ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Атрибуты 7

Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты 7

СИКЛ (ПЕНТАКЛЬ) ЗОЛОТАЯ МОНЕТА

 
     
 

( שֶׁקֶל ) [šéqel] сикль (мера веса) [B.18]

תְּקֵל ) сикель (древняя мера веса, денежная единица, один сикель = 7 г). Ср. ивр. ( שֶׁקֶל ) [B.16] (текел)

 

פְּרֵס ) пол-мины [древняя мера веса, денежная единица] ( פַּרְסִין ) [B.16] (упарсин)

 

מֽנֵא ) мина [древняя мера веса, денежная единица] от акк. manû. Ср. ивр. ( מָנֶה )  Одна мина составляет 60 сиклей (см. Иез. 45:12), т.е. 420 гр. (месопотамская мина), или 50 сиклей, т.е. 350 гр. (ханаанская мина). [B.16] (мене)

 

כַּכַּר ) древняя мера веса (денежная единица) – ( כַּכּֽרִיו ). Ср. ивр. ( כַּכָּר ), в аккадских надписях из Угарита Маалаха kakkaru(m), qaq(q)aru(m). Кикар (арам. какар) – самая большая из упомянутых в Библии единиц веса. Как видно из Исх. 38:25-26, один кикар равен трём тысячам сиклей (один сикель = 7 гр.), что составляет 21 килограмм. [B.16]

 

siclus, ī m (евр.) сикль, шекель, серебряная монета Vlg, Eccl. [B.32]

 

 
     
 

Финансовой части в нашем смысле в Египте, особенно Древнем, не было. Монетной единицы не существовало, все операции производились натурой, налоги собирались и подати вносились зерновым хлебом, скотом, гусями, плодами и т. п., а также и благородными металлами. Всё это находилось в заведывании казначея, который поэтому носил титул: «заведующий тем, что даёт небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т. е. казначейства; раньше упоминалась и красная – нижнеегипетская), «двух житниц» (также пережиток двойственности государства) и т. п., а также множество писцов. Многочисленные государственные, точнее царские имущества, также входили в ведомство этого министра; ему, кажется, подчинены были «начальники царских угодий», которые в значительной мере сдавались в аренду, и заведующие царскими виноградниками.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…на основе переписи делались налоги зерном, либо какой-то другой продукцией, потому что денег, как таковых, Египет не знал вплоть до четвёртого века до новой эры: были либо бартерные системы обмена, либо обмены посредством весовых частей металлов, так называемых «утен». [P.125.23]

 

Валентин КАТАСОНОВ, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова: «…на самом деле интереснее выяснить откуда взялась монета. Собственно говоря, причины появления монеты – это уже некая стандартизация кусочков драгоценных металлов, что облегчало, безусловно, выполнение драгметаллами функции денег. Так что это просто некий такой ещё этап на пути прогресса.

…причём, если так вот углубляться в историю, то, собственно эти два драгметалла они неравномерно распределялись по поверхности земли, и в каких-то странах преобладало серебро, в каких-то – золото. И мы традиционно считаем, что золото дороже, серебра.

…было всегда известно, что в Египте были большие запасы золота. Три тысячи лет назад золото было дешевле, чем серебро в Египте. А Европа – это, наоборот, серебро.

Для того, чтобы деньги выполняли свои некоторые функции, не обязательно им быть металлом, и, тем более, драгоценным – мера стоимости…» [T.10.LI.104]

 

 
     
 

Товарно-денежные отношения в Вавилонии достигли очень высокого для античного мира уровня. Деньги как всеобщий эквивалент стоимости в виде кусочков и слитков серебра появились здесь ещё в середине III тысячелетия до н. э. у шумерийцев. Вавилоняне унаследовали эту денежную систему. В VII в. до н. э. в Лидии была изобретена монета, которую вскоре стали чеканить во всём древнем мире. Персидский царь Дарий I (522 – 486 гг. до н. э.) ввёл единую монетную систему по всей Персидской империи от берегов Эгейского моря до Инда. Все древние монетные системы заимствовали у вавилонян весовые соотношения и часто названия основных денежных единиц. Однако один народ упорно не признавал монету и столь же упорно держался традиционных весовых денег. Это были вавилоняне. Они продолжали принимать серебро по весу, не обращая внимания на чеканку. Так они поступали не только с персидской монетой, но и 300 лет спустя с селевкидскими серебряными статерами.

Нежелание вавилонян признать монету объясняется отнюдь не их косностью. Они строго придерживались монометаллического денежного обращения. В качестве денег у них ходило только серебро, тогда как соседние народы употребляли и серебряные, и золотые, и электровые, и медные, и свинцовые, и даже железные деньги. Разобраться в курсе всех этих монет было очень сложно. Вавилоняне считали более удобным и практичным принимать по-прежнему серебро по весу. Кроме того, они не имели собственного серебра и пользовались иноземным металлом весьма различной степени чистоты. В обращении находились «чистое серебро», «белое серебро», серебро с шестой, пятой, восьмой, двенадцатой долями лигатуры и т. д. При таком разнообразии качества и соответственно стоимости серебра его удобнее было принимать по весу. Так вавилоняне и поступали, будь то серебро с клеймом (т. е. монета) или без клейма.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Можно смело сказать, что деньги в человеческом обществе были всегда. Но разве что в первые исторические мгновения существования цивилизации наши предки меняли мясо на шкуры, рыбу на бананы. Мир завертелся после изобретения денег. Какао-бобы в Мексики, на островах Океании – жемчужины, на Аляске и в Канаде – шкурки животных: камешки, ракушки, кусочки кожи – всё годилось, чтобы Человек-разумный быстро превратился в Человека-торгующего.

Деньги – пластичный материал, они меняли облик с каждым крупным шагом цивилизации. Но то, что происходит сегодня не похоже на злосчастные «денежные реформы», от которых во все времена людей бросало в дрожь. Нет, началась настоящая финансовая революция, которая поменяет не только форму денег и способы оплаты, но затронет саму сущность такой привычной и такой сложной субстанции.

Во все времена люди воспринимали деньги, как нечто материальное. На самом деле не было в человеческом обществе ничего более иллюзорного, чем деньги.

Деньги – это всеобщая вера в то, что за те железки или бумажки, которые ты получил за работу, тебе дадут продукты или одежду. Деньги – это договор сотен, тысяч, миллионов людей считать нечто ценностью, эквивалентной труду или товару. Деньги – один из первых посланцев мира виртуального в мир реальный.

Марина АБРАМОВА, доктор экономических наук: «Точного определения денег на самом деле не существует: деньги не поддаются остенсивному определению, то есть, точное указание на предмет, который бы назвали деньгами. Например, денежный знак с изображением Хабаровска – это деньги, запись на счёте – это деньги, биткоин – под вопросом, но что-то такое денежное средство. И вот соединить всё это в понятие деньги очень сложно».

В Бронзовом веке мир завоёвывают металлические монеты. С ними проще и удобнее: их легко перевозить, хранить и дробить. Ещё шаг, и в Китае появляются первые бумажные банкноты. Европе эта китайская новация по началу не понравилась.

Павел СЕЛЕЗНЁВ, доктор политических наук: «Если брать их эволюцию, то сначала наиболее распространённым средством, которое выполняло роль денег – были драгоценные металлы. Это так называемые «Деньги 1.0». Потом, несмотря на то, что металлы стирались, их вес уменьшался, ценность, которую они передавали, сохранялась той же. Это возникли уже «Деньги 2.0». То есть, ценность сохранялась, при том, что сам вес монет уменьшался. Третий этап – когда появляется вместо металлов, вводятся бумажные деньги: то есть, это обязательства компенсировать или уплатить соответствующий объём в драгоценных металлах. И, соответственно, не было необходимости уже с собой этот металл нигде носить, потому что это было достаточно тяжело: соответственно бумага выполняла вот эту функцию».

А дальше начинается эпоха буржуазных революций – бурного развития капитализма – и власть от знатности переходит к деньгам.

