ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Единство (Эхнатон)

СБОРНИК 01_2

 
     
 

concentus, ūs m [concino] 1) стройное пение (avium V); созвучие, гармония (vocis lyraeque О): catervae et concentūs С певчие хоры; 2) единодушное одобрение (зрителей) PJ; 3) перен. согласие, единодушие, единство (consensus concentusque С; omnium laudum PJ; mentium animorumque с. AG); 4) гармония цветов (красок) (in unum с., sc. colorum PM). [B.32]

 
 
     
 

В мечети вы видите глубокое космическое единство, выраженное с помощью узоров – все составляет одно целое. Все едино, Бог везде. [T.13.XXII.1]

 

Timothy Freke, Author: «…можно без труда увидеть, что в основе языческого политеизма лежит «Идея единства» – это Один бог, или, даже, сама Идея единства, лежащая за рамками представления о Боге. Это Верховное Божество, которое может проявляться в разных ликах. Различная «Единая сущность» нуждается в различных ликах, потому что ни один лик не может передать величие этого Единства.

…то, что кроется в самой глубине, не может быть выражено, не имеет характеристик – это мистическое сознание. По этой причине любой путь будет индивидуальным». [T.23.IX.5]

 

 
     
 

Во время своего путешествия Сети (Первый) достиг Четвёртых Врат Ночи. Он произнёс волшебные слова, чтобы пройти через них, но его поджидал демон Апоп, для того чтобы нанести удар.

Представление о схватке с демонами после смерти старо как мир. Оно является как бы подведением итогов после смерти. Эта идея нашла отражение спустя столетия.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Знаете почему в наши дни считается благом быть монотеистом? Люди боятся, что если они будут плохо себя вести, то попадут в Ад. Именно в это верили и древние египтяне».

Главный египетский демон Апоп до странности напоминает иудейско-христианского Сатану – злое существо, которое хочет уничтожить человечество.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Апоп в представлении египтян считался Дьяволом. Если царь и Бог Солнца не смогли бы его победить, со Вселенной было бы покончено». [T.17.XIX]

 

 
     
 

Обеспечив себе безопасное путешествие, Патрику оставалось только убедить ирландцев оставить свои традиционные верования. Их древние боги и богини олицетворяли силы природы. Все они были могущественны и властвовали над ирландцами более тысячи лет. Прежде ирландцы не рассматривали идеи единого божества. Первой сложностью было донести до них, что существует лишь один Бог.

Он знал, что дабы обратить этих людей в свою веру необходимо использовать способы и слова приемлемые для них. Природа была переполнена духами кельтских богов, наполняющих реки, озера Ирландии особенным волшебством. В фольклоре вода всегда считалась чем-то необыкновенным.

Padraigin Clancy, Folklorist: «Река – это граница меж двух миров, – там начинается сказочный мир».

Когда Патрик повёл ирландцев на реку, чтобы познакомить со своим божеством, они последовали за ним, так как вода для них была самым священным. Он понял, как надо вносить новые идеи в уже существующую систему. Он не пытался осмеять их традиции, он совмещал их с собственной верой. Патрик представил ирландцам любящего и милостивого Бога. А чтобы передать идею самоотверженности, он рассказывал им об Иисусе. Он хорошо рассказал об Иисусе, который странствовал и был распят. [T.13.XXIII]

 

 
     
 

В конце X-го века вопрос о единой религии стал для Киевской Руси актуален как никогда. Язычество переживало кризис: каждое из многочисленных племён Древнерусского государства молилось своим богам. Князь Владимир, едва взойдя на киевский престол, учредил единую общегосударственную религию. Он создал Пантеон языческих кумиров, соединив славянских Стрибога, Симаргла, Дажбога, бога тюркских племен Хореса, богиню племени Мокош, во главе же поставил грозного Перуна. Вокруг этих богов князь хотел объединить Русь под властью одного монарха. Однако первая церковная реформа провалилась. Только принятие одной из мировых религий могло сделать Русь великим государством. Русь, простирающуюся между Востоком и Западом, окружали народы разных вероисповеданий: мусульмане из Волжской Булгарии, хазары-иудеи, европейцы, избравшие Латинскую Церковь, и Византия – оплот Православия. И выбор у князя всё-таки был. Для русской элиты выбор между Римом и Константинополем в вопросе принятия религии был всегда важен и имел политическое продолжение. Византия была на расстоянии одного морского перехода. С этой православной империей Русь на протяжении полутора веков вела дела, воевала, заключала союзы и всегда восхищалась устройством этого великого государства. Именно здесь, по преданию, крестилась княгиня Ольга – бабка князя Владимира. Как гласит легенда, Владимир избрал православие за красоту службы. Историки же называют иную причину, вернее целый ряд причин. Как раз в те годы византийским правителям пришлось бороться с одним из претендентов на императорский престол, и на помощь они позвали киевского князя. Тот же в награду попросил руку царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, и помощь в крещении Руси. Союз состоялся. В 988-м году византийские священники крестили княжескую дружину и славян в водах Днепра. Древняя Русь вошла в семью великих государств Европы, её культура стала христианской. Так был избран путь, по которому пошла история нашего народа. «И избрал князь греческую церковь. Повелел он опрокинуть прежние идолы, а на месте их возвести новые храмы. А свергнув идолов, призвал киевский народ на Днепр, где и приняли они крещение». [T.10.LI.10]

 

 
     
 

В Риме Цезарь стал чеканить монеты и вводить их в оборот во всех провинциях. Это был первый пример единой государственной валюты. Вместе с греческим астрономом Созигеном, он создал Юлианский календарь, в основе которого лежал солнечный цикл, и год в котором делился на 365 дней. Этим календарём мы пользуемся и сегодня. В этом календаре впервые времена года стали приходиться на одни и те же месяцы. Седьмой месяц, когда родился сам Цезарь, получил его имя – Июль.

