ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

296. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Серебряные письмена Золотого воина

Олжас Сулейменов, лауреат премии Ленинского комсомола

Ж. «ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ» №07/1971 [A.296]

Антология таинственных случаев

Весной прошлого года в предгорьях Заилийского Алатау, близ села Иссык, было сделано сенсационное археологическое открытие. Бульдозеристы, сносившие один из курганов, наткнулись в земле на сруб из вековых тянь-шаньских елей. Вскоре археологический отряд под руководством К. Агишева вскрыл захоронение алтайского типа, предварительно датированное VI – V веками до нашей эры. Взору учёных предстала находка, которая вполне могла бы поспорить с кладами египетских пирамид. Более четырех тысяч (!) золотых украшений покрывали останки юного воина, возлежавшего в склепе. На голове он имел золотой шлем с навершием в виде золотой фигурки козла. Стан воина перехватывал широкий золотой пояс. Археологи обнаружили также золотой меч и две серебряные чаши, одна из них с надписью.

Именно эта потемневшая серебряная чаша, совсем скромная рядом с грудой сверкающих драгоценностей, – наиболее важная часть находки. На дне чаши нанесены 28 рунических знаков, похожих на древнетюркские письмена V – VIII веков нашей эры.

Художественные формы иссыкских сокровищ аналогичны золоту курганов Алтая, Причерноморья и Северного Кавказа. Так называемый «скифский звериный стиль» воплощен в иссыкских атрибутах с необыкновенной чёткостью. Но алтайские шедевры молчат. Молчит вся громадная по объёму археологических находок эпоха номадов, населявших в I тысячелетии до нашей эры обширную территорию Евразии. Тюркологам известно сообщение китайской летописи III века до нашей эры, что народ кангюй писал «поперёк» – горизонтальной строкой, в отличие от китайской традиции вертикального расположения текста.

Вот и всё, что мы знали о письме среднеазиатских кочевников тех тёмных времён. Впервые благодаря серебряной чаше неведомая безымянная эпоха заговорила.

При чтении надписи справа налево получилось: «Сын хана в двадцать три умер. Имя и слава (народа) иссякли».

Археологи по состоянию костей определили приблизительно возраст древнего семиреченца, захороненного в кургане, – 18 лет. Надпись на чаше уточняет: «учутазы» – 23. По богатству одежды предполагали, что это был вождь племени; надпись на чаше уточняет: «кхан уйа» – «сын хана».

Знаки иссыкской надписи обнаруживают графическое родство с буквами так называемой орхоно-енисейской письменности.

…Первый и последний раз проблема происхождения орхоно-енисейского письма рассматривалась (и весьма приблизительно) в работах датского учёного В. Томсена и финна О. Доппера в XIX веке.

С. Допперу принадлежит гипотеза об иранской родословной сибирских рун, которая никем не была пересмотрена или дополнена, со временем была принята на веру и стала, по существу, теорией. Несмотря на вопиющие противоречия, которые выступают при элементарном механическом сравнении всех иранских алфавитов с древнетюркским.

Причиной столь неестественного родства послужила совместимость во времени. Авестинское письмо возникло в III веке нашей эры и просуществовало в Иране до VII века нашей эры. Именно в этот период, как полагают, и появилось орхоно-енисейское письмо.

…В 1896 – 1897 годах близ города Аулие-Ата (ныне город Джамбул) обнаружили пять камней с рунами. Формы некоторых букв значительно отличались от уже датированных орхонских, нескольким буквам вообще не было найдено соответствий. На этом основании авторы находки и интерпретаций предложили время более раннее, чем орхонское. Временным эталоном послужила найденная в Монголии эпитафия Куль-Тегину, которая была датирована по именам, встречающимся в китайской летописи, VIII веком нашей эры. С той поры принято манипулировать хронологией тюркского письма, размещая даты относительно установленной.

