ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН I. Magus (6), Единство, Скоморох, le bateleur, Divina Essentia, Vir, Natura naturans

   

Легко понять, почему ТАРО в настоящее время самая распространённая форма паранормального предвидения. Семьдесят две искусно оформленные карты, иллюстрированные чертями и рыцарями, любовью и смертью. Они экзотичны и загадочны, пугающие и, честно признаться, порой весьма сексуальны.

Prof. Chris French, Goldsmiths College, University of London: «Очень часто процесс гадания, в какой бы манере он не происходил, говорим мы об астрологии, картах ТАРО или спиритизме, основывается на интерпретации. Хорошие предсказатели это обычно люди с хорошо развитой интуицией, люди, умеющие понимать других. Кроме того, они пользуются особым языком, строят фразы не как определённые утверждения, а скорее в форме гипотезы». [T.12.LIV]

 

Средневековые мистики считали, что карты символизируют четыре главные стороны человеческой натуры: червовая масть олицетворяет любовь, трефы – стремление к познанию, бубны – страсть к деньгам, а о смерти предупреждают пики. Необыкновенное разнообразие карточных игр, сложная логика взаимоотношений и соподчинения, чередование взлётов и падений, отражают саму жизнь. [T.18.VIII.1]

 

 
     
 

…много веков назад великие жрецы Египта собрались на совет. И сказал первый жрец: «Враг приближается к священной стране Кеми. Звёзды указывают, что на этот раз не устоять царству фараонов. Нам остаётся одно – сохранить наше Знание для тех поколений, которые придут после. Но как?» И сказал второй: «Нужно доверить Знание Добродетели. Пусть лучшие люди пронесут его сквозь века». Но тут встал третий жрец: «Добродетель – самая хрупкая в мире вещь. Когда она нужна, её труднее всего найти. Доверим сохранение Знания Пороку. Порок был и будет всегда, пока существует человек». И тогда была придумана азартная Игра – служительница Порока. Из века в век игроки передавали друг другу изображения таинственных фигур и знаков, сделанные жрецами, не понимая истинного, скрытого их значения. И Тайное Знание дошло до нашего времени в зашифрованном виде.

Так гласит легенда. По другому её варианту тайное Знание было представлено символами на 78 картинах, расположенных в подземной галерее древнего египетского храма, куда допускались только Посвящённые. Игра же появилась как осуществление древнего принципа «Поучать, развлекая».

…основные юнговские архетипы совпали с герметическими символами, выраженными в Таро. Например, архетип анимус – активное, мужское начало – соответствует смыслу карты маг, анима – женское начало – жрице (папессе); тень – злое, звериное начало – дьяволу. Архетип самость, по мнению Юнга, «на языке общечеловеческой символики выражается фигурами круга, квадрата, креста», что дало ему основание связывать его как с древнеиндийской мандалой, так и с картой колесо Фортуны.

Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. (В этом смысле потребность в гадании у современного человека во многом восполняется популярными психологическими тестами). Самость как центральный архетип, писал Юнг, «даёт полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом».

К. Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Загадочная система Таро при этом оказалась не бессмысленным экзотическим атрибутом магов, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.

А. ВЯТКИН [A.368]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в классическом Древнем Египте нет никакого истока полноценного для Карт Таро, которые появились в позднюю эпоху Возрождения. В отдельных картах Старших Арканов есть определённые аллюзии на эпизоды ритуалов святого Аменхотепа. На эпизоды ритуала, который связан с почитанием великих обожествлённых предков.

Метод гаданий в египетской традиции был абсолютно другим». [P.125.3]

 

 
     
 

…непредубежденный разум извлечёт большую пользу, если правильно взглянет на то, что многие люди считают абсолютно пустым суеверием. Фактически, карты Таро представляют символы Древа, и их использование определённо может помочь в визуализации Сефирот. Что же касается их предсказательного аспекта, то при надлежащем изучении оказывается, что они обладают теми же пророческими свойствами, что и гексаграммы «Ицзин» – гадательной книги, изданной Конфуцием. Большое достоинство «Ицзин» заключается в том, что она не столько предсказывает будущее, сколько даёт совет, как правильно вести себя в настоящем. Так же и карты Таро дают рекомендации по выстраиванию благородной линии поведения, если изучать их надлежащим образом.

