ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе, Petra cubica, Forma, Auctoritas, Adaptatio, l'Empereur (Император), Иероглиф. 

   

Йод-Хе-Вау-Хе

ЗАРИСОВКИ 04_1

 
   

Имя Божие – ЯХВЕ « יהוה » (йод, хе, вау, хе, тетраграмма) встречается лишь в ранних текстах. Позже, дабы не употреблять его всуе, его стали заменять словом [« אדני » (алеф, далет, нун, йод) – АДОНАЙ – ГОСПОДЬ] или его сокращением ( יְיָ ), произносимым так же.

Употребляется и другое сокращение ( ה ) произносимое как ( השם ) «имя». [A.90]

 
 
   

Имена Бога в Ветхом Завете

Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами ( אֱלהִים ) [’ělōhîm] и ( יהוה ) YHWH.

1. Слово ( אֱלהִים ) [’ělōhîm] по форме представляет собой множественное число от существительного ( אֱלוֹהֵּ ) [’ělôah] бог, Бог (форма единственного числа встречается редко, в основном в поэзии). Хотя слово ( אֱלהִים ) [’ělōhîm] иногда и в самом деле встречается в Библии в значении множественного числа – «боги», намного чаще эта форма множественного числа употребляется в значении единственного1: «Бог» (т. е. Яхве, Бог Израиля).

Глагол и прилагательное при ( אֱלהִים ) обычно ставятся в этом случае в единственном числе (согласование по смыслу). Слово ( אֱלהִים ) в значении «Бог» может употребляться как с артиклем, так и без артикля.

2. ( יהוה ) YHWH собственное имя Бога. Первоначально оно произносилось скорее всего как yahwe. Затем, из благочестивых (или суеверных) побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на ( אֲדנָי ) [’ădōnāy] (Господь)2. Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н. э., и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова ( אֲדנָי ) [’ădōnāy] на стоящие в библейском тексте буквы ( יהוה ) [с естественной заменой ă на ә]. Так родилось «гибридное» написание ( יְה۬וָה ) , не отражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма «Иегова».

Но встречается в библейском тексте и само слово ( אֲדנָי ) [’ădōnāy] (Господь); нередко оно стоит рядом с ( יהוה ) в словосочетании ( יהוה  אֲדנָי ) [’ădōnāy] YHWH (Господь Яхве). Поскольку в этом словосочетании подстановка ( אֲדנָי ) [’ădōnāy] вместо ( יהוה ) привела бы к тавтологии: [’ădōnāy ’ădōnāy], в данном случае ( יהוה ) принято было заменять при чтении не на [’ădōnāy], а на [’ělōhîm] {в масоретской пунктуации это выглядит соответственно как ( יְה۬וִה  אֲדנָי ) }.

*

1. Обычно это объясняют как т.н. pluralis majestatis – «множественное величия». Подобным же образом вместо ( אָדוֹן ) [’ādôn] «господин, хозяин» часто встречается форма множественного числа – ( אֲדנִים ) [’ădōnîm] (букв, «господа, хозяева»), хотя речь идет об одном человеке.

2. Букв.: «мои господа» (pluralis majestatis).

[B.18]

( בַּעַל ) [bá‘al] господин, хозяин, муж. Часто употребляется в сопряжённом сочетании с каким-нибудь существительным, в значении: обладатель, носитель такого-то качества. Кроме того ( בַּעַל ) [Ваал] – имя ханаанейского божества; изредка этот эпитет прилагается и к Яхве [B.18]

 

 
     
 

