ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Атрибуты 6

Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты 6

МЕЧ

СБОРНИК_01_1_4

 
     
 

spatha, ae f (греч.) 1) ложечка или лопатка для размешивания СС; 2) тонкая деревянная пластинка для уплотнения уткá на вертикальном ткацком станке Sen; 3) широкий обоюдоострый меч Т; 4) черешок пальмового листа РМ; 5) кокосовая или финиковая пальма PM, Scr. [B.32]

*

σπάθη (ᾰ) ἡ 1) текст. бёрдо; 2) широкий клинок (φασγάνου Eur.); 3) широкий стебель[B.169]

 

spat(h)ula, ae f [demin. к spatha] пальмовая ветвь Vlg. [B.32]

 

I spatula v. l. = spat(h)ula.

II spatula, ae f (греч.) изысканность, нега, роскошь Vr (v.l.). [B.32]

*

σπατάλη, ἡ роскошь в одежде, в пище

 

ἀκωκή ἡ 1) остриё (δουρός, ἔγχεος, βέλεος Hom.); 2) копьё или меч Theocr., Luc. [B.169]

ἄορ или ἆορ, ἄορος τό меч Hom., Hes. [B.169]

βέλος, εος τό 1) метательный снаряд (копьё, дротик, стрела, каменная глыба и т.п.)…; 2) молния…; 3) меч…; 4) жало (σκορπίου Aesch.). [B.169]

κόπᾰνον τό меч или секира (ἀνδροδάϊκτον Aesch.). [B.169]

 

ἀμφιθέσθαι ξίφος Hom. опоясаться мечом

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…один из самых поразительных предметов парадного египетского вооружения был найден в одной из царских гробниц Библа. Это хопеш – это знаменитый египетский боевой меч, который позже часто увидим на египетских рельефах. Более того, это, наверное, главный символ победы египетского царя, потому что позже традиционно божества на рельефах храмовых и даже в царских снах будут протягивать царю хопеш в знак того, что вместе с этим замечательным оружием, тому кто им владеет, придёт победа, придёт божественная защита.

Название переводится дословно «десница» – то есть, «правая рука» – продолжение правой руки». [P.125.148]

 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, кандидат исторических наук, профессор социологии Нью-Йоркского университета в Абу-Даби: «…социальная структура становится всё более пирамидальной, потому что выделяются воинские элиты – люди, которые как раз и используют все эти бронзовые, не только очень эффективные, но и очень престижные и красивые мечи, кинжалы. Как только появляется вообще клинковое оружие, вы уже знаете, что это общество угнетения и неравенства. Потому что топором ещё можно, например, рубить и деревья, а вот мечом можно рубить только головы. Появляются новые типы специалистов – воины. Они нужны для сопровождения грузов. Но со временем они становятся также и наёмниками, потому что в центре мир-системы формируется всё больше и больше государств. Вначале они не очень вооружённые: первые месопотамские города не имеют фортификаций. Первые империи хронически воюют между собой, их несколько на не слишком большой территории древней Передней Азии». [P.141.61]

 

 
     
 

spatium quantum satis hastis L расстояние достаточное для копья (т.е. для того, чтобы метнуть копьё)

*

John Friend, Ancient Combat Expert: «У греков нет выражения «Завоевать землю мечом», они сказали бы «Завоевать копьём». Причина, по которой предпочтение отдавалось копью – его длина. Можно поразить врага до того, как он дотянется». [T.4.XLIII.1]

 

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «…но вот беда: тринованты ненавидели катувелаунов сильнее, чем римлян. Эссекское племя триновантов враждовало со своими соседями катувелаунами – это название переводится «искусные воины». После гибели короля триновантов от рук катувелаунов в Эссексе рассудили, что смогут отомстить, помогая Цезарю, и пропустили римские войска через Кент к границам территории катувелаунов».

…британская армия имела на вооружении здесь же изобретённый длинный меч.

