ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек). |
||||||
Magus: Шаманы Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты |
||||||
larvo, —, ātum, āre [larva] околдовывать Ар. [B.32] * larvātus, a, um [larva] одержимый злым духом, бесноватый, заколдованный Pl. [B.32] * larva, ae f [предпол. одного корня с lar] 1) злой дух; привидение Pl, Sen, Ар etc.; 2) костяк, скелет Pt; 3) маска, личина Н, Pt; 4) бран. рожа, образина (loquěre, l.! Pl). [B.32] * larvālis, e [larva] похожий на привидение (forma Ар; habitus Sen): simulacrum larvale Amm призрак. [B.32]
daemōn, onis (acc. ŏnem и ŏna; acc. pl. ŏnes и ŏnas) m (греч.; лат. genius) 1) демон, дух, гений (daemones sunt genere animalia, corpore aëria, tempore aeterna Ap); 2) демон, злой дух, бес (Satanas princeps hujus mali generis, sc. daemonum Tert). [B.32] * I daemoniacus, a, um [daemon] демонский, бесовский Eccl. [B.32] II daemoniacus, ī m одержимый бесом Eccl. [B.32] * daemoni-cola, ae m [colo II] почитатель демонов, т. е. язычник Aug. [B.32]
volātica, ae f волхвование, колдовство Tert. [B.32]
|
||||||
Шаманизм – то есть взаимодействие человека с потусторонним миром с помощью специальных техник – был, так или иначе, присущ большинству народов Земли. Так считают историки. После распространения христианства, а потом ислама, шаманизм оказался вне закона и сохранился только в отдалённых уголках мира среди народов, ведущих традиционный образ жизни. Интерес к шаманизму возрождается в шестидесятые годы двадцатого века, когда европейское общество начинает искать новые пути духовного развития. На этой волне культурным героем становится Дон Хуан – шаман из Мексики – чьи практики были описаны антропологом и этнографом из Лос-Анжелеса Карлосом Кастанедой. Сегодня практики шаманизма вызывают всё больший интерес у европейцев: им посвящены научные исследования и множество документальных фильмов. [T.10.LI.70]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Шаман – слово алтайское. Шам, он же кам, отсюда слово «камлать». «Кам» означает «слуга бога» или богов. На то, кто может богам служить, разные народы смотрели по-разному. Большинство народов полагали, что шаманом может быть только мужик. Он может быть женат. И у него могут быть сыновья, которые могут ему наследовать, а могут и нет». [B.141.3]
|
||||||
Шаманизм тема всем интересная, но малознакомая. Истинный шаман отличается от нас непосвящённых тем, что в совершенстве владеет техникой экстаза, умеет вызвать и направить его на выполнение конкретной задачи. Как он этого достигает? С помощью специальных дыхательных упражнений, музыки или зелья – не имеет значения, – важен конечный результат. Шаман должен удовлетворить чаянье своих соплеменников, будь то прекратить засуху, найти оленя, вылечить человека или очистить помещение от воздействия черных сил. * В некоторых словарях слово «шаман» переводится как «мудрый человек» или «тот, кто знает», но это весьма неполное определение, более точно это «тот, кто познал экстаз», так как именно экстатические переживания отличают шамана от простого человека. Экстаз – от греческого «экстасис» – «во вне», возвышенное состояние сознания при котором человек как бы оказывается вовне себя, выходит за пределы своего «Я». Художник в творческом экстазе создаёт гениальные произведения, композитор сочиняет великую музыку, пророк в состоянии экстаза буквально становится рупором Бога, который вкладывает в его уста слова, исполненные высшего смысла. Шаманы – загадочные мудрецы нашего столетия – посредники между нами, людьми, и миром духов. В своей работе «Путь Шамана» знаменитый американский антрополог Майкл Гарнер утверждает, что слово «шаман» происходит из языка тунгусов северо-восточной Сибири. Его первоначальное значение можно перевести как «работать с теплом и огнём», «нагревать» или «сжигать». А применительно человеку можно истолковать как «преобразователь энергии». Да и нам, простым смертным, при определённых усилиях, возможно приблизиться к высшему знанию, познать творческое вдохновение. * Зародившись в глубокой древности, шаманизм, с течением времени, претерпевал изменения: иначе быть не могло. В мире многое менялось, шаманизм постепенно утрачивал одну функцию за другой, особенно хорошо это стало заметно с появлением новых религий. Фигура шамана отодвигается на периферию религиозной жизни общества. Например, уже Зороастризму, появившемуся в середине второго тысячелетия до нашей эры, он неизвестен. Среди индуистов действует множество шаманов, но они не включены в религиозную систему. Линия исторического развития вела к сужению сферы деятельности шамана. И сегодня шаман значительная фигура лишь у тех народов, у которых традиционный уклад жизни не разрушен натиском современной цивилизации. У разных народов различные критерии для того чтобы признать человека шаманом. В большинстве случаев это звание передаётся по наследству, от отца к сыну