ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек). |
||||||
Маги |
||||||
I Chaldaeus, ī m халдей Lcr, AG; перен. маг, звездочёт Cato, C etc. [B.32] II Chaldaeus, a, um халдейский: Ch. grex J толпа звездочётов. [B.32]
I sacer, era, crum 1) посвящённый (sacrum Soli animal T; ansěres sacri Junonis L); предназначенный (magno opěri T); 2) священный, святой (fontes, jura O); внушающий благоговейное уважение, великий (Maro М): sacra profanaque Sl божеское и человеческое; Sacer mons C, L Священный холм (на берегу Аниена, в области сабинян, в 3-х римск. милях от Рима); Sacra via С (тж. Sacer clivus H) Священная улица (в Риме, ведшая через Форум к храму Юпитера Капитолийского); ŏs sacrum CA крестцовая кость; 3) обречённый подземным богам, т. е. преданный проклятию, проклятый, гнусный (intestabilis et s. H; homo sacerrimus Pl): auri sacra fames V отвратительная жажда золота; 4) магический, таинственный (venenum VF): sacra passio CA падучая, эпилепсия. [B.32] II sacer, cris, ere apx. Pl, Vr = sacer I. [B.32]
Circaeus, a, um [Circe] 1) Киркин (Цирцеин): Circaei campi VF = Colchis I; Circaea terra V = Circe(j)i; Circaea moenia H = Tusculum (построенный, по преданию, сыном Кирки, Телегоном); 2) поэт. чудодейственный, магический (gramen Prp; poculum С). [B.32]
II medicātus, ūs m [medico] волшебное средство, волшебство, чары О. [B.32]
mōnstrificus, a, um [monstrum + facio] 1) диковинный, удивительный, странный (effigies PM); 2) чудотворный, магический (artes VF). [B.32]
Ātracius, a, um [Atrax] 1) атракийский, т. е. фессалийский VF; 2) магический St. [B.32]
cōnsecrātio, ōnis f [consecro] 1) освящение, посвящение (aedium, bonorum С); 2) провозглашение нерушимости (legis aut poenae C); 3) обречение (omnis с., quae offertur ab homine, morte morietur Vlg): с. capitis alicujus С обречение кого-либо на погибель, проклятие; 4) обоготворение, обожествление, причисление к сонму богов, апофеоз Su, Т; 5) магический обряд Tert, Lampr. [B.32]
|
||||||
Маг, греческое μαγοι происходит от зендского mog, mogbed или mobed. Mog значит священнослужитель на pehlvi или huzvâresh – языке, который заменил зендский язык в маздеизме в эпоху Сассанидов (Keukler. Zend-Avest. Anhang II, 3, §30). На зендском языке mèh, mah, произносимое megh, magh, значить «великий», «совершенный». (Anquetil-Duperron. «Zend-Avesta». T. II, стр. 555.) Тот же корень мы видим в халдейском языке – man – значит «могучий», «всеведующий» – см. Fabre d'Oliver. «Histoire Philosophique du Genre Humaine». Paris, biblio-theque Chacornac, 1910. Т. I. pp. 307-308. В. ШМАКОВ [B.24.1]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…четвёртая Амеша Спента – это «Хшатра Ваирийа» – «Власть Желанная». Власть над собой и демонами. Если Армаити – это покровительница земли и женщин, то Хшатра Ваирийа – покровительница мужчин, обладательница металлов, небесной тверди. Но это её побочные качества. Опять же Ньоли отмечает, что «Хшатра – это власть, которая приходит к человеку от состояния его Единства, Союза. Кстати «единство», «союз» на авестийском языке это «мага»: отсюда слово «маг» – «тот, кто устанавливает союз Божества и Человека на земле». Которое (единство) приходит к человеку от его или её состояния союза с божеством: особая власть, которая используется для того, чтобы покорить злые силы и установить власть Ахура Мазды». [P.125.483]
