ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Скоморох

СБОРНИК_01_3_1

 
     
 

gerro, ōnis m ротозей, глупец, бездельник, по др. шут, скоморох Pl, Ter. [B.32]

 

automatum (-on), ī n (греч.) 1) самодвижущаяся или самодействующая машина, автомат Pt, Su; 2) ловкая штука, фокус, (неожиданный) трюк (automata alicujus mirari Pt). [B.32]

*

αὐτό-ματος 3 и 2 1) самодействующий, самодвижущийся (πύλαι οὐρανοῦ Hom.; ὕδατα αὐτόματα ῥεῖ Arst.); 2) самопроизвольный, действующий по собственной воле: αὐ. ἦλθε Hom. он пришёл добровольно; τὰ μὲν ληφθέντα, τὰ δ’ αὐτόματα Thuc. отчасти путём захвата, отчасти добровольно; 3) естественный, природный (αἰτία Plat.; θάνατος Dem.): αὐτόματα ῥόδα Her. дикорастущие розы; 4) случайный, см. αὐτόματον. [B.169]

 

Рей Брэдбери: «Когда мне было 12 лет, на карнавале я встретил фокусника, который утверждал, что будет жить вечно, имея ввиду то, что доступно каждому: создание бесценных произведений или, например, семьи, так как это и есть живое продолжение бессмертия. Моим продолжением являются мои книги…» [T.10.LXXXII.3]

 

 
     
 

Этимология по Словарю Шанского:

Бесспорного объяснения не существует. Наиболее вероятным пока представляется объяснение существительного «скоморох» как переоформления греч. skommarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skomma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».

 

σκῶμμα, ατος τό шутка, острота Arph., Plat., etc.: ἐν σκώμματος μέρει Aeschin. в виде шутки; τὸ παρὰ γράμμα σ. Arst. игра (близких по буквенному составу) слов. [B.169]

 

 
     
 

Проверить это довольно трудно, так как даже мысль о каком-либо контроле нарушила бы концентрацию внимания и «водворила» бы сознание на место, уничтожив причину развития тепла. С другой стороны, проверка этого явления у других вообще невозможна. Умственный склад анахоретов и их учеников не имеет ничего общего с психологией «медиумов» западного полушария, дающих сеансы за вознаграждение и разрешающих критическое изучение вызванных через них явлений. Самый смиренный из учеников тибетского гомтшена весьма удивился бы, если бы ему предложили нечто подобное. Меня очень мало беспокоит, верите ли вы в эти явления или нет, сказал бы он. У меня нет ни малейшего желания вас убеждать. Это профессия фигляров кривляться перед толпой. Я же не даю театральных представлений.

Суть в том, что на Востоке не выставляют напоказ своих знаний магии, философии или психики. Соответственно, чрезвычайно трудно добиться откровенности в этих вопросах... Изучающий страну путешественник может получить очень гостеприимный приём у учёного ламы, в течение нескольких месяцев пить с ним чай в домашней обстановке и всё-таки уехать с убеждением в полном невежестве своего хозяина. А между тем, он мог бы не только получить исчерпывающие ответы на все интересующие его проблемы, но и научиться ещё очень многому, что ему даже и не снилось.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Культура – это система запретов. Запрет ходить голышом, запрет объедаться и напиваться, запрет любить, запрет смеяться. Но один раз в год запреты снимаются, – это время карнавала. Карнавал, – это время, когда меняются местами добро и зло, право и лево, верх и низ, голова и греховная плоть, время, когда шут становится царём, а царь шутом. Как говорил Бахтин, карнавал – это жизнь наизнанку, это мир наоборот. Мы говорим «carne vale» – «прощай мясо»…

Карнавал по Бахтину, это «Мир наоборот», а есть на свете «Город наоборот» – Mundus Alter, – «Другой Мир», как называл его Петрарка. Город, в котором маску можно было носить в течение шести месяцев в году – с первого воскресенья октября до начала Великого поста. Город, как одна сплошная декорация, город, в котором карнавал, кажется, не прекращается никогда. Имя ему Венеция».

