ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН II. Изида, Gnosis, Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire), Папесса (la Papesse), Divina Substantia, Femina, Natura naturata.

   

Изида

ЗАРИСОВКИ_02_1_01

 
   

Храм на острове Филэ, со всех сторон окружённый водой, был построен кем-то из династии Клеопатры.

Prof. Said Gohary, Cairo University: «Здесь повсюду изображена Изида».

В египетской мифологии богиня Изида была универсальной богиней-матерью.

Prof. Said Gohary: «…рельеф, изображающий в середине Изиду. Она даёт Египту воду и хлеб. И эту сцену защищает змея. Этот рельеф говорит об отношениях между Клеопатрой и Изидой».

…для древних египтян Клеопатра-царица была не просто правительницей, она стала живым воплощением Богини Изиды. [T.10.CXLVI]

*

Μούθ ἡ (егип.) Мать, «Матерь» (эпитет богини Исиды) Plut. [B.169]

μαμμία ἡ мать Arph. [B.169]

γενέτειρα ἡ родительница, мать Pind. [B.169]

 

Сотис – греческое имя Изиды.

*

Σωθί indecl. и Σῶθις, εως ἡ егип. Plut. = Σείριος. [B.169]

Σείριος ὁ (sc. ἀστήρ) Сириус (звезда) или созвездие Большого Пса Hes., Eur. [B.169]

σείριος 3 палящий, знойный, жгучий: σ. ἀστήρ Hes. и σ. κύων Aesch. = Σείριος. [B.169]

 

Isis, is и ĭdis f Изида, египетская богиня, сестра и супруга Осириса, мать Гора и богини Бубастис; впоследствии богиня Луны C, O, Lcn: Isidis sidus PM планета Венера. [B.32]

*

Ἶσις, ιδος ἡ (ион. gen. Ἴσιος, ион. dat. Ἴσῑ) Исида (сестра и жена Осириса, мать Гора, древнеегипетская богиня Нила, земледелия, а впосл. и луны; у греков отожд. с Деметрой и Ио́) Her., Luc., Diod., Plut.: Ἴσιδος τρίχες Plut. волосы Исиды (род морской водоросли). [B.169]

 

 
     
 

Исида (Ισις) греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте.

… миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов…

Как в древнеегипетской литературе (например, Pap. Ebers), так и у классиков (например, у Галена), Исиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет «великая волшебством»), знание сокровенных вещей и т. п. Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту…

Во время эллинистического синкретизма дело пошло ещё дальние, сопоставив с Исидой Астарту и Деметру и другие соответствующие иностранные женские божества. Но скоро сделан был последний шаг и Исида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник ещё в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями. Безнравственность культа неоднократно вынуждала правительство на ограничение или даже совершенное запрещение его, тем не менее при Домициане он сделался не только дозволенным, но и поощряемым, так как император и многие его преемники приняли сан жрецов богини. В честь её даже беспрепятственно совершалась процессия «navigium Isidis» начало навигации (Lactant. Inst. I, II). Впрочем, в это время культ Исиды окончательно сделался выразителем пантеистических идей тогдашнего общества, на что указывают сохранившиеся гимны. [B.38.I]

 

… символов и атрибутов Исиды из Саиса, на храме которой есть знаменитая надпись: «Я, Исида, есть все, что было, все, что есть, все, что будет; ни один смертный человек взором не проник под покров моей тайны».

По утверждению Плутарха, многие древние авторы считали, что эта богиня была дочерью Гермеса; другие придерживались мнения, что она была дочерью Прометея. Оба этих полубога были отмечены божественной мудростью. Не так уж невероятно, что её родство с ними было просто аллегорическим. Плутарх переводит имя Исида как «мудрость». Годфри Хиггинс в его «Апокалипсисе» объясняет имя Исида как происходящее от еврейского  ישצ  (Iso) [так в тексте – на конце слова неконцевая «цзаде»] и греческого  Σωω , «спасать». Некоторые авторитеты (например, Ричард Пейн Найт в его книге «Символический язык древнего искусства и мифология»), однако, полагают, что слово это северного происхождения, возможно скандинавского или готского. В этих языках имя произносится Иса, что означает лёд, или же воду в её наиболее пассивном кристаллическом состоянии.

Это египетское божество под многими именами появляется как принцип плодородия в природе почти во всех религиях древности. Оно известно как богиня с тысячью имён. Далее она была превращена христианством в Непорочную Марию, потому что Исида, породившая всё живущее во главе с Солнцем, осталась, согласно легендам, невинной.

Апулей в одиннадцатой книге своего «Золотого осла» приписывает богине такие слова о её силе и атрибутах: «Вот я пред тобою... твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времён, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, Пафийской Венерой, критские стрелки Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы Стигийской Прозерпиной, элевсинцы Церерой, древней богиней, одни Юноной, другие Беллоной, те Гекатой, эти Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем царственной Исидой». [B.30]

 

 
     
 

(השָׁאִ) ['iššā] {мн. неправ.: (םישִׁנָ) [nāšîm]} женщина, жена [B.18]

 

от еврейского ישצ (Iso)

isos (греч.) равный, одинаковый, подобный

 

isodomos, on (греч.) арх. сложенный из камней или кирпичей одинаковых размеров: genus isodomon Vtr кладка из одинаково обтёсанных камней. [B.32]

isopleuros, on (-us, a, um) (греч.) равносторонний (figurae Boët, Aus). [B.32]

isoscelēs, is (греч.) равнобедренный (ossicla Aus). [B.32]

isosyllabus, a, um грам. равносложный. [B.32]

 

isolation f изоляция, изолирование, разобщение. [B.34]

isolé, -e adj 1) уединённый; пустынный. одинокий; 2) отдельный, единичный; 3) изолированный, разобщённый, отдельный. [B.34]

 

ИЗОЛИНИИ линии равного значения какой-либо величины, дают характеристику непрерывных явлений в некоторый период или момент времени.

Изолиния соединяет точки с равными значениями (величинами). При увеличении масштаба видно, что изолиния замкнута, и очерчивает (оконтуривает) какое-либо тело.

 

 
     
 

На картинках всех трёх арканов (десятого – «йод», двадцать первого – «шин», восемнадцатого – «цзаде») присутствует изображение собаки: десятого – в виде головы Германубиса, а восемнадцатого и двадцать первого – «полноценной» собаки.

( כֶּלֶב ) [kéleb] собака [B.18]

 

 Второй Аркан (Изида) является той гранью (оградой, забором), которая делит Мир на «Своих и Чужих» (Внешних и Внутренних). 

( גֵּר ) [gēr] метек (человек иноземного происхождения, не являющийся членом общины и лишённый гражданских прав), чужак [B.18]

 

 
     
 

Культ Луны. Она символизировала ход времени. В древние века время было чем-то необъяснимым. Тот, кто понимал ход времени, становился человеком, обладающим властью. [T.10.CXLIV]

 

 
     
 

ДАЛЕЕ