Древо Жизни, астрология и Таро – это не три мистических системы, а три аспекта одной и той же системы, и каждый из них непонятен без остальных. Только изучая астрологию на основе Древа, мы имеем философскую систему; то же самое касается и предсказательной системы Таро, и самого Таро, с его всеобъемлющими интерпретациями, дающего ключ к Древу применительно к человеческой жизни.

Все системы предсказания судьбы и все системы практической магии находят свои принципы и философию в символах Древа. Тот, кто пытается использовать их без этого ключа, подобен недалекому шарлатану, обладающему рецептом патентованного лекарства. Такой «врач» лечит себя и своих друзей по рекламному проспекту, где все болезни, не вызывающие боли в груди, объединены под названием «радикулита». Посвящённый же, знающий Древо, подобен учёному медику, который понимает принципы физиологии и химии лекарств и прописывает их надлежащим образом…

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

В русском языке прилагательное «коше́рный» образовано от «ко́шер» ашкеназского варианта произношения ивр. ( כָּשֵׁר )‎; антоним «трефно́й», от идиш ( טרייף ) трейф букв. некошерный, в свою очередь восходит к ивр. ( טְרֵפָה ), трефа́ букв. «растерзанное» (Быт.37:33, Лев.17:15-16). В последние годы и в особенности в израильских изданиях встречается также написание «кашерный». [P.100.29]

 

קָשַׁר ) привязывать что-либо ( אֶת־ ) к чему-либо ( עַל ); составлять заговор [против] ( עַל ) [B.18]

 

 
     
 

В период Средневековья игральные карты олицетворяли всё то, что было запрещено религией. Теологи считали их орудием дьявола, которое помогает приумножить человеческие грехи.

Характерно, что рисунок ранних игральных карт постоянно менялся. Это происходило от того, что несколько разных культур стремились выразить в символах свою национальную идентичность. Масти итало-испанской колоды во многом напоминали символы мамелюков: мечи, палицы, кубки и монеты. А вот на мастях немецкой колоды появились изображения желудей, бубенцов, сердец и листьев, что отражало усиление роли аграрного сектора в немецкой культуре.

David Parlett, BA, Author, The Oxford Guide to Card Games: «В то время создатели карт искали символы, которые могли без труда нарисовать даже непрофессионалы. Масти были узнаваемыми и достаточно привлекательными».

Французская колоды претерпела значительные изменения, и её дизайн свёлся к достаточно простой символике.

Yasha Beresiner, Playing Card Collector and Dealer: «Во французской колоде стали использоваться всего два цвета: красный для червей и бубен и чёрный для пик и треф. И это оказалось очень удачной коммерческой находкой».

Thierry Depaulis, Co-Author, A Wicked Pack of Cards, playing cards historian/expert: «Со временем технология производства карт значительно упростилась, что позволило печатать их на более качественной бумаге и обозначения стали более разборчивыми».

Французский эксперимент с оформлением оказался весьма успешным, и в результате колода именно этой страны легла в основу современной англо-американской версии.

David Parlett, BA, Author, The Oxford Guide to Card Games: «Карточные масти, известные нам сегодня, сформировались к концу XV-го века и с того времени уже практически не менялись».

Разумеется, дизайн карточной колоды во многом зависит от ряда культурных факторов. В ранних европейских культурах, к примеру, отсутствовала дама, поскольку королевским двором в то время управляли исключительно мужчины. Вот одно из первых сохранившихся описаний карточной колоды.

David Parlett, BA, Author, The Oxford Guide to Card Games: «В колоде четыре масти, пятьдесят две карты, по тринадцать карт в каждой масти и три фигурные – король и два маршала. И отсутствует дама».

