ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты); Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Скоморох

СБОРНИК_01_3_1

 
     
 

gerro, ōnis m ротозей, глупец, бездельник, по др. шут, скоморох Pl, Ter. [B.32]

 

automatum (-on), ī n (греч.) 1) самодвижущаяся или самодействующая машина, автомат Pt, Su; 2) ловкая штука, фокус, (неожиданный) трюк (automata alicujus mirari Pt). [B.32]

 

Рей Брэдбери: «Когда мне было 12 лет, на карнавале я встретил фокусника, который утверждал, что будет жить вечно, имея ввиду то, что доступно каждому: создание бесценных произведений или, например, семьи, так как это и есть живое продолжение бессмертия. Моим продолжением являются мои книги…» [T.10.LXXXII.3]

 

 
     
 

Проверить это довольно трудно, так как даже мысль о каком-либо контроле нарушила бы концентрацию внимания и «водворила» бы сознание на место, уничтожив причину развития тепла. С другой стороны, проверка этого явления у других вообще невозможна. Умственный склад анахоретов и их учеников не имеет ничего общего с психологией «медиумов» западного полушария, дающих сеансы за вознаграждение и разрешающих критическое изучение вызванных через них явлений. Самый смиренный из учеников тибетского гомтшена весьма удивился бы, если бы ему предложили нечто подобное. Меня очень мало беспокоит, верите ли вы в эти явления или нет, сказал бы он. У меня нет ни малейшего желания вас убеждать. Это профессия фигляров кривляться перед толпой. Я же не даю театральных представлений.

Суть в том, что на Востоке не выставляют напоказ своих знаний магии, философии или психики. Соответственно, чрезвычайно трудно добиться откровенности в этих вопросах... Изучающий страну путешественник может получить очень гостеприимный приём у учёного ламы, в течение нескольких месяцев пить с ним чай в домашней обстановке и всё-таки уехать с убеждением в полном невежестве своего хозяина. А между тем, он мог бы не только получить исчерпывающие ответы на все интересующие его проблемы, но и научиться ещё очень многому, что ему даже и не снилось.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Культура – это система запретов. Запрет ходить голышом, запрет объедаться и напиваться, запрет любить, запрет смеяться. Но один раз в год запреты снимаются, – это время карнавала. Карнавал, – это время, когда меняются местами добро и зло, право и лево, верх и низ, голова и греховная плоть, время, когда шут становится царём, а царь шутом. Как говорил Бахтин, карнавал – это жизнь наизнанку, это мир наоборот. Мы говорим «carne vale» – «прощай мясо»…

Карнавал по Бахтину, это «Мир наоборот», а есть на свете «Город наоборот» – Mundus Alter, – «Другой Мир», как называл его Петрарка. Город, в котором маску можно было носить в течение шести месяцев в году – с первого воскресенья октября до начала Великого поста. Город, как одна сплошная декорация, город, в котором карнавал, кажется, не прекращается никогда. Имя ему Венеция».

Слово «карнавал» происходит от латинского «Каррус навалис», так называлась ритуальная повозка – корабль, на которой римляне возили идолов плодородия в дни сатурналии, – празднеств, посвящённых богу Урожая Сатурну. После принятия христианства Церковь приспособила языческий праздник к своим канонам, его стали проводить перед Великим постом и даже само слово «карнавал» трактовать иначе: «Карне» – «мясо» и «вале» – «прощай».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «В середине XIX-го века один немецкий филолог придумал, что слово «карнавал» происходит от некого «Каррус навалис». На самом деле, судя по всему в этом слове нет нечего подобного. Эта этимология не выдерживает научной критики и, соответственно, все теории, связанные с использованием кораблей или платформ, похожих на корабли, или повозок в форме кораблей, не выдерживают тоже никакой...

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «…более того, вообще там, где государь начинает изображать из себя шута, а шут, – это вторая фигура, которой позволено переступать нормы, – он становится, очень опасен. Когда эти фигуры объединяются в одну, именно когда царь начинает шутовствовать, как Иван Грозный, когда усаживает Симеона Бигбулатовича на трон, это конечно очень опасный призрак».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…но политика часто манипулирует карнавалом, она пытается как-то либо в русло как-то направить карнавальную стихию, либо взять карнавальные ритуалы как это использовал Сталин или Пётр I».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «Или Гитлер, потому что нацисты несколько опасались своих карнавалов, и нацисты опасались, что там возникнут мотивы критики их режима. Ничего подобного! Карнавалы отлично выполнили свою политическую роль, они стали только подчёркивать хорошие германские корни существующего режима и использовались совершенно замечательно в целях партийной идеологии».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Ну, если даже карнавал, так скажем, спровоцирован, срежиссирован, поставлен властью, тем не менее, он дальше идёт по законам коллективного участия, создания коллективного тела, ведь даже те же первомайские демонстрации или нацистские шествия, они так или иначе вовлекали людей, эмоционально вовлекали людей».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «В случае с первомайскими демонстрациями это было, конечно, очень долгое приготовление к сильному эмоциональному подъёму-переживанию, когда в течение нескольких мгновений человек видел на высокой трибуне Мавзолея некое сокровенное, но как раз в этот момент открытое взорам… концентрацию Добра, если угодно. Это кульминация торжества, после этого все бросали лозунги, плакаты, флажки и гвоздички почти сразу за Мавзолеем на Москворецком спуске. Творчество заканчивалось, но вот длинная многочасовая подготовка к этой кульминации, она, конечно, выстраивалась скорее по законам церковной мистерии, нежели карнавала».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Но я думаю, тогда, пожалуй, можем согласиться на том, что стихия карнавала родственна стихии революции».

