ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Папа

СБОРНИК 05_5

 
     
 

c (cieo). patrem юр. L указать отца (в доказательство нерабского происхождения)

 

ἀπφῦς ὁ (только nom. и acc. ἀπφῦν) (на языке детей) папа, папочка Theocr. [B.169]

 

 
     
 

«...Всякий глава семейства сам совершает богослужение…» В. ШИРОКОВ [A.102]

 

…впервые в истории привело к мужскому и женскому равноправию в вопросе отправления веры. Именно в Церкви впервые появилось равноправие полов.

Протестанты пошли на ещё большее радикальное изменение: одних лишь изменений церковных служб им было недостаточно. Церкви перестали быть единственным или даже главным местом поклонения Богу. Приверженцы этой эгалитарной веры могли поклоняться Богу где угодно. Когда монастыри начали закрываться, изменились сами взгляды на святость. Протестанты открыли для себя новое святое место собственным дом.

Брак Лютера доказал две важнейших идеи протестантской революции. Во-первых, дом, как и Церковь, является местом поклонения Богу, во-вторых, основа протестантства не воздержание, а семья. Идеи Лютера с большим энтузиазмом были приняты по всей Европе. Новая вера справилась с проблемами, которые оказались не под силу католицизму: внебрачный секс, регламентация и проведение бракосочетаний. Протестантство распространяло своё влияние на семейную жизнь. Для праведных протестантов дом стал символом святости, это было место, где они всегда могли поклониться Богу, в роли же священника теперь выступал отец семейства. [T.13.XXVII.3]

 

 
     
 

Храм Луксор был построен Аменхотепом III отцом Эхнатона. Он был посвящён одному из самых могущественных египетских богов – верховному богу Амон-Ра.

Mostafa Wazery, Director of the Valley of the Kings: «Эхнатон с детства готовился стать жрецом, а не фараоном. Фараоном он стал после смерти старшего брата. Оказалось, что ему, вопреки собственному желанию, пришлось стать правителем Египта. Эхнатон в таком неожиданном вхождении во власть увидел возможность навязать Египту свои религиозные взгляды. Он начал с уничтожения Амон-Ра – самого могущественного из всех богов. Ему не нравилось, что Амон-Ра иногда принимал обличие барана, животных, людей. Для него Бог – это невидимое существо». [T.12.III]

*

 
     
 

*

Генрих VIII (1491 1547) английский король, сын Генриха VII, наследовавший отцу за смертью старшего брата, Артура. В качестве младшего сына, Генрих воспитывался для церкви и получил весьма разностороннее образование. В 1509 году он вступил на престол и женился на вдове своего брата Екатерине Арагонской дочери Фердинанда и Изабеллы…(БиЕ) (ИЭС)

Генрих VIII (28.6.1491, Гринвич, – 28.1.1547, Лондон), король с 1509, 2-й из династии Тюдоров; один из ярких представителей английского абсолютизма. В своём правлении опирался на узкий круг фаворитов (Т. Уолси, а позднее Т. Кромвель и Т. Кранмер). В правление Генриха VIII была проведена Реформация, которую он рассматривал как важное средство укрепления абсолютизма и королевской казны. Поводом к Реформации послужил отказ папы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. В 1534 после разрыва с папой был провозглашён парламентом главой английской (англиканской) церкви, сохранившей католические обряды… [B.46]

 

…это было в 1532-м, когда Генрих Восьмой, потеряв терпение в ожидании разрешения на развод, порвал свои отношения с Ватиканом.

