ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Бюрократия

Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты

СБОРНИК 01.1.3

 
     
 

mēnsa, ae f 1) стол (mensas cibis exstruere С); 2) neрен. кушанье, яства, тж. трапеза (apud mensam Pl etc.); блюдо: m. secunda С, Nep и mensae secundae Pt десерт; 3) лоток, лавка (m. lanionia Su): carā mensā pisces averrere H покупать дорогие сорта рыбы; 4) меняльная лавка, банк (m. publica С); 5) жертвенник, алтарь (mensae deorum V); 6) подмостки, возвышение (на котором выставляли рабов на продажу) Ар; 7) игорный стол (m. lusoria Aug). [B.32]

 

mēnsārius, ī m [mensa 4] 1) меняла, банкир Su; 2) казначей С; 3) финансовый чиновник: mensarii quinqueviri и triumviri L чрезвычайные уполномоченные для приведения в порядок государственных финансов. [B.32]

 

mēnsulārius, ī m [mensula] меняла Sen, Dig. [B.32]

 

 
     
 

Даже прекрасный храм Хатшепсут был изуродован.

Prof. David B. O'Connor, New-York University: «Всё было как в дни строительства храма, только наоборот. Возводили леса, повсюду сновали сотни рабочих. Они обрабатывали поверхность стен. Уничтожение царского образа Хатшепсут стало важной бюрократической задачей. А древние египтяне обожали бюрократию. Я уверен, что для какого-нибудь чиновника это стало вершиной карьеры».

Все свидетельства правления Хатшепсут были уничтожены. [T.10.XCII.1]

 

Написание замысловатых иероглифов или первые иератической формы курсивы требовало от египтян много сил и времени. Нужно было писать быстро, поэтому они разработали скорописное демотическое письмо. В то время как вавилоняне основали свою библиотеку глиняных табличек с надписями эпосов, древние египтяне мыслили более практично. Дело в том, что в Египте очень рано появилось гражданское законодательство, и, как результат, первая бюрократия в мире. Счета, договоры, квитанции, личные документы, – с семисотого года до нашей эры всё это стали писать демотическим письмом.

Чтобы прекратить браконьерство в местах раскопок, были приняты новые правила. Руководители археологических раскопок могут получить лицензию, только если обязуются предъявить находки Высшему Совету по древностям. Генеральный секретарь совета Захи Хавасс – археолог. Именно он решает, кто и где может вести раскопки в Египте.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Тот, кто хочет вести раскопки, должен соблюдать правила. Тот, кто охраняет древности, должен быть строгим. И я строг со всеми. До сегодняшнего дня у Египта не было стратегии, чтобы бороться с воровством и контрабандой. То что здесь происходит, мы называем Насилием над Нилом, потому что искатели приключений и контрабандисты проникают в гробницы и даже в хранилища, откуда они похищают статуи…» [T.10.CXXII.2]

 

 
     
 

На заре египетской истории мы застаём уже централизацию с чиновной знатью. Во главе её стоит всемогущий визирь (джати), соединявший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую – градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны неба» (может быть, царя). И эта власть немногим уступает царской в божественности – сам Тот не гнушается функции визиря при Ра и Осирисе. Его преемники визири-люди были его подобиями и должны были быть так же премудры и справедливы, как он…

Римское владычество принесло в Египте некоторые изменения. Царь, как и в персидское время, отсутствовал – он управлял из далекого Рима; поэтому мало по малу его стали называть просто «фараон», не интересуясь именем…

…но Египту не было суждено покорить Рим; напротив, он подпал под руку римского Кесаря, и эта рука оказалась теперь тем более тяжёлой, чем легче было последнее время птолемеевского периода. Но и Кесарь, создавая на Западе новые формы, нашёл чему поучиться у страны тысячелетней культуры и государственности. Он был фараоном, правившим римской республикой. Он воспринял фараоновское божественное достоинство; имя Кесаря делается таким же полунарицательным, как имя Птолемея; постепенно республиканские формы заменяются бюрократическими. Самый Рим теряет свой характер и превращается в управляемую бюрократически Александрию на Тибре; даже его должностные лица находят себе соответствие в александрийских. Если у Августа бюрократия покоится ещё на военном начале, то при Адриане она делается гражданской, основанной на юридическом специальном образовании. Финансовая система древнего Рима, наиболее слабая сторона римской государственности, даже при Августе упорядочивается по египетскому образцу. Эта провинция, тщательно сокрытая от взоров носителя римских исторических традиций – сената, была всё время вдохновительницей кесарей на пути реформ, завершившихся Диоклетианом и Византией.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

…но, вероятно, более существенным было жёсткое бюрократическое управление страной династией Птолемеев в течение трёх веков. Огромное количество сохранившихся письменных материалов красноречивое свидетельство тому.

