ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание). |
||||||
Religio |
||||||
catholicē adv. 1) в общем виде (in medium aliquid proferre Tert); 2) католически, т. е. правоверно Eccl. [B.32]
catholicus, a, um (греч.) 1) всеобщий, всеохватывающий (bonitas dei Tert); 2) католический, т. е. правоверный Eccl. [B.32]
( רֺעֶה ) [rō‘e] пастух [B.18] * βώτωρ, ορος ὁ пастух Hom. [B.169]
κᾰθ-ολικός 3 всеобщий (ἱστορία Polyb.): καθολικῷ λόγῳ Arst. вообще говоря, как общее правило; καθολικότεροι λόγοι Sext. общие места, общие положения. [B.169] κᾰθολικῶς вообще, в общем виде Arst., Polyb., Sext. [B.169] I καθόλου, καθ’ ὁλου adv. в целом (εἰπεῖν Plut.; γράφειν Polyb.): τὸ κ. Diod. вообще; οὐ κ. Dem. вообще (совсем) не, нисколько (не); κ. μή NT отнюдь не. [B.169] II καθόλου adj. indecl. (все)общий (ζήτησις Plut.): πρότασις ἢ κ. ἢ ἐν μέρει (sc. ἐστίν) Arst. положение бывает или общим или частным; λέγω κ. τὸ παντὶ ἢ μηδενὶ ὑπάρχειν Arst. общим я называю причастность всему (в утвердительных положениях) или ничему (в отрицательных положениях); ἡ τῶν κ. πραγμάτων σύνταξις Polyb. всеобщая история; ἡ κ. ἀπόδειξις Arst. общее доказательство. [B.169]
|
||||||
Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «Религия состоит из двух компонентов – культ и вера. И одно без другого невозможно». [P.125.62]
Одно из самых засушливых мест на земле. Вдоль побережья Южной Америки, на территории современного Перу, примерно в начале нашей эры возникла следующая цивилизация, оставившая огромные пирамиды. На протяжении трёхсот километров пустыню пересекает десяток рек, сбегающих с Анд. Подобно Нилу в Египте, каждая река даёт жизнь этой суровой земле. Удивительно, но здесь идеальные условия для интенсивного земледелия. Дождей, которые смывали бы верхний слой почвы мало, и земля плодородна: орошай – и получишь богатый урожай. Dr. Steve Bourget, University of Texas: «Я думаю, сельское хозяйство развивалось настолько успешно, что численность населения выросла очень быстро. Так же результатом стало сооружение множества храмов». …но согласно новой теории одна существенная разгадка, возможно, таится под каждой крупной пирамид майя. То, на что мы смотрим сейчас, только верхушка айсберга. Как ни странно, воду в этих джунглях доставать трудно: здесь известняковая равнина, и реки текут не по земле, а глубоко под землёй. Орошение невозможно, единственный круглогодичные источники воды – немногие пещеры в земле. Современные майя, по-прежнему, считают эти пещеры священными источниками жизни. В этих местах и ещё на большой территории люди издавна привязаны к этим пещерам. Многие, по-прежнему, считают их обиталищами богов. Археолог Джим Бреди (Dr. James E. Brady, Cal State L.A. department of Anthropology) считает, что всё это указывает нам на пещеры. По его мнению духовное средоточие этих древних культур не сами пирамиды, а священные пещеры под ними. Dr. James E. Brady, Cal State L.A. department of Anthropology: «Мы знаем, что пирамиды символизируют землю. Майя называли их «холмами, горами». Они представляли собой священную гору. А священная гора должна иметь пещеру, в которой можно приблизиться к божеству, обитающему в ней. У всех коренных американцев особое отношение и привязанность к земле как к священному и живому существу. Она не только даёт урожай, но также и посылает дождь. Они верили, что дождь поднимается из пещер прямо на небо. Люди и сейчас приходят в пещеры молить божество о дожде и хорошем урожае». Каждый раз под главной пирамидой доктор Бреди обнаруживает пещеру. Слово для обозначения пещер на языке древних майя означало «храм». [T.12.XLVIII.1]
rе-ligo, āvī, ātutn, āre 1) связывать сзади (manūs post tergum VP, QC); привязывать сзади (Hector religatus ad currum Achillis C); 2) заплетать, убирать (flavam comam H): comam nodo r. Н завязать волосы узлом; 3) обвязывать, обвивать (hedĕrā crines Н); 4) запрягать, впрягать (equos V); 5) привязывать (retinacula mulae saxo H); захватывать (naves ferreis manibus injectis Cs); 6) отвязывать, развязывать, снимать (juga manu Ctl). [B.32]
