ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

Rota Fortunae
СЕЧЕНИЕ 7 - 15 (ПОБЕДА ЛОГИКА) (10)

   

quod aetas vitium posuit, aetas auferet PS промахи, свойственные возрасту, с возрастом и проходят

 

subtexta mălis bona sunt Man добро и зло смешаны друг с другом

 

 
     
 

Я бы кровно обидел их, если бы пренебрег традицией Востока и не начал бы торговаться.

Андре Виллерс, французский журналист [A.397]

 

…но мир уже начал замечать, что, не смотря на шумную пропаганду, все советские полёты очень похожи.

Prof. Gerard De Groot, University of St Andrews: «У русских была большая ракета, они прикрепляли к ней капсулу и помещали в капсулу человека – это была их «фишка». Они повторяли этот трюк разными способами, они стремились произвести впечатление на американцев – показать им, что русские ушли далеко вперёд. А на самом деле они просто повторяли одно и то же».

Георгий ГРЕЧКО, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук: «Если некоторые считают, что мы делали что-то примитивное, пусть тот, кто так считает, сам слетает в космос. Тогда он поймёт, что мы гордились и радовались заслуженно».

…в девяносто первом году, пока «Мир» спокойно двигался по орбите в высоте, Советский Союз распался. И политическое смятение на земле вскоре ощутилось и в космосе. Советская космическая программа стала российской космической программой, но финансирование было таким скудным, что её существование оказалось под угрозой. Это была такая перспектива, которая ужаснула американцев: больше всего они боялись, что армия конструкторов-ракетчиков останется без работы, и они пойдут работать на Иран или Северную Корею. Вместо этого американское правительство предложило начать сотрудничество с русскими.

Эти взаимоотношения должны были пойти на пользу обеим сторонам: американцы извлекли бы выгоду, разделив опыт русских в области долгосрочных полётов, а русские удержались бы на плаву за счёт кошелька американцев.

Первый шаг состоял в том, чтобы американские астронавты, такие, как родившийся в Англии Майкл Фоул, работали и жили на станции «Мир».

Майкл Колин Фоул (англ. Colin Michael Foale), англо-американский астронавт-исследователь НАСА: «Честно говоря, я не думаю, что американцы были, на самом деле, заинтересованы в том: принимать участие им велел Белый дом. Я оглядываюсь на это, и это было очень хорошей мыслью, но я должен был рассказать. И общее чувство американских конструкторов было таким – почему деньги идут в Россию, они должны идти в нашу компанию, чтобы мы сами могли построить собственную космическую станцию». [T.25.XX]

**

 
     
 

**

Spiritus dominat formam – Logica

 

Появление рукотворных объектов на земной орбите было предсказано ещё во второй половине шестидесятых годов девятнадцатого века, причём, сразу по обе стороны океана. В 1868-м американский писатель Эдвард Хейл публикует рассказ «Кирпичная Луна», где подробно описывает автономную космическую станцию, которая помогала навигации морских судов. А годом позже – в 1869-м – Константин Эдуардович Циолковский – первый главный теоретик космонавтики на Земле описывает подробно космическую деревню – орбитальное поселение, которое строилось из узлов и агрегатов, доставляемых с земной поверхности.

Но первый не фантастический, а реальный космический аппарат – Спутник – запустили в Советском Союзе.

Совершив за три месяца 1 440 витков вокруг Земли и намотав шестьдесят миллионов километров, 4-го января 1958-го года Первый спутник сгорел в плотных слоях атмосферы. По сути, мы имеем дело с радиопередатчиком, который работал на частотах, доступных любому радиолюбителю.

Благодаря Первому спутнику человечество получило новые знания о плотности верхних слоёв атмосферы: благодаря тому, что специалисты отслеживали торможение спутника. Люди узнали о том, как распространяются радиоволны в ионосфере на конкретном примере… [T.12.CI.1]

 

– В первом зале у нас – история космических полётов Земли в двадцатом веке, ранний период освоения космоса, так называемая советско-американская эпоха, – тараторил Мяэтэ. – Начиная от копии первого спутника

– Почему копия? – удивился Иван. – Не могли найти оригинал?

Он сгорел… – потупился старший хранитель.

– Непорядок. – Иван покачал головой. – Когда сгорел?

– Вскоре после запуска, в двадцатом веке… У нас хорошая копия!

– Сгорел… – Иван сделал себе пометку в стареньком органайзере. – Я проверю, когда он там сгорел… У нас, на «Неуверенном», тоже как-то каптенармус написал, что десять бутылей красного вина сгорели… Так, что там ещё?

– Космические корабли: «Восток», «Восход», «Джемини», «Меркурий», «Союз», «Аполлон»…

Иван иронически уточнил:

– Тоже копии?

– Большей частью… – признался старший хранитель. – Тогда плохо строили… да вы посмотрите сами!

Почти полчаса Иван бродил по первому залу, оглядывая макеты, улыбаясь, заглядывая внутрь космических кораблей, качал головой. Потом спросил:

– А что тут настоящее?

– Вот эти зонды, они совершенно антикварные! – засуетился старичок. – Вот лунные зонды, вот марсианские… Вот «Луноход»-2.

– Где первый? – небрежно бросил Иван. И ехидно улыбнулся: – Неужели сгорел?

– В частной коллекции какого-то аристократа, – признался Мяэтэ.

– Аристократов у нас больше нет, – сказал как отрезал Иван. – «Луноход»… первый… разобраться… Нехорошо, гражданин старший хранитель, что мы вторым довольствуемся. Верно?

– Верно! – Глаза старшего хранителя заблестели. Старая космическая техника явно была его коньком. – А ещё скафандр первого космонавта Земли в частной коллекции…

– Будет здесь, – жестко сказал Иван. – Не сомневайтесь, гражданин. Демократия не позволит разбазарить славные страницы своей истории. А это что за челнок?

– А это и впрямь челнок, – обрадовался Мяэтэ. – Копия одного из первых челноков, «Челленджера»!

– Почему копия? – мимолетно осведомился Иван. Мяэтэ молчал.

– Так, понятненько. – Комендант усмехнулся. – Сгорел? А этот челнок – тоже копия? Как он там называется… «Колумбия»… Копия? А оригинал – что?

У старшего хранителя задрожали губы.

– Ладно, гражданин, – мягко сказал Иван. – Кто старое помянет… Но при мне экспонаты гореть не бу­дут. Ясно?

Старший хранитель закивал.

– Пойдём дальше, – распорядился Иван, оглядывая зал. – Сгорел… ха… – Уже у самой двери он остановился, ткнул рукой в какой-то здоровенный аппарат и резко спросил: – Это что у нас такое?

Старший хранитель обернулся и позеленел.

– Космическая станция «Мир». – Иван покивал головой. – Спрашивать, где оригинал, не стану… Эх, гражданин музейный работник… если бы в космофлоте так относились к имуществу – давно бы нас Чужие завоевали…

Во втором и третьем залах Иван Перелетный немного отошёл душой. Здесь были собраны корабли двадцать первого и двадцать второго веков и настоящих встречалось куда больше, чем макетов. Некоторые теоретически даже были «на ходу» – заправляй реактор и можно лететь. Перед четвёртым залом Иван предложил перекусить. Мяэтэ с готовностью достал свёрток с бутербродами и предложил их коменданту. Иван вежливо отказался и позавтракал тубой питательной пасты.

