ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
176. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
ЗНАКОМЬТЕСЬ: АДАМ И ЕВА, ИЛИ ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ? ЗАГАДКИ БИБЛИИ ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 03/2008
Великая Книга, Книга книг, как называют Библию, – мощный стимулятор интеллектуальной и духовной работы. Бесконечны поиски ответов на бесконечные вопросы, которые рождает она в пытливых умах. Может быть (и наверное!), ответы не окончательные, но ход поиска всегда интересен, если в нём присутствует логика, да ещё если исследователя посещают озарения! Вот ещё одно толкование основополагающих моментов книги Бытие.
Начну с самого бесспорного: – Жили-были на Земле первые люди... И обязательно найдется кто-то нетерпеливый и сразу отмахнется: – Да-да, Адам и Ева, как же. Съели яблочко запретное, ещё что-то там натворили и за это были изгнаны из райского сада, в Библии написано, кто же не знает? Как не согласиться, действительно все знают. Да, это, как и многое другое, общеизвестно. Но насколько бесспорно? Для очень многих сказание об Адаме и Еве – не более чем миф. Вообще наши знания о первых людях на Земле скромны. Первые представители Homo sapiens – Человека разумного, достоверно известные современной антропологии, открыты были всего лишь 140 лет назад (1868 г.) французским археологом Л.Лартэ в гроте Cro Magnon: отсюда название – кроманьонцы. Этот вид появился на Земле в позднем палеолите, 35 – 10 тысяч лет тому назад. Останки людей кроманьонского типа обнаружены в Европе, Передней Азии и других местах. Занимались, как и их палеолитические предки, преимущественно охотой, рыболовством, собирательством... Начни я это всё рассказывать моему просвещённому собеседнику, он, памятуя начало разговора, обязательно спросит: – Позвольте, но в Библии нет ни слова ни о кроманьонцах, ни о палеолите и прочих учёностях. Там всё четко: Адам, Ева, рай, яблоко, змей на ветке, соблазн, грех, изгнание из рая. Речь о конкретном человеке с конкретным именем: Адам. Я пытаюсь возражать: – Написано-то оно так, но надо ещё уметь читать. А умеющие читать заметили, что Адам — вовсе не имя собственное, а нарицательное. – Что же, со строчной буквы писать – «адам»? – А вот это неважно, подлинник написан на таком языке, в котором нет строчных и прописных букв. Еврейское слово нга (ad6m) означает человек и относится к любому человеку, как бы его ни звали. Все мы адамы, сиречь люди. Эй, Адам (адам), ты мне не веришь? Тогда давай внимательно посмотрим, что в Библии об этом написано: «Адам познал Еву...» (Быт. 4,1). Прочитаем и другой фрагмент: «Когда люди начали умножаться на Земле...» (Быт. 6,1). Кажется, ничего общего, там – Адам, здесь – люди. В переводе да, написано по-разному. А вот в оригинале Адам и люди обозначены одним и тем же словом: нгад (ha ad6m). То есть Адам – это люди! Правда, Адам в библейском рассказе — человек в единственном числе. Но ведь антропологи тоже обычно говорят в единственном числе: человек возник на Земле тогда-то. Например, Чарльз Дарвин (1871) назвал свою знаменитую книгу «Происхождение человека (курсив мой – Ю.К.) и половой отбор». Таким образом, где в Библии написано Адам, следует читать (понимать): первые люди. То бишь кроманьонцы, хотя такого слова в тексте нет. Кстати, в синодальном переводе: «Сотворим человека... и да владычествуют они...» (Быт. 1,26). Почему человек – это они ? Да потому, что библейский рассказ о сотворении человека никак не подразумевает создание одной-единственной особи, да ещё с именем, там речь – о людях. – Так что же, Адам – не конкретный персонаж? А Ева – разве это не имя конкретной женщины? – Разумеется, нет. Да и не Ева, а дез – Хава. Иногда это слово переводят как «жизнь», иногда – как «ребро». То и другое – легенда, ибо ребро по-еврейски тмц (целб), а жизнь – нййъ (хийим). На самом деле перевод иной. Согласно словарю, деъ – «мнение, убеждение, позиция». Вот что означает Ева (Хава). По-еврейски выражение деъР нга (адбм въхбуа), обычно переводимое как «Адам и Ева», по своему содержанию достаточно близко к латинскому Homo sapiens и означает: человек, имеющий собственное мнение, или, проще говоря, своим умом живущий. Латинский вариант принадлежит Карлу Линнею. А он, в свою очередь, опирался на позицию французского философа-дуалиста XVII века Рене Декарта (1596 – 1650), который в своём знаменитом постулате sapeo, ergo sum («я мыслю, следовательно, существую») определил человека как существо, отличающееся от прочих живущих способностью мыслить. За три с лишним тысячи лет до Линнея ветхозаветный пророк Моисей определял видовую или родовую принадлежность животных и птиц по наличию и специфическому строению органов (чешуи, перьев, рогов, раздвоенных копыт), по особенностям передвижения (летает, ползает), питания (пережевывает ли пищу) и т.д. (Левит, 2 глава, так называемая «Моисеева зоология»). Так и человек, согласно Библии, обладает специфической способностью – иметь собственное мнение и тем выделяется из всего живого, что сотворено Богом. В то время как по Декарту и, следовательно, Линнею, главное отличие человека – его способность мыслить. Первые люди (кроманьонцы) относятся к виду Homo sapiens, и их способность к мышлению была ничем не хуже, нежели у современного человека. Но это не значит, что мышление первобытного человека ничем не отличалось от современного. Очень даже отличалось! – Допустим. Но зачем же Бог запретил людям съедать яблоко? Какой смысл в этом запрете? – В библейском тексте нет ни яблока, ни запрета есть его. Запрет был направлен на плоды с Древа познания добра и зла (Быт. 2, 9), а это вовсе не обязательно яблоня. – Но почему запретны плоды этого Древа? – Потому что речь идёт о познании мира. – Что же плохого в познании человеком мира? – Это сложный вопрос. История формирования первобытного сознания – процесс закономерный, естественный, в чём-то даже стихийный, но не простой, не лёгкий. И вовсе не из-за ограниченных возможностей интеллекта. Тут дело в том, что первобытное мышление до поры, в силу особенностей уклада жизни, замыкается на конкретно-образном и очень долго, тысячи лет, не доходит до абстрактно-понятийного. Высшей точкой абстрагирования является зарождение в сознании понятий «хорошо» и «плохо». Со временем они закономерно перерастают в «можно» и «нельзя». И дикарь, хорошо знающий закон «табу», и современный человек, живущий в мире сложных этических норм, знают и соблюдают множество разных «можно – нельзя». Причём соблюдают все – от интеллигентов до закоренелых уголовников, для которых определённые поступки – «западло», то есть нечто недопустимое, недостойное, короче, низость. Это особая веха, когда закладываются основы нравственности, и человек, следовательно, уже является полноценным, без каких бы то ни было натяжек и скидок, когда он способен выстраивать собственную позицию. Вот эта его способность и обозначена в тексте Библии аллегорическим образом Евы (Хавы). – Значит, не знай люди, что такое добро и зло, зла на свете не было бы? – Речь не о возникновении зла, а о возникновении его осознания. Неспособность к осознанию категорий добра и зла исключает возможность совершения плохого, подобно тому, как для хищника убивать на охоте травоядных животных – это не грех, а его естественный способ добывания пищи и выживания. Тогда как человек в ответе за всё, что он делает. И он это чувствует и знает! – То есть первородный грех – это познание добра и зла, а значит, возникновение у людей чувства ответственности за то, как они живут