ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН I. Magus (3), Единство, Скоморох, le bateleur, Divina Essentia, Vir, Natura naturans |
||||||
АТРИБУТЫ И ДЕТАЛИ ОБСТАНОВКИ |
||||||
Фридрих Великий заявлял, что армия, подобно змее, движется лежа на брюхе. Согласно Плутарху, змея почиталась священной за то, что движется, не имея ног, как это делают звезды. [B.49]
Необузданность не имеет тормозов и порождает стремление овладеть несвойственными человеку способностями предвидеть будущее и по своему усмотрению влиять на него. Зная будущее, люди непременно пытались бы изменить в нём то, что им не нравится. Человек норовил бы поступать иначе, нежели предопределено его знанием, и тем самым это своё будущее изменить. Тогда оно отличалось бы от предвиденного, но можно ли было бы считать, что его знание будущего было достоверным, если оно в действительности оказалось иным? … первобытные люди пытались делать это, прибегая к разнообразным видам магии – гаданию, камланию. Кстати, то и другое по-еврейски называется « נחש » (нахаш), и точно так же называется и произносится, и почти так же пишется слово-омоним « נחש » (нахаш) – змея. Вот мы и вернулись к библейскому тексту. Именно это слово в третьей главе книги Бытие обозначает источник соблазна, в русском переводе змей, который внушает Еве мысль вкусить запретного плода, чтобы «быть, как боги» (Быт. 3, 5). Образ змея в тексте действительно присутствует, но лишь как игра слов, не более. Кстати, именно змея (змей) чаще всего изображается на шаманских бубнах. В библейском тексте нахаш как бы символизирует противоестественное стремление человека к господству над миром, стремление быть как боги, а это значит, не нуждаться в Боге, присвоив Его функции, и тем самым отрицать Бога за ненадобностью, а то и вовсе пытаться посредством неких магических действ заставить Его служить себе. Ю. КРЫЛАТОВ [A.176]
( נָחָשׁ ) [nāḥāš] (мн. -îm) змея [B.18] ( נְחָשׁ ) медь [B.16]
| ||||||
«Перед массивным каменным столом стоит муж лет тридцати пяти, в полном расцвете своих сил. Стол этот сделан из серого камня: массивная доска опирается на две каменных вертикальных стенки, соединенных посредине перекладиной». [B.24.1] Если другие атрибуты Мага и элементы окружения (Чаша, Меч, Си[ше]кль, Лемниск, Уороборос) встречаются и в картинках следующих арканов, то стол присутствует только в Первом Аркане.
( שֻׁלְחָן ) [šulḥān] стол [B.18] ( שֶׁקֶל ) [šéqel] сикль (мера веса) [B.18] ( כּ۬וֹס ) или ( כּ۟ס ) чаша [B.18] ( כוֹר ) чаша [B.17]
Изабелла ШАНГИНА, доктор исторических наук: «Стол считался в русской традиции ладонью, которую Бог протянул людям». [T.10.VII] * Дмитрий МУХИН, заведующий научно-экспедиционным отделом музея «Семенково»: «…всегда в «красном углу» стоял стол, причём, к нему отношение у наших крестьян тоже было особое. «Стол-престол – Божья ладонь»: всё, что на столе – это подношение Богу». Поэтому шапки, варежки, локти на столе – это всё считалось неуважением к Богу. [T.10.CCCXVII.11] * Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «На самом деле отсутствие единого какого-то места для жертвоприношения – совершенно естественная вещь для древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья. Собственно, принесение жертвы понимается греками, и дальше, по-видимому и жителями Древней Сирии и Палестины – древнейшими евреями, как, своего рода, совместная трапеза людей с божеством. Совместная трапеза означает, что часть еды – мяса убитого животного – должна быть отдана божеству». [P.125.101]
На дне их расстелили циновку, этот «стол» кочевников пустыни, и поставили маленькие глиняные сосуды с едой; бычье ребро свидетельствует о том, что это была часть жертвоприношения, предназначенная в пищу богу. Затем жертвоприношения накрыли прочными ребристыми горшками колоколообразной формы, засыпали ямы землёй и возвели над ними стену. Под полом храма царя Шульги мы нашли терракотовые цилиндры с костями животных, – бесспорно пережиток древнего ритуала жертв закладки. Арабское слово, означающее «стол», употребляется кочевниками для обозначения скатерти, которую они расстилают прямо на земле. Леонард Вулли [B.156.1]
cilliba, ae f (греч.) обеденный стол Vr. [B.32] * κιλλί-βᾱς, αντος (λῐ) ὁ [κίλλος кипр. «осёл»] трёхногая подставка, козлы (для щита) Arph. [B.169]
trapeza, ae f (греч.) стол Mela. [B.32] * τράπεζα (ρᾰ) ἡ 1) стол…; 2) перен. стол, питание…; 3) кушанье, блюдо…; 4) (тж. τ. τοῦ κολλυβιστοῦ NT) меняльный стол, меняльная лавка…; 5) таблица, скрижаль…; 6) могильная плита Plut.; 7) алтарь (τ. θυηδόχος Anth.). [B.169]
μᾰγίς, ίδος (ῐδ) ἡ 1) культ. жертвенный пирог (приносившийся преимущ. Гекате) Arph.; 2) культ. стол (αἱ Ἑκαταῖαι μαγίδες Soph.). [B.169]
|
||||||
Одной из сильных сторон римской армии являлось наличие младшего и среднего офицерского состава (из низших слоёв). Рядовой – ряд, строй – пехота – вращать ногами землю. ОФИЦЕР (нем. Offizier, через поздне-лат. officiarius – должностное лицо, от лат. officium – должность), лицо командного и начальствующего состава в вооружённых силах, а также в милиции и полиции. Офицеры имеют присвоенные им воинские звания. Первоначально офицерами назывались лица, занимавшие некоторые государственные должности. С возникновением постоянных наёмных армий и военно-морских флотов во Франции, а затем и в других европейских странах офицерами стали именовать войсковых командиров… [B.46]
ОФИС (англ. office), административный отдел предприятия, фирмы; контора. [B.38]
Офицерская должность подразумевала умение работать с бумагами, в том числе, с картами.