I ligo, āvī, ātum, āre 1) вязать, завязывать, связывать (manūs post terga О; se cum aliquo PJ; aliquem vinculo T); привязывать (funem litoribus Lcn); обвязывать, перевязывать (l. crus fasciā Ph; l. vulnera O); 2) сдавливать (guttur laqueo O); 3) запрягать (mulam H); 4) сковывать (pisces in glacie ligati О); соединять (l. dissociate O; l. argumenta Q); заключать (pacta Prp; conjugia Sen T). [B.32] II ligo, ōnis m 1) кирка, мотыга Н, О, М, PM, T; 2) перен. земледелие (aetas patiens ligonis J). [B.32]
|
||||||
Dr. Kevin-John McIntyre: «Шёлк. Он красив, мягок, изыскан, крепок и надёжен. Эта удивительная ткань приковывает внимание человечества уже более трёх тысяч лет. Испокон веков его носили сильные мира сего. Кроме того, шёлк использовали как валюту и средство дипломатии. Он был показателем статуса и уделом небожителей. Из всех ценностей именно шёлк прочной нитью связал Восток и Запад. Это артефакт, изменивший ход истории. По Шёлковому пути везли не только шёлк и сокровища. Миссионеры и паломники несли с собой свою веру. Наиболее влиятельным учением на тот момент был буддизм. Оживлённая торговля связала Китай и Индию, китайцы в огромном количестве везли в Индию лучший шёлк. Там его использовали для украшения храмов и обменивали на реликвии, которые, в свою очередь, вывозили в Китай и бережно сохраняли в пагодах». [T.17.XVI.1]
Людмила ЖУКОВА, кандидат культурологи: «…в религии есть некоторые обязательные компоненты – это представление о сверхъестественном и наличие ритуала». Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «Этимологически есть несколько теорий, но, в общем и целом, они восходят либо к тому, что это «некая связь» – «ligare», с одной стороны, а с другой стороны есть теория, что это что-то типа «убеждение». «Связывать, соединять» – первое значение. «Чтением и перечтением» – От «legere» вы никак не образуете форму «religio», потому что от «legere» будет форма «lectio». Борис МАЛЫШЕВ, лиценциат (кандидат) церковной истории: «…если мы возьмём опыт дальневосточный, вообще, надо сказать, что понятие «религия» было не характерно для регионального сознания – Китай, Япония, Корея. Там любая мысль, любая традиция воспринималась как «Учение». Слово «религия» появилось впервые у японцев, даже в китайском языке нет этого слова и не было. Чтобы это понятие в европейском смысле выразить, предложили «Учение школ», «Учение групп» – если дословно перевести с японского слово «религия». Так же определяются и конкретные религии – «Учение Будды», «Учение Христа», «Учение иудеев» и так далее». Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «Вообще говоря, в исламе, как таковой термин «религия», не очень употребляем. В традиционной исламской парадигме есть «Иман», который есть «Вера», и есть понятие «Дин» – обычно переводится как «религия». Это древнее слово, восходящее в очень глубокую древность шумеро-аккадскую со значением «Порядок, культура». Оно как компонент в названии города «Медина» тоже присутствует. «Культура» – в смысле то, что отличает город от деревни». [T.10.D.12]
Алексей МУРАВЬЁВ, доктор исторических наук: «…два соображения. Первое – типологическое: типология религии. Дело в том, что на Востоке религия не является какой-то нормой или сводом правил, которые ты получаешь, или какой-то догматической системой, которую тебе выдают, и дальше ты можешь действовать сам на свой страх и риск. И в восточном христианстве, и в буддизме, и в даосисзме, и во многих религиях существует передача устная – от человека к человеку. Это очень важный момент, что христианство, как и, скажем, буддизм – это преемство. В буддизме, например, как мы видим: ранний буддизм – там нет вообще нормы. Есть «мой учитель научил меня вот так», а как вообще – я не знаю, не