ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН I. Magus; Единство; Скоморох; le bateleur; Divina Essentia; Vir (Энергия); Natura naturans; Иероглиф (Человек). |
||||||
Жрецы Маги, Жрецы, Шаманизм, Бюрократия, Атрибуты |
||||||
sacerdōs, ōtis m, f [sacer] жрец, жрица: Vestae s. О весталка; regina s. V = Rhea; summus s. Vlg первосвященник. [B.32]
I sacerdōtālis, e [sacerdos] жреческий (collegia Lampr): sedes s. Amm епископская кафедра; ordo s. Eccl духовенство. [B.32] II sacerdōtālis, is m (sc. vir) бывший жрец (отслуживший срок священства в провинции) CTh, Tert. [B.32]
sacerdōtium, ī n [sacerdos] жречество, жреческий сан, звание жреца (s. inire С; susceptum s. Ap): s. summum или maximum Eccl сан первосвященника (у евреев). [B.32]
sacerdōtula, ae f [demin. к sacerdos] молодая жрица Vr. [B.32]
sacricola, ae m [sacrum + colo II] 1) совершающий жертвоприношение, жрец Т, Ар, Amm, Macr; 2) почитатель, поклонник Ар. [B.32]
sacrificulus, ī m [demin. к sacrificus] приносящий жертву L, Su: rex s. L верховный жрец (совершавший me жертвоприношения, которые в дореспубликанскую эпоху совершались царями). [B.32]
dendrophorus, ī m (греч.) (gen. pl. ōrum и um) 1) древоносец (член особой коллегии жрецов Кибелы, которые в установленные праздники совершали шествия, неся срезанные кусты или ветви) CTh; 2) плотник или столяр CTh. [B.32] * δενδροφόροι δενδρο-φόρος 2 богатый деревьями (προάστειον Plut.). [B.169] Γάλλος ὁ 1) галл, жрец Кибелы Polyb., Luc.; 2) евнух Luc. [B.169]
( כּׁחֵן ) [kōhēn] (мн. -îm) жрец (в синодальном переводе обычно «священник») [B.18]
I ἀμφί-πολος 2 1) прислуживающий (ταμίη Hom.); 2) часто посещаемый (τύμβος Pind.). [B.169] II ἀμφίπολος ὁ и ἡ 1) слуга, служанка Hom., Eur.; 2) жрец, жрица (θεᾶς Eur.; Ἄρεος Plut.); 3) посредница (эпитет Киприды) Soph. [B.169] ἀρητήρ, ῆρος (ᾱ) ὁ возносящий моления, жрец Hom., Arst. [B.169]
βωμο-λόχος ὁ и ἡ 1) досл. стоящий у алтаря, перен. попрошайка Luc.; 2) скоморох, шут, кривляка Arph., Arst.; 3) галка (Monedula) Arst. [B.169]
II γερᾰρός ὁ жрец Aesch. [B.169]
γεφῡρο-ποιός ὁ (лат. pontifex) досл. строитель мостов, перен. римский жрец Plut. [B.169]
ὀργεών, ῶνος ὁ 1) оргеон (представитель каждого афинского дема, избиравшийся для участия в периодических жертвоприношениях) Isae.; 2) жрец Aesch. [B.169]
πρεσβυτέριον τό 1) совет старейшин NT; 2) священники, духовенство NT. [B.169]
θεο-σεβής 2 1) богобоязненный, благочестивый (Ἀθῆναι Soph.; ἀνήρ Plat.; Ῥωμύλος Plut.); 2) священный (μέλος Arph.). [B.169]
|
||||||
…в долине Нила живут тысячи богов, у каждого города есть свой покровитель и свой храм. На острове Элефантина раскинулся один из самых древних городов империи, истрия которого во времена фараона Аменхотепа насчитывала полтора тысячелетия. Поколения жрецов молились здесь о процветании долины Нила. Молились всегда от лица фараона – единственного смертного, который мог общаться с богами. Египет процветает. На берегах Нила возводится всё больше храмов, которыми заведует растущая армия жрецов. Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «…конечно, со времён Нового царства, или Империи огромная часть населения так или иначе была задействована в религиозных культах. С этого времени можно говорить о появлении профессиональных жрецов – целых семей – в которых все, поколение за поколением становились служителями культа в одном и том же храме». [T.10.CCCXXI.3]
…власть жрецов была основана на вере в то, что они могут повлиять на ход событий. Даже в Загробной жизни. Dr. Peter Lacovara, Emory University: «Фараон оставляли богатства храму, и жрецы храма поддерживали его культ: строили его статуи, поддерживали память о нём, что было крайне важно для египтян». Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Чтобы получить расположение жрецов, цари давали им право рыбачить, охотиться, добывать золото, или, даже, торговать вдоль Нила. Жрецы наживали огромные состояния». [T.21.V.1]
|
||||||