В двенадцатом зале к экскурсии присоединился и сам профессор Сохатый.

– Кстати… – уже в дверях остановился Иван. – Читал я, профессор, что у вас даже старая аннигиляционная пушка есть! Не покажете ли раритет?

Мелкими шажками профессор двинулся в центр зала. Там, на исцарапанном стальном полу, высился огромный макет аннигиляционной пушки, какими некогда вооружали орбитальные базы. Макет был очень тщательно сделан из картона и раскрашен яркими латексными красками.

– Красота! – восхитился Иван. – Только почему же она ненастоящая? Как сейчас помню, профессор… вы писали: «Настоящая аннигиляционная пушка с зарядным реактором и прицельным компьютером, в рабочем состоянии…» А? Профессор? Нет-нет, я понял… она сгорела! Верно, гражданин Мяэтэ? У вас очень плохо с пожарной безопасностью!

Старший хранитель закатил глаза и осел на пол.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО [B.52.15]

 

 
     
 

…в десятом веке скандинавы приняли христианство. Викинги были открыты новым идеям, и постепенно христианская вера проникала в волшебный «Северный мир». Многие начали носить крест вместе с языческими амулетами: они не считали зазорным просить о помощи и Тора и Христа. Постепенно количество викингов, обращённых в христианство, увеличивалось.

Prof. Dr. Rudolf Simek, Universität Bonn: «Тому факту, что миссия проповедников из Германии, а затем из Англии имела в Скандинавии успех, есть несколько объяснений. Во-первых, вся Западная Европа уже была обращена в христианство, поэтому скандинавским торговцам, принявшим эту религию, было легче общаться с торговцами-христианами из других стран. Во-вторых, согласно христианской концепции, жизнь продолжалась и после смерти: Валгалла ожидала лишь воинов, павших с мечом в руке, христианство же обещало Рай всем, кто вёл праведную жизнь. На мой взгляд, это обстоятельство сыграло самую важную роль в процессе обращения викингов в христианство. И, наконец, местные короли и вожди, подобно великим королям Англии и Франции могли ощутить себя наместниками божьими на земле – это было ещё одной причиной принять христианство самим и обратить в эту религию своих подданных».

Новая религия прижилась сначала в Дании, затем в Норвегии, Исландии и Швеции. Обращение, как правило, проходило мирно. Особенно восприимчивы к новой вере были женщины, ведь теперь они тоже получали надежду на загробную жизнь.

В основном в Скандинавию прибывали миссионеры из Германии и Англии.

В двенадцатом веке в Норвегии появились знаменитые «каркасные церкви». Некоторые из них сохранились до наших дней. [T.10.DXIII.3]

 

– Он же христианин.

– Не верю в христианство греков, – усмехнулся профессор. – Слишком сильна в них языческая струя. Поскреби грека, найдёшь язычника. Даже имечко у него языческое.

Е. БАСМАНОВА, Д. ВЕРЕСОВ [B.159]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и до сих пор, уж совсем странно, в христианской Греции вы во многих монастырях найдёте «священные деревья». Например, в одном из монастырей Крита – Богородичном монастыре женском – посреди монастыря растёт гигантский мирт. Миртовое дерево вообще очень медленно растёт. Это гигантское дерево, которое было безусловно ещё с дохристианских времён». [P.125.81]

 

 
     
 

Spiritus dominat formam – Logica

 

Однако эти письмена и предания ещё не обрели своей окончательной формы. Поскольку их писали и переписывали, невозможно было оградить от проникновения в грубовато сделанные записи иудеев вавилонской утонченности. В эти письмена оказалась включенной вавилонская легенда о сотворении земли, очищенная, конечно, от своих языческих элементов. История Адама и Евы, перечень долгоживущих потомков этой пары, история Великого потопа, который пережило человечество, рассказ о Вавилонской башне – все это пришло из вавилонской легенды.

У вавилонян был обычай делить годы на семидневные периоды, потому что их сложная астрономическая наука придавала большое значение семи планетам. Изгнанники-иудеи восприняли это и придали седьмому дню религиозное звучание, так возник Шаббат (Священная суббота).

Согласно этим записям, великий прародитель Авраам, от которого вели свое происхождение иудеи и израильтяне, до своего пришествия в Ханаан жил в Харране. Этот город находился на вершине дуги Плодородного полумесяца, в шести милях от Кархемыша. Теперь иудеи проследили его историю вглубь и записали, что он родился в Уре, древнем шумерском городе. Таким образом иудеи связали своё происхождение с происхождением самих вавилонян.

Айзек Азимов [B.129.3]

*

По традиции, которая давно закрепилась в Православной церкви, в Великую субботу после торжественной литургии бывает освящение куличей и крашеных яиц, приготовленных хозяйками накануне. Традиция расписывать пасхальные яйца на Руси получила очень широкое распространение. Сегодня кто-то предпочитает по старинке красить яйца луковой шелухой, а кто-то превращает этот процесс в целое искусство. Но обычай этот появился не у нас, а в Месопотамии. Там ещё в первые века существования христианства верующие красили яйца в красный цвет в память о пролитой за людей крови Христа. [T.10.CDXLIV.6]

 

sabbata, ōrum n (реже Vlg, Eccl, Just sg.) (евр.) суббота, седьмой день недели и день отдыха (у евреев) Sen, О, PM, J etc.: tricesĭma s. H великая суббота, т. е. йом-кипур, судный день, по др. — праздник новолуния. [B.32]

*

Saturni dies Tib = суббота

*

II sabbatārius, ī m [sabbata] блюститель субботы, перен. еврей М. [B.32]

 

Евгения СМАГИНА, кандидат филологических наук, Институт востоковедения РАН: «…ну, например, почему Адам и Ева были нагими и не стеснялись этого? А потом, когда, после грехопадения, вдруг обнаружили, что они голые, и устыдились. Толкователи составляют это со словами, что Господь сделал Адаму и Еве «כָּתְנוֹת עוֹר», то есть, «одежды кожаные». Они в слове «ур» меняют один согласный на другой, мы, наверное, даже, на слух это не воспримем различие между этим «алеф» и «айном», и этот «кутнот ор» они толкуют как «одежды света». Что, когда Адам и Ева были ещё безгрешными, они были «облечены в свет», и никакой другой одежды им было не надо. А как только они съели этот самый «запретный плод», так сразу свет с них упал, и им пришлось во что-то такое одеваться». [P.129]

*

אוֺר ) свет [B.18]

 

 
     
 

Victoria – Nahash

 

…как раз во время царствования Тиглатпаласара III в Ассирии вавилоняне обратились к нему за помощью против халдеев, захвативших их города. Тиглатпаласар III в 729 г. освободил Вавилон и под именем Пулу сам занял его царский престол. Вавилон на правах личной унии вошёл в состав Ассирийской империи.

