ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф (Дыхание).

   

Boni et Mali ( Добра и Зла )

СБОРНИК_05_2-5

 
     
 

scientia bonorum et malorum, quae sola philosophiae compĕtit Sen наука о добре и зле, которая одна только и составляет предмет (относится к) философии

 

ventilātio, ōnis f [ventilo] 1) проветривание (uvarum PM); 2) провеивание (sc. frumenti Aug); перен. отсев, отделение зла от добра (v. ultima Aug). [B.32]

 

ex mălis eligere minima oportet С из (разных) зол нужно выбирать наименьшие

 

I nōtus, a, um 1. part. pf. к nosco; 2. adj. 1) известный, знакомый... nota măla res optuma est погов. Pl знакомое зло есть зло наименьшее...

 

expetībilis, e [expeto] достигаемый сверх непосредственной цели, получаемый сверх желательного, обретаемый в качестве побочного результата: expetendum est quod bonum est, expetibile quod nobis contingit, quum bonum consecūti sumus Sen (мнение стоиков) «expetendum» есть (самое) благо, а «expetibile» — то, что мы обретаем, достигнув блага. [B.32]

 

 
     
 

– Веришь ли ты во Зло?

– Это идея.

– Веришь ли ты в Силы Тьмы?

Это суеверия.

«THE DEVILS BRIDE [НЕВЕСТА ДЬЯВОЛА]» 1968, (THE DEVIL RIDES OUT) [T.17.VII.2]

 

Зло: порой оно за пределами нашего понимания. Но что это? Тёмная сила, которой все мы подвластны, которой мы должны противостоять? Или же зло внутри нас?.. Грязное пятно на душе, мозговая дисфункция? Или же это просто слово, при помощи которого мы пытаемся отстраниться от нашей сущности?

Prof. Philip G. Zimbardo, Stanford University: «Я считаю, чтобы понять как и почему зарождается зло, сначала нужно осознать, что, как правило, мы видим его результат, но мы не видим процесс развития зла».

Prof. Joshua D. Greene, Harvard University: «Когда ураган уничтожает деревню, это ужасно, но мы не считаем, что ураган – это зло. Почему? Наверное потому, что ураган не обладает интеллектом. Возьмём тигра, который хочет съесть ребёнка. Да, возможно тигр осознаёт свои поступки. И всё равно, мы не скажем, что тигр это зло. Так что же необходимо, чтобы плохое стало злом?»

Учёные Джонатан Коэн и Джошуа Грин, уверены в том, что «Зло» это продукт человеческого сознания. И чтобы понять зло нужно уметь отличать хорошее от плохого. Но какой механизм отвечает за это умение? В своей лаборатории Грин и Коэн пытаются выяснить какие зоны головного мозга отвечают за моральную оценку поступков.

Prof. Jonathan D. Cohen, Director, Princeton Neuroscience Institute, Princeton University: «Учёному сложно дать определение «Добра и Зла», но бывает, что один и тот же человек может действовать как в наших интересах, так и наоборот. Мозг – это механизм, который совершает определённые действия, зависящие от обстоятельств и от его способности оценить последствия. А любой механизм может быть использован как во благо, так и во вред». [T.17.XXXII]

 

Платон в диалоге «Протагор» объясняет, как боги дали людям возможность войти в «нравственное пространство». Эпиметей – брат Прометея – раздал способности живым существам так, чтобы уравновесить их жизнеспособность, и только люди остались ни с чем. Из сострадания Прометей добыл для них у Гефеста и Афины огонь и искусство. Но собравшись вместе эти «искусные существа» ссорились, и чтобы сохранить человеческий род, Зевс повелел Гермесу дать людям «правду и стыд», но не выборочно, как определённые способности, а всем в равной степени. С тех пор они несут внутри себя «знание Добра и Зла». [T.10.I.9]

 

 
     
 

Анекдот:

Окончание срока годности йогурта означает, что бифидобактерии перешли на сторону зла.

 

 
     
 

…истинными хранительницами древних оккультных знаний являются женщины, за которыми признавалось право использовать их как на благо, так и во зло. Кстати, подобное отношение к сокровенному знанию единственное, ничего подобного в истории не известно, ведь на протяжении тысячелетий оно передавалось посвящённым только с одним условием: под страхом смерти никогда не использовать его во зло человеку и человечеству.

Шувани же могли исцелить, благословить, а могли и наложить проклятье или наслать болезни. Особенно часто цыганские заклятия не соответствуют правилу «не навреди», когда речь идёт о любовной магии.

