ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Атрибуты 2

Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты 2

 
     
 

…его правая нога выдвинута вперед. Лоб опоясывает змея, кусающая свой хвост…

 

colubra, ae f 1) небольшая змея, змейка: с. restem non parit погов. Pt змея верёвки не родит (т. е. яблочко от яблони недалеко падает); 2) червь: саесае colubrae Col кишечные черви. [B.32]colubra, ae f 1) небольшая змея, змейка: с. restem non parit погов. Pt змея верёвки не родит (т. е. яблочко от яблони недалеко падает); 2) червь: саесае colubrae Col кишечные черви. [B.32]

 

 
     
 

Далее, памятники эти ясно указывают нам на то, о чём раньше мы заключали из рассмотрения последующей истории Египта, а именно, что дальнейшей стадией государственности до объединения государства было существование двух самостоятельных царств: южного и северного. Первое имело центром г. Нехебт, греч. Илифиасполь; второе – г. Деп-Буто; в первом почиталась богиня Нехебт, в виде коршуна, во втором – Уадит-Буто, в виде змеи; кроме того, рядом находилось в каждом царстве по городу с культом национального бога завоевателей, сокола Гора: на юге в Нехене-Иераконполе, на севере в г. Пе.

Память о древних столицах Нехене и Буто держалась ещё долго: двое вельмож, наиболее приближенных к царю, носили титул: «При Нехене» и «При Буто». Первоначально они имели судебные функции. Богиня Нехебта в виде коршуна всегда парит над царём, сидящим на троне, и, вместе с змеёй богиней Буто, входит в царскую титулатуру.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию – быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется «у ре и». Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

*

Змея-кобра Уаджет (Уто) – покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра…

Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте, носят «Объединенную корону Двух Земель» – корону «Пшент». Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне «Пшент» изображали урей, редко – два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда – связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной «Пшент» венчались на царство наследники богов после Золотого века – фараоны, «владыки Двух Земель».

Иван РАК [B.121.1]

*

Но тут случилась беда. Непроглядный мрак всё ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать всё что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.

В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:

– Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.

Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:

– О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза!

И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.

Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность?.. Он поднялся с земли, повернул голову и напряженно прислушался.

Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился всё громче… кто-то шёл к первозданному холму… уже можно было различить голоса… И бог узнал эти голоса – это были голоса его детей! После многолетних поисков Глаз всё-таки нашёл их в океане и теперь торжественно вёл к холму Бен-Бен, где столетия напролёт горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождём хлынули на землю.

Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять, – как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:

– Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты – и это благодарность! – ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву до́лжно находиться мне!

– Не гневайся, – сказал Атум. – Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.

Но оскорблённый Глаз не слушал никаких оправданий. Желая во что бы то ни стало отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума.

Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.

Иван РАК [B.121.2]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…где на чело царя возлагалась Великая священная змея Иарет, или, как мы её называем по греческому аналогу, – Урей – символ великой царской власти.

…это вещь, которая стояла в центре царской гробницы, это изображение забальзамированной фигуры Осириса, вокруг которого два Великих змея Мехену, кусающих свой хвост. Вот это первое изображение Уробороса – змея, кусающего свой хвост в искусстве в истории человечества. Оно вышло отсюда – из Египта – с четырнадцатого века до новой эры». [P.125.4]

 

Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей – золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна – знаком Нехебт, богини Верхнего Египта. [P.100.69]

КОБРА ДАЛЕЕ

 

 
     
 

Александр МАХОВ, доктор филологических наук: «…и Демон также кокетливо одет, он практически, строго говоря-то, в общем даже и обнажён, а единственный атрибут его одежды – это кокетливо повязанный Змей, который выполняет функцию пояса у него. То есть, иначе говоря, Змей в изображениях часто используется просто как такой визуальный атрибут Демона. Иногда, кстати, он бывает повязан на голову, как такая шапочка или какой-то капюшончик, но, вот, чаще всего он либо на руке повязан, либо на поясе.

