ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae (Колесо счастья)

 
     
 

faustitās, ātis f [faustus] счастье, благополучие, благоденствие: F. H божество плодородия и сельской благодати. [B.32]

 

fēlīcitās, ātis f [felix I] 1) плодородие (terrae PJ); 2) счастье, благополучие, благоденствие, благосостояние (rei publicae Su; temporum T); успех, удача, благополучный исход (rerum gestarum Cs). [B.32]

 

felicitatis et moderationis dividuum c. est погов. VM счастье и умеренность плохо уживаются друг с другом

 

pantagathus, ī m (греч.) 1) птица, предвещающая счастье Lampr; 2) бот. Ap = pulejum. [B.32]

 

calamitās, ātis f 1) бедствие, несчастье, тж. ущерб, урон: calamitatem tolerare С (perferre Cs; accipere С) испытать несчастье, потерпеть ущерб; с. fructuum С неурожай; 2) поражение (Cannensis illa С): alicui calamitatem inferre Cs нанести кому-либо поражение. [B.32]

 

αἰσῐμία ἡ счастье, радость: χαίρειν ἐν αἰσιμίαισι πλούτου Aesch. наслаждаться богатством. [B.169]

 

εὔδαιμον τό счастье, преуспеяние Thuc. [B.169]

εὐδαιμόνημα, ατος τό счастливый случай, счастье, успех, удача (οὐ γὰρ μικρὸν τοῦτο εὐ. Luc.). [B.169]

εὐ-δαιμονία ἡ тж. pl. 1) процветание, счастье HH, Pind., Her. etc.; 2) благосостояние, богатство Her.: χρημάτων πρόσοδος καὶ ἡ ἄλλη εὐ. Thuc. денежные доходы и другие виды богатства; 3) филос. высшее счастье, блаженство (αἱ μακάρων εὐδαιμονίαι Plat.). [B.169]

εὐδαιμονισμός ὁ 1) признавание счастливым, приписывание счастья Arst., Plut., Luc.; 2) счастье Plut. [B.169]

εὕρημα, ατος τό 1) выдумка, изобретение; 2) средство (против чего-либо); 3) способ, выход, спасение; 4) (счастливая) находка; 5) (неожиданное) счастье, удача: εὕ. εὕρηκε Her. ему повезло; 6) найдёныш (εὕ. δέχεσθαι ἔκ τινος Soph.). [B.169]

 

 
     
 

…слово происходит от греческого Евтихия, что значит «счастье». [T.10.CCCXVII.9]

*

Евтихий (греч. Εὐτυχής, Εὐτύχιος, букв. «счастливый», «великодушный», «весёлый»)

*

От древнегреческого имени Εὐτύχιος (Эутюхиос, позднЭвтихиос), Εὐτύχης (Эутюхес,Эвтихис): εὖ, (эу), «добрый, хороший» + τύχη (тюхе, тихе), «случайность, жребий, удача». [P.128]

 

Высота горы сто десять метров, склон образует этакий амфитеатр: лучшего места для проповеди не найти – слышно всем. Сегодня эту гору называют «Горой блаженств». Блаженств, потому что каждая часть Нагорной проповеди начиналась со слова «Блаженны».

Глеб ЯСТРЕБОВ, историк-библеист: «Важно понимать, что слово «блаженный» – это классический русский перевод, по-гречески «макариой» (μακαριος), это слово – «счастливы». Нагорная проповедь начинается именно с этого. То есть, она предлагает свои рецепты – девять рецептов для достижения счастья. И это парадоксальные рецепты».

Это не рецепты того, как добиться счастья в привычном понимании – богатства, здоровья: Иисус говорил, перестаньте думать о себе, обратите взор на тех, кто рядом с вами. Слова из Нагорной проповеди знакомы всем, в том числе и неверующим. [T.1.XXXVI]

**

 
     
 

**

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…итак, настоящее учение, как своего рода наука о государстве имеет достижение сохранения блага государства своей целью. Вот с этого начинается «Никомахова этика» – учение о государстве и о человеке – они неотделимы друг от друга. Человеческое счастье реализуемо только в государстве – вне государства оно не реализуемо.

