ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек). |
||||||
Magus: Атрибуты 3 Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты 3 ЧАША |
||||||
anancaeum, ī п (греч. «неизбежное») ананкей, большая чаша, которую нужно было осушать одним залпом, по другим — чаша рока (anancaeo bibere Pl). [B.32] * ἀνάγκη, дор. ἀνάγκα ἡ 1) необходимость, неизбежность: ὑπ’ ἀνάγκης Hom., Hes., Aesch., Soph., Thuc., ἀνάγκῃ Hom., Soph., Thuc., σὺν ἀνάγκῃ Pind., δι’ и ἐξ ἀνάγκης Soph., Thuc., Plat., Arst., πρὸς ἀνάγκην Aesch., Arph., Plut., Luc. и κατ’ ἀνάγκην Xen. в силу необходимости, поневоле; κατ’ ἀνάγκην ἐπιτελεῖν τι Polyb. выполнить что-либо во что бы то ни стало; εἴπερ ἀ. Hom. если необходимо; πᾶσα или πολλὴ ἀ. ποιεῖν τι Aesch., Soph., Her., Plat. крайне необходимо сделать что-либо; 2) предопределение (свыше), судьба, рок (ἀ. δαιμόνων и αἱ ἐκ θεῶν ἀνάγκαι Eur.): ἀνάγκῃ οὐδὲ θεοὶ μάχονται Simonides ap. Plat. с судьбой и боги не борются; 3) закономерность, закон (τῶν οὐρανίων Xen.): ἔγγραφοι ἀνάγκαι Plut. писаные законы; 4) нужда, потребность (γαστρὸς ἀνάγκαι Aesch.; ἐρωτικαὶ ἀνάγκαι Plat.); 5) мучительный труд, страдание, мучение (πόνοι καὶ ἀνάγκαι Eur.): ἕρπειν κατ’ ἀνάγκην Soph. влачиться с трудом; ὑπ’ ἀνάγκας βοᾶν Soph. кричать от боли; ἐν ὠδίνων λοχίαις ἀνάγκαισι Eur. в родовых муках; 6) принуждение, насилие: ἀνάγκῃ Hom. по принуждению; τὰς ἀνάγκας προσάγειν τινί Thuc. применять насилие к кому-либо; 7) (преимущ. pl.) меры принуждения, пытка: ἐς ἀνάγκας ἄγεσθαι Her. быть ведóмым на пытку; τὰ πρὸς τὰς ἀνάγκας ὄργανα Polyb. орудия пытки; 8) неодолимая сила доказательства, искусный довод (ῥητόρων ἀνάγκαι Anacr.); 9) кровная близость, родство Xen., Isocr. [B.169]
I caliculus, ī m [demin. к calix] 1) маленькая чаша, бокальчик, стаканчик Cato, CC, Pall; 2) ( = acetabulum ) присоска (у полипов) РМ. [B.32]
calix, icis m 1) кубок, бокал, тж. стакан, чаша (с. cristallinus Sen; calices siccare H, J): transeat a me c. iste впоследствии погов. Vlg да минует меня чаша сия; 2) горшок, миска Cato, Vr: stant calĭces — minor inde fabas, olus alter habebat О стоят (две) миски — в меньшей были бобы, в большей — зелень. [B.32]
cantharus, ī m (греч.) 1) большая винная кружка, чаша Pl, PM etc.; 2) род морской рыбы РМ; 3) чёрное пятно под языком у священного египетского быка Аписа РМ. [B.32] * κανθάριον τό кантарий, кубок Plut. [B.169]
caucus, ī m (греч.) чаша, кубок Treb, Spart, Hier. [B.32] * καυκίον τό кубок, чаша Anth. [B.169]
I obba, ae f 1) чаша (большая глиняная братина с широким дном для приготовления винной смеси) Vr, Pers; 2) кубок (с широким дном и узким горлышком) Tert. [B.32] II Obba, ae f Обба, пунический город близ Карфагена L. [B.32]
potērion, ī п (греч.) чаша, бокал Pl. [B.32] * ποτήριον τό чаша, кубок Her., Arph., NT. [B.169]
pōtōrium, ī n чаша для питья, бокал РМ. [B.32]
poto (или pōtum), … 2) поэт. жить, обитать, населять; 3) впитывать, всасывать…
II potio … 2) напиток: potione honoratus est Pt в награду ему была преподнесена чаша вина || лекарство, микстура; любовный напиток H; яд С, Q; бульон...