Яхвé или Ягвé (Исх.3:14,15), крат.форма «Ях», «Иаг» (Пс.67:5) ( יהוה ) [йод-хе-вав-хе] от архаичного евр.гл. hajah (хайа) – «быть», что подразумевает «бытие само по себе, или «бытие как присутствие: здесь, рядом с кем-то, в отношении к кому-то») – в древнееврейских священных книгах имя единого трансцендентного Бога, Творца мира, являвшегося праотцам, Моисею и пророкам, спасшего древних израильтян из египетского «дома рабства» в землю обетованную, заключившего с ними Завет и давшего им Закон. 1. Септуагинта приобщает Имя к миру греческой мудрости и превращает «эхье ашер эхье» (Исх.3:14) в философское έγώ έέιμι ο ών («Я есмь Сущий», «Я действительно являюсь Тем, Кто существует»). Называя Себя «Сущим», Бог даёт понять, что «Он один поистине существующий… ибо в Себе Самом сосредотачивает всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится… Он бесконечно выше всякого тварного бытия, поэтому всё находящееся вне Его, противопоставляется Ему как «не-сущее», как бытие кажущееся» (свт. Григорий Нисский). 2. Назвав свое имя как «Я есмь», «Я присутствую», точнее, «Я буду (присутствовать)», Бог тем самым позвал Свой народ в путь за Ним. Здесь имеется в виду Присутствие, которое можно понять, испытать, только пойдя за Богом. Только в этом пути можно познать, каков Бог на самом деле, иначе ответ «Я есмь Тот, Кто Я есмь» так и останется бессодержательным отказом ответить. В Исходе Бог начал раскрывать содержание Своего имени. Это был первый, а потому уникальный, но не последний опыт такого рода: с самого начала истории Исхода непрестанно повторяется фраза: «и узнаете, что Я Господь (Ягве), Бог ваш» (Исх.6:7;16:12 и др.). Таким образом, тетраграмматон означает Бога, открывшегося Моисею и через него – народу, как Бога присутствующего: «Я есть Тот, Кто Я есть (для вас) – действительно и истинно Присутствующий, Готовый помочь и действовать». 3. Если в Ветхом Завете Бог открывается как Яхве (Сущий), то в Новом Воплощенный Логос во всей полноте открывает Бога (евр. Иехошуа - «Яхве спасает») – в самом имени Мессии присутствует священное имя Яхве, в котором подчеркивается не величие и слава Яхве, но Его спасительная сила. Греческий эквивалент Имени Божия έγώ έιμι последовательно используется в Новом Завете как термин для выражения божественности Сына Божия, Его посланничества в мир и единства с Отцом (Ин.8:24,28,58, 13:19, 18:5-9, ср. Исаия 43:10), а ветхозаветные тексты, где идет речь о Яхве, прилагаются к Лицу Иисуса Христа (Ис. 45:19-25 - Ин. 18:20, Пс.96:5-12 - Евр.1:6-14, Ис.45:21-23 - Фил.2:10-11, Ис.8:13-16 - 1Пет.2:2-16, Иер.17:10-27 - Откр.2:10-23, Ис.40:3-31 – Дея.19:4-40, Ис.41:4, 44:6-28, 48:8-22 - Откр.1:17-18, 2:8-29, Ис.31:5-9, Вт.32:11-12 - Мф. 23:37-39 и др.).

Имя Иегова (Yehowa, Jehovah) никогда в древности не существовало и тетраграмма так не читалась. Когда масоретский текст был дополнен значками гласных звуков (по-видимому, уже в VI VII вв.) и к согласным Й-Х-В-Х были добавлены гласные от слова Адонай-Господь (причем по правилам евр. языка первое А стало произноситься как Э), то как результат некомпетентности средневековых переводчиков возникло прочтение и написание «Й-Э-Хо-В-А-Х» или «Иегова». Обычно считается, что первым данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва Х Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось христианскими теологами, учеными, литераторами вплоть до сер. XIX в., когда Г.Эвальд показал, что его следует читать как Яхвé или Ягвé. [P.16]

 

 
     
 

Прежде всего выясним, что означает имя Создателя Иегова. Божье имя передаётся на письме четырьмя еврейскими буквами ( יהוה ) и встречается почти 7000 раз в той части Библии, которая называется Еврейскими Писаниями. Это имя представляет собой каузативную форму еврейского глагола хавах («быть») и, следовательно, означает «Он причиняет быть», или даёт становиться. Другими словами, Иегова, проявляя мудрость, становится тем, кем необходимо для осуществления своих намерений. Ради исполнения обещаний он становится Создателем, Судьей, Спасителем, Хранителем жизни и так далее. Кроме того, вышеназванная форма еврейского глагола, или имя «Иегова», указывает на действие, которое совершается в настоящем. Отсюда следует, что Иегова всё снова и снова становится Исполнителем своих обещаний. Он живой Бог!

Методическая литература общества «Свидетели ИЕГОВЫ». 2001 Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania.

 

( הוה ) быть. Ср. ивр. ( היה )

( חוה ) сказать, поведать [B.16]

( חיה ) жить; оживлять, оставлять в живых [B.16]

( חַיִּין ) жизнь [B.16]

 

( הָיָה ) [hāyā] ( יִהְיֶה ) быть; случаться, происходить; появляться, возникать, становиться [B.18]

( חָיָה ) [āyā] ( יִחְיֶה ) жить, быть живым; ( חִיָּה ) сохранять жизнь, растить, питать, воскрешать [B.18]

( חַיָּה ) [ḥayyā] (существительное, мн. -ôt) животное [ обычно дикое, в противоположность ( בְּהֵמָה )]

( חַיִּים ) [ḥayyîm] жизнь (существительное, только во мн. ч., но со значением ед. ч.) [B.18]

 

Тетраграмма или тетраграмматон (греч. τετράς – «четыре» + γράμματος – «письменный знак, буква» – «из четырех букв») – написание свящ. Имени Божьего  יהוה  йод-хе-вав-хе», Исх.3:14,15) еврейским консонантным письмом (без огласовки). Искаженное произношение – Иегова. В XIX в. на основе святоотеческих свидетельств Эвальд предложил чтение Иагвé (Яхвé или Ягвé), которое с этого времени стало общепринятым в библейской науке. [P.16]

*

τετράς, άδος (ᾰδ) ἡ 1) число четыре, четверица, четвёрка Arst.; 2) четвертый день месяца HH, Hes., Arph. [B.169]

 

 
     
 

ТЕТРАГРАММАТОН

Неизречённое четырёхбуквенное имя Бога, имеющее символическое значение. Всего существуют четыре тетраграмматона. Первый (основной) IHVH (в английской транскрипции).

