ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Regnum Dei

СБОРНИК 10_4

 
     
 

«Царство Божие на земле – это конечная цель и желание человечества («Да придет Царствие Твое»). Христос приблизил к нам это Царство, но люди не поняли его и воздвигли у нас царство попов, а не Царство Бога», – говорил Кант

 

θεός, ὁ – Бог (употр. чаще всего с артиклем)

βασιλεία – царство [B.155]

κύριος – господин, Господь [B.155]

δεσπότης – господин [B.155]

 

 
     
 

Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, доктор философских наук: «…необыкновенно интересно смотреть, как меняется их понимание звёздного неба.

Когда уже в эпоху Третьей династии Ура обожествлялись цари, то, например, в честь царя Шульги была названа звезда и календарный месяц, поэтому у него было своё «Небесное жилище». Это означало, что царь является не просто богом земным, но и Богом Небесным. Это крайне важно для понимания того, как они возвышали своих правителей в то время». [P.141.36]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный» (3Езд.7:31)

Будущий век, который даже не будет сотворён, а он усыплён: он, как бы, спит. В Новом Завете читаем в евангелиях «Царство Божие внутри вас (есть)». То есть, оно среди вас. И здесь то же самое – это век усыплён. Будущий век усыплён. А ныне повреждённый: повреждённый бодрствует – он умрёт. А будет другой – он уже здесь, но просто он спит». [P.125.510]

 

Георгий ЧИСТЯКОВ, священник Русской православной церкви, кандидат исторических наук: «…для христиан первых поколений Царство Божие было каким-то недалёким будущим: они жили в ожидании того, что Царство вот-вот наступит. Обычно эти ожидания называются эсхатологическими чаяниями – ожиданиями конца истории, после которого Царство приходит, Царство наступает, оказывается свершившимся фактом. Но о чём говорит Иисус? Если вчитаться и вдуматься внимательно в евангельские слова, в самые разные места, то, вообще-то говоря, то оказывается, что царство – для многих, во всяком случае, – уже наступило. Потому что оно не придёт приметным образом, и не скажут – «оно там» или «оно здесь». Царство Божие, – говорит дальше Иисус, – оно «энтосмон» (ἐντὸς ὑμῶν), оно внутри вас – как переводят одни. И «среди вас», «между вами», как переводят другие. Или, иными словами: «уже здесь». И вот этот последний перевод, он всё больше находит сторонников. Именно «среди вас», «посреди вас». [T.3.XXXIX.1]

 

 
     
 

Ни один из образов, рождённых буддийской традицией, не преодолел пределы своего изначального культурного ареала с такой лёгкостью, как миф о Шамбале. Из тибетских легенд и богословских трактатов империя Шамбалы на заре XX века шагнула в мир реалий большой политики, стала центральной идеей геополитических проектов.

Заняв в первой трети прошедшего столетия почётное место «золотой легенды», своего рода интегральной доктрины, объединявшей оккультно-теософскую элиту Европы, Шамбала к концу столетия превратилась в один из экспонатов лавки магического ширпотреба. В эклектичной «духовной культуре» современного Запада (к которому в силу исторических обстоятельств тяготеет и Россия) древневосточное предание о священной, неприступной стране продолжает порождать многочисленные интерпретации и спекуляции. Самое занятное, что при этом всегда подчёркивается сокровенный характер самого предания.

Выяснение причин подобного интереса – увлекательная задача для культуролога. Можно заметить, что превращение эзотерического учения в популярный миф «духовно продвинутой» интеллигенции связано с кризисом новоевропейской веры в прогресс, с девальвацией прогрессистских идеалов и ценностей. Бурное развитие науки не привело к установлению царства мира и справедливости оно лишь обогатило арсенал средств самоуничтожения человечества. Неудивительно, что идея о недоступной для современных варваров земле, соединившей знание с высокой этической ответственностью, обретает в XX веке особую проникающую силу. По сути, Шамбала, которая сумела избежать издержек развития технократической цивилизации благодаря овладению «психическими энергиями», – это обряженный в экзотические восточные одеяния старый миф о «бесконечном поступательном развитии человека и человечества».

Сильными, уверенными мазками Рерих набрасывал контуры утопии…

Если последователи Рерихов продолжают петь ей хвалебные гимны («В неприступных высотах Тибета / в очистительном зареве звезд / Основало отечество света / Свой бессменный и вечный форпост». – Е. Сидоров), то православный апологет о. Андрей Кураев в работе, озаглавленной «Шамбала зияющая» пишет, что «величайшая тайна Шамбалы – это не более чем демонизм». Следует заметить, что точка зрения отца Андрея вполне согласуется с мнением французского традиционалиста Рене Генона, предупреждавшего, что Шамбала теософов есть один из центров сатанинской контринициации.

Как адепты Шамбалы, так и её противники практически не обращают внимания на то обстоятельство, что они имеют дело с «продуктом вторичным», с парамифологическими построениями, имеющими весьма мало сходства с образом из первоначальной традиции.