В полном соответствии с печальной сей традицией были датированы и таласские камни – V – VI века нашей эры. Можно не сомневаться, что подобная же участь постигла бы и иссыкскую чашу, если бы… Если бы письмена на ней не были в большей степени схожи с арамейским алфавитом, предшественником иранского (их разделяет около тысячи лет!). Эта мысль нуждается в некотором разъяснении. Если бы иссыкская надпись была найдена не в захоронении, которое датируется объективными физическими методами, а на поверхности земли, как таласские камни и большинство сибирских, алтайских и киргизских надписей, то можно не сомневаться в том, что и она была бы отнесена к V – VIII векам нашей эры и без всяких усилий прочитана при помощи орхоно-енисейского алфавита.

Нам же, чтобы обосновать право на такое прочтение, пришлось начинать с проблемы происхождения орхоно-енисейского письма, искать его прямых родителей, восстанавливать панораму развития буквенного письма е географических пределах: Передняя Азия – Иран – Индия – Средняя Азия. И лишь после этого прийти к заключению, что иссыкское письмо является предшественником орхоно-енисейского письма1.

ЧАША КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК

Ритуальный обычай класть в могилы чашу или модель ладьи – знаки жизни – известен археологам. Стоят в степи от Монголии до Европы каменные изваяния с чашей в руке.

Культура настояна на иносказаниях, и понимать любой её жест буквально – это не понимать. Шар издали видится плоским кругом, так и поэтический символ древности подчас лишается перспективы при переводе на язык будней.

В Китае встречались круглые металлические зеркала с изображением бога Арья-Бало, то есть благотворной формы грозного Кахагалы. Одна сторона этих зеркал гладко отполирована, на другой – рельефное изображение многорукого сидящего бога, представленного с тыла. Вы видите его затылок и спину, хотите узнать, какой вид имеет бог спереди, оборачиваете диск…

И видите свою физиономию.

Так великая поэтическая метафора овеществлялась, заземлялась. Проходили века – и раскоряченный смешной человечек на обороте зеркала из грозного Кахагалы превратился в непонятный элемент украшения.

…Археолог Вулли находит захоронение с писаной металлической чашей в Шумере.

…Археологи Евтюхова и Киселёв раскапывают курганы с писаными металлическими сосудами на Алтае.

…Археолог Агишев обнаруживает металлическую чашу с надписью в кургане близ села Иссык.

Во всех трёх случаях, рассмотренных в отдельности, вне связи друг с другом, металлический сосуд остаётся просто сосудом, случайным предметом среди других случайных предметов могильной утвари. Но, собранные вместе, они, дополняясь и поясняясь взаимно, неожиданно складываются, как рассыпанные литеры в слово, прочесть которое мы уже в состоянии, но понять истинный смысл его нам ещё предстоит.

Заведомо извинимся перед читателем за рискованные аналогии и обратимся к шумерам: более никто не придавал такого значения металлическому сосуду в погребальном обряде.

Сравните описания двух захоронений, между которыми лежат тысячи километров по горизонтали и тысячи лет по вертикали.

«Погребённый был одет в шелковую одежду. В изголовье покойника стоял серебряный сосуд с тюркской рунической надписью: «Могучен – Хозяин-владелец» (А. Потапов, Очерки по истории алтайцев).

«Труп лежал на правом боку. Вокруг талии был обёрнут широкий серебряный пояс. В руки покойника тысячелетия назад вложили чашу из самородного золота. Рядом с ней лежала ещё одна овальная, тоже золотая… На двух золотых чашах было выгравировано: «мес-Калам-дуг» – «герой благодатной страны» (Э. Церен, Библейские холмы).

Нить, неосторожно протянутая из Алтая в Шумер, была бы тонкой и ненадёжной, если бы закономерность подобных захоронений с металлическим сосудом и там и там не подтверждалась бы количественно.

Большая сохранность шумерских могил позволяет наблюдать священное отношение к металлическому сосуду. Во всех обнаруженных погребениях чаша находится у руки покойника, чем и выделяется из среды других (неметаллических) сосудов. Приведём ещё две цитаты из «Библейских холмов»:

«Эта женщина, очевидно, была высокого звания. Она носила драгоценный золотой убор. В руках эта женщина держала рифлёный золотой кубок, украшенный резьбой».