Andy Deane, Visitor Experience Coach, Royal Armouries, Leeds (специалист по древним видам единоборств): «Если вы, сидя на лошади, наносите удар сверху вниз, то наиболее уязвимые части тела у пешего воина голова и плечи. Если мы оба пешие, я бы старался поразить коленные сухожилия: потом могу делать с вами всё что угодно…

…пешим не особенно рубил: тут есть такая тонкость – мне надо беречь силы, для этого надо поддерживать меч в постоянном движении. Поэтому я целюсь в ногу, наношу рану, вы падаете, и далее последний удар». [T.10.CCLXX.4]

 

 
     
 

В континентальный фольклор быстро вылилась ранняя кельтская тематика, например, история о короле Артуре, который доказал своё право на трон, вытащив Меч из Камня. Поздние английские авторы утверждают, что Меч из Камня был сломан в поединке с уэльским рыцарем Белинором. От верной смерти Артура спас Мерлин, заколдовавший Белинора.

В бою при Кэмлине (Camlann) Артур был смертельно ранен и приказал сэру Бедеверу вернуть меч в озеро. Бедевер не смог расстаться с мечом, не способный представить будущее без Артура и Экскалибура. Лишь с третьей попытки он выполнил приказ и бросил меч в озеро.

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Экскалибур – классический пример того, какое место мечи занимали в мифах и легендах. Короли посвящались при помощи меча: меч не только делал короля королём при жизни, но после его смерти должен был быть возращён к истокам. Очень важным моментом является то, что после смерти великого человека его меч тоже исчезал. Меч следовал за ним, чтобы, когда король вернётся в час великой нужды, снова быть с ним». [T.13.LXIII]

 

Hector Cole, Master Arrowsmith and Archaeological Ironworker: «Римляне улучшили длинный кельтский меч и выяснили, что он идеален для всадника. И куда более эффективен, чем короткие клинки, которыми вооружались римские пехотинцы».

У этого оружия грозная репутация. Слово «Экскалибур» – это французский перевод валлийских слов «зарубка» и «твёрдый». [T.21.IV.3]

 

Claudine Glot, Historikerin: «Самые знаменитые предметы потустороннего мира это меч Экскалибур и Святой Грааль, легенда о котором в последствие наполнилась новым смыслом. Изначально у кельтов Святой Грааль считался чудотворным сосудом, дающим вечную жизнь, также как Меч Света кельтских богов, который вручался герою. Легенды и герои, также как и культовые предметы, уходят своими корнями в историю кельтов». Сосуду для питья придавалось особое значение в мире, живущем под угрозой голода. Рог изобилия, дающий вечную пищу, такой же предмет культа, как чаша из потустороннего мира. Святой Грааль олицетворяет силу, дарующую пищу и жизнь.

Какое все это имеет отношение к истории Святого Грааля? Возможно, что-то подскажет кельтский рельеф на одном сосуде. На нём изображены убитые воины, по пути в мир иной. Слева князь окунает одного из мёртвых головой в чашу, чтобы воскресить его к вечной жизни. Кельты, как и христиане, верили в воскрешение после смерти.

Jean Markale, Historiker und Sehriftsteller: «В бретонском фольклоре есть легенда о неисчерпаемой чаше, которая воскрешает мертвых воинов. Этот сюжет похож на предание о мистическом сосуде, которая существовала в Александрии, о некой таинственной чаше, обладающей таинственной силой. Этот сосуд содержал в себе нечто могущественное, святое, чистое, что приносило познание, жизнь и вечную пищу. Позднее его стали связывать с Чашей с кровью Христа».

Святой Грааль был самой почитаемой реликвией. В церкви и по сей день для причастия используется потир-чаша, символ Грааля. Во времена крестоносцев считалось, что обладание Священным сосудом сулит невероятные чудеса: тот, кто прикоснётся к Граалю или отопьёт из него, получает прощение, спасение и вечную жизнь. Не случайно, к тому времени, когда поиски Святого Грааля особенно будоражат человеческие умы, Рим прекращает старый религиозный спор.