Это событие оказалось роковым для обоих государств. У ассирийцев Вавилония, в отличие от прочих завоёванных стран, не считалась чужеземной. Вавилоняне и ассирийцы были народами-братьями, неразрывно связанными общностью происхождения, исторических судеб, религии, культуры и обычаев. Они говорили на близких друг другу диалектах одного аккадского языка, писали одной и той же клинописью. Для ассирийцев Вавилон был священным городом и пользовался у них очень высоким престижем. Вавилонская аристократия стала опорой и союзницей более слабой ассирийской аристократии в её борьбе за сохранение своих привилегий против деспотических устремлений ассирийских царей. Эти привилегии заключались в освобождении от государственных повинностей, в том числе от военной службы и налогов, и в праве самоуправления; ими пользовались старые города Вавилонии и Ассирии.

…в течение 14 лет Синаххериб с переменным успехом вёл тяжёлую войну с Вавилоном и поддерживавшими его халдеями и Эламом. Наконец, в декабре 689 г. ассирийские войска штурмом взяли мятежный город. Ослеплённый гневом Синаххериб отдал приказ об уничтожении Вавилона и вавилонян. Город был сожжён и разрушен. Русло Евфрата завалили обломками строений, и воды реки хлынули по городским руинам. Место, на котором стоял Вавилон, было проклято на 70 лет. Множество вавилонян, в первую очередь аристократов, перебили, часть разбежалась по соседним странам, остальных угнали в плен и продали в рабство. Истукан Бэла-Мардука, главного бога Вавилона, увезли в качестве трофея в город Ашшур, древнюю метрополию Ассирии. Вавилон перестал существовать.

…ждать поддержки от провинций, особенно после свирепой расправы над Вавилоном, было бесполезно. Что же касается ассирийской аристократии, то она всегда относилась враждебно к деспотической политике Синаххериба и в гибели Вавилона лишь усмотрела подтверждение своих наихудших опасений. Синаххериб уничтожил Вавилон, но гибель Вавилона сломила его самого. В последние годы своей жизни он резко меняет политику и ищет выход из создавшегося положения.

…став царем, Асархаддон, действительно, тотчас же приступил к восстановлению Вавилона. Столь крутой поворот в политике необходимо было оправдать в глазах ассирийского общественного мнения, причём так, чтобы не очернить память Синаххериба и не восстановить против себя ассирийскую партию. Задача была не из лёгких. Ведь со дня гибели Вавилона прошло всего девять лет. Но Асархаддон и его советники умело вышли из затруднительного положения.

В ход была пущена новая официальная версия о причинах гибели Вавилона. Виновниками её объявлялись сами вавилоняне, среди которых царили лживость, притеснение слабых сильными, взяточничество, воровство, непочтительность сыновей к отцам, неповиновение рабов господам и прочие смертные грехи. За помощь против Ассирии вавилоняне осмелились отдать эламитам сокровища храма Эсагилы. Тогда разгневанный Мардук, главный бог Вавилона, обрушил на грешный город реку Арахту и расправился с вавилонянами: ни слова об участии в разрушении Вавилона Синаххериба и ассирийских войск, словно их при этом и не было! Но вот воцарился Асархаддон. Боги во главе с Мардуком сменили гнев на милость и целым рядом предзнаменований дали понять, что желают восстановления Вавилона и его храма Эсагилы. Вавилон был прощён, а не реабилитирован.

Но оставалось ещё одно немаловажное препятствие: ведь место, на котором стоял Вавилон, было предано страшному проклятию на 70 лет! И тут прибегли к весьма хитроумному трюку.

Цифра 70 в клинописи выглядит так, что если знаки поменять местами, то получится – цифра 11. Вот эту-то цифровую комбинацию и приписали богу Мардуку, объявив, что он-де смилостивился над Вавилоном и таким способом сократил срок тяготевшего над ним проклятия до 11 лет. По этому случаю официальное восстановление Вавилона было провозглашено Асархаддоном в 678 г., хотя строительные работы начались ещё в 680 г.

На восстановление Вавилона направили самых лучших царских мастеров. В качестве рабочей силы согнали жителей Вавилонии и пленных со всех концов империи. Восстановительные работы продолжались свыше 20 лет.

Но речь шла не просто о восстановлении города. Асархаддон восстанавливал не ассирийский, а вавилонский Вавилон, т. е. восстанавливал вавилонское гражданство. Он собрал уцелевших от резни и освободил проданных в рабство вавилонян, вернул их бывшее имущество, разрешил им селиться в Вавилоне, строить дома, рыть каналы, сажать деревья.

зачем Асархаддону и поддерживавшей его ассирийской аристократии понадобилось восстанавливать Вавилон и вавилонское гражданство, враждебное Ассирии? Ведь конечным результатом этой политики явилась гибель Ассирии при самом активном участии возрождённого Вавилона. Неужели Асархаддон и его окружение были настолько недальновидными, что собственными руками создали могильщиков своей родины?

Ответ на эти вопросы даёт анализ состояния ассирийского общества в VII в. до н. э. Выше уже говорилось о реформах Тиглатпаласара III и об их непосредственных результатах. Ассирийский народ погиб. Он растворился в массе арамееязычного населения империи, которое не было заинтересовано в сохранении Ассирийской державы. Это население, хотя и звалось ассирийским, ненавидело Ассирию, но не имело сил и возможности сопротивляться её гнету. От народа страны Ашшур осталась кучка аристократов старых ассирийских городов Ашшура, Ниневии, Кальху, Арбелы, Харрана, а вокруг неё – море раскалённой добела ненависти. Эта кучка, жившая за счёт пота и крови населения империи, не имела никакой другой опоры, кроме ассирийской армии, которая по своему составу всё более и более переставала быть ассирийской. Вот во что превратилась Ассирия в VII в. до н. э.

Наиболее проницательные представители ассирийской правящей верхушки понимали, что так долго продолжаться не может. И вот их взоры обратились на вавилонян. В этом братском народе они видели единственное спасение. Ассирия сможет избегнуть катастрофы только в том случае, если она объединится с Вавилонией. Дуальная ассиро-вавилонская держава – вот к чему пришла правящая верхушка Ассирии в поисках спасения от надвигавшегося краха. Этим и объясняется восстановление Вавилона Асархаддоном.

В сентябре 609 г. Набопаласар, получив помощь от мидян, двинулся на выручку Харрану. Фараон Нехо, узнав о его приближении, снял осаду и без боя отступил за Евфрат. Харран остался в руках вавилонян. С 609 г. ассирийцы и их царь Ашшур-убаллит навсегда исчезают со страниц истории. Ассирия пала, и не было силы, способной возродить её, ибо ассирийский народ прекратил свое существование задолго до этого события.

Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа. Набопаласар лишь глухо упоминает о победе над Субарумом – так в глубокой древности называлась Северная Месопотамия. В другой надписи он говорит: «Ассириец, который с давних дней господствовал над всеми народами и своим тяжким игом наносил ущерб народу Страны (т. е. Вавилонии), – я, слабый, смиренный, чтущий владыку владык, могучей силой богов Набу и Мардука, моих господ, отвратил их стопы от страны Аккад и сбросил их иго». А царь Набонид, один из преемников Набопаласара, прямо утверждал вопреки истине, что вавилоняне не принимали никакого участия в разгроме ассирийских городов, что всё это было делом рук одних скифов. Набопаласар же, по словам Набонида, лишь молился богам и в знак печали спал не на ложе, а на земле.

