ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IX. Protectores; Initiatio (Идеология 3); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф. |
||||||
САМОСОХРАНЕНИЕ |
||||||
Люди меняются, однако, с немалым трудом. Всю свою жизнь Конфуций противостоял коррупции, амбициям чиновников и политическим играм. В ту эпоху правящая элита была более заинтересована собственной выгодой, нежели государственными делами. Однако, как обстоят дела в современном мире? Представим, что некий мудрец, наподобие Конфуция, путешествует по странам, встречается с президентами или премьер-министрами, и даёт им советы по управлению страной. Он мог бы посоветовать президенту США как вести внешнюю политику, или же мог рассказать китайскому правительству о свободе слова в СМИ. Но как бы приняли такого мудреца? Какой президент согласился бы воплотить его советы в жизнь? вне всяких сомнений подобные визиты носили бы исключительно символический характер. Однако, чиновник обязан служить народу и ставить интересы людей превыше своих. На протяжении многих тысячелетий все мы испытываем одни и те же потребности – мы желаем прокормиться, устроить место для ночлега и защитить свою семью. Базовые нужды пробуждают глубинные инстинкты, заставляющие нас заботиться лишь о собственном выживании. Если отправить современного человека в доисторические времена, совсем скоро он вместе со всеми станет сражаться за право выжить и воспроизвести потомство. Инстинкт выживания заложен природой даже в истинно цивилизованных людях. [T.10.DCXLI.2]
|
||||||
Dr. Harold J. Bursztajn, M.D. Forensic Psychiatrist, Harvard: «Человек совершает самоубийство, когда мысль о жизни становится невыносимой, когда жизнь причиняет невыносимую боль, или же, если верит, что умирая, получит что-то чего иным путём получить невозможно». [T.12.XXVIII]
Яготти САЕДЗИРО, выживший камикадзе: «Мы, между прочим, потомственные самураи. Но, не смотря на то, кем были твои предки, каждый японский молодой парень был готов умереть за императора, за Японию, понимаете. Мы с братом иногда переписывались. Тодзи был лётчиком, он улетел на Окинаву и там погиб». Более чем две с половиной тысячи лет на землю Японии не ступала нога иноземных захватчиков. Вековые традиции японского народа, с детства прививаемые беспрекословное подчинение императору и пренебрежение к смерти, – только некоторые причины, которые породили этот самоубийственный порыв (9а идеология, самосохранение), и не только у мужчин. Танака КАЦУХИКО, почётный профессор Токийского университета «Хито Цубаси»: «Для того чтобы у ребёнка зародить чувство патриотизма, беспрекословного служения императору важно было заложить их с раннего возраста. Создать камикадзе было нетрудно, даже дети были камикадзе. Мне тогда было десять лет, и я готов был броситься на американцев с гранатой, если бы у меня была такая возможность. Девяносто процентов всех молодых людей погибли. Я один выжил среди знакомых мне сверстников, и я иногда сожалею, что не погиб тогда, как это сделали они». [T.9.I]
|
||||||
Сталинградская битва стала поворотным пунктом для обеих сторон. Но если почву под советский пропагандистский посев взрыхляла сама жизнь, то геббельсовская идея, основывавшаяся на борьбе «цивилизации против большевистского варварства», требовала существенного обновления. Теперь на первый план были выдвинуты: защита «европейских ценностей», опасность возмездия за преступления фашизма; «еврейские карательные отряды»; перспектива «истребления немцев», рабского труда в Сибири, голода, тифа и пр. Пропаганда явно апеллировала к чувству самосохранения немцев. Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]
Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «…вот то, что можно найти в солдатских дневниках. Вот эти реалии войны так, как она, на самом деле, не аппетитно, не романтично и не вкусно выглядит. И в дневниках люди о чём пишут? Ну, пишут о разном. Пишут и о боевом пути собственном, и у них какие-то есть общие соображения, они записывают иногда то, что прочли в газетах или услышали по радио. Очень интересует, что происходит на Западе, когда откроется Второй фронт, что там следят некоторые за высказываниями Черчилля. То есть люди политически грамотные, так сказать. Но три основные темы – это я недавно прочёл в мемуарах замечательных Николая Николаевича Никулина, сержанта Никулина, прошедшего всю войну от Ленинграда до Германии. Потом доктор искусствоведения и хранитель нидерландско-германской живописи Эрмитажа. Он свои воспоминания написал в 1975 году. Это была такая реакция на официозную историю войны и на очередной юбилей. И он написал явно в стол воспоминания, и он писал об основных темах солдатских разговоров. Три такие были темы – смерть, жратва и секс. Это я цитирую. И, в общем, это и есть три основных темы солдатских дневников, на самом деле. То есть много чего другого. Но, вот это найдёшь практически везде. И приведу несколько таких моментов, которые касаются, ну, скажем так, тех аспектов войны, которые не упоминаются обычно в мемуарах или те, которые уж никоим образом не оказываются в различных официальных или не слишком официальных историях войны…» [P.97.99]
|
||||||
Вот до чего в своём логическом развитии должна дойти конспирологическая гипотеза антисемитов: христианство придумано иудеями исключительно для того, чтобы сбивать с панталыку другие народы. Выдумка поистине бесовская, неотразимо привлекательная, как всякая апокалиптическая секта: стремление к смерти в человеке не менее сильно, чем инстинкт самосохранения, и игра на этой тёмной, подспудно-эротической страсти – вполне в духе еврейства. Христианство – гениальная обманка, заброшенная в мир: вы не ищите себе сокровищ на земле, а мы тем временем их подберём! Дмитрий БЫКОВ [A.282]
|
||||||
