ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН IX. Protectores; Initiatio (8); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф. |
||||||
«Не бывает подвига без героя».
|
||||||
Реклама – это борьба с излишками производства [T.9]
– А ты думал. Чему удивляться? Знаешь, как по-испански «реклама»? – Ханин икнул. – «Пропаганда». Мы ведь с тобой идеологические работники, если ты ещё не понял. Пропагандисты и агитаторы. Я, кстати, и раньше в идеологии работал. На уровне ЦК ВЛКСМ. Все друзья теперь банкиры, один я... Так я тебе скажу, что мне и перестраиваться не надо было. Раньше было: «Единица – ничто, а коллектив – всё», а теперь – «Имидж - ничто, жажда – всё». Агитпроп бессмертен. Меняются только слова. У Татарского зародилось тревожное предчувствие. – Послушайте, – сказал он, садясь за стол, – а вы случайно на загородных собраниях актива не выступали? – Выступал, – ответил Ханин. – А что? – В Фирсановке? – В Фирсановке. – Так вот в чём дело, – сказал Татарский и залпом выпил водку. – Всё время такое чувство, что лицо знакомое, а где видел, никак вспомнить не могу. Только бороды у вас тогда не было. – Ты чего, тоже в Фирсановку ездил? – с весёлым удивлением спросил Ханин. – Один раз, – ответил Татарский. – Вы там с такого похмелья на трибуну вышли, что я подумал – вас сразу вырвет, как рот откроете... – Ну, ты не очень-то при жене... Хотя да, мы туда в основном пить и ездили. Золотые дни. – И чего? Такую речь толкнули, – продолжал Татарский. – Я тогда уже в Литинститут готовился – так даже расстроился. Позавидовал. Потому что понял – никогда так словами манипулировать не научусь. Смысла никакого, но пробирает так, что сразу все понимаешь. То есть понимаешь не то, что человек сказать хочет, потому он ничего сказать на самом деле и не хочет, а про жизнь всё понимаешь. Для этого, я думаю, такие собрания актива и проводились. Я в тот вечер сел сонет писать, а вместо этого напился. – А о чём говорил-то, помнишь? – спросил Ханин. Видно было, что воспоминание ему приятно. – Да чего-то о двадцать седьмом съезде и его значимости. Ханин прокашлялся. – Я думаю, что вам, комсомольским активистам, – сказал он громким и хорошо поставленным голосом, – не надо объяснять, почему решения двадцать седьмого съезда нашей партии рассматриваются не только как значимые, но и как этапные. Тем не менее методологическое различие между этими двумя понятиями часто вызывает недопонимание даже у пропагандистов и агитаторов. А ведь пропагандисты и агитаторы – это архитекторы завтрашнего дня, и у них не должно быть никаких неясностей по поводу плана, по которому им предстоит строить будущее... Сильно икнув, он потерял нить. – Во-во, – сказал Татарский, - теперь точно узнал. Самое потрясающее, что вы действительно целый час объясняли методологическое различие между значимостью и этапностью, и я отлично понял каждое отдельное предложение. Но когда пытаешься понять два любых предложения вместе, уже словно стена какая-то... Невозможно. И своими словами пересказать тоже невозможно. Хотя, с другой стороны... Вот как это понять – «Just do it»? И в чем методологическое различие между «Just do it» и «Just be»? – Я о чём и толкую, – сказал Ханин, разливая водку. – То же самое. – Что ж вы так пьёте-то, мужчины, – подала голос молчавшая до этого Лиза. – Хоть бы тост кто сказал. – Точно, давай тост, – сказал Ханин и снова икнул. – Только такой, знаешь, – чтоб не только значимый был, но и этапный. Как комсомолец – коммунисту, понял? Держась за стол, Татарский встал. Поглядев на плакат, он задумался, поднял стакан и произнес: – Товарищи! Утопим русскую буржуазию в море имиджей! Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.1]
|
||||||
