ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

176. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АДАМ И ЕВА, ИЛИ ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ?

ЗАГАДКИ БИБЛИИ

ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» № 03/2008

  

Великая Книга, Книга книг, как называют Библию, мощный стимулятор интеллектуальной и духовной работы. Бесконечны поиски ответов на бесконечные вопросы, которые рождает она в пытливых умах. Может быть (и наверное!), ответы не окончательные, но ход поиска всегда интересен, если в нём присутствует логика, да ещё если исследователя посещают озарения! Вот ещё одно толкование основополагающих моментов книги Бытие.

 

Начну с самого бесспорного:

Жили-были на Земле первые люди...

И обязательно найдется кто-то нетерпеливый и сразу отмахнется:

Да-да, Адам и Ева, как же. Съели яблочко запретное, ещё что-то там натворили и за это были изгнаны из райского сада, в Библии написано, кто же не знает?

Как не согласиться, действительно все знают.

Да, это, как и многое другое, общеизвестно. Но насколько бесспорно? Для очень многих сказание об Адаме и Еве не более чем миф. Вообще наши знания о первых людях на Земле скромны. Первые представители Homo sapiens Человека разумного, достоверно известные современной антропологии, открыты были всего лишь 140 лет назад (1868 г.) французским археологом Л.Лартэ в гроте Cro Magnon: отсюда название кроманьонцы. Этот вид появился на Земле в позднем палеолите, 35 10 тысяч лет тому назад. Останки людей кроманьонского типа обнаружены в Европе, Передней Азии и других местах. Занимались, как и их палеолитические предки, преимущественно охотой, рыболовством, собирательством...

Начни я это всё рассказывать моему просвещённому собеседнику, он, памятуя начало разговора, обязательно спросит:

Позвольте, но в Библии нет ни слова ни о кроманьонцах, ни о палеолите и прочих учёностях. Там всё четко: Адам, Ева, рай, яблоко, змей на ветке, соблазн, грех, изгнание из рая. Речь о конкретном человеке с конкретным именем: Адам.

Я пытаюсь возражать:

Написано-то оно так, но надо ещё уметь читать. А умеющие читать заметили, что Адам — вовсе не имя собственное, а нарицательное.

Что же, со строчной буквы писать «адам»?

А вот это неважно, подлинник написан на таком языке, в котором нет строчных и прописных букв. Еврейское слово нга (ad6m) означает человек и относится к любому человеку, как бы его ни звали. Все мы адамы, сиречь люди. Эй, Адам (адам), ты мне не веришь? Тогда давай внимательно посмотрим, что в Библии об этом написано: «Адам познал Еву...» (Быт. 4,1). Прочитаем и другой фрагмент: «Когда люди начали умножаться на Земле...» (Быт. 6,1). Кажется, ничего общего, там Адам, здесь люди.

В переводе да, написано по-разному. А вот в оригинале Адам и люди обозначены одним и тем же словом: нгад (ha ad6m). То есть Адам это люди! Правда, Адам в библейском рассказе — человек в единственном числе. Но ведь антропологи тоже обычно говорят в единственном числе: человек возник на Земле тогда-то. Например, Чарльз Дарвин (1871) назвал свою знаменитую книгу «Происхождение человека (курсив мой Ю.К.) и половой отбор». Таким образом, где в Библии написано Адам, следует читать (понимать): первые люди. То бишь кроманьонцы, хотя такого слова в тексте нет.

Кстати, в синодальном переводе: «Сотворим человека... и да владычествуют они...» (Быт. 1,26). Почему человек это они ? Да потому, что библейский рассказ о сотворении человека никак не подразумевает создание одной-единственной особи, да ещё с именем, там речь о людях.

Так что же, Адам не конкретный персонаж? А Ева разве это не имя конкретной женщины?

