ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек). |
||||||
Единство (Эхнатон) |
||||||
concentus, ūs m [concino] 1) стройное пение (avium V); созвучие, гармония (vocis lyraeque О): catervae et concentūs С певчие хоры; 2) единодушное одобрение (зрителей) PJ; 3) перен. согласие, единодушие, единство (consensus concentusque С; omnium laudum PJ; mentium animorumque с. AG); 4) гармония цветов (красок) (in unum с., sc. colorum PM). [B.32]
II μονάς, άδος ἡ 1) мат. единица (ἡ μ. ἐλάχιστον ἐν τοῖς ἀριθμοῖς Arst.); 2) филос. монада, простая сущность (δεῖ μονάδος μετασχεῖν, ὃ ἂν μέλλῃ ἓν ἔσεσθαι Plat.). [B.169]
|
||||||
В мечети вы видите глубокое космическое единство, выраженное с помощью узоров – все составляет одно целое. Все едино, Бог везде. [T.13.XXII.1]
Timothy Freke, Author: «…можно без труда увидеть, что в основе языческого политеизма лежит «Идея единства» – это Один бог, или, даже, сама Идея единства, лежащая за рамками представления о Боге. Это Верховное Божество, которое может проявляться в разных ликах. Различная «Единая сущность» нуждается в различных ликах, потому что ни один лик не может передать величие этого Единства. …то, что кроется в самой глубине, не может быть выражено, не имеет характеристик – это мистическое сознание. По этой причине любой путь будет индивидуальным». [T.23.IX.5]
|
||||||
Во время своего путешествия Сети (Первый) достиг Четвёртых Врат Ночи. Он произнёс волшебные слова, чтобы пройти через них, но его поджидал демон Апоп, для того чтобы нанести удар. Представление о схватке с демонами после смерти старо как мир. Оно является как бы подведением итогов после смерти. Эта идея нашла отражение спустя столетия. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Знаете почему в наши дни считается благом быть монотеистом? Люди боятся, что если они будут плохо себя вести, то попадут в Ад. Именно в это верили и древние египтяне». Главный египетский демон Апоп до странности напоминает иудейско-христианского Сатану – злое существо, которое хочет уничтожить человечество. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Апоп в представлении египтян считался Дьяволом. Если царь и Бог Солнца не смогли бы его победить, со Вселенной было бы покончено». [T.17.XIX]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…с другой стороны, сам глагол «хепер, хеперер», если попытаться перевести это на русский язык… очень многие категории древнего мировоззрения безумно тяжело как-то втащить вот в это прокрустово ложе современной западной религиозной философской мысли: «приходить в существование, создавая что-либо путём распада самого себя на множество составляющих, которые все в совокупности являют единое целое» (приходить существование, создавая нечто существующее, путём распада самого себя на множество составляющих, и все в совокупности они являют единое целое). Это очень важная для египетского мировоззрения вещь, которая полностью ставит крест на каком-либо западноевропейском определении египетской религии: это не монотеизм и не политеизм, это нечто, что предполагает, что в начале творения Единое Предвечное непознаваемое божество, имя даже которого неизвестно (египетские тексты называют его эпитетом «Неберджер» – Владыка всего до пределов), он, будучи единым, распадается на мириады богов. Все эти божества становятся душами определённых стихий, пространств, смыслов – вот такими одухотворяющими элементами всей Вселенной. Но если всех этих богов обратно соединить воедино, появится тот самый Предвечный бог, который является источником великой жизни, которая побеждает любую смерть, и который лежит в основе каждого суточного цикла». [P.125.51]
…к фараону – существу двойной природы (человеку – по матери и богу по отцу). Фараон был связующим звеном мира людей и мира богов, проводником божественной воли и гарантом соблюдения Маат. В идеале Египет жил как действительно единый организм. Подобно тому как бесчисленные боги египетского пантеона были фактически различными эманациями («частями тела») единого Бога, так все египтяне являлись частичками, «проявлениями» своего царя, носителями и исполнителями его воли. Все они, включая высших сановников, были его хему. Это же слово, с нашей точки зрения парадоксально, применялось и для обозначения «его величества». Имелось в виду, что фараон был хему Бога, но одновременно и своим собственным. Строго говоря, фараон был единственным египтянином, обладавшим своей собственной волей (видимо, автоматически совпадавшей с волей Бога). Остальные же только выполняли её, подобно тому, как «движение рук» и «хождение ног» выполняют «задуманное сердцем». Как можно заключить из самого древнеегипетского языка, человек в системе египетского мышления был не породителем действий, а скорее – инструментом высших сил, порождающих эти действия. Только соблюдение всем организмом всеобщего божественного установления обеспечивало пребывание в Египте Маат. Если она уходила, воцарялась Исефет – антипод Маат, Маат с обратным знаком. Впрочем, во времена Древнего царства Египет переживал наисчастливейшую пору человечества: начиная со времён первотворения, мир развивался только согласно Маат, становясь всё более и более совершенным. Грандиозное величие Древнего царства было тому свидетельством. В истории человечества просто ещё не было примеров, когда поступательное развитие мироздания давало бы сбой. До крушения Древнего царства в Египте