ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Testamentum

СБОРНИК 10_1

 
     
 

sānctor, ōris m [sancio] установитель: s. legum T законодатель. [B.32]

 

vōtum, ī n [voveo]… 3) обет, торжественное обещание (ex voto templum facere О): vota deum (= deorum) V обеты богам; vota facere (ср. 5), suscipere, concipere, nuncupare С давать обеты; vota solvere С (dissolvere С, reddere О, exsěqui V) или votis fungi Just исполнять обеты; voto teneri (obstrictum esse) С быть связанным обетом; voti damnatus L (reus V) обязанный выполнить обет; 4) молитва, соединённая с обетом (vota audita VF); 5) желание, воля, стремление…

 

λάρναξ, ᾰκος ἡ, редко ὁ 1) ящик, сундук Hom., Her.; 2) погребальная урна (λ. χρυσείη Hom.); 3) гроб (λ. κυπαρισσίνη Thuc.); 4) ковчег (τοῦ Δευκαλίωνος Luc., Plut.) . [B.169]

 

κύρβις, εως, ион. ιος ἡ и ὁ (преимущ. pl. κύρβεις - ион. κύρβιες) 1) скрижаль (вращающийся столб в форме трёхгранной пирамиды с начертанными на нём законами) Arst., Plut.: θύειν τὰς θυσίας τὰς ἐκ τῶν κύρβεων Lys. совершать жертвоприношения согласно скрижалям; 2) ирон. ходячий свод законов, законник, крючкотвор Arph.; 3) столп: κύρβιες Ἀλκείδαο Anth. столпы Алкида, т.е. Геракловы; 4) таблица: κύρβεις γηραλέαι Anth. древние таблицы (с текстом Гомеровских поэм). [B.169]

 

λίθος, ου (ῐ) ὁ и ἡ 1) камень; 2) каменная глыба (служившая общественной трибуной), трибуна; 3) (тж. λευκὸς λ. Her., λ. Πάριος Pind., Her., Arst. и Παρία Theocr., Luc., κογχυλιάτης Xen.) мрамор Her. etc.; 4) λ. Arst. или Μαγνῆτις λ. Eur. (тж. Λυδία Soph., Ἡρακλεία Plat.) магнит; 5) пробный камень; 6) горный хрусталь: ἡ λ. ἡ διαφανής, ἀφ’ ἧς τὸ πῦρ ἅπτουσι Arph. прозрачный хрусталь, которым зажигают огонь, т.е. зажигательное стекло; 7) игральный камешек Theocr.; 8) мед. мочевой камень Arst.; 9) (тж. λ. τίμιος NT) драгоценный камень; 10) надгробный камень Anth.; 11) pl. каменистая местность Xen.; 12) каменная скрижаль (ἐν λίθοις ἐντετυπωμένον NT). [B.169]

 

πλάξ, πλᾰκός ἡ 1) плоскость, равнина (ἠπείρου π. Aesch.): πλάκες ὀρέων Eur. нагорья; πόντου π. Pind. поверхность моря; αἰθερία π. Eur. воздушные пространства; νεκρῶν π. Soph. и πλάκες Aesch. равнина мертвецов, т.е. подземное царство; 2) плита (λίθων πλάκες Luc.; ὑπὸ πλακὶ τετάφθαι Anth.); 3) верхняя площадка: πυργώδης π. Soph. вершина башни; π. Σουνίου Soph. вершина Сунийского мыса; 4) анат. (гладкая) пластинка, щиток Arst.; 5) лепёшка (κοπτῆς πλάκες Anth.); 6) скрижаль (ἐγεγραμμένον ἐν πλαξὶ λιθίναις NT): αἱ πλάκες τῆς διαθήκης NT скрижали завета. [B.169]

 

τράπεζα (ρᾰ) ἡ 1) стол; 2) перен. стол, питание; 3) кушанье, блюдо; 4) (тж. τ. τοῦ κολλυβιστοῦ NT) меняльный стол, меняльная лавка; 5) таблица, скрижаль (τ. χαλκῆ Dem.); 6) могильная плита Plut.; 7) алтарь (τ. θυηδόχος Anth.). [B.169]

 

 
     
 

Более двух тысяч лет Египет был государством со множеством богов. Замена всего пантеона одним величайшим божеством была кощунством.