…Генрих же тоже метался. В юности он был ревностным католиком, писал трактаты о святости брачных уз. За отповедь Лютеру, которую король дал вместе с Мором, Папа назвал его защитником веры. [T.10.CDI.38]

**

 
     
 

**

СТАЛИН (наст. фамилия – Джугашвили) Иосиф Виссарионович [9 (21).12.1879, г. Гори, ныне Грузинской CCP, – 5.3.1953, Москва], один из руководящих деятелей Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, видный теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма. Родился в семье кустаря-сапожника. В 1894 окончил Горийское духовное училище и поступил в Тбилисскую православную семинарию. Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье, включился в революционное движение; в нелегальном кружке изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова. С 1898 член КПСС. Находясь в социалдемократической группе «Месаме-даси», вёл пропаганду марксистских идей среди рабочих Тбилисских железнодорожных мастерских. В 1899 исключён из семинарии за революционную деятельность…

На 7-й (Апрельской) Всеросс. конференции РСДРП(б) избран членом ЦК (с этого времени избирался членом ЦК партии на всех съездах по 19-й включительно). На 6-м съезде РСДРП(б) по поручению ЦК выступал с политическим отчётом ЦК и докладом о политическом положении...

На 2-м Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 избран в состав первого Советского правительства в качестве наркома по делам национальностей (1917 – 22); одновременно в 1919 – 22 возглавлял Наркомат государственного контроля, реорганизованный в 1920 в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

В апреле 1922 на Пленуме ЦК Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК и находился на этом посту свыше 30 лет.

…13-го съезда РКП(б), проходившего в мае 1924. Учитывая сложную обстановку в стране, остроту борьбы с троцкизмом, было признано целесообразным оставить Сталина на посту Генерального секретаря ЦК…

6 мая 1941 он был назначен председателем CHK СССР (с 1946 председателем Совета Министров СССР), 30 июня 1941 – председателем Государственного комитета обороны, 19 июля наркомом обороны СССР, 8 августа Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР.

В послевоенный период Сталин продолжал работать Генеральным секретарём ЦК партии и председателем Совета Министров СССР. В эти годы партия и Советское правительство провели огромную работу по мобилизации советского народа на борьбу за восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, осуществляли внешнеполитический курс, направленный на укрепление международных позиций СССР, мировой социалистической системы, на сплочение и развитие международного рабочего и коммунистического движения, на поддержку освободит, борьбы народов колониальных и зависимых стран, на обеспечение мира и безопасности народов во всём мире.

В деятельности Сталина наряду с положительными сторонами имели место теоретические и политические ошибки, отрицательно сказывались некоторые черты его характера. Если в первые годы работы без Ленина он считался с критическими замечаниями в свой адрес, то позднее начал отступать от ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценивать собственные заслуги в успехах партии и народа. Постепенно сложился культ личности Сталина, который повлёк за собой грубые нарушения социалистической законности, причинил серьёзный вред деятельности партии, делу коммунистического строительства.

Сталин был членом Политбюро ЦК ВКП(б) в 1919 – 52, Президиума ЦК КПСС в 1952 – 53, членом Исполкома Коминтерна в 1925 – 43, членом ВЦИК с 1917, ЦИК СССР с 1922, депутатом Верховного Совета СССР 1 – 3-го созывов.

Ему были присвоены звания Героя Социалистического Труда (1939), Героя Советского Союза (1945), Маршала Советского Союза (1943), высшее воинское звание – Генералиссимус Советского Союза (1945). Он награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами «Победа», 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, а также медалями. Похоронен на Красной площади. [B.46]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Если живёте по плоти, вас ждёт смерть, но если вы духом умертвите плотские дела, будете жить. Кем движет Дух Божий, те сыны Богу. Ибо вы приняли не дух рабства для прежнего страха, но дух усыновления, с ним мы и восклицаем: «Авва Отче!» (Рим.8:13-15)

То есть, человек зовёт Бога отцом. Авва – это арамейское слово, которое переводится даже не то что, как «отец», а, скорее, как «папа»: такое ласковое, домашнее обращение к отцу». [P.125.570]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…для этого нужно государство. Тогда государство было только монархией. Но государство означает утрату теократии, утрату возможности непосредственного управления Богом. Если страной правит царь, то Бог в каких-бы отношениях Он не был с царём, Он как бы смещается с этого законного места.