«Умершие положены на бок и держат перед собой чаши (металлические)». Отметим, что не все металлические чаши из шумерских погребений надписаны. Так же как и на Алтае. Не надпись придавала чаше символическое звучание, а форма и металл.

Как бы подчёркивая обрядовую важность этого предмета, все без исключения степные каменные бабы держат в руках сосуд. По сообщению Низами, кочевые тюрки до принятия мусульманства поклонялись бабе с чашей как божеству.

Алтайцами изваяние на кургане было истолковано как изображение покойника, и они превращают бабу в каменного усатого мужика. Притом алтайские «мужики» держат кувшины именно той формы, которые характерны для сосудов, извлекаемых из захоронений этого района.

В южно- и западнотюркских степях находят курганных баб с иной формой сосуда – чашей. Вполне возможно, что в этих краях ритуальным сосудом являлась чаша, а не кувшин.

…Шумерско-тюркская параллель подкрепляется, на мой взгляд, и тем, что своя баба с сосудом была и в Шумере. Но та баба благодаря вавилонским письменным источникам сохранила свою божественную функцию. По-вавилонски это – Иштор, богиня воскрешения, Мать Огня, восходящего солнца Тамуза. По мифу, Иштор спускается в подземный мир, находит и оживляет Тамуза.

Сохранились статуэтки Иштор, где она изображена с сосудом, прижатым к животу.

Шумерский иероглиф – солнце, перейдя из графического символа в скульптурное воплощение, стал чашей.

Опрокинутая чаша – ночь, тьма, «купол неба со звёздами».

Опрокинутая чаша – смерть – и полная чаша – жизнь, воскрешение – эти две метафоры легли в основу формулы шумерского погребального обряда. Ночной знак гиперболизовался в купольный склеп. Звёзды натурализовались в драгоценные сверкающие бусины, которыми усыпали покойника.

В руки или у изголовья устанавливали полную чашу – гарантия воскрешения. Вот цитата из того же Э. Церена:

«Возле руки царицы стоял красивый золотой кубок. Верхняя часть тела совершенно скрывалась под массой золотых, серебряных, лазуритовых, сердоликовых, агатовых бус».

Не только женщину упокоенную украшали бусами. Тело усопшего царя было покрыто «сотнями бусин из золота и лазурита».

Теперь перенесёмся в Каракумы. «Особенно богатым оказалось погребение ребёнка, шею и плечи которого охватывали нити бус, содержащих свыше 400 гипсовых, несколько серебряных и лазуритовых бусин» (В. Сарианиди, Тайны исчезнувшего искусства Каракумов).

Эта традиция осыпания «звёздами» сохранялась долго, да средних веков нашей эры.

В Чечено-Ингушетии несколько лет назад открыли погребение в подземной камере – катакомбе. «Сотни разнообразных по форме и расцветке бусин оказались в ожерелье погребённой женщины» (В. Виноградов, Тайны минувших времён).

В скифском захоронении на Северном Кавказе: «…кости мужчины усыпаны бусами: бронзовыми (62 шт.), стеклянными и сурьмяными – 263 шт., захоронение твёрдо датируется VI веком до нашей эры» («Тайны минувших времён»).

…Мне известен лишь один литературный памятник с описанием формулы шумерского обряда, где участвует чаша с огненным вином («синее вино»), купол ночи («чёрная паполома») и звёзды («крупный жемчуг»). Я имею в виду «Слово о полку Игореве».

Ещё не знающий о поражении брата Игоря, великий князь Киевский Святослав Всеволодович «мутный сон» видит, в коем ему на грудь сыплют «жемчуг», покрывают «чёрной паполомой» и черпают ему (не поят!) огненного вина.

Это сообщение одно могло бы отстоять «Слово» от нападок скептиков, сомневающихся в его подлинной древности.

В Шумере уже встречаются соединения бусин. Главная задача – удержать звёзды непосредственно на теле погребённого.

Египтяне совершенствуют этот метод – они прибинтовывают мелкие драгоценности к телу.

«Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было найдено на мумии. Под каждым слоем бинта обнаруживали всё новые и новые драгоценности… Этот юноша, этот семнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями» (К. Керам, Боги, гробницы, учёные).

А вот недавняя информация АПН: «Группа американских учёных из Мичиганского университета в сотрудничестве с учёными ОАР обнаружила ценные сокровища в мумиях 29 египетских фараонов, которые хранятся в Каирском музее с 1898 года. Просвечивая мумии рентгеновскими лучами, учёные пытались получить дополнительные сведения о физическом развитии древних египтян, а также, к удивлению учёных, под слоем смолистого вещества, которым покрывалось после бальзамирования тело умершего, и внутри самих мумий они обнаружили при просвечивании золотые браслеты, священные амулеты, инкрустированные драгоценными камнями…

«Это первая находка драгоценностей египетских правителей после открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона», – заявил доктор Джеймс Харис, возглавлявший научную экспедицию.

«Полагают, что находка учёных даст много новых сведений о культуре, искусстве и истории древних египтян» (С. Сагайдак, Неожиданная находка учёных).

«Неожиданная находка учёных» — сколько в этом определении горечи. Неожиданно может открыть памятники культуры сторож музея Акрам-Боба, или экскаваторщик Ахмет-ага, копнувший не в том месте.

Пока громадный накопившийся в разных странах, случайно найденный археологический материал не обобщён в теорию, археология не выйдет за пределы землеройного ремесла, и мы будем время от времени читать в газетах сенсационные сообщения, начинающиеся со знаменательной фразы: «к великому удивлению учёных, было обнаружено…»

Все эти факты и цитаты приведены, дабы доказать: иссыкская чаша – отнюдь не случайная находка. Она и памятник письменности незапамятных времён, и символ жизни, и типичный предмет погребального обряда.

Истоки обряда обрисовываются у древних шумеров. Можно по-разному подходить к такому на первый взгляд парадоксальному утверждению. Мне больше по душе объяснение, данное в свое время большим знатоком истории культуры Э. Тейлором2: «Когда какой-нибудь обычай, навык или мнение достаточно широко распространены, то действие на них всякого рода изменяющих явлений долго может казаться столь слабым, что они продолжают переходить из поколения в поколение. Мы имеем здесь дело с устойчивостью культуры. Известная идея, смысл которой исчез уже много веков тому назад, продолжает существовать только потому, что она существовала».

Думается, что мы можем по праву отнести эти слова и к традиции захоронения с металлической чашей, традиции, начавшейся в Шумере и продолжавшейся в Средней Азии и на Алтае до «официально» тюркского времени.

Лингвисты знают, как живут в истории языка слова, объединённые в фразеологии. Если орхоно-енисейские образные выражения дошли до нас неизменными и никакие ураганы истории не могли поколебать и разрушить их, то сколько же веков существовали они до орхоно-енисея?

И последнее. Приход физики в археологию дал целый ряд неожиданных результатов. Радиоуглеродный метод позволяет определять со значительной точностью возраст любой находки органического происхождения – остатков дерева, тканей, угля кострищ и очагов и т. д.

И не удивительно, что данные, полученные этим методом, часто расходятся с существующей в науке «классической» датой, зафиксированной иными, умозрительными методами. Это заставляет некоторых археологов скептически относиться к данным радиоуглеродного анализа. Однако такой скептицизм на деле оказывается необоснованным.

Если бы удалось передатировать памятники тюркского письма, найденные в захоронениях, то можно с уверенностью сказать, что начальная дата – V – VI века нашей эры – радиуглеродным методом была бы поколеблена. Тому пример – сенсационное археологическое открытие, сделанное близ села Иссык, в предгорьях Заилийского Алатау, весной прошлого года.

*

1. Тем, кого интересуют подробности наших исследований, укажем предыдущие публикации: газета «Казак адабиети», 25 сентября 1970 г. – «Джетысу конжазба»; газета «Комсомольская правда», 31 октября 1970 г. – «Иссыкское письмо».

