ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus 3 (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно). |
||||||
ЗМЕЯ |
||||||
viperam sub alā nutricare погов. Pt пригреть змею на своей груди
II draco, ōnis m (греч.) 1) змея (из группы крупных неядовитых) C etc.; дракон, баснословный змей C; 2) (лат. Serpens и Anguis) созвездие Дракона (в сев. полушарии) C; 3) прибор со змеевиком для быстрого нагревания воды Sen; 4) d. (marinus) PM морской дракон (рыба Trachinus Draco, L.); 5) военный значок (знамя) когорты (заимствованный у парфян) Veg, VF. [B.32]
cenchris, idis (acc. im) (греч.) кенхрид: 1) m вид пятнистой змеи РМ; 2) f разновидность сокола РМ. [B.32]
chersydrus, ī m (греч.) земноводная змея Lcn, CC. [B.32]
I echidna, ae f (греч.) гадюка, змея O etc. [B.32]
vīpera, ae f [vivus + pario] 1) гадюка, змея PM, V, H, O; 2) бран. гадюка J: in sinu viperam habere погов. С или viperam nutricare sub alā Pt отогреть змею под крылом (или на своей груди). [B.32]
σύρ-γαστρος ὁ ползающий на брюхе, пресмыкающийся, т.е. змей Anth. [B.169]
|
||||||
«Кодекс хемикус» (Codex chemicus), – рукопись XVI-го столетия с символикой химических веществ, – руководство по толкованию алхимических записей. Соединение ртути с серебром под знаками Меркурия и Луны. Сказочные существа, животные и люди – шифр к изображению химических реакций. Дракон – это плавящий огонь и сильные кислоты. Змея, кусающая себя за хвост – символ возникновения и исчезновения. И зла: его надо уничтожить, чтобы возникло добро. Так и неблагородный металл должен стать чистым золотом. [T.10.CVI]
|
||||||
Змеи выживают где угодно: неважно, какая почва, неважно, какая среда обитания – они всё равно будут наиболее успешными хищниками, так непохожими на остальных. Странным кажется то, что безрукое и безногое существо может стать одним из самых умелых убийц мира. …стоит также упомянуть их немигающий, безжизненный и устрашающий взгляд, невероятный в своём смертельном холоде. Кроме того многие змеи наделены гиподермическими зубами – биологическими шприцами – для впрыскивания смертельного яда. Для многих людей змея ассоциируется с бедой, однако эти существа жили на свете задолго до нас. Более двух тысяч пятисот видов змей населяют нашу планету, поэтому они так интригуют человеческий разум. Все змеи пресмыкающиеся, они произошли от безногих роющих ящериц около двухсот пятидесяти миллионов лет тому назад. Они поистине холоднокровные убийцы. От своих пресмыкающихся предков змеи унаследовали одну проблему: они не могут регулировать температуру тела изнутри. Мускулатура вместе со скелетом действует как сложная конструкция из верёвок: мышцы и кости действуют таким образом, что тело змеи являет собой пример удивительной силы и гибкости. В теле змеи от ста до восьмисот позвонков, обеспечивающих работу самого большого в мире количества рёбер. [T.21.II.6]
…само слово «змея» – синоним коварства. Змеи возникли около ста тридцати миллионов лет назад от предков-ящериц. Варан обладает многими особенностями, утраченными змеями: его веки моргают, у него есть уши и мощные лапы. Можно понять, как эволюционировали змеи, посмотрев на родственников-ящериц. Короткие лапы сцинка едва выдерживают его вес; безногая ящерица ещё больше похожа на змею – кажется это змею с маленькими лапками. …отсутствие лап – это преимущество, позволившее змеям приспособиться к жизни практически в любом месте планеты. Многие змеи, в особенности гадюки, передвигаются боком: это помогает ползти по осыпающемуся песку. [T.21.II.7]
|
||||||
А вот ещё одно существо, навеки связанное с подземными силами. Змеи – животные поистине уникальные, обладая простейшей в природе формой, они способны ползать, лазать по деревьям, плавать – быть везде в своей стихии. Обманчивые существа, которых никто кажется не в силах ни постичь, ни покорить. Змеи всегда зачаровывали человека. Если рассматривать все мировые мифологии в целом, – это почти наверняка самые почитаемые существа на планете. Во многих культурах змею поклонялись как Творцу всего сущего – Великому богу Тьмы, связанному с Хаосом начала всех начал. Место таких Первотворцов занимали разные по характеру божества. Они бывали добрыми и злыми, способными на самое лучшее и самое худшее. В доколумбовой Америке преобладало доброе начало. Змей часто изображен на египетских и майянских памятниках. Он воплощает в себе