ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae
СЕЧЕНИЕ 7 15 (ПОБЕДА – ЛОГИКА)

 
     
 

bellum, ī n [из арх. duellum] 1) война (domesticum, intestinum, externum, civile, navale С; terrestre, justum piumque L): b. Samnitium L война с самнитами; b. gerere cum aliquo С и adversum aliquem Nep вести войну с кем-либо; b. capessere L, QC предпринять войну; b. inīre cum aliquo L вступить в войну с кем-либо; b. contrahĕre alicui cum aliquo L вовлечь кого-либо в войну с кем-либо; b. ducere Cs (trahere С) затягивать войну; b. conficere С положить конец войне; Pyrrhi bello С во время войны с Пирром; domi bellique (apx. locativus), тж. belli domique и domi belloque L и в мирное время и во время войны; 2) борьба: b. tribunicium L борьба с трибунами; 3) поэт. бой, сражение Sl, V etc.; 4) pl. войска (bella transferre O; ingentia bella transportare PJ). [B.32]

 

II cassis, idis f 1) металлический шлем, шишак Pl, Cs etc.; 2) война: sub casside PM на войне; aetas patiens cassidis J боеспособный возраст. [B.32]

 

 
     
 

Но когда, со времени Тиглатпаласара IV, Ассирия превратилась в империю, всё больше и больше разраставшуюся и включавшую в себя множество разнообразных элементов и областей, то малочисленного ассирийского народа оказалось недостаточно и, начиная с Саргона, мы имеем ряд сведений о том, что воинская повинность была распространена на всё государство и местные ополчения поставлены под начальство областных правителей. Они состояли не только из ассирийских колонистов, но и из покорённых народностей, из контингентов, поставлявшихся вассальными царями, и т. п. При таких условиях, для предотвращения возможности отпадения наместников и распадения государства, царь должен был иметь своё собственное постоянное войско, и таковое действительно появляется, и притом настолько многочисленное, чтобы служить надёжной опорой царю. Оно в значительной мере, если не преимущественно, состояло из покорённых народов, принудительно включенных в «царскую армию»; даже в числе офицеров было немало инородцев. Содержались эти полки главным образом из военной добычи, и это делало их надёжными, так как служить всегда победоносным царям было выгодно. Но это, с другой стороны, само по себе делало необходимыми новые войны. Ассирийские цари стояли пред дилеммой: или постоянная победоносная война, или тяжёлые налоги на население для содержания армии. Вместе с тем цари подходят и с другой стороны к решению необычайной по трудности для государства задачи. Прежнее средство – ассирийская колонизация – теперь уже оказывается недостаточным; приходится прибегать к перетасовкам народов, к обращениям покорённых царств в провинции. Это возводится в систему Тиглатпаласаром IV, затем особенно Саргоном и Синахерибом, не остановившимся перед разгромом Вавилона, и в таком виде впервые появляется в истории, вызывая взаимодействие культур и наций и обусловив то смешение семитов, из которого к VI веку вышло арамейство. Таким образом, вместо того хаоса, который нам так знаком из Тель-Амарны, мы видим впервые попытки централизованной империи. Страшные жестокости и ужасающие казни грозили всяким поползновениям поколебать единство военного государства. Однако эта политика оказалась неудачной…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

…но Гойя смело применяет общие принципы гуманизма, утверждая, что с началом войны всякая цивилизация исчезает. Тогда это было не ясно, для нас сейчас это потрясающе. [T.13.XXII.2]

 

Калинин в статье «Ненависть народа» писал: «Для нас ненависть к врагу священна». Певцом этой ненависти стал Эренбург, который придавал ей даже некий эротический оттенок. Он считал, что война без ненависти как сожительство без любви. Этические нормы И. Эренбурга не допускали убийства без соответствующей идейной подоплеки: «даже на войне нельзя воевал бесстрастно, нельзя убивать равнодушно...».

Ненависть, замешенная на крови и убийствах четырёх лет войны, породила гигантскую тень, которая легла на оба народа в послевоенный период. Уже на завершающем этапе войны проступили черты нового «образа врага», эпохи «холодной войны» и разделения на немцев «своих», социалистических, и чужих, «капиталистических».