Dr. Paul Russell, University of Cambridge: «…языки, возникшие впоследствии на основе кельтского, дошли до нас в форме валлийского, корнийского (корнваллиский) и бретонского. Более отдалёнными его потомками являются ирландский, и в Шотландии гаэльский. …другой пример: «магос» – означает «правитель» или «лорд», валлийский «майл», по-ирландски «маль» – всё это слова однокоренные, родственные». [T.10.CCLXX.3]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Назвать африканского колдуна шаманом, конечно, тяжело, хотя общие черты есть. И там, видимо, правильнее говорить о колдунах. Иной раз говорят жрец, а вот это неверно, по-моему, потому что жрец – это уже более высокая стадия религии. Жрец служит одному Богу. И у жреца иной статус. Хотя откуда слово жрец, вы знаете? От слово «жрать». Жрец – это тот, кто первый ест от жертвы, которая божеству приносится. Слово «жрать» на старорусском языке означает вовсе не хавать с жадностью, как депутат Шандыбин, а означает служить. Когда в славянском изводе Библии сказано: «и жрете идолам и Ваалу», – это значит служите Ваалу и всяким там помельче. Жрец – это тот, кто первый вкушает. Кто первый вкушает от жертвенной трапезы». [B.141.3]
|
||||||
Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «…это официальный судебный документ. И в нём говорится как Тейе, дворецкий и казначей использовали магические заклинания и восковые фигурки, чтобы убить фараона Египта. Это совершенно уникально. Египтяне никогда не вели записи дворцовых интриг, но в этом документе детально рассказывается об одном из самых мрачных эпизодов в трёхтысячелетней истории Египта». В папирусе говорится, что они собирались начать с магии. В Древнем Египте все верили в волшебство, они пользовались им так же, как мы сейчас антибиотиками. Они считали магию самым сильным из имеющихся у них средств и использовали её ежедневно во всевозможных случаях. Когда фараон начинал битву, то делал маленькие глиняные фигурки врага, и затем разрушал их, чтобы обеспечить победу на поле боя. Но у магии была и тёмная сторона. И именно ею воспользовались заговорщики для убийства Рамзеса (Третьего). Дворецкий Байбак Амум помог достать магические восковые фигурки и заклинания, которые использовали для нейтрализации охраны дворца. Магия обладала такой силой, что при составлении судебного документа избегали записывать заклинания, чтобы не навлечь на себя злых духов. [T.12.XXVI.1]
|
||||||
Первый известный в истории самозванец. «День этот для персов – важнейший государственный праздник. Они совершают великолепное торжество, именуемое «Избавлением от магов». Геродот. 522-й год до нашей эры. Персидская армия под предводительством Камбиза уже более трёх лет находится в Египте. При отсутствии царя, смотрителем его дворца в Сузах назначен мидянин Патизиф. Камбиз и подумать не мог, что под маской верного слуги скрывается опасный заговорщик. Патизиф принадлежал к касте мидийских магов, а те мечтали о восстановлении независимости Мидии с того дня, как она была завоёвана персами. Чтобы свергнуть нынешнего царя, Патизиф решил прибегнуть к помощи своего брата, мага Гауматы. Он узнал, что по приказу Камбиза убит Бардия – брат правителя, народный любимец, а потому опасный конкурент в борьбе за царский престол. Самое удивительное, что маг Гаумата и правитель Бардия были похожи как две капли воды. Весной 522-го года до нашей эры в Персии произошёл переворот: Гаумата объявил себя Бардией. Он хотел быть царём, но в историю вошёл как первый самозванец. Народ охотно переходил на сторону нового царя. Хитрый маг разослал по всей территории Персии распоряжение. В нём говорилось о свободе от военной службы и от податей на три года. Эта мера возымела такой успех, что новый царь был признан