Победа над Ассирией принадлежала к числу таких успехов, которыми в Вавилоне стыдились гордиться. В результате её был уничтожен братский народ, ставший смертельным врагом Вавилона лишь в силу обстоятельств, и вавилоняне горько сожалели о случившемся. Они понимали, что обязаны победой в первую очередь варварам – мидянам и скифам, в которых не без основания видели будущих страшных врагов своей родины.

Итогом многолетних и кровопролитных войн, которые вели Набопаласар и Навуходоносор II, явилось возникновение Нововавилонской империи. В её состав вошли почти все страны Благодатного полумесяца. Эта империя была создана силой оружия, но Навуходоносор II, её создатель, никогда не обманывался насчет возможностей Вавилона. Вавилон вышел победителем в войнах благодаря союзу с Мидией, и Навуходоносор знал, что в этом союзе Вавилон более слабый партнёр и что мидяне рано или поздно поймут это и обрушат на него свой удар. Поэтому главная цель внешней политики Навуходоносора состояла в достижении прочного мира на Ближнем Востоке.

В то самое время, когда Навуходоносор II создавал империю и систему международного равновесия, родился Кир, будущий царь персов и завоеватель Передней Азии. Шли годы. Кир вырос и в 558 г., после смерти своего отца Камбиза, занял персидский престол.

…а закончилось в 550 г. полной победой Кира и завоеванием им Мидии. Затем в 547 – 546 гг. персы покорили Лидию. Возникла могучая и воинственная Персидская держава. Теперь жертвой её экспансии предстояло стать Вавилону.

Кир не торопился наносить решительный удар. Он стремился овладеть Вавилоном без серьёзных боёв. С конца 40-х годов персы начали захват внешних владений Вавилона, постепенно отрезая его от остального мира. Одновременно многочисленные агенты успешно вели пропаганду в пользу Кира в самой Вавилонии.

10 октября 539 г. персам без боя сдался Сиппар, а 12 октября 539 г. войска Угбару, наместника страны Гутиум, без боя вступили в Вавилон. Царевич Валтасар, пировавший в это время во дворце, был захвачен персами врасплох и убит. Угбару, наместник Гутиума, командовавший персидскими войсками, вступившими в Вавилон, немедленно принял меры по предотвращению в городе резни и грабежей.

«3 арахсамну (29 октября 539 г.), – продолжает хроника, – Кир вступил в Вавилон. (Улицы) перед ним были устланы ветвями. Мир в городе был установлен. Кир объявил мир всему Вавилону».

В довольно пространном предисловии «Манифеста» снова живописуются «безобразия» Набонида и обиды, которые он причинил богу Мардуку, храму Эсагиле и Вавилону. Когда терпение бога Мардука иссякло, он отыскал Кира, царя Аншана (т. е. Персиды), вручил ему власть над народами и, наконец, вверил его заботам Вавилон, народ которого встречал его с великой радостью как избавителя от нечестивого царя Набонида. В конце «Манифеста» помещена молитва к вавилонским богам о ниспослании благополучия Киру и его сыну и наследнику Камбизу. В этом обрамлении помещён собственно текст манифеста, написанный от лица Кира.

Кир претендовал на роль царя-освободителя, и он выполнил свои обещания, данные покорившимся его власти народам. Случай в истории исключительный, но вполне объяснимый. Стремясь к мировому владычеству, Кир хорошо понимал, что при помощи одного персидского войска только насилием ему этой цели не достичь. Он понимал также, что страны древней цивилизации, ставшие объектом персидских завоеваний, поражены смертельным недугом и готовы видеть в нём своего спасителя и исцелителя. Кир умело использовал это обстоятельство, чем и объясняются как его поразительные военные успехи, так и репутация «отца» и «освободителя», которая закрепилась за ним в памяти не только персов, но и покорённых им народов, в том числе вавилонян, греков и иудеев.

Деловая жизнь Вавилона не испытала никаких потрясений от персидского завоевания. Наоборот, установление мира и включение Вавилонской империи на правах личной унии в состав громадной Персидской державы дали новый толчок экономическому оживлению. Вавилон стал, наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами, одной из четырех столиц персидского царя и пожинал от этого обильные плоды.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…праздник Песах, от которого потом стала отсчитываться христианская Пасха, всегда припадает на весну. Всегда на весну. Весна! Очень хорошо. Описан один к одному ритуал праздника Суккот, происходящего осенью. И этот ритуал, где-то три тысячи лет происходит неизменно и точно так сейчас происходит в любой синагоге. Берут пальмовые листья, бьют ими по земле, делают такие букеты из четырёх растений, так называемый «арба миним» – четыре вида растений, пальмовыми листьями устилают полы в синагоге. Это древний-древний ритуал. Пальма – символ плодородия и так далее. Суккот – праздник шалашей. Кричат «Ошана Раба» – Великое Славословие, отсюда – Осанна. Кому? Господу. И говорят: «Да придёт Мессия! Благословен грядущий во имя Господне!» – ибо этот праздник так и называется Ошана Раба – Великое Славословие. Причём тут плотник?! С каких он взялся перепугов? Тот, кто писал, перепутал все праздники еврейские. Или он их не видел, или Пётр сказал своему секретарю Марку (Марк же никакой не очевидец, это секретарь Петра, – Евангелие от Марка): «Вот это дело там, понимаешь, как, ну, праздник был». – «Да, ну вот там, да, Суккот». А сам Марк вырос в Риме, вообще понятия не имеет про жидовские праздники. Ему оно, что Суккот, что Песах. И он написал, и оно так и получилось. Описан точно ритуал праздника Суккот один к одному.

Это называется контаминация в научных текстах, когда смешиваются два источника. А дальнейшие читатели, они в еврейских праздниках не больно секли. Евреи, когда читали, смеялись, но кто их слушал. А для большинства людей… Им же батюшко объяснит». [B.141.15]

 

 
     
 

Victoria – Logica

 

«…когда Господь, ваш Бог, отдаст их в ваши руки и вы победите их, то предайте их заклятию – уничтожьте! Не заключайте с ними договоров и не давайте им пощады.

Не вступайте с ними в родство, не выдавайте своих дочерей замуж за их сыновей и не берите их дочерей в жены своим сыновьям.

Иначе они отвратят от Меня ваших сыновей и те будут служить другим богам! Тогда Господь разгневается на вас и немедленно вас уничтожит.

Поступите так: их жертвенники – разрушьте, их священные камни – разбейте, дерева Ашеры – срубите, изваяния – сожгите!

Ведь вы – святой народ у Господа, вашего Бога; Господь, ваш Бог, избрал вас из всех народов земли, чтобы вы были Его драгоценным достоянием». (Второзаконие 7: 2-6)

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…мы встречали уже описание того, как израильтяне поступили радикально жестоко с некоторыми народами, с которыми они воевали, уничтожив их полностью. И здесь призыв к тому же самому. Видимо не было тогда у тех израильтян другого способа полностью оградить себя от этого языческого влияния. Язычество должно было быть уничтожено вместе с его носителями». [P.125.310]

 

 
     
 

Николай НИКИТИН, кандидат исторических наук: «…когда донские казаки взяли Азов и предложили его Государю принять под свою высокую царскую руку, собрали земский собор, чтобы знать, готова страна к войне с Турцией или нет. Оказалось – не готова: навояне заявляли, что они пуще крымских и турецких врагов разорены московской волокитою и неправедными судами».