Татьяна ГОРЯЕВА, доктор исторических наук [A.3]

 

 
     
 

Dr. Maurice Davies, deputy director of Britain's Museums Association: «В истории много примеров грабежа и краж. Это обычное дело, забирать культурные ценности во время войны. И как наказание для народа после неё отбирать артефакты и тому подобное. Так что многие, находящиеся в музее предметы искусства – это трофеи». [T.12.IX]

 

В 1429-м году Жанна д’Арк сумела снять осаду Орлеана. Начался последний этап Столетней войны. Торговля в Англии и Франции замерла, короли плохо отдавали кредит. Итальянские города оказались в кризисе и многим их руководителям срочно понадобилась маленькая победоносная война.

…война закончилась для Флоренции позорным миром. В ноябре 31-го германский король Сигизмунд Первый перешёл Альпы, вступил в Милан, потом в Сиену, и, наконец, 3-го мая 1433-го Папа украсил его голову короной Священной Римской империи.

Осенние выборы принесли победу противникам Медичи, и они возложили всю ответственность за военный провал на Козимо. 7-го сентября он был обвинён в государственной измене и посажен в тюрьму. Синьория приговорила его всего лишь к изгнанию, банк был закрыт. Семейные реликвии и художественные собрания переданы на хранение монахам. [T.10.CDI.11]

 

Dr. Alessio Assonitis, Director, Medici Archive Project: «…но также это даёт представление о восприятии во Флоренции российской истории, особенно «Смутное время» – знаменитые события конца шестнадцатого века, когда одна династия сменяет другую. Это уходит корнями в банкирские дела Медичи: банки Медичи всегда хотели знать, где будет гражданская война, потому что где бы ни случилась война, банки уже там, чтобы инвестировать. Где бы ни была война, там делаются деньги». [T.10.DCCXXIV.1]

 

 
     
 

Victoria Fatum

В 1390-м году до нашей эры на престол вступил молодой фараон. Его звали АМЕНХОТЕП, что означает «АМОН ДОВОЛЕН». Его предки возглавляли несметные армии Египта, но перед этим фараоном стояла другая задача. Ему не надо было вести воин: Египет был свободен и богат, и пользовался всеобщим почтением. Аменхотепу надо было защитить мир и благосостояние Египта и управлять этой огромной империей. Империей, богатству которой завидовал весь мир.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Начало его царствования – это начало эпохи мира. Золото со всей империи течёт рекой в казну фараона. Это можно назвать Золотым веком Египта».

Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Аменхотеп был самым богатым человеком в мире. Он получал золото из Нубии, мог приказать доставить… Стоило ему протянуть руку, и он мог получить всё, что пожелает».

Но мир менялся. На протяжении нескольких веков у Египта не было достойных противников. Но теперь возникли Вавилон, Ассирия и Миттания (MITTANI) – могущественные цивилизации, способные бросить вызов Египту. Объединившись, они могли уничтожить империю Аменхотепа. Аменхотеп стремился любой ценой избежать войны. Он искал новый способ взаимодействия с окружающим миром. Он нашёл гениальное решение…

Prof. John D. Ray: «Аменхотеп называет себя Царём царей, и, вероятно, так его и воспринимали правители других стран».

Аменхотеп знал, что он самый могущественный человек в мире и что у него есть большое преимущество. Не сильная армия, а золото. Переписка фараона свидетельствует о том, что даже величайшим царям Ближнего Востока было нужно египетское золото, и они были готовы умолять фараона. «Если ты пришлёшь мне золота, как я просил, я отдам тебе свою дочь». «Пришли мне столько же как твой отец». «В твоей стране золото подобно пыли, которое можно собирать». «Если ты искренне желаешь моей дружбы, пришли много золота». «Я начал строительство дворца. Пришли мне столько золота, сколько нужно».

Аменхотеп мудро отвечал на их просьбы: он давал им золото, но всегда меньше, чем было нужно. Эта стратегия блестяще оправдала себя: цари Ближнего Востока обменивались дарами, а не ударами. Самым драгоценным подарком была иноземная царевна, а также её приданное и свита.