Prof. Alan K. Bowman, University of Oxford: «Когда римляне прибыли в Египет, они обнаружили высокоразвитую и иерархическую бюрократию, сохранившуюся инфраструктуру. Римское правительство добавило слой вышестоящих управляющих, которые были римлянами, но местные власти – управляющие регионами, районами, городами и деревнями были по всем своим целям частью той же самой сети, которая уже была развита под управлением Птолемеев».

Это составляло разительный контраст с ситуацией, например, в Британии, где до появления римлян существовали раздробленные воюющие между собой племена.

…так что они (египтяне) вряд ли по идеологическим причинам возражали против внешнего управления. Наоборот, они, похоже, восприняли императора как фараона, а римское искусство и дизайн как новый стиль для подражания. [T.4.XVIII]

 

Prof. Miranda Aldhouse-Green, University of Wales: «Очень важно помнить, что именно римляне ввели письменность на Британских островах. До того как пришли римляне здесь не было письменности или было очень мало. Поэтому письменность появилась благодаря им. Письма из Виндоланды очень важны, потому что это первые образцы повседневных писем, которыми мы располагаем. Надпись – это очень сжатые послания, а в письмах из Виндоланды идёт уже очень ценная для нас дискуссированное повествование, например, о том, что значит быть солдатом у Адрианова вала». [T.13.XXIV]

 

 
     
 

Действительно: нигде в мире (кроме вечного Египта) нет столь эффективно работающей бюрократии, как в Поднебесной ойкумене. Воинственный и мудрый император Хань У-ди исполнил давний завет великого Конфуция: теперь всякий чиновник должен начинать своё образование с изучения канона «Лунь юй»! Государственная комиссия проверяет всех соискателей чинов: сколь глубоко они усвоили мысли Учителя? Удержались ли от собственных дерзких суждений на сей счёт? Если абитуриент терпит неудачу на экзамене, то каре подвергается и он сам, и тот, кто его готовил и рекомендовал. Но уж кто выдержал экзамен, тот обеспечен почётной работой и хорошей зарплатой на всю жизнь! Если, конечно, он сам или его прямой начальник не допустит явных упущений или ошибок на службе Сыну Неба…

Такой режим работы породил в Поднебесной ойкумене удивительно устойчивое сословие чиновников «ши»: массовое, однородное и сплочённое, но открытое для каждого законопослушного интеллектуала и потому способное пережить любую династию правителей. Но что делать мудрецам с сильно развитой совестью, не готовым занять место послушного чиновника? Сдав первый экзамен на учёность и войдя в сословие «ши», они смогут избегать повышений по службе, постепенно увеличивая свой авторитет среди знакомых, соседей и порою далеко за пределами своей общины.

В час очередной смуты… такие праведники «цзюнь цзы» могут стать даже министрами: очередной властитель хватается за очередного мудреца, как утопающий за плывущее бревно. Если необходимые реформы не удаются или запаздывают, то правитель или вся династия могут погибнуть. По воле Неба, неудачников вскоре сменяют другие правители более счастливые в выборе своих советников; уцелевшие в усобицах чиновники быстро восстанавливают в Поднебесной ойкумене единственно возможный порядок…

Показательно, что в теоретический минимум среднего чиновника не включены более поздние сочинения китайских мудрецов: книга «Дао Дэ цзин», трактат Чжуан-цзы или труд Сыма Цяня. Все эти книги опасны излишним глубокомыслием! Трактаты даосов учат смотреть на государственные дела столь же хладнокровно и вдумчиво, как на разливы рек или движение небесных светил. Напротив, искалеченный по приказу императора историк Сыма Цянь беспощадно анализировал те страсти или трезвый расчёт, которые движут поступками разных правителей. Ясно, что человек, увлекшийся такой натурфилософией или такой политологией, никогда не станет истинно послушным чиновником!

От того самодеятельная натурфилософия либо историософия НЕ поощряется в учёном сословии империи Хань.