созидающую силу, связанную с урожаем и плодородием. Его часто представляют крылатым существом. Ацтекам он известен как Кетцаль-Коатль, а майя – как Кукулькан. Змей до сих пор почитают в Западной Африке. Существует даже их официальный культ в городе Вида в южной лазурной части Бенина. Правда, не всех змей, а исключительно питонов. Этот змеиный культ сравнительно молод: он возник только в XVIII-м веке. Тогда воевали два царства Дагомея и Види. Говорят, что когда Вида была на грани поражения, из леса выползли тысячи питонов, обративших дагомейцев в бегство. Царь Виды в благодарность этим змеям и выстроил священный храм. Прямо напротив Храма Питонов высится христианский собор. Змеи с той стороны дороги не пользуются такими привилегиями. И смотрят на этих существ без всякого почтения. В Библии змей – олицетворение зла. Именно он искушает первую женщину вкусить запретный плод, низвергая человечество из рая на землю. Как ни странно, змей – единственное животное, играющее активную роль в Святом Писании, все остальные выступают исключительно как некие символы. [T.10.LXXXVI.1]
Зачастую взаимоотношения между змеями и людьми складывались непросто: в одних странах мира змей почитают за их силу и мудрость, в других – благодаря роли Змея-злодея в предании об Эдемском саде – змея стала гораздо менее популярным существом. Змеи обладают способностью восхищать и, одновременно, отпугивать нас. Возможно, всё дело в том, как они двигаются, или в отсутствии глазных век, или в дрожащем языке… Некоторые учёные полагают, что змеи произошли от водных животных, однако, есть убедительные доказательства, позволяющие предположить, что ближайшими предками змей были земноводные, похожие на варанов, обладающие лапами. Согласно этой теории их предки обитали под землёй, и естественный отбор благоволил к существам, обладавшим самыми маленькими конечностями: ведь им было легче рыть норы. Впоследствии лапы у этих животных исчезли, но появились дополнительные позвонки; у гадюки их может быть более двухсот. Такая длина и гибкость позволяет гадюкам передвигаться в различных средах обитания – по земле, в воде, свисая с деревьев, и преследуя добычу. Гадюки обладают очень развитыми органами чувств. Большинство учёных считают, что когда змеи вышли из под земли их глаза изменились, так как им пришлось адаптироваться к более светлой окружающей обстановке. Но до сих пор гадюки пользуются своими глазами, с вытянутым в вертикальную щель зрачком, в основном для ночной охоты. Своим раздвоенным языком гадюка собирает химические вещества из воздуха, а орган Якобсона на нёбе обрабатывает информацию для мозга, помогая определять расстояние и направление движения предполагаемой жертвы. …такая гадюка как «гремучник», свёртывается в кольцо, образуя устойчивую основу, чтобы атаковать жертву. Эта гадюка может поднимать голову почти на пятьдесят сантиметров от поверхности земли. Вся атака змеи длится в реальном времени сто семьдесят четыре миллисекунды. Шумящая гадюка – это, по существу, одна огромная мышца. Зона нанесения удара этой змеи, то есть расстояние, с которого она может укусить хищника или жертву, составляет три длины всего её тела. Сила атаки, на самом деле, начинается с хвоста, возрастая по мере того, как каждая часть скелета создаёт мышечную волну. [T.21.LXXVII]
|
||||||
…путешествие Сети (Первого) затем продолжалось по реке Нил. Ему предстояло миновать двенадцать Врат – по одному за каждый час ночи. Но это был не речной круиз… Каждые Ворота охраняли змеи. Они должны были охранять Ворота от всех нечестивцев, которые не обладали достаточной волшебной силой, чтобы переходить с одного уровня на другой. Как многие верующие, египтяне искали «Вечной жизни» для очищения духа, но им нужны были волшебные знания. Сети мог пройти через Ворота только после того, как назвал бы секретные имена змей, которые их охраняли. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь называл имя, для древних египтян это означало, что его можно пропустить: он был чист и обладал волшебной силой. Назвал имя – проходи. Поэтому они тщательно писали их в тексте». Сети должен был выучить все имена, читая их на стенах гробницы, от этого зависело его путешествие. Когда он произносил имя, змеи отступали, и он проходил. Но до конца ночи ему надо было пройти одиннадцать Ворот, по пути его отвлекали демоны. Тысячи лет египтяне придумывали, как сделать путешествие по Царству мёртвых более предсказуемым, чтобы жизнь длилась вечно. Поиск бессмертия – это основа египетской цивилизации. Во время своего путешествия Сети достиг Четвёртых Врат Ночи. Он произнёс волшебные слова, чтобы пройти через них, но его поджидал демон Апоп, для того чтобы нанести удар. Представление о схватке с демонами после смерти старо как мир. Оно является как бы подведением итогов после смерти. Эта идея нашла отражение спустя столетия. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Знаете почему в наши дни считается благом быть монотеистом? Люди боятся, что если они будут плохо себя вести, то попадут в Ад. Именно в это верили и древние египтяне». Главный египетский демон Апоп до странности напоминает иудейско-христианского Сатану – злое существо, которое хочет уничтожить человечество. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Апоп в представлении египтян считался Дьяволом. Если царь и Бог Солнца не смогли бы его победить, со Вселенной было бы покончено». И он не случайно был змеёй. Египетский Загробный мир был местом, кишащим существами из окружающей природы. Этих животных иногда превращали в богов или кошмарных демонов, которые охотились за царями после смерти. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Некоторые из этих демонов, созданных древними египтянами были не столько порождением ночных кошмаров, сколько существами, которые подстерегали под водой». Апоп продолжает охотиться за Сети всю ночь, вплоть до кульминационного момента в десятом часу. [T.17.XIX]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…с другой стороны этот момент уже содержит в себе гнев Матери богов, потому что видя слёзы своего собственного Солнечного младенца, она понимает, что тот мир, который сотворён, он уже мал, ущербен и не столь совершенен, как та сила, как то могущество, которое есть в ней самой. В этот момент Мать богов в гневе сплёвывает в бездну, и в бездне этот плевок трансформируется в Великого змея хаоса Апопа, с которым Солнечный бог будет биться каждую ночь внутри каждого ежедневного суточного цикла в середине ночи для того, чтобы время не остановилось и существование Космоса продолжалось». [P.125.17] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…понимая конечность и ущербность собственного Младенца – Солнечного божества, согласно текстам, Нейт плюёт в ненависти и в горе в бездну. Бездны пустой нет, есть вот этот Великий океан хаоса – Прапредок, Отец всех богов, и он трансформирует этот плевок Богини-Матери в Великого предвечного змея хаоса – Апопа. И в итоге, внутри египетского Космоса Хаос и Змей хаоса, они пытаются ночью уничтожить Солнце, и, персонифицируя собой Маат – великий миропорядок и закон, который противостоит «Исфет» – «Лжи» и всему неправедному, Солнце каждую ночь повергает Змея Апопа – своего собственного единокровного родного брата. …идёт борьба между Солнцем и Великим змеем Хаоса: Змей всегда повержен, и Солнце дальше идёт на восточный горизонт, чтобы победить смерть. «Как возродится Солнце, так возродятся и все души умерших». Но милостивая богиня Селкет возрождает в этот момент этого Змея из частей, потому что если противостояние остановится, (то) остановится мир». [P.125.23] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…вот здесь, около шеи Апопа стоит богиня. Это Селкет – это одна из очень милостивых богинь – покровительница египетского погребального ритуала. Когда змей Апоп повержен: он разрезан, он уничтожен, в храме, когда отсчитывался седьмой час ночи, был специальный ритуал (он сохранился на одном из папирусов Британского музея, это папирус Бремнер-Ринд), в котором рассказывается о том, как специальным образом проклинаются части тела, Ба, Ка, кровь, кости, плоть, семя, Имя змея Апопа. То есть специальный храмовый магический ритуал, который должен обессилить Апопа и помочь Солнечному богу и его свите его повергнуть. И здесь, казалось бы, всё прекрасно – всё, змей расчленён, Солнечная ладья уплыла с колоссальной скоростью вперёд, в этот момент появляется милостивая богиня Селкет с иголкой и ниткой и сшивает змея Апопа. По одной простой причине – это противоборство двух вещей. И в этом противоборстве двух вещей есть жизнь, потому что если Апоп будет повержен окончательно, это такой же конец мира, как если будет повержен Солнечный бог. И только в