Разумеется, нет. Да и не Ева, а дез Хава. Иногда это слово переводят как «жизнь», иногда как «ребро». То и другое легенда, ибо ребро по-еврейски тмц (целб), а жизнь нййъ (хийим). На самом деле перевод иной. Согласно словарю, деъ «мнение, убеждение, позиция». Вот что означает Ева (Хава).

По-еврейски выражение деъР нга (адбм въхбуа), обычно переводимое как «Адам и Ева», по своему содержанию достаточно близко к латинскому Homo sapiens и означает: человек, имеющий собственное мнение, или, проще говоря, своим умом живущий. Латинский вариант принадлежит Карлу Линнею. А он, в свою очередь, опирался на позицию французского философа-дуалиста XVII века Рене Декарта (1596 1650), который в своём знаменитом постулате sapeo, ergo sum («я мыслю, следовательно, существую») определил человека как существо, отличающееся от прочих живущих способностью мыслить. За три с лишним тысячи лет до Линнея ветхозаветный пророк Моисей определял видовую или родовую принадлежность животных и птиц по наличию и специфическому строению органов (чешуи, перьев, рогов, раздвоенных копыт), по особенностям передвижения (летает, ползает), питания (пережевывает ли пищу) и т.д. (Левит, 2 глава, так называемая «Моисеева зоология»). Так и человек, согласно Библии, обладает специфической способностью иметь собственное мнение и тем выделяется из всего живого, что сотворено Богом. В то время как по Декарту и, следовательно, Линнею, главное отличие человека его способность мыслить. Первые люди (кроманьонцы) относятся к виду Homo sapiens, и их способность к мышлению была ничем не хуже, нежели у современного человека. Но это не значит, что мышление первобытного человека ничем не отличалось от современного. Очень даже отличалось!

Допустим. Но зачем же Бог запретил людям съедать яблоко? Какой смысл в этом запрете?

В библейском тексте нет ни яблока, ни запрета есть его. Запрет был направлен на плоды с Древа познания добра и зла (Быт. 2, 9), а это вовсе не обязательно яблоня.

Но почему запретны плоды этого Древа?

Потому что речь идёт о познании мира.

Что же плохого в познании человеком мира?

Это сложный вопрос. История формирования первобытного сознания процесс закономерный, естественный, в чём-то даже стихийный, но не простой, не лёгкий. И вовсе не из-за ограниченных возможностей интеллекта. Тут дело в том, что первобытное мышление до поры, в силу особенностей уклада жизни, замыкается на конкретно-образном и очень долго, тысячи лет, не доходит до абстрактно-понятийного. Высшей точкой абстрагирования является зарождение в сознании понятий «хорошо» и «плохо». Со временем они закономерно перерастают в «можно» и «нельзя». И дикарь, хорошо знающий закон «табу», и современный человек, живущий в мире сложных этических норм, знают и соблюдают множество разных «можно нельзя». Причём соблюдают все от интеллигентов до закоренелых уголовников, для которых определённые поступки «западло», то есть нечто недопустимое, недостойное, короче, низость. Это особая веха, когда закладываются основы нравственности, и человек, следовательно, уже является полноценным, без каких бы то ни было натяжек и скидок, когда он способен выстраивать собственную позицию. Вот эта его способность и обозначена в тексте Библии аллегорическим образом Евы (Хавы).

Значит, не знай люди, что такое добро и зло, зла на свете не было бы?

Речь не о возникновении зла, а о возникновении его осознания. Неспособность к осознанию категорий добра и зла исключает возможность совершения плохого, подобно тому, как для хищника убивать на охоте травоядных животных это не грех, а его естественный способ добывания пищи и выживания. Тогда как человек в ответе за всё, что он делает. И он это чувствует и знает!

То есть первородный грех это познание добра и зла, а значит, возникновение у людей чувства ответственности за то, как они живут и что делают, можно признать грехом?

Чувство ответственности, осознание связи между поступком и его последствиями необходимое условие жизни людей. А грех это то зло, которого человек мог избежать, зная, что нельзя допускать, но неизбежал преднамеренно, по собственному выбору. О том и речь в Библии: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).