Dr. Luc Gabolde, University of Montpellier: «Священная комната храма. Сюда могли входить только верховный жрец и сам фараон. Самое сокровенное место храма, когда-то это была огромная комната. В глубине на постаменте стояла статуя Амона. Здесь проводились ежедневные ритуалы, связанные с отправлением культе Амона. Волю верховного бога Амона озвучивал оракул. Оракулы обладали огромным могуществом, принимая участие в решении важнейших государственных дел». Получить власть над оракулом – вот чего желал Аменхотеп Третий. Как и все предыдущие цари, Аменхотеп имел божественный статус, он был связующим звеном между богами и людьми, но, похоже, Аменхотепу было этого недостаточно. [T.10.CII]
…чтобы понять, что за нити ведут от могилы Тутанхамона к разгадке тайны Нефертити, мы должны вернуться на три с половиной тысячи лет назад, во время наивысшего расцвета и могущества Египта. Это было мирное время, и фараон Аменхотеп Третий был самым богатым и могущественным человеком в мире. Египтяне верили во множество богов. Главным из них был Амон. Щедрость фараонов обогатила, но и развратила жрецов Амона. Они строили огромные храмы в его честь, но при этом тайно стремились управлять фараонами в своих интересах, и на протяжении веков баланс власти смещался от фараонов к жрецам Амона. Поддерживая культ Амона, Аменхотеп Третий, в то же время, отождествил себя в Атоном – солнечным диском – олицетворением бога Солнца, и добивался усиления власти фараонов, как во Времена пирамид. Dr. James P. Allen, Curator of Egyptian Art Metropolitan Museum of Art, New York: «…один факт кажется несомненным: Тутанхамон действительно назначил по всей стране новых жрецов. Потому ли, что прежние священники были лишены сана, или же, чтобы попытаться создать новую политическую силу – этого мы, конечно, не знаем». Политические интриги и коварство были не новы в Египте: борьба за трон привела к убийству фараона Аменемхета Первого, шестьсот лет ранее, и Рамзеса Третьего двумя веками спустя. [T.10.CDV]
|
||||||
Чем богаче становился храм, тем больше власти было у его жрецов. Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Жрецы, стоявшие во главе храмов, обладали огромным влиянием. У них была финансовая власть, и власть политическая». Жрецы Амона-Ра обладали почти такой же властью, как сам фараон. Жрецы в Фивах контролировали более трети богатства Египта. Именно они истолковывали волю Амона, которой должен был повиноваться даже фараон. Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «В этот период жрецы Амона обладали большей властью, чем когда-либо прежде в истории Египта. Вероятно власть жрецов Амона в Карнаке превосходила даже власть фараона». Nicole Douek, BA: «Если хочешь порвать с прошлым – закрой храмы. Лиши жрецов возможности злоупотреблять властью». [T.10.XCII.2] Прежде богослужения совершались только жрецами или фараоном. Эхнатон же установил, что царице Нефертити позволяется нарушать этот запрет. В глазах жрецов фараон объявил войну богам, тем самым поставив под угрозу само существование Египта. Белая капелла в Карнакском храме относится к периоду, когда Амон стал главным божеством Египта. Его изображения провозглашали вечную истину: «Царь подобен Богу». Надписи подчеркивали это сверхъестественное единство. Считалось, что Бог признает фараона, если тот принесёт ему жертву. Взаимное согласие, пока они уважали правила игры, а именно: «Разделяй и властвуй». Но чем значительнее было влияние верховного жреца, тем неохотнее он соблюдал это правило. Его предшественники навязывали свою волю фараону. До этого момента ни один правитель не осмеливался противодействовать жрецам высочайшего божества. В священных процессиях они демонстрировали свою силу, и до сих пор отказывались замечать, что революция была в полном разгаре. Отец Эхнатона, Аменофис Третий, железной рукой правил империей почти сорок лет. Он был достаточно силён, чтобы бросить вызов Амону, и сейчас его изображения находились рядом с изображениями других богов. Аменофис подражал богам, когда его проносили по храму в процессии. Амону до сих пор поклонялись как верховному божеству, но он уже не был абсолютным правителем. Был ли молодой правитель деспотом, жаждущим власти, или сумасшедшим мечтателем? Dr. Rolf Krauss, Egyptian Museum, Berlin: «Изображения сцен мирной жизни в жертвенных описаниях не должны вводить нас в заблуждение о политических реалиях. Фактически царь был заинтересован исключительно в утверждении своей личной власти, и религия служила той же цели. Правитель объявил себя Сыном Бога, он получил свою власть от Бога Солнца, и люди должны были повиноваться». Эхнатон монополизировал религиозные церемонии, только он мог переводить волю Атона, все пути к богу проходили через него, люди должны были поклоняться ему, если хотели, чтобы их молитвы были услышаны. [T.12.XXXVI]