В чём же смысл человеческой деятельности? У государства нет другого смысла, кроме как помогать людям в достижении их цели. Какова же цель человеческой жизни? – Цель человеческой жизни, и это общее эллинское понятие, – это достижение счастья. Греческое слово «эвдемония / εὐδαιμονία»: «эв» – «благое», «демон» – это «дух». Это достижение «доброго духа», «доброго расположения души». [P.125.115]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Эвдемонический – любимое слово Платона – Добрый гений или ориентация на благо. «Благой демон», который был у Сократа, но шире – это «ориентация на благо». То есть, человек стремится к благу, и он стремится к благу своими чувствами. Человек никогда не стремится к злу для себя…» [P.125.153]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…мир познаваем. В пространстве реального, которое познаваемо, есть место для счастья. У Эпикура есть место для счастья – счастье достижимо, счастье присутствует.

Счастье – это вытеснение страданий и беспокойства. Вытеснение из жизни и из сознания. Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чём, кроме самого себя (он не нуждается в помощи богов, не нуждается ни в государстве, ни в знатности, ни в богатстве). Мы сами творцы своей судьбы. Религия – это то, что осуждается Эпикуром: Эпикур отрицает религию, но признаёт богов.

Предельное счастье – это покой (κατάστημα). Психические наслаждения сильнее физических, потому что полный покой – это величайшее божественное наслаждение. Короткие внешние физические страдания значительно слабее их психических резонансов (ужас пытки или болезни намного сильнее реальной пытки или болезни). Истинное наслаждение – это отсутствие телесного страдания и невозмутимость души [апония (ἀπονία) и атараксия (ἀταραξία)]. [P.125.117]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…тот же Сенека в своём диалоге «О блаженной жизни» пишет: «Все хотят жить счастливо, но люди плохо понимают, в чём же состоит счастье, и как трудно его достигнуть. Главное в том, чтобы не следовать слепо в упряжке за вожаками. Мы стремимся сообразовываться с молвой и признаём самым правильным то, что встречает наибольшее сочувствие и находит наибольшее число последователей. Живём не так, как требует разум, а как живут другие. Именно отсюда берёт начало непрерывно нарастающая гора заблуждений и их жертв.

Живи сообразно природе вещей. Не уклоняйся от природы, а руководствуйся её законами, бери с неё пример. В этом и состоит мудрость. Согласованная с природой жизнь возможна, если человек постоянно обладает здравым умом, если его дух мужественен и энергичен, благороден, вынослив, подготовлен к любым обстоятельствам. Если не впадая в тревожную мнительность он заботится об удовлетворении физических потребностей, если он интересуется материальными аспектами жизни, не соблазняясь ни одной из них. Если, наконец, он умеет пользоваться дарами судьбы, не становясь их рабом.

Такое расположение духа устраняет поводы к раздражению и страху, даёт покой и свободу. Взамен ничтожных мимолётных, мерзких и вредных наслаждений приходит сильное, ничем не омрачимая и устойчивая радость, мир и гармония духа, величие, соединённое с кротостью. Любая форма жестокости происходит от немощи». [P.125.119]

 

 
     
 

Панайотис ПАНДАЗАКОС (Πανταζάκος Παναγιώτης, Επ. Καθηγητής, ΦΠΨ Αθηνών), профессор Афинского университета: «По Аристотелю Человек является Творцом: он создаёт дружбу, различные предметы, основывает города. Всё это он делает с определённой целью, и этой окончательной целью является Блаженство. Если представить себе все предметы и действия, совершаемые нами в виде пирамиды, то Блаженство будет её вершиной – Солнцем, которое освещает каждое наше действие. Но понятие «Блаженство» по Аристотелю не должно смешиваться с понятием «Счастье». Блаженство является более сложным состоянием: пребывая в нём, Человек сожжет двигаться вперёд, может в нём жить, а Счастье есть нечто кратковременное». [T.10.CCXLVI.3]

 

 
     
 

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Парадокс субъективного благополучия: люди счастливы даже тогда, когда не имеют причин для этого, каких то, вот, ощутимых. Даже в самых таких неблагоприятных, экономически неблагоприятных, социально неблагоприятных слоях и группах населения, всё равно, уровень счастью там выше середины, всё равно положительные эмоции, положительное отношение к жизни доминирует над отрицательным…

…на самом деле во всех группах этот процент больше половины».