Что значит: «они отвергли Меня»? (1 Царств 8:7)

…теократия. Господь правит Своим народом непосредственно, выражая Свою волю через пророков, священников и так далее. Зачем? Пусть лучше будет царь. Политическая воля, политическая мощь. Как у всех народов, чем мы хуже? Мотивы, которые очень часто в истории срабатывают». [P.125.320]

**

 
     
 

**

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Людовик Четырнадцатый тяготился тем, что его подданные, а страна-то католическая, они духовно ему не подчинены, а подчинены Папе (Римскому). Поэтому по прямолинейности, которая потом отличала Петра Первого, он решил создать галликанскую церковь, то есть, церковь, которая будет во всём католическая, кроме подчинения Папе: вся догматика будет католическая, а главным авторитетом, как в англиканской церкви, будет монарх, будет король.

И был такой архиепископ Боссюэ, который был горячим сторонником этой идеи, мечтая, что он будет, как Ришелье, серым кардиналом при короле. Конечно, для серьёзных католиков это было абсолютно невозможно, и одним из них был Мальбранш, который считал, что это нонсенс, и у него были богословские аргументы против этого». [P.125.139]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…слово «Юпитер» – пожалуй, один из таких явных реликтов вот этой древней индоевропейской традиции. Юпитер – это не что иное, как «Деус Питар» – «Бог-Отец». Деус – это индоарийское производное от «Divum» – «Сияющее небо» и «Deivos» – «Небожитель». Отсюда «дэвы» и арийского предания, и «дивы», уже с другим знаком, персидским, после реформы Зороастра. Это Бог Небесный. А образ Сияющего неба – это образ неба, посылающего энергию на землю, сияющего солнцем, теплом, светом, без которого земля существовать не может. И, соответственно, Он – Отец всего земного. Так что Юпитер – «Девус Питар», это Небесный Отец. Это слово аналогично слову «Зевс» или «Див».

Само слово «Теос / θεός» – «бог», по этимологии Эмиля Бенвениста, имеет другую природу: греческое слово «теос» происходит от слова «тесос» – «священное», но это очень близкие по звучанию формы. Но Зевс – это, безусловно, это тот же самый «Деос», тот же самый «Дивус», «Сияющее Небо», и, соответственно, Юпитер». [P.125.244]

*

I θεός беот. θιός или σιός, лак. σιός ὁ и ἡ (voc. θεός) 1) бог, божество; 2) (тж. θήλεια θ. Hom.) богиня; 3) полубог, герой; 4) женщина божественного рода, полубогиня; 5) «богиня» (самый удачный бросок в игре в кости) (εὐβολεῖν τὴν θεόν Luc.). [B.169]

II θεός adj. божественный: αἱ μὲν καταιβαταὶ ἀνθρώποισιν, αἱ δὲ θεώτεραι Hom. (из двух ворот) одни доступны для людей, другие же только для богов. [B.169]

 

 
     
 

Prof. John D. Ray, Cambridge University: «В настенных надписях Рамзес хвастается, что у него около 80-ти сыновей и 60-ти дочерей, хотя это количество дочерей вызывает большие сомнения. Во всяком случае, он утверждал, что у него огромное потомство. Он, вероятно, был похож на многих современных диктаторов, которых считают «Отцами нации», во многих случаях буквально. [T.10.XCII.3]

 

Храм Абу-Симбела выражает дилемму, с которой сталкивается каждый фараон: «Как можно царствовать одновременно в качестве бога и человека».

Его первостепенной задачей была защита нации. Вторая его роль божественная.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Фараон – это не только посредник между людьми и богами, и не просто наместник Бога на земле. Одной ногой он стоит в царстве человека, а другой – в Царстве Божьем».