Prof. Jan Assmann, University of Heidelberg, Germany: «Эхнатон был не просто основателем религии, он был первым основателем религии, известным истории».

Внешний облик нового бога тоже должен был быть весьма необычным.

Dr. Christian E. Loeben, Humboldt University, Berlin: «Таков традиционный способ изображения египетского бога Солнца. Всегда с человеческим телом, головой Сокола, Солнечным диском, и всегда в профиль. Проблема в том, что традиционно только один человек мог стоять лицом к богу – египетский фараон. В эпоху Эль-Амарны мы видим особый случай, когда царь и царица были равны перед богом Солнца. Революционная идея Эхнатона состояла в том, чтобы изображать бога без тела и повернуть Солнечный диск лицом, с тем, чтобы царь и царица в равной степени были освещены знамениями бога Солнца».

До сих пор идея монотеизма живёт. Мечта Эхнатона о Едином Истинном Боге завоевала мир. [T.12.XXXVI]

 

 
     
 

…начинать надо в Египте, откуда начался Исход Народа Израилева. В Древнем Египте ковчеги были обычными обрядовыми предметами.

Prof. James K. Hoffmeier, Trinity International University: «…они похожи на усыпальницы Древнего Египта, которые очень напоминают Ковчег Завета. Они представляют собой деревянные ящики, покрытые золотом, на крышке которых было изображение или статуэтка египетского божества». [T.13.LVII.3]

 

Dr. Robert R. Cargill, Archaeologist, UCLA: «История Исхода – это фундамент иудаизма и христианства. Это фактически история народа-изгоя, восставшего против угнетения, освободившегося от него, и провозгласившего себя народом Божьим».

Чудеса Исхода – это потрясающая история, это история, которую будут рассказывать до тех пор, пока люди ценят свободу, и до тех пор, пока человечество ищет мудрости в Библии. [T.12.XXI]

 

Аркадий КОВЕЛЬМАН, доктор исторических наук, заведующий кафедрой иудаики Института стран Азии и Африки МГУ: «У каждого народа есть миф о его рождении – у славян, у германцев, у римлян – и все эти мифы более-менее героические. Мифы евреев абсолютно особенные: это единственный народ, который публично признаётся в своём происхождении от рабов. В том, что крепкой рукой Господней он был выведен из Египетского рабства, и, так собственно, было положено начало этому народу.

Как в действительности возник еврейский народ? – Учёные спорят: Как? Когда? Где? – Есть масса теорий на этот счёт, но сам по себе миф гораздо важнее, чем реальные события, происходившие на Ближнем Востоке много лет тому назад, потому что он создал сознание еврейского народа и создал его судьбу, которая разворачивалась и разворачивается по сей день».

Мойше-Борух БЕЙНИШ, заместитель директора Московской еврейской школы «Месивта»: «Название праздника «Пейсах» или, есть ещё произношение, просто «Пэсах».

Что произошло в праздник Пейсах? Как это по-русски называется? Что сделали евреи? – Вышли. А ещё на старорусском языке это называется «Исход» – все евреи вышли из Египта.

Ангел брал и перепрыгивал дома, которые были намазаны кровью жертвенного приношения. И от сюда происходит слово «Псах» – это значит «перепрыгивать». Перепрыгивал, перешагивал, и от сюда происходит название еврейского праздника Пейсах». [T.2.LXXIX]

 

 
     
 

Nicolas Clapp, Author, «Sheba»: «Если посмотреть на археологию обеих культур, действительно становится понятно, что это должно быть Шиба и Соломон. Площадь Иерусалима тогда была четыре с половиной гектара, а население возможно восемьсот человек. А Мариб царицы Савской это были сто одиннадцать окружённых стеной гектаров с населением предположительно двадцать тысяч человек. Что же обусловило такую обособленность Соломона и его людей? Однако там было невероятное сочетание языка, идей и легенд, которое дало нам Библию. Города рушатся, предмет роскоши растоплены, забыты, ограблены, но наследие Соломона это именно то, что выжило, в конечном счёте».

Записи в Библии гласят, что когда царица Савская вступила в Иерусалим, она была поражена храмом Соломона. Его назначением было сохранение «Ковчега соглашения» самой святой реликвии в еврейском вероисповедании. [T.13.X]

 

…затем Давид сделал следующий шаг, и стал готовить планы и материалы для строительства Храма – постоянного святилища, где хранился бы Ковчег Завета.