В рейде они воевали на пределе сил и возможностей, без сна и без еды. Е. Б. Рыбников, кандидат военных наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник: «Ну, то, что мы были голодными, это ладно. Но ведь кони, они не понимали, почему им, ни овса не даём, ни сена, почему их не кормили. Они тоже всё время в движении и так, знаете, очень сильно уставали, что в какой-то степени даже такое чувство было потери самосохранения». Немцы всё время пытались прижать кавалеристов к болотам и уничтожить, но Доватор перехитрил врага. Из письма немецкого солдата: «Всё, что я слышал о казаках времён 14-го года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками…» Р. Л. Доватор, дочь генерала Доватора: «Это страшно! Когда на белом снегу эти чёрные бурки, эти скачущие лошади с зубами… своими. Кавалеристы с шашками, тоже с таким выразительным лицом, потому что они в состоянии атаки. Просто страшно даже смотреть, что они не на тебя летят, просто пролетают рядом». [T.18.IV.1]
|
||||||
Георгий МИРСКИЙ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН: «И, вот, вы представляете себе, я работаю в теплосети «Мосэнерго» обходчиком тепловых сетей, и вдруг 1942-й год, война. Мне 15 лет. Сварщик кроет Сталина матом в присутствии остальных рабочих. Я подумал, что я ослышался, провалиться бы сквозь землю вообще, представляете? И все одобрительно так на него смотрят. Это был первый, но не последний случай, когда я увидел, что, оказывается, вся эта всенародная любовь к Сталину, то, что его обожествляют и так далее, великий, любимый вождь, отец народов – это относится только к части нашего населения. Ведь, на чём держалась советская власть? Она держалась на энтузиазме одних, особенно молодежи, жутком страхе других и полном равнодушии и безразличии третьих. Так вот, почему эти люди так относились к Сталину? Я моментально узнал. Это всё были бывшие крестьяне. Когда Сталин ликвидировал крестьянство как класс – он же его уничтожил фактически – вот эти люди, они не были кулаками (если бы они кулаками, они бы в Сибири где-то были). Нет, обыкновенные средние середняки и так далее. И, вот, на всю жизнь, понимаете, их разорённая разрушенная жизнь – она оставила такой глубокий шрам, такой след, что даже они не боялись вслух последними словами крыть Сталина. Я сразу подумал, что, вот, если бы они попали на фронт, ну, они бы не перешли на сторону немцев, но вы знаете, особенно стараться защищать эту власть, ненавистную для них, воевать за наркомы, воевать за колхозы, нет. И вот это объясняет, вы знаете, Нателла, многое из того, почему Сталин, скажем так, обращался с нашими пленными, когда он дал установку «У нас нет пленных – у нас есть предатели родины». Да потому что когда он в ноябре 1941 года узнал, что за 4 месяца войны в плен попали примерно 3 миллиона бойцов и командиров, он всё понял. Ну, многие, конечно, попадали раненые и так далее. Но большинство сдавались в плен. И вот тут-то, понимаете, то подозрение, которое у него было... Вы знаете, как сказал один английский писатель, уж не помню кто, что «Выживание для политического лидера – это безграничная способность к подозрению». Вот! Монарх, диктатор – они должны подозревать всех. Сталин подозревал». [P.97.15]
Паола ВОЛКОВА, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР: «Вот эта эпоха была не только подъёма, но подъёма на волне пассионарности, и социальной, и духовной – вот эта вот мечта о «Совершенном мире». Намерения-то какие – ну, подумайте – утописты, мечтатели, а, между тем, люди необыкновенно активной позиции: активной позиции в области искусства, и жизненно активны. Они были энергетичные очень – в них отсутствовало чувство самосохранения: по определению Гумилёва это и есть пассионарность». [T.10.CCCXC.2] * Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «Гумилёв – это же такой человек, конечно, очень талантливый. Но человек, не по его вине, вместо того, чтобы учиться, сидевший в лагере. И такие вещи даром не проходят. Это касается, кстати, не только Гумилёва, (но) и многих других очень талантливых, очень мощных фигур, которые лучшее время своей жизни провели совсем не в том месте, где они должны были быть. И поэтому Гумилёв, как творческая натура, мощно придумал, замечательно, но это к науке, вообще-то, отношения не имеет вообще никакого: это другая сфера деятельности. А слово «пассионарность» вошло в русский язык, я иногда сам употребляю». [P.125.561]
|
||||||
Все животные – холоднокровные или теплокровные – обладают одинаковым базовым набором эмоций: они испытывают страх, агрессию, стремление к размножению. Это не сентиментальная роскошь – это основа выживания. Dr. Peter C. Whybrow, Director of the Jane and Terry Semel Institute for Neuroscience and Human Behavior, UCLA: «Если речь идёт о выживании, то, как ни странно, эмоции оказываются куда более важными, чем интеллект. Если вы слышите громкий звук, вы тут же вздрагиваете и начинаете вести себя максимально осторожно: в этот момент вы не думаете, всё происходит мгновенно – так работают эмоции. Страх – универсальное чувство, потому что, очевидно, что если ты ничего не боишься, ты подвергаешь себя опасности. Поэтому, на мой взгляд, страх – это самая основная эмоция». Животные одинаково выражают страх. Результаты сканирования мозга доказывают, что если обезьяны или люди испытывают страх, электрическая активность их головного мозга совершенно идентичны. Причины этого кроются в одинаковом происхождении нашего мозга. Мозг формировался слоями, как луковица. В основе головного мозга любого человека находится так называемый «Рептильный мозг» – группа нервных структур из далёкого прошлого, когда рептилии правили миром. Dr. Peter C. Whybrow: «В рептильном мозге располагаются основные системы выживания – способность распознавать страх, агрессию – основы самосохранения записаны в рептильном мозге». [T.21.XLVIII]
|
||||||