ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Magister Arcanorum (Учитель Арканов)

СБОРНИК 05_1_4

 
     
 

sacrum, ī n [sacer] 1) священный предмет, pl. священная утварь (sacra ex aedibus eripere C); священное творение (sacra Maronis M); 2) священный обряд, священнодействие, богослужение (sacra Orphĭca C); 3) жертвоприношение, жертва (s. facere Hercǔli L): inter s. saxumque stare погов. Pl находиться между жертвенным животным и каменным ножом (фециала), т. е. между молотом и наковальней; hereditas sine sacris Pl наследство без обязательных жертвоприношений предкам покойного, перен. выгода, не сопряжённая с расходами (не требующая усилий); 4) pl. тайны, таинства, мистерии (sacra profanare T). [B.32]

 

sacrāmentum, ī n [sacro] 1) воен. обязательство о несении военной службы, присяга на верность, воинская присяга: aliquem militiae sacramento obligare C (rogare Cs, L, adigere L) приводить кого-либо к воинской присяге; dicere s. Cs или sacramento (abl.) L приносить присягу, присягать; 2) военная служба (praemia sacramentorum J; longum Caesărum s. T); 3) юр. денежный залог (вносившийся в гражданском процессе обеими сторонами и не возвращавшийся проигравшей стороне) (multae s. C); заклад (justo sacramento cum aliquo contendere C): s. alicujus justum judicare C решить процесс в чью-либо пользу; 4) обязательство, обещание (s. amicitiae Pt); клятва (perfĭdum s. dicere H); 5) (в христ. религии) таинство (s. baptismatis Tert). [B.32]

 

sēcrētum, ī n 1) отдалённое место, уединение (in secreto L, QC; s. petere Su; in secreta se removere H); 2) тайна, секрет (secreta pectoris aperire T); pl. секретные бумаги (in secretis alicujus reperire aliquid Su). [B.32]

 

adoperta, ōrum n [adoperio] тайны (nocturna a. Ap). [B.32]

 

vēlātō adv. [velo] скрыто, тайно (deum discere Tert). [B.32]

 

tacitum, ī n [tacitus] 1) тайна: taciti vulgator O = Тантал; 2) тишина, безмолвие: per t. V, Sil тихо, бесшумно; per t. mundi Lcn подземными ходами. [B.32]

 

κρυπτόν τό 1) скрытный характер, скрытность (τῆς τῶν Λακεδαιμονίων πολιτείας Thuc.); 2) тж. pl. тайна Eur., NT: ἐν κρυπτῷ NT втайне; τὰ κρυπτὰ τοῦ σκότους NT скрытое во мраке; 3) сокровенное место, тайник NT. [B.169]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: « Царская гробница Кносса была раскопана Эвансом. Опубликована в IV томе «Дворца Миноса». Это высеченная в скале колонная крипта, напомню, что «κρυπτή / крипти» по-гречески это «тайник», или «подземный ход». Потом уже, в христианское время, «крипта» употреблялось как подземная подалтарная церковь на Западе. Это поддерживаемая колоннами крипта, потолок её, как и в египетских гробницах Древнего Царства, окрашен в голубой цвет – цвет неба – иконы инобытия. Над гробницей воздвигнуто было небольшое святилище, напоминавшее дворцовые храмы Великой Богини – имеются в виду храмы Кносса и Феста. Диодор Сицилийский сообщает, что Минос погребён был в крипте, над которой возвели храм Афродиты. Тут всё совпадает». [P.125.216]

*

κρυπτή, ἡ , соб. ж. от κρυπτός, крытый ход; Н.З. сокровенное место

κρυπτή ἡ сокровенное место, тайник NT. [B.169]

κρυπτός, 3. (κρύπτω) скрытый, тайный; τὰ κρυπτтайна

I κρυπτός 3 1) потайной, секретный (κληΐς Hom.; διῶρυξ, τάφρος Her.; ψῆφος Arst.); 2) скрытый, затаённый (λόγος Aesch.; πάθος Eur.; ἄσκοπα κρυπτά τ’ ἔπη Soph.). - См. тж. κρυπτόν. [B.169]

II κρυπτός ὁ разведчик, соглядатай Arph. [B.169]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…известнейший философ Махаяны Нагарджуна – имя его означает «Серебряный змей» – во втором веке после Рождества Христова по преданию спустился в подводный дворец Царя змеев – нагов, и там обрёл спрятанные Татхагатой тексты праджня-парамиты, то есть, Высшей Истины.