…есть в «Бестиарии» одно указание на то, что может значить эта странная особенность. Среди повадок змей есть одна такая, очень любопытная, на самом деле. На змей, как известно, охотятся заклинатели змей, которые привлекают змею неким прекрасным пением или игрой на дудочке. И, вот, уже «Физиолог» (др.-греч. Φσιολόγος) греческий, а за ним и средневековый «Бестиарий» рассказывают нам о том, как змея спасается от охотника: она делает так, что она эту песенку приятную не слышит. А как она это делает? «Бестиарий» описывает это так: «Змея ложится одним ухом на землю, а другое ухо она затыкает своим собственным хвостом. В результате она не слышит эту песню, и это её спасает от заклинателя змей. Поверье это очень древнее, его упоминает уже Августин, который сравнивает змей с грешниками: ведь грешники тоже закрывают себе уши, чтобы не слышать заклинателя – Иисуса Христа. Они глухи к Божественному Слову

…семиотически Змей и Дракон, разумеется, обозначают Дьявола, но между ними есть одно тонкое различие: Змей – самый хитрый из всех зверей полевых, как говорит Книга Бытия, – искушает, а Дракон – подстерегает. Вот подстерегает он в буквальном смысле…» [T.10.CI.74]

 

 
     
 

ЖЕЗЛ

 
     
 

cērỹcium, ī n (греч.) Dig = caduceus. [B.32]

 

cādūceus, ī m [из дорич.-греч. kārýkeion] кадуцей: 1) обвитый двумя змеями жезл Меркурия Su etc.; 2) герольдский (парламентёрский) жезл С, L etc. [B.32]

 

cadūci-fer, ferī m жезлоносец (прозвище Меркурия) О. [B.32]

 

ϰηρύϰειον, τό, ион. ϰηρυϰήἴον, жезл глашатая или герольда, обвитый двумя змеями, лат. caduceus

ϰήρυξ, ῡϰος, ὁ (по др. ϰῆρυξ), глашатай, герольд; вестник, посол; 2) Н.З. вестник слова Божия, проповедник.

*

κηρύκειον (ῡ), ион. κηρῡκήϊον τό жезл глашатая (часто обвитый двумя змеями, как и жезл Гермеса) Her., Thuc. etc. [B.169]

 

vindicta, ae f [vindico] 1) виндикта, преторский жезл освобождения (прикосновение им к рабу служило символом отпущения на волю) (vindictam imponere, sc. servo H, Dig); 2) отпущение на волю: vindictā liber factus С отпущенный на волю; 3) освобождение, спасение (invisae hujus vitae L); защита (libertatis suae L); 4) кара, наказание (legis sevērae O); 5) мщение: cupidine vindictae inardescere T гореть жаждой мести; nactus occasionem vindictae Pt воспользовавшись случаем, отомстить. [B.32]

 

I scīpio, ōnis m (греч.) палка, посох Pl, Ctl; жезл (s. eburneus L). [B.32]

 

medico, āvī, ātum, āre [medicus I] 1) смешивать, приготовлять, приправлять (aquam thymo Col; vinum Col): potio medicata QC целебное питьё || смазывать (oves unguine Pall); 2) красить, окрашивать (aliquid aliquā re О etc.); 3) бальзамировать (mortui arte medicati Mela); 4) размягчать (semina, sc. nitro V); 5) наделять чудодейственной силой, зачаровывать: virga medicata O волшебная палочка; fruges medicatae V волшебные зелья; somnus medicatus O навеянный чарами сон; 6) лечить (vulneris aestūs Sil; rabidos furores Calp); 7) отравлять (medicata veneno tela Sil). — См. тж. medicatus I. [B.32]

 

virga, ae f 1) ветка, ветвь, побег ; 2) черенок, отводок ; 3) прут, розга, палка ; 4) (= fasces) ликторский пучок ; 5) палка, посох, трость ; 6) волшебная палочка: Arcadia v. St = палочка Меркурия; v. horrida H страшный жезл (Меркурия, сопровождавшего души умерших в Тартар)

 

βακτηρία ἡ 1) палка, посох Thuc., Arph., Xen., Plut.; 2) судейский жезл Dem., Arph. [B.169]

 

δόρυ, δόρατος, эп.-ион. δούρατος и δουρός, поэт. δορός τό (dat. δόρατι, δούρατι, δουρί, δορί и δόρει; dual. δοῦρε; pl.: nom. δόρατα, δούρατα, δοῦρα и δόρη, gen. δοράτων и δούρων, dat. δόρασι, δούρασι и δούρεσσι) 1) дерево; 2) брус, балка, доска или древесина; 3) судно, корабль; 4) шест, древко; 5) (царский) жезл, скипетр; 6) копьё; 7) бой, сражение, тж. война; 8) вооружённые силы, войско[B.169]

