ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae
СЕЧЕНИЕ 7 - 15 (ПОБЕДА ЛОГИКА) (2)

 
     
 

iniquissima haec bellorum с. Т такова страшная несправедливость войн

 
 
     
 

В 1218-м году нашей эры монгольский правитель Чингисхан вихрем пронёсся по Персии, грабя и убивая. Но как это часто происходит, завоеватель оказался взятым в плен богатством и красотой культуры завоёванных народов. Когда потомки Чингисхана основали могущественную империю Моголов в Индии, они принесли туда персидское представление о рае, которое нашло своё высшее воплощение в потрясающем памятнике монгольской архитектуры, воздвигнутом Шахом Джаханом. [T.12.XIX]

 

Игорь ДАНИЛЕВСКИЙ, доктор исторических наук: «…даже войны, понимаете, ведь, война – это для Средневековья, для Древней Руси – это одна из важнейших форм культурных контактов. Это не только вооружение, это и предания, это и браки, которые заключались постоянно. Скажем, южнорусские князья в двенадцатом веке, ну, я затруднюсь, наверное, назвать князя, у которого либо мать, либо бабка, либо жена, либо невестка не были половчанками. Андрей Боголюбский был наполовину половцем, и это было нормально. А отец его – Юрий Долгорукий – он, скажем, наполовину был англосаксом… О Владимире Мономахе и говорить нечего – у него мать греческая принцесса – он наполовину грек, а отец Владимира Мономаха был наполовину шведом». [T.10.XIX.3]

 

 
     
 

Spiritus dominat formam Fatum

 

John McCarthy, Written and Presented: «Соответствующая роль религии в общественной жизни Америки не только скрупулезное выискивание конституционных недостатков, но это предмет сегодняшних разногласий. В федеральных судах рассматриваются дела по вопросу «Можно ли в суде ссылаться на Десять заповедей».

Но наверное самым известным и имевшим важные последствия делом было дело воинствующей атеистки Маделин Мюррей О’Хейр. В начале 60-х она боролась за права своего сына Уильяма получить образование без упоминания о Боге. Но с тех пор не прекращается компания за изменение этого правила. По иронии судьбы главой этой компании является Уильям Мюрей, один из двух сыновей Маделин Мюрей О’Хейр. Речь шла о его праве не исповедовать религию. Именно за это право боролась его мать. Но в последующие годы Уильям вновь вернулся к христианству и стал бороться за наиболее активную роль религии в американском правительстве.

Уильям Мюррей – политический лоббист христианского дела, или, как он это называет, социальный консерватизм. И он человек, который гордился своими связями в Вашингтоне.

William J. Murray (Religious Freedom Coalition): «Это фотография: это я и моя жена вместе с президентом (Бушем младшим), на этой встрече он просил мою жену и меня, не могли бы мы молиться за него каждый день, и по его просьбе мы это делаем». [T.13.XXV]

 

Все, понятное дело, с пивом в руках. Вторая группа была более политизирована и состояла в основном из студентов старших курсов. Парни – одетые в джинсы и пиджаки, девушки – опрятного вида, некоторые из них носили майки с портретом Че Гевары, некоторые с портретом Лимонова, кое у кого на одежде были прикреплены значки молодёжного движения «Яблоко». Знаете, из тех, которые никак не определятся, что им делать по жизни – кушать яблоки вместе с Явлинским, кидать помидоры в окна ФСБ с Лимоновым или просто пиво пить. Поскольку в их возрасте внешняя атрибутика бьёт по мозгам сильнее внутреннего содержания, все они являли собой этакий симбиоз леволиберального толка. Эта компания сгрудилась вокруг длинноволосого урода, тренькавшего на гитаре что-то из репертуара «Гражданской Обороны».