Дмитрий ДИБРОВ, российский журналист, член Академии Российского телевидения, телевизионный ведущий и музыкант: «…последствия такого интереса разнятся сообразно самим людям. Что только мы не слышали о романе, давайте теперь обратимся к тому, что можно было бы услышать о романе из уст представителя Православной Церкви. У нас в гостях известный вам священнослужитель и, одновременно, публицист Андрей Вячеславович, лучше как сказать?.. Дьякон Андрей Кураев, а в миру Андрей Вячеславович Кураев, можно, вот, Отец Андрей, по вкусу обращаетесь…» Андрей КУРАЕВ: «…потому что я сейчас в своём амплуа. Я, простите, выпускник кафедры Научного атеизма МГУ, и в этом своём качестве я могу на полном серьёзе утверждать…» * Дмитрий ДИБРОВ, российский журналист: «…вот, батюшка, вас заслушаешься! Какая бездна сведений! Вот уже и до крови дошли с этим… А вот только, я, вот, жду когда же из этих крайне интересных и важных сообщений, наконец, вылезет этот ответ на вопрос: «Что же не так в той идее…» …я окончил университет, комсомолец… …а я же университет окончил именно по кафедре атеизма… …меня назначили в Комитете Комсомола МГУ ответственным за атеистическую работу… Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Мир православия разнообразен». mp3
|
||||||
…для меня Екатеринбург связан именно с именем Будды, я честно скажу. Потому что несколько лет тому назад в каком-то из местных студенческих журналов я прочитал совершенно потрясающую статью, очень интересный материал был. Это была расшифровка беседы дьякона Андрея Кураева и Виктора Пелевина. Я когда это увидел, я ахнул. Думаю, как интересно… Нет, я то в отличии от читателей знал, что я с Пелевиным никогда не встречался. И вообще я с ним на одном поле не сяду. Но… И, вдруг, на тебе – наша с ним беседа. Я сначала подумал, наверное они настригли из его книжек и из моих высказываний на одну и ту же тему и построили диалог. Нет. Оказалось стёб от начала до конца. То есть Кураев и Пелевин сидят, матерятся, водку жрут, там, и так далее. Но по ходу дела идёт такой диалог, значит, якобы Пелевин говорит: «В конце концов, как сказал ещё Будда в Трипитаке…», якобы Кураев возражает: «Ну, послушай, что ты вообще «пургу гонишь», какая Будда, какое отношение к Трипитаке имеет, это через несколько столетий возникло после его ухода…», на что якобы Пелевин отвечает: «Ну и что. Ну, ты же пойми, должен же быть некий общий источник всяких знаний и всякой истины. Давай для простоты назовём его Буддой». Вот это совершенно гениальная формула любой сектантской проповеди – «Знаешь, Бог один, поэтому назовём его Кришной, ладно, что там вообще по мелочам дискутировать». …я не помню, чего нам приписали, но, судя по тексту, серьёзные дозы, такие, хорошие… Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Матрица».mp3
Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «…потенциал, базис у нашей русской фантастики был. Она вышла из очень хорошей семьи, из очень хорошей «Детской». Наша «Детская» – это Булгаков, наша «Детская», ну, тот же Гоголь. Это очень хорошая «Детская». А, обратите внимание, вот, американская литература в основном вышла из «Палп-мэгэзин» (Pulp magazine), американская фантастика была всё-таки развлекательной литературой в основном. А сейчас время такое, – я не могу этого объяснить, и никто, наверное, не сможет, – когда от общества не требуются большие реалистические писатели. Обратите внимание, крупные реалистические таланты у нас, они сейчас старики, и они умирают. Такие люди как Астафьев, Быков, они уходят, в общем, а люди такого реалистического таланта не идут, не приходят. То ли это происходит от неуверенности нашей постоянной в будущем. Литература реалистическая, она начинает идти в фантастику, но между двух стульев сесть нельзя. И понимаете, там, не знаю, Саша Соколов, или Сорокин, или тот же Пелевин – это, всё-таки, сидение между двух стульев – попытка отразить сумасшедший мир средствами реалистической литературы». [T.10.LXIX.2]
|
||||||
В Древнем Риме слово ПРОПАГАНДА означало «расширение государственных границ» [T.10.LI]
Dr. Mark Goodacre, University of Birmingham: «Евангелие означает «Благая Весть». Если бы не та неприязнь, которую вызывает у нас слово «Пропаганда», то именно оно лучше всего подошло бы для описания евангельских текстов. «Благая весть об Иисусе» в их изложении отражает теологические взгляды Павла». Не только теологические, но и политические. В 66-м году евреи Палестины восстали против Рима. После нескольких лет войны повстанцы были разбиты. [T.12.XXII]