Какой же именно поступок библейских персонажей в контексте сюжета об Адаме и Еве осуждается как первородный грех?

Об этом повествуется в образной форме. Что касается конкретного содержания тут есть различные мнения. Каждый волен иметь собственное. У меня тоже есть: я думаю, что под первородным грехом имеется в виду стремление людей к познанию запретного. Стремление человека к познанию окружающего мира греховным не является и никогда не считалось, оно естественно, и благодаря ему человек обрёл способность приспосабливать действительность к своим потребностям, чего не могут животные. Эта способность открыта человеку благодаря наличию у него разума, поэтому человек в живом мире занимает особое место. Противоестественно другое: стремление познать всё. Оно-то и греховно.

А разве о таком притязании в Библии есть хоть одно слово?

Даже два: добро и зло. В еврейском языке идиома « ע  טוב  ורע » (тов въра; дословно «добро и зло») означает не оценочную шкалу понятий хорошего и плохого, а «всё на свете». Отсюда Древо познания добра и зла в Библии тоже идиоматическое иносказание, означающее стремление к всеохватному знанию, к всезнайству.

Но почему это плохо?

Разум человека ограничен и не способен охватить абсолютно всё. Но стремление к этому недостижимому вовсе не означает познание мира, оно содержит неосуществимое притязание овладеть абсолютно всем и жить, как заблагорассудится, произвольно потакая своим прихотям. Древняя мудрость гласит: «Дай человеку всё, чего он пожелает, и ты погубишь его». Необузданность не имеет тормозов и порождает стремление овладеть несвойственными человеку способностями предвидеть будущее и по своему усмотрению влиять на него.

Именно это считается греховным?

Не считается, а является. Человек не должен знать своё будущее, ему это не дано Богом, чтобы он не навредил самому себе.

Как можно навредить себе, если предвидеть своё будущее?

Всё очень просто. Зная будущее, люди непременно пытались бы изменить в нём то, что им не нравится. Человек норовил бы поступать иначе, нежели предопределено его знанием, и тем самым это своё будущее изменить. Тогда оно отличалось бы от предвиденного, но можно ли было бы считать, что его знание будущего было достоверным, если оно в действительности оказалось иным?

Прямо абсурд какой-то.

Вот именно абсурд. Если бы людям была открыта тайна непостижимого, их жизнь превратилась бы как раз в абсурд, а то и в кошмар. Чтобы избежать этого и защитить человека от этого кошмарного абсурда, будущее надежно скрыто от него неведением, до тех пор, пока не свершится.

Следовательно, попытки выхода за эти рамки являются и попытками вторгаться в сверхъестественное?

Да. И первобытные люди пытались делать это, прибегая к разнообразным видам магии гаданию, камланию. Кстати, то и другое по-еврейски называется « נחש » (нахаш), и точно так же называется и произносится, и почти так же пишется слово-омоним « נחש » (нахаш) змея. Вот мы и вернулись к библейскому тексту. Именно это слово в третьей главе книги Бытие обозначает источник соблазна, в русском переводе змей, который внушает Еве мысль вкусить запретного плода, чтобы «быть, как боги» (Быт. 3, 5). Образ змея в тексте действительно присутствует, но лишь как игра слов, не более. Кстати, именно змея (змей) чаще всего изображается на шаманских бубнах. В библейском тексте нахаш как бы символизирует противоестественное стремление человека к господству над миром, стремление быть как боги, а это значит, не нуждаться в Боге, присвоив Его функции, и тем самым отрицать Бога за ненадобностью, а то и вовсе пытаться посредством неких магических действ заставить Его служить себе. Вот в чём Библия видит греховность перволюдей ! Некоторые и сейчас не оставляют подобных попыток посредством оккультизма и разнообразных иллюзорно-практических действ и тренингов, основанных на иррациональных псевдорелигиозных доктринах. Вот об этих-то вещах и речь в библейском сказании об Адаме, Еве, змее и яблоке в райском саду. Оно представляет собой древнее философско-поэтическое осмысление происхождения мира. Сохранившие нам это прекрасное сказание наши далекие пращуры в своей вере не мудрствовали и руководствовались не умозрительными построениями, а живыми чувствами, в том числе чувствами любви, ответственности и достоинства. А чем руководствоваться нам, людям XXI века? Могут ли Адам и Ева дать нам ощущение причастности к вечному, ощущение преемственности и ответственности? Не знаю. Хотелось бы надеяться. Я сделаю попытку. Поэтому, Адам, приглашаю тебя: пойми, что эти перволюди твои родные пращуры, полюби их!