calathus, ī m (греч.; лат. quasillus) 1) корзинка, плетёнка (в форме раскрытой лилии) V, О, J etc.; 2) сосуд, чаша V, М etc.; 3) бот. чашечка (calathis virentia lilia cānis Col). [B.32] * κάλᾰθος (κᾰ) ὁ (ручная) корзина, плетёнка Arph., Arst. [B.169]
camella, ae f [demin. к camera] чаша, бокал О, Pt etc. [B.32]
capēdo, inis f [capio I] жертвенная чаша (с ушком) С (v. l.). [B.32]
capis, idis (acc. pl. idas) f жертвенный сосуд с ушком, чаша для жертвоприношений Vr, L. [B.32]
capula, ae f [demin. к capis] маленькая чаша с ушком Vr. [B.32]
catīnus, ī m 1) глиняная чаша, миска, блюдо Vr, Н, Ар: с. vitreus Su стеклянная чаша (для курений); с. saxorum PM скалистая чаша, т. е. грот, пещера; 2) плавильный тигель РМ. [B.32]
panaca, ае f кубок, чаша М. [B.32]
pōculum, ī n 1) бокал, чаша: eōdem poculo bibere погов. Pl пить из той же чаши, m. e. хлебнуть того же горя; 2) поэт. питьё…
scutra, ae f плоское блюдо или чаша Pl, Cato, Vlg. [B.32]
scutella, ae f [demin. к scutra] 1) чашка С; 2) блюдце Dig. [B.32]
spondēum, ī n (греч.) 1) чаша для возлияний Ар; 2) стихотворение, написанное спондеями С ар. Boët. [B.32] * σπονδεῖον τό спондей, чаша для возлияний Plut. [B.169]
I crātēr, ēris m (acc. ēra, acc. pl. ēras) (греч.) 1) кратер, большой сосуд, ваза для смешивания воды с вином Enn, V, С etc.; ковш Naev; сосуд для масла V, М; 2) бассейн для воды, водоём PJ; 3) вулканический кратер Lcr, РМ; вулканическая расселина, пропасть О, РМ. [B.32] III Crātēr, ēris m Чаша (созвездие) О, С, Vtr. [B.32] * κρᾱτήρ, эп.-ион. κρητήρ, ῆρος ὁ 1) кратéр, сосуд для смешивания вина с водой (из которого разбавленное вино разливалось в чаши): κρητῆρα κεράσσασθαι Hom. и κρατῆρα κεράσαι Plat., Dem. разбавить вино в кратере; 2) чаша для вина (πίνειν κρατῆρας Hom.): κρητῆρα στήσασθαι ἐλεύθερον Hom. поставить чашу свободы, т.е. пить в честь освобождения города от осады; 3) чаша, сосуд (вообще) (κρατῆρες πλέῳ γάλακτος Eur.): κ. κακῶν Aesch. чаша бедствий; 4) (тж. κοῖλος κ. Soph.) впадина, котловина Plat.; 5) кратер вулкана (οἱ ἐν Αἴτνῃ κρατῆρες Arst.). [B.169] * cyat(h)us, ī m (греч.) киаф: 1) небольшой кубок Pl, Ter, Vr, H,M; 2) ковшик, черпак, разливательная ложка, которой наливали вино из чаши — crater — в бокалы J, Su: ad cyathum statui H или stare Su стать виночерпием; 3) мера жидкостей и сыпучих тел = 1/12 секстария (0,045 л) Pl, H, PM etc. [B.32] * κύᾰθος ὁ 1) чашка, ковш, кружка Xen., Arst.; 2) медицинская банка Arph., Arst.; 3) киат (мера жидкостей и сыпучих тел, равная 2 κόγχαι или 4 μύστρα, т.е. 0.0456 л) Plut. [B.169] κυᾰθότης, ητος ἡ «чашность», т.е. общая идея чаши Diog.L. [B.169]
II absis (apsis), īdis (acc. īda) f (греч.) абсида (апсида), т. е. 1) дуга или полукруг (cubiculum in absida curvatum PJ); 2) астр. орбита: summa a. PM апогей; 3) архит. апсида, хоры Eccl; 4) (глубокая) чаша или миска Dig. [B.32] * ἁψίς, ион. ἀψίς, ῖδος ἡ (acc. ἁψῖδα и ἅψιν) 1) петля, очко (λίνου ἀψῖδες Hom.); 2) досл. обод колеса, перен. колесо Hes., Her., Eur., Plut.; 3) дуга (ἴριδος Arst.); 4) свод (ἡ οὐράνιος ἁ. Plat.); 5) диск: ἡ ἡμερία ἁ. Eur. солнечный диск; 6) ирон. сплетение (ἁψῖδες ἐπῶν Arph.). [B.169]
ὄνος ὁ и ἡ 1) осёл, ослица (βραδὺς ὥσπερ ὄ. Arph.; τῶν ὄνων ὑβριστότερος Xen.): ὄ. ἄγριος Xen. дикий осёл, онагр; ὄ. ἐν πιθήκοις погов. Men. осёл среди обезьян (о крайней неповоротливости); ὄνου σκιά погов. Plat. тень осла, т.е. сущий вздор, пустяки; ἀπ’ ὄνου πεσεῖν Plat. или καταπεσεῖν погов. Arph. свалиться с осла, т.е. потерпеть провал, «сесть в лужу»; καθῆσθαι ὄνον погов. Plat. сидеть ослом (о проигравшем участнике игры в мяч); 2) «ослик» (разновидность трески) Arst.; 3) мокрица Soph., Arst.; 4) тех. ворот, лебёдка Her.; 5) верхний жёрнов (ὄ. ἀλέτης Xen.); 6) кубок, чаша Arph.; 7) астр. Ослы (звёзды γ и δ в созвездии Рака): ὄνων φάτνη Theocr. Ясли Ослов (звёздное скопление между звездами γ и δ в созвездии Рака). [B.169]
bascauda, ae f (брит.) металлическая чаша, полоскательница М, J. [B.32]
|
||||||