Хинаяна говорила: «Всё, чему учил Будда – есть истина». Поэтому то, что собрал Ананда и утвердил на Первом соборе в Раджагрихе – это Истина: этому учил Будда. Он вспомнил его поучения, и это Истина. А Махаяна утверждала несколько иное: всё, что есть Истина – тому учил Будда. Будда не учил Неистине. И, соответственно, даже если что-то истина, а в Трипитаке этого нет, значит есть тайное учение, которое известно немногим. И вот это учение и открыто».

Махаяна говорит, что каждый просветлённый обретает «буддачитта» – «сознание Будды», и поэтому может говорить от его имени. Будда становится абсолютным, вечным принципом, а не просто человеком, достигшим просветления. И, соответственно, этот вечный принцип открывается всем аскетам, всем подвижникам. Поэтому тот же Нагарджуна мог прямо говорить от имени Будды, потому что ему это открылось, он это узнал, а вовсе не потому что, он прочёл какой-то текст, который был до этого спрятан и у Царя ли нагов или кого-то ещё находился семьсот лет.

Поэтому, кстати говоря, Евгений Алексеевич Торчинов не без улыбки говорил, что Будда через пятьсот лет после своей кончины произнёс во много раз больше речей и проповедей, чем за всю свою жизнь». [P.125.405]

 

 
     
 

Если тайна нисходит к секрету, к загадке, то она требует разгадки, но если тайна восходит к таинству, то уместнее молитва.

В. АХРАМОВИЧ [A.248]

 

Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…понятие канона предполагает, что Слово Божие может быть запечатлено в письменном тексте.

Далеко не каждый верующий представитель любой религии с этим согласится, что Слово Божие может быть запечатлено в письменном тексте. Письменный текст можно изложить на бумаге, на папирусе и сказать: «Вот это является частью священного текста, а это – нет: это какие-то позднейшие интерпретации».

Религии Древней Греции и Древнего Рима не знали ничего подобного (еврейскому) канону: они основывались не на письменных текстах, а на устной традиции. Причём эта устная традиция религиозная языческой античности, она очень часто была эзотерической, и, в силу этого, принципиально бесписьменной. Не то, чтобы греки и римляне писать не умели: количество текстов которое до нас дошло древнегреческой культуры на порядки больше, чем количество текстов, которое дошло от культуры древнееврейской. Но при этом идея того, что Слово Божие должно быть как-то адекватно, однозначно полностью выражено в каком-то тексте, для Древней Греции совершенно чужда. Какие-то важнейшие вещи, типа законов мистерий и так далее передавались устно и принципиально устно – то, что называется «Disciplina Arcani». [P.125.103]

 

 
     
 

Margaret Starbird, BA and MA University of Maryland, Author «Woman with the Alabaster Jar»: «Когда история слишком опасна, чтобы быть рассказанной, её, зачастую, преподносят как миф, а не как факт».

Prof. Bart D. Ehrman, Chair of the Department of Religious Studies at the University of North Carolina at Chapel Hill: «…думаю, потому что это настолько противоречит всему, что они слышали раньше. Потому что им нравится всё, что идёт против официальной Церкви, что существуют тайны и умолчания, теории заговоров, следовательно, это, по природе своей, имеет смысл, стало быть, доказательства просто не имеют значения».

На перекрёстке веры и легенды о том, что могло быть, и что было на самом деле, дверь для спекуляций остаётся широко открытой. В итоге всё сводится к выбору между историей мужчины и женщины и популярной сагой, которая переворачивает эту историю с ног на голову. [T.12.XXXII.1]

 

Dr. Larissa C. Tracy, Longwood University: «Тайна тамплиеров будет жить ещё долго: слишком мало мы знаем об их судьбе, и пока остаётся эта неясность, будут новые загадки».

У тамплиеров была своя тайна – это мы знаем точно. Но будет ли она интересна в наши дни, – возможно, что и нет. Орден погиб семьсот лет назад, но его тайна ещё будоражит фантазию, и именно это позволяет легенде о тамплиерах жить в веках. [T.17.XXI.2]

 

 
     
 

Строители пирамид не оставили свидетельств о том, как возводились эти массивные сооружения, и тысячелетиями древность хранила секрет их истинного назначения. Единственным документом являются сами пирамиды.