|
||||||
Dr. Joann Fletcher, University of York: «…необъятные размеры комплекса объясняются тем, что каждый фараон вкладывал туда целое состояние – золото и военные трофеи пополняли казну храма. К тому же каждый новый правитель хотел построить собственные залы, алтари и обелиски, чтобы затмить предшественников. Но прежде всего этот храм прославлял карнакского бога Амона. За несколько веков из покровителя Фив Амон превратился в верховного бога Египта. Его прославление стало движущей силой для целой нации. Чтобы задобрить Амона фараоны подносили ему дары. Все церемонии и ритуалы карнакский верховный жрец проводил во внутреннем святилище, и на эти тайные священные церемонии допускались только царственные особы. Египтяне верили, что бог обитал в посвящённой ему статуе. Статуя была помещена в небольшой золотой ковчег с двумя дверцами. Каждое утро сюда приходил верховный жрец, чтобы пробудить «дух бога»: он его приветствовал, омывал, смазывал эфирными маслами, подводил ему глаза, а затем надевал на статую нарядные льняные одежды и украшал драгоценностями. После этого бог был готов встречать новый день. Ежедневно Амону подносили изысканные блюда – жаренное мясо, хлеб, фрукты, овощи, а также вино и пиво. Там же жрецы воскуряли ладан, чтобы отгонять злых духов. А развлекали его музыканты и танцовщицы. Люди верили, что если Амон будет доволен, то каждый год Нил будет разливаться, каждое утро будет вставать Солнце, а Египет будет сохранять своё привилегированное положение. Верховные жрецы бога Амона извлекали собственную выгоду из растущих богатств Карнака. В озере жрецы и жрицы дважды – днём и ночью – совершали омовение, соблюдая по воле богов ритуальную чистоту. Эти, так называемые, «чистые люди» с помощью обязательных ежедневных ритуалов изменяли свою внешность, чтобы выделяться на фоне обычных людей. Этот процесс очищения жрецов предполагал обязательное использование специальных средств, при помощи которых они преображали свою внешность. Прежде всего удалялись все волосы на теле, как мужчин так и женщин. С помощью лезвий они каждый день сбривали волосы на голове и теле. Так они предотвращали появление вшей, которые лишили бы их ощущения чистоты. Жрецы во время ритуалов обращали к богам свои молитвы и заклинания, поэтому они следили за гигиеной полости рта. Они использовали довольно современное средство – по сути это кристаллическая сода или бикарбонат натрия, который есть и в современной зубной пасте – она прекрасно очищала зубы. Образ жреца завершали сандалии из тростника и белоснежные льняные одежды. После такого тщательного ухода жрецы могли оценить его результат глядя в отполированные металлические зеркала. Древние жрецы считали чистоту символом благочестия, а себя богоизбранными, то есть, высшими людьми». [T.10.DLXXXVII.2]
…тоже царь IV династии (2670 – 2500 годы до новой эры) Джедефра. Перевести с древнеегипетского имя последнего можно примерно так: «Продолжителен (в смысле продолжительны годы его жизни) он, [а именно] Ра» или – уже о самом царе: «Продолжителен он, [как] Ра». В свете религиозных устремлений царя соблазнительно перевести: «Упрочил его Ра». Дело в том, что грамматические показатели в личных именах любили сокращать, поэтому – возможны варианты. Пирамида его называлась (у всех пирамид есть собственные имена) «Джедефра – это звезда-сехеду» (согласно Я. Шоу, П. Николсону, М. Ленеру). Гораздо романтичнее вариант перевода Р. Штадельманна: «Звездная сень Джедефра». Начнем с того, что некоторые египтологи читают его имя иначе – Раджедеф, вынося имя солнечного бога Ра на первое место (в таком случае переводится: «Ра, продолжителен он»). Это не противоречит законам древнеегипетской иероглифической письменности, где имя бога и фараона выносилось вперед даже тогда, когда читалось в конце. Например, слово «жрец» – буквально «раб бога» – в иероглифике выписывается всегда «бога раб». Ольга ТОМАШЕВИЧ, кандидат исторических наук [A.420]