Ещё звенели в карманах монеты, а в бумажниках шуршали банкноты, но в середине двадцатого века начался закат эры наличных денег. В пятидесятых годах появилась первая пластиковая карта… [T.10.DCLXXXI.2]

 

 
     
 

…на золотых монетах, которые много лет чеканились в Швейцарии, есть латинская надпись «Да будет благословен Иегова Бог» (Benedictus Sit lehova Deus). В течение нескольких столетий было выпущено более тысячи видов различных монет, жетонов и медалей с именем Бога, написанным еврейскими и латинскими буквами.

Начиная с XVI века в Западной Европе часто происходили религиозные столкновения между католиками и протестантами. Некоторые испанские провинции перестали подчиняться господствовавшей тогда Римско-католической церкви и встали на сторону Реформатской церкви. В результате вспыхнула религиозно-гражданская война. С помощью монет и разного рода изображений, противоборствующие стороны хотели показать, что Бог поддерживает именно их.

Чеканщики изображали Божье имя четырьмя еврейскими буквами, известными как тетраграмматон. На русский язык их транслитерируют как ЙХВХ. Обычно ни чеканщики, ни народ не могли читать еврейские буквы. Поэтому при многократном копировании эти буквы иногда видоизменяли.

Приблизительно в 1568 году монеты с Божьим именем появились в Швеции, а в 1591 году в Шотландии. Примерно в 1600 году шведский король Карл IX стал чеканить деньги с именем Бога, написанным в различных формах латинскими буквами (Ihehova, lehova, lehovah). По его приказу один вид монет делали из золота. Эти золотые монеты были настоящим произведением искусства. Одной такой монеты было достаточно, чтобы заплатить за четырехмесячный труд работника.

Со времён короля Дании и Норвегии Кристиана IV, правившего с 1588 по 1648 год, до нас дошло около 60 различных монет, получивших общее название «Иегова талеры». В середине XVII века эти талеры чеканились также в Польше и Швейцарии. Они имели хождение и в Германии.

Во время Тридцатилетней войны, которая началась на религиозной почве и бушевала в Европе с 1618 по 1648 год, этих монет стало ещё больше. После победы в битве при Брейтенфельде в 1631 году шведский король Густав II Адольф выпустил монеты с изображением тетраграмматона. Их производили в таких городах, как Вюрцбург, Майнц, Фюрт и Эрфурт. Примерно тогда же княжества, состоявшие в союзе со шведским королём, тоже стали чеканить монеты с изображением Божьего имени.

По окончании страшной Тридцатилетней войны имя Бога ещё 150 лет продолжали чеканить на монетах, медалях и жетонах. Их выпускали в Австрии, Мексике, России, Франции и других странах. Однако с началом XVIII века имя Бога появлялось всё реже и реже. Со временем, оно почти полностью исчезло с матриц и штемпелей монетчиков. [A.270]

 

 
     
 

Михаил ДАВЫДОВ, доктор исторических наук: «Солдат» – это монета, которой император Север платил легионерам». [T.10.LI.52]

*

Солда́т (от лат. Soldus, Solidus – монета или от итал. Soldo – монета, жалование) [P.100.40]

 

 
     
 

…был единицей вавилонского веса – двойной или тяжелой миной (982,4 г). 60 мин давали талант; 1/50 мины называлась сиклем. Отсюда идут меры веса и денежные системы всего мира. У самих вавилонян не было чеканной монеты, но были слитки определенного веса в круглой форме колец, причем золото обычно относилось к серебру 40:3, а серебро к меди 120:1. 60 весовых сиклей (по 10 р. 58 к.) составляли золотую мину, 60 золотых мин – 1 золотой талант.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Слово «шекель» происходит от ивр. לשקול‎, что означает «взвешивать». Упоминание о шекеле как мере веса восходит ко второму тысячелетию до н. э. Шекель серебра был стандартной денежной единицей. Шекель как меру веса использовали евреи, моавитяне, эдомитяне, финикийцы и другие народы. Пунические монеты базировались на шекелевой мере веса, которая была заимствована у финикийцев. Тридцать серебреников, за которые, согласно Евангелиям, Иуда Искариот предал Иисуса Христа, были 30 тирскими шекелями. [P.100.59]

 

«За тридцать сребреников». Но из евангельских текстов так и не понятно: за дорого ли он предал Христа.

Элиас ГОЛЬДИН, нумизмат: «Серебряник, или тирский шекель – монета с достаточно высоким содержанием серебра. Переписчик документов, хороший переписчик документов получал два динария, то есть две драхмы в день, зарабатывал полшекеля в день. Человек, который занимался квалифицированной работой, шил талит (талес) – ритуальный еврейский плащ – получал два серебряника в день».

Элиас Гольдин, нумизмат, специалист по монетам, уверяет, что если перенести тридцать серебряников на то, что сейчас принято называть «Продовольственной корзиной», то цена предательства – просто символическая.

Элиас ГОЛЬДИН, нумизмат: «Например, бык стоил уже около ста динариев, в переводе на серебряники – двадцать пять серебряников. Цены могли быть немного завышенные, но, во всяком случае, взрослый баран продавался за восемь динариев, то есть два серебряника. Ягнёнок стоил четыре динария, то есть один серебряник». [T.11.XXI]

 

…лепта первого века, или как её ещё называют, прута.

Элиас ГОЛЬДИН, нумизмат: «Лепта – это самая мелкая еврейская монета. То что сегодня в нумизматике определяется как «Лепта вдовы» – мелкие бронзовые монеты, – чеканятся на протяжении всей династии Хасмонейской. Это бронзовая монета, можно сказать, что медная. На одной стороне её солярный символ, то есть Солнышко, на другой стороне якорь. (30 kB, 20 kB)

…одну пруту стоил плохой гранат. То есть ценность граната определяется от одной пруты до шести прут: хороший гранат стоил шесть прут, плохой гранат, гранатовый плод, стоил одну пруту. Чтобы купить, например, даже маленькую буханку хлеба, нужно было уже две пруты. Половину маленького хлебца, четверть маленького хлебца. Но такой четвертью можно было вполне насытится». [T.11.XVIII]

 

При письме лепту обозначают греческой буквой «лямбда» – Λ [P.100.56]

Лепта (др.-греч. λεπτόν от λεπτός – «без кожуры», т. е. тонкий, маленький) [P.100.57]

*

I λεπτόν τό (sc. μέρος) 1) 60-я часть градуса, минута Sext.; 2) тонкая часть: λεπτὰ τὰ πρῴραθεν ἔχειν Thuc. суживаться по направлению к корабельному носу; 3) тонкая линия: ἐπὶ λ. τετάχθαι Xen. быть выстроенным в узкую линию (о боевом порядке); 4) мелкая порода: τὰ λεπτὰ τῶν προβάτων Her. мелкий скот; 5) тонкость, деталь: κατὰ λ. Cic. обстоятельно; 6) лепта, мелкая монета (χήρα πτωχὴ ἔβαλε λεπτὰ δύο, ὅ ἐστι κοδράντης NT). [B.169]

II λεπτόν adv. высоким голосом, тонко, нежно (ἀμφιτιττυβίζειν Arph.). [B.169]

 

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…существует три типа монет, которые чеканил в Иудее Понтий Пилат. Это всё мелкие бронзовые монеты (140 kB).

Само желание римского префекта чеканить монету – несколько нестандартно: совсем не все прокураторы чеканили монеты. Это, скорее, на пользу экономике: как-то вышла вся мелочь, видимо, в Иудее. На монетах с одной стороны есть цифра, отображённая буквами, – годы правления императора Тиберия. На монетах портрета императора нет, но есть кое-что другое. Прокураторы, чеканившие здесь монеты, очень аккуратно старались действовать из-за чувствительности местного населения к вопросам иконографии, и обходились исключительно всякой флорой. То есть, на чужих монетах, на монетах других прокураторов – финиковая пальма, колоски – семь сортов растений Земли Израилевой.

Лавровый венок совершенно не свойственен иудейской иконографии, не только нумизматической, но и никакой другой – это вместо портрета императора, который увенчан лавровым венком.

Три колоска. Оказывается монета эта была отчеканена в год смерти Ливии – уже очень немолодой дамы, бывшей когда-то супругой императора Августа. Тиберий – это ещё стоящий колосок ячменя, а вот эти два поникшие – это умершие его «родители» Август и Ливия.