…в Нубии Аменхотеп ясно дал это понять. Он построил два великолепных храма: один для царицы Тийи, второй – для себя. Эти храмы были не просто построены для царской четы, они были посвящены им: на юге империи Аменхотепа и Тийю почитали как богов.

Prof. John D. Ray: «Тень фараона простирается по всему Нилу до африканских цивилизаций его империи. Он как будто физически находится там, наблюдая за своей империей».

Послание Аменхотепа его нубийским подданным было ясным. Внизу, на склонах храма изображены нубийский пленные. Это было наглядное выражение власти фараона, которое могли видеть все. Контроль над Нубией был особенно важен для Аменхотепа, ведь золотые прииски Нубии приносили большую часть египетского золота. А золото позволяло Аменхотепу держать под контролем своих соперников.

Nicole Douek, BA: «Цари других стран требовали золота, золота и ещё больше золота…» [T.10.XCII.2]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Logica

Скульптурные рельефы повествуют о главных достижениях её правления. Необычная и дерзкая военная экспедиция. Каждый фараон должен был проявить себя на поле битвы. Но армия Хатшепсут находилась под командованием её пасынка Тутмоса. Тутмос прекрасно понимал, что является законным правителем.

Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Как и английская королева Елизавета I, она не доверяет армии. Возникает проблема: если она пошлёт армию расширить границы империи и потерпит поражение, обвинять будут её, и она рискует лишиться власти. Но если армия одержит победу, военачальники могут сказать: «Мы можем побеждать, и нам не нужна эта выскочка – царица». Поэтому Тутмос и армия представляют для Хатшепсут проблему».

Фараон разрабатывает хитроумный план, который не только займёт Тутмоса и его армию, но и ещё больше возвысит статус Хатшепсут. Она приказывает воинам готовиться к масштабной торговой экспедиции в страну, где египтяне не были более пятисот лет, – в страну Пунт. Это не только отвлекало внимание её пасынка, но и сулило Хатшепсут доступ к экзотическим товарам, в особенности благовониям. [T.10.XCII.1]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Logica

…великолепные новые храмы Аменхотепа не только подчёркивали его богатство, они также воздавали почести главному источнику славы Египта – его многочисленным богам. В особенности Аменхотеп благодарил одного бога – Амона-Ра – царя богов. Чтобы обеспечить поддержку Амона-Ра, фараон жертвовал крупные суммы главному храму этого бога. Чем богаче становился храм, тем больше власти было у его жрецов.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Жрецы, стоявшие во главе храмов, обладали огромным влиянием. У них была финансовая власть, и власть политическая».

Жрецы Амона-Ра обладали почти такой же властью, как сам фараон.

Аменхотеп обеспечил себе запас золота. Но всё больше золота отдавалось храму Амона-Ра. Жрецы в Фивах контролировали более трети богатства Египта. Именно они истолковывали волю Амона, которой должен был повиноваться даже фараон.

Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «В этот период жрецы Амона обладали большей властью, чем когда-либо прежде в истории Египта. Вероятно власть жрецов Амона в Карнаке превосходила даже власть фараона».

Чтобы как-то изменить баланс власти, Аменхотеп стал проявлять интерес к культу второстепенного божества Атона – бога Солнечного диска. Это не казалось значительным явлением, но ему было суждено всё изменить. В 1352-м году до нашей эры Аменхотеп Третий, великий царь и гениальный дипломат умер. Египет погрузился в траур.

Аменхотеп Четвёртый начал религиозную революцию. Почва для неё была подготовлена еще во время правления его отца. Но ничто не могло приготовить Египет к тому, что произошло.

Nicole Douek, BA: «Если хочешь порвать с прошлым – закрой храмы. Лиши жрецов возможности злоупотреблять властью».