Исследования показали, правы считавшие, что счастье означает конец любой активности, ведь блаженство не требует больше ничего. Люди, отметившие максимальный уровень своего счастья, уступали в достижениях тем, кто оценивал его чуть ниже. Только в близких отношениях и при благотворительности счастью нет меры: его тем больше, чем больше самоотдача.

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Чем больше денег, чем больше человек имеет возможности удовлетворять свои базовые потребности, тем более счастливым он себя ощущает, тем выше его удовлетворённость жизнью – практически прямая зависимость. Но до определённой точки. Это соответствует примерно среднему по стране уровню доходов 12 – 15 тысяч долларов на душу населения в год ВВП. Дальнейший рост благосостояния перестаёт вести к росту счастья. Я из этого вывожу практически определение «среднего класса» как той точки, в которой счастье перестаёт определяться экономическими факторами и начинает определяться другими».

Есть два уровня счастья: обыденный – связан с удовлетворением базовых потребностей – его легко достичь, это могут обеспечить другие; индивидуальный – зависит от степени развития человека…

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «…этот эффект Даун-Шифтинга, про который в последнее время много пишут, это как раз эффект осознания людьми того, что счастье – не там. А вот счастье в собственном выборе, в непосредственных отношениях и в собственных целях, и люди, действительно, становятся от этого более счастливы, потому что они выходят из некой искусственной для них системы, которая мешает им быть в гармонии с самим собой. И в конечном итоге оказывается, что они выходят на тот способ жизни, который им позволяет быть в гармонии с самим собой, и он даёт им как раз то счастье, которое им не могла дать вот та самая «золочёная клетка».

Существует концепция счастья такой активности, которая содержит цель в самой себе – это творчество. Оно требует напряжения всех сил, а потом, вдруг, энергия возвращается, и творец погружается в собственную деятельность – он словно в потоке…

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Все факторы внешние, внешних обстоятельств, которым повезло или не повезло столкнуться – в какой семье родился, какое материальное благосостояние – влияют на то, насколько я счастлив на десять-пятнадцать процентов. Не больше. Вся совокупность внешних факторов…

вторая группа факторов, которая объясняет около пятидесяти процентов – это общий психологический склад человека. Частично это связано с факторами генетическими, частично из уже сформировавшихся устойчивых характеристик – характера, личности, темперамента. Это около пятидесяти процентов.

Остаётся ещё где-то тридцать пять - сорок процентов – третья зона. Это факторы, которые в наших руках, то, что является предметом нашего собственного выбора. Очень немало тридцать пять - сорок процентов. Прежде всего, это цели, которые мы выбираем, ставим, и к которым движемся, и отношения, в которые мы вступаем, и которые мы строим с другими людьми». [T.10.I.9]

 

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «…счастье тоже возможно. Тоже очень много алгоритмов. Последние сорок лет огромное количество эмпирических исследований психологов, социологов про факторы, которые предсказывают счастье, которые определяют счастье. Их можно трактовать тоже в терминах алгоритмов. И, опять же, показано, что, с одной стороны, есть масса вещей, которые могут предсказать уровень достижения счастья, а, с другой стороны, есть ещё и виды счастья, которые требуют, всё-таки, вложения собственного усилия. Аристотель, с которого начиналось всерьёз изучение этой проблематики, говорил, что бывает разное счастье: что о счастье мы должны спрашивать мудрецов, а не рабов – они скажут разные вещи. Есть разные виды счастья, есть счастье разного качества. Есть счастье – просто некоторая удовлетворённость – позитивный баланс, где много положительных эмоций я получаю от жизни, много наслаждений и мало отрицательных, а есть ещё счастье другое, более сложное «эвдемония», как её определял Аристотель, которое он определял как «деятельность души в полноте добродетели». Именно «деятельность» – энергозатратная вещь: он использовал слово «νέργειά», которое понятно без перевода. И один из современных психологов очень точно определяет счастье вот такое «эвдемоническое», не просто удовлетворение потребностей, а что-то большее, как степень успешности в реализации своих личных экзистенциальных проектов». [T.10.DCLXXVI.1]

 

Счастье – это когда время, в которое просыпаешься и высыпаешься, совпадает.

