ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек).

   

Magus: Атрибуты

Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты

ЛЕМНИСКАТА

 
     
 

…лоб опоясывает змея, кусающая свой хвост. Над головой виден знак бесконечности.

 

 
     
 

Уроборос (др.-греч. οὐροβόρος, от οὐρά «хвост» и βορός «пожирающий»; букв. «пожирающий [свой] хвост») – свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост.

 

οὐρά (ᾱ), эп.-ион. οὐρή ἡ 1) (только животных; ср. ὀρροπύγιον) хвост Hom., Her., Eur., Xen. etc.; 2) воен. хвост колонны, арьергард или тыл…; 3) Soph. = αἰδοῖον. [B.169]

βορός 3 [βιβρώσκω] прожорливый Arph., Arst., Luc. [B.169]

 

ἄπειρον τό филос. беспредельное, бесконечное Arst. [B.169]

λημνίσκος ὁ шерстяная лента или повязка Polyb., Plut., Anth. [B.169]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…он стоит на Времени, потому что змей Мехен, который кусает свой собственный хвост – этот символ, который появится впервые в Египте на ковчегах Тутанхамона в четырнадцатом веке до новой эры. И позже, уже в Герметической традиции, будет назван Уроборосом – это символ «бесконечности времени». [P.125.3]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…которая сохранилась в единственном экземпляре. Она уникальна. Практически все царские гробницы разграблены. И зачастую только по фрагментам знали, что вокруг царского саркофага с мумией собирались в процессе погребения особые ковчеги. Они были деревянные позолоченные, их было несколько. Каждый из них имел свой собственный смысл. До того, как была найдена гробница Тутанхамона, об этих ковчегах знали по изображениям, по обломкам.

«Второй ковчег», на котором есть «Великая книга света», на которую есть ссылки из других египетских источников, но в полной форме она есть только здесь. Снаружи – духи-хранители с огненными ножами, внутри – богини-охранительницы с крыльями, которые защищают умершего. Изображения, покрывающие внешнюю стенку саркофага. Их никто не должен был увидеть: поверх этого делался ещё один ковчег.

…тело Предвечного божества, внутри которого пребывает душа его в виде Солнца. Это редчайшее изображение Предвечного бога четырнадцатого века до новой эры. (135 k B) То, что вокруг его головы и ног – это первое изображение Уробороса – змея, кусающего свой собственный хвост, в истории человечества. По крайней мере, известное пока нам. Это бесконечность времени. Текст говорит о том, что «он объят пламенем».

…когда толпа туристов мчится по галерее Тутанхамона к маске мимо этого, то, конечно, становится обидно, потому что главное – не маска. Для древних египтян главное – вот это – совершенно потрясающий Космос». [P.125.28]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…под её подбородком змея с человеческим лицом. В египетском иероглифическом письме образ змеи мог быть определителем к имени любой богини, то есть, это богиня par excellence – богиня «a priori». Точно так же, как и к образу мужского божества в египетском письме детерминативом-определителем мог использоваться сокол. Сокол и змея – мужское и женское – представление о мужской божественной энергии и о женской божественной энергии». [P.125.9]

 

Наилучший способ вернуться туда, откуда ты вышел, не повторяя дважды пройденного пути, это идти по кругу. А поскольку единственное существо, способное свернуться в бублик, – змея, это и объясняет причину появления такого множества мифов и культов, связанных со змеёй; ведь непросто представить себе возвращение Солнца, скручивая в крендель бегемота.

Умберто ЭКО [B.158]

 

 
     
 

Лемниската Бернулли (λημνισχος по-гречески шерстяная повязка)

Исторические сведения. В 1694 г. Яков Бернулли в работе, посвящённой теории приливов и отливов, использовал в качестве вспомогательного средства линию, которую он задаёт у равнением х2 + у2 = а√х22. Он отмечает сходство этой линии с цифрой 8 и с узлообразной повязкой, которую он именует «лемниском». Отсюда название лемниската. Лемниската получила широкую известность в 1718 г., когда итальянский математик Джулио Карло Фаньяно (1682 - 1766) установил, что интеграл, представляющий длину дуги лемнискаты, не выражается через элементарные функции, и тем не менее лемнискату можно разделить (с помощью линейки и циркуля) на п равных дуг при условии, что п = 2т или 3×2т или 5×2т, где m-любое целое положительное число.