Аменхотеп стал первым монотеистом в истории человечества. Он также стал единственным жрецом этой новой религии: фараон стоит один, купаясь в лучах Атона. И в одно мгновение всё, что определяло Золотой век правления его отца, было отринуто. Он отказался от имени Аменхотеп, означавшего «Амон доволен». Он решил принять новое имя – Эхнатон, означавшее «Угодный Атону». Ахетатон – «Небосклон Атона». Покинув Фивы, новый фараон мог избежать влияния египетских жрецов.

Но в 1336-м году до нашей эры Эхнатон умер. Со смертью Эхнатона исчезла движущая сила культа Атона.

После смерти Эхнатона в Египте снова взяли верх традиционные силы. Придворные, художники и даже жрецы, ещё недавно преданные Атону, потянулись в Фивы. Им нужен был порядок, спасение от хаоса, который вот-вот мог поглотить Египет. Всего 20 лет спустя Амарна, место великого эксперимента фараона, была покинута.

Посреди этого хаоса на престол взошел новый царь – девятилетний мальчик. Этот ребёнок вырос во дворце фараона и был сыном Эхнатона от одной из младших жён. Его звали Тутанхатон, что означало «Живой образ Атона». Тутанхатон получил в наследство династию, страну и империю, находившуюся на грани катастрофы. Но он был ещё ребёнком. Те, кто больше всего потеряли при Эхнатоне, уцепились за эту возможность.

Prof. Antonio Loprieno: «Тутанхамондвойственная фигура. Он промежуточный персонаж между периодом Амарны и периодом после Амарны... Он был марионеткой в руках новых хозяев Египта – жрецов и военных».

В тщательно продуманном документе Тутанхамон обвинил собственного отца Эхнатона в том, что тот отринул традиционных богов и погрузил Египет в хаос. Когда началось царствование фараона храмы богов и богинь лежали в руинах. Их святилища обветшали и заросли сорняками. Дороги к храмам были заброшены, и вся страна была объята хаосом, потому что боги покинули её. Тутанхамон предложил простое решение проблемы.

Nicole Douek, BA: «Это очень важное заявление. Оно говорит, что порядок будет восстановлен и всё будет по-старому. Это возвращение Амона, прежних богов и старого порядка».

Старые боги, храмы, а главное власть жрецов Амона-Ра были восстановлены. Атон вновь стал второстепенным божеством пантеона.

Тутанхамон не оставил наследника. Ответная реакция на его правление была жестокой. Любое упоминание об Атоне безжалостно уничтожалось. Упоминания об Эхнатоне, Нефертити и их детях были стёрты. Вся царская семья была вырвана из страниц истории.

Nicole Douek, BA: «Всё было предано забвенью, – Эхнатон и Нефертити, – этого периода как будто не существовало. Эхнатон – ничто. Если о нём и упоминают, то как о еретике».

Этот бурный период истории Египта был закончен. Династия великих фараонов, основавших империю, исчезла. Сцена была готова для нового начала, и уже новой семье фараонов предстояло бороться за возрождение Золотой империи Египта. [T.10.XCII.2]

 

Вообще, положение египетского жречества и народа стало при римлянах значительно хуже, чем при последних Птолемеях, хотя религия продолжала пользоваться терпимостью и, пожалуй, несмотря на антипатию римлян, покровительством, хотя императоры изображались и на стенах храмов, и на плитах, как фараоны, боги и главы религии (что не мешало некоторым из них в Риме стеснять египетские культы), но храмовая политика их была ещё более последовательно направлена к лишению жречества всякого политического и даже экономического значения; оно должно было стать одним из звеньев в цепи фискального высасывания страны.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «: «Нефертити – символ женского созидательного начала, а её муж Эхнатон – мужское созидательное начало. Оба они необходимы для поддержания культа Атона».

Эхнатон и Нефертити считали себя богами на земле, они приносили жертвы Атону – Солнечному Диску. Никогда ещё в истории фараон не провозглашал себя богом на Земле. Эхнатон обосновал это своим происхождением от бога Атона, заменившего всех богов Египта, включая Демиурга Атума.

Dr. Christian E. Loeben, Humboldt University, Berlin: «Проблема заключалась в том, что насаждаемый культ игнорировал вопрос жизни и смерти. Это никого не пугало, пока члены царской семьи не соприкоснулись со смертью».

