ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание). |
||||||
Великий иерофант |
||||||
В величественном портике храма между двух небольших дверей, зияющих темными отверстиями, на возвышении, обитом красным сукном, стоит трон, сделанный из желтого дерева в виде двух полукругов, из которых верхний служит седалищем, а нижний ножками; спинки у трона нет. Под балдахином на троне сидит иерофант… [B.24.1]
( גָּדוֹל ) [gādôl] большой, великий [B.18]
magnus, a, um (compar. mājor, us, superl. maxĭmus, a, um — apx. maxŭmus) 1) большой, крупный… 10) великий (homo, vir С; Pompejus М. С)…
|
||||||
Лава и обломки пород, извергнутые вулканом, формируют более восьмидесяти процентов поверхности всей нашей планеты. На нашей планете около полутора тысяч активных вулканов и их невероятная мощь всегда привлекала операторов, ищущих величественных зрелищ. [T.10.VI.5] |
||||||
Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Они (Первые императоры) заложили все основы, все институты Китая, которые существуют вплоть до сегодняшнего дня». Почему Цзин-ди создал портреты практически всех людей своей империи. Это связано с отношением к смерти, к благополучию в жизни после смерти и китайскому порядку, – взять всё это с собой. Грандиозное представление столь же важно сегодня, как и две тысячи лет назад. Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Люди в Китае очень любят грандиозные похороны. Помню, когда я был ребёнком, некоторые наши соседи, как правило, среднего возраста или старше, всегда имели в доме гроб. Вы входите и рядом в гостиной обнаруживаете огромный чёрный гроб. Нечто похожее на то, как в наши дни демонстрируют своё благополучие, показывая, вот какой у меня большой цветной телевизор. Только тогда не было цветных телевизоров. И гроб – основная собственность, свидетельствующая о социальном статусе». [T.4.XIX]
Послушник МАКСИМ, насельник Саввино-Сторожевского монастыря, г. Звенигород: «В специально прорубленной проруби, которая называется Иордань, батюшка совершает Великое освящение воды. Такое освящение, такой чин освящения воды, такие молитвы, которые читаются в День крещения Господня, читаются только в этот праздник. Именно поэтому, этот чин освящения называется Великим освящением. Совершается только раз». [T.18.III]
|
||||||
Большой интерес для анализа представляют научные регалии автора. Чем их больше и чем тщательнее они перечислены, тем осторожнее надо относиться к тексту. У настоящих учёных тщеславие считается дурным тоном. Скромное «к.м.н. Абэвэгэдэев» вызывает значительно больше доверия, нежели «доктор проблем мироздания, академик XYZ академии, почётный член того-то и сего-то Фантазм Ахинеевич Чепуханов-Грандиозов». «Почётное членство» в различных академиях особенно настораживает в силу существенных различий между членом и почётным членом. Аркадий ГОЛОД, врач-анестезиолог. [A.281]
Орест Данилович Хвольсон, выдающийся русский педагог, в течение многих лет был членом-корреспондентом Академии наук. Как-то учёный высказал сожаление, что он всё ещё не академик. Вскоре ему присвоили звание, правда, почётного академика. Поздравляя маститого физика, кто-то из его коллег спросил: «Ну теперь-то вы довольны?» – «Конечно, я рад, – отвечал Хвольсон, – но должен заметить, что между академиком и почётным академиком примерно такая же разница, какая имеет место между значениями слов: государь и милостивый государь». «Клуб «ТМ» [A.8]
…лишённый напыщенности и важности, Александр Юльевич просил не переоценивать звание «Академика». Ишлинский Александр Юльевич, Герой Социалистического Труда, академик АН СССР и АН УССР, иностранный член Польской АН, Чехословацкой АН, почётный член Международной академии истории наук, депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР: «…член-корреспондент – это учёный, как правило, неплохой учёный, но рядом с которым можно поставить ещё десяток не слабее, а иногда даже и сильнее. Но ему «повезло». Академик – это тот же учёный, но ему «очень повезло». [T.10.CDX]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Уасет – «Могущественная» – так переводится это имя. Греки назвали этот город Фивами. Сегодняшний Аль-Уксур – Луксор. Не Люксор, как пишут во всех туристических буклетах, а Аль-Уксур – «Дворцы» по-арабски». [P.125.12]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…пункт первый – мы не так много знаем о Хуфу, но, однако, царь, от которого осталась величайшая египетская пирамида, был первым