ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

372. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

«НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 01/1989

[372]

Энциклопедия «Науки и Религии»

Отпечаток стопы Будды

Есть в буддийской мифологии такая легенда. Когда основателю буддизма Шакьямуни пришло время погрузиться в нирвану – состояние полноты внутреннего бытия, к которому стремится каждый его последователь,– он отправился в местечко Кушинара (или Кушинагара), стал на камень, обратив лицо к югу. И остался на этом камне отпечаток его стопы. И не просто стопа Будды отпечаталась на камне. Легенда гласит, что были вписаны в ту стопу священные знаки и символы буддизма.

Прежде всего это изображения ритуальных предметов, сгруппированные в комплекты по семь и восемь предметов в каждом («семь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь жертв» и т. д.).

Набор из «семи драгоценностей» чаще всего состоит из свастики (в буддизме она выступает символом вечного движения, непрерывного бытия), рыбы (символ вечной бдительности), алмазного жезла (символ несокрушимой истины), белой раковины, спиралью закрученной вправо, вазы с лотосом, колеса закона.

Иногда в контур стопы вписывают три драгоценных камня, символизирующих три сокровища – Будду, его учение и созданную им общину монахов, а также изображения цветка лотоса или колеса закона и ступы – погребального сооружения и в то же время вертикальной модели буддийской вселенной. Колесо, раковина, лотос встречаются чаще всего, что говорит об их высокой ритуальной значимости.

Вырезанные на камне изображения стопы Будды, достигающие порой довольно внушительных размеров, получили распространение в качестве самостоятельного культового объекта. Они известны в Индии, Китае, Японии, странах Юго-Восточной Азии, в Тибете и Монголии.

Н. ЖУКОВСКАЯ, кандидат исторических наук