Jean Markale, Historiker und Sehriftsteller: «Приблизительно в XIII-м веке церковь наконец признала, что вино в Чаше Причастия – кровь Христа. А романы о Святом Граале Кретьена де Труа и других более поздних авторов поддерживали это. Так Святой Грааль, известный изначально из языческой мифологии, стал символом христианства. Целью этого было утвердить Причастие как Святое Таинство».

Ведёт ли Святой Грааль своё происхождение с Востока? Идя по этому следу, находим свидетельства в ритуалах индуизма. Дарующая жизнь сила священной жидкости сома и ритуальный сосуд…

Jean Markale, Historiker und Sehriftsteller: «Здесь прослеживается влияние Востока. Если, например, вспомнить о ведическом напитке сома у индийцев или хаома у персов. Очевидно, что на образ Грааля у французских авторов и, несомненно, у Вольфрама фон Эшенбаха оказало влияние знание, идущее с Ближнего Востока, возможно также из Индии».

Следуя древними торговыми путями, восточные верования попали в Европу, также как представление о Граале как о камне. [T.10.LXXXVIII]

 

 
     
 

Dr. Naoise MacSweeney, University of Leicester: «Тёмные века отличаются от конца Бронзового века потому, что происходит перелом: сформировалось общество совершенно иного типа, но это не означало конец общества вообще».

Sanford Holst, Author «Phoenicians: Lebanon's Epic Heritage»: «Результатом всех этих процессов стали важные изменения – одна глава истории закончилась, вот-вот должна была начаться другая».

События этой новой главы будут разворачиваться в более суровом мире. Наступила новая эпоха – Железный век. Ранее из железа делали орудия труда, но довольно скоро из него стали делать оружие.

Dr. Naoise MacSweeney: «Изначально железо считали побочным продуктом изготовления бронзы, но потом из него, в основном, начали делать ножи. Нож – очень интересный предмет – это не только более совершенное оружие, но и очень практичный инструмент в повседневной жизни. Это символично для всех процессов Железного века: внезапно технология становится доступной всем и используется она по-разному».

В конечном итоге железо послужило демократизации военного дела: ранее доступное лишь немногим, оружие попало в руки широким массам. [T.13.CX.2]

 

 
     
 

…режущая кромка. За два миллиона (тысячи) лет производства клинков из всех материалов и всеми способами – для целей обыденных, вроде намазывания масла, для жутких, вроде отрубания голов – суть принципиально не поменялась. Эта режущая кромка – самое главное.

Paul Champagne, swordsmith: «Заточка – это технология, остальное касается нюансов процесса (все нововведения направлены лишь на то, чтобы лезвие лучше делало своё дело)».

Dr. Jeffrey L. Forgeng, Worcester Polytechnic Institute, curator, Higgins Armory Museum: «Действительно, хорошая режущая грань, не теряющая остроты долгие годы, ценится очень высоко. Кроме того, часто возникает определённая эмоциональная связь между человеком и его ножом».

Каменный век – мы подразумеваем под этим эпоху, когда человек начал использовать камень в качестве режущего инструмента (для производства орудий), вроде ножа.

Dr. Harold L. Dibble, University of Pennsylvania: «По сути, это единственная вещь, не имеющая естественного аналога на нашем теле, с помощью которой можно было бы резать (в принципе нож заменяет то, чего не дала нам природа – острые когти, которые могли бы рассекать или резать)».

Археологи считают кремень и осколки вулканического стекла инструментами первобытных обществ.

Dr. Harold L. Dibble: «Пласты окаменелостей демонстрируют, как люди совершенствовали инструменты. Сегодня мы всё больше внимания обращаем на процесс усовершенствований не только на основании конечного продукта, но и анализируя сами пласты: нам открываются сцены изготовления инструментов».