царём, который дошёл до невероятных высот, если «высотами» можно считать ритуал самообожествления. Заупокойные храмы Хуфу были разобраны после того, как пала великая эпоха Древнего царства, и их использовали для забутовки других пирамид. Когда американские исследователи стали изучать пирамиды XXI-го века до новой эры, которые находятся в другом некрополе в Лиште, намного южнее, цари Среднего царства, внутри пирамиды Аменемхета Первого в Лиште было найдено огромное количество блоков с рельефами, которые когда-то были стенами Верхнего заупокойного храма Хуфу. Блоки сохранились очень хорошо: там богатства Хуфу, там изобилие имён Хуфу, там сам Хуфу в обожествлённой форме, но там нет ни единого сюжета, который показывал бы Хуфу в качестве царя, взаимодействующего с миром богов. Степень возведения Хуфу в образ Великого бога была совершенно невероятна, и, наверное, сопоставима в египетской истории с Хуфу в этом деле были только Аменхотеп Третий, Эхнатон и Рамзес Великий. Культ Хуфу был столь велик, что, в отличие от других египетских пирамид, в его пирамиде погребальная камера была сделана не под массивом пирамиды, а внутри пирамиды, которая своей формой воспроизводила форму холма Бен-Бен – Изначально холма суши, на котором Бог Предвечный творит Вселенную. Неоднократно производились сравнения между лицом Сфинкса и статуей царя Хафра из его Нижнего припирамидного храма. Прошло совсем немного времени, и память о Хуфу и Хафра была проклята: их заупокойные храмы разбивали и уничтожали. В заупокойном храме Хафра все его потрясающие статуи были просто разбиты и свалены в определённое место, в одну яму, где их и нашёл в девятнадцатом веке Огюст Мариет». [P.125.33] * Тысячелетиями люди испытывали перед ним благоговение и трепет. Получеловек-полузверь – Сфинкс – самый загадочный образ на Земле. Одним он давал силу, другим внушал страх. Для всех он загадка! Кто он? Кто его создал и зачем? Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Это образ такой силы, что каждый раз, когда смотришь на Сфинкса, находишь в нём что-то новое». …стела повествует о том, как однажды юный царевич Тутмос прилёг в тени каменного гиганта, ища укрытия от полуденного солнца, он уснул и во сне увидел Сфинкса, который сказал ему, что если он счистит песок с его лап, он станет царём. Тутмос сделал так, как велел Сфинкс. Он хотел, чтобы его помнили как великого правителя, а потому записал эту историю и установил стелу рядом со сфинксом. Он надеялся получить частицу силы Сфинкса, чтобы история навсегда сохранила его величие. [T.10.CXLIII]
Юрий ПИВОВАРОВ, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) РАН: «Пётр Великий, его личность, его деяния поистине грандиозны. Екатерина Вторая писала: «За что в России не возьмись, всё своё начало в Петре имеет». Это какой-то русский Царь-Солнце, и потому не случайно, что некоторые важнейшие деятели нашей истории так и остались в его тени». [T.10.XXII.6]
|
||||||
Ян ЛЕВЧЕНКО, профессор Высшей Школы экономики: «…соотносится, по сути дела, со всеми теми Пространствами, которые предлагала советскому человеку Москва, как главный город, как город, который является центром, и, одновременно, не является частью страны. Я, как не москвич по рождению, прекрасно помню, что совершенно не нужно было посещать ВДНХ и погружаться в этот исторический анабиоз, в это внеисторическое переживание чтобы оказаться в идеальном Пространстве, каковым была Москва. Достаточно было проехать один раз по Кутузовскому проспекту в десятилетнем возрасте, чтобы эти дома окончательно, раз и навсегда, произвели на тебя совершенно нечеловеческое впечатление. И чтобы ты потом об этом не читал, чтобы ты потом не думал и не понимал о том, что флорентийская лоджия в нашем климате это абсурд, это смешно, тебя всё равно подавляет это величие и эта мощь, и это источник многочисленных спекуляций». [T.10.LI.34]
Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Эти величественные колонны кажутся мне великой метафорой. Мы взяли мир древних греков и приукрасили наше о нём представление. Мы превратили его во что-то вроде фантазии. Мы смотрим на Древние Афины и видим то, что хотим видеть, а не их подлинную историю. Когда произносят слово Афины, то в голове сразу же возникают определённые образы: прекрасная греческая ваза, философы-просветители, Парфенон. Этот город мы почитаем, как колыбель основополагающих ценностей – свободы и равенства». За благородным фасадом культурного центра скрывается город, чьи граждане единодушно поддерживали непрекращающиеся войны, и чьи правители мечом и кровью расширяли границы своей империи ради собственного обогащения. Город, который отстаивал свободу слова, но не переносил критики со стороны своих граждан. [T.13.LX]