586-й год до нашей эры. Впервые в истории Иерусалим и его Храм полностью разрушены. Остаётся вопрос, который и поныне занимает учёных, священников и даже кладоискателей: «Что стало с Ковчегом Завета после разрушения Храма?»

Dr. Claire Pfann, University of the Holy Land: «Существует немало предположений о местонахождении Ковчега Завета. Некоторые считают, что пророк Иеремия увёз его с собой в Египет. Другие думают, что он хранится в святилище в Эфиопии».

Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem, Author «Illustrated Atlas of Jerusalem»: «Но есть ещё одна история, которая гласит, что однажды священник, служивший в Храме, шёл по Храмовой горе и наткнулся на каменную плиту, отличавшуюся от прочих. Он сразу понял, что под ней спрятан Ковчег Завета. Ему не хватало сил одному поднять плиту, поэтому он пошёл позвать двух своих друзей на помощь. Но в ту минуту, когда они направились к месту, он упал замертво. И тогда люди поняли, что Ковчег Завета искать нельзя. Поэтому мы этого и не делаем».

Dr. Claire Pfann: «Наименее романтический ответ скорее всего и есть наиболее вероятный. Навуходоносор и его подданные видимо забрали Ковчег Завета вместе с другими золотыми и серебряными сосудами как добычу, привезли в Вавилон, и там переплавили. Как бы то ни было, мы, скорее всего, больше не увидим Ковчег Завета». [T.10.CXXXVI]

 

 
     
 

…фундамент был заложен, и Веспасиан приступил к строительству стадиона (Колизея). Чтобы воплотить в жизнь столь грандиозный проект ему требовалось огромное количество рабочей силы и средств. Однако расточительный Нерон разорил империю, а Веспасиан потратил свои сбережения, чтобы взойти на трон. Где же взять столько денег? Для этого было необходимо поработить людей и уничтожить храм. Веспасиан на перепутье: на строительство Колизея ему отчаянно нужны деньги. Но если увеличить налоги римляне поднимут против него бунт. К счастью его сын Тит осаждает Иерусалим, который славится богатствами своих храмов. В сентябре 70-го года нашей эры Тит берёт город приступом. После отчаянного сопротивления Иерусалим сдаётся. Большую часть города сжигают дотла, а легендарные сокровища храма привезут в Рим.

Prof. Ray Laurence, University of Birmingham: «Количество денег, хранившихся в закромах Иерусалима было огромным. В манускриптах описано, как в Рим шла целая вереница телег, гружёных трофеями. Все налоги, уплаченные иудеями Храму за многие годы, были теперь в руках Веспасиана». Солдаты привели в Рим десятки тысяч пленных евреев. [T.10.XCVII.1]

 

…осадил Рим. 24 августа 410-го года наступил перелом. То, что в течение восьмисот лет после нападения галлов не удавалось ни одному врагу, сделал Аларих, он вступил в «Вечный город». «Рим взят», это ужасное сообщение обращало людей в панику.

Три дня и три ночи вестготы грабили город. То, что при этом они пощадили христианские церкви, их современники зачли в их пользу. Им в руки попали храмовые сокровища из Иерусалима. Император Тит забрал эти трофеи во время Иудейской войны. Спустя столетия они еще принадлежали вестготской короне. Аларих был на вершине власти.

Позднее франки вытеснили вестготов из Галлии. В 507-м году произошла битва при Пуатье, вестготы были побеждены. Это означало конец Тулузского королевства. Франки завоевали земли до Пиренеев. При этом была захвачена часть королевских сокровищ вестготов.

С именем Аллаха арабские конные армии захватили Испанию. Под предводительством Тарика в 711-м году они победили последнего вестготского короля при Херес де-ла Фронтера. Для Толедского королевства пробил последний час. Жители метрополии спасались бегством. Архиепископ бежал в Рим. Даже некогда захваченный в Риме трон Соломона из сокровищ Иерусалимского Храма попал в руки арабов. [T.10.XCIII]

 

 
     
 