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «Безусловно, или наоборот. Причём и та и другая стихия может быть чрезвычайно жестокой».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Но если одно существенное отличие: карнавал опровергает, а революция ниспровергает существующий порядок».

Первомай был самый массовым пролетарским праздником. С годами явка на демонстрацию стала обязательной, за посещаемость отвечали предприятия. Лучшим доставался главный приз, – проход по Красной площади перед Мавзолеем и трибунами с партийными лидерами. «Для того, чтобы почувствовать себя, массы должны внешне проявить себя, а это возможно когда они сами являются для себя зрелищем» – писал нарком просвещения Луначарский. И грандиозные театрализованные праздники стали неотъемлемой частью жизни советской страны.

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «…иногда те же самые социологи объясняют тягу к карнавалам надеждой на то, что человек оказывается в какой-то демократической среде, где все равны. Это иллюзорно. Это, по всей видимости, тяга к смене роли, социальной роли, желание изменить свой статус хотя бы на какое-то время. Вжиться, создать какую-то иную жизнь, на какое-то краткое время. В этом отношении карнавал похож на виртуальную реальность компьютера». [T.10.LI.53]

*

(от лат. carne vale «прощай, мясо» либо лат. car val «корабль шутов»)

*

Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает «потешная колесница», «корабль праздничных процессий»)

*

Кстати, по одной из версий, само слово карнавал выводят из латинского currus navalis (currus – корабль, колесница, плуг; navalis – морской)

*

vale (или valeas, bene vale, vale atque salve, vive valeque) Pl, V, C, H etc. будь здоров, прощай

 

Александр ПАНЦОВ, доктор исторических наук: «…так вот, в этом личном деле, конечно, очень много материала о визите Мао Цзэдуна в Москву в 49-м году.

…личный врач Мао Цзэдуна, он, например, пишет о том, как ужасно, плохо себя чувствовал Мао Цзэдун после бесед со Сталиным. Например, была такая запись, Мельниковым сделанная, что во время одной из бесед в Кунцево, на даче Сталина, Мао Цзэдун (с сердцем плохо, действительно) почувствовал себя настолько плохо, что его уложили в постель, и сам Сталин принёс ему подушку, Мао Цзэдуну. И Мельников там сделал укол, ему стало лучше, Сталин стал его уговаривать остаться здесь ночевать, но Мао Цзэдун сказал: «Нет, нет, нет», – и отправился к себе Заречье, он жил на даче. Это было ужасно…

Вы знаете, у Симонова в воспоминаниях есть такая фраза: «У Сталина был чёрный, небезопасный для собеседника юмор». Вот этот юмор Мао Цзэдун, конечно, не мог воспринять, когда Сталин мог подойти к нему и сказать: «Мао Цзэдун, а вы настоящий революционер?». Мао Цзэдуну становилось от этого очень напряжённо. Вы знаете, очень интересный психологический момент, что когда Сталина уже не стало, и Мао Цзэдун уже после осуществления первого пятилетнего плана, 53 – 57-й годы, в 57-м году он приехал в Москву, во второй раз приехал. Уже на совещание коммунистических партий, ну и годовщину Октябрьской революции, 40-летие. Уже Хрущёв его пригласил. Но уже были другие совершенно роли. Мао уже был на вершине, у него в руках была колоссальная страна с гигантским населением. И первый пятилетний план был успешным. И уже Мао вёл себя с Хрущёвым так, как когда-то Сталин вёл себя с Мао». [P.97.74]

 

 
     
 

…но знаете ли вы, что склонность видеть «стакан полупустым» возможно продлит вам жизнь.

Dr. Sridevi V. Sarma, Johns Hopkins University: «Предполагаю, что пессимисты, которые уже прокрутили в голове все дурные варианты развития событий, лучше подготовлены к печальным известиям».

Так что быть пессимистом необязательно плохо. [T.21.LXX.19]

 

Максим НИКУЛИН, генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре, сын Юрия Никулина: «…был финальный спектакль в Твери, в Тверском цирке, там, где он начинал, собственно, первое своё выступление. И всё было достаточно трогательно и грустно одновременно…

…уйти в шестьдесят: он, то ли где-то прочитал, то ли сам придумал, что артист должен уйти, может быть на год раньше, чем на день позже. «А я чувствую, что я уже всё – уже пожилой. Клоун не должен быть пожилым: он может быть немолодым, но пожилым он быть не имеет права, потому что тогда его жалко. А жалеть клоуна – последнее дело». [T.3.II.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