Dr. Harold L. Dibble: «Разницы между обтёсанным кремнием и ножом, как таковой, и нет. Ножи Каменного века изготовлялись из осколков кремния…»

Очень острое лезвие получается из обсидиана – естественно образующегося вулканического стекла.

Dr. Harold L. Dibble: «В период первобытных орудий труда (на заре Каменного века) всё было очень просто: они просто брали камень и скалывали слой (откалывали обломок с острым краем), который получался довольно острым. Однако примитивность не означала неэффективность. Эксперименты показали, что таким осколком можно разделать целую антилопу (тушу).

(Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Мы повсюду находим практически одинаковые орудия труда, то есть древние люди перенимали друг у друга опыт и пытались подражать».)

К концу последнего Ледникового периода – одиннадцать тысяч лет назад – относится свидетельство обработки поверхности кремния и вулканического стекла. Но были уже более прочные материалы, как железо и медь. Бронза, в которой девяносто процентов меди и десять процентов олова, оказалась столь важным достижением, что её применение ознаменовало целую эпоху – Бронзовый век.

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «На протяжении все человеческой истории металлургия была самым изощрённым аспектом технологий. И во многом производство оружия и брони стояло в авангарде металлургических техник».

Истоки металлообработки потеряны в лабиринте истории и мифа, но оказывается, что выплавка железа появилась в разных местах примерно в одно и то же время.

Металлообработка открыла возможность ковать лезвия больше и прочнее, чем можно было сделать из камня. Металлы вроде бронзы стали настоящим открытием, и Бронзовый век ознаменовал эру появления самых разных клинков, в том числе и того, который предназначался исключительно для боя.

Меч. Элегантный меч – это вершина развития лезвий, апофеоз технологии заточки. Хотя его конструкция более сложная, – его назначение проще (ýже), чем у ножа или топора, которые лишь отчасти оружие. Меч – это Убийца – «От и До».

Lee A. Jones, Blade Historian: «Мечи в оружейном арсенале появились сравнительно поздно: первые образцы мы встречаем примерно четыре тысячи лет назад».

Как и первые топоры и ножи, первые мечи делались из меди, и потом бронзы. Тогда они были очень редкими и ценились очень высоко.

Меч – это очень длинный нож: трудно отметить, на каком этапе нож становится мечом.

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Нет никаких чётких граней между ножами, кинжалами и мечами – по большому счёту, это зависит от вас самого (от личного восприятия). Ощущаете ли вы, что оружие удобнее использовать в бою как кинжал, или же оно лучше годится на больших дистанциях и для техники меча (вам самому судить, можете ли вы использовать это оружие лишь в ближнем бою, или же на средней дистанции, на которой обычно дерутся мечами)».

Один из способов отличить меч – по степени сложности изготовления. Ножи и топоры может изготовить любой кузнец, но меч выкует только оружейник.

Paul Champagne, swordsmith: «Много всего может пойти не так при изготовлении клинка. Честно говоря, в большинстве случаев, что-то и идёт не так (в принципе, вы скорее всё испортите, чем сделаете правильно. Мастер, кующий мечи, пользуется самыми обычными инструментами: молотом и наковальней, парой щипцов, чтобы держать раскалённый металл, зубилами и напильником)».

Меч – не просто оружие, но произведение искусства.

Важно понимать, что кузнецы – это лишь половина истории, второй половиной является солдат – опытный фехтовальщик, умевший применять меч в сражении: не щёгольски демонстрируя технику, но в суровой схватке насмерть.

Меч, как никакое другое оружие окружён особой мистической аурой, отчасти, из-за сложности изготовления.

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Возможно по этому, именные мечи, вроде Эскалибура, стали частью мифологии. Действительно, хороший меч был сокровищем и передавался от поколения к поколению. Кроме того, меч, по сравнению с большинством оружия, имел весьма практичные размеры: он становится символическим выражением идеи защиты».