medicāmen, inis n [medico] 1) лечебное снадобье, целительное средство, лекарство (violentum С; salutare, salubre Dig): m. ad aliquid Dig средство против (для) чего-либо; 2) красящее вещество (m. croceum Lcn); 3) отрава, отравленный напиток, яд (vis medicaminis Т); 4) магическое средство, волшебный напиток О; 5) притирание, краска, румяна, косметическое средство (m. faciei О); 6) приправа Col, PM. [B.32]
medicāmentum, ī n ( = medicamen ) 1) лечебное средство, лекарство (m. salubre С); 2) средство, облегчение (m. doloris, laborum С); 3) яд (medicamento sagittas tingere PM); 4) любовный напиток, приворотное зелье (m. amatorium Su); волшебное питьё (medicamento ex sene adulescentulum facere Pl); 5) красящее вещество С, Sen, PM; 6) косметическое средство, притирание (candōris et rubōris С); 7) приправа (vini Cato, Col). [B.32]
ἄγγος, εος τό 1) сосуд, кувшин, жбан Hom., Hes., Eur., Her.: ἀφειδὲς ἄ. Anth. переполненный сосуд; 2) чаша Eur.; 3) корзина, ящик, сундук Soph., Eur., Her.; 4) погребальная урна Soph.; 5) пчелиная ячейка: ἄγγεα κηροῦσθαι Anth. строить ячейки из воска. [B.169]
ἄλεισον (ᾰ) τό чаша, кубок Hom. [B.169]
ἀμνίον τό 1) чаша для жертвенной крови Hom.; 2) анат. амнион, зародышевая оболочка Emped. [B.169]
βατιακή ἡ чаша, кубок Arst. [B.169]
γαυλός ὁ 1) подойник Hom.; 2) ведро Her.; 3) чашка Theocr.; 4) пчелиный улей Anth.; 5) Plut. = γαῦλος. [B.169]
δέπᾰς τό (только nom.-acc. dat. δέπαϊ, δέπαι и δέπᾳ; pl.: nom.-acc. δέπᾰ, gen. δεπάων, dat. δεπάεσσι и δέπασσι) кубок, чара, чаша… [B.169]
πρόχοος, стяж. πρόχους ἡ (dat. pl. πρόχουσι - v.l. Eur. πρόχοισι) сосуд, кружка Hom., Hes., Soph., Eur., Arph., Xen. [B.169]
ψυκτήρ, ῆρος ὁ сосуд (для охлаждения вина), чаша Eur., Plat., Plut. [B.169] ψῡχ-ᾰγωγέω 1) (о Гермесе) вести души усопших (в царство теней) (τῷ Πλούτωνι Luc.); 2) вызывать души чарами: τοὺς τεθνεῶτας ψ. Plat. вызывать души умерших; 3) обольщать, очаровывать, пленять, увлекать (πολλοὺς τῶν ζώντων Plat.; τοὺς ἀκούοντας Isocr.): ψ. τινα διά τινος Xen., Diod. или ἔκ τινος Sext. услаждать (пленять) кого-либо чем-либо; ἐψυχαγώγησάν τινα ὥστε συναποχωρῆσαι μεθ’ ἑαυτῶν Polyb. они соблазнили кое-кого отправиться вместе с ними; ψυχαγωγεῖσθαι ὑπό τινος Plat., τινι Dem., ἐπί τινι Diod. и ἔν τινι Luc. увлекаться (развлекаться, пленяться) чем-либо. [B.169] II ψῡχᾰγωγός ὁ психагог, чародей, вызывающий души из царства теней Eur., Plut. [B.169]
|
||||||
На столе стоит чаша из чеканного золота, совершенно почерневшего от времени. [B.24.1]
Чем дальше мы вели раскопки строений слоя VII, тем более поражались характеру обнаруженной здесь керамики. Прежде всего, традиционная расписная посуда, характерная для слоев XIV – VIII теперь полностью исчезает; мы не нашли ни одного раскрашенного сосуда такого типа. Справедливо утверждение, что во времена процветания страны искусство керамики обычно отходит в тень: богачи предпочитают ставить на стол посуду из бронзы, серебра и золота, а не старые глиняные сосуды, и посуда, которая долгое время считалась в Алалахе предметом роскоши, могла выйти из моды, когда Ярим-Лим стал царём. Но в данном случае дело обстояло не совсем так. Леонард Вулли [B.156.2]
|
||||||
Некоторые выражения, состоящие из чисто греческих слов, по большей части образные, представляют собой, как полагают, буквальный перевод семитических выражений и в таких сочетаниях были чужды грекам, например, … ποτήϱων «чаша» (в образном смысле), Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]
|
||||||