и что делают, можно признать грехом? – Чувство ответственности, осознание связи между поступком и его последствиями – необходимое условие жизни людей. А грех – это то зло, которого человек мог избежать, зная, что нельзя допускать, но неизбежал преднамеренно, по собственному выбору. О том и речь в Библии: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). – Какой же именно поступок библейских персонажей в контексте сюжета об Адаме и Еве осуждается как первородный грех? – Об этом повествуется в образной форме. Что касается конкретного содержания – тут есть различные мнения. Каждый волен иметь собственное. У меня тоже есть: я думаю, что под первородным грехом имеется в виду стремление людей к познанию запретного. Стремление человека к познанию окружающего мира греховным не является и никогда не считалось, оно естественно, и благодаря ему человек обрёл способность приспосабливать действительность к своим потребностям, чего не могут животные. Эта способность открыта человеку благодаря наличию у него разума, поэтому человек в живом мире занимает особое место. Противоестественно другое: стремление познать всё. Оно-то и греховно. – А разве о таком притязании в Библии есть хоть одно слово? – Даже два: добро и зло. В еврейском языке идиома « ע טוב ורע » (тов въра; дословно «добро и зло») означает не оценочную шкалу понятий хорошего и плохого, а «всё на свете». Отсюда Древо познания добра и зла в Библии – тоже идиоматическое иносказание, означающее стремление к всеохватному знанию, к всезнайству. – Но почему это плохо? – Разум человека ограничен и не способен охватить абсолютно всё. Но стремление к этому недостижимому вовсе не означает познание мира, оно содержит неосуществимое притязание овладеть абсолютно всем и жить, как заблагорассудится, произвольно потакая своим прихотям. Древняя мудрость гласит: «Дай человеку всё, чего он пожелает, – и ты погубишь его». Необузданность не имеет тормозов и порождает стремление овладеть несвойственными человеку способностями предвидеть будущее и по своему усмотрению влиять на него. – Именно это считается греховным? – Не считается, а является. Человек не должен знать своё будущее, ему это не дано Богом, чтобы он не навредил самому себе. – Как можно навредить себе, если предвидеть своё будущее? – Всё очень просто. Зная будущее, люди непременно пытались бы изменить в нём то, что им не нравится. Человек норовил бы поступать иначе, нежели предопределено его знанием, и тем самым это своё будущее изменить. Тогда оно отличалось бы от предвиденного, но можно ли было бы считать, что его знание будущего было достоверным, если оно в действительности оказалось иным? – Прямо абсурд какой-то. – Вот именно абсурд. Если бы людям была открыта тайна непостижимого, их жизнь превратилась бы как раз в абсурд, а то и в кошмар. Чтобы избежать этого и защитить человека от этого кошмарного абсурда, будущее надежно скрыто от него неведением, до тех пор, пока не свершится. – Следовательно, попытки выхода за эти рамки являются и попытками вторгаться в сверхъестественное? – Да. И первобытные люди пытались делать это, прибегая к разнообразным видам магии – гаданию, камланию. Кстати, то и другое по-еврейски называется « נחש » (нахаш), и точно так же называется и произносится, и почти так же пишется слово-омоним « נחש » (нахаш) – змея. Вот мы и вернулись к библейскому тексту. Именно это слово в третьей главе книги Бытие обозначает источник соблазна, в русском переводе змей, который внушает Еве мысль вкусить запретного плода, чтобы «быть, как боги» (Быт. 3, 5). Образ змея в тексте действительно присутствует, но лишь как игра слов, не более. Кстати, именно змея (змей) чаще всего изображается на шаманских бубнах. В библейском тексте нахаш как бы символизирует противоестественное