…при этом форма меча отражала метод ведения боя (различные приёмы ведения боя).

Мечи Позднего Средневековья были спроектированы, чтобы пробить брешь в доспехе, акцент делался на колющие техники. Техника боя требовала определённых навыков и приспосабливалась к форме меча.

John Clements, Martial Arts Historian: «Прямой сужающийся меч использовался против тяжёлой брони, в то время, как изогнутый клинок идеально годился для разрубания лёгкого доспеха».

Мечи, предназначенные рубить, в том числе и через броню, имели больший вес в рукоятке, что позволяло лучше контролировать меч (рукояти мечей, созданных чтобы пробивать доспехи длиннее, это позволяет лучше управлять движением меча)

John Clements, Martial Arts Historian: «…были компромиссные варианты дизайна. Ни один меч не мог идеально годиться для всего (у каждого типа меча есть свои достоинства и недостатки. Нет такого меча, которым можно одинаково хорошо нанести любой удар)».

Секущие мечи обладали большим весом в наконечнике (у режущих мечей и сабель центр тяжести на клинке ближе к острию).

John Clements, Martial Arts Historian: «…не имеет значения, разрубили ли вы противника надвое, ил проткнули его насквозь – главное – вы убили его. В этом назначение меча: мечи созданы для убийства, и они отлично делают своё дело».

…но не смотря на мифический статус, мечи едва ли были основным оружием в бою.

Lee A. Jones, Blade Historian: «Основную работу делало оружие, действовавшее на более длинных дистанциях. Главным таким оружием, наверное, было копьё… (меч пускали в ход только в ближнем бою, это, своего рода, «оружие последней надежды»: мечами сражались в решающей схватке)»

Примечательно то, что изобретение, набиравшее обороты в Позднем Средневековье, в итоге оставит мечу лишь церемониальную функцию. Пока меч медленно, но верно отправлялся в небытие, происходило занятное сращивание: штык стал заострённым завершением ружья.

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Техника использования штыка и его функция в бою сильно напоминает копьё. В то время пики использовались как средство для сдерживания кавалерии…»

(…сейчас, во времена автоматического оружия, у меча остались лишь церемониальные функции.

Lee A. Jones, Blade Historian: «Меч превратился в дешёвый аксессуар. Безусловно, он потерял своё значение как оружие».

Как и мечи, топоры давно перестали быть боевым оружием. Но в отличие от мечей топоры нужны и по сей день – это универсальный инструмент.

…в отличие от ножа, которым можно резать очень аккуратно, топор похож на заострённую дубину: чтобы ударить топором, нужен сильный замах.)

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Отличительной особенностью топора было то, что его вес сосредоточен на конце. Это означало, что топор обладал сокрушительной силой. Недостатком этого же обстоятельства была, разумеется, его медлительность. Таким образом, топор применялся исключительно в агрессивной манере. Однако топор, всё же, имел ряд важных преимуществ над мечом: он проще в производстве, значит, топор дешевле, и он – идеальное оружие для обычного пешего солдата, у которого в распоряжении нет значительной суммы (топор – оружие простого воина, который не может сорить деньгами)

Обычный меч латный доспех не прорубит, тут нужна какая-то альтернатива».

Боевой топор, покинув поле битвы, стал орудием правосудия, как практичный инструмент обезглавливания.

…одно из главных преимуществ ножа перед мечом в том, что его можно скрыть. Как и в случае с мечом, форма ножа определяет характер его применения – будет ли он режущим или колющим оружием.

Dr. Ron A. Harris, Edged Weapons Expert: «Режущие ножи, обычно, односторонние, колющие – двухсторонние (у режущих ножей, обычно, односторонняя заточка, а колющие, чаще, обоюдоострые)».

…под «столовыми приборами» понимается вся утварь от ложек до ножа для масла. По сути, нож для масла – это последняя доработка древнего кремниевого лезвия.