Власть и влияние фараона зависели от его способности выполнять обе роли. [T.12.XLIX]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…с одной стороны страхи авторитарного общества, но, с другой стороны, в самом демократическом обществе тоже, внутренняя подоплёка страха».

Александр ТХОСТОВ, доктор психологических наук: «Подождите. Авторитарное – это не обязательно страх. Авторитарное, как раз, может быть меньше страхов, потому что это фигура отца, который защитник, и который поможет тебе, если ты правильно себя ведёшь. Там возникает страх, если ты попытаешься с ним вступить в борьбу, а если ты покорный – бога ради – живи. Как раз демократическое общество, не дающее модели, где ты сам должен решать, собственно…»

Сергей ЕНИКОЛОПОВ, кандидат психологических наук: «Авторитарный и тоталитарный – это разница – тоталитарный и демократический, а авторитарный – нормально». [T.10.LI.87]

*

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель: «…к середине тридцатых годов Алексей Толстой к полной неожиданности своих читателей, вдруг, прекращает работу над успешным романом о Петре. И в то же время он останавливает работу над другим удачным замыслом – эпопее «Хождение по мукам». Две любимых книги, любимые герои вдруг остаются без присмотра. Почему?

К середине тридцатых годов Алексей Толстой испытывает тяжелейший творческий кризис, но назвать его истинные причины он не в состоянии: не обвинять же в происходящем вечно меняющуюся политику советской власти и конкретно товарища Сталина. Сделать этого он не может, но творчески наработанный импульс, инерция, с которой катятся его замыслы, они, тоже, требуют какого-то выхода, прокладывания дальнейших путей, дальнейших рельсов. И решение приходит неожиданно

Приступив к роману о Петре, Алексей Толстой уподоблял молодого русского царя-реформатора русскому реформатору Сталину. Эта аналогия была совершенно очевидна для всех, но, всё-таки, писатель – субстанция тонкая, и здесь было множество нюансов…

…совершенно растерялся: все концепции куда-то разъезжались – партия требовала одного, лозунги были другие, жизнь показывала третье, а логика развития героев никак не могла соединить всё это вместе. А ведь совсем ещё недавно Алексей Толстой очень хорошо понимал, как быть с вождями. Ему казалось, что душа революционера, попавшего во власть, ему ведома, и находится у него, так сказать, в жилетном кармане. Во всяком случае, дома он подавал свои взаимоотношения с властью именно так. и, надо сказать, что его дети усвоили это.

…журналист и редактор Лев Коган вспоминал, что летом тридцать четвёртого года, однажды он приехал в Детское Село (ныне город Пушкин под Ленинградом) в гости к Алексею Николаевичу обсуждать какие-то ближайшие публикации. И нашёл писателя в его кабинете в мрачном настроении за каким-то чтением. Выяснилось, что Алесей Николаевич читает давно уже вышедший второй том эпопеи «Хождение по мукам» – роман «Восемнадцатый год». Читает и приговаривает: «Никак не могу понять, какой осёл написал эту книгу?»

В чём же дело? Что не склеивалось у писателя? – У него не склеивалась идеология, выстроенная в этой книге, в этой эпопее, и идеология, которую он видел в жизни: одно нельзя было уподобить другому. Происходящее по эту сторону окна – в кабинете – было одним, происходящее по ту сторону окна было совершенно другим – всё расползалось. И тогда Алексей Толстой сказал себе – вспоминает Лев Коган: «Надо ехать к Горькому, в Москву. Если Алексей Максимович не поможет, тогда мне точно конец».

И Алексей Толстой отправился. Он предупредил Алексею Максимовича, что едет к нему, и хитрый и мудрый Горький устроил ему в своём доме встречу. Встречу с Ворошиловым. И Ворошилов, как бы невзначай, поинтересовался творческими планами ленинградского писателя. Алексей Толстой посетовал, что растерялся, не знает что делать, не идёт у него дальше замысел «Хождения по мукам». И тогда Алексей Максимович посоветовал ему: «А вы поговорите с Климент Ефремовичем, может быть у него какие-то идеи есть».