И вдруг царица умерла. Эхнатону не удалось найти ответ на возможно самый важный для любого человека вопрос: «Что происходит после смерти?»

Нефертити играла очень важную роль в понимании мироустройства Эхнатона. Она была богиней, также как Эхнатон был богом. И когда она умерла, само основание культа треснуло. Смерть Нефертити стала последним ударом по жизнеспособности культа.

Nicole Douek, BA: «События случившиеся на 13-й год правления царя, а именно страшная чума и внезапная смерть большинства членов царской семьи, вполне могли быть восприняты египтянами как наказание за неэтичное поведение фараона по отношению к богам. Радикальный отход от общественной религии, по мнению египтян, обернулся катастрофой и ужасной ошибкой…»

Смерть царских детей, без сомнения, воспринималась как плохое знамение для новой религии. Культ Атона столкнулся с определённой проблемой. Во время раскопок в Египте было найдено большое количество статуй традиционных египетских богов, датированных этим периодом. Это говорит о том, что широкие слои населения не сразу, или вообще не приняли новую религию.

Nicole Douek, BA: «Похоже, что дома люди продолжали молиться своим старым богам. Следует учитывать, что период культа Атона длился очень недолго. Семнадцатилетнее правления Эхнатона было слишком коротким, чтобы люди могли отказаться от своих прежних верований или хотя бы получить доступ к новой религии. Эта религия была царской религией, и в своих домах люди продолжали молиться прежним богам, как это было всегда». [T.10.CII]

 

Prof. Dietrich Wildung, Egyptian Museum, Berlin: «Этой вазы (с изображением) бога Бесса не должно было быть в Эль-Амарне: единственным божеством, которого допускал Эхнатон, был Атон – Бог Солнца. Но повсюду рядом с ним, как говорится за закрытыми дверьми, население Эль-Амарны продолжало поклоняться многим старым традиционным богам. А по другому и быть не могло. Внезапно сверху поступил указ, что единой веры, жившей более полутора тысяч лет больше не существует, – это просто не могло подействовать».

Как долго могла просуществовать империя, основанная на угнетении и гонениях? Эхнатон провозгласил себя всемогущим. Не угрожали ли ему зависть и предательства со всех сторон? В хвалебных песнях пели: «Ты живой образ Атона». Но что на самом деле думали его подданные? Это Эхнатона не интересовало. Надменный и горделивый, он требовал поклонения. Недоступный и потому обречённый на провал. [T.12.XXXVI]

 

 
     
 

Professor of Law Alan M. Dershowitz, Harvard Law School: «Некоторые могут подумать, что военные более склонны к насилию. С другой стороны военные, чаще всего верны царю».

Dr. Harold J. Bursztajn, Professor of Psychiatry, Harvard Medical School: «Хоремхеб не любил Тутанхамона, слабого калеку, которым можно было легко манипулировать. Ещё меньше он любил изменения и переезды, потому что при любом переезде приходилось задействовать ресурс армии. А задача армии совсем другая. Маловероятно, что он помышлял о том, как избавится от нового царя Тутанхамона». [T.17.V.1]

 

Когда в стране процветает коррупция и нарушаются права человека, когда система правосудия полностью разрушена, армию никто не контролирует. [T.17.XXXII]

 

 
     
 

Внезапно фараоны изменили тенденцию, сильно уменьшив размер новых пирамид. По сравнению с огромными пирамидами на плато Гиза, (они видны издали) более поздние пирамиды небольшие: в десять раз меньше своих предшественниц. Можно сказать, теперь фараоны стали долетать до звёзд в экономическом классе. Археологи не могут понять до сих пор, почему стали строить более маленькие пирамиды. Археолог Васил Добрев внимательно изучил маленькие пирамиды и полагает, что ответ кроется внутри гробницы.

Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Меньшие пирамиды сильно отличаются. Внутри них на стенах усыпальницы вырезаны иероглифы, тысячи и тысячи изображений. В пирамидах на плато Гиза ничего подобного нет. Расшифровав эти иероглифы, мы поняли, что это были заклинания или молитвы для воскрешения фараона».