|
||||||
В фиванском некрополе, в небольшой пирамиде, Яхмос был погребён; он правил более 20 лет. Египтяне до последних времён своей истории сохраняли культ этого царя-освободителя, а его жена Яхмос Нефертирит потом чтилась как богиня фиванского некрополя. Преемником его был сын его Аменхотеп I. Аменхотеп умер бездетным, родных братьев (сыновей Яхмоса I и царицы Нефертирит) у него также не было. Поэтому престол перешёл к его сестре Яхмос. Её выдали за Тутмоса, сына Яхмоса I от одной из других (второстепенных) жён Сенисенеб: этот Тутмос (I) немедленно объявил себя фараоном и разослал во все концы манифест о своей коронации. С него началась династическая путаница, в которой лишь в недавнее время удалось разобраться. Дети Тутмоса от первой и главной жены, царицы Яхмос, все умерли ещё до смерти матери, кроме одной, царевны Хатшепсут; от другой жены, Мутнофрет, Тутмос I имел сына Тутмоса (II), а от третьей, Исиды – другого сына, также Тутмоса (III); последний женился на Хатшепсут; он был жрецом Амона. Тутмос I был царём лишь в силу своего брака с царицей Яхмос; потому, когда она умерла, он с формальной точки зрения терял право на престол, который должен был перейти к Хатшепсут и её мужу. Этот переход совершился в довольно оригинальной форме. Во время одного праздника Тутмос I, все ещё в качестве царя, принёс жертву перед изображением Амона, и в торжественной процессии кадил перед этим изображением, которое несли жрецы. Вдруг Амон остановился перед Тутмосом (Ш), сыном царя, и заявил, что царство по праву принадлежит ему. Результатом этой ловкой проделки жрецов Амона было то, что Тутмос I должен был отказаться от престола, который перешёл к Хатшепсут и её мужу, Тутмосу III Мин-Хепру-Ра. Последний, однако, был не из числа людей, способных подчиняться, и не хотел царствовать под опекой жены. Начались трения и нелады. На стороне Тутмоса III было войско и отчасти жрецы, на стороне его жены – интеллектуальные силы Египта… После смерти своих соперников Тутмос III снова начал править, на этот раз уже вместе с женой; это продолжалось до смерти Хатшепсут. Хатшепсут умерла гораздо раньше своего мужа; после её смерти не оставалось уже более потомства по мужской или женской линии царя Яхмоса I, и Тутмос III продолжал править без всяких препятствий, удовлетворив свою месть к памяти жены, не допускавшей его до дел, не только истреблением её изображений и имен, но и преследованием памяти её сподвижников – Сенмута и Тути. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «…жрецы всегда бреют свои головы. Они поддерживают на шестах статую Оракула, но она скрыта от взоров, она внутри храма. Статуя так всесильна, что на неё нельзя было открыто смотреть, но можно задавать вопросы. И так, если она отвечала «Да», то предположительно, по волшебству, увеличивался её вес, заставляя несущих её жрецов согнуться. И вот так получали ответ». [T.12.XXVI.1]
|
||||||
…однако хроники сообщают нам в точности, что произошло с заговорщиками. Царская стража задержала всех подозрительных лиц, под пытками из них вытягивали информацию и признания. И один за другим участники «Заговора гарема» раскололись. Преступление против фараона было преступлением против бога. Тридцати трём бунтарям, в том числе принцу Пентауру, сыну царицы Тейе, придворному магу, главному хранителю кладовой, командиру и двум факирам было предъявлено обвинение в государственной измене, которое каралось смертью. И обитательницы гарема не избежали наказания: их поместили под стражу. Официальный писец фиксировал на папирусе ход всего процесса. Такое тяжкое преступление, как государственная измена, требует вердикта богов. Для общения с богами необходима помощь жрецов – Верховных жрецов Амона – только они решат судьбу подозреваемых в убийстве. На этом суде в их руках находится реальная власть, в эпоху Рамзеса (Третьего) они стали влиятельной силой по всему Египту. Перед слушаниями жрецы проходят через десятидневный обряд очищения. Dr. Susan Redford, Pennsylvania State University: «Они брились целиком, удаляли с себя все волосы, одевались в изысканные ткани и, даже, есть сведения, что им