Андрей ЮРГАНОВ, доктор исторических наук: «…по Азову, ведь там мнения разделились: всё-таки служилые люди понимают так, что война – это средство заработать, они говорят: «Мы – за войну», а торговые люди и посадские говорят: «Да, нет  у нас этих денег». Тем более Турция в то время была сильным государством, что не нам с нею воевать: мы бы не только Азов потеряли, мы бы ещё весь юг России потеряли, если бы начали эту войну.

…вот этот служилый слой в принципе готов всегда воевать». [T.10.LI.128]

 

 
     
 

Императрица Елизавета Петровна умирает 25-го декабря 1761-го года. В тот же день царский манифест провозглашает восшествие на престол императора Петра Третьего. Его правление продолжалось 186 дней.

Из записок Якоба Штелина: «Самое замечательное дело, которое совершил он в первые дни своего правления – есть бесспорно уничтожение Тайной канцелярии – судилища, подобного инквизиции, и дарование русскому дворянству свободы».

Наталья ЗАЙЦЕВА, кандидат искусствоведения: «18-го февраля 1762-го года Пётр издаёт указ «О вольности и свободах российского дворянства». Восторг был всеобщим. Современник так описывает этот день: «Все прыгали от радости и благословляли имя императора, подписавшего этот указ». Единственный человек в империи этому не радовался – это была его жена императрица Екатерина Алексеевна.

Когда она увидела плачущего от радости Дашкова, она спросила, в чём его радость. Тот говорит, император указ подписал о нашей вольности – свободе служить иль не служить. Он достоин того, чтобы ему воздвигли золотую статую. Императрица иронично ответила Дашкову: «Неужели до этого вы были крепостными и вас продавали доныне?»

А позднее с горечью и едко писала: «Все радовались в тот час свободе и вольности служить и не служить, забывая о главном, что все свои почести и имения приобрели они на службе царской».

Позднее Екатерина поймёт всю глубину этого указа: взойдя на престол она дважды подтвердит его, и в исторической памяти именно императрица Екатерина Вторая, а не император Пётр Третий останется правителем, давшим вольность и свободу всему российскому дворянству. [T.10.DCXIV]

 

 
     
 

Право – Бафомет

 

Alain Demurger, maître de conférences honoraire à l'université de Paris I Panthéon-Sorbonne: «По церковному праву арест тамплиеров является незаконным: король не имел права посягать на орден, подчинённый напрямую Папе Римскому. Филипп нарушил закон, действуя, как защитник веры».

Jacques Ravenne, auteur, éditeur et scénariste: «Тамплиеров обвинили в ереси – это преступление; в содомии – тоже нарушение; в поклонении идолам. Знаменитому идолу Бафомета – это окситанская, то есть, южнофранцузская версия имени Магомета».

В середине тринадцатого века военная удача отвернулась от христиан Ближнего Востока. Египетские мамлюки нанесли им ряд тяжёлых поражений: захватили Иерусалим, а потом и Акру. Христианские государства Востока пали.

Jacques Ravenne, auteur, éditeur et scénariste: «До этого к рыцарям относились благосклонно. Слава их поблёкла, когда они проиграли войну с Египтом, во многом из-за стратегических ошибок. Когда храмовники вернулись в Европу и поселились в разных государствах, они стали благополучными рантье, что вызвало неудовольство и у крестьян, и у знати».

Спустя много лет после потери Святой Земли великий магистр Жак де Моле попытался вновь завести машину христианской войны: крестовые походы – главная миссия тамплиеров – но их время прошло, и тамплиеры теперь служили самим себе.

Alain Demurger, maître de conférences honoraire à l'université de Paris I Panthéon-Sorbonne: «Орден получал средства в основном от земельных владений и их эксплуатации».

Julien Théry, Université Lyon II: «В Средние века всё богатство связано с землёй – не бывает безземельных богачей. Командорства, по сути, – церковные учреждения, и все крупные монастыри владеют огромными поместьями, на которых работают крестьяне. Храмовники прекрасно вели хозяйство, у них была репутация дальновидных управляющих, и не только своими землями. Они умело обращались с капиталом. Им доверяли большие суммы. Ни один орден не вёл финансовые дела с таким размахом».

Jacques Ravenne, auteur, éditeur et scénariste: «В королевстве Филиппа существовала вооружённая армия – важная сила и в экономике, и в политике, и в военной среде. Все понимают, что крестовых походов больше не будет. В обществе есть самостоятельная вооружённая сила, и она неподконтрольна королю».

Alain Demurger, maître de conférences honoraire à l'université de Paris I Panthéon-Sorbonne: «Закон разрешал пытать человека, если его обвиняли в ереси: считалось, что иначе еретик не сознается. Признания в ереси, сделанные под воздействием, считались истинными, но люди более просвещённые, понимали ценность показаний, данных под пыткой. По этой причине Папа Римский потребовал расследования».

Ghislain Brunel, directeur des publics, Archives nationales: «Климент Пятый поражён тем, что люди, находящиеся под его защитой, посажены в тюрьму. Он требует освободить тамплиеров и вернуть их имущество в руки Церкви.

Пытка – обычное дело инквизиции, но в данном случае она не давала согласия».

Филипп Красивый не обратил внимания на протесты Папы Климента.

Julien Théry, Université Lyon II: «Церковь – самый крупный землевладелец и во Франции, и во всей Европе. Церковь и её владения полностью освобождены от налогов, в том числе от налоговых сборов короля. Это от трети до половины доходов королевской казны, а король их не получает».

Jacques Ravenne, auteur, éditeur et scénariste: «Да, конечно, это политическая интрига – заговор. Но ещё это первое проявление централизации государственной власти по-французски. Отныне всё строится вокруг королевства Франция с центром в Париже, и все дела вершит один человек – король.

Нанеся один большой удар, Филипп хотел не только уничтожить Орден храма, но ещё дать понять своим противникам: «Вот, что я думаю о высшей французской аристократии. Помните, что король может бить быстро и сильно».

История обросла множеством мифов, о ней рассказывают легенды. Этот процесс и казнь – сильный политический акт: без него Франция не стала бы такой, какая она есть».

Спустя много веков один пергаментный документ из Шенона сообщил, что за преследованиями тамплиеров скрывался конфликт между королём и Папой, касавшийся религиозного правления во Франции. И здесь нельзя разделять политические, финансовые и имущественные интересы.

Что же касается ереси, в которой обвиняли тамплиеров, почти никаких доказательств найдено не было. Всё говорит о том, что большая часть обвинений против рыцарей Храма, не имела под собой никаких оснований. [T.10.DCLV]

 

Орден тамплиеров зародился в ожесточённой борьбе за другое святое место Иерусалима: к востоку от Храмовой горы находится Храм Гроба Господня. Он был основан в четырнадцатом веке нашей эры на том самом месте, где, как считают христиане, был распят Иисус из Назарета.

…на протяжении тысячи шестисот лет христианские паломники поклоняются этой святыни, но в 637-м году над ними нависла угроза гонений и смерти. В этом году Иерусалим захватили мусульмане. Сначала они сожгли Храм Гроба Господня, затем на этом месте построили мечеть. Столетия спустя армии христианского мира решили отвоевать храм. В 1095-м году Папа Римский Урбан Второй дал благословение на священную войну – Первый крестовый поход. В 1099-м году они вернули себе Иерусалим, истребив мусульманское и еврейское население.