2. Эдуард Бернетт Тайлор [Edward Burnett Tylor] «Первобытная культура» (англ. Primitive Culture)

**

 

ВРЕМЯ ТЮРКСКОЙ РУНИКИ

Статью «Серебряные письмена Золотого воина» комментирует историк В. КОЗЬМИН

Среди современных советских тюркологов-рунистов, специалистов по древнетюркской письменности, имени О. Сулейменова не значится – он является автором многих научно-популярных статей, – зато многие знают его как поэта, писателя, публициста, удостоенного премии Ленинского комсомола. И это отрадный факт: сугубо сухая историческая дисциплина, обращённая в далекое прошлое, требующая специальных знаний и дарований, долгих лет напряжённого труда для своего изучения, знания многих языков, привлекает широкое внимание общественности, находит сторонников в самых разных кругах общества.

…Автор выдвигает две гипотезы – большая давность возникновения древнетюркской рунической письменности, чем это принято в современной тюркологии, – и культурные связи или параллели, проявляющиеся в ритуале захоронений, между Шумером и древними тюрками.

Итак, первое упоминание о «камне орхон», вероятно стеле с рунической надписью, встречается в трудах знаменитого тобольчанина, «сибирского Ломоносова», Семёна Устиновича Ремезова в 1696 – 1697 годах. Другим первооткрывателем загадочных знаков на приенисейских скалах был пленный шведский офицер Филипп-Иоганн Страленберг (Табберт), оказавшийся в Сибири в 1713 – 1722 годах. Он-то и назвал встреченные им таинственные письмена рунами по аналогии со знакомыми ему скандинавскими рунами. И хотя это сходство было чисто внешним, название «рунические письмена» древних тюрков прочно вошло в научную терминологию…

Прошли годы и десятилетия, за которые был собран большой по объёму «корпус» памятников древнетюркской письменности, прокатились научные споры и дебаты, связанные с попытками объяснить происхождение знаков тюркской руники, дешифровать письменность древнего народа, прочесть и перевести уникальные источники, определить время возникновения «восточных рун». Рассказать об этом подробнее – значит написать увлекательный роман поисков и находок, ошибок и заблуждений с десятками участников: датчан, немцев, русских, англичан, французов, турков и многих других учёных-тюркологов…

Фридрих Энгельс на заре успехов археологии и дешифровки древних письменностей Востока указывал, что письмо – явление стадиальное. Оно не может возникнуть при первобытнообщинном и родовом строе, лишь при зарождении классового общества появляется потребность в системе знаков, передающих звуковую речь, – потребность в письме. Этого требует строгий хозяйственный учёт, этого требуют жреческие обряды, деяния полководцев и государей…

Поэтому возникновение древнетюркской письменности, возможно, следует отнести ко времени сложения классового общества у древних тюрков, сложения у них государственности. Это время рунической письменности, получившей широкое распространение среди тюркоязычных племён Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, падает на тот исторический период, когда эти племена входили в состав крупнейшего центральноазиатского государства раннего средневековья – Тюркского каганата (551 – 744 гг.).

В процессе приспособления к тюркскому языку согдийский алфавит, естественно, претерпел значительные изменения. Так, курсивное, слитное написание отдельных знаков было заменено раздельным написанием, а плавные, закруглённые начертания согдийских букв были заменены геометризированными, так разительно напомнившими шведу Страленбергу его родные скандинавские руны. Вероятнее всего, причина подобной метаморфозы – раздельное, геометризированное начертание – кроется в том, что при изобретении древнетюркской письменности (именно изобретении, и, может быть, каким-то вполне конкретным лицом, как полагает известный советский археолог, доктор исторических наук Л. Р. Кызласов) была использована традиция существования у тюрков родовых знаков собственности (тамг) и идеографических символов. Кроме того, на «тюркскую метаморфозу», видимо, оказала влияние и фактура самого «писчего материала»: камень, дерево, металл. Попробуйте на таком подручном материале исполнить письмо с закруглённым, курсивным начертанием слов! В своё время, 5 тысяч лет назад, подобную техническую задачу с успехом решили в Древнем Шумере при изобретении клинописи, лёгшей в основу многих древних и современных алфавитов, в том числе и арамейского. Даже мягкая, податливая, сырая глина – и та, в конце концов, потребовала геометризированной клинописи, не говоря уже о дереве, камне, металле… Отсюда и та кажущаяся на первый взгляд «несовместимость» согдийского и древнетюркского алфавитов! Только с изобретением мягких «писчих материалов» – специально выделанных кож, бумаги и её аналогов, различных плотных и гладких тканей (в лучшем варианте – шёлк) – на следующей стадии развития цивилизации геометризированные алфавиты древности становятся похожими на современные. Увы, но эти самые удобные материалы становятся и самыми недолговечными. Вечны лишь руны!..