 

Счастье – это когда проходишь мимо аптеки, потому что у тебя ничего не болит; проходишь мимо магазина, потому что у тебя всё есть. И идёшь домой, потому что тебя там ждут!

 

 
     
 

Михаил ЗАДОРНОВ, сатирик: «…я очень не люблю говорить тосты, особенно вот эти банальные слова: «Желаю счастья, здоровья, долгих лет жизни», или, как многие говорят: «Желаю вам большого Человеческого счастья» – как будто бывает какое-то другое. Кстати, «Счастье» – я вообще считаю – слово пустое. Счастье, ну, это то, что не замечаешь, когда оно есть, а замечаешь, когда его нет: это идеал не разума, а воображения. А вот счастливые моменты бывают у всех, и чем больше в жизни таких моментов, тем счастливее жизнь. Лично я счастлив тем, что научился сам себе режиссировать такие моменты, потому что я всегда верил в главное: чудеса случаются, только надо над этим очень много работать».

 

Мне казалось – счастье рядом,

Только лапку протяни

Но осенним листопадом

Зашуршали лета дни

Старость всё-таки не радость,

Люди правду говорят:

Как мне счастье улыбалось

Триста лет тому назад!

Юрий Энтин

 

Владимир КАЧАН, народный артист России: «…не хочется словами Пушкина отвечать: «На свете счастья нет». Я, вообще не знаю, что это такое. Я знаю, как говорил Брежнев «чувство глубокого удовлетворения» – вот это мне известно, пожалуй. Есть чувство радости. В Библии нет понятия «счастье», есть понятие «совершенная радость». Я один раз это испытал…» [P.125.54]

 

Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорождённому тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье».

 

 
     
 

Святослав ФЁДОРОВ, доктор медицинских наук, академик РАМН, Герой Социалистического Труда: «Счастье – это просто ощущение Природы. Но, если по-крупному говорить, то счастье – это, конечно, единица, делённая на зависть: если зависть равна нулю, то счастье бесконечно». [T.10.DXXI]

 

Владимир ФОРТОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «Меня, вот, в своё время поразило высказывание Пригожина, был такой Нобелевский лауреат, русский, мы с ним летели, по-моему, в Париж вместе, в одном самолёте, и он говорит по-русски очень хорошо… Он говорит: «Знаете, я уже пожилой человек и, в общем, всё основное в жизни я уже сделал, но я искренне не понимаю – говорил он, – как из электронов, протонов и нейтронов появляются такие понятия, как Совесть, Любовь…»

– какие годы своей жизни вы можете назвать счастливыми?

Владимир ФОРТОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «Знаете, прежде чем сказать «счастливые – несчастливые» я должен сказать, что я, вообще-то, занимаюсь коллекционированием определения «Счастье» – что такое «Счастье». И одно из самых таких, по-моему, точных принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Если вы помните, в разговоре Болконского и Безухова, они там обсуждают после ранения, и определение такое: «Счастье – это хорошее здоровье и чистая совесть. Всё остальное неважно».

Я, значит, чтобы как бы тоже внести в это дело свою лепту, я, значит, предложил такой вариант: «Счастье – это крепкое здоровье и плохая память». (Смех в зале) [T.10.LXIX.12]

 

– Что есть счастье? – глумливо отвечал неблагодарный дилетант.

– «Счастье есть удовольствие без раскаяния!» – вопил Ельников, роняя из карманов свои рукописные цитатники. – «Счастье в непрерывном познании неизвестного! И смысл жизни в том же!» «Самый счастливый человек – тот, кто даёт счастье наибольшему количеству людей!»

*

В погоне за счастьем человек всегда совершает круг. Обычно это круг длиною в жизнь, – сказал Митька грустно.

Но тогда я его не понял.

*

Чем менее счастлив человек, тем больше он знает о счастье.