С. СМИРНОВ, кандидат физико-математических наук [A.213]

 

Dr. Kevin-John McIntyre: «При византийском дворе использование мантий различных цветов для каждого ранга чиновников было связано с желанием исключить любое сходство имперской службы с римской республиканской традицией. Использование вышитых на одежде знаков для государственных чиновников разных уровней сохранялись в Китае вплоть до 1912-го года. Гражданским и военным должностям соответствовали разные символы. Например, на одежде военных высшего ранга сзади изображался Ци-Линь – мифический китайский единорог. Символами военных должностей от высших званий к низшим были лев, тигр и медведь. Знаками низших должностей были бык и носорог. Девять рангов китайских чиновников-мандаринов обозначались разными видами птиц. Высшему рангу соответствовал журавль, далее шли павлин, утка, цапля, а чиновники восьмого ранга, к примеру, носили одежду с вышитой куропаткой. Такое использование вышивки и нашивок было попыткой закрепить и узаконить установленную государством систему бюрократической иерархии и исключить любое проявление индивидуальности и независимости, всего, что не попадало под контроль правителей».

Установив государственную монополию на торговлю шёлком, и присвоив чиновникам соответствующую их рангу цвета одежды и знаки, власти сумели создать эффективную систему поощрений для тех, кто повиновался, и наказаний для тех, кто этого не делал. Это была удобная система, действенная с психологической точки зрения, и поэтому она использовалась очень долго. [T.17.XVI.1]

 

 
     
 

Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Они (Первые императоры) заложили все основы, все институты Китая, которые существуют вплоть до сегодняшнего дня».

…Новый раскоп рядом с гробницей Первого императора. Только что сделаны поразительные новые открытия.

Prof. Duan Qingbo, Institute of Archaeology, Shaanxi Province: «Первое, что я заметил, вот эти огромные только что обнаруженные фигуры. Это вовсе не солдаты. Краски и способ, которым они сделаны, причёски и головные уборы, и даже обувь на них, всё точно такое же, как у воинов старой Терракотовой армии. Но под поясами только что открытых фигур принадлежности для письма. Значит, это были чиновники, а не солдаты».

Первоначально обнаружили только воинов, но из этого нельзя заключать, что солдаты – это всё что было у Первого императора. Впервые выяснилось, что в захоронении много чиновников. В поясах у них палочки бамбука, на них они делали записи, потом возвращались к себе и тщательно переписывали информацию на деревянные свитки для постоянного хранения. Оказывается, самое большое наследие, оставленное Первым императором и остающееся таковым и поныне – невероятная, контролируемая из центра государственная служба.

Jeffrey Riegel, Professor of Chinese, University of California, Berkley: «Время правления Первого императора – один из самых существенных периодов создания разных институтов, главным образом бюрократического аппарата. И бюрократический аппарат, раз созданный, продолжает существовать в продолжение всей китайской истории».

Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «В Китае историяэто не история. История – это не прошлое, история это настоящее, история – это сегодня. Ты живешь в истории, и завтра – тоже история».

Другие империи возникали и гибли, другие страны меняли названия, языки, традиции и границы, но Китай остаётся Китаем на протяжении двух тысяч лет. То, что было Китаем тогда, продолжает и сегодня оставаться Китаем. [T.4.XIX]

*

Цинь Шихуанди объединил китайские земли через двадцать шесть лет после того, как взошёл на циньский трон. Перед ним встала небывалая задача – управлять огромным государством.

…на территории мавзолейного комплекса Цинь Шихуанди обнаружено больше ста восьмидесяти подземных помещений с (подобными) артефактами.

Prof. Duan Qingbo, Northwest University: «Найденные под землёй предметы рассказывают нам о государственном устройстве во времена Цинь Шихуанди. Каждый из них символизирует определённую ветвь бюрократии».

До времён первого императора в захоронениях китайских царей почти все погребальные дары укладывали в главной камере, где лежало тело правителя. Однако в этом захоронении много подземных галерей выкопано за пределами усыпальницы, и в них уложены погребальные предметы. Это выделяет мавзолей Цинь Шихуанди в ряду прочих. Такое количество подземных помещений редко встречается в других погребениях. Несколько подобных захоронений датируется периодом династии Хань, правившей после Цинь.

Prof. Duan Qingbo: «Цинь Шихуанди разместил под землёй копию государственного аппарата, который он создал в империи. Он первым понял, что эффективно управлять страной можно только при наличии разветвлённой бюрократической системы».

До начала правления Цинь Шихуанди внутренними делами в каждом царстве заведовали родственники вана – царя, или представители наследственной знати. Однако приобретая власть и влияние, аристократы начинали бороться с правителем за трон. Поэтому на землях древнего Китая не прекращались гражданские войны.

Цинь Шихуанди решил принести своему государству стабильность, уничтожив само стремление к власти. Новая бюрократия должна была обуздать аристократов. И схема этого сложного механизма воссоздана в погребальном комплексе.