В XII-м веке вся Франция оказалась охвачена духом волшебных приключений. О волшебстве пели трубадуры, поэты слагали эпические сказания об отважных рыцарях. Рассказывали о юноше Парсифале, который отправился за магическим сосудом. Путь к бесценному предмету был усыпан опасностями, но тот, кому удастся завладеть им, обретёт Божью милость, здоровье и счастье. Это история о легенде, в основу которой легли мечты… Это история об одержимости идеей найти самое драгоценное сокровище – заполучить Святой Грааль. История Грааля окутана множеством тайн. Одни авторы описывают его как волшебное блюдо, которые может дать любую еду. Другие считали, что это святящийся камень. Но позднее люди верили, что это Чаша, наполненная кровью Христа. Единственное, что можно сказать о Граале, – что это сосуд, ёмкость, наполненная чем-то очень важным, обладающим силой. Возможно, поэтому люди так стремились его заполучить. Грааль – совершенная загадка. Истории о Граале сходятся в одном: только герой с чистым сердцем, который сумел искупить все свои грехи, достоин им обладать. Единственный способ проникнуть в суть природы Святого Грааля – понять, что за эпоха его породила. В XII-м веке мы не знаем никого, кто верил бы в существование Святого Грааля. Но это было время походов, когда крестоносцы отправлялись освобождать святую Землю от засилья ислама. Они надеялись вернуть утраченные реликвии и обрести искупление. Тогда-то и начались первые попытки найти легендарный Святой Грааль. В центре сумбурной эпопеи со Святым Граалем стоял сильный отважный и целеустремлённый рыцарь Средневековой Европы – Король Англии и Франции Ричард Первый – Ричард Львиное Сердце. Дух времени наряду с легендами о Святом Граале сподвигли Ричарда на реальный поход. Сама его жизнь стала подобием образца настоящего искусства. Легенда о Граале вошла в жизнь Ричарда в результате довольно странного совпадения. Первая легенда о Граале принадлежала перу поэта, который останавливался в замках, где прошла юность Ричарда. Его звали Кретьен (Chrétien de Troyes). Кретьен создал эпическую историю о мальчике по имени Парсифаль, который отправился в нелёгкий путь на поиски Грааля. Проходя через трудности и испытания, Парсифаль учился рыцарскому искусству, и, в конце концов, превращается в истинного рыцаря. Такой путь к рыцарству избрал для себя и Ричард Jonathan Riley-Smith, Professor of Ecclesiastical History, Cambridge University: «…они утратили пещеру, в которой погребли Христа, и где произошло Воскрешение. И лишились кусочка дерева, по которому стекала его кровь после распятия. Поиски Грааля были тесно связаны с надеждой вернуть утраченное. В 1187-м году именно легенды вдохновили христиан на походы, которые привели к огромным потерям». Легенда о Святом Граале стала великим мифом крестоносцев. Равно как Парсифаль стремился найти Грааль, так и Ричард намеревался вернуть утраченные реликвии Святой Земле. Это был поход, приближающий к Богу. О Ричарде Львиное Сердце ходили легенды. В то же время Европа наполнялась сказаниями о Святом Граале. Когда умер Ричард, один из германских поэтов создал, возможно, величайшую из легенд о Граале. Его звали Вольфрам фон Эшенбах (нем. Wolfram von Eschenbach). История называлась «Парсифаль». Среди прочих легенд о Граале, его история осуждала идею Крестовых походов. Вольфрам написал гимн о веротерпимости между христианами и мусульманами. Очищение, обещанное Граалем, достигалось через духовную любовь. К несчастью это было не в духе тех времён. Легенд о Граале становилось всё больше, росла аи религиозная непримиримость. По всей Европе шли репрессии. Michel Roquebert, Medieval Historian and Author: «Всё очень просто! Церковь устраивала представления, где рассказывалось о походах и приключениях, в основе которых лежала идея поднятия рыцарей-христиан на борьбу с язычниками, евреями и еретиками». Иудеи и еретики по всей Европе стали мишенями крестоносцев, Святой Грааль стал их символом. Эшенбах говорил о чистоте духовной, в реальности же подразумевалась чистота рас и религий. Так в почву попали первые зёрна инквизиции. Prof. Jonathan Riley-Smith: «Священная война, неважно, мусульманская или христианская, всегда обернётся против тех, кто её начал. Народ, который отчаялся победить врага на его территории, начинает искать цель в своём собственном обществе, оправдываясь идеей религиозного очищения, и обращается сам на себя». Грааль – заветный плод блаженства. Он таит в себе все блага и прелести Небесного Царства. [T.17.I.3]