давали маленькие содовые пилюли для очищения дыхания». На этом судебном процессе не будет перекрёстных допросов, доказывания вины и прочих юридических тонкостей. Здесь судьёй, присяжными и подателями апелляции станет украшенный золотом идол. Dr. Susan Redford: «Для обращения к оракулу вносили барку. Процессия обходила дворцовый двор. В определённый момент барка останавливалась, и Богу задавался вопрос, предполагавший простой ответ: «Да» или «Нет», – «Должен ли этот человек получить смертный приговор? Виновен ли он?» Трепещущий Оракул говорил о том, что боги готовы дать ответ. Если он движется вперёд, боги говорят «Да», если он отступает, боги говорят «Нет». Dr. Susan Redford: «Думаю, его можно сравнить с гадательной доской «Уиджа» (англ. Ouija board), когда люди, которые обращаются к доске с вопросом, клянутся, что они не двигают указатель, что он сам перемещается по буквам, давая ответ на их вопрос». [T.13.VI.1/2] * castimōnia, ae f [castus] 1) ритуальная чистота тела С, L; воздержание, пост (superstitio castimoniarum PM); 2) нравственная чистота, непорочность С. [B.32] cōnsultum, ī n [consul] 1) определение, постановление (совещательного органа): senatūs consultum (сокр. SC) С, Cs etc., реже с. patrum H, PM сенатское постановление (обязательное, в отличие от senatūs auctoritas); 2) решение, мероприятие, план (virorum fortium facta et consulta С; magna consulta T): ex consulto rhH преднамеренно; 3) изречение оракула (consulta petere V). [B.32]
Папирус с отчётом Унуамона ясно указывает на развал, происшедший в Нильской долине в конце XX династии: в Танисе сидит почти независимый владетель севера Несубанебдед, в Фивах – полновластный первосвященник Амона Херихор, унаследовавший работу многих поколений своих властолюбивых жреческих предшественников; рядом с ним ещё держится тень власти последнего Рамессида. Совершенно такое же впечатление мы получим, если обратимся к рассмотрению надписей и рельефов ипостиля, двора и пилона храма Хонса в Карнаке. Уже в первом, выстроенном при Рамсесе XII, царь совершенно отступает на задний план пред наглым жрецом, который берёт на себя царскую прерогативу говорить с богом от своего имени и изображать себя, а не фараона, совершающим обряды. Но уже на дверях из ипостиля на двор этот «верховный жрец Амона-Ра, царя богов, начальник войск юга и севера» пошёл ещё дальше. Здесь он изобразил какое-то чудо, очевидно содействовавшее его дальнейшему возвышению. Он просит у Хонса «жизни, здравия, благоденствия и всяких хороших вещей»; идол бога кивает в знак согласия; сообщают Амону, и тот согласен, и от себя ещё прибавляет, что гарантирует Херихору 20 лет, а также высказывает волю, чтобы «чудо» было начертано на камне. Очевидно, ещё раз проделали фокус с Амоном, заставив его решить вопрос о престолонаследии, и после смерти ничтожного Рамессида возвести на трон того, кто фактически занимал его. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
|
||||||
«Оракул не даёт инструкций, что делать, и не предсказывает будущего. Оракул направляет внимание на те скрытые силы и мотивы, которые формируют будущее своим неощутимым присутствием внутри каждого момента настоящего». Мартин Райнер, профессор По преданию, раненный собственным лезвием Óдин девять дней висел на Мировом дереве (Yggdrasil), перенося жажду и голод, пока не заметил Руны. Перед тем, как упасть, он подхватил их. Отданные людям, Руны стали оракулом. Связанные с еврейским алфавитом Арканы Таро, а также «И Цзин» используются для гадания до сих пор, но судьба рунического оракула сложилась иначе. Последние рунические мастера жили в Исландии семнадцатого века, их знания передавались через инициацию, и прямая традиция искусства метания Рун – Рунемал – до нас не дошла. Знания о Рунах оказались «растворёнными» в древних сагах, в неразгаданных надписях на каменных плитах, которые можно встретить от Гренландии до Югославии, и, конечно, в самих этих знаках. Виктор ПЕЛЕВИН [A.370]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Очень важный элемент практически каждого египетского праздника – это оракул. Священные животные давали оракул, съедая ту или другую пищу, издавая определённые звуки – описаний очень мало, потому