Идеи у Ворошилова были. Он негромко и спокойно объяснил Алексею Толстому, что надо написать книгу о Сталине. Потому что в его эпопее особенно в той части, которая называется «Восемнадцатый год», совершена большая историческая ошибка – там не выведен Сталин, там не показана роль обороны Царицына. А оборона Царицына – это, якобы, ключевой эпизод всей Гражданской войны: от результата боёв за Царицын завесила судьба всей страны. И Алексей Толстой, совершенно поражённый таким предложением, такой простой идеей, возвращается в Ленинград совершенно просветлённый…

…человек, получивший блестящий творческий совет. А уж написать о том, чего он никогда не видел, Алексей Толстой мог легко. Ведь рассказывают – я помню это воспоминание моего папы, – что кто-то из участников обороны Царицына говорил Алексею Николаевичу уже в конце тридцатых годов: «Алексей Николаевич! Как странно, что мы с вами там, под Царицыным, ведь, судя по тому, что вы пишите, вы были где-то рядом, воевали. Уж не знаю, там, с винтовкой вы были или, как журналист, с блокнотом, но как вы так могли описать, ну, точь-в-точь, особенно вот эту вот улицу, с этими домами, где шла вот такая перестрелка». Алексей Толстой внутренне хохотал… Он никогда не был в Царицыне, он ничего не видел, но творческой интуицией художника он воссоздавал историю, он её придумывал. Толстому было достаточно увидеть разрозненные детали, и он собирал их как в горсти, в своём сознании, в своём писательском воображении.

Между прочим, сила воображения писателя – вещь довольно загадочная, удивительная. Вот, например, Михаил Булгаков: все говорят о его образованности в области библеистики: «Уж так знал христианскую эпоху Михаил Афанасьевич, как, по-видимому, не знал никто». Мне всегда хочется хохотать, как Алексей Николаевич, когда я слышу такие рассуждения, потому что я вспоминаю одну фотографию, которая, не очень часто, но, всё-таки, публикуется – кабинет Булгакова в отсутствие его хозяина. Письменный стол на тяжёлых тумбах, письменные писательские принадлежности и книжная полка. А на ней – восемьдесят шесть томов «Брокгауза и Ефрона» – знаменитой дореволюционной энциклопедии. В «Брокгаузе и Ефроне» есть всё. Не нужно ничего читать дополнительно – всё здесь.

Вот такой «Брокгауз и Ефрон» чувственности был у Алексея Николаевича по отношению к истории, вообще, по отношению к происходящему.

…потому и роман «Хлеб» с подзаголовком «Оборона Царицына», в котором выведен товарищ Сталин – мудрый военачальник и государственный деятель – этот роман, конечно, получился, во всяком случае, он понравился его главному герою. И заканчивается эта книга – лукавая и недостоверная – но заканчивается таким пассажем…

…удивительно, что Сталин этой книгой сперва оставшись доволен, затем снова возроптал. [T.10.CCLXVII.3]

 

…идею написания популярной биографии Великого Вождя Кремль вынашивал давно, но всё не мог найти достойного автора. Поначалу Кремль решил возложить эту святую обязанность на родного пролетарского писателя Горького, но Горькому удалось увильнуть.

Тогда Кремль пригласил в СССР известного немецкого писателя Эмиля Людвига – автора большого количества популярных биографий великих людей – Наполеона, Гёте, Бисмарка, Вагнера. Беседа Сталина и Людвига длилась несколько часов и тщательно стенографировалась. Сталин рассказывал о своих родителях, о детстве, учёбе в Тифлисской семинарии, о начале своей революционной карьеры, о детях. Но и Людвиг кремлёвских надежд не оправдал: вместо жизнеописания советского лидера Кремль получил от немецкого писателя тоненькую брошюрку «Запись беседы с вождём». Кстати, эта брошюра была первой в своём роде, и, наверное, её можно считать точкой отсчёта в возникновении нового литературного жанра «Беседы Сталина с писателями».