 

 
     
 

Предмет, на котором рядом с загадочной мужской фигурой изображён скорпион, является навершием ритуальной булавы. Булава – один из ранних символов царской власти в Древнем Египте. На всём протяжении истории Древнего Египта, фараонов изображали разбивающими головы врагов этим оружием. Навершие боевой булавы было размером с бейсбольный мяч, но ритуальное навершие могло быть размером с баскетбольный мяч и весить более десяти килограммов. Ритуальное навершие с изображением мужчины и скорпиона – первое из подобных находок. [T.10.CLXXXI]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Магический жезл из собрания музея Метрополитен (225 kB). Это слоновая кость, это рубеж XXIXX-го века до новой эры.

На самом деле – вещь защитная: мы видим Великое Око Гора – символ Уджат, символ Благополучия и великой защиты. Иероглифы огней, изображения львов, крокодилов, лягушек и черепахи.

Львы – «Охранники Горизонта». Крокодил – очень амбивалентная сущность, которая может использоваться как для нападения, так и для защиты. Лягушка – это символ богини Хекет – богини родов, и это указание, что этот жезл используется в качестве защиты для роженицы, либо для беременной женщины. И черепаха – это символ стагнации, остановки, то есть, это остановка чего-то дурного, что может быть использовано по отношению к этой женщине». [P.125.3]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в руках у царя два главных скипетра, которые он унаследовал от Осириса (210 kB). Скипетр Хекет в виде крюка или Хека – символ магической власти, это дословный иероглиф «магическая сила». И скипетр Нехаха (нехеху) – это длинный цеп, но к цепу пастухов он не имеет никакого отношения: это солнечные лучи, ниспадающие на землю. Это те самые скипетры, которыми когда-то правил Осирис землёй, и вслед за Осирисом царь, подобно Хору, то есть, сыну Осириса и законному его наследнику, тоже эти скипетры держит». [P.125.128]

**

 
     
 

**

В состав клада входят золотые пластинки с изображением мужчин в одежде персов или бактрийцев. Одни из них вооружены луками и мечами, некоторые держат в руках сосуды, цветы или пучки прутьев. Такие прутья применялись жрецами древних ираноязычных народов. При гадании их рассыпали по земле и по положению веточек предсказывали судьбу, а во время жертвоприношений раскладывали прутья в виде подстилки, чтобы на неё слетело божество принять жертву.

Е. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук [A.329]

 

…в одном из своих стихотворений Пауль просит Бога: «Назначь меня миндалём». Миндальный жезл, ааронов, процветший на идиш звучит так «Мандельштам». А ещё миндаль едят по еврейским праздникам, особенно на Пасху, в воспоминание об Исходе и о рождении Церкви. [T.10.CDI.56]

 

Дева Мария в три года была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм. Когда ей исполнилось четырнадцать лет и одиннадцать дней, священники объявили, что по обычаю она обязана выйти замуж. Мария ответила, что дала обет безбрачия. Нарушить обет было нельзя, как и оставлять её в Храме. Первосвященником в тот год был святой Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он обратился к Господу с молитвой и услышал Его волю.

…были собраны двенадцать мужчин (из колена Иудова от дома Давидова). Их жезлы на ночь оставили в Храме, а на другой день жезл Иосифа расцвёл. Иосиф был уже старцем – ему было за восемьдесят лет – вдовцом, и у него было шестеро взрослых детей. Но Иосиф покорился Воле божьей и обручился с Девой Марией, став её названым, то есть, формальным мужем. Она была поручена ему не для брака, а для сохранения чистоты.

Dr. James M. Bradburne, Director General of Pinacoteca di Brera, Milan: «…этот сюжет объясняет некоторые детали картины, на первый взгляд не поддающиеся расшифровке. Именно поэтому у посоха Иосифа сверху есть маленький цветок. Здесь Рафаэль опирается на ещё одну историю – уже из Ветхого Завета, – когда жезл Аарона расцвёл миндальным деревом. Слова «Вирга / virga» – «Палочка» и «Вирго / virgo» – «Девственница» похожи, поэтому в Средние века за миндалём закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери». [T.10.DCCLVIII.1]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а слово, которое мы здесь перевели как «розга», в общем-то, правильно перевели, это «шевет» – древнееврейское слово «жезл», «палка» и «символ власти». То есть, родитель, который отказывается применять свою отеческую власть, он, на самом деле, сына не любит: ему не жалко сына, потому что он его отдаёт во власть его каких-то дурных наклонностей, его желаний. А любовь, она, на самом деле, требовательна. Книга Притчей (Притч. 13:25) скорее говорит об этом». [P.125.406]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а дальше такой интересный образ – такая игра словами, которая в любом переводе теряется.