Важный момент: научиться подчинять себе свободную волю другого человека. А то, что цыганки это умеют, мы все хоть раз в жизни убеждались если не на собственном опыте, так на примере других.

Т. СОЛОВЬЁВА [A.237]

 

 
     
 

Л. Регельсон. Но есть такое понятие добро без Христа. Ведь в чём беда всех наших фундаменталистов? Добро без Христа они начинают называть злом. Они не правы, так нельзя. Ведь добро не перестаёт быть добром, хотя и не даёт вечного спасения. Но оно на это и не претендует. Добрые люди не претендуют на вечное спасение. Они хотят кого-то вылечить, кого-то приласкать, кому-то помочь, этой цели и достигают, и получают благодарность за это здесь, на земле. [A.246]

 

…и этот северный мороз, не взирающий на чины и звания, эта ледяная пустыня одиночества помогла ему превратить анекдот в притчу. После, в статье о Пасхе он сам толковал её смысл: как полюбить братьев? Как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны, и так в них мало прекрасного…

И сам же отвечает: Христос говорит, что в человеке можно увидеть и полюбить в нём ребёнка, поэтому он и обязывает всех своих учеников быть такими, как дети – кроткими, добрыми, и не делающими зла.

По-гречески «не делающий зла» будет Акакий (др.-греч. κακιος).

Акакий Акакиевич – дитя в превосходной степени – образ совершенного беззлобия… [T.10.CDI.45]

*

cacoēthes, is n (греч. «злокачественный») упорная злокачественная болезнь СС, РМ: с. scribendi J неудержимая страсть к бумагомаранию. [B.32]

 

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Откуда берётся зло?»

«Согласно индуизму люди совершают дурные деяния и становятся злом, но бога зла не существует, и Дьявола нет».

Отсутствие Дьявола общая черта для всех политеистических религий. Божества в индуизме, как и греческие и египетские боги есть сверхъестественное воплощение человеческой многогранности.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Политеистические боги не бывают злыми или рассерженными, они просто сложное, отражающее все аспекты нашего мира, а не только добро. Их, как в древности, так и в современности считают переменчивыми существами, способными на любовь, доброту, великодушие и ужасающее разрушение».

Такие боги, как Кали и Шива разрушают, чтобы расчистить путь человека к знанию и счастью. То есть даже эти жестокие боги на самом деле благость. Считается, что зло исходит от человека, а не от божественных созданий.

…как и у Пана, здесь есть элементы Дьявола (поклонение духам), но чтобы найти единое воплощение зла мы должны обратиться к религиям с единым Богом, который воплощает в себе Всё Добро.

Иерусалим – священная земля трёх крупнейших мировых религий. Сегодня иудаизм одна из самых важных мировых религий. Однако три с половиной тысячи лет назад она только начинала набирать обороты. Это была первая религия, перевернувшая с ног на голову представление людей о богах. И, возможно, первая религия, в учении которой определяется Зло. Монотеизм изменил представление людей о религии. [T.12.LIII.4]

 

 
     
 

Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «Разливы Нила были столь важны, потому что они приносили с собой ил из Эфиопии и Уганды. Богатый питательными веществами ил превращал голые пустыни в плодородные земли. Древние египтяне настолько любили этот ил, что даже назвали в честь него свою страну – «КЕРМЕТ», или «чёрная земля». Земли же, которые не заливались во время ежегодных наводнений, называли «красная земля» или ДЕШРЕТ. Именно от этого слова произошло английское слово «desert» – пустыня. Подобное явление, которое расценивается большинством народов мира как природная катастрофа, дало египтянам особую систему ценностей, во многом не совпадающую с нашей. Чёрный цвет стал здесь символом жизни, а белый – символом смерти и горести». [T.12.XII]

 

 
     
 

Екатерина ДОРОХОВА, кандидат искусствоведения, научный сотрудник РАМ им. Гнесиных и Государственного института искусствознания: «Христианство ввело новые понятия добра и зла, то есть как этические понятия, понятие греха. А в прежнее время, это опять же мы можем это реконструировать по текстам народным, скорее существовало понятие «пользы и вреда». Народная культура, она, видите очень конкретная. Вот такие абстрактные философские понятия трансформируются в какие-то очень зримые такие образы, и они остаются не понятыми, иногда как в песне: «Троица по церкви ходит, Спаса за руку водит». Одно дело, – способность разбираться во всех тонкостях богословия, а другое дело – такая искренняя вера, которая, тем не менее, в народе всегда присутствует. Может быть, где-то что-то делали не так, не совсем понимали слова каких-то молитв, но, тем не менее, эта вера, она была, и есть, и, я думаю, будет очень долго». [T.18.I]

 

Христианская религия оперирует понятиями «непреложной истины», она ясно разделяет «Добро и Зло», что редко приемлемо в сельской местности. Обычаи и традиции смешиваются с религиозными принципами: ответ на все вопросы и на все страхи проще найти в фольклоре, нежели в божьих истинах.