Александр ОРИШЕВ, доктор исторических наук: «…мы говорим с вами о Чаше. Согласно христианской традиции самое главное, по сути, это даже не Чаша, а самое важное то, что в неё наливают». [T.10.CLXXX.10]
|
||||||
Согласно мифу, в Чаше Грааля хранится кровь Христа. И некоторые нацисты полагали, что по ней можно будет проследить генетическую связь между арийским народом и Сыном Господа. Prof. Nicholas Goodrick-Clarke, University of Exeter: «Чаша Святого Грааля была окутана тайной, потому что всегда несколько выбивалась из ортодоксальной христианской традиции. Она символически изображала кровь, изображала чистоту крови. Это мог быть древнеарийский символ. Спилберг изображал нацистов как злодеев, которые стараются заполучить традиционные инструменты власти, то есть священные реликвии, чтобы заполучить власть над Миром: Я не думаю, что Гитлер интересовался реликвиями, во многих отношениях он был модернистом. Он хотел создать новую Германию такой, каким был Новый Рим. С другой стороны Гимлер – его великий адъютант, – если хотите, действительно увлекался различными новоязыческими и мистическими вещами. Гимлер был неординарной личностью, в нём сочетались бюрократическая жестокость, педантизм мелкого школьного учителя, и, в то же время, невероятная жестокость. Так что получается примечательный персонаж: умелый, педантичный, прекрасный администратор, обладающий огромной властью. В 35-м году Гимлер создал подразделение СС «Аненербе» (Ahnenerbe), что переводится как «Наследие предков». Это была академия СС, призванная узаконить исследования археологии и древней истории национал-социалистов. Как инструмент нацистской культурной политики, он должен был придать некоторую респектабельность нацистской науке и учёным. Говорят, что в Зале Грааля (Вевельсбург – Wewelsburg) был расположен сияющий кристалл. Каменный Грааль был символом связи между Приходящим миром, в котором обитаем мы и трансцендентным миром над нами. Грааль – это единственный предмет, попавший к нам из иного мира». [T.4.XXV]
Jean Markale, author: «…у друидов было духовное восприятие мира. Они верили в жизнь после смерти в Ином мире, и именно поэтому значительная часть кельтов очень легко восприняла идеи христианства. На самом деле многие друиды начали проповедовать новую религию». Уникальное кельтское христианство процветало до раннего Средневековья. Позднее оно было жестоко подавлено католичеством. Jean Markale, author: «Поиски Грааля – это своеобразный Путь к Просветлению, он символизирует возвращение к самым древним архетипам – ранним образцам мифологии. Это приключенческая история. У нас есть мифологический герой, он отправляется в путь, чтобы вернуть утраченный артефакт, который скрыт где-то на Краю Света – либо на острове посреди океана, либо в глубине тёмного леса. Такова история Геракла, Ясона, Орфея, аргонавтов. Эти образы запечатлены в коллективной памяти человечества. «Поиски утраченного» – плоды «коллективного бессознательного». Как повествуется в романах о Круглом столе, в поисках Святого Грааля рыцари отправились навстречу приключениям. Но, в значительной степени, это был внутренний поиск: в своих поисках рыцари доходили до своей сокровенной сути, и вновь обретали смысл жизни. Они стремились найти истину внутри себя, ибо мир вокруг рушился, разваливаясь на части. Именно поэтому искатели Грааля должны быть чисты душой. Лишь тот, кто способен сбросить узы этого мира, может найти путь в сказочный замок. Именно там хранится священный сосуд. Это сокровище многие искали, но мало кто нашёл». Этот поиск стар, как само человечество: грааль короля Артура вполне мог появиться ещё в дохристианскую эпоху, – в те времена, когда кельтами правили друиды. Jean Markale, author: «Одним из их волшебных предметов был котёл. По легенде его принесли с островов, которые находятся на Крайнем Севере. Для тех, кто этого заслуживал, котёл становился неистощимым источником пищи. Считалось, что он может дарить Божественное вдохновение, воскрешать мёртвых. Усопших клали в котёл, и они оживали. Это был прототип грааля – волшебного