В Каббале:

I Хохма (Мудрость);

Н Бина (Понимание, Божественная Мать, Великое Море);

V Тиферет (Красота, Кротость, активная сила, которая называется Царь и Сын);

Н Малкут (Царство, Царица).

Записанные по вертикали, эти буквы образуют тело Адама Кадмона прототипного человека, прообраза человеческой сущности, не впавшей в грех.

Четыре буквы первого Тетраграмматона обозначают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Если добавить к ним символ духа букву Шин Тетраграмматон превратится в имя ЙеХоШУах Иисус, в котором Вселенная обретает свою завершённость.

Второй Тетраграмматон это AGLA, магическая формула, составленная из первых букв еврейской фразы «Да будет твое могущество вечным, Господи». Данное Имя непосредственно связано с Вечностью и Духом. Оно воплощает в себе безграничную силу Святой Троицы. AGLA считается сильным охранительным заклинанием и часто гравируется на перстнях, талисманах и пентаклях. Это слово было выгравировано на печати царя Соломона.

Третий Тетраграмматон это AHIH ( אֶהְיֶה ). Он представляет собой чистое бытие Бога и произносится как «Эхиех». Этим Именем Бог назвал себя Моисею, когда говорил с ним из пылающего куста. На русский язык переводится как «Сущий».

Четвертый Тетраграмматон ADNI «Адонай», «Господь». Это слово, которое дозволено произносить вместо истинного Имени Всевышнего. ADNI представляет собой Божественное Имя, наиболее близкое к материальному миру. [B.47]

 

 
     
 

О «приземлённой» составляющей тетраграмматического цикла.

Он являет собой обычный круговорот, изучаемый в курсе средней школы (круговорот воды, кислорода, углерода и т.п.). Типичным круговоротом является годовой (суточный) цикл. Здесь необходимо помнить, что один из элементов цикла является скрытым (или специфическим). Например, в суточном цикле – ночь (когда нет светила), в годовом – зима (нет зелени). В круговороте воды – лужа, испарение, облако, дождь, опять лужа – такими элементами могут быть как испарение (когда вода как таковая невидима), так и лужа, или вообще наиболее устойчивое состояние воды.

 

В тетраграмму раскладывается и цикл познания:

Трансцендентное – неизвестное никому.

Трансцендентальное – известное кому-то, но неизвестное вам.

Эмпирическое – то что вы сейчас осваиваете опытным путём.

Имманентное – то, что уже «внутри» вас (определил «с одного взгляда»).

 

δεύτερος 3 1) второй, другой, (по)следующий; 2) второстепенный, худший; 3) филос. вторичный, т.е. эмпирический (ἡ φυσικὴ καὶ δευτέρα φιλοσοφία Arst.). [B.169]

 

Другой формой круговорота является цикл действия. Например, на «РАБОЧЕМ СТОЛЕ» две папки – «МОЙ КОМПЬЮТЕР» и «КОРЗИНА». Собственно МОЙ КОМПЬЮТЕР содержит как элементы РАБОЧИЙ СТОЛ и КОРЗИНУ. РАБОЧИЙ СТОЛ это не только стол МАГА, это и стол повара или стол (верстак) плотника (слесаря). И здесь не хватает ещё таких элементов как ГОТОВЫЕ ФОРМЫ и РЕСУРСЫ. Так выстраивается цикл: РЕСУРСЫ посредством обработки на РАБОЧЕМ СТОЛЕ превращаются в ГОТОВЫЕ ФОРМЫ, которые, отслужив своё, отправляются в КОРЗИНУ. Из Корзины, пройдя новый цикл деструкции и генерации, они возвращаются в РЕСУРСЫ в виде ИДЕИ («Всё новое – это хорошо забытое старое») или (в случае с вторсырьем [дерево, бумага, металл]) заготовок.

 

От круговорота – коловорота – слова колода, колдун.

