнь простых людей, он вырос среди рабочих, строителей и фермеров. Но почему большую часть своей взрослой жизни он провёл с рыбаками. Как ни странно, но лов рыбы за две тысячи лет не изменился. В Галилейском море рыбу так и ловят сетями – это здорово. Иисус сказал, что Царство Божие как сеть, опущенная в воду. Когда её вытаскивают, она полна разной рыбы, хорошую рыбу отделяют от тухлой. Иисус был без сомнения великим учителем и одна из причин этого заключается в том, что он использовал простые повседневные образы, доступные для понимания каждого, не зависимо от того богат ты или беден. [T.12.XXIV]

 

 
     
 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «В античное время и родилась пословица «Аутос эфа» (греч. Αύτός έφα сам, т. е. Пифагор, сказал это), то есть «Сам (учитель) сказал», то есть абсолютно верно, абсолютно точно. Это поговорка свидетельствовала о непререкаемости авторитета учителя. В латинской традиции эта поговорка звучала как «magister dixit» – «сам учитель сказал».

Такой авторитет восходит к временам, когда учитель воспринимался как жрец. Чтобы передать знания избранным ученикам, он совершал таинство и даже чудо. Учителя-жреца называли греческим словом, от которого произошла наша скучная «дидактика».

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Славянское слово «учитель» имеет, такой, более приземлённый смысл. В его основе индоевропейский корень «ЭУК» или «ОУК» или «УК», (*ŭk-), который означает «привыкать». Поэтому общий смысл привычки, то, что мы делаем какие-то знания и навыки привычными, лежит в основе славянского слова».

На санскрите «учитель» – «тот, кто позволяет легко делать дело». Сравним с максимой Станиславского: «Научитесь трудное делать привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным».

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Такая интересная параллель, что латинское слово «uxor», которое означает «жена», в его основе тоже, как будто лежит вот этот корень со значением «привычка». Если, допустим, слово приведём «сестра», реконструируем его как «свэсор» – то есть «своя женщина», а жена – это «уксор», то есть «женщина, к которой постоянно привыкаешь», то есть постоянно становится привычной».

Учитель тоже человек, к которому привыкают. Постепенно его отношение с учениками становится рутинными, обычными. «Обычай», «привычка», «учитель», «наука» слова, произошедшие всё из того же индоевропейского корня «УК», который, благодаря чередованию гласных и согласных букв, оказался очень продуктивным.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Педагог (παιδαγωγός, paidagogós) – это слово, пришедшее из греческого языка. В его основе два греческих корня: пед – это греческое «пайд» или «пайс» (paidos – дитя) и окончание «агогос» греческое «ведущий» от глагола «ago» – «вести, увлекать». То есть буквально «педагог» – это «ведущий ребёнка». В античное время в Греции педагогом был раб, который сопровождал ребёнка в школу и был с ним во время его выходов на улицу, оберегая от физических и нравственных опасностей».

В педагоги избирали рабов не пригодных для воинской службы и тяжёлых работ. Как правило, это были иноземцы – фракийцы или азиаты, – не следует путать их с преподавателями самих учебных заведений. Обычай держать в семье педагога перешёл от греков к римлянам. С маленькими детьми занимались женщины. Похожая схема работала и в послепетровской России.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «В античное время существовало много обозначений учителя: это учитель грамоты – грамотист, учитель гимнастики – педатрик, учитель мудрости – софит. А в Библии мы встречаем ещё и наименование для учителя закона. Словом «РАВВИ», от слова «РАВ» - «больший, большой», ученики называют Христа. Действительно, в кругу палестинских понятий, Христос воспринимался именно как Учитель Закона. То есть если речь идёт о жителе античной Греции или Рима, конечно, может быть, Христос предстал бы как некий «софист – учитель мудрости». [T.10.I.3]

 

Педагогам вообще тяжело. Пожалуй, это единственная профессия, где человек сам оценивает свой труд. Ну вдумайтесь, если ребёнок ничего не понял на уроке, умирал от скуки и получил «два», в конечном итоге получается, что учитель сам себе вывел «неуд». Значит, плохо подал материал, не заинтересовал, не сумел растолковать.