Вавилонией, Мидией, Лидией и персами в Сузах. Гаумата, он же Бардия, в первую очередь решил укрепить царскую власть. Он лишил родовую знать всех привилегий, перенёс свою резиденцию из Персиды в Мидию, и приказал разрушить святилище персов – центры родовой культуры. Законный царь Камбиз, узнав о перевороте, поспешил вернуться в Персию, но погиб по пути из Египта при загадочных обстоятельствах. ЛжеБардия спокойно царствовал всего лишь семь месяцев. Сгубила его та самая знать, которую он старался полностью подчинить. Раздражённые его высокомерием, представители семи знатных родов организовали заговор. В тот день семь знатных персов во главе с Дарием, принадлежавшему к царскому роду Ахеменидов, прибыли в столицу. Им удалось выяснить то, что Гаумата тщательно скрывал, - когда-то по приказу правителя ему отрезали уши. У нового царя тоже не было ушей. Так они поняли, что на троне самозванец. Заговорщики ворвались в царские покои. Оба брата Патизиф и Гаумата пытались защищаться, но Дарий был сильнее. Всего через несколько минут братья пали замертво. Дарий, ставший персидским царём, велел высечь рассказ об этом на Бехистунской скале, по дороге из Тегерана в Багдад. Тот, кого Дарий попирает ногой, и есть ЛжеБардия. В последствие персы ежегодно отмечали эту дату, называя её «Днём избиения магов» – днём, когда был разоблачён первый в истории самозванец. [T.10.LI.12] * Smerdis, is m Смердис: 1) брат Камбиса, умерщвлённый по его приказанию Just; 2) самозванец Oropastes, выдававший себя ва убитого Смердиса («Лжесмердис») Just. [B.32]
На границе между Ираком и Ираном есть надписи, вырезанные в скале Бехистун. Shahrokh Razmjou, Director, Iranian National Museum: «В этой надписи царь Дарий оставил некую информацию об истории своего правления, и он был уверен, что никто из современников не сможет прочитать её на такой высоте: Дарий разговаривал с людьми будущего». [T.13.XXVIII]
|
||||||
…в Евангелии от Матфея. Он называет их не царями, а волхвами или магами. Это слово и определяет, кем они были на самом деле. Dr. Almut Hintze, University of London: «Изначально в греческом Ветхом Завете употребляется слово «МАГОИ», что означает МАГИ или ВОЛХВЫ. Затем переводчики заменили это слово, они не стали переводить его буквально, поскольку оно имеет негативный смысл и означает колдунов, обладающих сверхъестественными силами». Слово МАГОИ, ассоциирующееся с колдовством, стало производным современного слова МАГ или ВОЛШЕБНИК. Но для того чтобы определить истинную сущность волхвов, обратимся к отцу истории Геродоту. В Греции за 400 лет до рождения Иисуса Геродот описал магов как таинственное религиозное сообщество. Давным-давно они были жрецами и жили на берегах Каспийского моря, там, где сейчас находится современный Иран. Спустя столетия они стали религиозными властителями великой империи – древней Персии, – страны, лежащей на востоке от Израиля. За высокими стенами Вавилона маги были могущественной силой, они были лекарями и толкователями снов. Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «Для древних людей сны имели большое значение: они верили, что в снах с ними беседуют боги, что сны – предзнаменование будущего, и поэтому их должны трактовать только знатоки своего дела. Чем маги и занимались». Кроме того, маги были мастерами священных ритуалов, заклинаний и пророчеств. Они обладали способностями, за которые их уважали и боялись. Это может объяснить, почему позднее их ошибочно приняли за царей. Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «Их очень уважали. Они не были царями, но их очень высоко почитали. И они были самыми главными советниками царя». В Персии при королевском дворе они занимали видные посты. Основой их власти была таинственная религия. Маги являлись высшими жрецами древнего верования персиян – зороастризма. [T.13.XXXI]