Заклинания различны. Некоторые гласят, что фараон последует за Полярной звездой в Вечность. Добрев считает, что эти заклинания служили новой гарантией безопасности, более надёжной, чем каменные плиты.

Dr. Vassil Dobrev: «Когда на стену усыпальницы фараона нанесены эти заклинания, отпала необходимость строить большую пирамиду. У них теперь была более надёжная защита. Так они думали».

Другие археологи возражают. При раскопках гробниц незнатной особы, археолог Мирослав Барт (Dr. Miroslav Barta) обнаружил более веские доводы. Сначала стала меньше власть фараона. Искусно расписанные гробницы государственных чиновников являются свидетельством наступления новой эры. Богатые похороны перестали быть исключительной привилегией семьи фараона. Их предки на плато Гиза довольствовались глиняными кирпичами, новые чиновники стали использовать отделанный камень, доступный когда-то лишь фараонам. По мнению Барта это не совпадение. Жрецы становились богаче и влиятельнее, отбирая деньги и власть у фараона. Ему оставалось строить пирамиду, предусмотренную бюджетом.

Но по какой бы причине не уменьшались пирамиды, это происходило и позднее, через восемьсот лет, в шестистах километрах вверх по реке. Недалеко от города Фивы, новой столицы египетского царства археолог Кент Викс выкопал из под земли разгадку всей этой истории.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Я считаю, большинство человеческих сообществ всегда имели отличительные знаки различных социальных слоёв. Но если есть классовая система, должны быть и отличительные символы, к какому классу или группе принадлежит индивидуум. Именно так и происходило в Египте. Примерно тысячу лет пирамиды являлись символами фараонов и их ближайших родственников. Но, возможно, в XX-м – XIX-м веке до нашей эры начался процесс, который можно условно назвать религиозной демократизацией. Это значило, что многие вещи, доступные раньше только фараону и членам его семьи, теперь стали доступны простым египтянам высшего и среднего класса. Наверно, это касалось и строительства пирамид».

Пирамиды вошли в моду, и нувориши спешили приобщиться к этим символам верховной власти. Подземные гробницы были богато украшены изображениями своих гордых владельцев. Возвышалась над гробницей, как королевская корона, пирамида.

Prof. Kent Weeks: «Не очень крупное сооружение (в рост человека) по любым представлениям. И не из огромных глыб известняка, а из глиняных кирпичей. Но, всё равно, оно имеет форму пирамиды. Тексты иероглифов сообщают, кто похоронен, насколько он был важен, и чем заслужил памятник, который несколько веков назад имели только фараоны».

В пятьсот тысяч раз меньше были пирамиды простых египтян. Сооружения таких размеров, как на плато Гиза, больше не возводили никогда. По крайней мере, в Египте. [T.12.XLVIII.1]

 

…ключевой чертой гробницы фараона была настенная живопись – сцены из легенд о загробной жизни, – изображающие путь умершего фараона в мир иной. Это было неотъемлемой частью (этой) гробницы.

Prof. Betsy M. Bryan, Johns Hopkins University: «Эта маленькая гробница стала непростой задачей для тех, кому пришлось её расписывать».

Гробницу фараона отличало то, что все фигуры были почти натуральной величины.

Prof. Betsy M. Bryan: «Они гораздо большего масштаба, чем ожидаешь увидеть в такой маленькой гробнице: это говорит о том, что времени для работы было очень мало».

Более крупные гробницы фараонов, состоящие из нескольких расписных камер, украшались в течение нескольких месяцев. Имея так мало времени и пространства, художники ловко изобразили версию путешествия Тутанхамона из этой жизни в следующую в сжатом виде.

Prof. Betsy M. Bryan: «Поражает то, что сначала (вот на этой стене) он в виде мумии начинает путь ещё в этом мире. И, вдруг, он пошёл, а к концу этой шестиметровой стены он в Загробном мире уже стал божеством. Я действительно вынуждена признать, что работа весьма посредственного качества: довольно неряшливо сделано». [T.21.LXVI]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

ДАЛЕЕ