…а что же такое Ковчег? Как понимать этот термин? Если это конечно термин, а не понятие. А может быть это слово невозможно трактовать однозначно? Особенно если учесть, что в различных языках и традициях это понятие и этот принцип имеет множество смыслов. Например, в Коране, священной книге мусульман, слово «ковчег», по-арабски «табут», полисемично, многозначно. Оно, в зависимости от контекста, может быть переведено и как «сундук», и как «сердце», и как «коробка», и как «корабль», и как «душа», и как «сосуд, наполненный знанием». На иврите термин, соответствующий русскому слову «Ноев Ковчег», «фибах», может трактоваться как образ высшего центра, обеспечивающего сохранность традиций и изначальных знаний в переходную эпоху: в момент, когда вселенская катастрофа разрушает прежний миропорядок во имя установления нового, когда завершается один цикл и начинается другой. Если допустить, что предания о ковчеге содержат в себе многочисленные и разнообразные смыслы, становится более прозрачной и полифоничной истинная сакральная символика некоторых христианских святынь. [T.9.III.8]

 

Самым мощным объектом культа в Древнем мире был Ковчег Завета.

Prof. Shalom Paul, Hebrew University of Jerusalem: «Мы называем его «Mysterium et tremendum» – это невероятно загадочная, божественная сила, сосредоточенная в небольшом устройстве». [T.17.VIII]

***

tremendus, a, um 1. gerundiv. к tremo; 2. adj. внушающий трепет, страшный, ужасный (oculi O; cuspis Н): t. rex V = Pluto || ужасающий, поразительный (velocitas PM). [B.32]

 

 
     
 

…самым удивительным является сосуд – кувшин. Их использовали в первом веке для хранения ценностей, например, Кумранских свитков. В Средние века уже использовали сундуки и ящики. [T.17.III.4]

 

В древности в иудаизме прямой доступ к Ковчегу был привилегией первосвященников. В наши дни в эфиопской и христианской традициях сохраняются те же ограничения.

Oliver «Olly» Steeds, explorer and journalist: «Что необычно, сам архиепископ верит, что Ковчег – подлинный Ковчег Завета – прибывает в эфиопском Аксуме. По сути вся Эфиопская Православная Церковь основывается на существовании Ковчега Завета. И, кстати, в каждой церкви есть копия Ковчега.

…во многом Ковчег Завета это и есть сама вера».

…они были следующих размеров: сорок восемь на сорок восемь сантиметров. Каждая из них весила около двадцати семи килограммов.

Ковчега нет на Тана Киркос (TANA KIRKOS), но есть все предметы, что путешествовали вместе с ним. Монахи говорят, что отсюда Ковчег отправился в город Аксум, где и находится по сей день. Как утверждают эфиопские христиане, подлинный Ковчег Завет хранится в маленькой часовне Собора святой Марии Сионской. Его охраняет человек-страж, чья единственная цель в жизни – защитить Ковчег. Всю свою жизнь Страж проводит на церковном пределе, и никогда не выходит за ворота часовни. Страж играет важнейшую роль в Эфиопской Православной Церкви. Его положение священно, он редко беседует с людьми не его веры. [T.12.LIX.1]

 

 
     
 

Под золотым куполом Мечети находится Камень, почитаемый и мусульманами, и иудеями, и христианами. Это традиция восходит к началу библейского периода – основы всех трёх родственных религий.

Под Куполом Скалы находится пещера, редко попадающая на снимки. С ней связанные многовековые легенды, – это загадочный Колодец Душ.

Многие века «Колодец Душ» считали местом, где спрятан Ковчег Завета. Многие и сейчас верят, что он находится здесь. [T.17.IV.1]

 

Prof. Tudor Parfitt, S.O.A.S., University of London: «Я слышал, что история появления Ковчега Завета в Эфиопии, известна из книги «О славе царей», написанной 700 лет назад. Но мне было интересно, были ли более ранние упоминания об этом. Этот миф появился в XIV-м веке. Есть ли какой-то шанс, по вашему мнению, что Ковчег предшествовал этому?»

Prof. Haggai Erlich, Tel Aviv University: «Если бы Ковчег был там со времён Соломона, наверняка мы бы услышали об этом раньше, чем появилась книга «О славе царей», датированная XIV-м веком». [T.11.III]

 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…на момент разрушения Иерусалимского храма в 586-м году до н. э., скорее всего он был практически пуст. Потому что всё, что можно было забрать, в 597-м году до н. э. оттуда было забрано.

Храм, который разрушили вавилоняне – это не тот храм, который построил Соломон, потому что он несколько раз перестраивался.