мир ещё не знал случаев гибели и распада огромного великого государства. Ничто не предвещало подобной катастрофы, и люди даже в кошмарном сне не могли вообразить такое. Возможно, поэтому галерея скульптурных портретов людей Древнего царства – одно из величайших достижений человеческой цивилизации – это вереница образов, доподлинно сопричастных Вечности, в чьём мире ещё просто не было места для рефлексий о тщете всего сущего и бренности бытия. Каждое царствование было очередной теофанией. Можно сказать, что Бог никогда не покидал Египет, просто он периодически менял свою внешнюю оболочку, когда та приходила в негодность. Время, прожитое под властью того или иного фараона, было временем проявления Бога под тем или иным именем. Оно имело своё начало и свой конец, фактически начало и завершение истории. Отчасти это напоминает эпохи-царствования, на которые японцы делят историю своей страны. М. ЧЕГОДАЕВ, кандидат искусствоведения [A.419]
|
||||||
Древние ассирийцы и вавилоняне, как видно из вышесказанного, были в целом политеистами, то есть поклонялись целому сонму богов. Однако уже за 2500 лет до н. э. у них стали проявляться тенденции к монотеизму – единобожию. Свидетельством этого является табличка, найденная археологами в городе Уре. В ней говорилось: «Кто выше всех на небе? Ты един. Тебя исповедуют на небесах, и добрые духи преклоняются перед тобою. Милосердный отец, полный всепрощения, содержит в руке своей жизнь человека. Господи, твоя божеская сила необъятна, как небо, и море наполняет страхом». Это ещё раз опровергает божественное происхождение библии, книги, якобы впервые провозгласившей идею монотеизма. К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]
|
||||||
Обеспечив себе безопасное путешествие, Патрику оставалось только убедить ирландцев оставить свои традиционные верования. Их древние боги и богини олицетворяли силы природы. Все они были могущественны и властвовали над ирландцами более тысячи лет. Прежде ирландцы не рассматривали идеи единого божества. Первой сложностью было донести до них, что существует лишь один Бог. Он знал, что дабы обратить этих людей в свою веру необходимо использовать способы и слова приемлемые для них. Природа была переполнена духами кельтских богов, наполняющих реки, озера Ирландии особенным волшебством. В фольклоре вода всегда считалась чем-то необыкновенным. Padraigin Clancy, Folklorist: «Река – это граница меж двух миров, – там начинается сказочный мир». Когда Патрик повёл ирландцев на реку, чтобы познакомить со своим божеством, они последовали за ним, так как вода для них была самым священным. Он понял, как надо вносить новые идеи в уже существующую систему. Он не пытался осмеять их традиции, он совмещал их с собственной верой. Патрик представил ирландцам любящего и милостивого Бога. А чтобы передать идею самоотверженности, он рассказывал им об Иисусе. Он хорошо рассказал об Иисусе, который странствовал и был распят. [T.13.XXIII]
|
||||||
В конце X-го века вопрос о единой религии стал для Киевской Руси актуален как никогда. Язычество переживало кризис: каждое из многочисленных племён Древнерусского государства молилось своим богам. Князь Владимир, едва взойдя на киевский престол, учредил единую общегосударственную религию. Он создал Пантеон языческих кумиров, соединив славянских Стрибога, Симаргла, Дажбога, бога тюркских племен Хореса, богиню племени Мокош, во главе же поставил грозного Перуна. Вокруг этих богов князь хотел объединить Русь под властью одного монарха. Однако первая церковная реформа провалилась. Только принятие одной из мировых религий могло сделать Русь великим государством. Русь, простирающуюся между Востоком и Западом, окружали народы разных вероисповеданий: мусульмане из Волжской Булгарии, хазары-иудеи, европейцы, избравшие Латинскую Церковь, и Византия – оплот Православия. И выбор у князя всё-таки был. Для русской элиты выбор между Римом и Константинополем в вопросе принятия религии был всегда важен и имел политическое продолжение. Византия была на расстоянии одного морского перехода. С этой православной империей Русь на протяжении полутора веков вела дела, воевала, заключала союзы и всегда восхищалась устройством этого великого государства. Именно здесь, по преданию, крестилась княгиня Ольга – бабка князя Владимира. Как гласит легенда, Владимир избрал православие за красоту службы. Историки же называют иную причину, вернее целый ряд причин. Как раз в те годы византийским правителям пришлось бороться с одним из претендентов на императорский престол, и на помощь они позвали киевского князя. Тот же в награду попросил руку царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, и помощь в крещении Руси. Союз состоялся. В 988-м году византийские священники крестили княжескую дружину и славян в водах Днепра. Древняя Русь вошла в семью великих государств Европы, её культура стала христианской. Так был избран путь, по которому пошла история нашего народа. «И избрал князь греческую церковь. Повелел он опрокинуть прежние идолы, а на месте их возвести новые храмы. А свергнув идолов, призвал киевский народ на Днепр, где и приняли они крещение». [T.10.LI.10]
|
||||||