или через поколение, от деда к внуку. Но случается, что шаманов избирают, и он обязан, даже вопреки своему желанию, подчиниться коллективной воле. Бывает, что истинное призвание приходит к будущему шаману через состояние близкое к смерти. Это может быть удар молнии, падение с огромной высоты, смертельно опасная болезнь – в любом случае пережитый стресс влечёт за собой сильнейший психологический кризис. Будущий шаман обязан исцелить себя, тем самым доказав, что он сможет исцелять других. В последние годы библиография по шаманизму невероятно увеличилась, однако, не смотря на то, что речь идёт о хорошо известном явлении, шаманов продолжают путать с колдунами, вещунами, целителями и медиумами. Но что же такое, строго говоря «шаманизм»? Пожалуй, лучшее определение принадлежит Мирче Илиаде. По его определению шаман – это человек способный по собственному желанию покидать тело и свободно двигаться в нефизических мирах, включая даже Рай и Ад. Знания, приобретённые в этих путешествиях и в общении с обитателями других реальностей, дают шаману возможность лечить людей и узнавать их прошлое и будущее. Именно эта способность к экстатическому путешествию делает его шаманом, от слова «саман» – из тунгусского языка. Следовательно, шаманизм – это техника экстаза, ряд действий и процедур, необходимых для контроля над магическим полётом. Довольно часто способность к шаманизму переходит по наследству, но бывает и по другому – добровольное превращение в шамана происходит во многих культурах, в том числе и у народов Алтая. Путешественник Кнут Расмусан оставил нам эмоциональный рассказ о том, как один из шаманов эскимосов совсем неожиданно достиг своего комане, вспышки, просветления, позволяющего шаманам различать духов. «Безо всякого повода всё вокруг изменилось, и я почувствовал огромную неописуемую радость, – рассказывал шаман. Это был ураган, который не вмещался во мне и прорывался в песню из одного лишь слова радость. Хотелось кричать изо всех сил, а затем в таинственной экзальтации, которая меня охватила, я превратился в шамана. Сам не знаю, как это произошло». В тех случаях когда шаман умирает, не оставив приемника, уже сама община ищет человека, который имеет необходимые для этой должности черты. Известна так же и другая форма обращения в шамана, так называемое спонтанное обращение, чему зачастую способствует удар молнии, ожог и даже нападение животного. Быть шаманом вовсе не сладко, он слышит голоса, к нему приходят видения духов и покойников. Иногда он удаляется в лес и питается одними травами или мясом зверей, которых сам поймает. В его снах ему являются предки, чтобы затащить его в подземный мир, где его часто мучают. Николай НЕПОМНЯЩИЙ, писатель-этнограф: «Дело в том, что, во-первых, шаманизм он распространялся всё-таки из каких-то определённых центров. Было несколько центров в старом свете, откуда шаманы, их искусство пошли через большие очень пространства, через Берингов мост, тогда ещё не было пролива, а был сухопутный мост, распространились из Старого Света в Новый. Вот, то есть здесь уже на лицо какие-то явные факты заимствования, перехода из Старого Света тех же обычаев и приёмов, которые были у, скажем Алтайских шаманов, к индейцам, как мы называем коренное население Америки, к индейцам, к индейским племенам. Вот, а то что некоторые их обряды могли параллельно просто возникнуть, как говорят учёные конвергентно, могли возникнуть в разных уголках земного шара, у тех же аборигенов Австралии, например, у тех же папуасов и у айнов, например, – коренного населения японских островов. Вполне возможно, потому что это изобретения так же возникали в разных концах земного шара в одно и то же время случалось». Сергей ЛИНЬКОВ, телеведущий: «Интересуется ли традиционная наука шаманизмом, и какая область науки?» Н Непомнящий, писатель-этнограф: «Интересуется даже очень, потому что ну естественно это происходит не у нас сейчас: пока мы не можем позволить себе таких так сказать исследований, потому что это дорого стоящее экспедиция и оборудование. Вот на западе и в США давно уже существуют специальные институты по изучению нетрадиционных форм воздействия на психику и так далее и есть специалисты там Мирче Илиаде, например, знаменитый специалист по паранормальным явлениям и, в том числе, по шаманству, написал огромную книгу, которая у нас сейчас вышла на русском языке, это вот как бы такая шаманская библия, если можно сочетать два этих слова». Шаманы. Их деяния неотделимы от жизни миллионов людей во всех странах мира, на всех континентах. Мы лишь едва прикоснулись к надводной части айсберга, имя которому «Непознанное – Неведомое – Необъяснимое». В самом деле, тема шаманства переплетается с другими необъяснимыми пока явлениями: левитацией, телепортацией, переселением душ, тайнами исчезнувших цивилизаций. Среди них и НЛО – вечные скитальцы Вселенной, а может быть странники по нашему с вами разуму. К сожалению, область знания о запредельном по прежнему остаётся падчерицей большой науки и начинается с приставки «пара», что в переводе с греческого означает «возле». Возле психология, возле нормальные явления. В течение веков шаманские учения подавлялись религиозными нетерпимостью и фанатизмом. Шаманизм это не новая религия, это не система верований, так как он не выдвигает никаких доктрин, в отличие от религиозного человека, который просто верит в существование загробного мира, шаман точно знает о его существовании, поскольку неоднократно путешествовал по нему. [T.7.III]