Dr. Jeffrey L. Forgeng: «Долгое время в человеческой истории нож был чем-то, что всегда при тебе. Его использовали, чтобы перерезать верёвку, чтобы есть за столом, и, иногда, чтобы защититься. Это многоцелевое орудие становится для нас повседневным (это универсальный инструмент, и наша жизнь без него просто немыслима)».

В древние времена ножи были ценны, но просты: кинжал, которым убивали любовника супруги, прекрасно подходил и для чистки картошки (в прежние времена ножи были дороги, но очень просты: кинжал, которым закололи любовника жены, вполне мог служить для того, чтобы вытащить картофелину из общего котла).

Ross J. Anderson, President, Lamson & Goodnow Mfg. Co.: «Первая вилка появилась в Италии около 1 100-го года нашей эры, и после этого с периода шестнадцатого-семнадцатого веков нож и вилка стали использоваться в сочетании друг с другом. Это началось, когда люди стали резать собственную еду и обслуживать себя».

Устроить средневековый ужин на двенадцать персон, означало пригласить двенадцать вооружённых гостей. И была реальная опасность перерастания таких собраний в кровавые бойни (и стоило перебрать лишку).

В 1699-м году король Франции Луи Четырнадцатый приказал сделать округлыми все кончики столовых ножей (и с тех пор столовые ножи, если можно так выразиться, «потеряли остроту». Теперь гостям незачем было приносить ножи с собой)… [T.26.V.1] ([T.11.XXV.1])

 

 
     
 

Да и ещё. При переводе данного стихотворения на иврит мы столкнемся с любопытным феноменом: эквивалент анатомического «влагалища» на иврите обозначается как «нартик» (ножны). По-моему, это замечательное слово, ибо нартик ножны вполне соотносится с мужским зайн оружие (зайн – в разговорном иврите обозначает ещё и член).

Итак, медицинский и литературный иврит использует для обозначения мужского полового члена слово «пин». А вот в разговоре, как уже говорил Шамир, евреи используют слово «зайн», обозначающее одновременно и «оружие», и «меч», и «фаллос». Также (словом «зайн») обозначается седьмая буква ивритского алфавита, похожая одновременно и на то, и на другое, и на третье.

От уже упоминавшегося выше обладающего двойным значением слова «зайн» берут свое начало также широко употребляющиеся в обычной речи существительное «зийун» в значении «интимная близость» и глагол «леhиздайен», означающий одновременно и «вооружаться», и «заниматься любовью». Порой это приводит к весьма забавным двусмысленностям. Например, израильтяне очень любят произносить фразу «Тиздаен бэ-савланут», которую можно понять и как «вооружись терпением», и как «сношайся, не торопясь».

М. КОТЛЯРСКИЙ [B.88]

 

 
     
 

С давних времён и по сей день, меч являлся символом власти, возмездия и борьбы со злом. Он был магическим и смертоносным. Меч повлиял на исход великих сражений в истории, лёг в основу известных мифов и легенд, а искусство мастеров превратило его в объект желания. В нём форма идеально сочетается с назначением, и он в равной мере восхищает и ужасает.

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Мечи всегда имели огромное значение в военной истории. Они как мост связывали почти все культуры, и только в последние двести лет были уже не так важны на поле боя. В некотором роде меч является олицетворением войны

Меч символически представляет статус дворянина или человека, который его носит. Иногда это имело религиозную окраску и не только в христианстве, но и в других религиях тоже. Также часто он является орудием справедливости против зла. Не случайно богиня правосудия изображалась с весами в одной руке и с мечом в другой. Так что классический простой крест, образованный клинком и рукоятью меча, помимо всего прочего символизирует двустороннюю справедливость».

На протяжении всей истории человечества холодное оружие позволяло охотиться и защищать себя. Сначала это были кремневые ножи Каменного века, затем первые мечи ранних металлических веков.