Dr. James P. Allen, Metropolitan Museum of Art: «Величайшая загадка пирамид не в потайных комнатах, а в том, как удалось древним строителям возвести пирамиды при таком уровне техники». [T.10.VI.13]

 

Пирамиды. Построенные тысячелетия назад, они до сих пор продолжают удивлять и вдохновлять. Но, прежде всего, пирамиды – неиссякаемые источники загадок.

Действительно ли сила пирамид лишь в наших мыслях, как утверждают скептики. Возможно, но не совсем так, как они считают. Есть свидетельства, говорящие о том, что наше увлечение пирамидами имеет глубокие психологические корни. Изучение символа пирамиды в истории показало, что очень часто он используется как символ непостижимых жизненных тайн.

Michael Baigent, Author «The Elixir & The Stone»: «Время от времени мы натыкаемся на что-то, что бросается нам в глаза. Мы стоим перед этим и понимаем, что здесь кроется какая-то тайна. Что-то требует, чтобы мы задавали вопросы и искали на них ответы. И мы думаем, что если нам когда-нибудь удастся разгадать тайны пирамид, то мы также сможем понять и что-то более важное об удивительном скрытом течении нашей земной жизни». [T.12.XXXVIII]

 

Даже в древние времена Сфинкс был воплощением тайны. Многие считают, что египетский термин «Шасеп Анкх», которым они называли свои монументы, на греческом стал звучать как «Сфинкс». Греки рассматривали Египет как источник всего мистического и таинственного. С древних времён считалось, что разгадка египетских тайн принесёт просвещение человечеству. В Средние века европейские учёные и философы прочесывали египетские тексты в поисках ответов на вопросы о природе и жизни. Примерно в 1460-м году появился свод текстов называвшийся «Корпус Герметикум». [T.12.XXXIX]

 

 
     
 

Тайны занимают людей больше, чем любые факты.

Dr. Angus Lockyer, SOAS, University of London: «…возможно, самое замечательное в этом мече то, что он утерян – нечто, что вы никогда не видели, всегда кажется лучшим, чем то, что под рукой». [T.13.CXII.1]

 

Тамара КРАСОВИЦКАЯ, доктор исторических наук: «…что он вообще-то после истории с матросом Марковым, когда были опубликованы все тайные договора, он же не отдавал никакие дипломатические документы никаким сотрудникам. Он жил в наркомате постоянно. У него в кабинете в углу были все важнейшие документы. Он им просто не доверял. Это важные документы, в которых есть информация, которую далеко не каждому можно и сейчас знать. Из всех архивов, которые мы имеем закрытые, по сравнению с МИДовским архивом КГБ-шный – это…

…международные документы, очень многие. Вот сходите в архив. Вы там будете искать… Это такая игра. Вам надо это, а принесут вот это. И в описи никогда не покажут. Это понятно. Я не знаю, правильно это или неправильно. Но это понятно. Потому что есть некоторые вещи, есть договоренности, которые никогда не уничтожаются. И вот эта вот история с Марковым очень его подкосила. Да, и ещё один очень интересный факт: он же когда закончил университет, работал вместе с Павловым-Сильванским. Он же был начальником архива. Вот он сидел в МИДовском архиве и там работал. Так что я считаю, что он подготовлен был вполне достаточно по сравнению с другими наркомами. Но надо сказать два слова про его политические пристрастия». [P.97.145]

 

Из воспоминаний А.И. Микояна

В 1939 году у Сталина возникла идея закупить на случай войны стратегические материалы, которых у нас было мало, и создать запас, о котором абсолютно никто не знал бы. Об этом он мне сказал с глазу на глаз и поручил действовать. В моё личное распоряжение он выделил большую сумму валюты.

В составе Наркомвнешторга находилось Таможенное управление, имевшее склады, предназначенные для хранения импортных товаров. И вот я решил создать, так сказать, в недрах Таможенного управления, но фактически от него не зависимую, организацию по закупке и хранению стратегических материалов.

Владимир МИКОЯН, дипломат, внук А.И. Микояна: «…в Оренбурге нашли хлебные склады, перенесли зерно, которое там хранилось, в какие-то другие помещения, и эти хлебные склады использовали для аккумулирования вот этих сложных видов сырья». [T.10.CCCLXXI.7]

 

 
     
 

…министр Сазонов реагировал усмешкой: «Можно подумать, мы бросали кайзеру перчатку. Россия, вы знаете, не начинала войну».