…вот эта поварёшка, при помощи которой совершались ритуальные возлияния и пробовалось вино. А вот этот «Вопросительный знак» – «литуус» – это, своего рода, рабочий инструмент авгура – гадателя и священника римского, которым «очерчивалась» на небе та зона, по которой гадали. Авгуры гадали по полётам птиц, по разным небесным знамениям. Вот авгур брал в руки этот литуус, – таинственный предмет этрусского происхождения, – и им очерчивал зону неба и делил её на четыре части. И дальше начиналось гадание.

Как и много другое, это перекочевало в Римскую католическую церковь: у епископа католического посох кончается вот таким навершием.

В данном случае функцию римской монеты как средства пропаганды Пилат протаскивает очень настойчиво: это только на вид тут нет никаких портретов, нет человеческих изображений, но изображены предметы чисто римского культа». [P.125.114]

*

πλινθίον τό 1) небольшой кирпич, кирпичик: πλινθία ἐς τὸν περιτειχισμὸν ἑτοιμάζειν Thuc. готовить кирпичи для укреплений; 2) четырёхугольник: ὥσπερ μικρὸν π. ἐν μεγάλῳ τεθέν Xen. (войско Кира оказалось в окружении) словно маленький четырёхугольник, вставленный в большой; 3) (у римских авгуров) (лат. regio caeli) небесный прямоугольник, участок неба: τὰ πλινθία διαγράφειν Plut. (мысленно) делить небо на прямоугольные участки (для наблюдений и прорицаний); 4) (на ткани) клетка: σάγοι πλινθίοις διειλημμένοι Diod. клетчатые плащи. [B.169]

 

Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…ещё один признак паломничества – это просто вещи, которые находятся в раскопках, которые не отсюда, и, скорее всего не являются предметом свободной торговли.

Монеты, отпечатанные в Аксумском царстве, то есть, в современной Эфиопии (55 kB). Это первые, кстати сказать, монеты в мире, на которых появляется крест. Прямо на монете. Монеты четвёртого века. Они совсем копеечные (мелкая бронзовая монета), но, тем не менее, найденные на двух иерусалимских памятниках. За пределами стен. Эти монеты не были здесь в ходу. Они могли попасть в Иерусалим только с паломником, пришедшим из Аксумского царства. Так или иначе, для нас это свидетельство паломничества». [P.125.511]

 

 
     
 

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17)

 

…со времён Исхода первенцы в Израиле ежегодно давали по полсикля на Храм – до две драхмы. Две дидрахмы составляли статир, как раз равный шекелю.

Когда Господь велит Петру отдать сборщику дань только за них двоих, Он даёт понять остальным, что Пётр – среди них «Первый». И это мгновенно вызывает недоумение…

Христос, конечно, не имел нужды платить подати, но так подобало исполнить всякую Правду, ведь по Человеческой природе Он был Первенцем. Кроме того, Он хотел наглядно показать, что жертвует добровольно: такой же добровольной будет и Его главная Жертва на Голгофе.

Ещё раз продемонстрировав до какой степени ему послушна Природа, Господь укрепляет веру учеников в то, что Он в «Третий день» воскреснет. А ещё «Чудо со статиром» должно было научить апостолов, что настоящая Жертва на Храм добывается трудом, и не просто трудом, а сотрудничеством с Богом: как иначе поймаешь рыбу с «серебром в устах» [T.10.CDI.47]

 

 
     
 

Игорь ШИРЯКОВ, кандидат исторических наук, заведующий отделом нумизматики Государственного Исторического музея: «В 1654 году началась война с Речью Посполитой, причиной для этой войны послужило присоединение Украины к Великой России.

…на какие средства эту войну вести? Ведь, середина XVII века – это уже время, когда формируются войска иноземного строя, которые содержались на деньги. Тем более что в связи с войной их приходилось формировать в достаточно большом количестве. А где взять денег в стране, которая не имела собственной добычи ни золота, ни серебра? Вот и задумались над тем, как бы выпустить, ну, какие-то денежные суррогаты. И пришли к выводу, что надо, во-первых, начать чеканить неполноценную монету из серебра. Какие, собственно, это были монеты?

…о серебряных копеечках XVI века – весили они 0,68 граммов (ну, те, которые появились при Иване Грозном). В начале XVII века потрясения, перенесённые страной, заставили снизить вес копейки, и во времена Алексея Михайловича серебряная монета уже весила 0,42 грамма, ну, имеется в виду копеечка.

Правительство Алексея Михайловича решило, что пусть рубль, составленный из 100 копеечек, весит 42 грамма, а монета, которую мы будем чеканить, крупная, рублевая монета будет весить 28 граммов. Таким образом, треть уже, как бы, серебра экономилась. Но этого оказалось маловато – не давало достаточного количества средств, скажем так, на ведение войны. Поэтому решили: «А чего мы будем чеканить только серебряные? Давайте и медные номиналы чеканить». И такого же размера как рубль в 28 граммов стали чеканить полтину. Реальной ценности эта полтина никакой не имела, сугубо нарицательную. Начали чеканить мелкие монеты из меди, такие же проволочные как и серебряные копейки. И объявили в народе: «Как война минется, так эти самые копеечки мы изымем, поменяем на серебряные. А пока военная нужда, ну, давайте, принимайте такие деньги». И люди, надо сказать, поверили правительству и довольно успешно, скажем так, и спокойно восприняли новую монету. Ими платили и жалование, тем, кто получал денежное довольствие, тем же самым войскам, ими казна выкупала необходимые продукты у населения. Хотя, надо сказать, попыталась схитрить, потому что с самого начала сказала: «Ну, налоги-то всё равно платить серебряными деньгами». Медные копейки в налоги не брали.

По мере того как продолжались военные действия (война затянулась до 1667 года), денег нужно было всё больше и больше. И эксплуатация вот этой медной чеканки набирала обороты. За несколько лет, открыв несколько новых монетных дворов, правительство царя Алексея Михайловича начеканило такой монеты на 20 миллионов рублей.

Поскольку казна не принимала такую монету в налоги, а активно выпускала её, то доверие населения к медной монете начало потихоньку падать. Уже в 1662 году, в начале года за одну серебряную копейку требовали 4 медных. Поскольку это вело к дороговизне, отказу крестьян привозить товары в крупные города, это вызвало волнения в народе, а в Москве даже случился так называемый «медный бунт», когда несколько сотен людей, собравшись, отправились в Коломенское просить царя Алексея Михайловича отменить медные деньги и убрать дороговизну.

…в начале 1663 года, когда уже за одну серебряную копейку требовали 15 медных, правительство решило провести выкуп этой монеты. Но представьте себе, в указе об обмене медных монет на серебряные был установлен курс 100 медных монет за 1 серебряную. То есть в одночасье все сбережения людей, которые доверяли правительству и торговали медными деньгами, обесценились в 6,5 раз. [P.97.41]

 

 
     
 

В 1878-м году в Алис-Сент-Рейн была найдена золотая монета с его изображением, отчеканенная во времена Галльской войны. С тех пор найдено двадцать семь таких статеров – двадцать пять золотых и два бронзовых. Эти находки позволяют увидеть другой образ галльского вождя.

Prof. Emmanuelle Rosso, Université Paris-Sorbonne (Paris IV) [Эммануель Россо, специалист по изображениям представителей власти в древнеримском мире]: «Мы пытаемся понять смысл всего, что изображено на этих монетах. Это бывает обосновано, но, не смотря ни на что, нам не хватает ключей для прочтения. Если для римских монет нам удаётся благодаря памятникам, надписям, текстовым источникам прояснить большинство символов, которые мы находим на монете, то в отношении галльской чеканки монет мы гораздо более обделены.

У нас есть образец – статер Филиппа Второго Македонского, датируемый четвёртым веком до нашей эры. Особенность этого статера в том, что на его лицевой стороне, по видимому, изображение бога – голова Аполлона, увенчанная лаврами (145 kB). Существует очень долгая традиция галльских имитаций этого статера Филиппа Второго. Стоит внести элементы стилизации в причёску, и постепенно получается образ, который довольно сильно приближается к тому, что мы находим на статерах Верцингеторикса (140 kB).