Дарья ДОНЦОВА [B.98.1]

 

 
     
 

Он сказал, что обстоятельства требуют, чтобы прямо здесь, на месте предрасположения моего бенефактора, он пересказал мне шаг за шагом всё то, что он предпринял в своей борьбе за приведение в порядок моего острова тональ. Его пересказ был подробным и занял у него пять часов. Блестящим и ясным образом он дал мне детальнейший отчёт обо всём, что он делал со мной со времени нашей первой встречи. Казалось, была разрушена плотина. Его откровения застали меня совершенно врасплох. Я приучил себя быть агрессивным исследователем, и то, что дон Хуан, который всегда был отвечающей стороной, описал все точки своего учения в такой академической манере, было не менее поразительно, чем его костюмы в Мехико Сити. Его владение языком, его драматические паузы и выбор слов были так необычны, что это просто не укладывалось у меня в голове. Он сказал, что в этот момент учитель должен говорить с конкретным воином в очень определенных терминах. Что та манера, в которой он со мной говорит, и ясность его объяснения являются частью его последнего трюка. И что только в конце всё, что он делал со мной, приобретёт для меня смысл. Он говорил, не останавливаясь, пока не закончил весь свой пересказ, и я записал всё, не прикладывая к этому ни малейших усилий и не уделяя записям никакого внимания.

– Позволь мне начать с того, что учитель никогда не ищет учеников, и что никто не может распространять учение, – сказал он. – Только знак всегда указывает на ученика. Тот воин, который может оказаться в положении учителя, должен быть алертным, чтобы схватить свой кубический сантиметр шанса. Я видел тебя ещё перед тем, как мы встретились. У тебя был хороший тональ, как у той девушки, которую мы встретили в Мехико. После того, как я увидел тебя, я подождал, точно так же, как мы сделали в случае с той девушкой в парке. Девушка прошла мимо, не обратив на нас внимания. Но тебя подвёл ко мне человек, который убежал, пробормотав что–то бессвязное. Ты остался лицом к лицу со мной, бормоча какую–то чушь. Я знал, что должен действовать быстро и зацепить тебя. Тебе самому тоже пришлось бы делать что-либо подобное, если бы та девушка заговорила с тобой. То, что я сделал тогда, было схватыванием тебя своей волей.

Дон Хуан вспоминал о том необычном способе, каким он взглянул на меня в день нашей первой встречи. Он фиксировал на мне свой взгляд, и у меня было необъяснимое ощущение пустоты и онемения. Я не мог найти никакого логического объяснения своей реакции, и всегда считал, что после первой нашей встречи я отправился его разыскивать только потому, что меня озадачил его взгляд.

– Для меня это был самый быстрый способ зацепить тебя. Это был прямой удар по твоему тоналю. Я сковал его, сфокусировав на нем свою волю.

КАРЛОС КАСТАНЕДА [B.76.4]

 

 
     
 

Тревожные сюжеты полотен, созданных в это время, (предреволюционное) навеяны снами жены. «Вещие сны вели нас», – напишет о том времени Рерих. – «И друг моей жизни – жена моя Лада – прозревала на всех Путях наших». Елена предчувствует грядущую Эпоху Насилия и Разрушения. Именно тогда в видениях Елены всё чаще появляется таинственный учитель – Махатма М. Да-да! Тот самый, что диктовал в своё время Блаватской «Тайную Доктрину». Его указания пока ещё непонятны, туманны, но для Николая и Елены за ними скрыта другая, высшая истина.

Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Я рассматриваю Рериха как великого вдохновителя. В его работах я вижу Основу Мирозданию и Перехода в другой Мир. Ведь переход в Потусторонний Мир – это тоже часть Мироздания. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие ценности поглотят тебя».

Вот что писали махатмы московским коммунистам: «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили Церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы разрушили тюрьму воспитанием. Вы сожгли войско рабов. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины…» и так далее. А завершается письмо словами: «Привет вам, ищущим общественного блага».

Александр КАДАКИН, академик РАЕН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии (1999 – 2004): «Рерихи привезли это письмо ещё когда социалистическое строительство в России не стало на тот порочный и убийственный, преступный путь, который проявит себя в полной силе позже, гораздо позже. Поэтому восхищение это можно объяснить теми положительными сторонами жизни, которые породила революция в России». [T.10.CXXVI]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