«Церковь должна оглядеться вокруг, языческие ритуалы необходимо трансформировать в поклонение Истинному Богу».

Prof. Sante Bortolami, Università di Padova: «Не будем забывать о том, что существовала сеть церквей, задачей которых было отправление богослужения белым духовенством. Это как бы епархия внутри епархии. И эти церкви стали базовыми ячейками агрегации крестьян. Церкви являлись институциями, утверждёнными Каролингами: к ним было приписано духовенство, осуществляющее богослужение для определённой территории и проживающих на ней «Сынов Церкви». Эти Сыны Церкви крестились ею, причащались в ней и отдавали церкви десятую часть от своей продукции. Это была плата за те услуги, которые они получали».

Сочетание христианской веры и сельских обычаев позволяло деревенскому священнику привить людям чувство безопасности и стабильности. [T.13.CIII.3]

 

От прочих ученых профессора Минца отличает не только феноменальный склад памяти, которая удерживает в себе все, что может пригодиться ученому, но также потрясающая скорость чтения, знакомство с двадцатью четырьмя языками и умение постичь специальные работы в любой области науки, от философии и ядерной физики до переплетного дела. И хоть формально профессор Минц химик, работающий в области сельского хозяйства, и именно здесь он принес наибольшее количество пользы и вреда, в действительности он энциклопедист.

Кир БУЛЫЧЁВ [B.54.3]

 

– Могу ли простить себе дерзость обращаться к Совершенномудрому с предположением, что нет хорошего или плохого. Лично для конкретного человека именно в этот конкретный миг есть полезное и вредное. То, что было добром вчера, сегодня предстает злом. И наоборот. Почва без ограничений дает Блистательнейшему характер спокойный, щедрый. Недостаток Огня дает хитрость и осторожность, в мелочах – таланты, в больших делах – неспособность принять решение. Он всегда придерживается ритуала, ищет способы самоутверждения.

Сергей ДОРЕНКО [B.122.1]

 

 
     
 

Ник ПЕРУМОВ – личность легендарная. Он первым в России покусился на святой для многих текст «Властелина колец».

С тех пор как вы столкнулись с толкиенистами, много воды утекло. Споры ещё кипят?

А как же! Недавно на моём сайте была дуэль перумистов с толкиенистами. С разбором аргументов и контраргументов. Если люди спустя пятнадцать лет тратят время на это, значит, моя книга до сих пор задевает какие-то струны. Одно смущает: сам я старика Толкиена очень люблю.

Вас обвиняли в том, что вы уравняли в правах Свет и Тьму, смешали ценности толкиеновского мира.

...И в моральном релятивизме уличали, и в коварстве. Якобы ещё до прихода Горбачёва я предвидел перестройку, отмену цензуры, всё просчитал и готовился к прыжку. В какую только ересь я не впадал, в какое только сатанинское прельщение... Но дело совсем в другом. Толкиеновская эпопея имеет вполне чёткий политический подтекст. Это противостояние Востока и Запада. И когда мой народ показывают в книге в виде орд с Востока, монструозных орков (отрицательные герои толкиеновского «Властелина колец» с главным злодеем Сауроном во главе. «Итоги»), надо как-то отвечать.

Царство чёрного властелина Саурона как советская империя зла? Замысел Толкиена был настолько однозначен?

Надо чётко осознавать: сколько бы Профессор ни отнекивался насчёт отсутствия аналогий, они лежат на поверхности. Я хотел показать, что за каждой стороной своя правда, свой образ жизни. Писать о зловещем чёрном властелине, крушить орков, точащих зубы на слабый и хрупкий Запад, это был бы плагиат. Толкиен тему закрыл. После «Властелина колец» с ним можно только спорить.

Е. БЕЛЖЕЛАРСКИЙ [A.273]

 

 
     
 

Великая война (Первая Мировая), подобно землетрясению, опрокинула представление о правде и добре, казавшееся незыблемым. Наряду с героизмом и жертвенностью, война породила психологию «Добро есть то, что содействует успеху». Такая военная психология была преддверием революционных перемен. [T.10.CX]

 

 
     
 

– Неважно, Данька, ты с ним здесь вряд ли встретишься...

