ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН IX. Protectores; Initiatio (5); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф. |
||||||
Ещё два синтеза не обозначенные, но явно присутствующие на схеме. Синтез САМОСОХРАНЕНИЯ и СТАДНОСТИ – КОМФОРТ. Синтез ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА и БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ – ОБРАЗОВАНИЕ.
|
||||||
САМОСОХРАНЕНИЕ Инстинкт самосохранения один из главных, благодаря которому мы собственно и стали сначала просто людьми, потом сильными и умными людьми. К нему есть смысл относиться со всей серьёзностью – ведь что ещё подскажет: здесь опасно, туда не ходи – и поможет внезапно возникшую опасность преодолеть. Кстати, женщинам стоит помнить, что в минуты опасности мужчина будет спасать жену, а не детей. И не спешите обвинять его в отсутствии родительских чувств: так велит ему основной инстинкт. Инстинкт смерти присущ в той или иной степени любому человеку. С ним знаком каждый, кто хоть раз, стоя на краю обрыва, испытывал смутное желание шагнуть вниз. Все байки о самоубийцах-скорпионах и о выбросившихся на берег китах – всего лишь миф. Только человек может сам себя уничтожать, повинуясь этому инстинкту - гремучей смеси любопытства и отчаяния. М. СМОЛЕНСКАЯ, психолог [A.163]
Американский психиатр Карл Меннингер (Karl Augustus Menninger) считал, что «синдром самоубийцы» может одолеть человека в трёх случаях: 1) желание быть наказанным или чувство вины; 2) либо желание прекратить муки или депрессия; 3) либо желание убить или чувство ненависти. [T.10.VII]
См. также ЗАРИСОВКИ 09_2_05
|
||||||
ГЕРОЙСТВО (так у Рудниковой) как синтез, имеющий в корне своём (в базисе) САМОСОХРАНЕНИЕ и ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА. Не бывает Героизма в чистом виде (или бестолкового героизма), ведь «Героизм не есть образ жизни, Героизм – это способ смерти». Героизм всегда направлен на защиту СВОИХ: своих детей, своих родителей, своих сотрудников. Героизм является одной из тех граней, которая позволяет разделить людей на СВОИХ и ЧУЖИХ. Элифас Леви в своих трудах даёт такое начертание слова ГЕРОЙ – « הרר » (хе, реш, реш). В своём тройственном составе: «хе» – Человек, Пентаграмма (как реализация Больше – Меньше), имеющий духовные и душевные ресурсы (то есть знания, убеждения и устремления – одержимый в хорошем смысле этого слова). * גִּבּוֹר – Герой (Т’hиллим.24:8 = Пс.23:8) [P.12.08] ( גִּבּוֹר ) [gibbôr] могучий воин, витязь [B.18] * |
||||||
Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Какая цель? Что они пытаются сделать?» Костос де Венос тренирует бороться так, как это практиковалось в конце Бронзового века (спортзал «Панагон»): «Цель – добиться, чтобы соперник сдался. Всё это продолжается и продолжается, это как игра в шахматы – до тех пор, пока человек не устаёт и не допускает ошибку, и другой не может избежать поражения. На самом деле никто не получает травм: цель здесь не ранить человека, а вынудить его сдаться». Bettany Hughes: «Как вы думаете, какие соревнования могли быть за Елену?» Костос: «Наверняка они боролись в реслинге – потому что это была основа всех остальных видов борьбы, они могли сражаться в боксе. Всё это было в Средиземноморье. Мы знаем, что в двухтысячном году до наше эры, согласно живописи в гробнице Бени Хасан, где сохранилось около трёхсот изображений реслинга, этим занимались. Наверняка его использовали в Микенской войне». Bettany Hughes: «Мы очень много говорим об «эпохе героев», но эта концепция очень смутная». Костос: «Почему это смутная концепция? Я думаю, мне это понятно. Слово «герой» в греческом языке произошло от имени богини Геры, или от слова «вера» на санскрите, что означает «он ценен». Кто участвовал в этой компании? Те кто больше всего это усвоил. В их жизни было мало претензий: если они торговали, – то торговали, если женились, – то женились, если сражались, – то сражались. Это было очень активное время». [T.13.IV]
После того, как жребий определял пары соперников, начинались соревнования по борьбе. Из всех спортивных состязаний борьба первой вошла в программу игр и более всего ценилась греками. Победителем становился тот, кому удавалось трижды опрокинуть своего противника. Так называемый панкратион был жёстким и жестоким видом борьбы: удары руками и ногами наносились по любым частям тела, и схватка заканчивалась только тогда, когда один из соперников уже не мог её продолжать. Dr. Mark Golden, Professor of Classics, University of Winnipeg: «Сейчас считается, что панкратион был самым опасным и жестоким видом борьбы в Древней Греции. В наше время на его основе возник целый ряд единоборств, например, кикбоксинг, бои без правил. Сами же греки самым опасным и жёстким из единоборств считали бокс – кулачные бои». Болезненность ударов, усиливавшаяся за счёт гемантов, которые защищали лишь кулаки, требовала от участников почти жертвенной самоотдачи. Как только бой начинался, никакой передышки уже быть не могло. Только нокаут, а иногда и смерть спортсмена могли положить конец бою. Dr. Mark Golden: «Особенно поразительно то, что все греческие атлеты, получившие статус героев, были борцами, панкратиастами или кулачными бойцами. Среди них не было ни одного бегуна». Физическая мощь борцов и боксёров делала их подобными богам. В особенности приближала она их к Гераклу, который за свои легендарные подвиги был допущен на Олимп в сонм богов. Горельефы, изображающие все двенадцать подвигов, украшали храм Зевса в Олимпии. Геракл во многом служил образцом для греческих борцов. Он обладает силой, нечеловеческой выносливостью, а двенадцать его подвигов, совершенных, между прочим, в наказание за ужасные преступления, позволили ему попасть на Олимп и получить бессмертие. Такой судьбы мог бы пожелать себе каждый древнегреческий атлет: тяжёлый труд, страдание, но в итоге – награда – бессмертие. [T.10.XXIV]
|
||||||
Наполеон Бонапарт после своего египетского похода высказал предположение, что именно чувственная роскошь исламского рая воспламеняет арабов: «Вот почему они стали героями. И блистательно вошли в общество, на которое в земной жизни острее всего указывает искусство, предвосхищая самые необузданные радости для тела в потустороннем мире».