В истории меча постоянно встречались эпизоды, в которых религиозные и политические конфликты проверяли наш характер. Лошади позволили мечу занять достойное место на поле боя, но с приходом технического прогресса в XX-м веке роль меча изменилась. Благодаря приключенческим романам и популярным фильмам меч стал источником вдохновения для новых поколений. Он всегда был символом борьбы со злом, так что не удивительно, что во все времена его считали совершенным оружием. [T.17.XXVI]

 

Prof. Richard Holmes, Cranfield University, Military Historian: «Римляне использовали короткий меч, ставший впоследствии классическим оружием пехоты. Обоюдоострый, созданный для солдата, частично защищённого доспехами, стоящего в строю. Им не нужно было бить далеко. В идеале римские легионеры использовали эти мечи, прикрывая левую сторону продолговатым щитом, и кололи противника. У некоторых римских мечей даже были специальные закалённые острия, чтобы лучше поражать врагов. Очень эффективное оружие». [T.13.LXIII]

*

197-й год до нашей эры. Греция. Битва при Киноскефалах

Молодая сверхдержава античного мира – Рим – бросает вызов установившемуся военному превосходству фаланги. Это кровавое противостояние.

Prof. Victor Davis Hanson, Stanford University (Hoover Institution): «Когда македонская фаланга столкнулась с римлянами, македонцы были в ужасе: они никогда не видели подобных ран».

Mark Corby, Military Hystorian: «Римлянам удавалось полностью разрубать людей на части. Вокруг валялись головы, тела со вспоротыми животами или разрубленные пополам. Это была одна большая мясная лавка».

И если другие армии пали перед фалангой, римляне адаптировали свою боевую тактику, чтобы использовать слабости македонцев.

Фаланга прекрасно действует, двигаясь вперёд на ровных полях, где имеет преимущество её прочная структура, но фаланга не может легко развернуться. И в битве при Киноскефалах римляне применили свои знания в тактике, чтобы воспользоваться этим, нападая с тыла и с флангов. У фаланги также есть ещё одна слабость – на неровной местности её структура может распасться. В тот день фаланга была рассечена на части и по Восточному Средиземноморью прошла волна изумления. Но к этому поражению привела не только тактика римлян. Победа добыта при помощи исключительного оружия, которое римляне будут использовать для того, чтобы поддерживать свою власть ещё четыреста лет. Гладиус. Он сделан из нового революционного материала – стали.

Mark Corby, Military Hystorian: «Основным приёмом нападения было нанести удар снизу вверх, целясь в живот. Живот и вся центральная нежная область брюшины – вот идеальное место для смертельного удара. Из-за того, что он также обладает очень хорошими режущими кромками с обеих сторон, и сделан из закалённой стали, он очень удобен даже в том случае, если вас окружили враги и нужно отбиваться: совершенно неважно, куда вы попадёте – любая его часть нанесёт рану – поранит неприкрытую руку здесь и ногу там».

Это было то оружие, которое покорило все уголки известного тогда мира. Вот оно – простой, но, вместе с тем, уникальный клинок, который позволил им создать империю. [T.21.XLI.1]

 

Олег РАДЮШ, археолог, Институт археологии РАН: «…военное производство Римской империи было уже построено, как мануфактурное производство – это были государственные фабрики, которые производили массово продукт. Были специальные фабрики, которые производили мечи, были фабрики, которые производили доспехи, были фабрики, которые производили копья и так далее. Всё было поделено, поскольку римская армия по разным оценкам к концу четвёртого – началу пятого века достигает пятисот тысяч человек. Для античного мира это гигантская цифра.

Для сравнения, во времена Траяна, то есть, Дакийских войн, численность римской армии оценивается примерно в сто двадцать тысяч. К пятому веку эта ситуация вынудила увеличить численность армии. Естественно эта армия требовала огромного количества вооружения. И главное, что вооружение поменялось.