Сергей МИНАЕВ [B.99.3]

 

 
     
 

Spiritus dominat formam Fatum

 

…находится на пересечении двух дисциплин астрономии и науки о доисторической эпохе, которые плохо сочетаются друг с другом. Гипотеза была слишком смелая, к ней были серьёзные претензии у учёных, представлявших эти дисциплины. И скептицизм победил. [T.13.XXXIX]

 

…не так давно в храме Сети Первого в Абидосе от архитрава отвалился каменный фрагмент. Под ним обнаружились странные рисунки, напоминающие вертолёт и другие современные средства передвижения (30 kB). Похоже, что рисунки были закрыты в далёком прошлом, во время политических изменений в Египте.

В наши дни египетские гиды получают чёткие инструкции, что указывать на эти рисунки туристам не следует. Традиционная египтология объясняет их наложением одних иероглифов на другие при переделке надписей… [T.10.CCLXXX.1]

*

Hypostile Room. Temple of Abydos. Egypt (Комната гипостиля. Абидосский храм. Египет)

Как объяснить эти глифы? Мистики могут увидеть здесь Знамение времени, но на самом деле это лишь удивительное совпадение: два имени фараонов – Сети и его сына Рамзеса Второго. Имя последнего выгравировано поверх имени его отца спустя десятилетия. С течением времени гипс отпал, открыв миру эти потрясающие глифы. Пока египтологи молчат, многие используют эти картинки, чтобы шокировать публику. [T.22.XXXV]

 

 
     
 

Dr. Jonathan Tubb, Curator for Syria and Palestine, British Museum: «Во времена Иезекая наиболее грозными завоевателями были ассирийцы. В самом центре Британского музея в Лондоне есть яркая скульптура, изображающая нападение ассирийцев на один из городов Иезекая – Лакиш. Этот эпизод упоминается и в Библии, и у ассирийцев. Мы можем это перепроверить. Судя по скульптуре, эта победа над ассирийцами была совсем не лёгкой. У них было стенобитное орудие с огромным заострённым наконечником спереди. Эти квадратные блоки, возможно, являются кусками из кладки стен башен. Всё это сыпалось на головы ассирийцев дабы не допустить, чтобы их атаки увенчались успехом. Библия повествует, что ассирийцы также подошли к столице Иерусалиму. Но в Библии также говорится, что по какой-то причине ночью они были разбиты и затем отошли. И поэтому, в те времена, это считалось великой победой Иудейского царства Иезекая. Но в ассирийских письменах нет никаких упоминаний об Иерусалиме. Из ассирийских источников мы узнаём, что Иезекая должен был выплачивать изрядную дань в виде драгоценных сосудов, золота и серебра, откупаться или, иными словами, продлевать своё время».

Dr. Robert Beckford, Oxford Brookes University: «На самом деле они были помилованы, только откупившись от ассирийцев. И это не было указано в Библии

Dr. Jonathan Tubb: «Совершенно верно. Существуют различия и спорные вопросы по этому поводу. В одном случае ассирийцы используют это для собственной выгоды, размещают всё это во дворце и нет упоминания об Иерусалиме. Что касается иудеев, было необходимо, чтобы это стало их великой победой, и чтобы Иезекая прославился как великий победитель». [T.13.XXX]

 

Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «Не думаю, что Исход происходил так, как это описано в книге Исхода».

Археологические находки рисуют совершено иную картину. Но отсутствие доказательств не означает, что Исхода не было.

Prof. Israel Finkelstein: «Можно сказать что она (теория) не поддаётся проверке. Возможно, в этой истории что-то есть, какое-то ядро, восходящее к подлинным событиям отдалённого прошлого. Но могу заверить вас, что археология не даёт этому никаких подтверждений».

Почему археология не может найти подтверждений такого важного события. Ответ прост: потому что египтяне не оставили о нём никаких записей. Но почему они не сделали записей о таком важном событии?

Битва при Кадеше. Рамзес стал фараоном менее пяти лет назад, ему было чуть больше двадцати. Он и его династия были молоды, а право на трон непрочно.

Prof. Kenneth A. Kitchen, Egyptologist, University of Liverpool: «Они были выскочками, не связанными с предыдущими династиями. Они не были связаны с ними даже узами брака, не имели к ним никакого отношения, и поэтому должны были показать, чего они стоят».