МАСШТАБ (нем. Maβstab, от Маβ – мера, размер и Stab – палка), отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в натуре. Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель – числу, показывающему степень уменьшения длин линий.
Карту можно расстелить и на полу, но можно её там же и затоптать. И в этом плане стол представляет алтарь, а карта становится одним из атрибутов священнодействия.
«Карты говорят то, что нельзя передать словами. Это удивительный источник для изучения истории». Вальдземюллер (Martin Waldseemüller) и Рингманн решали грандиозную задачу. За стенами монастыря Сен-Дьё они перекраивали карту мира. Молодые учёные работали на заре нового времени. Их карта произвела революцию: картографы из Сен-Дьё изменили мир. Прежние представления об устройстве мира основывались на Библии, древних рукописях и мифах – больше на вере чем на научных знаниях. В Англии в Херефорде хранится средневековая Маппа Мунди (Mappa mundi) – карта христианского видения Мира. В центре Мира – Иерусалим, а по краям – фантастические существа, заглядывающие за горизонт. Peter Barber MA, FSA, FRHistS, Head of Map Collections, British Library: «Маппа Мунди из Хэрефорда самая подробная средневековая карта. Она была составлена около 1290-го года на основе древних рукописей и сведений, которые можно почерпнуть из Библии. Сегодня мы смотрим на карту, чтобы узнать как из пункта А попасть в пункт Б, а цель Маппа Мунди – показать историю Мира, его культуру, и, самое главное, – связь Человека с Богом». Колумб отважился пересечь Атлантический океан, но он не знал, что его карты неверны. По сути, он отправлялся в неведомое. Риск был огромный: плавание в водах не нанесённых на карту было очень опасным. [T.10.LIII.1] * Prof. Jerry Brotton, University of London: «Знание – сила, информация – власть». Именно в это время появляется слово интеллигенция, которое в английском языке имеет и второе значение – разведка. Карты были источником не только знаний, но и секретной информации. Prof. Mia Rodriguez-Salgado, London School of Economics: «Мы привыкли считать, что карта всего лишь объективно отображает мир. Но карты всегда использовались для пропаганды. Они изображают мир с определённой точки зрения, и, уже, поэтому являются средством пропаганды и политической борьбы». [T.10.LIII.2]
| ||||||
Карта. Происходит от лат. charta «лист из папируса; бумага», из др.-греч. χάρτης «лист из папируса» [P.98.15] * charta, ae f (греч.) 1) лист папируса, перен. бумага: ch. dentata С гладкая (лощёная) бумага; ch. bibula PJ промокательная бумага; ch. aversa (inversa) M оборот бумажного листа; ch. transversa Su большой лист бумаги, исписанный в поперечном направлении; 2) исписанный лист, письмо, сочинение: chartae Arpinae (см. Arpinas III) M = сочинения Цицерона; 3) книга (tribus chartis aliquid explicare Ctl); 4) листочек, тонкая пластинка (plumbea Su); 5) куст папируса РМ. [B.32] * χάρτης, ου ὁ хартия, лист бумаги (из папируса) Plut., Anth.: διὰ χάρτου καὶ μέλανος NT чернилами на бумаге. [B.169]
|
||||||
«Магеллан шёл в места, не нанесённую на карты – в НЕИЗВЕСТНОСТЬ. Мало кто верил в успех его путешествия». [T.10.LVIII.1]
Мы вступаем в неизведанное: здесь заканчиваются карты и начинаются открытия [T.10.LVIII.2]
Dr. Huw Lewis-Jones, University of Cambridge: «Картография – служанка империи, картография следует за завоеваниями». Prof. Andrew Lambert, King’s College, London: «Нельзя править колонией, если не знаешь, где она находится и как туда добраться. Чтобы показать, что ты владеешь землёй, надо нанести её на карту». [T.10.CLII.1]
| ||||||