Что касается второй гипотезы автора – относительно «нити, неосторожно протянутой из Алтая в Шумер», эта гипотеза не нова в литературе. Её высказал в конце XIX – начале XX в. немецкий тюрколог В. Банг. Это было время параллельного открытия и дешифровки как древнетюркской руники, так и шумерской клинописи, исследование которой поставило лингвистов в тупик.

Дело в том, что шумерская клинопись – самая древнейшая в мире из известных систем письма (её возникновение относят к третьему тысячелетию до новой эры), а язык шумеров не семитского, не индогерманского и не какого-либо другого известного нам происхождения. Кстати, до сих пор на основании конструктивных особенностей и имеющегося запаса слов шумерский язык не удаётся связать ни с одним известным языком или группой языков мира… Поэтому-то и появилась на свет гипотеза о родстве шумеров и прототюрков.

Находка же в захоронениях металлических чаш и бусин, как справедливо отмечает О. Сулейменов, явление универсальное, распространённое на широких пространствах не только Европы и Азии, но и других континентов. Кстати, металлическая чаша, а до этого глиняный или деревянный сосуд, ещё раньше – рог животного употреблялись при различных религиозных обрядах и церемониях, восходящих ещё к палеолиту – древнекаменному веку, отстоящему от цивилизации Шумера и древних тюрков на десятки тысячелетий. «Рогу палеолитического изображения из Лосселя (стоянка древнекаменного века во Франции. – Прим. авт.) у якутов (кстати говоря, якуты тоже тюрки. – Прим. авт.) соответствует сосуд с маслом, из которого совершалось священное помазание. Если у якутов-скотоводов древний культ плодородия связан прежде всего с изобилием молочных продуктов, выраженным наиболее отчётливо в обилии масла, то у их северных соседей – охотников, у чукчей и эскимосов – помазание маслом заменяется вполне естественным в условиях их быта, хорошо известным по этнографическим данным помазанием свежей кровью убитого зверя или жиром тюленя. Ритон у женщины из Лосселя был тоже, видимо, наполнен кровью, и она, подобно оленеводам и охотникам Севера, совершала помазание или возлияние» (А. П. Окладников, Утро искусства)

«Останки мальчиков, живших 25 – 27 тысяч лет назад, были буквально усыпаны бусами – их было несколько тысяч, выточенных из бивня мамонта», – рассказывает в своём интервью журналу «Вокруг света» (№ 3 за 1970 г.) известный советский археолог доктор исторических наук О. Н. Бадер, открывший палеолитическое захоронение Сунгирь под городом Владимиром. Кстати, открытое тоже не без помощи бульдозериста…

Это всё, что можно кратко сказать о сосудах и бусинах, встречаемых в захоронениях шумеров и древних тюрков, впрочем, как и в захоронениях всех других народов мира. Они восходят к одному источнику – к истории развития культуры и цивилизации Homo sapiens, от седой древности до наших дней. Все люди планеты – родственники друг другу, и все существовавшие когда-либо на земле культуры и цивилизации тысячами нитей, порой незримых, связаны друг с другом… Так было, так будет!

Таковы некоторые соображения относительно двух гипотез Олжаса Сулейменова.

То, что известный поэт начал исследовать столь важную и трудную научную проблему, отрадно. Его суждения по этому поводу, несомненно, заинтересуют и любителей археологии, и учёных.