В 1119-м году большая группа паломников, идущая в Иерусалим, была перебита. Это вызвало негодование в Европе. Крестоносцы опасались, что если они не примут меры, все их достижения будут напрасны. Позднее в том же году девять рыцарей-крестоносцев под предводительством французского дворянина Гуго де Пейна поклялись посвятить себя защите паломников.

Dr. Edward Coleman, University College Dublin: «Тамплиеры появляются в ходе Крестовых походов. Назревает проблема: паломников, которые после успеха первого похода приходят в Иерусалим в большем количестве, необходимо защищать. И эту роль берут на себя тамплиеры».

Они создают свою штаб-квартиру в мечете аль-Акса на Храмовой горе. Более шестидесяти лет здесь будет центр власти рыцарей – их военная и религиозная штаб-квартира. Рыцари были очарованы этим местом настолько, что назвали себя «бедными воинами Христа и Храма Соломона» – звание, впоследствии сокращённое до рыцарей-тамплиеров.

Prof. Helen J. Nicholson, Cardiff University: «В отличие от других армий двенадцатого века, тамплиеры были постоянным дисциплинированным силовым подразделением. И на поле боя они прибывали первыми, а уходили последними». [T.29.XX.1]

 

 
     
 

Spiritus dominat formam – Logica

 

Борис ШТЕРН, астрофизик, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН и Астрокосмического центра ФИАН: «Здравый смысл, на самом деле, хорошо работает в неких ограниченных масштабах – это наша Земля, это наша Солнечная система. Когда он перестаёт работать? Это либо микромир и низкие температуры – квантовая механика: там происходят вообще чудовищные вещи. Это происходит при огромных скоростях – это Специальная теория относительности. И это происходит при скоплении громадных масс – чёрные дыры. Здесь надо свой здравый смысл волевым усилием ограничить и учить математику. Математик очень легко понимает, что такое, например, «замкнутое трёхмерное пространство». А простого человека на этом очень сильно корёжит, даже если это доктор наук, но немножко не тех наук. И тогда постепенно выработается новая интуиция, соответствующая масштабам, которые нам недоступны». [P.150.1]

 

 
     
 

Victoria Fatum

 

Когда Тутмос III сделал правителем Таку, основателя династии, к которой принадлежал Никмепа, он, видимо, отдал под его власть территорию бóльшую, чем владения его предшественников. Алалах был столицей царства Мукиш, куда входила по меньшей мере северная часть долины Амук и которое простиралось на запад по нижнему течению Оронта до берегов Средиземного моря. Сюда же входила и Ама’у, холмистая область к югу от равнины. Царство Алеппо и земля Ния, место заповедника слонов, были не в первый раз присоединены к Мукишу, и к этому фараон добавил Нухашши, огромное степное пространство на юг от Алеппо и на восток от Оронта. Образовалось поистине огромное и важное царство, которое, однако, нелегко было сохранять в целости. Пока Египет готов был поддерживать своего вассала, последний мог сохранять власть над правителями различных провинций, но без этой поддержки трудно было её удерживать.

Смерть Тутмоса III около 1447 г. до н. э. почти наверняка послужила сигналом для восстания в Сирии, инспирированного Митанни.

*

…к моменту, когда Идри-ми отошёл от дел, Суппилулиумас находился у власти лишь года два или около того, но уже укрепил своё положение и готовился выступить против Северной Сирии как с помощью дипломатии, так и с помощью силы, и там, где потребовалась бы сила, он был готов употребить её в полной мере.

Возможность для выступления появилась в момент разногласий между государствами Хурри и Митанни, которое длительное время возглавляло союз; хетты считали своим союзником царя Хурри Артадаму и тем самым получили повод выступить войной против царя Митанни Арташумара. Хеттская армия двинулась на юг через перевалы Тавра. Войско Митанни было разбито, но это было только начало. Цари сирийских городов-государств понимали, что Суппилулиумас намерен покорить всю страну и очень быстро наступит их черед; наскоро сколоченный союз не способен был противостоять вторжению, а поодиночке они были лёгкой добычей; в отчаянии они вспомнили о своём старом сюзерене и обратились к фараону.

Из дипломатической переписки, обнаруженной в Телль-эль-Амарне, в Египте, в архиве департамента по иностранным делам фараона, ситуация становится ясной. Царь Катны (Центральная Сирия) пишет Аменхотепу III: «О мой господин, тогда, как я шлю мою любовь к царю, моему господину, так делают и царь Нухаши, царь Ни-и (Нии), царь Зинзара и царь Тунаната. Истинно все эти цари принадлежат моему господину, твои вассалы». Катна, расположенная неподалеку от Кадеша, действительно находилась в зоне египетского влияния, но Нухашши и Ния уже длительное время как расторгли союз с фараоном. Царь Катны здесь тактично выступает как посредник северных государств, подвергавшихся опасности в первую очередь. Но Аменхотеп III был стар и, приближаясь к завершению своего мирного правления, полностью погрузился в заботы по демонстрации своего фараонского величия – занимался строительством храмов и устройством дворцовых празднеств; об организации военного похода в отдалённые страны не могло быть и речи. Он мог отправить немного войск в Сирию, когда призывы его вассалов стали всё более и более тревожными, но их едва хватило на поддержание внутреннего порядка, но никак не на то, чтобы приостановить наступление хеттов. В 1375 г. до н. э. Аменхотеп умер, его наследник, непрактичный мечтатель Эхнатон, был мало обеспокоен судьбой Египта, а тем более Сирии. Суппилулиумас с циничной вежливостью направил ему поздравления по случаю вступления на престол и приготовился лишить его империи.

Приблизительно в это же время Адад-нирари, которого мы считаем сыном Идри-ми, тоже направляет письмо фараону (правда, неясно, Аменхотепу III или уже Эхнатону), изъявляя свою преданность и умоляя о помощи. Он напоминает фараону, что Тутмос III содействовал увеличению царства его предка Таку и обещал покровительство, а теперь хетты угрожают всем, кто принадлежит партии Египта. Сюзерен, который ожидает верности от подвластных ему правителей, тоже должен быть верным в трудную минуту: «Воистину, если мой господин сам не придет на помощь, пусть мой господин пошлёт от себя сановника с солдатами и колесницами». Это был глас вопиющего в пустыне. Войска не были посланы, и тем самым хеттам были развязаны руки. По-видимому, Адад-нирари умер, и Такува наследовал ему как царь Мукиша в самый острый момент. Около 1370 г. до н. э. Суппилулиумас одолел Тушратту и захватил царство Митанни, после чего организованное сопротивление сирийских государств было уже невозможно.

Леонард Вулли [B.156.2]

 

 
     
 

…движение постепенно уходит в подполье. Ситуация тупиковая: правительство не может пойти на уступки из-за актов насилия, суфражистки не могут отступить.

Насилие достигает своего апогея 4-го июня 1913-го года во время дерби в Эпсоме. Активистка движения Эмили Уайлдинг Дэвисон в попытке привлечь внимание в самый разгар скачек пробирается за ограждение и встаёт на пути лошади короля Георга Пятого.

Конь мчится во весь опор. Король не может избежать столкновения. От полученных травм суфражистка скончалась.