 

 
     
 

…эти циклы, состоящие из четырёх элементов, непрерывно вытекают друг из друга, дифференцируя и изменяя поток Жизни. «Двое порождают третье, замыкающее цикл явление, переходящее в следующий элемент – первый – следующего цикла», – вот формула Четверичного Закона Динамики, отпечатанного во всех явлениях – так в нашей системе он отражён четырьмя элементами креста стихий солнечного творчества…

Четверичный Закон Динамики, действующий в направлении центробежного движения дифференциации духовного потенциала, называется Законом Причинности, причём причина всегда принадлежит высшему, более тонкому и общему его циклу, чем следствие, и никогда в одной плоскости с последним не находится. Этот же Четверичный Закон Динамики, действующий в направлении центростремительного движения интеграции явлений и их одухотворения, называется Законом Целесообразности, причём следствие или цель всегда устремлены вверх, как более общий и Тонкий план. Причинность и целесообразность вместе определяют смысл явлений как специфического цикла проявления духовной возможности.

Н. РУДНИКОВА [B.25]

 

aetiologia, ae f (греч.) разыскание причин Sen. [B.32]

Aetia, ōrum n (греч.; лат. causarum inquisitio) «Причины» (эпическая поэма Каллимаха; умер ок. 240 г. до н. э.) М. [B.32]

*

от др.-греч. αἰτιολογία (aitiologia), из др.-греч. αἰτία «причина» + λόγος «слово, речь, разум

*

αἰτιο-λογέω исследовать с причинной точки зрения, сводить к причинам (τι Plut., Sext., Diog.L.). [B.169]

αἰτιολογία ἡ исследование причин, разыскивание причинной связи Plut., Sext. [B.169]

αἰτία, ион. αἰτίη ἡ 1) причина; 2) основание, повод; 3) обвинение[B.169]

 

 
     
 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…возвращаясь в Самарию. Самаритяне видят именно в горе Гаризим настоящую гору Сион.

…поздние остатки римские, мартириум – византийский храм, но под ним были найдены остатки храма, который датируется четвёртым или пятым веком. Есть споры, называть его «эллинистическим», то есть, третьим, или «персидским». И среди свидетельства, среди надписей есть немалое количество посвятительных надписей. Небольшой обломок (80 kB), в котором полностью сохранилось всего четыре буквы, но буквы эти настолько важные: «Юд-Хэй-Вав-Хэй» – это тетраграмматон, то есть, имя Господа. Это свидетельство тому, что там служили израильскому богу, по своему, по-самаритянски. Они служили там так, как мы ожидали бы собственно служения на горе Сион». [P.125.69]

 

…кто-то сказал, что древние евреи исписали много томов тайными именами Бога, но все эти имена были не у Бога, а у евреев. К Богу ни одно так и не прилипло.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.29]

 

 
     
 

Чем отличается современный человек от своих средневековых предков? Тем же, чем гуманизм отличается от религиозной мистики. В годы средневековья христиане считали, что Вселенная создана Богом, и только для него она постижима. Поэтому считалось грехом желание понять Творение Господне – науку подвергали анафеме.

А Кватроченто – это бунт человека: он продолжает верить в Бога, но, в то же время, начинает верить в собственный ум. Он открывает небо, землю, анатомию, химию, то есть все науки будущего. Иными словами он начинает понимать, что может быть независимым от всезнающего Бога. И это было великим открытием века. Человек открывает метафизическую свободу и то, что впоследствии станет символом достоинстваиндивидуализм. [T.5.II]

 

Флоренция. 1480-й год. Пятнадцатый век в Италии называют Кватроченто. В этот период сформировались идеи Возрождения. Оно ознаменовало конец Средневековья и привело нас к Новому времени. Флоренция стала одним из центров нового движения. [T.10.DCLXXIX.2]

 

Prof. Dr. Christoph Markschies, Humboldt Universität zu Berlin: «В эпоху Возрождения изменился сам образ человека. В конце двенадцатого века Папа Иннокентий Третий заявил, что человек представляет собой экскременты, слизь, и он – презренное существо.

Средневековые представления подразумевали, что греховная природа человека навечно отпечаталась на нём самым ужасным образом. В эпоху Ренессанса впервые обнаружилось насколько люди устали от этого пессимистического взгляда и смирения. Именно тогда родилась идея, что человек богоподобен: что, являясь творением Бога, он наделён мощным разумом и приближается к своему Великому творцу – Богу.

Самым революционным в Ренессансе было новое осознание человеком своих сил и способностей: он развернул представление о собственных мыслях и поступках. Осознание человеком себя как Высшего существа, вознесло его до Небес.

Человек Ренессанса ощущал свою близость к Богу: люди начинали чувствовать себя богоподобными. Ничего такого не было в Средние века – тогда это бы сочли страшным богохульством. Ссылаясь на Библию, люди утверждали, что они – Творение божие: Бог создал нас по своему образу и подобию. В эпоху Возрождения люди и Бог были близки, как никогда». [T.29.XXXVII]

 

 
     
 

ДАЛЕЕ