Ведь ни Библия, ни Талмуд не описывают приметы потустороннего мира с такой основательностью, как Коран: не менее чем в 80 стихах Книга рассказывает о рае и восхваляет блаженство праведников. В то время как в Библии имеются лишь косвенные намёки на то, что рай всё-таки существует, мусульмане могут ссылаться на очевидца: пророк Мухаммед сам там побывал. Как-то ночью его разбудил голос архангела Джебраила, пророку привели крылатое существо, похожее на коня, по имени Бурак. На нём Мухаммед перенёсся в Иерусалим, откуда по лестнице поднялся на небо, чтобы увидеть рай. Так что мусульманам хорошо известно: в садах праведников не бывает ни зноя, ни холода - зато можно возлежать на тканых золотом подушках, слушать пение птиц, есть финики и гранаты и запивать их чудесными напитками, которые подают вечно юные мальчики, а ещё в раю обитают гурии, очаровательные, черноокие красавицы. В хадисах, преданиях о жизни и изречениях пророка, наслаждения расписываются ещё подробнее. Один из таких текстов, например, обещает: «В Раю для них фруктовые плоды любого вида, которые они предпочитают, и мясо птиц, которое пожелают, а также черноглазые гурии, которые подобны жемчугу, хранящемуся в раковине. Всё это – воздаяние за благие деяния, которые они совершали в земной жизни. Там они не умирают, не стареют, не печалятся, не постятся, не молятся, не болеют, не мочатся и не испражняются, и их никогда не выведут из Рая». [A.86]
|
||||||
…а дальше началась невероятная слава авантюриста из книжки. В 1935-м году среди школьников СССР проводился опрос на тему «Кто твой любимый литературный герой?» Предполагалось получить ответ «Павел Корчагин», а услышали «Остап Бендер». [T.15.I.1] По результатам исследований американских учёных, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, главным героем «Звёздных войн» был Дарт Вейдер. Именно он, по мнению детей, стал олицетворением надёжности и защиты.
|
||||||
«У народов всегда находится какой-нибудь герой, которого они поднимают над собою и возводят в великие... Таков единственный корень, из коего произрастает тиран; вначале же он предстаёт как защитник» Рэй БРЭДБЕРИ [B.57]
ГЕРОЙСТВО см. также ЗАРИСОВКИ 09_2_07
|
||||||
СТАДНОСТЬ см. также ЗАРИСОВКИ_09_2_15 В природе в различных ситуациях наилучшие шансы для выживания получают то одиночки, то группы. Экологические факторы, влияющие на выбор животными той или иной социальной стратегии. Первопричиной объединения в группу в большинстве случаев является выгода в поиске пищи. В большинстве случаев, в естественном ландшафте ресурсы распределены очень неравномерно как во времени, так и в пространстве. На некоторых участках корма будет явно недостаточно, зато на других – избыток. Такое положение ведёт к тому, что даже одиночные животные, склонные к делению пространства на индивидуальные участки, собираются в местах временного изобилия пищи, и, презрев собственные наклонности, образуют что-то вроде непостоянного сообщества. Настоящие же социальные виды извлекают наибольшую выгоду от сезона пространственной неравномерности ресурсов, подстраиваясь под эту неравномерность и осуществляя более или менее протяжённые переходы постоянной группой от одного источника пищи до другого. При экстремальных условиях (засухах) неравномерность и непредсказуемость распределения пищевых ресурсов даёт преимущество одиночкам, а группа погибнет в виду недостаточности корма. Объединение в группу выгодно не только для поиска пищи, но и для добычи (волки, гиеновые собаки – суперхищник). Отпор легче давать также группой: время кормёжки – наблюдения. Для приматов и других животных, с развитым интеллектом, живущих в группах и медленно взрослеющих, важную роль также играет выращивание и обучение потомства. Социальная организация групп приматов. Принципы, лежащие в основе объединения приматов в группы те же самые, что и других животных, и, точно также, факторы внешней среды играют в характере их объединения ведущую роль. Социальность (жизнь в группе) имеет не только светлые, но и тёмные стороны жизни и много сложностей. Как только животные стали жить группами возникла новая среда – среда себе подобных. Эволюция жизни в группе (эволюция социальности) – это эволюция управления поведением партнёра и защита от его эксплуатации. У приматов огромное количество способов психологического использования партнёра и отражения (защиты) от него. У социальности есть и совсем тёмная сторона. Обычно социум очень агрессивен, недоброжелателен к индивиду, особенно к слабому индивиду, например, к детёнышу. Даже в родственных группах приматов детёныш подчинённой самки находится в группе риска, потому что каждый кто хочет его обидит. В неродственных группах (колонии морских птиц, лежбища морских котиков) гибель детёнышей до пятидесяти процентов: их убивают их же собратья по виду – взрослые животные не родственники. Елена КРУЧЕНКОВА, кандидат биологических наук. [T.2.I]
| ||||||