могу сказать. И эта горизонтальная система взаимодействия, по сути говоря, является такой фундаментальной. Но любая «горизонтальность», когда сеть распространяется, она грозит перерасти в хаос, потому что люди совершенно разные, и они из разных традиций. И нередко люди, пришедшие, скажем, из зороастризма, или из какой-то экзотической группы гностической, начинают навязывать свои нормы другим людям, просто потому что христианство ещё вдобавок имеет помимо догматической и этическую программу. Догматика – это дело отдельное – она возникает в связи с греческой философией. А вот этическая программа – как себя вести – она существует с самого начала. Но помимо этого есть ещё и богослужебная, то есть, литургическая часть жизни христианства, когда христиане собираются на совместное богослужение». [P.125.445]
|
||||||
Приметы, запреты, предсказания – слишком важная часть жизни кочевого народа. Живя в такой близости к природе, нельзя не верить в духов земли, воды, воздуха, лесов и полей, которые могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, недружелюбными. Не вступив с ними в контакт, не подружившись, цыгану невозможно выжить – духи стихий, управляющих жизнью, могут и помочь человеку и, наоборот, навредить. Верили цыгане также в привидения и русалок, которые, по их представлениям, управляют погодой и могут вызывать дождь. Если их оскорбить, они могут отомстить, а если с ними подружиться – принесут удачу, поэтому цыгане оставляли для них под деревьями возле реки или у колодца небольшие подношения – что-нибудь из еды или монетки. И при этом не верили ни в Бога, ни в дьявола. К дьяволу они вообще весьма равнодушны, считая его просто ещё одной отрицательной силой. Но и Бога Творцом мира не признавали. По цыганским представлениям, мир существовал всегда, как общая мать. Такое отношение вполне согласовывалось с язычеством цыган, за многие века странствий вобравшем в себя множество самых разных учений и верований. Поэтому цыгане одинаково искренне поклоняются Солнцу, главному египетскому божеству, лунному богу Месопотамии, Великой богине Иштар или индийскому богу Ганеше с головой слона. Среди индийских цыган распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Югославские цыгане даже упоминают «кар», как называется мужской детородный орган, в своих молитвах. Многие ритуалы и церемонии древнего цыганского язычества сохранились до наших дней. Поразительно, но именно у цыган, у которых более чем у любого другого народа распространён «мужской шовинизм», стойко держатся культы великой богини Иштар, других женских языческих божеств, к которым прибавились православная Богородица, католическая Дева Мария, некоторые женские святые. …Место это стало цыганской Меккой, куда ежегодно 25 мая совершают паломничество тысячи цыган. При этом ритуал поклонения соответствует тому, который совершался в древности в культах богини Иштар: собираясь в огромную процессию, паломники вместе относят статую Чёрной Сары к морю и символически погружают её в воду. Если вспомнить, что именно с именем этой богини связано сохранение сокровенных знаний, передававшееся посвящённым в ходе мистерий, становится понятным, почему магией у цыган занимаются именно женщины. Это связывалось и связывается с цыганскими верованиями, а вовсе не с разделением труда в таборе, как обычно воспринимается сейчас. Т. СОЛОВЬЁВА [A.237]
|
||||||