что, как бы, это такая зашкаливающая священная вещь. Очень много упоминаний, но не описывают сам ритуал. При этом среди погребений священных животных, например, в Гермополе есть указание, когда, ну, просто погребение достойное для священного животного и, вдруг, очень дорогое погребение, и даже есть комментарии, что, вот его оракулы особенно хорошо исполнялись – это был особенно почитаемый ибис или павиан (Гермополь – бога Тота). Если священное животное как-то ещё понятно, как они давали оракул, то в случае, например, с Ладьёй бога Амона всё ещё сложнее, потому что тексты говорят следующее: «…и тут бог дважды утвердительно кивнул» (когда ему задавался вопрос). Что имеется ввиду? – Наклонённая статуя, наклонённая ладья, что-то ещё? – Непонятно». [P.125.12] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в тексте есть ещё одна маленькая деталь, на которую вряд ли обратят внимание: он заснул в полдень, когда Солнце было в зените. По египетским представлениям ладья Солнечного бога останавливается на несколько космических мгновений в полдень и в полночь. Египтяне считали, что это те два момента, когда наиболее слышимы в мире богов молитвы и, с другой стороны, наоборот, когда чаще всего боги являются в виде образов, либо вселяются в культовые статуи в храмах, либо способны давать какие-то оракулы. То есть, вот это время полдня, оно здесь отмечено не случайно». [P.125.33]
|
||||||
Когда греки во главе с Александром вошли в Египет, они столкнулись с культурой, в которой государство и религия существовали неразрывно. Каждый храм служил местом богослужения, центром политической информации, и источником пропаганды. Греки поняли, чтобы контролировать египетский народ нужно взять под контроль египетские храмы. Составляя каталог его архитектуры и произведений искусства, Годьё (Franck Goddio – Mission Director) постепенно выясняет, каким образом этот город (Гераклион – Александрия) помог грекам более трёхсот лет править Египтом. У иноземцев оказались влиятельные союзники, – жрецы, – в руках которых была власть и над религией египтян и над самим Египтом. Dr. Sally-Ann Ashton, University of Cambridge: «Птолемеи, хотя и были греками, были очень заинтересованы представлять себя фараонами... …здесь показана очень тесная связь между жрецами этого конкретного комплекса и правителями Александрии. Потому что Птолемеи пользовались советами местных жрецов». Наос, найденный командой, многое объясняет о жрецах храма в Гераклионе. Эти представители Амона были одними из самых влиятельных мужей Египта. Эти жрецы могли утвердить монарха или низвергнуть его. Dr. Robert Steven Bianchi, Egyptologist: «Между Птолемеями и жрецами Древнего Египта существовали очень тесные взаимосвязи. Птолемеи зависели от благополучного существования их административной бюрократии и испытывали необходимость в поддержке режима населением страны, из которых девяносто процентов занимались сельским хозяйством. Этого можно было добиться единственным способом, заручиться поддержкой жрецов, которые оставались единственными авторитетами для египетского населения». Традиция утверждает, что Александр Великий, стал первым завоевателем, получившим легитимное право управлять Египтом, благодаря тому, что уговорил служителей культа Амона объявить его «Сыном Бога». Таким образом, он стал фараоном. Dr. Robert Steven Bianchi: «Тем самым Птолемеи как бы заявляют: «Да. У меня могут быть проблемы дома с другими членами династии Птолемеев, но я, как минимум, могу полагаться на вашу поддержку. Вашу поддержку как египетского духовенства, чтобы скрыть измены, которые происходят при дворе». Чтобы скрыть кровосмесительные споры и заговоры, происходящие в царском семействе, духовенство обеспечило иллюзию стабильности. Этот союз длился долго. В 238-м году до нашей эры Птолемей III-й пригласил всех жрецов Египта на свой юбилей. Торжества скрыли проблемы у трона. Dr. Robert Steven Bianchi: «Во вторую половину правления Птолемеев происходило множество междоусобных стычек, множество убийств, семьи враждовали между собой. Птолемеям нужен был противовес, и они обратили свои взоры в сторону жрецов, которых решили использовать, так сказать, в качестве фундамента». В Канопусе