Если изучить арвернские монеты предыдущих лет, то понимаешь, что в действительности это самое изображение почти без изменений использовалось с разными подписями, то есть, с именами разных галльских вождей. Это ясно показывает, что объединение изображения и имени, которое у нас сразу вызывает мысли о портрете, на самом деле, скорее, намёк на портрет, который нам предложен. Нам очень хочется видеть в этом изображении настоящее лицо Верцингеторикса – его портрет. Мы ищем его, потому что вместе с комментариями Цезаря это наш единственный прямой источник сведений о самом существовании этого арвернского вождя.

Первый монетный портрет Цезаря появился в 44-м году до нашей эры, то есть, через несколько лет – почти через десять лет после Алезии. И это просто переворот, в том смысле, что впервые на лицевой стороне римской монеты, то есть, отчеканенной в Риме, появляется портрет политического деятеля при его жизни, а не портрет какого-то предка, то есть, идеального эталона, почитаемого посмертно.

Когда смотришь на физиономию Цезаря на этих монетах (160 kB), видишь исхудавшее лицо, очень длинную шею, морщины – это лицо с акцентированными признаками возраста, которое, как бы, преподносит опыт и зрелый возраст, как первостепенные качества.

Статер Верцингеторикса – это имитация, производная от божественных или идеализированных изображений. Здесь, на самом деле, хотели подчеркнуть его молодость, пылкость. И, возможно, мы не знаем есть ли тут эта коннотация: в конце концов, идея в том, чтобы приблизить эту человеческую фигуру к фигуре божественной». [T.10.DCCXLIX.3]

 

 
     
 

I monēta, ae f 1) монетный двор (при храме Юноны-Монеты в Риме) С; 2) чекан М: m. hominis formandi Macr материнское чрево; communi monetā J в обыденном стиле, избитый, пошлый; quaedam ex nostrā monetā proferre Sen изложить кое-какие собственные мысли; 3) монета, деньги О, PM etc.: percutere monetam Vop чеканить монету. [B.32]

II Monēta, ae f [moneo] 1) C = Mnemosyne; 2) эпитет Юноны, предупредившей римлян о землетрясении (при её храме чеканились металлические деньги) С, L, O. [B.32]

 

I monētālis, e [moneta] 1) монетный, денежный: triumviri monetales Dig триумвиры, ведавшие чеканкой монеты; 2) чеканный (aurum Ар). [B.32]

II monētālis, is m шутл. тот, кто требует денег С. [B.32]

 

aes, aeris n (apx. dat. aere C, L; pl.: преим. nom./acc. aera, редко gen. um и dat./abl. ibus) 1) медь, бронза (simulacrum ex aere factum L); 2) медная руда (regio aeris uberrima Just); 3) медное или бронзовое изделие: aes cavum О медный котёл || кимвалы (aeris crepitus L); (тж. legum aera С) доски (скрижали) с начертанными на них законами (aes figere T, Pl, О): aes publicum T официальные сообщения (на медных досках) || щит (telum aere repulsum V); труба (аеге ciere viros V): aes rectum J прямая труба; cornu aeris flexi О загнутый (кривой) рог || оружие, доспехи (aes triplex Н; aera fulgent V); 4) монета, деньги: aes rude РМ медь в слитках (весовая); сто тысяч ассов: decies (sc. centena milia) aeris L миллион ассов; aes grave L полновесная монета (старой чеканки); 5) мелкая монета, «грош» (после обесценения) О, М etc.; 6) ценность: suo aere censeri Sen оцениваться по внутренним достоинствам; res alicujus aeris AG нечто сколько-нибудь ценное; parvo aere L, Pt за небольшие деньги, дёшево; aes suum Dig денежный капитал, актив; aes alienum или mutuum Sl, C etc. долги, пассив; aes alienum facere (conflare, contrahere) C, Sl делать долги; esse in aere alieno С быть в долгу; meo sum pauper in aere H я беден, но долгов не имею; aes circumforaneum С деньги, взятые в долг у менял; in meo aere est С он у меня в долгу (он мне многим обязан); 7) солдатское жалованье, заработная плата (aes militare Pl); pl. военная служба, походы (vetera aera С); 8) пособие: aes equestre G сумма, выдававшаяся в армии на покупку лошади; 9) сбор: aes hordearium G налог с зажиточных незамужних женщин (поступления от которого шли на содержание конского состава). [B.32]

*

χαλκός ὁ 1) медь Hom., Plat., Arst., Plut.: χ. ἠχῶν ἢ κύμβαλον ἀλαλάζον погов. NT медь звенящая или кимвал звучащий; 2) изделие из меди, медный предмет (нож, копьё, сосуд и т.д.): λίνον καὶ χ. Hom. леса с медным крючком; λεπτότατος χ. Hom. тончайшая медная пластинка; χαλκὸν ζώννυσθαι Hom. подпоясаться медным поясом; πλάγχθη δ’ ἀπὸ χαλκόφι χ. Hom. медное копьё отскочило от медного шлема; ἐν χαλκῷ φέρειν τι Soph. нести что-либо в медной урне; ὁ διαυγὴς χ. Anth. зеркало из (полированной) меди; 3) медная монета, собир. деньги Anth.: χαλκοῦ σπάνις Men. безденежье; 4) халк (атт. медная монета = 1/8 обола = 1/48 драхмы) Plut. [B.169]

 

χάραγμα, ατος τό 1) знак, след, отпечаток: πυρὸς χ. Anacr. выжженный знак, клеймо, тавро; ἐχίδνης χ. Soph. укус змеи; 2) изображение, чекан (τοῦ νομίσματος Plut.); 3) начертание, письмо: τὰ χαράγματα χειρός Anth. рукопись, письмена; ὡς χ. λέγει Anth. как гласит надпись; 4) монета, деньги Anth. [B.169]

 

 
     
 

– Ага, вот, – вспомнил он. – Почему у нас одно и то же слово для Маниту, маниту и маниту? Ты знаешь?

Дискурсмонгер кивнул.

– В древние времена, – сказал он, – люди верили, что экран информационного терминала светится из-за сошествия особого духа. Духа звали «Manitou». Поэтому экран называли «monitor», «осененный Маниту». А деньги по-церковноанглийски – «money», так было изначально. Прописи Маниту объясняют так…

Дискурсмонгер прикрыл глаза и несколько секунд вспоминал.

– «Маниту Антихрист сказал – те, кто приходил до меня, возвещали: отдай Богу Богово и кесарю кесарево. Но я говорю вам: все есть Маниту – и Бог, и кесарь, и то, что принадлежит им или вам. А раз Маниту во всем, то пусть три самых важных вещи носят его имя. Земной образ Великого Духа, панель личной информации и универсальная мера ценности…» Священники говорят, одно из доказательств бытия Маниту в том, что эти слова сами сложились в языке похожими друг на друга…

В. ПЕЛЕВИН [B.51.19]

*

Хотя многие топонимы в Западном полушарии носят имена святых, так как были даны набожными католиками, ряд мест назван в честь языческих богов туземцев, живших там до прихода белых. Один из примеров последнего находится в Канаде.

В 1870 г. область к западу от Онтарио стала пятой провинцией доминиона Канада. Провинция получила название Манитоба — от Маниту, индейского слова, значащего «великий дух». Так аборигены называли божество, которое управляло Вселенной.

Айзек Азимов [B.129.1]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…эту «дотеистическую» религию связывали с очень известной категорией – латинское Numen. Этот нумен сторонники дотеистической теории переводили как «рассеянное священное» – то, что не имеет персональной формы, и даже сравнивали с такой на самом деле религиоведческой категорией, как мана. Мана – это меланезийский термин, означающий деперсонализированное божественное». [P.125.244]

*

Ветхозаветной единицей веса являлся шекель (שֶׁקֶל [шé-кэль] – вес) (Быт.23:15; 24:22; Исх.30:13,15; Нав.7:21; 4 Цар.6:25; 7:1,16,18).

Шекель подразделялся на две беки (בֶּקַע [бэ-ка] – осколок).

Пятьдесят, а иногда шестьдесят, шекелей составляли манэ (מָנֶה – монета) (3 Цар.10:17; 1 Езд.2:69; Неем.7:71-72; Иез.45:12), или мна (μνᾶ).