Лучший способ проявить себя – победить в сражении.

Фараон, выдавший поражение за победу, не стал бы предавать огласке унизительное для него восстание рабов.

Prof. Kenneth A. Kitchen: «Мы никогда не найдём египетское повествование об Исходе, даже если найдём все тексты, высеченные на каменных плитах в Древнем Египте, потому что такого текста просто не было». [T.12.XLVII]

 

Сократ. Вот какой случай Тисий, по-видимому, умно придумал и искусно описал: если слабосильный, но храбрый человек побьёт сильного, но трусливого, отнимет у него плащ или ещё что-нибудь, то, когда их вызовут в суд, ни одному из них нельзя говорить правду: трусу не следует признаваться, что его избил один человек, оказавшийся храбрецом. Тому же надо доказывать, что они встретились один на один, и напирать на такой довод: «Как же я, вот такой, мог напасть на такого?» Сильный не признается в своей трусости, но попытается что-нибудь соврать и тем самым, возможно, даст своему противнику повод его уличить. И в других случаях бывают искусные речи в таком же роде. Разве не так, Федр?

ПЛАТОН [B.102]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Как пишет Александр Дюма в своем замечательном романе, «Цезарь», «Брут ненавидел тиранию, Кассий ненавидел тиранов». Есть некоторая разница. Что бы они ни говорили, Республика была обречена. В своем прежнем виде она не могла охватывать эту, в сущности, мировую империю. Не могли действовать механизмы, никакое народное собрание не могло представить вот эту территорию. И… А жить так, что граждане живут только в Риме, а вокруг полу какие-то… полу полноправные, не вполне полноправные люди – это быть готовыми все время подавлять восстания. Конечно, они подавляли. Цезарь беспощадно подавил восстание в Галлии...» [P.97.6]

 

К 26-му году нашей эры, после двадцати лет существования в качестве провинции, Иудея оставалась полем жестокой битвы. Протесты против высоких налогов отравляли жизнь предшественникам Пилата. В следующем поколении Иудея могла подняться открыто. Пилат прибыл сюда с приказом обеспечить мир Римской империи.

Dr. Anne Wroe: «Иудея была очень важна со стратегической точки зрения. Она была восточной окраиной весьма нестабильной территории, которую мы сегодня называем Средним (Ближним) Востоком. Люди, которых сюда присылал Рим, прежде всего, должны были быть солдатами, и только потом дипломатами. Взгляните на правителей Иудеи, которые правили ею до Пилата. Это очень жестокие люди. Мы обвиняем Пилата в трёх распятиях, но его предшественник – Гракх, – распял, по меньшей мере, двести человек. Большинство префектов были просто чудовищами». [T.13.LII]

 

 
     
 

Dr. Robert Beckford, Oxford Brookes University: «…и я не первый человек у которого появились такие вопросы. По преданию первые пять книг Библии написал Моисей. Так ли это?»

Dr. Jill Anne Middlemas, University of Oxford: «Не совсем, только отчасти. Ведь Моисей писал о собственной смерти. По крайней мере, уже во времена Средневековья некоторые раввины задавались вопросом «Возможно, существуют некоторые части Торы, автором которых Моисей не был?»

Dr. Robert Beckford: «Меня учили воспринимать Библию как единое описание, основанное на реальных событиях. Теперь мы узнаём, что Священные книги противоречат друг другу в отношении самой сущности Бога. Одна книга гласит, что Он общается с нами непосредственно, другие, что Он использует посредников. Это очень необычный Ветхий Завет. Если это правда, но почему на протяжении веков Церковь учила, что Моисей написал первые пять Книг Библии. Нет ли здесь противоречия?»

Dr. Jill Anne Middlemas: «Не обязательно так. Это достоверные истории, написанные в определённые периоды времени людьми, которые глубоко верили в своего Бога. Но сравнивая их, можно сказать, что версия каждого вполне приемлема. На самом деле ни одна из историй не является более достоверной, чем другие. Все вместе они дают более точное понимание того, кто есть Бог, и какова наша с Ним связь».