Свет это просто сила, и Тьма тоже сила. И ничего в них нет ни доброго, ни злого. И солнце в этом мире могло бы гореть по-прежнему, хоть это был бы мир Тьмы. Но получилось так, что здесь всё началось с погасшего солнца. Значит, нужно было немножко солнечного света из другого мира... и нужен человек из этого мира.

– А что же тогда? – спросил я. – Кого мне звать на сторону Света? Торговцев, что ли? Им вообще всё по фигу!

Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать, – твердо сказал Котёнок. – Это кто-то из людей сказал. И сказал правильно. Если Крылатые считают, что они на стороне добра, на стороне Света – заставь их быть добрыми!

– Ни черта себе! Заставить быть добрыми?

– Да! Заставь их говорить о Свете, чтобы они поверили в него! Заставь их не просто называть себя хорошими и добрыми! Заставь их стать такими!

С. ЛУКЬЯНЕНКО [B.52.7]

 

Седьмое. И вводится та самая диктатура как переходная форма правления. И почти все – за, кроме части интеллигенции, обуреваемой гуманистическими идеалами, которые интеллигенция всегда хочет воплотить в жизнь немедленно, – но её так легко пугнуть и купить, кроме малой прослойки людей умных, которые справедливо боятся, что при рубке леса всегда летят щепки, так вот как бы не угодить в эти щепки; и кроме тех, чье рыло кругом в пуху, и хорошего им ждать не приходится. Но это – весьма небольшой процент населения.

Восьмое. И вот тогда твёрдой рукой наводится порядок – примерно так, как его наводили Сулла, или Кромвель, или Наполеон, или Франко, или Пиночет. И нам опять приходится делать добро из зла, потому что больше его не из чего делать

И вот тогда конфискуется имущество заворовавшихся чиновников, на кого б оно ни было записано, хоть внука семиюродной сестры или духа святого, и они дружно сажаются.

И жесточайшим способом подавляется сепаратизм, потому что у государства нет другого пути к сохранению себя, а результат развала будет ещё горше.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

 
     
 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «А история с белыми конями, там?»

Тамара КРАСОВИЦКАЯ, доктор исторических наук: «Ну, история с белыми конями. Вы понимаете, я тоже не могу найти источников о том, кто? Потому что литература, тут никто свечку не держал. Одни говорят, что это в Чечне был белый конь, другие говорят, что это был в Кабардино-Балкарии этот белый конь. Документов я не видела – я вам скажу точно. Но легенда такая ходит».

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Значит, отвечая на вопрос нашего слушателя «Какие белые кони?»

Тамара КРАСОВИЦКАЯ, доктор исторических наук: «Да. Сейчас. Поэтому Сталин, да Бог с ним, проблема этих белых коней – на Украине орушники с хлебом».

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Якобы подведённый белый конь гитлеровцам, когда они вступили в соответствующую республику».

Тамара КРАСОВИЦКАЯ, доктор исторических наук: «Я всё-таки про другое, про более, понимаете, существенное и про более важное. Вот эта сложность, с которой он не справился. И я всё время повторяю такую мысль, правда, у меня есть оппоненты. В моем представлении Сталин хотел упростить национальные структуры Северного Кавказа. Поэтому у нас там были высланы в основном люди тюркской национальности. И высланы они были не куда-нибудь, а в Среднюю Азию, по сути дела к родственным по своим языкам народу. Правда, чеченцев тоже выслали – это не тюрки, но это тоже упрощало языковую структуру, структуру вообще этническую, структуру Северного Кавказа. Я не видела этих документов Сталина. Но поскольку я им занимаюсь уже около 40 лет, я понимаю, что он хотел это упростить. Упростить, чтобы удобнее было руководить. Вот, таков мой ответ. А, конечно, оправдать и объяснить это никак нельзя». [P.97.21]

 

 
     
 

Леонид ГОЛОВКО, доктор юридических наук: «…я бы только, вот, один момент добавил, что в уголовном праве, в теории уголовного права, есть, как бы две части: одна называется «Malum in se» – «Зло в себе», другая – «Malum prohibitum» – «Запрещённое зло». И, вот, в общем, «Зло в себе» не эволюционирует в этом смысле: нельзя убивать, нельзя красть, нельзя насиловать – это остаётся стабильным абсолютно, и в этом плане ценности, скажем так, не меняются. А вот что касается вот этой второй части – «Запрещённого зла»: спекуляция запрещена, я имею ввиду состояние восьмидесятых (годов двадцатого века), потом она становится не то что дозволенной, а, в какой-то мере, даже поощряемой с точки зрения…

Вот, как бы, эти две части уголовного права, они, всё-таки, тоже разные с точки зрения…» [T.10.LI.81]

 

 
     
 

Геннадий МЕСЯЦ, академик РАН, доктор технических наук, директор Физического института им. П.Н. Лебедева РАН: «…надо сказать, что у нас фактически использование проволочных прерывателей, линейные трансформаторы были, почему эта идеология активно развивалась – мы очень бедно жили.