Шестьдесят манэ составляли киккaр (כִּכָּר [кик-кáр]), тождественный тáлантосу (Исх.25:39; 38:24-29; 2 Цар.12:30; 3 Цар.9:28; 10:14; 2 Пар.29:4,7).

Слово киккар означает круглый – вероятно, сама гиря имела круглую форму.

Р. ХАЗАРЗАР [P.12.78]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Никто не может быть слугой двум господам: к тому проявит презрение, а к этому любовь, или тому явит преданность, а этому – пренебрежение. Вот и вы не можете служить Богу и мамоне». (Мф.6:24)

Мамона – арамейское слово, обозначающее богатство и божество, которое богатством заведовало». [P.125.528]

*

заимствовано из арамейского ( מָמוֹנָא ) māmōnā

(др.-греч. μαμωνᾶς – бог богатства; богатство, лат. mammona)

*

μαμωνᾶς, ᾶ ὁ (сиро-халд.) богатство, мамона (οὐ δύνασθε θεῷ δουλεύειν καὶ μαμωνᾷ NT). [B.169]

 

 
     
 

Иосиф БРОДСКИЙ, русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии: «Дитя своего века, четвёртый век нашей эры – Константин – «Человек действия». Византия была для него Крестом – не только символическим, но и буквальным – перекрёсток торговых путей, караванных дорог и тому подобное. Одно это могло привлечь его внимание к месту, давшему миру нечто, что на всех языках означает одно и то же – «деньги». [T.10.XIX.4]

 

Prof. Dr. Bernard A. Lietar, University of California, Berkeley: «…а бедность приходит автоматически, когда денег недостаточно».

Сегодня денег «недостаточно», потому что они сами превратились в «товар» – идеальный товар. По оценкам Международного банка реконструкции и развития только спекуляции на обменных курсах на всех финансовых рынках мира всего за сутки приносят два триллиона долларов – это в пятьдесят раз больше объёма всех товаров и услуг, произведённых всеми странами за один день. Поэтому владельцу капитала сегодня выгоднее торговать своими деньгами, чем инвестировать их бизнес, науку или искусство.

Prof. Dr. Bernard A. Lietar: «В основе современного отношения к деньгам лежат всего две эмоции – жадность (необходимость вечно откладывать) и паника (страх). Мой вопрос был в следующем – откуда происходят эти эмоции? И пытаясь отыскать, что же генерирует эмоции, я открыл, что всё это связано с духом времени и с репрессиями против женских ценностей».

Учёный обнаружил, что в том обществе, где женщина занимает подчинённое положение, деньги являются средством накопления и провоцируют жёсткую конкуренцию.

Prof. Dr. Bernard A. Lietar: «Во всех патриархальных обществах существовала одна единая валюта – навязанная и выдаваемая властью, спущенная сверху вниз вместе с процентной ставкой. Так было в Шумере, в Вавилоне, в Греции, в Риме, и, со времён Возрождения, в Западном мире».

В обществе, где женщине поклоняются, деньги становятся средством взаимовыгодного обмена и сотрудничества. Это не случайно: культ женщины берёт начало в древних земледельческих цивилизациях, в которых главной ценностью был общий труд ради большого урожая хлеба. Подтверждение этому есть в «Каменных книгах» – именно так называли средневековые соборы.

Prof. Dr. Bernard A. Lietar: «Существует прямая связь между деньгами и архетипом Великой Матери. Великая Мать, на самом деле, символизирует и деньги, и урожай. Например, Юнона-Монета, которая является древнеримской богиней, символизирует всё женское – она была связана с урожайностью, с деторождением, с беременностью. И именно в основании Храма Юноны находился «монетный двор» империи».

Первоначальное предназначение монет – участие в священных ритуалах. Один из них – жертвоприношение.

В Древней Греции местная валюта – драхма – тоже имела сакральный смысл: сразу после сбора урожая па перекрёстках дорог появлялись столы. Крестьяне выкладывали на них свежеиспечённый хлеб. Это было подношение богам. В благодарность жрицы выдавали благочестивым грекам священный пропуск на «Праздник урожая» – этот пропуск и была драхма – символ жертвенного хлеба.

В шумерских городах, для того чтобы был хороший урожай хлеба, нужно было исполнить особый ритуал в храме богини плодородия Инанны – вступить в священную сексуальную связь со жрицей храма. Древние люди верили, что этот ритуал активизирует все плодотворящие силы природы. Платой жрице был шекель или сикль.

Слово «шекель» в переводе с иврита означает «взвешивать». Древние шумеры, которые жили за две тысячи лет до нашей эры, брали за эталон веса одно зерно пшеницы – «шел», – как они его называли, что означает «зерно». Сто восемьдесят зёрен составляли «сикль». [T.10.CDXVII.2]

 

 
     
 

…в городе хранится «золотая португальская «гривна», которая есть «не что иное, как медаль, выбитая в честь Васко да Гамы и присланная королём португальским в дар русскому царю».

Но с Карамзиным не согласен С. де Шодуар, выпустивший в 1837 году труд «Обозрение русских денег», в котором утверждает, «что «…сии португальские были монеты золотые, деньги, а не медали».

…в XVI столетии Португалия не выпускала никаких медалей, а в честь Васко да Гамы они появились вообще лишь двумя веками позже. Ещё заявили, что не медаль была вручена князю Мстиславскому, а монета, большая золотая монета, так называемый «португал». Весом в десять русских червонцев – что-то около 35 граммов. И эти «португалы» как воинскую награду получили, кроме Мстиславского и Бориса Годунова, ещё боярин Богдан Вельский от Ивана Грозного, а в июле 1654 года Богдан Хмельницкий.

Е. КОНЧИН [A.340]

 

В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом. Старый мастер, когда я задал ему этот вопрос, ответил:

В ваших деньгах, которыми вы меряете золото, нет души.

Дело в том, что европейская система расчётов была основана на непонятных для африканцев ценностях: за свои товары европейцы стремились брать только чистое золото, а за местные товары предлагали монеты. Причём оказывалось, что золотые монеты были не из чистого золота, а серебряные – из низкопробного металла. Ценность медных монет для местных жителей была вообще непонятна. Вполне естественно, что такая система платежа не могла завоевать авторитета, и местные жители отказывались принимать европейские деньги. В тех же, случаях, когда эти монеты попадали в их руки, то они быстро превращались в различные украшения.

А традиционная система расчётов при помощи разновесков была близка и понятна каждому африканцу. Межплеменные и внутриплеменные отношения всегда были очень сложными, так как основывались на многочисленных религиозных, правовых, брачных и других древних традициях.

Одни племена, например, платили дань за проход через чужую территорию. В периоды войн племена-союзники вносили определённые суммы на общие расходы. Различные пожертвования были широко распространены по самым разным случаям – будь то светские и религиозные праздники, смерть вождя или избрание нового. Взимались штрафы за нарушение норм морали, убийство, особые платы были для выкупа военнопленных, рабов и так далее. Но во всех случаях расчёты производились непременно золотым песком, а мерой его каждый раз для каждого случая служили специальные фигурки разновесков.

Ашантийцы как бы одушевляли золотой песок. Одинаковый, он, «проходя» через голдуэйтсы, принимал живое и каждый раз новое обличье. Золотой песок включался в неразъёмную и всеобъемлющую сферу народной культуры.

Н. СТАСОВ [A.346]

 

 
     
 

Деньги представляют собой весьма необычный феномен социальной жизни. Значительная часть жизни человека посвящена добыванию денег, значительная часть разговоров прямо или косвенно связана с их обсуждением – прежде всего их количества у различных людей. При этом деньги в обыденном сознании и в экономической теории предстают прежде всего как универсальный измеритель, принципиально нейтральный по отношению к тем, кто им пользуется.

Антропологи поставили под сомнение идею о том, что современные деньги эволюционировали из примитивных денежных единиц, и показали, что современные деньги демонстрируют множественность значений и культурные вариации. Психологи опровергли тезис о взаимозаменяемом и психологически нейтральном характере денег, показав, как индивиды разграничивают в сознании различные их виды. Историки и политологи критически переосмыслили положение о том, что распространение денег происходит автоматически вместе с расширением рынков. Деньги под прицелом скрупулёзного научного анализа оказались сложной социальной субстанцией, нагруженной множественными культурными ценностями.