противоборстве этих двух вещей заключён какой-то определённый сокровенный тайный баланс жизни. Поэтому каждую ночь в седьмом часу после повержения богиня Селкет сошьёт заново змея Апопа, и он будет приходить в себя до следующего ночного цикла, когда, войдя в силу, он будет опять пытаться бороться с Солнечным богом – своим собственным братом». [P.125.28] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…сверху Змей Апоп – символ Хаоса – единоутробный брат и одновременно страшный враг Солнца, с которым Солнце борется каждую ночь. В определённом часу ночи Солнце и его спутники побеждают Апопа. Апоп лежит разрезанный на части: Хаос попран. Маат – великий миропорядок – восторжествовал. Солнце проходит дальше со своими функциями. Появляется милостивая богиня дыхания Селкет, которая широкими стежками сшивает обратно тело Змея Апопа. Потому что если Апоп не будет гнать Солнце, то Солнце остановится. Символ жизни нашего мира в борьбе противоречий. Солнце борется со Змеем – Змей гонит Солнце – это огромный круговорот Нехех. Как сказали бы египтяне – Время бесконечности, в котором живём мы». [P.125.441]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это маска Богини-матери, на которой стоит портал храма. Из портала храма, из ворот выходит увенчанная солнечным диском змея – это сила женской энергии. В египетском символизме сила женщины может быть явлена всегда через образ змеи, и сила мужчины – через образ небесного сокола». [P.125.1]
|
||||||
…в США около полутора миллионов домашних змей, и Бирманский питон один из самых популярных гигантов, живущих в неволе. Спокойная змея, но смертельно опасная. Каждый год нападение этого домашнего животного стоит жизни одному – двум американцам. Каждый год в США более двадцати человек умирает от нападения крупных удавов и подхваченных от них инфекций. Специалист по рептилиям Херб Элеброк из Питсбургского зоопарка (Pittsburgh zoo). Herb Ellerbrock, Herpetological Society president and a Pittsburgh Zoo reptile keeper: «…он прополз мимо кролика, больно тяпнул меня за ногу, а потом накрутил на неё три кольца, полностью перекрыв доступ крови». Не первый год работая со змеями, Херп не испугался: он знал что делать – горячая вода заставит разжать объятия. Herb Ellerbrock: «Я взял шланг, пустил на удава горячую воду. Он отпустил. Змея в порядке, я в порядке – обычный день в зоопарке». Джим Клапп, профессиональный дрессировщик: «На меня напала змея длиной порядка четырёх метров, а мне в то время было четырнадцать лет… Он бросился, укусил меня в плечо, и сразу же накинул на меня свои кольца, в основном на шею. А я где-то прочёл, что если ухватить гигантского удава за кончик хвоста и загнуть его назад, когда он тебя обвил, он тут же тебя отпустит». К счастью для Джима книга не врала. Если загнуть назад хвост удава, он бросит жертву. Но есть и другие способы. Марк Вулдридж из Англии (Кембридж) знал, что удавов отпугивает спирт. [T.8.V]
|
||||||
Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «…на самом деле, вот эти вот все понятия, там, верёвка, протыкаемая сквозь человеческое тело и извлекающая кровь, и змей тот же, это всё восходит, на самом деле, к астрономическим конкретным знаниям. То есть Змей – это образ Млечного Пути. Млечный Путь – Творец всего сущего, он одновременно является и мужским и женским Потоком, он создаёт людей, он создаёт всё живое. И такое вот завуалированное название вот этого Млечного Пути, это была Небесная Верёвка. Поэтому, когда продевают верёвку, это значит, что ты соединяешься с Млечным Путём. И вот этот Млечный Путь, он был Верёвкой, одновременно он считался Пуповиной, которой привязан ребёнок, вот, рождающийся ребёнок. И, одновременно, это, вот, простая верёвка, с которой извлекается кровь. И, вместе с тем, обряд, ну, не обряд, вернее, традиция, которая существует у Майя и до сих пор, это повешение. То есть у них это считается, как бы даже и не плохо, когда много проблем, то, вот, повеситься, чтобы уйти сразу к Богине-верёвочнице. То есть, это то же самое, и, как бы с Неба спускается верёвка, которая тебя сразу забирает вот в ту замечательное место божественных предков. И вот эти вот представления о реинкарнации и постоянной связи с предками, они не уходят не смотря ни на что, ни на христианство, которое там уже вроде как пятьсот лет, ни на какие другие вещи. Потому что для Майя всегда главное