Но как полюбить их, не зная, ведь я их никогда не видел!

Тогда посмотри, и увидишь. Вот они, на фото!

Вот эти двое? А откуда известно, что это Адам и Ева? Неужели они и есть те самые, о которых речь в Библии?

В Библии речь о первых людях, живших десятки тысяч лет назад. Эти двое кроманьонцы, муж и жена, действительно жившие на Земле десятки тысяч лет назад. И что же теперь мешает тебе поверить, что они и есть самые что ни на есть настоящие Адам и Ева, собственной персоной? Знакомьтесь!

Расскажу, что известно о судьбе этих двоих.

В 1936 году группа археологов под руководством профессоров С.Н.Бибикова и Е.В.Жирова неподалеку от Севастополя, в окрестностях села Нижнее Черноречье Балаклавского района, обнаружила грот с захоронением эпохи мезолита. Место это сейчас по-татарски называется Мурзак-Коба, что означает «княжеская пещера». При раскопках найдены останки мужчины и женщины, живших в каменном веке, судя по характеру захоронения, супругов. В те годы уже снискал признание выдающийся русский учёный-антрополог М.М.Герасимов, создатель оригинального метода реконструкции внешнего облика людей прошлого по сохранившимся черепам. Он и восстановил для нас внешний вид этой четы из Мурзак-Кобы. Едва ли он мог предполагать, что реконструирует Адама и Еву...

Я не устаю любоваться этими лицами. Приглашаю и вас побывать в Петербурге, посмотреть на подлинные скульптурные портреты Адама и Евы в Музее антропологии и этнографии РАН (это бывшая Кунсткамера, одно из самых красивых зданий Питера). Побывайте там и попросите показать вам мурзак-кобинскую чету. Сотрудники музея вам не откажут, это люди отзывчивые, как все настоящие питерцы. Зайдите, не пожалеете. Адам и Ева будут рады вам.

Юрий КРЫЛАТОВ

 

ОБРАЗ МАТЕРИНСКОЙ УТРОБЫ РАЙ?

Александр ОЛЕНИН, чьи заметки предлагаются вашему вниманию, увидел нечто новое в библейском сказании об Адаме и Еве. Вникнем вместе с ним в такие, казалось бы, всем известные события, описанные во второй и третьей главах книги Бытие, о пребывании первых людей в раю.

Обратим внимание на следующие моменты.

В начале второй главы повествуется о том, что Бог создаёт мужчину; до конца главы он остаётся безымянным, и только после слов «и будут одна плоть» (Быт. 2, 24) появляется имя Адам. А имя женщины появляется только в конце третьей главы. Причём, в отличие от мужчины, её имени даётся пояснение: «Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20);

Почему пред самым изгнанием Адама из рая Бог обсуждает последствия вкушения плодов с Древа познания добра и зла только с ним, а в отношении Евы ничего подобного в тексте нет?

И, наконец, после того как запрет вкушать плоды этого Древа был нарушен, виновники были наказаны. Но сообщается лишь о том, что рай пришлось покинуть Адаму. А что же женщина? Получается, она не утратила связи с раем?!