*

Барахтаясь в философско-психологическом мраке субъективизма и релятивизма, мы изнемогали: в чём проклятое преимущество несчастья перед счастьем, если в здравом рассудке и трезвой памяти люди меняют одно на другое?..

Ахинея!! – старательно ведя себя за шиворот по пути несчастий, люди не переставали тосковать о счастье! Не успевало же оно подкатиться – раздражённо отпинывали и, тотчас  заскорбев об утраченном, двигались дальше!

– О, тупой род хомо кретинос! – рвал Лева взмокшую бороду.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.8]

 

 
     
 

Семён АЛЬТОВ, сатирик: «Счастье, это когда с работы хочется бежать домой, а из дома хочется бежать на работу! И чем одно от другого дальше, тем больше счастья, пока ты в пути!» (14.08.06) [P.107]

 

На свете столько разных вероятностей,

Внезапных, как бандит из-за угла,

Что счастье – это сумма неприятностей,

От коих нас судьба уберегла.

И. ГУБЕРМАН [B.117.1]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «У Суворова была чашка, на которой было написано: Бедность учит – счастье портит». [B.141.30]

 

 
     
 

Елена СОКОЛОВА, журналист: «Джона Ирвинга сегодня в Америке считают живым классиком. Его длинные многостраничные романы издаются рекордными тиражами и переведены на многие языки мира. По его книгам снимаются успешные голливудские ленты, а его творчество изучается в обязательной программе американских университетов. Биография Джона Ирвинга почти классическая история писательского успеха, да и «Американской мечты», пожалуй, тоже.

Джон Ирвинг (John Irving), американский писатель и сценарист: «Не думаю, что писатель тот человек, у которого стоит спрашивать «Что такое счастье?» Для литератора это не самая главная тема. Толстой говорил, что счастливые семьи скучны, потому что они все одинаковы. А каждая несчастная семья несчастлива по-своему, а, значит, более интересна. Так что как любой другой человек, я думаю, мне повезло – моя жизнь удалась.

Я не уверен, что существует какой-либо совет, как сделать жизнь счастливой. Я как раз выбрал своим делом писать романы большей частью о несчастливых жизнях. Работа над такими романами часто вызывает у меня депрессию, но если я пишу их в полную силу, я благодарен своему вдохновению и этим счастлив. Что же до универсального рецепта счастья, я не думаю, что писатели это именно те люди, к которым нужно обращаться за советом». [T.10.LXXXIII.6]

 

 
     
 

…но четырнадцатое апреля стало всеобщим стихийным выходным. Накануне типография Гознак большим тиражом печатает листовки и красные виньетки с портретом Гагарина. Это сделали в немыслимые сроки – за сутки. Утром их развозят по столичным предприятиям и раздают тем, кто идёт встречать космонавта. Во время проезда Гагарина по московским улицам шёл прямой репортаж. Сегодня телевизионные трансляции никого не удивляют, а четырнадцатого апреля шестьдесят первого это было сделано впервые и воспринималось как чудо. Экран подарил праздник всей стране.

Ирана КАЗАКОВА, комментатор Центрального телевидения СССР: «Там не надо было много слов: за нас говорило всё, что было вокруг. Самое интересное, что когда машина скрылась с Ленинского проспекта, все стояли, никто не расходился. И у меня было ощущение, что именно так происходит состояние братания людей – человек не может быть счастлив один, человек может быть счастлив тогда, когда все счастливы вокруг. И вот это были те минуты, когда вокруг действительно все были счастливы, все были братьями. Вот мы тогда точно понимали, что мы испытали состояние «Божьей благодати». [T.2.XLVII]

 

Giancarlo del Monaco (Джанкарло Дель Монако, оперный режиссёр, сын Марио Дель Монако): «Он говорил, что быть счастливым – это способ быть глупым. Он был по-настоящему счастлив, когда пел. И то не до конца, потому что он считал пение чем-то очень сложным. Он никогда не был удовлетворён – он был перфекционистом. Будучи перфекционистом нельзя быть счастливым, потому что перфекционист – это тот, кто хочет всегда сделать лучше, но знает, что совершенства не существует. Поэтому это постоянный поиск, который не приводит к тому, чтобы быть счастливым. Но это и не значит, что он был полностью несчастен». [T.10.DCCXXVI]

 

 
     
 

Константин СКРЯБИН, академик РАН, доктор биологических наук: «…я, в общем-то, человек довольно счастливый и удачливый. И важно, чтобы было и то, и другое в жизни.