Образ Шамбалы в принципе соответствует распространённому в традициях Евразии представлению о священном месте, над которым не властен нынешний космический век раздоров, бедствий и всеобщей духовной деградации. Русские старообрядцы, остро чувствовавшие историю как поступь антихриста, имели предания о целом ряде таких обителей. Наиболее известные из них Китеж, Беловодье.

…в этом раннем свидетельстве (о его архаичности свидетельствует то, что Шамбала / Самбхала названа здесь просто деревней (или селением) можно различить все основные черты мифа: Шамбала противостоит мировому беспорядку, хаосу и вырождению; её миссия носит эсхатологический характер; владыка Шамбалы проявляет себя как победоносный Царь и Спаситель; оружие Шамбалы – дхарма (санскр. «истина, духовный закон, заповедь поведения»).

В начале же XX века Шамбала стала реальным «пространством диалога» императорской России и северобуддийского мира. Древняя утопия обеспечила понятийным языком, «символьным капиталом» зарождавшуюся, но так и не успевшую проявить себя новую политическую культуру.

С. АНТОНЕНКО [A.224]

 

 
     
 

…Елена Петровна, женщина гениальной фантазии, большую часть своих гималайских «открытий» просто выдумала. Её труды прилежно перепевали другие оккультисты, включая «учёного ламу» Рампу, который на самом деле был английским водопроводчиком, в глаза не видевшим Тибета.

Восточные жители с неизменной готовностью подтверждали всё, что спрашивали у них белые «сахибы». Всевозможные гуру и свами, которых в Гималаях больше, чем камней, с готовностью нарушали обет молчания, полунамёками повествуя пришельцам о «великих тайнах» (возможно, вычитанных у той же Блаватской).

К тому же в Тибете священной считается чуть ли не каждая гора, и Кайласу там вовсе не придаётся такого громадного значения, как считает Мулдашев. Кстати, и сам Город Богов (Шамбалу) тибетцы считали не реально существующим местом, а неким раем, куда уходят достигшие духовного совершенства.

…наука основывается только на фактах, а не на туманных писаниях оккультистов, даже таких известных, как мадам Блаватская…

…и приходится довольствоваться туманными намёками, предположениями и ссылками на тайну, которую «нельзя рассказать даже Богу». Увы, всё это давно знакомые приёмы оккультных шарлатанов…

В. ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук [A.223]

 

 
     
 

Из всех великих мифов мира самым старым и самым незабывающимся является миф «О рае на земле». Место за облаками нетронутое временем и смертью где до сих пор живёт древняя мудрость. Эту землю называют по-разному. Одно из её названий Шангри-Ла.

В нашу перенаселённую материальную эпоху мы, люди, мечтаем о мире, который выше того что здесь и сейчас, который находится в другом летоисчислении.

Само название Шангри-Ла, теперь означает рай на земле. Но могла ли Шангри-Ла существовать? Откуда появилась эта история?

Michael Wood, historian and broadcaster, honorary degree of the University of Sunderland: «История Шангри-Ла была написана в тридцатых годах двадцатого века Джеимсоном Хилтоном в романе «Последний горизонт». История о тайной долине, где мудрость человечества была сохранена, чтобы спасти нас от саморазрушения затронула многих в пессимистичные годы между двумя мировыми войнами.

Но как и все лучшие рассказы, история про Шангри-Ла была не просто взята с воздуха, её корни уходят в древнюю легенду и огромное количество слухов, появившихся в XVI веке».

Эти слухи появились в Индии. Тропа, ведущая в Шангри-Ла, начинается в Северной Индии в городе Агра. В XVI веке Агра была столицей Империи моголов. В те времена Индия была центром мира. Император Акбар Великий был столь же могущественным, как и любой правитель на Земле. Он был мусульманином правившим империей индуистов. Акбар был очарован древними мифами об индуистской Индии. Он отправил экспедицию, чтобы найти источник священной реки Ганг которая, согласно легенде, вытекала из неба. Когда экспедиция вернулась в Агру, Акбар и его свита услышали фантастические рассказы о неизвестной земле за Гималаями. Его христианские гости были поражены, услышав о царстве, где люди покланялись Спасителю и жили среди таких же монастырей и монахов, как и они сами. Это был какой-то «Затерянный мир».

Michael Wood, historian and broadcaster, honorary degree of the University of Sunderland: «И вот мусульманский купец встал и рассказал своим слушателям про неизвестное царство за Гималаями. Там были города и тысячи людей, и религиозные ритуалы, похожие на христианские, а называлось это место Шамбала».

История Шамбалы стала легендой. На протяжении веков люди рассказывали историю о чудесной земле на севере от Гималаев, «земле мира и процветания» – рай на земле. Эту историю рассказывают до сих пор.