стремление человека к господству над миром, стремление быть как боги, а это значит, не нуждаться в Боге, присвоив Его функции, и тем самым отрицать Бога за ненадобностью, а то и вовсе пытаться посредством неких магических действ заставить Его служить себе. Вот в чём Библия видит греховность перволюдей ! Некоторые и сейчас не оставляют подобных попыток посредством оккультизма и разнообразных иллюзорно-практических действ и тренингов, основанных на иррациональных псевдорелигиозных доктринах. Вот об этих-то вещах и речь в библейском сказании об Адаме, Еве, змее и яблоке в райском саду. Оно представляет собой древнее философско-поэтическое осмысление происхождения мира. Сохранившие нам это прекрасное сказание наши далекие пращуры в своей вере не мудрствовали и руководствовались не умозрительными построениями, а живыми чувствами, в том числе чувствами любви, ответственности и достоинства. А чем руководствоваться нам, людям XXI века? Могут ли Адам и Ева дать нам ощущение причастности к вечному, ощущение преемственности и ответственности? Не знаю. Хотелось бы надеяться. Я сделаю попытку. Поэтому, Адам, приглашаю тебя: пойми, что эти перволюди – твои родные пращуры, полюби их! – Но как полюбить их, не зная, ведь я их никогда не видел! – Тогда посмотри, и увидишь. Вот они, на фото! – Вот эти двое? А откуда известно, что это Адам и Ева? Неужели они и есть те самые, о которых речь в Библии? – В Библии речь о первых людях, живших десятки тысяч лет назад. Эти двое – кроманьонцы, муж и жена, действительно жившие на Земле десятки тысяч лет назад. И что же теперь мешает тебе поверить, что они и есть самые что ни на есть настоящие Адам и Ева, собственной персоной? Знакомьтесь! Расскажу, что известно о судьбе этих двоих. В 1936 году группа археологов под руководством профессоров С.Н.Бибикова и Е.В.Жирова неподалеку от Севастополя, в окрестностях села Нижнее Черноречье Балаклавского района, обнаружила грот с захоронением эпохи мезолита. Место это сейчас по-татарски называется Мурзак-Коба, что означает «княжеская пещера». При раскопках найдены останки мужчины и женщины, живших в каменном веке, – судя по характеру захоронения, супругов. В те годы уже снискал признание выдающийся русский учёный-антрополог М.М.Герасимов, создатель оригинального метода реконструкции внешнего облика людей прошлого по сохранившимся черепам. Он и восстановил для нас внешний вид этой четы из Мурзак-Кобы. Едва ли он мог предполагать, что реконструирует Адама и Еву... Я не устаю любоваться этими лицами. Приглашаю и вас побывать в Петербурге, посмотреть на подлинные скульптурные портреты Адама и Евы в Музее антропологии и этнографии РАН (это бывшая Кунсткамера, одно из самых красивых зданий Питера). Побывайте там и попросите показать вам мурзак-кобинскую чету. Сотрудники музея вам не откажут, это люди отзывчивые, как все настоящие питерцы. Зайдите, не пожалеете. Адам и Ева будут рады вам. Юрий КРЫЛАТОВ
ОБРАЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ – РАЙ? Александр ОЛЕНИН, чьи заметки предлагаются вашему вниманию, увидел нечто новое в библейском сказании об Адаме и Еве. Вникнем вместе с ним в такие, казалось бы, всем известные события, описанные во второй и третьей главах книги Бытие, – о пребывании первых людей в раю. Обратим внимание на следующие моменты. В начале второй главы повествуется о том, что Бог создаёт мужчину; до конца главы он остаётся безымянным, и только после слов «и будут одна плоть» (Быт. 2, 24) появляется имя – Адам. А имя женщины появляется только в конце третьей главы. Причём, в отличие от мужчины, её имени даётся пояснение: «Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20); Почему пред самым изгнанием Адама из рая Бог обсуждает последствия вкушения плодов с Древа познания