Нателла БОЛТЯНСКАЯ, российский автор-исполнитель и журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «…сегодня у людей, которые хотят получить информацию, есть масса возможностей: кто-то может читать Шаламова, а кто-то может смотреть, как выразился Арсений Борисович, Сталин-лайф. Ну, гламур, как он это все обозвал». Ирина ЩЕРБАКОВА, доктор исторических наук, руководитель образовательных программ общества «Мемориал»: «Да-да. Сталинский гламур». Нателла БОЛТЯНСКАЯ, российский автор-исполнитель и журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «И как вы понимаете, восприятие – оно разное, да? Вот, агитация от пропаганды тем и отличается, что пропаганда воздействует на эмоции, а агитация на сознание». Ирина ЩЕРБАКОВА, доктор исторических наук, руководитель образовательных программ общества «Мемориал»: «Ну тут я бы так сказала: что со Сталиным вообще…» [P.97.22]
Слово «пропаганда» ведёт своё происхождение от латинского «propago» – «черенок»
|
||||||
20 мая М. И. Калинин на партийно-комсомольском собрании актива Верховного Совета СССР произнёс ключевую фразу всей идеологической доктрины, вынашиваемой Сталиным в своём соперничестве с Гитлером: «Война – это такой момент, когда можно расширить коммунизм». Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]
Понятно, что нацистская пропаганда в соответствии со структурой и целями своей идеологии делала ставку не на просвещение, а на возбуждение эмоциональных чувств населения. «Задача пропаганды состоит не в научном просвещении каждого, а в том, чтобы указывать массам на определённые факты, процессы, необходимость и т. д. Любая пропаганда должна быть простой и понятной народу, а её духовный уровень следует регулировать в соответствии со способностью её восприятия самым ограниченным среди тех, к кому она намерена обращаться. Таким образом, чем больше людей следует охватить, тем ниже должен быть её духовный уровень». Для Гитлера важно было не столько обратиться к разуму адресатов, сколько повлиять на них и поработить на эмоциональном уровне: «Именно в том и состоит искусство пропаганды, что она, понимая чувственный мир фантазий широких масс, находит психологически верную форму, чтобы привлечь внимание и проложить дорогу к сердцам этих масс». К. ВАШИК, доктор философии [A.183]
|
||||||
Гностические (апокрифические) евангелия. Исаева – Тайные знания, которые могут дать абсолютную власть… – Так прочитывать сентенции гностиков и трактовать их могут только дилетанты. Гностицизм призывает к всемерному самоуглублению и требует от человека пробуждения спящих в нём Божественных сил. Далее предполагается расширение человеческого «Я» до вселенских масштабов, втягивание в него внешнего, и, в итоге, исчезновение и первого и второго. Гностицизм – учение интерпретации. Мы все видим, по большому счёту, одно и то же, только по-разному воспринимаем. – А если что-то удастся узнать? – Тогда вы будете искать нечто совсем другое. [T.9.IV]
Гностицизм и монтанизм были как бы двумя крайними точками, по направлению к которым развивались разные христианские течения во II в. и в борьбе с которыми складывались догматика, этика и организационные формы учения, сумевшего наиболее адекватно приспособиться к окружающему обществу и государству. И. СВЕНЦИЦКАЯ, доктор исторических наук [B.43]
|
||||||
Некий Саул из киликийского города Тарса был профессиональным охотником на христиан и иных раскольников, он изобличал и вылавливал их проповедников, свидетельствовал против них перед римским судом и таким путём спровадил на тот свет немало смутьянов. Полезный был человек – имперский гражданин иудейской веры, добрый пример для своих соплеменников... И вдруг овчарка обернулась волком: Саул из Тарса уверовал в Христа, которого он никогда не видел и не слышал его проповедей. Задним числом борцу с сектантами пришла на ум удивительно простая мысль: ведь призыв Иешуа был адресован не только чистокровным евреям. Перед лицом Христа нет ни эллинов, ни иудеев, ни римлян, ни египтян, есть лишь просвещённые христиане и тёмные язычники. Эта позиция близка каждому гражданину великой империи: в ней есть понятливые граждане и есть непонятливые варвары. Рано или поздно вторые превращаются в первых, так случилось с дедом Саула из Тарса благодаря энергичной проповеди нового римского хозяина – Гнея Помпея Великого. Тот вошёл в святилище храма Яхве в Иерусалиме, и Бог Воитель отпустил чужеземного воеводу с миром, признав его деятельность полезной для всего рода людского. С тех пор минула тысяча