Пик величия этого храмового комплекса пришёлся на эпоху правления Рамзеса Второго. …в дальнем конце переднего двора находилась тяжёлая дверь, она вела в зал с потолком со слуховыми окнами, которые подпирали сто тридцать семь колонн, изображавших цветы папируса – один из символов Египта. В главном нефе, куда проникал солнечный свет, капители колонн были сделаны в форме раскрытых цветков. В нефах, куда лучи солнца почти не проникали, капители были выполнены в форме закрытых цветов. Участникам религиозных процессий, проходившим через храм, казалось, что они видят, как раскрываются каменные цветы. В 663-м году до нашей эры ассирийская армия разграбила деревню Карнак и находившиеся рядом храмы. Комплекс более тысячи лет был погребён под слоем песка, пока археологи не раскопали его в девятнадцатом веке. [T.13.LXXXVI.1]
|
||||||
Ori Soltes, Professor Theology and Fine Arts. Georgetown University: «Создавая пирамиду, вы фактически строите стилизованную гору. Это средство связи неба и земли. Я бы предпочёл, чтобы знания о том, как построить нечто такое, было бы навсегда утрачено. Чтобы, когда я пришёл в другой мир, оно, так сказать, ушло бы со мной, потому что, если после меня никто не сможет создать что-либо подобное тому, что сделал я, моё величие значительно усиливается». [T.12.XIII.1]
Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Это сооружение в Ангкоре с явной пирамидальной формой посвящено богу Шиве. Пирамида называется Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong). Была построена в 948-м году и представляет собой одну из древнейших каменных пирамид в Ангкоре». Величественные пирамиды в Ангкоре не только обеспечивают духовное единение людей, но и олицетворяют божественный статус правителя, поскольку возвышаются над миром и в истории. Dr. Kara (Kathryn) Cooney: «Он (небоскрёб) обладает той же властью что и пирамиды в древнем мире. Пирамиды всегда занимали особое место для общества и даже в отсутствии прямого религиозного значения, подобные сооружения до сих пор являются символом власти, могущества и идеологии». [T.12.LIII.1]
|
||||||
В Ветхом Завете нет причинно-следственных связей, нет человеческой логики – есть лишь первозданное, природное, внеморальное величие, и это величие Бродского восхищало. Дмитрий БЫКОВ [A.282]
Простой народ не мог читать Священное Писание, в Соборе люди имели возможность познакомиться с его содержанием: здесь каждая деталь говорила верующим не меньше, чем слова мессы. Паломники останавливались как зачарованные на пороге Храма. Они не представляли, что в Средневековье могут быть такие величественные и так богато украшенные порталы. Все скульптуры были расписаны великолепными красками. Они повествовали истории из Ветхого и Нового Заветов. Если подняться наверх, можно представить, какое громадное впечатление производил неф на людей тринадцатого века. Высота его 37 метров, подобного нефа не имел в то время ни один кафедральный собор. Такая высота стала возможна благодаря новшеству: архитекторы готики узнали, что крестовые своды со стрельчатыми арками перемещают силу тяжести со стен на распорки и опорные столбы. Таким образом, стены уже не выполняют несущую функцию и их можно заменить окнами. Окна делали настолько большими, насколько это было возможно. Они должны были перевести льющийся свет из эстетической реальности в плоскость мистики: Бог сам есть свет, и свет придаёт такую прелесть всем этим вещам. [T.10.XI.33]
|
||||||
Ольга НОГТЕВА, кандидат искусствоведения; Архитектурный институт, Москва: «Безусловно, символическая функция моста для римской цивилизации была не менее значимой. И в этом отношении стоит вспомнить знаменитое высказывание выдающегося римского политического деятеля первого века нашей эры Секста Юлия Фронтина (Sextus Julius Frontinus), который говорил о том, что акведуки и мосты являются величайшим свидетельством величия Рима. С распадом Римской империи каменное строительство, безусловно, уходит на второй план. Это время возведения деревянных мостов, о чём имеются свидетельства в документах. Это знаменитые мосты Парижа, которые были построены при императоре Карле Лысом. Средневековая Европа – это раздробленные государства, это нестабильность жизни и отсюда изменение функции моста. Это уже не триумфальное сооружение, так было, например, в Толедо…» [T.10.LI.23]
Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Один из способов продемонстрировать другим народам своё могущество – это создать город, который все будут помнить». Dr. Shaher Rababe'h, Hashemite University: «Великолепный фасад Эль-Хазна был демонстрацией богатства и мощи набатеев». …и он расположен прямо перед входом в Петру. Dr. Khairieh Amr, Jordan Museum Amman: «Думаю, его предназначение – внушать благоговейный трепет приезжим, – пускать им пыль в глаза». [T.10.XCVII.6]
|
||||||
Каждая из стран-участниц Нюрнбергского трибунала предоставила на процесс своих лучших юристов. Недаром Геринг хвастался, что против него выставили всю мощь мировой юриспруденции. Александр СУХАРЕВ, государственный советник юстиции I класса, доктор юридических наук, профессор: «В чём величие этого суда? Он криминализировал саму агрессию, военную агрессию, сделал её уголовно наказуемой. С Нюрнберга началась новая история юстиции, родилось новое международное уголовное право после этого процесса. Родились многие положения гуманитарного права». Нюрнбергский процесс – «Суд Истории» – закрепил в международном праве до этого не существовавшую норму. Теперь политические лидеры – инициаторы военной агрессии, должны нести за свои действия уголовную ответственность. Но для того… отдали свои жизни… [T.3.XVI.6]
|
||||||
Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Среди правителей, оказавших наибольшее влияние на ход истории, Кир Великий был одним из немногих, кто заслуживает этого эпитета. Он достоин, называться «Великим». Империя, которую создал Кир, была самой большой империей древнего мира, если ни самой большой в истории человечества. К 554-му году до нашей эры Кир сокрушил всех соперников и стал единоличным правителем Персии. Оставалось покорить весь мир. Но великому императору, прежде всего, подобает иметь блистательную столицу. В 550-м году Кир приступает к осуществлению проекта, равному которому древний мир ещё не знал: строить первую столицу Персидской империи – Пасаргады, на территории нынешнего Ирана. Prof. David Stronach, University of California, Berkeley: «Как сказал один видный учёный из Оксфорда: «Пресса хорошо отзывалась о Кире» – остроумно и точно, на мой взгляд». Но, не успев превратить Персию в единственную сверхдержаву древнего мира, в 530-м году до нашей эры Кир Великий погибает в бою. Dr. Abbas Alizadeh, University of Chicago: «Он прожил слишком мало и не успел проявить себя в мирных условиях. То же случилось с Юлием Цезарем, тот тоже победил врагов, но тоже был убит, не успев консолидировать империю». В 530-м году до нашей эры Кир Великий, архитектор величайшей империи Древнего мира, погибает. Будущее Персии окутано мраком неизвестности. Начинается ожесточённая борьба между претендентами. В конце концов, к власти приходит дальний родственник Кира, выдающийся полководец. Он железной рукой восстанавливает в Персидской империи закон и порядок. Его зовут Дарий. Он станет самым великим царём Персии и одним из величайших строителей Всех Времён. Он тут же берётся за дело и перестраивает старую столицу Сузы. Строит дворцы, облицованные глазурованной плиткой. Великолепие Суз упоминается даже в Библии. Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Дворцы Суз известны греческим авторам. Персидские дворцы Ветхого Завета – это дворцы в Сузах». К началу пятого века до нашей эры Персия стала величайшей империей в истории. Величием она превосходила Римскую в период расцвета на четыре века поздней. Персия была непобедима, её экспансия вызывала тревогу у молодой культуры, вступившей в фазу подъёма, – греческих городов – государств. …в 486-м году до нашей эры в походе на Египет Дарий (Первый Великий) умирает. Он оставил наследникам империю, изменившую понятие о том, что такое Слава и Величие. Он предотвратит хаос, заблаговременно назвав приемника, – своего сына – Ксеркса. Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Встать вровень с новатором Киром и экспансионистом Дарием – задача непростая. Но Ксеркс обладал замечательным качеством: он умел выжидать…» 480-й год до нашей эры. Персидская империя на пике славы, она огромна, сильна и невероятно богата. С тех пор как греки нанесли поражение Дарию Великому при Марафоне, прошло десять лет. Власть в руках сына Дария – Ксеркса – последнего великого монарха из династии Ахеменидов. Ксеркс жаждет реванша. [T.10.XXXII.2]