добра и зла только с ним, а в отношении Евы ничего подобного в тексте нет? И, наконец, после того как запрет вкушать плоды этого Древа был нарушен, виновники были наказаны. Но сообщается лишь о том, что рай пришлось покинуть Адаму. А что же женщина? Получается, она не утратила связи с раем?! Чтобы человек появился на свет, для начала необходимо мужское семя. Оно безымянно, и только будущий ребёнок обретает право на имя. Вот почему созданный Богом мужчина остаётся безымянным до конца повествования второй главы. Для того чтобы мужское семя не погибло, а дало плод, его необходимо поместить в специальную среду. Бог помещает мужское семя в Эдем, то есть в рай. Можно предположить, что за образом Эдема скрывается материнская утроба, в которой произошло величайшее таинство – зарождение нового человека. После того как Бог создал мужское семя, а затем поместил его в рай (материнскую утробу), настало время появиться и женщине. Ева не теряет возможность материнства, а значит, и таинственную причастность к Эдему... Загадочное мужское «ребро» – это образ, расшифровку которого необходимо искать в глубинах природы мужского семени и женской яйцеклетки. Похоже, что современная генетика разгадала эту тайну, скрытую в устройстве мужской и женской хромосом. Если мужская хромосома изображается как XY, то женская, в отличие от мужской, изображается как XX. Присмотримся к этим символам, и увидим, что X отличается от Y только одним дополнительным «ребром». Приложите к Y небольшое «ребрышко» – и получится X! Вот оно «ребро», изъятое из мужского начала, необходимое для Божественного творения – женщины! Ответ на вопрос: почему имя Адам появляется только после слов «и будут одна плоть» (Быт. 2, 24) содержится в том, что здесь уже сказано: Бог сначала создаёт мужское семя, а затем женскую яйцеклетку, и только в момент их слияния возникает единая плоть – человеческий зародыш. Будущий человек уже обладает правом получить имя в момент зачатия. Будущие родители часто задумываются об имени ещё не родившегося младенца. Библия, можно сказать, подтверждает правильность такого подхода. Это определяет и твердую позицию Церкви относительно недопущения абортов, ведь аборт – это убийство человека, а не безымянного зародыша! Человеческий зародыш вкушает запретный плод сразу после того, как, в соответствие с нашей гипотезой, произошло его зачатие. Это говорит о том, что будущий младенец наделён разумом, с помощью которого начинает познавать мир. Дорогие женщины, никогда не забывайте, что внутри вас на протяжении всей беременности творится величайший процесс: Бог создаёт нового человека! Он сделает для него «одежды кожаные», и оденет его в них, чтобы малыш покинул свой «рай» и вошёл в новый, неизведанный мир.
|
||||||
( אֲדָמָה ) [’ǎdāmā] земля, (почва); земельный надел [B.18]
( אָדָם ) [’ādām] 1) имя собств. Адам; 2) люди собират. (мн. нет) человеческий род, человечество, человек (обобщ.), вообще ( אָדָם ) означает человека в противоположность всему остальному (живой и неживой природе, Богу) тогда как ( אִישׁ ) означает конкретного индивида, а также мужчину в противоположность женщине или ребёнку [B.18] ( אִישׁ ) ['îš] {мн. неправ.: (םישִׁנָאֲ) ['ănāšîm]} человек, мужчина, муж. [B.18]
( צֵלָע ) [şēlā‘] ребро; бок [B.18] ( עֲלַע ) ребро. Ср. ивр. ( צֵלַע ) [B.16]
( טוֹב ) [tôb] хороший, добрый [B.18] ( רַע ) [ra‘] зло, злой, плохой [B.18] ( וְ ) [wә] и, а [B.18] ( גָּדוֹל ) [gādôl] большой, великий [B.18] ( קָטָן ) [qātān] маленький, младший; незначительный [B.18] ( קָטׁן ) [qātōn] маленький, младший; незначительный [B.18]
( חַיֹּים ) [hayyîm] жизнь (существительное, только во мн. ч., но со значением ед. ч.) [B.18] ( נָחָשׁ ) [nāhāš] (мн. -îm) змея [B.18] ( נְחָשׁ ) медь [B.16]
( חַוָּה ) [hawwā] Ева [B.18]
|
||||||