царедворцы и священники сочинили государственный документ – «Конопусский Декрет». Образец политического маневрирования, этот декрет провозгласил Птолемея III-го, грека, подлинным египетским фараоном. Но за согласие жрецов Амона пришлось заплатить. Dr. Robert Steven Bianchi: «Птолемей III-й пошёл на уступку жрецам, когда заявил: «Я увеличу количество верховного духовенства на двадцать процентов». Поэтому жрецы увидели, что в их экономических интересах поддерживать режим, а Птолемеи осознали, что в их собственных интересах поддерживать сотрудничество со жрецами». Жрецы пожаловали грекам божественное право править Египтом вечно. Иноземцы воздвигли храмы и гробницы, рассчитанные на тысячелетия. Но эта империя рухнула со всеми своими сооружениями. [12.XLII]
|
||||||
В Уре Набонид действовал несколько иначе. Использовав лунное затмение, которое преданные ему прорицатели истолковали как желание бога луны Сина иметь невесту, он восстановил в Уре древний и давно забытый институт верховных жриц-иеродул бога Сина. После многократных, надлежащим образом истолкованных гаданий выяснилось, что такой жрицей должна стать дочь самого Набонида. Под именем Бэл-шалти-Нанна («Владыка победы – бог луны Нанна»; Нанна – шумерийское имя бога Сина в Уре) она была посвящена в этот сан. Специально для неё восстановили давно исчезнувший храм-дворец Эгипар, древнюю резиденцию верховных жриц бога Сина. Так Ур с его древним храмом бога Сина Эгишширгалем превратился в оплот политики Набонида. Не менее сильный удар нанесла олигархии «археологическая деятельность» Набонида. Характеризуя её, английский археолог Леонард Вулли писал: «Многие нововведения Навуходоносора безусловно пришлись не по душе его более ортодоксальному преемнику, царю Набониду. Непопулярность этого царя можно отчасти объяснить его отходом от религиозной политики Навуходоносора, которая хотя и противоречила столь дорогим сердцу Набонида древним традициям, зато вполне подходила жрецам. Набонид перестраивал лишь недавно «восстановленные» храмы, вовсе не нуждавшиеся в перестройке. Он это делал лишь для того, чтобы исправить «ошибки» предшественника». В 552 г. по приказу Набонида началась перестройка храма Эбаббарры в Сиппаре, восстановленного Навуходоносором II в 597 г. и не нуждавшегося ни в каком ремонте. Набонид заявил, что Навуходоносор не нашёл древний закладной камень и потому исказил облик храма. На этом основании все его постройки были снесены. После упорных раскопок обнаружили закладной камень древнего аккадского царя Нарамсина (2290 – 2254 гг. до н. э.) который, по вычислениям царских специалистов, жил якобы 3200 лет назад. По древнему плану Нарамсина и началось новое строительство Эбаббарры и её зиккурата Э-идиб-ан-азагги на месте снесённых построек. В Сиппаре поднялась настоящая буря. Шутка ли сказать: несколько поколений сиппарцев, по мнению Набонида, вместо храма имели невесть что! Чтобы утихомирить разъярённых горожан и направить их гнев против жрецов и магистратов, по приказу Набонида собрали совет старейшин Сиппара и народное собрание вавилонских граждан и двинули на них всю рать царских специалистов-математиков, историков, мудрецов, тайноведцев академии Бит-Мумму, с которыми никто из сиппарцев тягаться не мог. Вслед за тем город поразила ещё более ошеломляющая новость: от имени Набонида объявили, что сиппарский истукан бога солнца Шамаша – грубая и невежественная подделка, ибо на его тиаре недостаёт эмблемы полумесяца, поскольку бог солнца Шамаш является сыном бога луны Сина. Сиппарцы окончательно вышли из равновесия: ну хорошо, у них не было настоящего храма, но если и вместо настоящего бога они из поколения в поколение служили какому-то чурбану – это уж чересчур! Особенно задело их то, что бога Шамаша, палладия Сиппара, объявили ниже рангом, чем Сина, бога каких-то захудалых провинциальных Харрана и Ура. Страсти разгорелись. Трижды проводились гадания по печени и собирались вавилонские граждане Сиппара, перед которыми выступали крупнейшие учёные со своими малопонятными речами, а стянутые Валтасаром солдаты не позволяли пустить в ход кулаки. И сиппарцам пришлось сдаться. После этой победы по распоряжению Набонида в соседнем с Сиппаром городе Агаде