вот эта вот внутренняя связь с предками». [T.10.CI.45]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Мы иногда не задумываемся об этимологии, то есть, о внутреннем смысле слова «вера», а оно восходит на самом деле к древнему индоевропейскому слову «варатра», а это не что иное, как верёвка, канат. Это то, что связывает человека с Богом. Отсюда происхождение слова «вера» в нашем русском языке». [P.14] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…так что Митра и Варуна – они хранители правды; от слова «Варуна», происходит «Варэна» – «Вера». От слова «вер» – «верёвка», «вервь», и «вар» – «жар», «горячность». Отсюда наши «вар», «варить». [P.125.483]
|
||||||
В трёх сосудах лежали отдельные косточки, в двух – только песок, из чего, впрочем, не следует, что их закапывали пустыми; просто содержимое не выдержало тысячелетнего хранения. Более чем в половине сосудов среди костей нашли единичные крохотные бусины, преимущественно из бирюзы. Сначала мы не предали этой детали особого значения – в песке не так уж редко находят разрозненные бусины, и они могли попасть в сосуды ненароком. Но вскоре стало очевидно, что бусина не менее важна, чем змеиный скелет. Однако же прошло немало времени, прежде чем мы уразумели, что налицо явная связь со сказанием о Гильгамеше. Мы вспоминали змеиных божеств Крита и Дании бронзового века, средневековый датский обычай закапывать под порогом гадюку, чтобы отгонять от дома злых духов. Но почему-то мы забывали, что именно в Дильмуне змея съела жемчуг и обрела бессмертие, и тут гораздо больше, чем в Египте времён Клеопатры, змею и жемчуг почитали символами прославившей эту страну свободы от болезней, старости и смерти. Понятно, что, закапывая под полом дома змею, дильмунцы страховали себя от болезни и смерти. Можно объяснить и присутствие бусин. Мы предпочли бы найти жемчужину, но ведь известно, что жемчуг – углекислый кальций с примесью органики – в земле быстро распадается. Впоследствии нам попалась жемчужина в одном не столь древнем змеином захоронении, и не исключено, что миски без бусин первоначально содержали жемчуг. В древности жемчуг ценился не меньше, чем в наши дни, так что бирюза вполне могла воплощать «бессмертие бедняка». Джеффри Бибби [B.148]
|
||||||
Движение змееносцев основал в Аппалачах в самом начале двадцатого века большой оригинал по имени Джордж Хенсли (George Went Hensley). Однажды Хенсли читал Евангелие от Марка и наткнулся на отрывок, который стал основой учения змееносцев. Там было написано: «Они должны взять змей» (Мк. 16: 17-18). И в ту же минуту Хенсли заметил около себя гадюку. Он решил, что это «божье знамение» и взял ядовитое создание в руки. Prof. Ralph W. Hood Jr., University of Tennessee at Chattanooga: «Он удивился, что змея не укусила его и не причинила никакого вреда. Хенсли вернулся в общину и начал проповедовать, вспоминая евангельские слова». Где бы он ни появлялся, возникали новые общины. Слух о чудесах Хенсли быстро перелетел Аппалачи, как доказательство того, что истинная вера может спасти даже от укуса гадюки. Учёный-серпентолог Кристен Уайли: «Я держу змею ближе к хвосту: так она сохраняет естественный центр тяжести. Когда змея поворачивается ко мне, я изменяю баланс и центр тяжести, а затем заставляю змею повернуться в другую сторону. То же самое, в сущности, проделывают последователи культа змей, когда подпрыгивают. Происходит две важные вещи: во-первых, это дезориентирует змею, а, во-вторых, мешает ей наметить цель, чтобы укусить. Обычно, во время церемонии, когда появляются змеи, несколько человек танцуют или прыгают, и всё, что происходит вокруг змей, отвлекает их. Змея просто не станет обращать внимание на человека, который её держит». Prof. Ralph W. Hood Jr., University of Tennessee at Chattanooga: «Я зафиксировал девяносто три смерти от укусов змей, но, на самом деле, их намного больше. Большинство членов общины считают, что если кого-то укусила змея, то нет смысла звонить «911» или вызывать врача – надо просто положиться на Господа и он справится с ядом. Большинство змеепоклонников, будучи укушенными, просто полагаются на Волю божию. Иногда от укуса змеи человек может опухнуть так, что у него сойдёт кожа, может начаться сильная рвота, он теряет сознание, потом приходит в себя, а потом всё повторяется сначала. Спустя два-три дня человек умирает». [T.29.XIV]
|
||||||