Лемниската есть частный вид линии Кассини. Однако, хотя линии Кассини получили всеобщую известность с 1749 г., тождественность «восьмерки Кассини» с лемнискатой Бернулли была установлена лишь в 1806 г. (итальянским математиком Саладини).

Определение. Лемниската есть геометрическое место точек, для которых произведение расстояний до концов данного отрезка F1F2 = 2c равно с-. Точки F1, F2 называются фокусами лемнискаты; прямая F1F2 её осью.

Особенности формы. Лемниската имеет две оси симметрии

 

Яков Бернулли (1654 1705) выдающийся швейцарский учёный, ученик и сотрудник Лейбница в разработке исчисления бесконечно малых и его приложений. Основоположник теории вероятностей, где он сформулировал и доказал теорему, носящую его имя («закон больших чисел»).

**

 
     
 

**

Знаменитый астроном Джиованни Доменико (Жан Доменик) Кассини (1625 1712) полагал, что линия, носящая теперь его имя, может точнее представить орбиту Земли, чем эллипс. Об этом стало известно в 1749 г. из публикации Жака Кассини-сына (тоже выдающегося астронома). Хотя гипотеза Кассини и не оправдалась, но введённая им линия стала предметом многочисленных исследований. Её часто называют овалом Кассини, хотя на самом деле она не всегда овальна.

Линия Кассини симметрична относительно прямых ОХ и OY и, значит, относительно точки О.

В граничном случае а = с линия Кассини есть лемниската.

 

 
     
 

lēmniscātus, a, um [lemniscus] украшенный лентами: palma lemniscata С высшая награда. [B.32]

lēmniscus, ī m (греч.) 1) лемниск (лента, которой украшались победные венки, трофеи; вначале она изготовлялась из липового лыка, потом из ценных тканей, впоследствии из листового серебра и золота) Pl, L, Su, PM; 2) компресс, припарка СС, Veg. [B.32]

 

anadēma, atis n (греч.) головная повязка (головной убор) Lcr. [B.32]

 

crīnāle, is n [crinalis] лента для волос, головная повязка, диадема, по др. головная булавка или гребень О. [B.32]

 

taenia, ae f (греч.) (abl. pl. īs V) 1) повязка, лента: evincti tempora (acc. gr.) taeniis V с повязками на голове; 2) ленточный червь Cato, PM; 3) полоска папируса PM; 4) архит. ободок (на колонне) Vtr; 5) отмель пли коса PM. [B.32]

*

ταινία ἡ (Emped. ap. Diog.L. νῑ) 1) лента, повязка (ἐπὶ τῆς κεφαλῆς Plat.; περὶ τῷ μετώπῳ Luc.; sc. τῶν μαστῶν Anacr.); 2) флажок (ἐπὶ τῷ δόρατι Diod.); 3) узкая полоса земли Diod., Plut. или отмель, коса Polyb.; 4) «лента» (род рыбы) Arst. [B.169]

 

stāmen, inis n [sto] 1) ткацкая основа (на вертикальном станке)…; 2) нить…; 3) поэт. нить Парок, нить жизни, жизнь, судьба (stamina fati alicujus O): queri nimio de stamine J жаловаться на (свою) слишком затянувшуюся жизнь; 4) струна…; 7) головная повязка жрецов (puniceo stamine vincire comas Prp); 8) ткань или одеяние…