История православия на Кавказе начинается, как уже отмечалось, со строительства в VI веке монастырей. Однако этот процесс никак не связан с христианизацией населения. Монастыри и местные жители – разные жизненные миры, разная культура. …храмы строились отнюдь не для местных жителей – их христианизация была задачей побочной, сопутствующей. Во времена императора Константина христианство превратилось в государственную религию Византии – это случилось в 330 году. И церковь стала обслуживать государство («Всякая душа властям придержащим да повинуется») (Рим. 13:1). Процесс крещения, переместившийся спустя века на Кавказ, ломал нравственные устои горцев, а потому не обходился без насилия и жертв. Здесь христианство становилось государственной религией только сверху: сначала крестился царь и затем уже насильно крестил своих подданных. В X веке Арабский халифат дряхлеет и арабы вынуждены уйти с Кавказа. Возникают условия для формирования независимого грузинского государства, и царь Баграт III (975 – 1014) начинает собирать земли. Грузинский историк XI века Леонтий Мровели утверждает, что Баграт III, решивший строить Грузинскую империю, для обращения населения в христианство прибег к мечу. В ответ непокорные ушли в горы, упрямых уничтожали или облагали непосильным налогом. В. КУЗЬМИН [A.258]
|
||||||
Признаки религиозного сознания: духовная экзальтация; устойчивое состояние душевного подъема, восхищения, радости; пробуждение духовного понимания, представляющегося куда более важным, чем познание средствами разума; упорядочение мира в соответствии с духовными, а не интеллектуальными категориями; осознание того, что основополагающий принцип бытия есть то, что мы называем любовью, которая проявляется подчас неясно, не в чистом виде, не напрямую, но всегда неотвратимо. Я задумываюсь. Что там насчёт безмолвия Бога? Всё тщательно взвесив, я добавляю: Смятение разума, но при том – проникнутое доверием ощущение божественного присутствия и высшего смысла. Легко могу представить себе последние слова атеиста: «Бело, бело! Л-любовь! Боже мой!» – и предсмертный прыжок в объятья веры. Что же до агностика, то этот омывающий его теплый свет он обзовет не иначе, как «п-п-прекращением п-п-подачи кислорода в м-м-мозг», – ни на что другое просто не хватит фантазии, – и, храня верность своей рассудочной натуре и фактам действительности как они есть, пресным и голым, пропустит в итоге историю поинтереснее. * – Наше спасение в религии, – выдал я. Сколько себя помню, религия была мне по сердцу. – В религии? – широко улыбнулся мистер Кумар. – Не верю я в религию. Религия – мрак. Мрак? Я растерялся. А мне казалось, что мрак и религия несовместимы. Религия – свет. Может, он берёт меня на пушку? Может, говорит, что «религия – мрак», так же как иной раз объявляет на весь класс, будто «млекопитающие откладывают яйца», и таким способом проверяет, углядит ли кто-нибудь подвох? («Только утконосы, сэр»). – Объяснять действительность без науки невозможно, да и бессмысленно, и нет смысла верить во что-то, если не полагаешься на свои собственные ощущения. С пытливым умом, острым глазом и небольшим багажом научных знаний религию можно разбить в пух и прах, со всей ее суеверной белибердой. Бога-то нет. Точно ли он это говорил? Или, может, я путаю его слова с заявлениями других атеистов, тех, что были потом? Во всяком случае, нечто подобное он определенно говорил. И ничего похожего я раньше не слыхал. – Зачем же смиренно жить во мраке? Жизнь – штука ясная и понятная, только присмотрись. Он указывал на Пика. Я всегда восхищался Пиком, но мне и в голову не могло прийти сравнивать носорога с лампочкой. А он знай твердил свое: – Говорят, Бог умер в 1947-м, во время Раскола страны. Но ведь он мог умереть и в 1971-м, во время войны (Имеется в виду третья индо-пакистанская война). Или вчера, здесь, в Пондишери, в каком-нибудь приюте для сирот. Вот что говорят, Пи. Когда мне было столько же лет, сколько тебе, я не вставал с постели – болел полиомиелитом. И каждый день спрашивал себя: «Где же Бог? Где? Ну где же?» А он так и не пришел. Не Бог спас меня, а медицина. Мой пророк – разум, и он говорит, что умираем мы так же как часы, когда останавливаются. Раз – и все. Забарахлили часы – сам их и починяй. Если когда-нибудь у нас в руках окажутся средства производства, все будет по справедливости. По мне, это было слишком. Говорил он правильно – дружелюбно и решительно, – только вот слова его не утешали. И я промолчал. Но не оттого, что боялся рассердить мистера Кумара, а потому, что опасался: стоит сказать одно-два неверных слова – и он разрушит во мне самое дорогое. Что если от его слов и я заражусь полиомиелитом? И что это за болезнь, если она может убить в человеке Бога? Я. МАРТЕЛ [B.59]