…везде в индустриальную эпоху атрибутом достатка и связанного с ним образа жизни мыслились именно деньги. Деньги как социальный феномен стали символом богатства, его квинтэссенцией, его видимой стороной.

….представители различных религий опять-таки весьма различно относятся к деньгам. Большинство конфессий, сформировавшихся в доиндустриальном обществе, весьма скептически оценивали деньги и тех, кто ставил их приоритетом в жизни. Религиозные идеалы чаще всего противопоставлялись мирским, а символом последних как раз и были деньги. Религия, обретая свою истинную сущность, говорила о нестяжательстве, о том, что можно быть счастливым и праведным, будучи бедным. Этот «антиматериальный» фактор во многом сделал религию тем, что она есть в современном мире. Богатство и деньги, если не презирались в открытую, то, по крайне мере, не ставились в основу человеческого существования и преуспевания. Человек должен быть спасён, а не должен быть богат. Он должен войти в высшее духовное состояние, не зависящее от каких бы то ни было материальных факторов.

Сергей БАРКОВ, кандидат социологических наук [A.358]

 

 
     
 

…в Петрограде не хватало не только хлеба, сахара и дров, но и разменной монеты. Ещё в начале войны был принят закон, приостановивший свободный обмен бумажных денег на золото. Население отреагировало незамедлительно: золотые монеты сразу пропали из обращения, вслед за ними и серебряные, а к осени 1915-го года недоставало даже медных.

Не смотря на патриотические призывы и обещания суровых кар. Народ превратил металлические деньги в средство накопления. Копеечное серебро стало надёжнее постоянно дешевеющей рублёвой бумаги. Госбанк пытался исправить положение, наращивая выпуск серебряной монеты: за один военный год её было отштамповано на тридцать миллионов рублей – в десять раз больше, чем в предвоенном 1913-м. Однако, всё это серебро бесследно исчезло в кубышках обывателей.

В результате, во вторник двенадцатого октября министр финансов выпустил распоряжение о печати бумажных разменных марок, которые на время должны заменить металлические монеты. По иронии судьбы за образец взяли праздничные марки, выпущенные к трёхсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых. От обычных почтовых марок их отличало отсутствие клея на тыльной стороне, зато там появилась надпись: «Имеет хождение наравне с разменной монетой».

Выдача марок началась на этой же неделе и вызвала среди торговцев ажиотажный спрос. В первый день у Государственного ассигнационного банка выстроилась огромная очередь, которая растянулась до Екатерининского канала – так велика оказалась нехватка разменной монеты.

Самым дорогим – в двадцать копеек – оказался Александр Первый, вероятно, за победу над Наполеоном. Вслед за ним – ценой в пятнадцать копеек – шёл Николай Первый, проигравший Крымскую войну. Николай Второй скромно украшал марку достоинством десять копеек. И, наконец, самой дешёвой оказалась марка с изображением Петра Великого, разгромившего шведов – она стоила всего одну копейку. Логику здесь было сложно понять, но горожан больше беспокоило другое – марки не выглядели долговечными: любой порыв ветра мог запросто вырвать их из рук. За исключительные летучие свойства разменные марки в народе стали называть «мотыльками». Извозчики и мелкие торговцы принимали их только под угрозой позвать городового. Цветные бумажки быстро теряли вид, и все старались поскорее от них избавиться.

Сама императрица по этому поводу сообщила своему мужу авторитетное мнение Григория Распутина. Из письма императрицы Александры Фёдоровны: «Он просил меня тебе передать, что неладно с новыми бумажными деньгами. Простой человек не может их понять».

Выпуск разменных марок объявлялся временной мерой, однако, с каждым годом тиражи бумажной мелочи только росли. В результате марки – деньги с портретами самодержцев – переживут само самодержавие. Окончательно они будут изъяты из оборота в 1922-м году декретом Совета Народных комиссаров. [T.10.CDLVII.11]

 

 
     
 

От торгового центра Хедебю осталось немало артефактов.

Prof. Dr. Claus von Carnap-Bornheim, Stiftung Schleswig-Holsteinische Landesmuseen: «Археологические раскопки, которые ведутся уже более ста лет, явили на свет артефакты, показывающие, сколько торговых путей сходилось здесь, на Шлезвигском перешейке. Это и пути из земель, омываемых Северным морем, и путь в империю франков, это и путь из Норвегии, откуда в Хедебю привозили сланец и слюду. Также это многочисленные дороги, ведущие на Восток. Сюда привозили ценные товары  из Византии, и здесь же заканчивался Великий шёлковый путь. Так что именно из этой точки по отлаженным сетям товары с востока попадали в страны Скандинавии и в континентальную Европу».

Судя по находкам археологов, примерно тысячу лет назад серебряные монеты и украшения стали активно входить в обиход. В торговых сделках в Хедебю монеты со всего мира стали средством платежа, но особенно ценились серебряные.

Prof. Judith Jesch, University of Nottingham: «Именно приток арабского серебра, которое потом переплавляли во что угодно, стал стимулирующим фактором для торговли в эпоху викингов. Многие серебряные изделия викингов скорее всего сделаны из переплавленных монет, но и самих монет сохранилось предостаточно. Викинги не были первопроходцами в торговле – весь мир уже торговал – зато они успешно перенимали чужой опыт и постепенно становились лучшими в той области, которой занимались». [T.10.DXCIX.1]

 

 
     
 

Prof. Lawrence H. Schiffman, New York University: «Список написан на так называемом мишнаитском иврите – более позднем диалекте, в отличие от других древних свитков, из чего мы делаем вывод, что он был составлен где-то в семидесятом году нашей эры, в то время, как остальные свитки Мёртвого моря появились раньше».

Если он был создан в семидесятом году нашей эры, тогда он появился приблизительно в то же время, что и Евангелие от Марка. Но как только учёные приступили к дешифровке древнего иврита, стало ясно, что в противоположность другим свиткам, в тексте библейское содержание отсутствовало. По сути свиток представлял собой карту сокровищ.

Prof. Lawrence H. Schiffman: «В свитке было перечислено шестьдесят кладов в определённых местах, в которых находились спрятанные особым образом ценности, и указаны способы, как до них добраться».

Когда учёные наконец-то прочитали содержание Медного свитка в июне 1956-го года, по всему миру прокатилась волна сенсаций: «Огромное богатство, согласно данным Медного источника!»

Но у многих исследователей возникли сомнения на счёт сокровищ: количество перечисленных ценностей было слишком большим, чтобы выглядеть правдоподобным.

Prof. Lawrence H. Schiffman: «Размеры сокровища были столь велики, что некоторые учёные сказали, что если перевод текста был точен, тогда гипотетические авторы свитка обладали четвертью мирового золотого запаса того времени».

Сначала учёные подсчитали стоимость сокровищ в древних мерных единицах – талантах. Талант был равен по весу тридцати килограммам. Приблизительно пять тысяч талантов, учтённого золота и серебра, означали, что общий клад весил около ста тонн. Сегодня такой эквивалент превысил бы два миллиарда долларов.

Prof. Lawrence H. Schiffman: «Согласно свитку, тот, кто обладал такими богатствами, имел в распоряжении астрономическую сумму в золоте и серебре».

Но при пересмотре текста учёные кое что заметили: древнееврейская мера талантבב ) была по сути очень схожа со значком другой мерной единицы – каршכרש ), который был в триста раз легче, чем талант. Два миллиарда долларов неожиданно уменьшились до нескольких миллионов.

Prof. Lawrence H. Schiffman: «В таком виде клад стал выглядеть более реалистичным по сравнению с прежними безумно преувеличенными суммами. Таким образом отпали сомнения в существовании клада из-за его размеров».

Было ясно, кто бы ни спрятал эти сокровища, он хотел, чтобы их снова нашли, и ради этого перечислил их стоимость и зафиксировал всё это на самом долговечном и доступном материале.