Даже сегодня в итальянской, испанской и немецкой колодах есть три различных мужских фигурных карты, но отсутствует дама. Единственное исключение из этого правила – французская колода.

К концу XIV-го века игровые карты захватили все европейские страны и проникли во многие социальные слои. Церковь и Государство, обеспокоенные ростом интереса к азартным играм и аморальным поведением среди низших слоёв общества, сочли своим долгом вмешаться. Стремились взять под свой контроль продажу карт и прибыль от игр, государство использовало проверенное средство, экономические и социальные санкции.

Thierry Depaulis, Co-Author, A Wicked Pack of Cards, playing cards historian/expert: «Ещё в XVIII-м веке во что бы вы не играли, вы обязательно делали ставки. Так что карточные и азартные игры были тесно связаны с самого начала».

Игральные карты с их многообразием колод и игр превратились в мощный катализатор азарта к вящему огорчению Церкви.

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «Церковь делала всё возможное, чтобы в Европе перестали играть в азартные карточные игры. Кстати, многие сохранившиеся письменные источники – это проповеди, направленные против игральных карт».

…в других европейских странах, где игральные карты стоили немного дешевле (чем в Англии), люди активно пользовались тем, что на оборотную их сторону не наносилось никакого рисунка.

Gejus Van Diggele, Author, The Secondary Use of Cards: «Карты изготавливались из достаточно прочного материала, а значит их можно было использовать как и любую другую бумагу».

Можно было придумать много способов использования пустой карточной рубашки, например, в качестве валюты.

Пожалуй, наиболее необычное применение игральным картам нашли в Голландии XVIII-го века. Женщины, которых нищета вынуждала оставлять своих детей в приютах, записывали на оборотной стороне карты информацию о ребёнке. Это было своеобразное удостоверение личности.

Gejus Van Diggele, Author, The Secondary Use of Cards: «Чаще всего матери использовали игральные карты, потому что это была самая дешёвая бумага, которую можно было достать».

Как правило, на карте записывалось имя ребёнка и прощальные слова матери.

Gejus Van Diggele, Author, The Secondary Use of Cards: «Часто это были душераздирающие крики о помощи. Например, на одной из таких карт написано: «Моя дочь больна и ничего не ест». Или такие слова: «Если Бог услышал мои молитвы, то мой сын, каюсь, не умрёт. Мне больше нечем кормить ребёнка». Это всё что здесь написано».

Разорванная пополам карта означала, что мать ещё вернётся за своим чадом. Если карта была целой – ребёнок оставался в приюте.

История игральных карт – это, прежде всего, история религиозных, политических и социальных изменений. Каждая использованная колода хранит увлекательные подробности об эпохе и нравах своих владельцев. Однако считается, что в игральных картах может быть также скрыт некий секретный смысл, понятный лишь членам тайных обществ.

Большинство историков считает, что сюжеты карт ТАРО скорее отражают культурные тенденции XV-го века. Как известно, в эпоху Ренессанса художники и мыслители обращались за вдохновением к классическим формам искусства и знания.

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «В эпоху Возрождения были необычайно популярны различные системы видения Мира, такие, например, как алхимия, астрология или Каббала. Символика карт ТАРО достаточно типична для той эпохи. Даже для самых простых и малообразованных людей того периода она была знакомой и понятной».

Но если человеку эпохи Возрождения эта символика казалась достаточно очевидной, то сегодня многие сюжеты ТАРО представляются, по меньшей мере, странными.

…например, подвешенный за ногу человек, означал «Предательство». Таким образом, определённые понятия передавались из поколения в поколение и подвергались лишь незначительной интерпретации в соответствии с культурными нормами каждой эпохи.

За изображениями на картах скрывается некое тайное послание, символическое значение которого практически не меняется с течением времени. И, как правило, оно связанно с архетипами человеческого сознания, такими фундаментальными понятиями как Тщеславие, Смерть, Любовь или Удача.

В XVIII-м веке у ТАРО появилась ещё одна функция.