|
||||||
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…богам пелись гимны. Гимнография – часть любой религии. Перед богами исполнялись танцы. В христианстве танцев нет. Есть поклоны и всякие групповые действия паствы и молящихся. Плясать считается неприличным. Вавилоняне плясали. И народ, и жрецы, и жрицы. Богам делались подарки. Это дожило до наших дней – жертвоприношение на храм, свечи и всё прочее. И у богов просили помочь людям в самых разных делах. Боги вавилонские зависели от людей. Вот это был момент, может быть самый атавистический, самый пережиточный из всей довольно высокоразвитой вавилонской религии. Вообще, я вам должен сказать, чёткий критерий есть, насколько религия уже как бы, ну скажем так, созрела, приблизилась к цивилизационному уровню, или она всё ещё остаётся где-то на варварской периферии, в детстве человечества. Если люди считают, что божество зависит от людей, то это, конечно, дикость и варварство. Если люди искренне считают, что божеству нужны какие бы то ни было жертвоприношения. Хоть олень, хоть конь, хоть бык, хоть свеча копеечная, это, конечно, представления совершенно дикие. Потому что совершенно понятно, что ничего из того, что люди могут, Богу абсолютно не нужно. И понимание этого совершенно меняет взгляд на божество. Вот как только до этого люди доросли, это уже родилось с библейскими представлениями, – совершился мощнейший цивилизационный прорыв. Но вавилоняне всё ещё считали, несмотря на все свои достижения, что боги нуждаются в людях. Люди их кормят жертвоприношением. Это наивная и такая, немножко детская точка зрения – «от нас всё зависит». [B.141.4] * Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…и он написал там очень много интересного, кстати, и про православие, и про связь России с православной культурой. Но там, среди прочего, есть такая фраза интересная: «Все религии проходят путь неизбежной вульгаризации». Vulgaris по-латыни – общедоступный. Как только что-то становится общедоступным, оно, конечно, сразу падает в цене. Любимое слово сейчас какое у маркетологов? Эксклюзивный, уникальный, исключительный, элитный, то есть всячески дают понять, что это не для всех. То есть общедоступность это штука, которая очень снижает ценность явления, предмета, человека и так далее. Религия стремится к общедоступности, потому что она должна достучаться до каждого сердца, а сердца, в основном, очень простые. А умы – ещё проще. Как религии быть? Религия оперирует целым пластом абстракций, как в Индии, глубоких философских построений. Народ не понимает, о чём речь, ему надо просто рассказывать. И всякая религия поэтому неизбежно упрощается и очень вульгаризируется. В конце концов, как пишет Федотов, сводится к этике – как себя вести, и к демонологии, потому что это то, чего люди боятся. Манипулировать проще всего через приказы и через страх. Как правила дорожного движения, предписывающие и запрещающие. И вся огромная метафизика религиозная во всех системах, она, в конце концов, к этому сводится. Это очень верное, хотя и очень грустное замечание. Вот в Индии точно так и произошло, полностью по схеме Федотова. Остались абстракции, осталась философия, остались глубокие вещи – достояние брахманов, – а большинству-то что будем говорить? Вот приходит брахман в деревню – и что, он им будет петь бесконечные гимны на санскрите, которые они не понимают ни ухом, ни рылом? Они будут, конечно, слушать, и с почтением, но утратится контакт и утратится влияние на них. Людям надо дать тех богов, которых они могли бы полюбить. Это главная задача тех