В третьем веке происходит резкая смена: меняется система управления римской армии, меняется структура и производство, и меняется вооружение. Больше после третьего века не видим знаменитых щитов скутум, огромных, с которыми ходили легионеры, пропадают гладиусы, исчезают римские шлемы, типичные, которые по всем фильмам известны.

С этого времени распространяются длинные мечи – спаты. Шлемы становятся каркасные – сегментные, то есть, они делаются проще: они собираются из каркасов, причём, они берут конструкцию, скорее всего заимствованную у сарматов.

Поздняя римская армия больше похожа на средневековых воинов – кольчуги, чешуйчатые панцири». [P.125.224]

 

 
     
 

…меч, имеющий более сбалансированную форму, требует от кузнеца большего мастерства.

Steve Bluett, Blacksmith & Metal designer: «Обоюдоострый меч, на самом деле, имеет четыре грани, и нужно приложить усилие, чтобы выдержать параллельность, сделать их ровными и симметричными. И довольно сложно сделать сами лезвия. Чем ближе мы к завершению клинка, тем тоньше металл, и тем больше возможность того, что он просто сгорит. И вся работа насмарку…

…затем рукоять, сделанная из дерева и покрытая грубой кожей. С обеих сторон медные кольца, чтобы скрепить всё вместе. И последняя часть – это оголовье, служащее противовесом, чтобы сбалансировать клинок.

…для изготовления меча нужны более совершенные технологии, и им сложнее выучиться».

«…есть ещё несколько тонкостей, например, действовать пальцами. Небольшое движение безымянным пальцем и мизинцем в конце удара добавит до пятнадцати процентов скорости». [T.21.XIV.2]

 

Леонид АРХАНГЕЛЬСКИЙ, кузнец-оружейник: «Европейские путешественники, которые были при дворе Великих Моголов в Индии, они говорили, что индийское оружие не завидно: отличается хрупкостью, и, безусловно, уступает оружию европейской выделки. Не смотря на те легенды последнего времени, что, вот, они там такие-то булаты делали, что японцы, там, своими мечами вообще всё разрубали. Когда копнёшь эту тему – только европейское оружие. И поэтому европейцы, они, собственно пронесли своё «бремя белого человека» по всему миру». [T.10.CCCXVII.2]

 

Владимир ЗАВЬЯЛОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории естественнонаучных методов Института археологии РАН: «…древнерусский булат, это можно говорить, скорее, не о древнерусском булате, а о русском булате, который изобрёл Аносов в тридцатые годы девятнадцатого века. Начнём с того, что булат – это литая сталь. Литой стали Европа, включая Древнюю Русь, не знали. Это было, как бы, ноу-хау среднеазиатских мастерских. Это описывал и Аль-Бируни – производство булата. Булат – как бы разновидность литой стали. Первоначально в этих мастерских была получена просто литая сталь – тигельная сталь. Там было высокое содержание углерода, что понижало точку плавления: за счёт этого и получали тигельную сталь. Это известные центры в Мерве – это современная Туркмения, но это восьмой век. И эта сталь, она широко расходилась: известны клинки из литой стали в позднесарматских памятниках. Известны клинки из литой стали даже в Предуралье, это, опять же, всё четвёртый-пятый век новой эры. А вот булатная сталь, она, вероятно, появляется где-то ближе к десятому веку. И это тоже экспорт азиатский.

Булатная сталь характерна тем, что там рисунок будет непреднамеренный: там будут просто какие-то переплетающиеся линии, как на муаре. А дамасская сталь, как правило, это сталь с определённым рисунком. И очень часто, и до нынешнего времени многие путают Булат и Дамаск. Мы под булатом понимаем именно литую сталь. Дамаск – это сварочная сталь, то есть, это композитный материал, прежде всего: это сочетание разных по качеству полос железа и стали. Их большое количество, они скручены, перевёрнуты, что позволяет получать рисунок». [P.141.30]

 

 
     
 

МЕЧ (ДАЛЕЕ) [ 1 - 2 ]

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4  -5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

ДАЛЕЕ