До Соломона есть более сотни упоминаний Ковчега, после – почти нет. Но с этого момента (момента разрушения Храма) начинает активно развиваться мифология сокрытия и поиска Ковчега. Это связано с тем, что когда восстановили Второй Храм, Ковчега там не было: нужно было объяснить, куда он делся. Во-вторых, как-то нужно было пережить травму». [P.125.63]

*

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…что на самом деле лежало в Ковчеге? С одной стороны – это Скрижали, именно, и об этом чётко говорится во Втором Паралипоменоне и параллельно место – Третья Книга царств. Это уже эпоха Первого храма (Третья Книга царств) и Второй Паралипоменон – это, вообще, поздний текст – после Плена, когда воспоминания о Храме. Но и там, и там говорится: «не было в Ковчеге ничего, кроме двух Скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами израилевыми по исходе из Египта».

Зачем это писать? Это уже и так ясно из текста. На самом деле есть достаточно богатая традиция, что были другие предметы. Трактат «Бава Батра» Вавилонский талмуд, Вавли, говорит так: какую длину занимали Скрижали в Ковчеге? «Двенадцать ладоней. Три оставалось свободными. Убери одну ладонь, по половине с каждой стороны, останутся две». Это внутри ящика имеется ввиду, как располагались эти Скрижали. Останется две ладони, и это то место, которое занимал Свиток Закона. И дальше мудрецы говорят: «Не было в Ковчеге ничего, кроме двух Скрижалей». По мнению раби Меира это учит нас тому, что в нём лежали разбитые Скрижали. Там они долго обсуждают о том, как двойное отрицание «не было ничего» – это двойное отрицание – то есть, там есть что-то ещё на самом деле: такая талмудическая логика особая. Они приходят к выводу (раби Меир и его ученики), они говорят о том, что в нём лежали разбитые Скрижали. Естественно – то, чего коснулось божество, исчезнуть не может – оно сакрально. «Перстом Господь написал, Моисей разбил» – ну, куда теперь деть? – Кладём в Ковчег.

Дальше, новозаветная традиция, она древнее, чем талмудическая. Это, опять же касается дискуссии о том, что лежало, собственно. Было предание другое, которое новозаветная традиция берёт: «За Второю же завесою была Скиния, называемая Святою Святых. Имевшая золотую кадильницу, и обложенный со всех сторон золотом Ковчег завета, где были золотой сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший, Скрижали завета, а над ним херувимы Славы, осеняющие чистилище…»

По этому преданию внутри Ковчега лежит, во-первых, жезл Аарона – это важно, потому что это легитимация священства: когда выбирали, какой род будет священниками, кто будет служить священниками, раздавали жезлы, и расцвёл жезл Аарона. Это, как бы, божественное чудо, которое подтверждает избранничество одного рода. Сосуд с манной – это знак божественной любви: это знак того, что Бог кормит людей даже в той ситуации, когда, казалось бы, вообще всё безнадёжно. То есть, это то, что даёт людям надежду.

Дальше итог этой традиции мы видим в Тосефте на трактат «Йома»: сосуд с манной, чаша с миром для помазания, жезл Аарона с его миндалями и цветом, и ящик, посланный филистимлянами в качестве дара Господу-Богу Израиля. Все эти вещи находились в доме Святого Святых, а когда был схоронен Ковчег, они были схоронены вместе с ним. Мы видим, что появляется ещё и ящик, в котором филистимляне отправляли Ковчег, когда он был у них: им нужно было от него избавиться. Они сделали ящик – ящик, которого касалось «священное», он тоже не может исчезнуть просто так. То есть, он, опять же, попадает туда в Святое Святых.

Вот эта традиция о том, что были ещё предметы в Святом Святых, она оказывается достаточно устойчивой и повторяется снова и снова.

…самаритяне помещают в Святое Святых не только жезл Аарона, но и жезл Моисея. Потому что Моисей для них – это единственный пророк. То есть, у них, с точки зрения самаритянской истории, у них разрыв происходит достаточно рано, и все пророки, которые были после, они заблуждались: единственный истинный пророк – это Моисей. И поэтому жезл Моисея должен быть там. По самаритянским представлениям эти предметы тоже были сокрыты, и пророк истинный, который явится в Последние времена, он принесёт, в том числе, жезл Моисея – то есть, это преемство власти, ему очень важно обладать этим жезлом.