Dr. Francis Fukuyama, Stanford University: «Я думаю, западные историки так и не оценили по достоинству одно важное историческое достижение Древнего Китая, а именно то, что он стал первой цивилизацией, создавшей государство современного типа. Современное государство – это централизованный бюрократический незыблемый аппарат, который относится к человеку беспристрастно. Это означает, что, будучи правителем, вы должны назначать людей на посты чиновников не потому, что они состоят с вами в родстве, или могут вас как-то подкупить, а потому что они образованы и квалифицированы. Правители Цинь первыми пришли к этой идее».

После объединения китайских земель Цинь Шихуанди создал отлаженный государственный механизм, внедрив новаторскую систему бюрократии. [T.10.DLXXXIX.1]

 

Максим ЦЕЛУЙКО, преподаватель Школы востоковедения, ВШЭ: «…приходит железный век, начинается разделение труда гораздо более глубокое, чем было, начинается урбанизация. Увеличивается интенсивность торговли, торговых связей. Люди начинают менять своё место жительства. Они оставляют то, чем принято было заниматься их предкам, земледелие, например. И начинают изменять своё занятие и своё местожительство. Это с одной стороны.

С другой стороны, аристократия изменяется. Количество земель, пригодных для того, чтобы раздавать аристократические владения, истощилось. И теперь в отсутствие правила майората образуется огромное количество младших сыновей и внуков, которые имеют наследие культурное: грамоту, умеют стрелять из лука, ездить на колесницах, но не имеют наследства. И образуется огромный кадровый резерв для тех людей, которые готовы им воспользоваться. И они пользуются им для того, чтобы проводить перевороты, создавать собственные царства, и так далее. Династии правителей Ци и Цзинь теряют власть. То есть, это время резких изменений.

Обезземеленных аристократов переводят в статус бюрократов, в статус чиновников. На их основе создают управление, которое происходит на основе законов писаных и писаных правил, а не родовых норм и традиций. Аристократ, он за правителя сражается, чтобы правитель дал ему титул и землю. Чиновник – за зарплату. И это расширяет возможности государственного контроля над населением. Население делится на определённые специальные группы коллективной ответственности взаимного доносительства. Население должно платить налоги, и за это получает ранги знатности. Теперь система знатности распространяется не только на аристократию, но на всё население.

Марк УЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук ИСАА МГУ: «Или делить всё на административно-территориальные единицы и назначать чиновников, которые замкнуты на двор, на министерства, и оперировать через них. И государство в китайской истории чередовалось.

…империя сменяется периодом раздробленности, и каждой новой империей правит новая династия».

Максим ЦЕЛУЙКО, преподаватель Школы востоковедения, ВШЭ: «…если в древности объектом реформ выступает процесс, который условно можно назвать распадом родовых отношений и заменой аристократического порядка на меритократический или бюрократический, то со Средних веков, с того самого Сыма Яня, ключевой вопрос реформ – вопрос о землепользовании, о надельной системе, то есть, о системе уравнительного землепользования, когда всем выделяется надел одинаково, или о системе арендаторско-поместного землепользования. Соответственно, это две разные системы налогообложения.

…было государство. На основе родовых аристократических обществ нельзя объединить южан и северян. А бюрократия может это сделать. Эти реформы, их плодом было государство – единое государство, которого раньше не было никогда». [P.141.62]

 

 
     
 

…оскорблённый этим, пророк и ясновидец проклял его, пригрозив, что его царствованию скоро придёт конец, а всё потомство погибнет. Тогда царь, бросившись к его ногам, стал умолять о прощении. Бригу наконец согласился простить его, но проклятие святого уже пустило корни, и всё, что он сам мог сделать для поправления дела, было не допустить его род до окончательной погибели. Вследствие этого патары вскоре потеряли престол и даже всякую власть. С тех пор им приходилось жить «пером» и службой разным правительствам, переменить имя патаров на патанов (падших) и жить беднее, нежели многие из миллионов бывших их подданных. К счастью, ещё прадеды нашего словоохотливого амфитриона перешли в брахманство, т. е. пролезли через золотую корову…

Выражение «жить пером», как мы узнали, относилось к тому, что со времени английского владычества почти все должности писарей и мелких чиновников в бомбейском президентстве заняты патанами, как в северо-западных провинциях их занимают бенгалийские бабу. В одном Бомбее их насчитывают до 5 000. Они смуглее конканских браминов, но зато и гораздо красивее и умнее.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