людей, которые формируют религию. Потому что религия – это система взглядов, её формируют люди. Бог сам по себе, и он наблюдает с усмешкой над нами, в том числе над нашими потугами объяснить всю сложность мира на уровне школьных прописей. У религии есть такая задача, среди прочего: сделать так, чтобы люди поняли, и чтобы люди полюбили божества, прониклись. А полюбить можно только знакомое, предсказуемое, понятное. То, что как-то тебя греет, нечто тёплое, а не холодный блистающий мир абстрактных рассуждений». [B.141.5] * Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…что нужно понять: во-первых, буддизм – это не религия в собственном смысле, потому что там нет понятия божества. Нет молитвы как вопля о спасении, нет молитвы как просьбы. И это на самом деле создавалось Гаутамой Сиддхартхой, если вы не успели забыть, который Шакьямуни, как концепция, которая заменит народное смешное язычество с куклами богов, которым мажут губы розовой водой. Полная перемена акцента с внешнего поклонения статуям или храмам на внутреннее состояние. И вплоть до того, что бог как таковой не нужен в буддизме. Человек сам себе и есть бог. Дзэн-буддизм японский в конце концов так и провозгласил: ты сам бог». [B.141.7] ** Буддизм – учение, основанное на общечеловеческих ценностях: доверие, честность, отказ от насилия. Он был очень популярен среди нового класса купцов и торговцев в городах Ганга. Но в то же время буддизм – атеистическое учение: логика проповеди Будды состояла в том, что сама вера в Бога – есть проявление привязанности, привычки и страстей. На земле, где поклоняются десяткам, а, может быть, даже сотням миллионов богов – это было очень смелое заявление. [T.22.LII.2]
|
||||||
Маргарита КРЫЛОВА, хранитель отдела графики Третьяковской галереи: «…писал он о том, что более всего он хотел бы приблизиться к пути Леонардо да Винчи, имея ввиду, очевидно, его знаменитую фреску Тайная вечеря, которую он видел в Милане. Живя в Италии, Ивáнов путешествовал по многим городам с тем, чтобы познакомиться с различными итальянскими школами, но больше его внимание привлекла живопись четырнадцатого века – Джотто и других художников, поскольку он считал, что именно в этой живописи присутствует религиозный дух, который он и хотел воплотить в своём полотне». В среде творческой интеллигенции в первой половине девятнадцатого столетия, особенно в эпоху Александра Первого, было распространено «внутреннее христианство» – представление о том, что обряды и таинства излишни, если человек имеет Бога в сердце. «Религия сердца» ставилась на первое место, а то, что предлагала Православная церковь, воспринималось, как «обрядоверие». Художник Александр Ивáнов, судя по сохранившимся его высказываниям, принадлежал именно к этому направлению: он был, по-своему, глубоко религиозным человеком, вёл аскетический, почти затворнический образ жизни. Будучи православным по рождению и воспитанию, почти никогда не упоминал православное богослужение, причастие или исповедь. «Мы, не достигшие вполне мысли Христовой, полагаем, что наши беспрестанные преступления могут выкупиться соблюдением обрядов, символически его славящих». [T.10.DCCCIV.2]
|
||||||
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…на иврите много слов, обозначающих закон, суд, судопроизводство, правила, заповеди. Оно вошло в значении «религия». Этого слова не было в эпоху Первого храма, когда евреи не могли «посмотреть на себя со стороны». Пока человек не сталкивается с чужой религией, он не знает, что у него есть религия – он думает, что у него есть вера, которая такая же, как и у всех людей. Когда он обнаруживает, что у других другая вера, тогда появляется слово «религия». То есть, не «вообще вера», а совокупность каких-то верований». Начиная с пятого века иудеи пользуются для обозначения библейской веры, а затем иудаизма, словом «дат» ( דָּת ). [P.168/1]
|
||||||
1 - 2 |
||||||