СТОЛ bureau I m 1) бюро, письменный стол; 2) канцелярия; контора; бюро; отдел; служебное помещение; рабочий кабинет; ~ de vote избирательный участок; ~ d'etudes конструкторское бюро; проектное бюро; ~ de dessin чертёжное бюро; ~ de placement контора по найму; ~ de renseignements справочное бюро; ~ des objets trouves бюро, стол находок; ~ de location касса предварительной продажи билетов; ~ de poste почтовое отделение; ~ de pompes funebres похоронное бюро; ~ de garantie ист. пробирная палатка; ~ de tabac табачный киоск; etre a son ~ быть на службе. [B.34] bureau II m бюро (исполнительный и руководящий орган); Bureau Politique du Parti Communiste Frangais Политбюро Французской Коммунистической партии; Bureau de l'Assemblee Nationale Бюро Национального собрания; le ~ de seance президиум собрания. [B.34] bureaucrate m, f бюрократ; служащий, -ая административного аппарата. [B.34] bureaucratie [byrokrasi] f бюрократия. [B.34] bureaucratique adj бюрократический. [B.34] bure I m слепой шахтный ствол. [B.34] bure II f грубая шерстяная ткань; ◊ porter la ~ монашествовать; быть облечённым монашеским саном. [B.34]
|
||||||
|
||||||
Бюрократия – ровесница египетских пирамид, а может быть, и старше их. Говорят, что всё боится времени, а время боится пирамид. Но это явное преувеличение, поскольку время и их разрушает. А вот бюрократия всё крепнет. Может быть, потому что она сама представляет собой пирамиду, вершина которой устремлена к одной цели – самосохранению и самоукреплению. Одни рассматривают бюрократию как социальное зло, другие – как естественную и необходимую форму всякой социальной организации. Истина, видимо, находится где-то посередине, но установить эту середину очень непросто. Ю. ЛОБОВ [A.139]
Писец в Египте был частично чиновником, частично жрецом. Его работа позволяла великому народу объединиться. Он писал хронику его истории, сохранял его мифы и обеспечивал эффективность правления. Для фараонов информация означала силу. Писцу силу давал язык иероглифов. Иероглифический текст взял многие свои символы из природы. По мере эволюции языка, животные перестали ассоциироваться с природой и стали простыми звуками и буквами. Рога коровы, держащей солнечный диск, стали символом для звука «Уп». Этот скачок от Природы к символу и звуку стал основой всего будущего письма. [T.12.LXXVIII] |
||||||
В Кении введена официальная должность охотника за поднаторевшими в недобрых делах колдунами. Первым её занял 30-летний кениец Вало Мшото Теума. За неделю с начала своей работы он выявил 16 колдунов, которые были арестованы полицией. Доказательствами зловещего занятия задержанных стали изъятые у них человеческие органы, которые они использовали в различных колдовских ритуалах или для изготовления «чудодейственных снадобий». «Я распознаю колдунов во сне, они являются мне в сновидениях», – так объяснил Вало журналистам газеты «Дейли нейшн» свои успехи в разоблачении «агентов нечистой силы». «ВИТРАЖ» НАУКИ И РЕЛИГИИ [A.159]
|
||||||
Георгий Сатаров, бывший помощник Президента Ельцина: «Современные принципы функционирования бюрократических систем (аппарата, администрации, министерства): анализ, прогноз, планирование. По мнению чиновников – контролировать, распределять. Функция государственного аппарата как аналогичная функция мозга (на нынешнем этапе в России) атрофирована. Любой бюрократический механизм пытается самосохраниться, защищается (отсюда пробуксовки, саботаж), поэтому либо его нужно разрушать, либо оставлять работать, как и работал – в штатном режиме (при Сталине на страхе). Основы действия чиновника – служение начальнику, а не закону (народу). Иерархия ценностей чиновника: на последнем месте – конституция, чуть ближе – закон, ещё ближе – инструкция, а самое главное – это непосредственный приказ начальника. Вся пирамида ценностей, на которой должна базироваться работа государственного служащего у нас (в России) перевёрнута с ног на голову. И это было всегда на самом деле. «Служить» у нас всегда означало служить начальнику». Бюрократия как слой самодостаточна. Схема бюрократа: «Вас много, а я один». Сращивание бюрократии с криминалом – криминальное сознание, теневая экономика. Как результат – не могут развиваться миллионы людей, не может развиваться нация. Этот симбиоз может управлять (и не глупые люди), но половина нации должна умереть. [T.10.X]
|
||||||
Бюрократия исчезла, а с ней и образованность. В последующие четыре века осталась только устная традиция. (О начале периода «темных веков» в Греции [1100 – 700 г.г. до н.э.]). К периоду устной традиции относится и создание поэм Гомера. [T.10.XLIII]
|
||||||
ДАЛЕЕ (МЕЧ) |
||||||