Слово «карнавал» происходит от латинского «Каррус навалис», так называлась ритуальная повозка – корабль, на которой римляне возили идолов плодородия в дни сатурналии, – празднеств, посвящённых богу Урожая Сатурну. После принятия христианства Церковь приспособила языческий праздник к своим канонам, его стали проводить перед Великим постом и даже само слово «карнавал» трактовать иначе: «Карне» – «мясо» и «вале» – «прощай».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «В середине XIX-го века один немецкий филолог придумал, что слово «карнавал» происходит от некого «Каррус навалис». На самом деле, судя по всему в этом слове нет нечего подобного. Эта этимология не выдерживает научной критики и, соответственно, все теории, связанные с использованием кораблей или платформ, похожих на корабли, или повозок в форме кораблей, не выдерживают тоже никакой...

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «…более того, вообще там, где государь начинает изображать из себя шута, а шут, – это вторая фигура, которой позволено переступать нормы, – он становится, очень опасен. Когда эти фигуры объединяются в одну, именно когда царь начинает шутовствовать, как Иван Грозный, когда усаживает Симеона Бигбулатовича на трон, это конечно очень опасный призрак».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…но политика часто манипулирует карнавалом, она пытается как-то либо в русло как-то направить карнавальную стихию, либо взять карнавальные ритуалы как это использовал Сталин или Пётр I».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «Или Гитлер, потому что нацисты несколько опасались своих карнавалов, и нацисты опасались, что там возникнут мотивы критики их режима. Ничего подобного! Карнавалы отлично выполнили свою политическую роль, они стали только подчёркивать хорошие германские корни существующего режима и использовались совершенно замечательно в целях партийной идеологии».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Ну, если даже карнавал, так скажем, спровоцирован, срежиссирован, поставлен властью, тем не менее, он дальше идёт по законам коллективного участия, создания коллективного тела, ведь даже те же первомайские демонстрации или нацистские шествия, они так или иначе вовлекали людей, эмоционально вовлекали людей».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «В случае с первомайскими демонстрациями это было, конечно, очень долгое приготовление к сильному эмоциональному подъёму-переживанию, когда в течение нескольких мгновений человек видел на высокой трибуне Мавзолея некое сокровенное, но как раз в этот момент открытое взорам… концентрацию Добра, если угодно. Это кульминация торжества, после этого все бросали лозунги, плакаты, флажки и гвоздички почти сразу за Мавзолеем на Москворецком спуске. Творчество заканчивалось, но вот длинная многочасовая подготовка к этой кульминации, она, конечно, выстраивалась скорее по законам церковной мистерии, нежели карнавала».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Но я думаю, тогда, пожалуй, можем согласиться на том, что стихия карнавала родственна стихии революции».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «Безусловно, или наоборот. Причём и та и другая стихия может быть чрезвычайно жестокой».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Но если одно существенное отличие: карнавал опровергает, а революция ниспровергает существующий порядок».

Первомай был самый массовым пролетарским праздником. С годами явка на демонстрацию стала обязательной, за посещаемость отвечали предприятия. Лучшим доставался главный приз, – проход по Красной площади перед Мавзолеем и трибунами с партийными лидерами. «Для того, чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно когда они сами являются для себя зрелищем» – писал нарком просвещения Луначарский. И грандиозные театрализованные праздники стали неотъемлемой частью жизни советской страны.

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «…иногда те же самые социологи объясняют тягу к карнавалам надеждой на то, что человек оказывается в какой-то демократической среде, где все равны. Это иллюзорно. Это, по всей видимости, тяга к смене роли, социальной роли, желание изменить свой статус хотя бы на какое-то время. Вжиться, создать какую-то иную жизнь, на какое-то краткое время. В этом отношении карнавал похож на виртуальную реальность компьютера». [T.10.LI.53]

*

(от лат. carne vale «прощай, мясо» либо лат. car val «корабль шутов»)

*

Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает «потешная колесница», «корабль праздничных процессий»)

*

Кстати, по одной из версий, само слово карнавал выводят из латинского currus navalis (currus – корабль, колесница, плуг; navalis – морской)

*

vale (или valeas, bene vale, vale atque salve, vive valeque) Pl, V, C, H etc. будь здоров, прощай

*

Даже само слово «карнавал» является дословным переводом вавилонского слова – корабль-море.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]

 

Александр ПАНЦОВ, доктор исторических наук: «…так вот, в этом личном деле, конечно, очень много материала о визите Мао Цзэдуна в Москву в 49-м году.