«Было мне слово Господне: «Что ты видишь, Иеремия?» я ответил: «Вижу миндалевый жезл» (Иер.1:11)

То есть, некий жезл, посох, сделанный из миндалевого дерева.

«И сказал мне Господь: «Ты видишь верно, ибо Я не дремлю, и слово Моё исполню» (Иер.1:12)

Дело в том, что «бодрствовать» – по-еврейски «шакад» ( כִּי־שֹׁקֵד ), и «миндаль» – по-еврейски «шакед» ( שָׁקֵד ) – созвучные слова. То есть, как если бы мы сказали: «Вижу миндалевый жезл», а Господь нам ответил: «Миндальничать я не стану». Такой оборот – игра речи: всё очень серьёзно с одной стороны, с другой стороны – это на грани шутки такая игра словами». [P.125.454]

***

 
     
 

***

…прежде всего это изображения ритуальных предметов, сгруппированные в комплекты по семь и восемь предметов в каждом («семь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь жертв» и т. д.).

Набор из «семи драгоценностей» чаще всего состоит из свастики (в буддизме она выступает символом вечного движения, непрерывного бытия), рыбы (символ вечной бдительности), алмазного жезла (символ несокрушимой истины), белой раковины, спиралью закрученной вправо, вазы с лотосом, колеса закона.

Колесо, раковина, лотос встречаются чаще всего, что говорит об их высокой ритуальной значимости.

Н. ЖУКОВСКАЯ, кандидат исторических наук [A.372]

 

В ответ на это Нанна протягивает ему измерительный жезл и свернутую кольцом веревку – рулетку зодчего. Тем самым он побуждает царя построить ему храм.

В следующем ряду царь выполняет повеление бога луны. От этого ряда уцелел один угол. Здесь позади сидящей фигуры Нанна, – его легко узнать по рогатому головному убору божества, – царь несёт на плечах строительные инструменты: кирку, циркуль и корзину для раствора. Ему помогает обритый наголо жрец.

Обычно, восхваляя шумерийских царей, говорили: «он почитал богов, он разбил своих недругов, он был справедлив к народу, и он прокладывал каналы». Три из этих благих деяний изображены на стеле. А где же четвёртое?

Когда Нанна протягивает царю измерительный жезл и верёвку, он, несомненно, повелевает строить ему храм, ибо это специальные инструменты зодчего. Но почему царь Вавилона Хаммураппи приказал высечь на камне над своими прославленными законами точно такую же группу? Там тоже бог протягивает царю жезл и верёвку, но на сей раз ни о каком строительстве храма нет и речи. Дело в том, что эти предметы имеют два значения: прямое и символическое. Символически веревка означает правильную меру, а жезл – прямое, справедливое поведение. Именно таков был дух законов Хаммураппи, и Урнамму, помимо ясного повеления строить, принимал от бога и это второе символическое значение орудий зодчего. Таким образом, в стеле были отражены все обязанности царя.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Эрмий тем временем, бог килленийский, мужей умерщвленных души из трупов бесчувственных вызвал, имея в руках свой жезл золотой…»

Как видите, жезл, которым у нас изображают торговлю, и используют обычно для Министерства торговли, то этот жезл крылатый, он имел ещё совершенно другую функцию – изводить из умерших тел души.