volātica, ae f волхвование, колдовство Tert. [B.32]
|
||||||
В первой европейской Школе колдовства не учат летать на метле или пользоваться волшебной палочкой. Тем не менее учебное заведение обещает сделать из усердных студентов магов. Может показаться, что эта школа, расположенная в австрийском Клагенсрурте, занимается очковтирательством, но тот, кто мечтает стать соперником Гарри Поттера, будет разочарован: в учебном плане – сплошь научные дисциплины. Директор школы Андреас Старчел создал её для того, чтобы освободить магию от налета мистицизма: «Всё, чему учат и чему учатся в нашей школе, может быть доказано естественнонаучными и психологическими методами». Окончившим это учебное заведение присваивается титул «венефика», или «венефикуса» (в переводе с латинского – «маг»). Выпускники должны написать дипломную работу и сдать письменные экзамены по семи самым что ни на есть научным дисциплинам, среди которых поиск источников энергии в природе и управление ими, астрономия, ботаника, холитическое целительство, ритуальная магия. С. ЧЕЧИЛОВА [A.36]
| ||||||
…она протыкает язык хребтом ската, чтобы протянуть сквозь отверстие верёвку с шипами. Перед ней в керамической чаше горят полоски бумаги, пропитанные её кровью. Из поднявшегося дыма возникает образ Змея, из его рта выходит фигура предка. Текст выше содержит описание этого ритуала: «28-го марта 755-го года магией было вызвано видение Змея Яшно Чан – воплощение бога Кавил. Затем было вызвано видение предка Яш Чав Ин». Иероглиф для слова «Магия» – рука, держащая рыбу. Dr. David S. Stuart, University of Texas: «Идея в том, чтобы ухватить нечто ускользающее, дотянуться до иного мира, возможно, даже, загробного. Выхватить оттуда что-то и перенести в наш мир – вот что значит Магия». Благодаря иероглифам и рисункам стала понятна психология Майя. Dr. Michael D. Coe, Yale University: «Теперь мы увидели целостный образ Майя. Можно было взглянуть на рисунок Майя либо на надписи на вазах, и понять, чем именно занимались эти люди». [T.13.CI]
|
||||||
Маг одет в белые, слегка розоватые одежды с золотистым оттенком. * Цвет одежд Мага – эта цвет юности. Человек должен стремиться к тому, чтоб сердце его вечно оставалось юным; при всякой встрече в жизни, надо видеть в ней прежде всего хорошие стороны, так как если потом и наступит разочарование, оно никогда не в силах будет погубить уже полученное благо. Великий Маг – это наш старший брат. Было время, когда рождённая из Непорочного Света Божественная искра его лишена была пороков, но лишена была и мудрости, и его чистые одежды блистали как снег. Веками скорби, в годину печали, они поблекли, мрак окутал его, вся чистота и непорочность ушли в самую глубь его существа, жизнь же ещё не научила мудрости, – и был он чёрным. Но потеряв всё, растратив все свои богатства, он начал получать извне, начал воспринимать иные вибрации, начал поглощать их и претворять их в своё существо. И мрак стал просветляться, он насытился светом и стал вновь лучезарным, но свет этот стал уже не холодным, спокойным и белым; тысячелетия страданий своих и лицезрение страданий миллионов других существ согрели его сердце; свет стал тёплым, одежды Мага стали розовыми и вновь совершенными, как золото, мерцающее в их складках. [B.24.1]