Prof. Lawrence H. Schiffman: «Обычно древние свитки и манускрипты были написаны не на металле, а на коже, но эта рукопись была нанесена на медь явно для её сохранения, а, значит, имела особую ценность». [T.10.DLXXVII.2]

*

( כִּכָּר ) Киккар, талант

 

Ася ЭНГОВАТОВА, кандидат исторических наук: «Клад – это такая вершина айсберга, которая всем видна и интересна. Но вместе же с этим кладом найдены сотни археологических из того поселения, жителем которого был тот человек, который этот клад зарыл. И только изучая контекст, мы понимаем уровень его достатка: сколько у него было жилых построек, как отапливались его дома, сколько у него было соток в его хозяйстве.

В кладе, как в человеке отражается очень многое – и экономика, и культура, и представления бытовые».

Ещё недавно нумизматы изучали только сами монеты и не рассматривали клады как исторический источник. [T.10.I.20]

 

 
     
 

…но ещё одна находка из коллекции Козлова заставила иначе взглянуть на историю Хара-Хото.

Кира САМОСЮК, доктор искусствоведения: «Это совершенно невероятный случай, потому что Будда держит в правой руке монету, а должен по иконографии, по всем правилам держать там «Колесо закона» – чакру. На монете есть надпись «1378 – 1387 год».

Значит Хара-Хото существовал и после Чингисхана. [T.3.XXXVII]

 

 
     
 

Остальные 12 монет, очевидно, относятся примерно к тому же времени, поскольку сохранились так же хорошо, как селевкидская монета… На этих монетах… читается имя Александра Великого, хотя чеканили их примерно через 100 лет после его смерти в 323 г. до н. э.

Сопоставление с монетой времён самого Александра также свидетельствует, что после этой эпохи немало воды утекло в Персидском заливе. Файлакские монеты во всём стилистически примитивны. Пожалуй, яснее всего об этом говорит уродливая сидящая фигура на реверсе, однако изображение головы Геракла тоже вызовет содрогание у всякого эллиниста. К тому же изготовители штемпелей явно не были сильны в греческом письме, и мы видим в надписи полное пренебрежение точностью в литерах «Α», «Λ» и «Δ». Литера «Ρ» обычно изображена как «ρ» (этот знак – одна из букв «южноаравийского» алфавита).

Может показаться странным, что в это время всё ещё использовались монеты типа тех, которые чеканил Александр Великий, притом с его именем, но объясняется это просто. Поскольку Александр выпустил огромное количество золотых и серебряных монет очень высокого качества, его монеты не одно столетие были излюбленным платёжным средством в международной торговле… Поэтому в III – II вв. до н. э. их имитировали во многих местах…

Откуда предположительно могут происходить варваризованные файлакские монеты?.. Внимательное изучение клада показывает, что целых 8 из 12 монет с портретом Александра отчеканены одним и тем же аверсным штемпелем, а в ряде случаев использован один и тот же реверсный штемпель. Такая концентрация монет одного штемпеля в кладе обычно говорит о том, что монеты проделали сравнительно прямой путь от монетного двора до места захоронения, не побывав в обращении. Она свидетельствует и о том, что место и время захоронения не очень отдалены от места и времени чеканки, хотя уверенно сказать об этом, естественно, нельзя. Задача состоит в том, чтобы найти на Востоке место, находящееся за пределами эллинистической империи (где на монетах, разумеется, чеканилось имя здравствующего правителя) и в то же время достаточно тесно связанное с эллинским миром, чтобы логично было допустить там чеканку монет в эллинском стиле.

Это место должно располагаться на одном из главных торговых путей данной области, потому что без торговли не было бы монет. Соблазнительно посчитать сам остров Файлаку местом, где находился монетный двор, но против такой идентификации говорит то, что Файлака в это самое время входил в состав империи Селевкидов, как это явствует из надписи, обнаруженной в том же, 1960 г.

Джеффри Бибби [B.148]

 

 
     
 

Сергей КАРПОВ, доктор исторических наук, академик РАН: «Византийский золотой солид, который назывался «номиз», «иперпир» – это был доллар Средневековья, как сказал один итальянский исследователь.

Вся торговля Средних веков в значительной степени была основана на дефиците серебра на Западе. И именно серебром происходил потом уже обмен товарами с восточным миром – покупка восточных товаров. И вот в долине Святого Иоахима в южной Чехии и южной Германии частично добывалось серебро. Из этого серебра чеканили монету или брусками вывозили. В основном это происходило либо через Венецию и Гению, намного позже – с Византией. Это было в долине Святого Иоахима. По-немецки «Иоахимсталь» (от нем. Tal – долина) – отсюда «Иоахимсталеры». И вот талеры, как раз и были потом уже в классическом Средневековье, в позднем Средневековье – основной той самой серебряной монетой, стандартной монетой, которой производился обмен. Которой раньше была византийская номизма или венецианский дукат. Иоахимсталь – талер – отсюда доллар». [P.141.13]

 

Сам Филипп V, француз, внук Людовика XIV, всемогущий король Испании, оставив все дела, в увеличительные стёкла рассматривал эти песчинки, грозно ждал, что скажут лучшие его алхимики. Король слыл великим их покровителем. Надо лишь добавить, что не от хорошей жизни он им стал.

С открытием Америки несметные богатства поступали в испанскую казну, но она напоминала бездонную бочку. Почти непрерывные войны при отсталом феодальном хозяйстве довели страну до разорения.

Сохранились свидетельства о том, что в конце царствования Карла II «…государственные доходы понизились до того, что, несмотря на самые суровые финансовые меры, король был не в состоянии оплачивать прислугу, а иногда даже и стол свой».

При племяннике дела шли не лучше. Получив после тринадцатилетней войны самое большое в мире наследство – государство, о котором гордо говорилось, что в его пределах никогда не заходит солнце, он оказался банкротом. Отбросив гордость, приходилось выпрашивать займы даже у еретиков. До бумажных денег ещё не додумались, и во многих провинциях Испании из-за нехватки звонкой монеты вынуждены были вернуться к меновой торговле. Одного барана меняли на две козы или на три шляпы, и так далее.

Дела шли так плохо, долгов было так много, что Филипп V впал в меланхолию и в 1721 году отрёкся от престола в пользу малолетнего сына. Финансового положения это не улучшило, и вскоре придворные заставили короля «отречься от отречения».

А золота и других богатств поступало в казну всё меньше. Уже и в Америке сливки были сняты.

Где же выход, как вернуть былой блеск испанской короне?

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]

 

 
     
 

Евгений ЗАХАРОВ, хранитель отдела нумизматики ГИМ: «…эти монеты чеканились из других монет, которые обращались в регионе, из ювелирных украшений, из золотых сосудов, по существующей тогда традиции.

…в Афинах, например, во второй половине пятого века до нашей эры, там вращалось серебро, которое стоило в десять раз меньше золота. Там в течение Пелопонесской войны матрос на судне получал один обол в день. Один обол представлял собой одну шестую часть драхмы. В статер входило шесть драхм. Соответственно, матрос получал одну стодвадцатую часть такой монеты. Этой суммы ему хватало на то, чтобы нормально прожить – позавтракать, пообедать и поужинать, и поддержать себя всем необходимым.

Это очень большие деньги. В начале шестого века до нашей эры, в эпоху правления в Афинах Солона на один статер серебряный (на две драхмы) можно было купить овцу. И тогда это тоже были большие деньги». [P.97.218]

*

Евгений ЗАХАРОВ, хранитель отдела нумизматики ГИМ: «…это была свободно конвертируемая валюта античного мира на протяжении пятого и четвёртого веков до нашей эры. С одной стороны связано это было с тем, что Кизик находился, по сути, в центре всех торговых путей античной Ойкумены. Через него проходили корабли, нагруженные хлебом из северного Причерноморья, через него проходили караваны купцов из Азии на восток греческих государств.