сосуда, который мог воскрешать мёртвых. Источник Барентон (Barenton) – это родник, благодаря которому идёт дождь. Он символизирует воду, которая дарит жизнь и изобилие. Источник имеет женскую природу – это свидетельствует о том, насколько важны были в кельтском мире женские божества. Богиня воды – это фея Вивиана. По легенде здесь, у источника Барентон её встретил Мерлин. Также Вивиана – владычица озера, она поддерживает связь, которая возникает на плодородной почве. Женщина даёт жизнь, её символизирует вода. Так же тепло и энергия – её символизирует свет Солнца. Видите, как всё трансформируется с граалем: это сосуд, который хранит женщина, в нём содержится напиток вдохновения, бессмертия, мудрости, лекарство от всех болезней – в представлении христиан это кровь Христа, для язычников – это влага, сочащаяся из земли. Всё это воплощает один и тот же символ. Моргана, Мать-земля, Мать-Богиня, Хранительница тайн прошлого: люди не были достойны обладать такой властью, таким знанием. Она – Мать-Богиня, которая любит и питает своих детей. Это миф, возникший в незапамятные времена. Этот миф был почти утрачен, но он вернулся в пересказе кельтских поэтов. Опять же, позднее он был заимствован для христианского образа Грааля. По этой причине легенда не утратила своего значения и по сей день: мы не можем забыть, что для нас значит Великая Мать дохристианских времён – это первобытная богиня, которая дарит нам знание о нашей смертности». …каждый год много тысяч человек посещают пещеры и замок Монсегюр. Их привлекают не фантазии нацистов: люди пытаются соприкоснуться с верой, которую стёрли с лица земли. Многие просто ищут себя, хотя некоторые всё надеются найти Грааль. Walter Birks, historian: «Люди были готовы копать повсюду. обычно они получают обнадёживающую информацию «где копать» из какого-нибудь сверхъестественного источника. Грааль – это не материальный объект, который можно «откопать» – на самом деле это символ возможности впитать в себя нечто Божественное. Очевидно, если мы не прочувствовали Божественное, мы не сможем это впитать: оно будет ограниченно нашими возможностями или, символически, – Чашей. Она может удержать лишь часть Божественного света. В действительности поиски Грааля – это «поиски внутри себя». [T.23.IX.4]
|
||||||
«Когда Парсифаль проснулся, замок был пуст, Грааль исчез». Начались поиски, до сих пор вдохновляющие писателей и создателей фильмов. Грааль – это предмет утвари, но скоро он стал ГРААЛЕМ с большой буквы, – Чашей, из которой пил Иисус Христос. [T.4.XXX.1]
Из всех историй реликвий эта, пожалуй, наиболее запутанная. И всё же её важность не поддаётся сомнению. Речь идёт о Святом Граале – легендарном потире с Тайной Вечери Иисуса и его апостолов. Richard Barber, writer, prominent British historian: «На столе стояли всего две вещи, так сказать чаша и блюдо, – тарелка, – из которой ели. Позже эту чашу стали называть Потиром. Это настоящие священные реликвии». История Потира невероятно длинна и запутанна. Традиции устного фольклора значительно приукрасили реальность, в результате факты и вымысел безнадёжно перемешались. Пронизанные романтикой рассказы о том, как рыцари сражались, защищая Святую Землю, в основном сочиняли поэты. Самые популярные истории о Граале собрал в Книге сказок народов Германии и кельтов сэр Томас Мэлори. Они были изданы в 1485-м году и рассказывали историю короля Артура и рыцарей Круглого Стола. Dr. Antonio Lombatti, Centro Studi Medievali, Pontremoli, Italy: «Святой Грааль – это, прежде всего, символ. Символ вечного поиска веры, поиска Бога, это гораздо больше чем просто реликвия». Изучение христианских реликвий имеет глубокий смысл в независимости от их подлинности. Человек по своей природе склонен искать связь с Божественным Началом. И те позывы, что заставляют людей тянуться к духовному развитию, вселяют в духовные артефакты частицу истинной веры. [T.11.VI.4]
|
||||||