καθαρίζω 1) очищать (τὸ ἐντὸς τοῦ ποτηρίου NT); 2) исцелять (λεπρούς NT); 3) перен. очищать, освобождать (ἑαυτὸν ἀπὸ παντὸς μολυσμοῦ NT). [B.169] κᾰθαρσιον τό 1) (sc. ἱερόν) очистительная жертва Aeschin.; 2) обряд очищения Her., pl. Eur., Plut. [B.169] κᾰθάρσιος 2 1) очищающий, отпускающий прегрешения (Ζεύς Her., Plut.; θεός Arst.): μολεῖν ποδὶ καθαρσίῳ Soph. прийти очищающей стопой, т.е. явиться во спасение; κ. φόνου Aesch. очищающий от (т.е. снимающий грех) убийства; 2) очистительный (φλόξ, προχύται Eur.; ἱερά Eur., Plut.): ὁ κ. μήν Plut. (у римлян) = mensis lustralis, sc. Februarius; 3) могущий быть искуплённым (αἷμα Aesch.). [B.169] κάθαρσις, εως (κᾰ) ἡ 1) очищение (αἱ τῆς ψυχῆς καθάρσεις Plat.): κ. ἀπόκρισις χειρόνων ἀπὸ βελτιόνων (sc. ἐστίν) Plat. очищение есть отделение худшего от лучшего; 2) культ. обряд очищения (ἔστι παραπλησίη ἡ κ. τοῖσι Λυδοῖσι καὶ τοῖσι Ἕλλησι Her.; ἡ σωτηρία διὰ τῆς καθάρσεως Arst.); 3) «катарсис», очищение, возвышение (τῶν παθημάτων, ἰατρεία καὶ κ., sc. τῆς ψυχῆς Arst.); 4) физиол. очищение, выделение (τῶν περιττωμάτων, καταμηνίων Arst.); 5) мед. (гнойное) выделение (φλεγματώδης Arst.); 6) мед. очищение, оздоровление (διὰ φαρμάκων Arst.). [B.169] |
||||||
Маг стоит, его правая нога выдвинута вперёд. Лоб опоясывает змея, кусающая свой хвост. Над головой виден знак бесконечности. Правая рука его высоко поднята к небу и держит золотой жезл… * …как Маг в иероглифе Аркана, быть вечно готовым ступить в борьбу, как застыл в своём движении Повелитель, наклонённый вперёд и выдвинувший правую ногу …левая рука Мага согнута в локте: это выражает готовность в любой момент реализировать скрытые в нём до поры до времени силы [B.24.1]
– Кто обучил тебя им? Птолемей улыбнулся. – Если бы со мной говорил император, – ответил он, – я сослался бы на длинную жреческую традицию, к которой отношусь по рождению. Но, поскольку со мной говорит просто искатель, скажу всё как есть. В молодости я много путешествовал по Египту и копировал рисунки в старых папирусах, а также положения статуй в храме. Странные и необычные позы определённо указывали на божественные состояния ума. Связь эта постепенно открылась мне в моих путешествиях и беседах с мудрыми. Теперь я учу специально достигать божественных состояний ума, принимая священные позы. * – Дышите медленнее… Хорошо. Теперь вытяните руки вниз и выставьте вперёд правую ногу, как бы делая небольшой шаг. Не сгибайте ногу в колене… Смотрите прямо вперёд. Вот так… Он показал. В нём и правда появилось что-то египетское и древнее – даже лицо втянулось и окаменело. Я видел такие статуи в Риме – весьма старые. Подобное положение тела не было особо неловким, но и удобным не казалось. Каково это, подумал я с усмешкой, быть гранитным истуканом и стоять в такой позе сто, двести, тысячу лет… Есть в мире вещи похуже римского цирка. * – Представь, друг, что ты стоишь в позе Рамзеса в самом центре мира. Увидь мироздание вокруг как прозрачную сферу, простирающуюся во все стороны бесконечно. Заполни её звёздами и планетами. Подумай о бесчисленных живых существах, видимых и невидимых, населяющих сферу сущего. Сколь различны их заботы и нужды! * – О чем ты думаешь, Маркус? – спросил через некоторое время Порфирий. – Доберусь до первого лупанара, – ответил я, – найму лучшую гетеру и поставлю её рамзесом. * Поужинав в пустом мансии, мы разошлись по своим комнатам. Перед сном я сделал упражнение «Рамзес», но в этот раз истины не узрел. Одно из двух – либо прав был Птолемей, либо боги наказывали меня за шутку про гетеру. В. ПЕЛЕВИН [B.51.32]
|
||||||