Гражданское неповиновение. Хотя этот термин появился только в 1849-м году, его концепция восходит к Римскому праву, в котором прописано право на сопротивление.

Когда протест отвечает насилием на насилие, гражданское неповиновение не столь категорично. В действительности сила государства полностью зависит от лояльности его населения: если народ откажется подчиняться, у государства больше не будет власти. Кроме того, достаточно большая часть населения должна присоединиться к движению, чтобы оно имело успех. Одно непременное условие – лидеры должны быть готовы идти на любой риск, чтобы подать пример и повести людей за собой. Так было с Ганди, Мартином Лютером Кингом и Нельсоном Манделой: их деятельность была гораздо эффективнее действий любой террористической группы. Насилие порождает насилие. [T.10.DCXLI.7]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Logica

 

Максим МОИСЕЕВ, кандидат исторических наук: «…посланник Даниил Губин попал в ситуацию, когда он никак не мог этого урегулировать или остановить.

Ногайское посольство возвращалось, и сопровождал его русский посланник. Он мог только уговаривать, что это дело непригожее и надо отпустить.

С ним дальше происшествия продолжались. Когда вернулись в степь, уже подъезжая к ногайским территориям, посланники ногайских аристократов его окружили и стали требовать, чтобы он как можно быстрее раздал им все поминки, посольские дары. Он отказывался, потому что по ритуалу он должен был прибыть в ставку, и вот там происходил ритуал одаривания этих аристократов. Но они сказали, что если только мы приедем в столичный город Орды – это Сарайчук, то бий сразу всё заберёт и нашим господам ничего не достанется. Он опять их стал отговаривать. Закончилось тем, что его отодвинули в сторону, и просто все эти телеги, в которых поминки были, они их просто разграбили и разъехались по своим улусам.

Он дальше печально приехал в ставку, его сопровождал бейский посол. И там произошло. Остатки даров он раздал, естественно. Но с него стали требовать пошлину, которую он должен заплатить.

Это были пошлины, которые, по всей видимости, были пережиток ещё ордынских времён, притом таких, очень давних: по всей видимости, восходящих вообще ещё к монгольскому посольскому церемониалу, когда за право увидеть хана или его представителя надо было заплатить некую пошлину. В русской традиции она получила название «придверной пошлины».

Это очевидный пережиток ордынской зависимости. В Москве, конечно, с ней пытались бороться и постоянно требовали, чтобы её никто никогда не платил. Но тут происходило  просто столкновение двух церемониалов. И. надо сказать, если бы московские послы следовали бы прямо своему наказу на сто процентов, то никаких бы дипломатических отношений бы и не было. Потому что наказы требовали, если будут просить пошлину, развернуться, уйти и переговоров не вести. И вот здесь мы видим как бы конфликт идеального инструктивного и реального, когда и государству и посланнику нужно выполнить миссию. И государству, вообще-то, важно бы получить какую-то информацию. Тогда надо было найти какое-то среднее.

Среднее было найдено. Выглядело это как откровенно жуткий спектакль, когда на послов набрасывались, послы выступали, говорили грозные речи, отговаривали. Ну, а затем, как правило, они отходили в сторону и давали возможность представителям бия забрать то, что необходимо. В русских документах это всегда чётко определялось, как грабёж. Но, по всей видимости, это, всё-таки, не совсем грабеж, а именно взимание придверной пошлины. Потому что они всё остальное время они в этой ставке проживали, то есть, если бы их просто ограбили подчистую, как они пишут в своих отписках, то тогда бы они, наверное, были бы просто голодные и голые. Но они как-то возвращались. Я склонен считать, что это именно вот такой спектакль, который организовывался, дабы выйти из церемониального тупика.

Постордынкое политическое пространство, оно, в общем, себя воспринимало в праве требовать от улусников и данников некоего подчинения. И сохранение таких пережитков в церемониалах отношений, оно сохранялось, и, естественно, Московское государство, которое после освобождения от ордынской зависимости политической мифологии Москвы станет крайне важным пункт вот абсолютной суверенности. И это, кстати, на западном направлении тоже будет приводить к конфликтам, потому что это требование абсолютной суверенности войдёт уже в конфликт с западноевропейской политической системой отношений, когда все друг с другом в отношениях равенства и подчинённости. Но в случае с постордынскими сообществами это приводило просто к сериальному конфликту, который никогда не заканчивался. И, по сути, сама дипломатия и сами переговоры. Они получаются под этим конфликтом. То есть, конфликт идёт сам по себе, он просто изначально существует. А сами контакты происходят… В нашем случае это похоже, как вот если бы занырнули в течение и в нём плывёте: оно само по себе, а вы в нём находитесь». [P.141.58]

*

Советско-монгольский фильм «Его зовут Сухэ-Батор» рисует героико-романтический образ лидера монгольских революционеров. Молодой командир Дамдин Сухэ-Батор показан как защитник народа, который сразу же нашёл общий язык с большевиками. На самом деле летом двадцатого года монгольская делегация, названная впоследствии «революционной семёркой», и советская сторона долго не могли достигнуть взаимопонимания. Переговоры шли крайне тяжело, и главным спорным вопросом стали взаимоотношения Монголии с Китаем.

Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ, доктор политических наук, Институт социологии РАН: «Большевики очень активно всё время спрашивали монгольскую делегацию: «А как вы относитесь к китайскому трудовому люду? Вам по пути с китайским трудовым людом?» И это, в общем-то, очень сильно, как раз, монголов раздражало. А вот эту семёрку интересовало, прежде всего, оружие, деньги и дипломатическая поддержка».

Своей главной цели семёрка не достигла: Москва отказалась поддержать отделение Внешней Монголии в самостоятельное государство. Однако уже зимой 1921-го года китайцы были изгнаны из Урги, но не большевиками, а отрядами белого генерала Унгерна. В этой ситуации Советская Россия больше не могла стоять в стороне.

Владимир ГРАЙВОРОНСКИЙ, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «Летом двадцать первого года произошла монгольская (она в то время называлась «народная») революция. Революция произошла при содействии советской России, Красной Армии, которая вошла по просьбе Временного правительства Монголии для того, чтобы изгнать и разбить войска белогвардейцев. Осенью этого же года в Советскую Россию впервые приехала официальная делегация».

В канун четвёртой годовщины Октябрьской революции, 5 ноября 1921-го года Москва встречала делегацию Народного правительства Монголии. В состав её входил основатель Монгольской народно-революционной партии и вождь монгольского народа Сухэ-Батор.

Евгений ГРИГОРЬЕВ, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории: «…записка уполномоченного Наркомата иностранных дел по Сибири и Дальнему Востоку Бориса Захаровича Шумяцкого наркому иностранных дел Чичерину. Шумяцкий обратил его внимание на то, какие подарки и в какой последовательности нужно будет вручать членам монгольской делегации. Это шло первым пунктом его записки.

«Уважаемый товарищ Георгий Васильевич!

Первое. Сегодня на чашке чая вы от имени Правительства вручите подарки. Вазу для Хутухты (Хутухта – это другой титул Богдо-гэгэна, то есть, святой в буддистской иерархии), кольцо его супруге. Два бокала председателю делегации Данзану. И кинжал главкому, товарищу Сухэ-Батору. Остальным не надо. Этого вполне достаточно».