…учёные считают, что Святой Грааль – это миф, созданный в тринадцатом веке, который повествует о Чаше, из которой Христос вкушал на Тайной Вечери. Слово «Грааль», как считается, производное от греческого слова «Кратер», обозначавшего чашу. (от др.-греч. κρατήρ «кратер, сосуд для смешивания вина с водой; чаша», далее из κεραννύω «смешивать») Margaret Starbird, BA and MA University of Maryland, Author «Woman with the Alabaster Jar»: «Большинство людей считают, что Грааль – это сосуд или чаша, в которой была когда то кровь Христа. Но есть древнее слово – фонетическое производное от французского «Sangraal», что переводится как «Святой Грааль»: «San-graal» – Грааль идёт вторым словом. Но если разделить те же восемь букв после «g», получится «Sang-raal», что на древне-французском означало «Королевская кровь» или «Королевская линия». Но Королевскую кровь не переносят в кувшине с крышкой – она течёт в венах ребёнка». Но это мнение было подвергнуто сомнению. (Prof. Diarmaid MacCulloch, University of Oxford?): «Как только легенды перепутываются, конечно, возникает множество интерпретаций. Замена языка с французского на английский в конце Средневековья создаёт одно из самых крупных заблуждений. Томас Мэлори создаёт свою версию похождений короля Артура и в историях про Грааль пишет его в одно слово «Сангреаль», иногда с двумя «л» на конце. Но разделение этого слова, при котором «Sangraal» означает «Королевская кровь» – это интересное усовершенствование, и оно относится к периоду после Средневековья». [T.21.XLVII.9]
|
||||||
Walter Donovan: «Он должен быть из чистого золота» Grail Knight: «Конечно. Это же кубок плотника» [T.24.VI]
…это центр Старого города Иерусалима. Prof. James D. Tabor, University of North Carolina at Charlotte: «Мы проводим тут раскопки около десяти лет и сейчас уже спустились к нижним уровням здания дома, принадлежавшего очень состоятельному священнослужителю». На месте раскопок группа археологов начала находить предметы времён жизни Иисуса. Prof. James D. Tabor: «Дом был переполнен артефактами того периода. Мы нашли сотни монет, мы даже нашли монеты Понтия Пилата, который служил римским наместником в Иудее во времена Иисуса Христа. Мы так же нашли каменные чаши – это прекрасная посуда римского периода. Теперь каменные чаши более дорогие, а тогда они служили символами ритуальной чистоты». Иудейские традиции запрещали пить из деревянных сосудов, впитывающих жидкости. Rev. Robin Griffith-Jones, Master of the Temple Church: «Древние правила исключали пользование пористым материалом, чтобы не допустить ритуального осквернения и нечистоты, поэтому чаши нельзя было изготавливать из дерева или неглазурованной керамики, дабы не допустить ритуальной скверны. Камень возможно, или же нечто металлическое, или, в конце концов, некий полудрагоценный материал». [T.10.DLXXVII.3]
Dr. Shimon Gibson, archaeologist, W. F. Albright Institute of Archaeological Research: «Очевидно, что верхняя и нижняя части чаши были созданы в разное время. Известно, что нижняя часть была сделана в Средние века. Но стиль самой чаши вполне похож на римский: окаймление у края чаши, широкое плоское дно (11 kB) – всё это весьма типично для меловых чаш, которые производились в Иерусалиме во времена Иисуса». На полотнах, посвящённых Тайной Вечери, Грааль обычно изображён либо сделанным из ценного металла, либо деревянным. …это единственная, найденная в Иерусалиме, целая обрядовая чаша времён Иисуса. На ней высечены слова молитвы. (28 kB) Dr. Shimon Gibson, archaeologist, W. F. Albright Institute of Archaeological Research: «Находка этой чаши вызвала большой ажиотаж. На ней высечена надпись «Адонаи шабди», что означает «Господи, я вернулся» или «я пришёл». (30 kB) В первом веке чаши часто изготавливались из камня. Дело в том, что в то время людей очень заботила религиозная чистота, и особенно в Иерусалиме, который считался Городом Бога. Камень был предпочтительнее, чем стекло или керамика, потому что в отличие от них он является природным материалом. Удивительная находка. Всегда интересно находить такие вещи». Чаша из Валенсии