Чтобы человек появился на свет, для начала необходимо мужское семя. Оно безымянно, и только будущий ребёнок обретает право на имя. Вот почему созданный Богом мужчина остаётся безымянным до конца повествования второй главы. Для того чтобы мужское семя не погибло, а дало плод, его необходимо поместить в специальную среду. Бог помещает мужское семя в Эдем, то есть в рай. Можно предположить, что за образом Эдема скрывается материнская утроба, в которой произошло величайшее таинство зарождение нового человека. После того как Бог создал мужское семя, а затем поместил его в рай (материнскую утробу), настало время появиться и женщине. Ева не теряет возможность материнства, а значит, и таинственную причастность к Эдему...

Загадочное мужское «ребро» это образ, расшифровку которого необходимо искать в глубинах природы мужского семени и женской яйцеклетки. Похоже, что современная генетика разгадала эту тайну, скрытую в устройстве мужской и женской хромосом. Если мужская хромосома изображается как XY, то женская, в отличие от мужской, изображается как XX. Присмотримся к этим символам, и увидим, что X отличается от Y только одним дополнительным «ребром». Приложите к Y небольшое «ребрышко» и получится X! Вот оно «ребро», изъятое из мужского начала, необходимое для Божественного творения женщины!

Ответ на вопрос: почему имя Адам появляется только после слов «и будут одна плоть» (Быт. 2, 24) содержится в том, что здесь уже сказано: Бог сначала создаёт мужское семя, а затем женскую яйцеклетку, и только в момент их слияния возникает единая плоть человеческий зародыш. Будущий человек уже обладает правом получить имя в момент зачатия.

Будущие родители часто задумываются об имени ещё не родившегося младенца. Библия, можно сказать, подтверждает правильность такого подхода. Это определяет и твердую позицию Церкви относительно недопущения абортов, ведь аборт это убийство человека, а не безымянного зародыша! Человеческий зародыш вкушает запретный плод сразу после того, как, в соответствие с нашей гипотезой, произошло его зачатие. Это говорит о том, что будущий младенец наделён разумом, с помощью которого начинает познавать мир.

Дорогие женщины, никогда не забывайте, что внутри вас на протяжении всей беременности творится величайший процесс: Бог создаёт нового человека! Он сделает для него «одежды кожаные», и оденет его в них, чтобы малыш покинул свой «рай» и вошёл в новый, неизведанный мир.

 

 
     
 

( אֲדָמָה ) [’ǎdāmā] земля, (почва); земельный надел [B.18]

 

( אָדָם ) [’ādām] 1) имя собств. Адам; 2) люди собират. (мн. нет) человеческий род, человечество, человек (обобщ.), вообще ( אָדָם ) означает человека в противоположность всему остальному (живой и неживой природе, Богу) тогда как ( אִישׁ ) означает конкретного индивида, а также мужчину в противоположность женщине или ребёнку [B.18]

( אִישׁ ) ['îš] {мн. неправ.: (םישִׁנָאֲ) [nāšîm]} человек, мужчина, муж. [B.18]

 

( צֵלָע ) [şēlā‘] ребро; бок [B.18]

עֲלַע ) ребро. Ср. ивр. ( צֵלַע ) [B.16]

 

( טוֹב ) [tôb] хороший, добрый [B.18]

( רַע ) [ra] зло, злой, плохой [B.18]

( וְ ) [wә] и, а [B.18]

( גָּדוֹל ) [gādôl] большой, великий [B.18]

( קָטָן ) [qātān] маленький, младший; незначительный [B.18]

( קָטׁן ) [qātōn] маленький, младший; незначительный [B.18]

 

( חַיֹּים ) [hayyîm] жизнь (существительное, только во мн. ч., но со значением ед. ч.) [B.18]

( נָחָשׁ ) [nāhāš] (мн. m) змея [B.18]

( נְחָשׁ ) медь [B.16]

 

( חַוָּה ) [hawwā] Ева [B.18]