«Им он махнул, и, столпясь, полетели за Эрмием тени с визгом, как мыши летучие… и вёл их Эрмий, в бедах покровитель к пределам тумана и тленья…» [P.125.229]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…дело в том, что «шипа» (шепа) на санскрите – это мужской половой орган (сифа / sipha – корень). Латинское scipio (отсюда Сципион, отсюда скипетр) – это палка. Так что это всё эффимизмы полового органа. И Вишшипивишта – это изменяющийся половой член: во время полового соития он один, когда обычно – он другой по размерам. Это целомудренные индуисты предпочитают вообще об этих неприличных вещах не говорить. Но они важны, поэтому они упоминаются в гимнах, потому что речь идёт о том, что Вишну проникает, ну, как бы в саму сущность жизни, он даёт жизнь. Он – покровитель брака, как того, что даёт рождение новым существам, новым людям, которым открыта вечность». [P.125.339]

 

 
     
 

Алексей ВОДОВОЗОВ, научный журналист, подполковник медицинской службы запаса: «…сразу скажу: Кадуцей – это жезл Гермеса, и там две змеи на коротком жезле с крылышками. И его ошибочно выбрали для обозначения Медицинской службы Соединённых Штатов, то есть, в армии Соединённых Штатов была сделана такая крупная ошибка, и он стал таким символом по ошибке. Перепутали с посохом Асклепия». [P.125.623]

 

 
     
 

…золотой жезл, верх которого состоит из следующего скульптурного изображения. На огромной змее, обвившей древко скипетра, покоится исполинская черепаха, на спине которой стоят три белых слона…

 

 
     
 

serpens arboris amplectens stirpem Lcr змея, обвившаяся вокруг древесного ствола [B.32]

 

ЗМЕЯ см. также ЗАРИСОВКИ_22_5_03

 

Горы Северной Эфиопии. Природные условия защищали монахов от вторжения. Эти горы труднопроходимы и похожи на крепость. Здесь находится монастырь Дэбрэ-Дамо (Дебре-Дамо). Попасть туда можно только взобравшись по веревке на двадцатиметровую скалу. Согласно легенде, египетский святой Абуна Арегави был вознесён на вершину этой скалы мистическим Змеем. Здесь он и основал монастырь. А Змей превратился в ту самую веревку, по которой взбираются на скалу. Сейчас здесь обучаются двести тридцать три монаха. Церковь в Дэбрэ-Дамо была построена в шестом веке, она считается самой старой церковью в Эфиопии. [T.10.CCI]

 

…во всех уголках планеты одно животное смогло удивительным образом адаптироваться к самым разным опасным условиям жизни – это змея. Змеи редко кусают противника в целях самозащиты: это пустая трата яда. Они предпочитают отпугнуть потенциального врага другим способом. Но, порой, у них не остаётся выбора. [T.21.II.3]

 

 
     
 

ЧЕРЕПАХА

 

Статуя черепахи – один из немногих следов древней монгольской столицы. Таких фигур было четыре – в каждом углу города. Черепаха, связанная с духом воды, призвана охранять Каракарум от наводнений. Люди и сейчас чтут этого духа: кладут камешки и делают подношения. Фактически монголы никогда не отказывались от шаманизма, они интегрировали его в свою форму буддизма. Они всё ещё верят в духов своего ландшафта. [T.10.LXXXVI.2]

 

Каменная черепаха – символ вечности и долголетия. На ней было высечено название дворцового города. Однако местонахождение Дворца Великих каганов остаётся загадкой. Также неизвестно, куда подевались несметные сокровища, захваченные ордами всадников во время походов. [T.10.XI.18]

 

ЧЕРЕПАХА ДАЛЕЕ

 

 
     
 

СЛОН

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Острова – далёкие и манящие, – занимали воображение человека на протяжении всей истории. И, одновременно, острова были оплотом стабильности: не случайно многие космогонии изображают Землю, как остров, который стоит на спинах трёх китов или трёх слонов. И многие древние мифологии говорят о неких мифических континентах, например, Пацифида в Тихом Океане или дравидские мифы, которые говорят о Лемурии, – континенте в Индийском океане. Или даже мифический континент Арктида, о котором, кстати, пишет Обручев в своём фантастическом романе «Земля Санникова». Но самым известным из этих мифов является, конечно, Атлантида». [T.10.LI.37]

 

…символика здесь очевидна: животная часть этого божества олицетворяет слоновью силу, способную справиться с любой тяжестью. Своими уникальными габаритами и мощью слон не мог не произвести глубочайшего впечатления на людей, искавших смысл в окружавшем их мистическом мире.

Считается что слон, помимо особых физических качеств, обладает врождённой мудростью, которая является его главным достоинством. В XIII-м веке король тайского государства Сукотаи велел возвести храм известный как Ват Чанг Лум, что означает «Храм окружённый слонами». Основание этой ступы украшено статуями 36-ти слонов.