И, таким образом, оказывается, что в Святом Святых было гораздо больше предметов, чем нам кажется в идеале». [P.125.62]

 

 
     
 

В центре Египта, в районе, ныне именуемом Амарна, археологи раскопали останки ещё одного затерянного города. Он датируется XIV-м веком до нашей эры. Здесь находился центр революционного культа, потрясшего Египет до глубины основ. Его правителем был фараон со странной внешностью по имени Эхнатон.

В те времена религией Древнего Египта был политеизм – культ множества богов. Но по какому-то озарению, иными называемым безумием, Эхнатон выступил против политеизма, осквернив надписи и изображения старых египетских богов. Вместо них царь-еретик утвердил культ поклонения Солнцу, как единственному истинному богу.

Это стало первым зафиксированным выражением монотеизма. В знак уважения Эхнатон выстроил новую столицу с особыми храмами, посвящёнными культу бога Солнца.

Есть и другие параллели между идеями Эхнатона и Библии. В одной из гробниц, окружающих город, сохранился гимн богу-Солнцу, сочиненный лично Эхнатоном. Строки гимна поразительно похожи на стихи из 104-го псалма Библии.

«О живой солнечный диск, ты прекрасный, великий, сияющий», «Господи Боже мой, ты дивно велик»; «Когда твое движение замирает – Земля во мраке. Львы выходят из логова» «Ты простираешь тьму, и бывает ночь. Львы рыкают о добыче».

Невозможно сказать, знал ли Моисей об Эхнатоне и его идеях. Революция оказалась недолгой. После его смерти Египет вернулся к поклонению многим богам. Город, построенный в пустыне, оказался заброшенным, имя Эхнатона было осквернено и забыто. Но прорыв от политеизма к монотеизму был сделан, и мог легко повториться ещё раз.

Prof. James K. Hoffmeier, Egyptologist, Wheaton College, Illinois: «Если в XIV-м веке Эхнатон мог проявлять такие менталистические тенденции, то нет серьёзных оснований отрицать, что в тот же обозримый период у Моисея и израильтян не могло появиться аналогичного представления о Боге».

…но, безусловно, что Моисей выполнил свою выдающуюся миссию. Это достижение предполагает первое реальное представление о том, кем был Моисей, – выдающимся вождём народа. Пожалуй, то, что Моисей вырос при дворе фараона, могло сослужить ему хорошую службу.

Prof. James K. Hoffmeier: «При дворце существовало особое заведение, так сказать, царский лицей. Там учили читать и писать. Это можно сравнить с образованием в Оксфорде или Кембридже. Вполне вероятно, что Моисей тоже прошёл эту школу. Безусловно, в этом есть смысл. Если он был учеником в царской школе, значит, он умел читать и писать. Он мог стать идеальным кандидатом для записи законов, дневников путешествий».

Это могло бы объяснить, почему археологические находки так совпадают с библейскими текстами. Библия остаётся основой веры для двух третей населения Земного шара, современность так же заново раскрывает её как инструмент для понимания истории. [T.12.XVIII]

 

Dr. Jacques Arnould, CNES: «По мере распространения христианства, и это же относилось и к исламу, стал вопрос о пантеоне богов и связанных с ним ритуалов. В том числе с божествами Солнца и Луны. Каждый раз миссионер, берясь за работу, в более или менее грубой форме говорил человеку: «Забудь своих старых богов. На развалинах прошлого (иногда в буквальном смысле слова) мы построим новые церкви, мечети, синагоги – прямо на фундаменте храмов, где вы раньше поклонялись Солнцу и Луне. Это особенно заметно в иудаизме: в первой главе Книги Бытия, которая открывает Библию, перестали упоминаться Луна и Солнце, хотя раньше у них были имена. Но это были скорее имена божеств, поэтому Луну и Солнце стали называть «светилами». [T.10.DLXXV.1]

 

 
     
 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…вообще, с Передней Азией очень сложно. У нас есть Ветхий Завет. Чем он хорош? – Древние евреи записывали что ни попадя. Они записывали всё: включили в сакральные тексты самые разные истории, которые к сакральным текстам отношения не имеют. История Самсона и Далилы – нормальный сюжет сказки. Или история Иосифа – вся раскладывается на «номера» – идеальный набор сказок. Но поскольку это всё попало в сакральную книгу, (то) это уже не сказки: это миф. Отличие сказки от мифа…» [P.125.627]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