у американцев много денег и нет проблемы с большими площадями. Но если вам нужно получить мегаджоули…

…и сказать, что если, почему мы так действуем в отношении нашей Академии? – Потому что Академия нам позволяла, – не смотря на то, что народ не так много получал, – она позволяла нам иметь свободу мысли в науке. Почему, например, американцы при огромных деньгах и прочее, начинают тему, бросают, коллектив разгоняют, поэтому многие работы у них не завершены. Американцы огромный вклад внесли в развитие этих работ…» [T.10.CI.143]

 

 
     
 

Больше и Меньше

 

Наталья КОРТУНОВА, хранитель выставки, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Изначально предки всех этих народов, они несколько тысячелетий назад мигрировали в сторону центральной части континента с территории современной Нигерии, и поэтому они действительно являются носителями одной языковой группы – банту – и носителями одной культурной традиции, которая распространилась в регионе бассейна реки Конго. То есть, народы эти демонстрируют наличие общих культурных традиций, к которым относится изображение масок в форме сердца, особое почитание культа предков, особое отношение к женщине, и также некоторые виды прикладного искусства, которые демонстрируют такие абстрактные мотивы».

François Neyt, Professeur émérite de l'Université catholique de Louvain: «В первую очередь я проводил исследования искусства народов бемба, луба и тсонга – это основной треугольник в сердце Центральной Африки. У народа луба и в политической жизни, и в культурной – везде – присутствует женщина. Это ключевая фигура, потому что в Африке женщина-мать воспринимается как своего рода божественная мастерская, то есть, она попадает в мир без посредников. Женщина даёт жизнь ребёнку, она растит его, то есть, женщина – это, своего рода, божество.

И постепенно, работая в бассейне реки Конго, а это примерно четыре тысячи квадратных километров, я понял, что в основе их искусства существует одна и та же форма, которая эволюционирует, но, по сути дела, остаётся единой для всей этой огромной территории.

Существует два очень важных биотопа – зона тропических лесов на севере, возле экватора, и саванна на юге. Для тропически лесов характерна простота, строгость – изображение лиц в форме сердца. В южной части – в саванне – развивалось сельское хозяйство, там было больше население и постепенно именно на юге стали формироваться королевства. И поскольку там было больше социальной жизни, поэтому и в искусстве было больше объектов светских, отражающих реалии экономической и политической жизни.

И таким образом в выставке «Река Конго» показаны эти три главные темы. То есть, это изображение лица в форме сердца на масках, но и не только в масках: это реликварии, где хранились кости останков предков. И это образ женщины, которая играет громадную роль на всей этой территории, во всей Центральной Африке, но, главным образом, для народов банту, то есть, племён, которые говорят на языке банту.

Эволюция происходила медленно, можно сказать даже, что в течение целого века. Понемногу, постепенно традиционные объекты стали признаваться объектами искусства. Но тут возникает много вопросов: изначально объект создавался в своей деревне, в своём клане для конкретной группы людей. Он имел сильное символическое значение – разное для тропических лесов и для саванны: более сакральное для лесов, чем для саванны. Но это был объект, связанный с определённой литургией. То есть, мы говорим о песне, о танце и о ритуале: таким образом, это был некий коллективный объект – очень сильный символ для группы людей. Постепенно стали собираться коллекции. Эти объекты отделялись, оказывались изъятыми из их контекста, из их культуры, больше нет танца, нет песен, нет одежд, ожерелий, которые с ними одевались – это стали объекты в витрине. С этого момента мы можем говорить, что вещи получили новую жизнь в музее. И нужно добавить третье измерение, поскольку новая жизнь преображает любой объект: это уже становится не «вещь в себе», а «вещь, имеющая ценность», так же, как любое произведение искусства – у неё появляется другая реальность и при соприкосновении с миром, с нашим современным миром, она входит в диалог уже с нашей культурой». [T.10.DXXVIII.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