…личный врач Мао Цзэдуна, он, например, пишет о том, как ужасно, плохо себя чувствовал Мао Цзэдун после бесед со Сталиным. Например, была такая запись, Мельниковым сделанная, что во время одной из бесед в Кунцево, на даче Сталина, Мао Цзэдун (с сердцем плохо, действительно) почувствовал себя настолько плохо, что его уложили в постель, и сам Сталин принёс ему подушку, Мао Цзэдуну. И Мельников там сделал укол, ему стало лучше, Сталин стал его уговаривать остаться здесь ночевать, но Мао Цзэдун сказал: «Нет, нет, нет», – и отправился к себе Заречье, он жил на даче. Это было ужасно…

Вы знаете, у Симонова в воспоминаниях есть такая фраза: «У Сталина был чёрный, небезопасный для собеседника юмор». Вот этот юмор Мао Цзэдун, конечно, не мог воспринять, когда Сталин мог подойти к нему и сказать: «Мао Цзэдун, а вы настоящий революционер?». Мао Цзэдуну становилось от этого очень напряжённо. Вы знаете, очень интересный психологический момент, что когда Сталина уже не стало, и Мао Цзэдун уже после осуществления первого пятилетнего плана, 53 – 57-й годы, в 57-м году он приехал в Москву, во второй раз приехал. Уже на совещание коммунистических партий, ну и годовщину Октябрьской революции, 40-летие. Уже Хрущёв его пригласил. Но уже были другие совершенно роли. Мао уже был на вершине, у него в руках была колоссальная страна с гигантским населением. И первый пятилетний план был успешным. И уже Мао вёл себя с Хрущёвым так, как когда-то Сталин вёл себя с Мао». [P.97.74]

 

 
     
 

ἀγύρτης, ου ὁ 1) просящий подаяния, нищий Babr.: Μητρὸς ἀ. Anth. = μητραγύρτης; 2) обманщик, шарлатан Soph., Eur., Plat., Plut., Luc. [B.169]

 

Впервые со словом «скоморох» мы встречаемся в хорошо известном учёным «Поучении о казнях божиих». Документ этот появился вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века.

Вряд ли будет ошибкой сказать, что с этого времени и начинается борьба церкви со скоморошеством.

«Но этими и иными способами, – читаем мы в «Поучении», – вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты».

Уже этот самый ранний из известных сегодня документов с упоминанием о скоморохах содержит все основные претензии церкви к ним. Потом вплоть до XVII века – последнего века русских скоморохов – церковь так и не выдвинула ничего, точнее, почти ничего нового против них.

Первое обвинение – это связь скоморохов с язычеством. Скоморохи – слуги дьявола, их игра бесовская, их действия неугодны богу. Слушать скоморохов смотреть на их представления и тем более участвовать в них – едва ли не самый большой грех, который повлечёт за собой страшное наказание на том свете.

Второе обвинение: на игрищах «толпы» народа, «а церкви стоят пусты». Мы не сможем понять всего значения этих слов, пока не разберёмся и том что такое игрища и какое место они занимали в жизни древнерусского человека.

Когда-то игрища были неотъемлемой частью богослужения язычников. Их начинали, как правило, сразу после жертвоприношения. Постепенно игрища приобретали некоторые черты самостоятельности, их проводили независимо от языческих праздников, а потому народ продолжал собираться на них и даже тогда, когда память о языческих богах и о жертвоприношениях исчезла совсем. Церковь сама способствовала проведению этих праздников хотя бы тем, что приурочила все основные языческие праздники к своему календарю и этим как бы легализовала их. Церковь надеялась таким образом изменить характер празднеств, особенно праздничных игрищ и гуляний, но как раз здесь она потерпела одно из самых крупных поражений за всю свою историю.

Скоморохи были заметными фигурами на игрищах ещё у славян, задолго до образования Киевской Руси. Документы этого времени не сохранились, поэтому мы не знаем, что скоморохи делали на игрищах, но, безусловно, действия эти были достаточно важными и никто, кроме самих скоморохов, не мог выполнять их. В более поздние времена (после принятия христианства на Руси) скоморохи берут на себя, условно говоря, «смеховую часть» программы игрища, что делает их самыми заметными фигурами среди всех участников. Именно вокруг скомороха разворачивалось основное действие игрища, именно он был его центром.