Thierry Depaulis, Co-Author, A Wicked Pack of Cards, playing cards historian/expert: «В это время игральные карты начали часто использоваться для гадания. Безусловно, ТАРО, с их богатой символикой, давали гораздо больше возможностей для предсказания будущего. И гадание на них вскоре приобрело невероятную популярность среди адептов оккультных учений, да и обычные люди интересовались ТАРО. Сегодня ТАРО пользуются отчасти зловещей репутацией, прежде всего из-за ассоциации с оккультизмом и гаданиями. Но первоначально они были обязаны своей популярностью именно карточной игре. Затем, в конце XVIII-го века, два французских исследователя, Антуан Кур де Жебелен (фр. Antoine Court de Gébelin) и граф де Меле («графа де М.», по-видимому, Луи-Рафаэль-Лукрес де Файоль) решили внимательно изучить карты ТАРО и разобраться в их символике.

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «Курт де Жебелен был франкмасоном, жившим в конце XVIII-го века, и именно от него берёт своё начала оккультная интерпретация этих карт».

Увлеччение де Жебелена Древним Египтом во многом повлияло на его видение истинного значения ТАРО.

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «Он написал книгу, в которой утверждал, что карты ТАРО представляют собой ни что иное, как Книгу древнеегипетского бога мудрости и знания Тота. Она была, якобы, спасена во время пожара Александрийской библиотеки».

Древние египтяне считали, что в Книге Тота содержится источник всех знаний.

John Bonner, Author, Qabalah: A Magical Primer: «Разумеется, у нас нет прямых доказательств египетского влияния. Однако определённая связь прослеживается через иудаизм, и позднее Каббалу».

Идея о том, что в картах ТАРО содержатся оккультные знания, была вскоре поддержана и другими французскими эзотериками. К примеру, писателем Элифасом Леви, предположившим, что 22 козыря колоды ТАРО соответствуют 22-м согласным буквам древнееврейского алфавита. Леви считал, что изучение ТАРО является ключом к древней мудрости Каббалы.

22 рисунка ТАРО оставляют широкий простор для интерпретаций. Некоторые считают, что с их помощью тайное знание передавалось из поколения в поколение, не смотря на строгий контроль со стороны Церкви. По мнению других, обычная карточная игра за несколько столетий своего существования обогатилась множеством мистических аллегорий.

Вероятность того, что ТАРО могут приоткрыть завесу будущего, только добавила им популярности. По этой причине в Европе XVIII-го и XIX-го веков эти карты использовались в основном для предсказаний будущего.

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «Наверное самым известным исследователем карт ТАРО в XX-м веке был Артур Эдвард Уэйт (Arthur Edward Waite). Уэйт ввёл одно очень важное новшество: в его колоде изображения появляются абсолютно на всех картах. Так что каждая из них становится индивидуальной и легко узнаваемой».

Колода ТАРО Артура Эдварда Уэйта стала самой популярной в мире, из неё черпали вдохновение авторы многих других версий. Алистер Кроули (Aleister Crowley), в молодости учившийся у Уэйта, в свою очередь создаёт собственную колоду ТАРО.

John Bonner, Author, Qabalah: A Magical Primer: «Его дизайн и сегодня считается достаточно радикальным. Кроули во многом переосмыслил значение карт ТАРО и всё это благодаря совершенному знанию предмета».

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «Колода Кроули вызывает несколько странное ощущение: она достаточно мрачная и таинственная, и по-настоящему сложная. Некоторых она даже слегка пугает».

John Bonner, Author, Qabalah: A Magical Primer: «Эта колода производит на вас сильное впечатление, поэтому она и кажется зловещей. Она не была бы столь ценной если бы не вызывала эмоционального воздействия. Мы же можем сказать то же самое о фильме, музыке или книге. Если произведение искусства не вызывает эмоциональной реакции, то оно просто не достигает своей цели».

Благодаря Уэйту и Кроули в XX-м веке картами ТАРО заинтересовалось ещё большее число людей.