Как вспоминал Сазонов, посол Германии неразборчиво добавил ещё несколько слов, подошёл к окну, которое смотрит на Зимний дворец, и там произошло что-то уж совсем выпадающее из дипломатического этикета: Пурталес прислонился к подоконнику и зарыдал.

Николай Второй в тот день был в своей загородной резиденции в Петергофе. Сазонов срочно связался с министром Императорского двора графом Фредериксом и сообщил ему тревожные новости. Николай Александрович в это время шёл со всенощной памяти святого Серафима Саровского: именно к нему часто обращались молитвами император и его супруга. Выслушав графа Фредерикса, Николай Второй перекрестился и произнёс: «Моя совесть спокойна. Я сделал всё, чтобы предотвратить войну».

Тем же вечером Николай Второй встретится в своём кабинете с английским послом…

Во втором часу ночи Николай Александрович пойдёт к императрице выпить чаю. Здесь его догонит камердинер Тетерятников с телеграммой от императора Германии. Вильгельм Второй дружески выражает надежду, что русские войска не перейдут границы. Николай Александрович приказал срочно связаться с послом Германии и выяснить, нет ли у него каких-либо дополнительных инструкций от германского императора. Оказалось – ничего. Николай оставит эту странную телеграмму без ответа.

*

Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 31-го июля император России повелел начать общую мобилизацию. Посол Германии передал российскому министру иностранных дел ультиматум от Германского кайзера Вильгельма: «Не остановите мобилизацию, будет война». Хотя в самой Германии мобилизация уже шла. Срок ультиматума истёк, и Германия объявила войну. [T.10.CDLVII.1]

 

Василий МОЛОДЯКОВ, доктор политических наук: «…о поведении Риббентропа при объявлении войны Советскому Союзу. Значит, рано утром 22 июня посол в Берлине Деканозов вызван к Риббентропу, Бережков тогда первый секретарь посольства, сопровождает Деканозова в качестве переводчика. Он говорит, что у Риббентропа лицо было покрыто красными пятнами, руки дрожали, голос дрожал, говорит, видимо, он сильно выпил для храбрости, что вообще, кстати, на Риббентропа не похоже. Он зачитывает дрожащим голосом ноту об объявлении войны, Деканозов выражает решительный протест, Бережков переводит, Деканозов разворачивается, уходит к дверям. Бережков идёт, естественно, за ним, Риббентроп бежит за ними, чуть ли не там вприпрыжку, и говорит Бережкову: «Передайте в Москве (ну, поскольку человек понимал, кто понимает, по-немецки), передайте в Москве, что я был против этой войны».

Не верить этому у меня, честно говоря, оснований нет. Эта сцена описана в мемуарах Бережкова, опубликованных ещё в 1964 году и в разных версиях его мемуаров она повторяется без каких-либо изменений.

…но Риббентроп, во всяком случае, будучи человеком неглупым, он понимал, чем это Германии грозит». [P.97.146]

 

 
     
 

Владимир РЫЖКОВ, кандидат исторических наук, депутат четырёх созывов Государственной думы России: «…здесь мы впадаем в опасность смешать два разных явления, потому что когда прилетает разведчик в Швейцарию, и к нему выстраивается очередь – это вовсе не означает, что он действительно намерен заключить сепаратный мир, или что он имеет такой мандат. Его работа – вытягивать информацию, понимать, что происходит в том же Рейхе, понимать, что происходит в том же Токио. Здесь это сильное упрощение: прилетел Даллес вести переговоры. Точнее было бы сказать, что Даллес прилетел собирать разведывательную информацию, в том числе, которая могла пригодиться тому же Вашингтону или тому же Лондону. Слишком большое упрощение ведёт к слишком большой конспирологии». [P.125.361]

 

 
     
 

И ещё об одном рассказало нам кладбище – о поразительном развитии архитектуры. Вход в гробницу Абарги увенчан правильной кирпичной аркой, а кровля представляла собой кирпичный круглый купол с апсидами. Точно такой же купол был и над гробницей Шубад. Другие гробницы были накрыты куполами из грубоотесанного известняка. Мы нашли один такой купол, возведённый полностью на деревянном венце, с опорами на современный лад.

В этих подземных покоях не требовалось колонн. Зато в сооружениях следующей эпохи они попадаются в изобилии, а отсюда можно заключить, что шумерийцы умели их применять и раньше, в период царского кладбища. Подводя итоги, можно сказать, что жителям Ура в начале III тысячелетия до н.э. уже были известны почти все основные элементы архитектуры.

Леонард Вулли [B.156.1]