А. БЕЛКИН, искусствовед [A.379]

 

Наталья КАРГАПОЛОВА, старший научный сотрудник Государственного Исторического музея, автор и куратор выставки «Час потехи»: «…даже члены императорского дома приходили на площадь, в том числе и Дворцовую, где шло гуляние, именно на Петрушку.

Сюжет Петрушечного представления был достаточно простой: Петрушка – невзрачный человечек, некрасивый, с горбатым носом. Тут его колотит и городовой, или чёрт. У него невеста, или, там, лошадь, или цыган – несколько таких традиционных персонажей. В конце концов Петрушка исчезает под воздействием «тёмных» сил, но потом он всегда воскресает. Всегда Петрушка выкрикивал какие-то очень забавные стишки, и давал комментарии на проходящие ныне события действительности.

Потом Петрушки обслуживали все слои населения… или приглашали петрушечного комедианта в казармы, там уже Петрушка был жёстким.

А сам Петрушка – это герой не только русских гуляний, русского эпоса, русской истории. Самый древний считается – это индийский Петрушка, но по-другому назывался. И в Турции, и в Европе существовали свои Петрушки.

Если мы будем уходить вглубь веков – это скоморохи. Скоморохи, выступали артисты, они и дудели, и плясали, и выкрикивали, и, опять же, выступали в роли шутов – правду резали, за что их затем устранили.

С древности, с Древней Руси были известны скоморохи, которые устраивали «петрушечный» театр. И даже сохранилась гравюра, где видно, что скоморох, поднимая руки вверх, образовывал занавес… «перчаточный» Петрушка.

…как ни гонимы были скоморохи, живёт Петрушка. Нужно родиться артистом». [P.97.233]

 

 
     
 

Куда бы Михаил Дудин ни приходил, он приносил с собой ворох анекдотов, историй, эпиграмм. О брежневской партократии мог сказать:

«Ответственности строгие слова

Теряют смысл и ощущение ноши,

И думать забывает голова,

Когда усердно хлопают в ладоши»

Потом его друг Наум Коржавин пояснит: «Всё это было весёлым, а часто невесёлым пародированием тех форм жизни, внутри которых он ходом вещей оказался».

Его отношение к ним выражалось порой остроумно, порой грустно.

«Пройдёт и это» – утешал он себя и других, когда становилось особенно противно.

Однажды в Пушкинском доме в известном Малышевском кабинете древностей Дудин обнаружил своего предка – скомороха Федьку Дудя. И долго потом объяснял, чем скоморохи отличаются от клоунов и шутов. Говорил, что родись он во времена Ивана Грозного, точно был бы скоморохом.

Те, кто мало его знал, видели в нём насмешника – ироничного и легко шагающего по жизни человека, благополучного поэта, который странным образом ухитрился написать пронизанные болью стихи.

Он не стоял в оппозиции к коммунистическому режиму: верил, как и миллионы советских граждан в идеи партии. Но с годами нарастало в нём ощущение трагедии народа и своего многострадального поколения. [T.10.DCCLIV.3]

*

Дудин Михаил Александрович, русский советский прозаик, поэт, переводчик и журналист, военный корреспондент. Общественный деятель, сценарист, автор текстов песен и более 70 книг стихов. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, секретарь Правления Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета СССР

 

βομβ-αύλιος ὁ ирон. дударь, свистун Arph. [B.169]

 

 
     
 

…но знаете ли вы, что склонность видеть «стакан полупустым» возможно продлит вам жизнь.

Dr. Sridevi V. Sarma, Johns Hopkins University: «Предполагаю, что пессимисты, которые уже прокрутили в голове все дурные варианты развития событий, лучше подготовлены к печальным известиям».

Так что быть пессимистом необязательно плохо. [T.21.LXX.19]

 

Максим НИКУЛИН, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре, сын Юрия Никулина: «…был финальный спектакль в Твери, в Тверском цирке, там, где он начинал, собственно, первое своё выступление. И всё было достаточно трогательно и грустно одновременно…

…уйти в шестьдесят: он, то ли где-то прочитал, то ли сам придумал, что артист должен уйти, может быть на год раньше, чем на день позже. «А я чувствую, что я уже всё – уже пожилой. Клоун не должен быть пожилым: он может быть немолодым, но пожилым он быть не имеет права, потому что тогда его жалко. А жалеть клоуна – последнее дело». [T.3.II.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