Dr. Robert Beckford: «Совершенно ясно одно: это была основательная редакторская работа. Существовал не один автор, а четыре автора, помимо Моисея. Более того, учёные знали это на протяжении десятилетий, и остаётся удивляться, как это не просочилось в Церковь. Но для меня самым важным остаётся следующее: кто объединил в Ветхом Завете эти четыре варианта и для чего? Мне не хочется так говорить, поскольку это звучит высокомерно, - это демонстрирует огромную важность науки. Если просто читать текст, можно упустить много вещей. Это сложный источник, и для того, чтобы понять его, необходим тонкий аналитический подход. Но это не просто текст, он также касается и картины Мира, где появляется он сам…»

Rabbi Simcha Hochbaum: «В каждом из нас заложена вера. Иногда вера прячется под наукой, техническим прогрессом или даже творческими поисками. Но очень глубоко в душе каждый еврей знает и каждый еврей верит».

Dr. Robert Beckford: «Это удивительно, сколь многое можно обнаружить в Библии, если рассматривать её с точки зрения истории, археологии и окружающей обстановки». [T.13.XXX]

 

 
     
 

Греки заговорили между собой, конечно, об Андрее. Андрей достал платок, вытер руки, греки снова заговорили, потом засмеялись, и Андрей почувствовал в голосах и смехе недоброжелательство. Один из парней даже сделал движение в его сторону, но незавершённое и в то же время оскорбительное.

Смех послышался и со стороны столиков у края площади, где сидели греки постарше.

Андрей не мог ответить и понимал, что отвечать нельзя. Он пошёл дальше. Он завернул за угол. В первом доме был большой мануфактурный магазин – узкая дверь, по обе стороны которой громоздились колонны, сложенные из рулонов тканей, вела в тёмное прохладное чрево – оттуда выбежал молодой приказчик с аршином в руке и затараторил на смеси греческого и русского языков. Андрей не стал оборачиваться, и в спину ему полетело ругательство атмосфера недоброты окружала освободителей, исчерпавших свою благородную миссию.

Кир БУЛЫЧЕВ [B.54.2.C]

 

В дверь постучали, и вошла Гаврилова, соседка, мать Николая.

– И я больше не могу, Лев Христофорович! – воскликнула она, прикладывая ладонь ко лбу.

– Что случилось? – спросил профессор.

Вместо сына у меня вырос бездельник! – сказала несчастная женщина. – Я в его годы минуту по дому впустую не сидела. Чуть мне кто из родителей подскажет какое дело, сразу бегу справить. Да что там, и просить не надо было: корову из стада привести, подоить, за свинками прибрать, во дворе подмести – все могла, все в охотку.

Гаврилова кривила душой – в деревне она бывала только на каникулах, и работой ее там не терзали. Но в беседах с сыном она настолько вжилась в роль трудолюбивого крестьянского подростка, что сама в это поверила.

– Меня в детстве тоже не баловали, – поддержал Гаврилову Минц. – Мой папа был настройщиком роялей, я носил за ним тяжелый чемодан с инструментами и часами на холоде ждал его у чужих подъездов. Приходя из школы, я садился за старый, полученный папой в подарок рояль и играл гаммы. Без всякого напоминания со стороны родителей.

Профессор также кривил душой, но так же невинно, ибо верил в свои слова. У настройщиков не бывает тяжелых чемоданов, и, если маленький Левушка увязывался с отцом, тот чемоданчика ему не доверял. Что касается занятий музыкой, Минц их ненавидел и часто подпиливал струны, потому что уже тогда был изобретателем.

Кир БУЛЫЧЕВ [B.54.3]

 

 
     
 

Троглодиты, образовавшие ради обработки земли оседлые сообщества, стали уязвимыми. Воинственные кочевники видели их урожай, их скот, их орудия труда, их женщин, и стремились завладеть ими. По своей сути война – это кража.