После Эмиля Людвига Кремль попытался привлечь к написанию популярной биографии Вождя Бернарда Шоу. Это была отличная кандидатура – всемирно известный драматург, нобелевский лауреат… Сталин принял Шоу в своём кремлёвском кабинете. Драматург остался очень доволен встречей. Правда книгу о Советском Союзе он так и не написал. И публиковать беседу с Вождём тоже отчего-то не стал. Но зато охотно рассказывал о своём путешествии в Россию газетчикам. Рукопись от Шоу ждали почти год. Но тщетно…

И только тогда Кремль обратился с предложением написать популярную биографию Вождя к старому проверенному другу – Анри Барбюсу – который, кстати, в очередной раз приехал погостить в Москву. Сталин встречался с Барбюсом трижды – в тридцать втором, тридцать третьем и тридцать четвёртом. Результатом трёхлетней кропотливой работы Барбюса стала книга «Сталин. Новый мир, увиденный через человека». Она вышла в Париже в феврале 1935-го года. О художественных достоинствах этой книги говорить нет смысла, но бесспорной заслугой Барбюса был принципиально новый взгляд на коммунизм как религию. И самой удачной находкой французского философа было, конечно же, введение в биографию Сталина ветхозаветных и новозаветных символов. Так что слоганом «Сталин – Отец всех народов», мы обязаны Барбюсу: «Это Железный человек: фамилия даёт нам его образ…»

В тридцать седьмом году поток паломников к Кремлёвскому трону иссяк. Сталину надоело играть с европейскими писателями в образованного и мудрого Вождя, да и смысла в этих интеллектуальных играх больше не было… [T.10.CCCXC.2]

 

Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Юбер Ведрин (фр. Hubert Védrine) – бывший французский министр иностранных дел написал такую крамольную вещь о Евросоюзе. Он сказал как-то: «Я считаю отцами основателями этого проекта сначала Сталина и Трумэна, а лишь затем Монне (фр. Jean Omer Marie Gabriel Monnet) и Шумана (фр. Robert Schuman)». То есть, создателей Союза угля и стали. То есть, не Европа обеспечила мир, а мир создал условия для существования Европы».

Владислав БЕЛОВ, кандидат экономических наук, заместитель директора Института Европы РАН: «Можно процитировать и голландца Спаака, дословно не процитирую, но смысл сводится к тому, что у «европейской идеи», у «европейской интеграции» очень много отцов среди европейских стран, хотя, на самом деле отец один – это Сталин. Естественно, противостояние двух систем во многом содействовало объединению интересов западноевропейских стран, но, всё-таки, основная идея – это подведение итогов Второй Мировой войны». [T.10.LI.120]

 

 
     
 

Сергей ХРУЩЁВ, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (сын Н. С. Хрущёва): «Мой отец повторял то же, что и Кеннеди: «Нельзя загонять противника в угол, потому что тогда он нажмёт на кнопку и начнётся война».

Кеннеди понимает, что Хрущёв должен сдержать обещание и защитить Кубу: если он будет вынужден, он использует ядерное оружие.

Президент Кеннеди, как никто другой, понимает, что стоит на кону: он отвечает за безопасность миллионов людей, а также собственной семьи.

Evan Thomas (Evan Welling Thomas III), historian, journalist and author: «…и он сказал брату: «Боб, знаешь, мы прожили хорошую жизнь, и если наступит война, мы можем погибнуть, но у наших детей не будет шанса на жизнь».

Prof. Ellen Fitzpatrick, University of New Hampshire: «Он часто упоминал судьбу всего мира и то, что он был отцом маленьких детей безусловно помогало ему воспринимать долгосрочную перспективу как нечто реальное». [T.21.LXXI]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