|
||||||
Екатерина Великая. Это она поставила памятник Петру. На постаменте повелела написать «PETRO primo CATHARINA secunda». По-латыни «secunda» – не только «вторая», но и «следующая». Между Петром и Екатериной на Русском троне было шесть государей: она вычеркнула всех, провозгласив себя «прямой и единственной» наследницей дел великого императора. На её столе всегда стоял портрет Петра. «Я мысленно спрашиваю это великое изображение, что бы он сделал на моём месте?» …у неё был редкий для правителей дар – она окружала себя людьми выдающимися: они добывали ей и России громкие победы, славу. Делами оправдывали её беззаконное воцарение. Власть, если она успешна, очень скоро начинает казаться законной. Восемнадцатый век был не только галантным, он был кровавым – все воевали со всеми. Из тридцати четырех лет царствования, семнадцать она воевала. По поводу Первого раздела Польши Екатерина высказывалась цинично, но для своего времени вполне резонно: «Если они (Пруссия и Австрия) берут, то почему же и всем не брать». Территории, завоёванные Екатериной, превышали завоевания Петра. Пётр удивил победами, Екатерина к ним приучила. При ней мир признал Россию великой державой. …ей хотели поставить памятник при жизни – отказалась. Поставил правнук – Александр Второй-Освободитель. Это он пожелал, чтобы она стояла не одна, чтобы рядом были те, кто помогал ей строить Великую Россию. [T.10.CDXXXV.1]
Андрей САХАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории: «Сегодня мы говорим с вами очень часто очень много о великой России. На каждом шагу мы слышим «великая Россия, величие России», и мне бы хотелось свою лекцию закончить вот вопросом, а что такое великая Россия, как понимать понятие «великая Россия и величие России»? одни говорят, нас уважали и нас боялись, это была огромная страна, сильная армия, сильная промышленность, блестящее образование, и прорыв в космос и так далее и так далее. Другие говорят, это было правильно, но это было всё в отсталой, нищей стране за счёт людей. Так что же такое великая Россия? Я думаю, что великая Россия и, может быть, со мной вы согласитесь, может, не согласитесь, в свете вот той лекции, с которой мы сегодня с вами познакомились, и в силу тех слов, которые сегодня говорил, великая Россия – это, прежде всего, величие человека. Всякая великая страна, великое государство, прежде всего, велико тем, насколько велик в этой стране в этом государстве человек. Личность человека, комфорт жизни человека, область его жизни, его качество жизни. Если это всё на уровне современной цивилизации, это великая страна, действительно. Если этого нет, если вместо этого вам дают противовес какой-то в виду суррогат какой-то, пусть это суррогат и очень значительный и очень важный в виде огромных пространств, в виду сильной армии, и военно-промышленного комплекса, и в виду того, что нас боялись и уважали, это вызывает у меня вопрос, что считать основной величия страны? Достижения в спорте, замечательно, достижения в образовании – прекрасно, достижения в комфорте жизни и прочее, прочее – замечательно. Для чего вообще жить?! Для чего мы живём и для чего мы существуем? Для того чтобы грозить другим, для того, чтобы уважение вызывалось только за счёт нашей силы, мощи и так далее? Это один вопрос. Но я думаю, что это критерий очень сомнительный. И думаю, что большинство наших людей последнее время особенно после известных перемен в 80-90-е годы, приходят к выводу, что всё-таки величие страны заключается в несколько ином, именно в величии нашего человека, в его достижениях, его комфорте. И в этом смысле мы можем соревноваться и должны соревноваться с западом, и не противопоставлять Восток и Запад, а понимать, что там, где на западе этого величие достигнуто путями движения тех рычагов и тех двигательных сил, которые были в течение всей истории – это одно. Если это величие достигается каким-то путём, которое мировая цивилизация отвергла и обошла уже стороной – это совсем другое. Я глубоко уверен в том, что наш народ, действительно великий, и народ, который действительно способен путём преодоления тех исторических трудностей, которые выпали на его долю, в конце концов, привести нашу страну к действительному величию нашего государства, нашего народа, заключается в величии личности отдельного человека и на этом основании – всей страны в целом». [T.10.CI.8]
|
||||||
1 - 2 |
||||||