…интересны изображения реальных людей – портреты знатных граждан города Кизика, которые появляются в начале четвёртого века до нашей эры. Дело в том, что до эпохи эллинизма, как считалось раньше, до времени Александра Македонского, живых людей на монетах не изображали, равно как и в скульптуре, и в других видах изобразительного искусства, потому что такой чести были достойны только герои и боги. А здесь мы наблюдаем изображение нескольких, по-видимому, знатных пожилых граждан – их портреты, потому что там переданы все дефекты человеческого тела – залысина, складки на шее, морщины, не очень красивые носы. Это явно не идеализированные изображения, которые можно видеть на всех греческих и римских монетах шестого – первого веков до нашей эры. Вот эта традиция портретного изображения берёт своё начало в Кизике в начале четвёртого века до нашей эры». [P.97.219]

*

Евгений ЗАХАРОВ, хранитель отдела нумизматики ГИМ: «…все легенды на греческих монетах написаны в родительном падеже, поскольку имеется ввиду, что это монета такого-то царя.

Этот золотой статер очень редок, поскольку данный правитель (Митридат Шестой Евпатор) не очень много чеканил золота, рассчитанного на оплату наёмников, составлявших его армию или привлечение союзников, которые помогали в его тяжёлых войнах с Римом. В основном он чеканил серебро, рассчитанное на выплаты купцам.

Деньги в эпоху греческой архаики, классики и начала эллинизма вообще не играли такую важную роль, какую они играют в нашей жизни сейчас. Тогда главным богатством было другое: земля, которая принадлежит человеку, и на которой он может вырастить что-то, что прокормит его и его семью; свобода, за которую умирали. Деньги начинают играть такую роль только где-то с середины четвёртого века до нашей эры, когда уставшие от трудов праведных на земле люди, предпочитают заплатить наёмникам из другого города, для того, чтобы они защищали их землю и свободу от противника, чем самим надевать доспехи и брать в руки копьё и щит, и идти сражаться. Жизнь и материальные блага становятся важнее, чем идеалы греческого города-государства – полиса». [P.97.220]

 

 
     
 

Алексей ТОЛОЧКО, доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Украины: «…вот видимо они стали династией после Владимира. Это же кто-то должен вам рассказать, что вы родоначальник династии. Вы – Великий владетель, вы теперь монарх, вы теперь женаты на сестре Римского императора – это очень важно. Вы строите дворец, вы перестраиваете город, для того, чтобы демонстрировать этот свой новый статус вельможный. Вы начинаете чеканить монету, где ваше изображение: впервые для подданных вдруг оказывается возможным в разных частях огромной территории видеть, как выглядит их монарх. Да там ещё и написано «ВОЛОДИМИР НА СТОЛЕ».

Александр НАЗАРЕНКО, доктор исторических наук, Институт всеобщей истории: «Сребреники Владимира, они, в общем-то, воспроизводили по своим весовым характеристикам и по иконографическому типу, то есть, по изображению византийские монеты. Они несли на себе изображение князя. Первоначально изображение Спасителя – Христа – на одной стороне, потом князя на другой. Потом изображение Спасителя исчезает, потому что, видимо, греки подсказали, что нехорошо сидеть на троне с одной стороны, а с другой стороны лик Господа нашего Иисуса Христа, перед которым, как бы, сидеть не положено, а надо либо на коленях стоять, или, хотя бы, просто стоять: у греков так нельзя было. У них, если лик Спасителя, то там стоящее изображение в рост императора, или, по крайней мере, по грудь. А Владимиру надо было сидеть на троне – для него существенно. Для жёсткого государственного самосознания даже того времени было очень важно сидеть на троне. Даже надпись такая кириллическая «ВОЛОДИМИР НА СТОЛЕ», то есть, престоле».

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «Действительно, первые древнерусские монеты Владимира и Ярослава, они точно подражают византийской золотой номисме. Они воспроизводят, в общем, облик князя по образцу византийского императора – он сидит на троне, похожем на византийский императорский трон. По всей видимости, такого трона не было на Руси. Он сидит в диадеме, которая похожа на диадему императора и, которая, опять, по всей видимости, не имелась в реальности у русских князей. У них была, по всей видимости, шапка какая-то». [T.10.DCCXL.2]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…освобождение – акт исторический. Частная собственность делает процесс труда принудительным. Из мира принуждения человек должен выйти в мир свободы.

«А пока что деньги – вот всеобщий, сам себя определяющий эквивалент всех вещей» – говорит Маркс. «Они украли весь мир и мир людей, и природу у их подлинной ценности».

Деньги – это отчуждённая суть человеческого труда.

И эта отчуждённая суть главенствует над ним, поскольку он молится на неё». [P.125.171]

 

Андрей КОРОТАЕВ, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…то же касается и социальных новаций. Те же самые деньги – во многом социальная новация. Развитая форма денег, монетная, в Лидии появляется где-то в VII-VI веках до нашей эры, но потом действительно оказывается полезной новацией и получает распространение от Атлантики до Тихого океана в пределах той же самой мир-системы». [P.141.67]

 

Кирилл ЯНКОВ, кандидат экономических наук: «…разные князья чеканили разные монеты. Первым таким реформатором, денежным, была мать Ивана Грозного – великая княгиня Елена Глинская. При ней была проведена первая денежная реформа, и деньги в Московском государстве были более-менее унифицированы: рубль и другие виды денег постепенно выстроились вот в такую систему. Потому что государству верили. Деньги – это, во многом, продукт доверия».

…ситуация стабилизировалась, и в (19)37-м был выпущен червонец, который никак не конвертировался в драгметаллы. А в (19)61-м году страна окончательно перешла на фиатные, то есть, не обеспеченные деньги. [T.10.DCCXCI.1]

*

Термин «fiat» происходит от латинского слова fiat, означающего «пусть это будет сделано», используемого в смысле приказа, распоряжения или резолюции.

 

 
     
 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии Нью-йоркский университет Абу Даби: «…свободная рабочая сила. Как правило, есть смысл платить зарплату только в тех обществах, где факторы производства уже сами стали рыночными. Т.е. вам нужны деньги для того, чтобы покупать еду. Вообразите себе Древний Рим. Вам надо уже платить квартплату. Опять таки, вообразите Древний Рим, где огромное количество квартир, иногда поразительно современного вида, и за них надо регулярно платить. Вы покупаете то, что вам необходимо, и поэтому вы продаёте свою рабочую силу.

И эту рабочую силу имеет смысл покупать, когда она более-менее уже квалифицированная. Согнать рабов, чтобы таскать камни – это эффективно. А для того, чтобы расписать дворец, или найти архитектора – лучше платить. Из раба не очень хороший архитектор получается. Платить надо было воинам. Кстати, по всей видимости, как говорят нумизматы, первое массовое применение монеты было для оплаты наёмников. Это первый в истории случай массовой пролетаризации.

когда все живут со своего огородика, и деньги уже не играют большой роли. Это очень хорошо фиксируется медиевистами, как деньги превращаются в украшения, как они становятся символами чего-то. Но уже не обмена.

Потом, начиная с Крестовых походов, начинается возрождение. И здесь открывается очень интересная перспектива. Хорошо бы организовать плацдармы, которые крестоносцы захватили на Ближнем Востоке. Воевать на энтузиазме можно только в первое время. А дальше надо снабжаться, оружие приобретать, строить крепости». [P.141.72]

 

Павел КУЗНЕЦОВ, кандидатом исторических наук, заведующим Музеем археологии Поволжья СГСПУ: «Где есть торговый посредник? – Там где есть чёткая понятная денежная монета». [P.125.525]

 

 
     
 

Павел ЛУРЬЕ, кандидат филологических наук: «…в этнографическое время у памирских народов обычай торговаться – всё через условную единицу – овцу. Овца – «пасу / pasu-»: сколько это будет стоить овец. И дальше они меняют друг другу вещи, имея ввиду цену овцы. Надо заметить, что слово «пасу» соответствует латинскому индо-европейскому «пеку / pecu», что значит «свинья». «Пекуниа / pecunia» – монета римская. Такой же самый механизм был использования скота мелкого, как универсального средства обмена». [P.125.162]

 

 
     
 

Дарья ВАНЮКОВА, кандидат искусствоведения Государственный музей Востока: «…из малийского золота чеканилась монета всего мусульманского мира. В фатимидском Египте создавались великолепные ювелирные изделия из него же, но, собственно, сами африканские мастера не отставали и ювелирное дело Западной Африки также известно по всему свету. Так что основным предметом экспорта из страны было именно золото в слитках и в золотом песке». [P.150.39]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

ДАЛЕЕ