Яркая демонстрация преклонения буддистов перед этими животными. Слон играл важную роль в истории самого Будды, можно сказать с момента его зачатия. Как известно, зачатие Будды было непорочно. По преданию его мать понесла от явившегося ей во сне белого Слона. Слон фигурирует и в других эпизодах из жизни Будды.

…притчу о том, что слон и обезьяна преподнесли Будде, когда он завершил один из своих долгих постов: обезьяна предлагает ему мёд, а слон приносит воду в стволе бамбука.

Слон всегда остаётся рядом с Буддой, даже после его смерти. Каждый год в конце июля город Канди в Шри-Ланке заполняется слонами. Их приводят из соседних деревень хозяева для участия в празднике Эсала Перохера. Это важное религиозное мероприятие, проводимое уже почти две тысячи лет и посвящённое памяти Будды. Когда Будда умер в VI-м веке до нашей эры, его тело кремировали. По преданию местная принцесса извлекла из погребального костра один из его зубов, спрятала его в своей причёске и вернулась с ним в Шри-Ланку. С тех пор эта реликвия хранится в храме Дала Де Малигагва, что буквально означает «Храм Зуба». С XVIII-го века драгоценный моляр провозят на спине слона во время грандиозного празднества Эсала Перохера.

Вечером Великого Дня слонов собирают на площади перед храмом и облачают в церемониальные наряды. Внутри самого храма к параду готовят самого крупного и красивого слона. Это ему будет доверена честь везти на себе Зуб Будды. Торжества длятся 10 дней, но достигают пика своей зрелищности в ночь полнолуния. Слона со священным паланкином окружают жрецы и сановники, более тысячи танцоров, музыкантов и жонглёров, и около сотни других слонов. [T.10.LXXXVI.1]

 

СЛОН ДАЛЕЕ

 

 
     
 

ПИРАМИДА

Когда-то в Древнем Мире стояло Семь Чудес Света – семь памятников мастерству человека. Цивилизации исчезали одна за другой, и Чудеса Света превращались в руины, исчезая во времени… Все… Кроме одного. Пирамида Хеопса в Гизе, возраст которой составляет четыре с половиной тысячи лет, единственное из Семи Чудес Света, сохранившееся до наших дней, и самое древнее из них. Эту пирамиду окружают бесчисленные мифы… [10.XCVII.2]

 

Dr. Fekri Hassan, Institute of Archaeology, University College, London: «Чернозём поймы Нила, грунт, который приходит из Эфиопии представляют эти тёмные камни, так что это более-менее образ долины и ила, которые дают жизнь. А пирамида – это символ роли царя и возобновления плодородия Нила каждый год. Пирамида была неотъемлемой частью государственной машины, она представляла власть царя, она представляла его связь с богами. И сам факт отсутствия этих пирамид явно указывает на то, что с египетской цивилизацией творилось что-то ужасное». [T.12.VIII]

 

Ori Soltes, Professor Theology and Fine Arts. Georgetown University: «Создавая пирамиду, вы фактически строите стилизованную гору. Это средство связи неба и земли. Я бы предпочёл, чтобы знания о том, как построить нечто такое, было бы навсегда утрачено. Чтобы, когда я пришёл в другой мир, оно, так сказать, ушло бы со мной, потому что, если после меня никто не сможет создать что-либо подобное тому, что сделал я, моё величие значительно усиливается». [T.12.XIII.1]

 

 
     
 

Prof. Ray Laurence, University of Birmingham: «Колизей строился так, чтобы затмить египетские пирамиды». [T.10.XCVII.1]

 

Но прошла ещё тысяча лет, прежде чем древним египтянам был нанесён последний удар. Появилась новая религия, и хотя она тоже признавала концепцию жизни после смерти, но считала, что тело для этого необязательно. Христианство прокатилось по Египту. За ним последовали другие религии, уничтожив трёхтысячелетнюю религию всего за несколько веков, что вызвало закат культуры и образа жизни, который она сформировала с помощью пирамид. В поисках вечной жизни они оставили наследие в виде основ геометрии, зарождающейся науки и зачаточных технологий, подготовив почву интеллектуального роста. [T.12.XV.2]

 

ПИРАМИДЫ ДАЛЕЕ

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

ДАЛЕЕ