«Существует легенда, что за Гималаями находится тайная долина, скрытая кругом горных вершин, покрытых снегом. В центре этого круга находится прекрасная кристальная гора – это вход в царство Шамбала. Здесь люди живут в мире и гармонии, здесь нет голода и болезней, здесь живут долго и счастливо. Задача правителей Шамбала – охранять драгоценные человеческие знания, чтобы быть готовыми к временам, когда мир будет разрушен войной, жестокостью и алчностью. Конечно, некоторые говорят, что Шамбала это вымышленный мир, но некоторые считают, что это реальное место, которое можно найти, если знать где и как искать».

А теперь мы увидели самый мифический ландшафт на Земле – мир горных вершин, озёр и рек. В центре его находиться зловещая белая пирамида священной горы Кайлаш (Кайлас) – зеркало хрустальной вершины из древних легенд и рассказов про Шанги-Ла.

…озеро Манасаровар. В индийских мифах, вместе с горой Кайлаш это озеро является «Центром мира». Согласно тибетской легенде, озеро – это проход для духов. Звук трескающегося льда, это шум демонов, вылезающих из подземного мира.

В Западном мире мы совсем потеряли представление о священных местностях, а в Азии это одна из самых важных религиозных идей…

Эверест выше, но в религиозном плане Кайлаш стоит выше даже Эвереста. На него не поднимаются – это было бы святотатством.

От этого флагштока пешком идут около пятидесяти километров вокруг подножья горы, время от времени падая ниц.

Michael Wood, historian and broadcaster, honorary degree of the University of Sunderland: «В ночь полнолуния каждый май или июнь начинается сезон паломничества, когда тысячи людей делают круг вокруг горы. Они верят, что эта гора – «Ось земли», – «Центр мира». И эта идея не такая уж и сумасшедшая, потому что здесь, в западном Тибете находятся истоки четырёх азиатских рек: Инд, Брахмапутра, Сутли (Сатледж) и Канали, которая втекает в самую священную реку Индии – Ганг. Если и есть в Азии самое священное место, то это оно».

Michael Wood, historian and broadcaster, honorary degree of the University of Sunderland: «Во время китайской культурной революции прекрасные вещи были жестоко уничтожены. Сейчас китайцы об этом сожалеют, но здесь сохранилось лишь частичка былого «Затерянного мира». А смысл мифа? Тибетцы говорят, что каждый из нас может жить в Шангри-Ла, если мы сможем победить неугомонные потребности, которые заставляют нас мечтать о рае в каком-то ином мире. Джеймс Хилтон полагал, что Шангри-Ла находится здесь, в Тибете, но я считаю, что рай можно найти в любой точке мира, но только на этой Земле, а создадим мы рай на Земле или разрушим – это зависит только от нас». [T.13.VI.1]

 

 
     
 

В предыдущих главах я уже указывала на возможность отнести некоторые факты к категории психических явлений. Заканчивая эту книгу, я считаю уместным вернуться к этой теме, поскольку Тибет обязан своей славе, главным образом, убеждению, что чудеса встречаются там на каждом шагу, как полевые цветы на лугах весной.

Почему снискал Тибет такую странную репутацию? Бегло отметим породившие её причины и посмотрим, что думают об этих чудесах сами тибетцы, а также приведём примеры некоторых из них. Что бы ни говорили скептики, эти удивительные явления далеко не обычны, и не нужно забывать, что изложенные здесь на нескольких страницах наблюдения – результат длительной, более чем десятилетней, исследовательской работы.

Тибет давно внушал своим соседям благоговейный ужас. Задолго до рождения Будды индусы обращали взоры в сторону Гималаев со священным трепетом. Из уст в уста передавались истории о таинственной, скрытой облачной завесой стране, раскинувшейся на плечах своих снежных гор-исполинов.

Китай тоже, по-видимому, некогда отдал должное очарованию своеобразным пустынным просторам Тибета. Легенда о знаменитом китайском философе Лао-цзы повествует, что в конце своего долгого жизненного пути учитель отправился верхом на быке в «Страну Снегов», перешёл границу и... исчез. Больше никто никогда его не видел. То же самое рассказывают о Бодхидхарме и о некоторых из его китайских последователей.

В наши дни* (*Имеется в виду второе десятилетие XX в. – Прим. ред.) на тропах, ведущих к тибетским перевалам, порой встречаются паломники-индусы, бредущие как во сне, словно зачарованные неотразимым видением. В ответ на вопрос о цели их путешествия большинство паломников отвечает одно и то же – они хотят умереть на тибетской земле. И слишком часто – увы! – большая высота, суровый климат, усталость и недостаток пищи способствуют скорому исполнению их желания.

Чем же объяснить притягательную силу Тибета?

Нет сомнения, что главную причину следует искать в укрепившейся за тибетскими ламами-отшельниками репутации чудотворцев. Но почему же именно Тибет был признан избранной обителью оккультных наук и сверхъестественных явлений? Прежде всего, этому в большой степени способствовало географическое положение страны, отгороженной от мира хребтами исполинских гор и необозримыми пустынями.

И всё-таки, несмотря на созданную природой надёжную защиту его территории, Тибет нельзя считать неприступным.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