Prof. John Keegan, Military Historian, Vassar College: «Война начинается, когда охотники обнаруживают, что землевладельцы – лёгкая добыча. Что они сами выбрали эту роль, и что у них много ценных вещей. Оседлые сообщества начинают защищаться, поначалу укрываясь за оборонительными сооружениями и в укрытиях, непреступных для кочевников».

Превращение деревень в города, городов в государства и государств в империи, разжигало аппетиты завоевателей. Вся история империй написана кровью. Когда ранние империи осознали свою уязвимость, они усвоили горькие уроки, преподанные им варварами. А когда человек создал себе религию, он взялся за меч. Несть числа войнам, развязанным во имя Истинного Бога, Аллаха, Христа. Когда же людьми овладели политические идеи, революция разрешила нарушать им любые нормы. Противостояние двух политических символов веры проводило мир к новому Армагеддону. [T.12.XVI.2]

 

Среди вопросов, которые задавали себе историки и археологи, весьма важным был такой: когда люди поняли, что им выгоднее и удобнее жить в городе, под защитой каменных стен, в безопасности от врагов?

В общем и целом на этот вопрос можно ответить так.

Это случилось, когда люди перешли от каменных орудий к металлическим. С одной стороны, новые орудия труда позволили им получить урожай, которого было достаточно не только для того, чтобы прокормить себя и свою семью, но ещё и оставалось вдоволь, чтобы обменять на одежду, посуду, кинжал или корову.

Но как только появилась возможность произвести больше, чем нужно самому себе, то нашлись другие умники, которые подумали: зачем нам трудиться, если можно отнять у соседа? Такие умники называются военными. Во все времена и у всех народов военные или отнимали добро у тружеников, или не давали чужим военным это сделать.

Военных постепенно развелось немало. Выгодно вот и развелись.

Как защититься от этих бандитов в отдельно стоящем доме или в деревушке, состоящей из нескольких домов? Невозможно.

Поэтому люди сговорились защищать своё добро вместе. И начали возводить вокруг своих жилищ стену причём постепенно внутри этих стен селилось всё больше ремесленников, торговцев, жрецов, то есть народа, не связанного с полевыми работами.

И конечно же в городе стал жить и вождь племени или нескольких племен. Он строил себе башню и обещал защищать город, если ему за это как следует заплатят.

Вот и ещё один бездельник на шее у племени.

А куда денешься? Лучше отдать часть, чем расстаться со всем добром, а может, и самой жизнью.

Так образовались первые города.

Игорь МОЖЕЙКО (Кир Булычёв), доктор исторических наук [B.54.6]

 

 
     
 

…Китай погрузился в гражданскую войну. Из хаоса поднялась новая династия – Хань. Но страна лежала в руинах.

Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Гражданская война, которая сопровождала падение династий Цинь и появление династии Хань уже разрушила страну. И не сотни тысяч, миллионы людей были убиты. Из оборота были изъяты огромные земельные площади. Они снова превратились в леса и болота».

Именно крестьянское восстание едва не разрушило Китай. И именно для крестьян было необходимо восстановить страну. Вступив на трон Цзин-ди стремился не вызвать их антагонизма.

Prof. Hugh Baker, School of Oriental and African Studies, London: «Если император не предпринимает действий против людей, им нет необходимости сопротивляться. Ибо император, который устанавливает своё право – порождает преступников. Нет императорского права – нет преступников».

Первый император расплачивался за свои грандиозные строительные проекты, облагая налогами людей, всё их имущество. А Цзин-ди урезал налоги и упразднил многие законы, которые превращали людей в мелких преступников, а значит в кандидатов на рабство на Стене или Гробнице.

Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Время Цзин-ди всегда воспринимается как Золотой Век. Это действительно хорошее время, лучшее время в истории Китая. До этого даже за небольшое преступление ты получал наказание, например, тебя били бамбуковыми или какими-нибудь деревянными палками. Даже за небольшой проступок ты получал двести ударов. А это могло означать смерть».

…Новый раскоп рядом с гробницей Первого императора. Только что сделаны поразительные новые открытия. [T.4.XIX]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

ДАЛЕЕ