В Риме Цезарь стал чеканить монеты и вводить их в оборот во всех провинциях. Это был первый пример единой государственной валюты. Вместе с греческим астрономом Созигеном, он создал Юлианский календарь, в основе которого лежал солнечный цикл, и год в котором делился на 365 дней. Этим календарём мы пользуемся и сегодня. В этом календаре впервые времена года стали приходиться на одни и те же месяцы. Седьмой месяц, когда родился сам Цезарь, получил его имя – Июль. Prof. Edward H. Bispham, University of Oxford: «Как заметил Цицерон, после реформ Солнце вставало тогда, когда этого желал Цезарь». [T.10.CXLI]
Андрей САХАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории: «И вот, когда сегодня мы все привыкли говорить о том, что крепостное право – это проклятая судьба народа, что это злые люди Иван Грозный, в частности, отметил Юрьев день в 1581-м году, что ввели это крепостное право, потому что были злые помещики, дворяне, и так далее и так далее, – это только половина правды. Но основная правда заключается в том, сегодня историки об этом откровенно говорят, что без крепостного права, без прикрепления крестьян к земле, не было бы российской армии, не было бы той системы, ценностей, которая защищала наша армия в рамках нашего государства. И крепостное право появилось потому, что необходимо было крестьян закрепить, необходимо было с них взять тот жалкий продукт, который они давали на своих скудных почвах, для содержания государства, содержания армии, то есть, частично крепостное право было связано с этими вопросами, связанными с природно-климатическими условиями. Много можно говорить о личностных факторах, но я думаю, что и этого достаточно показать, что в России личностный фактор имел в условиях централизованного государства, в условиях имперских огромных пространств имел большое влияние. Имел большое влияние в том смысле, что в этом государстве, как правильно говорила Екатерина в своё время, можно управлять только централизованно, только единодержавие способно это махину держать. Но это было для XVIII-го века. Для XX-го века времена наступали другие. Но ментальность вот эта, что страну можно держать только централизованно, только единой монаршей волей, она эта ментальность сохранялась у нас и в XX-м веке и частично дожила до сегодняшнего дня». [T.10.CI.8]
Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «…когда говорят: «Нужно единство общества, консолидация общества», это очень правильно, важнейшая задача. Единство может достигаться в единообразии. Это уже было в нашей жизни, и это было во многих местах. Единство означает, что все мыслят в одном направлении идеологически, политически, и, соответственно, оценивают историю также. А может быть единство в многообразии. Единство состоит в том, что мы все понимаем, что история имеет разные измерения, что история имеет разные варианты. Когда вы признаёте единство многообразия, это предполагает терпимость к другим взглядам, терпимость к другим воззрениям, принятие другой точки зрения…» [T.10.CI.38]
|
||||||
Тема борьбы с захватчиками и ненависти к врагу сразу была подхвачена всем арсеналом пропагандистских и просветительских средств. «Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли, – писал 28 июля в «Правде» А. Толстой, – для этого нужна ненависть. Но не такая ненависть, не чёрная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает...». Сильные патриотические чувства породили особую творческую тональность, определили небывалый лиризм военной литературы. Понятия «отечество», «родина», «товарищ» получили иное наполнение – естественное, искреннее. Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]
|
||||||
И в Египте, и в Мексике, и от Китая до Перу, повсюду пирамиды нужны были для усмирения народа. Щедрый урожай означал рост населения. С ростом населения появляется необходимость управлять обществом. Теотиуокан. В пору расцвета в VII-м веке нашей эры здесь жили сто – двести тысяч человек. Центром города была огромная Пирамида Солнца, с таким же основанием, как и у Великой пирамиды в Египте. Это как раз пропаганда. Незатейливая и прямолинейная, напоминание о том, кто на вершине власти. Dr. James E. Brady, Cal State L.A. department of Anthropology: «Пирамиды, которые мы видим здесь – символ могущества богов и правителей, которым власть дана богами. Правители обладали политической и религиозной властью. Мы привыкли, что эти власти разделены, но в доиндустриальном обществе правители сознательно объединяли их, и пирамиды возвышаются над всем как символ этого единства». Религия и правление, церковь и государство: они были неразделимы и их символизировало единое массивное сооружение в центре государства. [T.12.XLVIII.1]
|
||||||
Остров Пасхи. К 1860-му году всё рапануйское общество погрузилось во мрак. После больших переворотов конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков пришло время попыток стабилизации. Выжившие, которых было менее двух тысяч человек, должны были воссоздать общество, имея очень мало ресурсов, поскольку флора и фауна были опустошены. Спасение могло прийти только с моря. На западном берегу находится пещера «Анна-Каи-Тангата». На рапануйском языке «Анна» значит «пещера», «Каи» – «есть», а «Тангата» – «человек». …это было место обитания или подготовки церемонии Птицы-Человека. На потолке мы видим нарисованных птиц. Это символ культа Птицы-Человека «Маке-Маке». Именно в это время появляется понятие Единого Бога. Человек произошёл из яйца, яйцо от птицы, птица была посланницей бога. [T.10.CCXXVIII]
людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata) [P.100.55]
|
||||||
1 - 2 |
||||||