лет, и вот второй Саул из Тарса ощутил в себе пророческий зов, осенивший некогда Самуила и Исайю. Ведь все граждане и подданные Римской державы открыты заветам Христа! Проповедь великого учения может и должна идти рука об руку с расширением границ мировой империи, с распространением её гражданства на все народы ойкумены! Для этого нужно проповедовать новое учение перед лицом римских чиновников. Надо убеждать этих здравомыслящих людей, что новые христиане – не мятежники, но помощники и партнёры гордых римлян в великой работе по упорядочению Средиземноморья. И не стоит медлить вдали от центра державной власти, пора нести слово истины прямо в Рим! С. СМИРНОВ [A.168]
|
||||||
Печально, но факт: мы жили и живем в царстве мифов. Главный их источник – отсутствие научной базы под идеологиями. Нужен новый подход с использованием психосоциологии и компьютеров. Нет, я не думаю, что можно по моделям предсказывать будущее человечества. Человек и общество – самоорганизующиеся системы, способные значительно меняться в процессе развития. Поэтому предсказывать можно только с той или иной долей вероятности и не очень далеко вперёд. Но некоторый коридор будущего можно видеть и, самое главное, управлять событиями, которые там произойдут. … путь выбран правильный. Только хорошо бы подкрепить его наукой. А то уже много раз «правильные» пути выбирали. И сворачивали на старые колеи. С философов надо бы спросить за изгибы идеологии. Впрочем, что с них взять? Вся эта наука работала «на вождя». Он изречёт, а команда начинает судорожно листать классиков и подбирать цитаты. Я уже пять вождей пережил, и всё, самое противоположное, делалось по Марксу и Ленину Биологические потребности как производные инстинктов на словах признаются, но в трактовках поведения ими пренебрегают. Да и сами потребности упрощают, сводят до простейших чувств: голод, секс, страх, агрессия. В то же время этологи и социобиологи нашли у стадных животных целую гамму общественных чувств с очень большой значимостью. Мы вводим в модель такие: потребность в общении, самоутверждение, лидерство. Но есть и полярная потребность – подчиниться авторитету сильного или группе. Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность. Более того, мы допускаем биологические корни правдивости, справедливости и склонности к искусству. Не удивляйтесь, есть потребность в игре не только у детёнышей, но и у взрослых. В сфере особых общественных отношений единицей «выхода» являются высказывания и поступки «за» или «против» в адрес системы правления, идеологии или других социальных групп. Их мы измеряем по интенсивности – от обсуждения на кухне до уличных митингов. Общество на них отвечает ограничениями или поощрениями как административно, так и реакцией дружественных групп. Стимулами для высказывания являются потребность в общении и самовыражении. Потребность высказываний возрастает с уровнем культуры. Их пресечение со стороны государства воспринимается как ограничение рефлекса свободы и вызывает недовольство. Это особенно касается интеллигенции. Правда, систематические ограничения могут привести к адаптации, к уменьшению притязаний и значимости свободы. Это еще и сейчас имеет у нас место. «Надстройка» определяется базисом. История не подтверждает этого тезиса. Полагаю, что идеологии изобретаются так же, как и средства производства. На каждой стадии развития техники существовало значительное разнообразие общественных систем. Они основывались на различных представлениях о справедливости распределения власти и собственности. И ещё одно замечание: упустили исторический опыт организации управления. Первое – необходимость обратных связей. Без них общество деградирует. Винер сказал о тоталитарном государстве: «В ответ на сигналы обратной связи оно реагирует уничтожением их носителя». Разумеется, в выборе приоритетов наращивания и распределения продуктов производства участвуют не только идеология, но и биологические потребности. Так, лидерство работает на максимум прироста фондов, страх толкает на вооружение, сопереживание – на повышение доли социальных расходов, жадность – на выделение привилегий элите и т. д. Академик АН УССР Н. АМОСОВ. [A.137]
|
||||||
Русская национальная идея – она то ясная, то...
|
||||||