|
||||||
ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis – исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление. [B.46] ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis – исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления. [B.38] от греч. έκστασις – исступление, восхищение
экстаз – экста́з через франц. ехtаsе – то же из лат. ехtаsis от греч. έκστασις «неистовство, исступление». (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)
ἔκ-στᾰσις, εως ἡ 1) смещение, перемещение (πᾶσα κίνησις ἔ. ἐστι τοῦ κινουμένου Arst.): ἡ ἔ. εἰς τἀντικείμενα Arst. расхождение в разные стороны; 2) отход в сторону, подобострастное исчезновение (προσκυνήσεις καὶ ἐκστάσεις Arst.); 3) уход, уменьшение, убыль (αἱ κακίαι ἐκστάσεις εἰσίν Arst.; θερμότητος Plut.); 4) исступление: ἡ μανικὴ ἔ. Arst. и ἔ. τῶν λογισμῶν Plut. помешательство; ἡ περὶ τὰ ἀφροδίσια ἔ. Arst. любовная возбуждённость; 5) восторг, экстаз (ἐξέστησαν ἐκστάσει μεγάλῃ NT). [B.169] ἐκ-στᾰτικῶς в возбуждённом состоянии, не помня себя Polyb., Plut. [B.169]
|
||||||
ШАМАНСТВО (шаманизм) (от эвенкийск. шаман, саман – возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии. Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства – «лечение» больных. Известно многим народам Африки, Северной и Восточной Азии, индейцам и др. [B.38] Шаманизм (Статья российского ученого проф. Н. И. Веселовского)
ШАМАНСТВО, шаманизм, ранняя форма религии у большинства народов, возникшая при первобытнообщинном строе. Основано на вере в общение шамана, находящегося в состоянии ритуального экстаза (камлание), с духами. Формы камлания, представления о духах, степень специализации шаманов различались у отдельных народов. У некоторых народов шаманство пережиточно сохранялось в условиях классового общества. Сложные формы приобрело шаманство у народов Сибири (тувинцы, эвенки, якуты и др.) Камлание сибирских шаманов, одетых в специальные костюмы, сопровождалось ударами в бубен, исступлёнными плясками, гипнозом, разными фокусами, чревовещанием и т. п. и представляло собой как бы путешествие в мир духов (иногда на «коне» или «олене», которым считался бубен), борьбу с ними. Профессиональные шаманы были нервными, легко возбудимыми людьми, способными вызвать у себя состояние экстаза и галлюцинации, протекавшее в форме саморегулируемого истерического припадка. У некоторых народов Азии, Африки, Центральной Америки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религии. Пережитки шаманства включают многие поздние религиозные системы (например, «радения» в секте хлыстов, зикры дервишей в исламе). У народов СССР шаманство почти полностью исчезло. Лит.: Михайловский В. M., Шаманство, в. 1, M., 1892; Попов А. А., Материалы для библиографии русской литературы по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Анисимов А. Ф., Религия эвенков, M. - Л., 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, M., 1964; Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, M., 1964; Pаulsоn I., Hultkrantz А., JettmarK., Die Religionen Nordeurasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttgart, 1962; Eliade M, Schamanismus und archaische Ekstasetechnik, Zurich - Stuttg., 1957; Popular beliefs and folklore tradition in Siberia, Bloomington, 1968. С. И. Вайнштейн. [B.46]
|
||||||
…в первую очередь критика обнаружила в романе жестокий и преисполненный иронии выпад против основанной на простых эмоциях религии евангелистов. Эта религия процветала в самых бедных районах, где проповедника ценили не за проповедь, а за его способность довести паству до экстаза. По описаниям это было похоже на шаманское камлание – истошные крики, вопли, стоны, люди катались по земле в судорогах. А пастырь брал их и кидал в канаву. И когда они стояли по пояс в воде, испуганно глядя на своего учителя, он падал на колени и начинал молиться, и просить Бога о том, чтобы на всех мужчин и на всех женщин сошла благодать. Стейнбек очень подробно рассказывает об одном из таких богослужений. А люди вылезали на берег в вымокшей насквозь одежде – башмаки полны водой, хлюпают, чавкают – и шли обратно в лагерь к палаткам, разговаривая между собою тихими изумлёнными голосами. «На нас сошла благодать. Мы теперь белые, как снег. Не будем больше грешить». [T.10.CDI.53]
|
||||||
1 - 2 |
||||||