Simon Cox, Author, Cracking the Da Vinci Code: «По-видимому, эти люди хотели сделать толкование карт ТАРО доступным даже для неофитов. С другой стороны новообращённые всё же должны были обладать достаточно богатым воображением, чтобы суметь разобраться во всех этих значениях».

Сегодня последователи самых разных оккультных учений пользуются картами ТАРО, пытаясь глубже проникнуть в тайны своих духовных традиций.

Rev. Severina, Voodoo Priestess: «…но если в случае с раковинами вы задаёте строго определённые вопросы, то карты ТАРО дают вам только направление для осмысления событий будущего. Как правило, к нам обращаются люди, ищущие совета или руководства, очищения или благословения. И они часто находятся на распутье, им требуется поддержка. Карты ТАРО могут послужить своего рода зеркалом: людям удаётся взглянуть на себя и сложившуюся ситуацию с различных точек зрения».

Сегодня считается, что карты ТАРО скорее дают рекомендации относительно будущего, чем конкретные прогнозы.

John Bonner, Author, Qabalah: A Magical Primer: «Карты являются удачной метафорой окружающего мира, а значит их можно рассматривать как некий микрокосмос, которым можно манипулировать по собственному усмотрению. В результате выявляются определённые связи между несопоставимыми на первый взгляд событиями, идеями и поступками. В результате гадания у людей появляется ощущение большего контроля над своей жизнью, ведь у них в руках оказывается определённая информация. Причём информация о самих себе, а это всегда увлекательно».

Jean Huets, Co-Author, The Encyclopedia of Tarot: «За свою долгую историю мифология карт включила в себя множество мировоззрений, например, так называемые, оккультные карты ТАРО, наверняка обогатились рядом дополнительных смыслов, которые вряд ли могли существовать в эпоху Возрождения».

Карты ТАРО принято рассматривать как некий оккультный объект, истинный смысл которого доступен только посвящённым. Но не менее интересно анализировать их с точки зрения глобальных культурных и политических изменений, которые происходят в обществе. От частного к общему - вот путь настоящего исследователя.

Одна единственная колода карт может рассказать нам множество интересных историй. В этом заключается их необыкновенная сложность и, одновременно, поразительная простота. Вероятно, в этом и состоит главный секрет привлекательности игральных карт.

Thierry Depaulis, Co-Author, A Wicked Pack of Cards, playing cards historian/expert: «Популярность карт связана ещё и с тем, что это очень небольшой, удобный и яркий предмет, который можно повсюду носить с собой».

Simon Cox, Author, Cracking the Da Vinci Code: «Люди ведь любят тайны. Вот вы играете в карты вчетвером или может быть вдвоём, но о том какие карты у вас в руках знаете только вы. Эта тайна, которая поможет вам победить соперников, и это очень увлекает, ведь все мы любим держать ситуацию под контролем». [T.11.VI.5]

 

…печатанье существовало ещё до Гутенберга, но с его помощью производили только игральные карты. [T.22.XXVII.1]

 

 
     
 

Лоренцо был безутешен. Его учитель – философ Марсилио Фичино (Marsilio Ficino), врачеватель душ – советовал Лоренцо следовать указаниям гороскопа. Лоренцо родился под знаком Льва – знаком владык и меценатов, и ему следовало положиться на две планеты, которые его берегут – Венеру и Меркурий.

Марсилио Фичино не ограничивался классической астрономией и изучением планет и звёзд. Он интересовался астрологией и с помощью изучения расположения звёзд пытался объяснить земные события. Философ станет изобретателем Карт Таро, которые потом назовут Марсельским Таро.

Двадцать два аркана – это двадцать два главных принципа гуманизма, а также главные этические вопросы, проблемы духовности, взятые из текстов Платона. Это был дополнительный способ узнать скрытые истины, помимо официального образования.

Боттичелли нарисовал для Лоренцо Четырнадцатый аркан – «Умеренность» и Пятнадцатый – «Дьявол». [T.10.DCLXXIX.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