был заново перестроен Эульмаш, храм богини Анунит, тоже восстановленный Навуходоносором II, а в самом Сиппаре возведён новый храм бога Бунене. В 546 г. такая же участь постигла город Ларсу, где, как и в Сиппаре, почитался бог солнца Шамаш. Местный храм Эбаббарра и его зиккурат Эдуранна, восстановленные Навуходоносором II, были снесены и воздвигнуты заново на основании закладного камня вавилонского царя Хаммурапи… И здесь Набонид был пойман с поличным, но не своими современниками, а через две с половиной тысячи лет англичанином Леонардом Вулли, раскапывавшим Ур в 1922 – 1934 гг. «Восстановленный» Набонидом якобы по шумерийскому образцу зиккурат был семиэтажным, тогда как на самом деле при царях Урнамму и Шульги он имел только три этажа! Так всплыли истинные познания Набонида и его «учёного» сброда в области древних традиций. Впрочем, увлечение Набонида археологией носило более чем странный характер. Набонида интересовала не археология. С её помощью он хотел лишь публично доказать невежество ненавистных ему жрецов, обвинить их в ереси и безбожии и вырвать из рук олигархии руководство храмами. Ведь каждая «реставрация» храмов сопровождалась переменами в ритуале и сменой жречества. Одновременно Набонид восстанавливал давно исчезнувшие храмы и культы, во главе которых ставил своих людей. Он не трогал прямо богов Бэла-Мардука и Набу и их храмы Эсагилу и Эзиду, но в противовес им поднимал роль и значение богов Сина и Шамаша, культ которых процветал в Харране, Уре, Сиппаре и Ларсе. Тем самым подрывалось первенство Вавилона и Барсиппы, оплотов олигархической оппозиции, в делах религии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Набонид нанес олигархии жестокий удар. Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145] * В кирпичной кладке по углам верхней башенной площадки Тейлор нашёл цилиндры из обожжённой глины с длинными надписями, рассказывающими историю этого сооружения. Тексты 550-х годов до н.э. относятся ко временам правления Набонида, последнего царя Вавилона. Они повествуют о том, что башня, заложенная Урнамму и его сыном Шульги, осталась недостроенной. Ни один из позднейших царей не довёл дело до конца, и лишь Набонид восстановил зиккурат и завершил его сооружение. Эти надписи не только дали нам первые сведения о самом зиккурате, но одновременно позволили установить, что этот город, который арабы называют аль-Муккайир, «Смоляной холм», в действительности был Уром халдеев, библейской прародиной Авраама. Леонард Вулли [B.156.1]
Простые люди не имели права, да и не могли общаться с богами непосредственно. Посредниками между богами и людьми были жрецы (маги-мгуши), которые носили название «чистые» или «помазанные». У древних ассирийцев и вавилонян помазание считалось очищением задолго до того, как было зафиксировано в библии и евангелии. За помощь, оказываемую людям в общений с богами, жрецы получали богатые подношения, подарки, жертвоприношения. Жрецами могли стать только дети жрецов, то есть пост жреца сохранялся в одной семье, группе семей и считался наследственным. Кроме этого, жрецом мог стать только человек от законного брака, безупречный, без изъяна внешности, высокого роста, красивого телосложения, определённого веса. Чтобы умилостивить богов, сделать их покладистыми, добрыми к людям, жрецы, в свою очередь, делали жертвоприношения богам – утром при восходе солнца, а вечером при восходе луны. В жертву приносили хищных, домашних животных, рыбу, птицу (притом только самцов, а самки использовались для очистительных обрядов), а также овощи, фрукты. К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]
|
||||||
…и у скифов, и у древних славян не было храмов: и те, и другие приносили своим богам жертвоприношения, и особо почитали бога войны. Им не нужны были жрецы, зато в почёте были гадатели, знахари-волхвы и кудесники. Вера КОВАЛЕВСКАЯ, доктор исторических наук, Института археологии РАН: «Атеистами никто никогда в древности не был. Скифы, в частности, поклонялись мечу, что при их воинственности было более чем понятно. Металлический железный длинный меч: у скифов акинаки были короткие и длинные мечи. Длинные мечи были метр (метр, десять сантиметров)». [T.10.CDLXXII]
|
||||||