 

vitta, ae f [vieo, vimen] 1) головная повязка (жрецов, весталок, женщин свободных сословий) Pl, Tib, O; 2) священная повязка (на алтарях, у жертвенных животных, на изображениях богов и пр.) V, O, J; 3) просительная лента (символ слёзной мольбы) (decōrae supplĭce vittā matres H): praeferre manibus vittas et verba precantia V выступать впереди с просительными лентами в руках и словами мольбы. [B.32]

 

 
     
 

ἄμπυξ, ῠκος ὁ, Trag. ἡ 1) головная повязка (род ленты или диадемы) Hom., Aesch., Eur., Thuc.; 2) круг, колесо Soph. [B.169]

 

ἀνά-δετος 2 повязанный на голову, обвивающий голову (μίτραι Eur.). [B.169]

 

ἀνάδημα, поэт. тж. ἄνδημα, ατος τό анадема, головная повязка Pind., Eur., Xen. [B.169]

 

δέσματα τά 1) узы, путы, оковы (σιδήρεα Hom.); 2) головная повязка (ἀπὸ κρατὸς χέε δ. Hom.). [B.169]

 

διά-δημα, ατος τό головная повязка, диадема (преимущ. у персидских, позднее тж. у македонских и других царей) Xen., Plut., Diod. [B.169]

 

 
     
 

…в реальности эта бесконечно плотная и бесконечно малая сингулярность может быть не более чем фантазией.

Prof. Max Tegmark, MIT: «Когда в физике появляется понятие «бесконечности», оно, по сути, говорит о том, что мы не понимаем, о чём говорим. В физике мы ещё не увидели ничего бесконечного. Моё личное предположение заключается в том, что сингулярности не существует. А когда мы видим в своих уравнениях «бесконечность», природа пытается нам что-то сказать – «Ты не прав!» [T.12.XCVI.2]

 

 
     
 

Скъяпарелли по данным Симпликия и Аристотеля смог почти полностью восстановить замечательно остроумную планетную систему, предложенную Евдоксом.

Шарообразная Земля покоится в центре. Вокруг этого центра вращаются 27 концентрических сфер. Внешняя сфера несёт неподвижные звёзды, а другие служат для объяснения движения Солнца, Луны и пяти планет. Для каждой планеты необходимо четыре сферы, для Солнца и Луны – по три.

Движение трёх концентрических сфер, управляющих движением Луны, описать нетрудно.

Для того чтобы наглядно представить это колебательное движение, лучше всего, как это сделал Скьяпарелли, сначала полностью отвлечься от первого (суточного) и второго вращений и рассматривать только третье и четвёртое, которые совершаются оба в одно и то же время.

…планета, укрепленная на экваториальной плоскости четвёртой сферы, производит вследствие этого резко выраженное движение взад и вперёд в плоскости эклиптики и одновременно более слабое движение по широте перпендикулярно эклиптике. В обоих этих движениях вместе траектория планеты получает форму лежащей восьмёрки, большая ось которой лежит на эклиптике. Как показал Скьяпарелли, эту кривую можно получить в результате пересечения шара с тонким, касательным к поверхности шара, цилиндром; она называется гиппопедой – лошадиной кривой.

Ещё большую известность, чем своей теоретической астрономией, которая имела крупный успех в кругах специалистов, но через полвека была вынуждена отступить перед другими, более совершенными системами, Евдокс получил благодаря своему описанию звёздного неба, а также восходов и заходов неподвижных звёзд. Значительную часть этого сочинения занимали данные относительно двенадцати знаков зодиака и звёзд, которые восходят и заходят одновременно с начальными и конечными точками этих знаков, ибо это было важно для определения времени ночью, поскольку точных часов не имелось. Все эти данные Евдокс, несомненно, получил при помощи вращающейся модели небесной сферы, именовавшейся σφαρα.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

*

Согласно Симплицию, комментатору Аристотеля, жившему в шестом веке, и интерпретации Скиапарелли, Евдокс эту кривую назвал гиппопедой (примеч. так как по форме она схожа с лошадиными путами). [P.138]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13