Prof. Edward H. Bispham, University of Oxford: «Как заметил Цицерон, после реформ Солнце вставало тогда, когда этого желал Цезарь». [T.10.CXLI]

 

Андрей САХАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории: «И вот, когда сегодня мы все привыкли говорить о том, что крепостное право – это проклятая судьба народа, что это злые люди Иван Грозный, в частности, отметил Юрьев день в 1581-м году, что ввели это крепостное право, потому что были злые помещики, дворяне, и так далее и так далее, – это только половина правды. Но основная правда заключается в том, сегодня историки об этом откровенно говорят, что без крепостного права, без прикрепления крестьян к земле, не было бы российской армии, не было бы той системы, ценностей, которая защищала наша армия в рамках нашего государства. И крепостное право появилось потому, что необходимо было крестьян закрепить, необходимо было с них взять тот жалкий продукт, который они давали на своих скудных почвах, для содержания государства, содержания армии, то есть, частично крепостное право было связано с этими вопросами, связанными с природно-климатическими условиями.

Много можно говорить о личностных факторах, но я думаю, что и этого достаточно показать, что в России личностный фактор имел в условиях централизованного государства, в условиях имперских огромных пространств имел большое влияние. Имел большое влияние в том смысле, что в этом государстве, как правильно говорила Екатерина в своё время, можно управлять только централизованно, только единодержавие способно это махину держать. Но это было для XVIII-го века. Для XX-го века времена наступали другие. Но ментальность вот эта, что страну можно держать только централизованно, только единой монаршей волей, она эта ментальность сохранялась у нас и в XX-м веке и частично дожила до сегодняшнего дня». [T.10.CI.8]

 

Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «…когда говорят: «Нужно единство общества, консолидация общества», это очень правильно, важнейшая задача. Единство может достигаться в единообразии. Это уже было в нашей жизни, и это было во многих местах. Единство означает, что все мыслят в одном направлении идеологически, политически, и, соответственно, оценивают историю также. А может быть единство в многообразии. Единство состоит в том, что мы все понимаем, что история имеет разные измерения, что история имеет разные варианты. Когда вы признаёте единство многообразия, это предполагает терпимость к другим взглядам, терпимость к другим воззрениям, принятие другой точки зрения…» [T.10.CI.38]

 

 
     
 

Тема борьбы с захватчиками и ненависти к врагу сразу была подхвачена всем арсеналом пропагандистских и просветительских средств. «Мы должны объединиться в одной воле, в одном чувстве, в одной мысли, – писал 28 июля в «Правде» А. Толстой, – для этого нужна ненависть. Но не такая ненависть, не чёрная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает...». Сильные патриотические чувства породили особую творческую тональность, определили небывалый лиризм военной литературы. Понятия «отечество», «родина», «товарищ» получили иное наполнение – естественное, искреннее.

Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]

 

 
     
 

И в Египте, и в Мексике, и от Китая до Перу, повсюду пирамиды нужны были для усмирения народа. Щедрый урожай означал рост населения. С ростом населения появляется необходимость управлять обществом. Теотиуокан. В пору расцвета в VII-м веке нашей эры здесь жили сто – двести тысяч человек. Центром города была огромная Пирамида Солнца, с таким же основанием, как и у Великой пирамиды в Египте. Это как раз пропаганда. Незатейливая и прямолинейная, напоминание о том, кто на вершине власти.

Dr. James E. Brady, Cal State L.A. department of Anthropology: «Пирамиды, которые мы видим здесь – символ могущества богов и правителей, которым власть дана богами. Правители обладали политической и религиозной властью. Мы привыкли, что эти власти разделены, но в доиндустриальном обществе правители сознательно объединяли их, и пирамиды возвышаются над всем как символ этого единства».

Религия и правление, церковь и государство: они были неразделимы и их символизировало единое массивное сооружение в центре государства. [T.12.XLVIII.1]

 

 
     
 

Остров Пасхи. К 1860-му году всё рапануйское общество погрузилось во мрак. После больших переворотов конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков пришло время попыток стабилизации. Выжившие, которых было менее двух тысяч человек, должны были воссоздать общество, имея очень мало ресурсов, поскольку флора и фауна были опустошены. Спасение могло прийти только с моря. На западном берегу находится пещера «Анна-Каи-Тангата». На рапануйском языке «Анна» значит «пещера», «Каи» – «есть», а «Тангата» – «человек».

…это было место обитания или подготовки церемонии Птицы-Человека. На потолке мы видим нарисованных птиц. Это символ культа Птицы-Человека «Маке-Маке». Именно в это время появляется понятие Единого Бога. Человек произошёл из яйца, яйцо от птицы, птица была посланницей бога. [T.10.CCXXVIII]

 

людоедов на острове называли каи-тангата (рап. kai tangata) [P.100.55]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