ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН I. Magus, Единство, Скоморох, le bateleur, Divina Essentia, Vir, Natura naturans |
||||||
Скоморох |
||||||
Тут совершенно необходимо сказать два слова о смеховой культуре. Всего два, потому что тема эта неисчерпаема. Смеховая культура имеет огромную и насыщенную историю, по-настоящему ещё не написанную. Возможно, именно способность человека к юмору, к самоиронии, насмешке над собой, прежде всего и делает его состоявшимся, то есть свободным, без комплексов, тем, кто может вдруг посмотреть на себя со стороны и рассмеяться. В Средние века, даже в самые жестокие времена, времена опричнины Грозного, например, находились смельчаки, которые дерзали бросить упрёк в лицо тирана, обвинить его в жестокости и несправедливости публично. Но для этого им нужно было надеть маску, личину, и прирастить её к лицу – стать юродивым или шутом, клоуном. И быть им уже до конца жизни, ибо клоун – не профессия, а судьба. Нужно было прикинуться дураком, перестать быть самим собой, отказаться от себя – такова была цена: А с дурака какой спрос? Дурак он и есть дурак, мало ли что наплетёт в своей дурости. Вот тогда сколько угодно можно было потешаться, прежде всего, над собой, над своими злоключениями, неудачами. Смеясь, изображать свои несчастья, «валять дурака», паясничать, живописуя несправедливость, жестокость, глупость. В смехе всё «проходило», и дураку всё сходило с рук. Но дурак умён, он знает о мире больше, чем его современники. Самое парадоксальное, что и остальные, и сам царь, прежде всего, понимали, что дурак – не дурак вовсе. Во все времена шуты были приближёнными царских особ, и только им было позволено говорить то, за что другие лишались головы. Но такова была игра. Она позволяла хоть на время восстановить равновесие, в котором, видно, нуждается самая испорченная душа, если говорить о тиране, не говоря обо всех других, для которых смех – отдых, релаксация, психологическая передышка. Ибо смех, разрушая дистанцию, сносил социальные преграды, свободно и фамильярно разглядывая человека, выворачивая наизнанку, разоблачая все его хитрости и непотребства, раздевая догола. И все смеялись, гомерически хохотали. До слёз, до икоты. Над собой смеялись. И наступал катарсис, гнойный нарыв вскрывался. Смех очищал и просветлял, уравнивая, снимая напряжение. И возвращая человечность. Г. БЕЛЬСКАЯ [A.83]
|
||||||
Шут – фигура не только популярная, но и культовая. Популярность – понятно, от комической функции: смешить, кривляться, развлекать. Культовость – оттого, что фигура шута нагружается высоким значением протеста. Ключевую роль здесь сыграл авторитет Шекспира, который возвёл шута в положение мудреца и правдолюбца, лишь слегка прикрытого дурацким колпаком. Однако литература, даже такого уровня как шекспировская, – лишь подобие жизни, но не жизнь. Произошла некоторая культурно-историческая подмена: шута путали и путают со скоморохом. Скоморохи – сугубо народное явление, люди из низов, снизу вверх направляющие удар, это им за правду рвали ноздри и клеймили лбы. А шут – явление придворное, то есть не только разрешенное, но и привилегированное. Его правда – в строго отведённых рамках. Шут – дозволенный протест. Карманная оппозиция. В разные времена такие люди называются по-разному, но они есть при разных дворах, и это всегда – свидетельство опасливой осторожности власти. Шуты – инструмент для создания человеческого лица правителей. Бубенчики звенят, гримасы строятся, совершаются прыжки и ужимки: кажется, что жизнь идёт веселее и легче. Российские цари это хорошо понимали, закладывая и друг у друга перенимая традицию. Пётр ВАЙЛЬ [T.10.XXVI.1]
|
||||||
СКОМОРОХИ, русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 века (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 15 – 17 веках, а в 18 веке постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку. Репертуар скоморохов включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру – «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, скоморохи непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления скоморохов – весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В 16 – 17 веках скоморохи объединялись в «ватаги», доходившие до 70 – 100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества (иногда скоморохи продолжали выступать во время народных праздников). Лит.: Фаминцын А. С., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Морозов А., М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов, в кн.: Кривополенова М. Д., Былины, скоморошины, сказки, Архангельск, 1950; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русская устная народная драма, М., 1959; Белкин А. А., Скоморохи в общественной жизни Руси, «Театр», 1971, № 11. [B.46]
|
||||||
БУФФОНАДА (от итал. buffonata – шутовство), в цирке, на эстраде, в театре – подчеркнутое внешнее комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей (действий, явлений). [B.38]
|
||||||
БУФФОНАДА (от итал. buffonata, букв. – шутовство, паясничанье), приём актёрской игры (обычно комедийный). Для буффонады характерно стремление исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки персонажа, склонность к резким преувеличениям. Буффонада возникла в народном площадном театре мимов, скоморохов, использовалась в итальянской комедии дель арте, проникла в драматургию Ж. Б. Мольера, К. Гольдони, А. В. Сухово-Кобылина, В. В. Маяковского и др. Мастерами буффонады в русском дореволюционном театре были Я. Д. Шумский, А. Г. Ожогин, В. И. Живокини, в советском театре – Г. М. Ярон, В. Я. Хенкин и др. Буффонада особенно распространена в цирке (см. Клоунада). [B.46]
|
||||||
1 - 2 |
||||||