совсем не похожа на Чашу из Иерусалима, однако она напоминает другие каменные чаши того периода. Чаша из Валенсии сделана из агата. Сегодня агат везут в Израиль из Египта, очевидно оттуда же он поставлялся и в древности, когда Иерусалим был крупным торговым центром. Однако агат – это полудрагоценный камень – не совсем понятно, что Иисус и его ученики могли делать с такой дорогой чашей. Dr. Shimon Gibson, archaeologist, W. F. Albright Institute of Archaeological Research: «Многие люди не понимают, что для Тайной Вечери Иисус снял в Иерусалиме комнату. Поэтому кажется вполне очевидным, что чаша и всё остальное, чем они пользовались во время трапезы, принадлежало хозяину дома. В те времена чаши из агата нередко входили в обеденные сервизы». [T.21.XLVII.1]
( אֲד۬נָי ) [’ădōnāy] Господь ( שָׁב ) вернуться (возвращаться) [B.18] (из плена) |
||||||
…на острове Искья в Неаполитанском заливе был найден ещё один артефакт, это так называемый Кубок Нестора, датируемый восьмым веком до нашей эры. На нём начертано стихотворение, на греческом языке с использованием алфавита. Prof. Irene Lemos, University of Oxford: «Здесь сказано: «Я – кубок Нестора. Пить из меня – радость. Каждый, кто пить соберётся из кубка этого мужа, пленником станет прекрасноувенчанной, о Афродита!» Финикийцы в поисках богатств, плавали повсюду, но неосознанно, как пчёлы, пыльцу они переносили и семена цивилизации, и больше всех выиграли от этого греки. [T.13.CX.2]
Prof. Greg Woolf, UCLA: «Это не очень большой остров, но по меркам древности – это удивительное место. Ничего подобного больше не было на Средиземноморье в то время». Археологи могут определить численность населения по захоронениям. В этих захоронениях можно найти разные артефакты, и не только из Средиземноморья. Чашу VIII-го века, которую называют «Чаша Нестора», нашли в могиле мальчика. Надпись на ней – это первый пример алфавитного греческого письма. [T.13.CXXI.1]
|
||||||
Заведомо извинимся перед читателем за рискованные аналогии и обратимся к шумерам: более никто не придавал такого значения металлическому сосуду в погребальном обряде. Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребениях чаша находится у руки покойника, чем и выделяется из среды других (неметаллических) сосудов. Как бы подчёркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд. По сообщению Низами, кочевые тюрки до принятия мусульманства поклонялись бабе с чашей как божеству. Шумерский иероглиф – солнце, перейдя из графического символа в скульптурное воплощение, стал чашей. Опрокинутая чаша – ночь, тьма, «купол неба со звёздами». Опрокинутая чаша – смерть – и полная чаша – жизнь, воскрешение – эти две метафоры легли в основу формулы шумерского погребального обряда. Ночной знак гиперболизовался в купольный склеп. Звёзды натурализовались в драгоценные сверкающие бусины, которыми усыпали покойника. В руки или у изголовья устанавливали полную чашу – гарантия воскрешения. Эта традиция осыпания «звёздами» сохранялась долго, да средних веков нашей эры. О. СУЛЕЙМЕНОВ [A.296]
…центральной иконой является «Неупиваемая Чаша». Пресвятая Богородица явила свою икону в то время, когда лучшие умы Государства Российского были озабочены разгулом русского пьянства. Уже с начала девятнадцатого века в стране началось заводское изготовление спирта. На смену пиву, браге, медовухе пришла водка. Знаменитый психиатр Иван Алексеевич Сикорский поставил тогда неумолимый диагноз: «Раньше было пьянство, а с девятнадцатого века начался алкоголизм с его неизбежными последствиями». В двухтомнике известного духовного писателя девятнадцатого века Евгения Поселянина, в котором есть описание почти девятисот чудотворных икон Богородицы, «Неупиваемой Чаши» мы не найдём. Отсюда следует, что до революции официального общецерковного празднования этой иконы установлено ещё не было, но рассказы о чудесных исцелениях передавались из уст в уста: народ сам прославил святыню и тянулся в Серпухов со всех концов России. [T.10.CCCXX.2]
|
||||||