…знаете, что такое счастье? Счастье – это гармония внутреннего мира с происходящим вокруг. Вот это же счастье, правда? Да? А для этого мы должны и внутренний мир поддерживать в порядке, и внешний мир делать таким, чтобы он был в гармонии». [T.10.LXIX.17]

 

Берг Аксель Иванович, адмирал, заместитель министра обороны СССР, академик АН СССР, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда: «…вы знаете, счастье, ну, по-моему, это не очень важная тема. Это весьма широкое понятие, и дать ему точное определение это, опять-таки, удовлетворение в основном, всё-таки, интеллектуальной потребности». [T.10.CCCXIV]

 
 
     
 

В 1873-м году Джон Стюарт Милль (англ. John Stuart Mill) написал в своей автобиографии: «Спроси себя – счастлив ли ты? – и ты перестанешь быть счастлив».

Возможно, все наши раздумья о собственном счастье указывают на то, что мы несчастливы…

Древние философы – Сократ, Платон, Аристотель – считали счастье целью, к которой ведёт добродетельная жизнь. В религии Счастье – это состояние, что-то вроде Нирваны, к которой стремятся буддисты, или Блаженства, обещанного христианами в вероучениях Иисуса Христа.

…нельзя ли выразить Счастье на языке капитализма? Согласно учёным, счастливый крепкий брак равноценен ста тысячам долларов годового дохода. В то же время ущерб от развода составит около шестидесяти шести тысяч долларов. Занятие сексом раз в месяц соответствует пятидесяти тысячам долларов в год.

Значит ли это, что Счастье можно купить? Богатство приносит Счастье, но до определённого момента, ведь устранив беды нищеты, обеспечив безопасность, позаботившись о качественной медицине и прокормив себя и семью, мы не сможем использовать богатство для достижения большего Счастья. [T.21.XXXII.7]

 

 
     
 

Пока же твоя главная задача – радоваться жизни. Если угодно, это твой долг. Надеюсь, ты хочешь быть счастлив?

Я кивнул.

– Тогда я дам тебе совет. Не ищи счастья, опирающегося на построения ума, ибо наши мысли зыбки. «Счастье» – просто химическая награда амёбе за то, что она делится. Иди к награде напрямик. Соответствуй природе своего тела.

*

Ты ведь счастлив, Алекс?

– Смотря что под этим понимать. Счастье бывает разное.

Счастье бывает лишь одно, – сказал Ангел. – Когда ты не сомневаешься, счастлив ты или нет. Когда ты знаешь – всё, что привело тебя к этой секунде, было оправдано, потому что привело именно к ней.

*

Человек может быть по-настоящему счастлив только на те мгновения, когда забывает про тело и ум, потому что эти два органа всё время производят боль двух разных сортов, соревнуясь друг с другом…

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.23]

 

Человек создан для счастья. Не ковыряйтесь в настройках!

 

 
     
 

Бедствия начались с того, что разразилась небывалая в это время года десятидневная снежная буря. Экспедиция застряла в снежных завалах. Трагически погиб один из самых способных восходителей, Харш Бахугуна. Недостаток провианта и непогода привели к тому, что многие в высотном лагере заболели. Непогода смешала все планы экспедиции по обеспечению её снаряжением и питанием. Взятые с собой верёвки, лестницы и мостики для установки и закрепления в наиболее труднопроходимых местах между лагерями были частично погребены под снежными лавинами.

Майор индийской армии Харш Бахугуна погиб 18 апреля 1971 года на высоте 7 тысяч метров.

Харш, что на санскрите означает «счастье», происходил из племени, населяющего высокогорную область Гарвал, которая славится своими альпинистами.

А. ПОЛЯКОВ, мастер спорта СССР по альпинизму [A.472]