Далее Шумяцкий подробно расписывает вопросы предоставления ссуды и военного имущества Монголии. Напирает на то, чтобы ускорить принятие решения высшим партийным органом об отпуске монголам ссуды в один миллион рублей серебром. В условиях осени 1921-го года это огромные деньги. Тем не менее было принято решение о передаче такой большой суммы монголам».

5 ноября 1921-го года советская Россия и Монголия подписали договор об установлении дружественных отношений. Наша страна первой в мире признала независимость Монголии. Отказалась от неравноправных экономических привилегий, концессий и списала дореволюционные долги. [T.10.CCCLXXI.8]

 

 
     
 

Николай ДОЛГОПОЛОВ, журналист и публицист, писатель-документалист, историк спецслужб: «…как мне говорил Юрий Иванович (Дроздов, генерал-майор), этот человек был осетином. Он знал много восточных языков, в том числе и язык одного горного аула, где, по легенде, он родился, и откуда ушёл ещё мальчишкой десятилетия назад на поиски богатства, славы, на поиски пропитания, в конце концов».

Аул, где родился полковник К. был так похож на горное селение из его придуманной легенды. Нелегалу нужно было показать, что у него есть настоящая мать с арабского Востока, чтобы нигде, никогда и ни у кого не возникало вопросов откуда он родом. Полковник знал о своём поразительном внешнем сходстве с её сыном, который погиб. Но мать о смерти сына не знала.

Николай ДОЛГОПОЛОВ, журналист и публицист, писатель-документалист, историк спецслужб: «Обстоятельства сложились так, что ему пришлось подтвердить, что он действительно выходец из этого горного селения. Ему надо было для этого возвратиться туда. И он возвратился. А риск был не то что страшный, а просто жутчайший. Засвидетельствовать это мог лишь один человек – его старушка-мать, которая была жива.

…и Дроздов сказал, что мы об этом тоже думали, и поэтому несколько ниже этого горного селения была спрятана машина, которая домчала бы в случае чего нашего полковника К. до ближайшего аэродрома: он быстро вернулся бы в Европу – всё было готово. Но К. решил твёрдо пробиваться в селение. Он дошёл до селения, он вошёл в селение, и шёл к своему «родному» дому. Он знал, где его «родной» дом. И он знал, что его «мать» должна выйти и встретить его. И вот здесь чуть не случилось то, что называется провалом, потому что около «его» дома на скамеечке сидели три женщины. И какая из них «его» мать, он, конечно, не знал. Одна из них была слепа. И вот эта слепая женщина встала и сказала: «Идёт мой сын». И когда «сын» припал к ногам матери, она ощупала его голову, глаза, посмотрела и сказала: «Ты пришёл ко мне! Ты вернулся мой сын». «Сын» пробыл с мамой неделю: ему надо было срочно уезжать, не было времени. Он успел очень многое сделать для «мамы». Он получил её благословение. И больше никогда в это селение не приезжал: не было возможности, сил, времени. Но, «маме» помогали.

Я говорю: «А вот это кощунством не попахивает?». Дроздов говорит: «Нет! Это попахивает заботой». Потому что до конца дней маминых советская разведка переводила деньги от имени сына на счёт «мамы». Все родственники были счастливы. Ей отстроили дом, починили крышу старую. Она жила, и, как Юрий Иванович сказал, усмехаясь, что «мама», может быть и благодаря этому прожила очень и очень долго». [T.10.DCCXVI.1]

 

 
     
 

Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте) – Иероглиф (стрела, летящая по окружности)

 

Андрей МАСЛОВСКИЙ, кандидат исторических наук: «…у любой монархии есть уязвимое место – это вопрос престолонаследия. В империях наследников Чингисхана эта проблема была в квадрате или в кубе, потому что никаких чётких правил престолонаследования не существовало. Вернее, существовало несколько правил, взаимно исключающих друг друга. И фактически, чтобы стать новым ханом, нужно было добиться консенсуса феодальной знати.

Нужно понимать, что все эти феодальные империи, будем их так называть честно, они состояли из многих лоскутков, которые связывал только консенсус военной знати. И когда этот консенсус распадался, единственным способом решить, кто будет новым владыкой, была, собственно говоря, война.

После смерти Джанибека, когда его сын Бердибек убил двенадцать своих братьев: после того, как убили самого Бердибека, не было очевидного наследника. То есть, наследников-то было очень много: когда существует многожёнство, когда росло несколько поколений, то наследников теоретически может быть несколько сотен. Но важно не только то, что в твоих жилах течёт кровь Чингисхана, но и что за тобой стоит какая-то политическая сила. И вот таких несомненных претендентов, которые могли быстро устранить соперников, не было.

И поэтому с 1359 года начинается серия переворотов. И чем дальше – тем, в общем, хуже. Нужно отметить, что если первые перевороты, они в русских летописях отмечены, то через несколько лет вообще русских летописцев перестало это заботить. То есть, ситуация стала настолько патовой, что русским стало всё равно.

И через несколько первых переворотов сложилась такая ситуация, когда Орда раскололась на две части. То есть, реально этих частей было больше, но две, как бы, основных части были таковы: в землях к западу от Волги установилось владычество аристократа-беклербека, то есть, фактически это гибрид военного министра и министра внутренних дел – Мамая, который правил от имени подставных ханов. То есть, среди Чингизидов всегда можно было найти мальчишку, от имени которого править. А в Заволжье, там правили в основном выходцы из восточных регионов Золотой Орды. И вот это противостояние между выходцами из западных и из восточных регионов, оно тоже давало себя знать.

И уже, видимо, в первые годы великой смуты чем меньше уверенности в своих силах было у претендента и у группировки, которая его окружала, которая и привела его к власти, тем более злым, тем более жестоким он становился. То есть, ты пришёл, воинов у тебя не очень много, вокруг враги, вокруг соперники. Что нужно сделать? – Нанести упреждающий удар, любого, кто косо на тебя посмотрит, какой-нибудь вельможа, убить его, а заодно и тех, кто от этого вельможи зависит.

Вот такова была канва всех этих событий – «Великой замятни». И вот это продолжалось до прихода ещё одной силы с востока, – до прихода Тохтамыша». [P.141.70]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Иероглиф (стрела, летящая по окружности)

 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии Нью-йоркский университет Абу Даби: «…встаёт вопрос, который сформулировал ещё больше ста лет назад великий археолог Гордон Чайлд: когда люди стали одомашнивать скот, кто-то среди людей стал одомашнивать других людей. Это буквально проблема одомашнивания людей. Как загнать людей в загон? Скажем, диких животных раньше убивали, свежевали, жарили и ели. Людей тоже можно было убить, захватить что-то у них ценное. Но ценным, наверное, были женщины разве что. Всех остальных убивали. А тут надо было придумать, как их заставить работать.

Имеет смысл использовать рабский труд только там, где очень простые и бригадные задания. В каменоломнях камни рубить. Или на плантациях. Именно поэтому плантации почти всегда и везде в истории сопровождаются рабским трудом. Поставить два десятка людей на плантации, один надсмотрщик с кнутом – это может приносить доход.

Вы никогда не думали, почему рыцари-иоанниты сбежали на остов Родос, потом на Мальту? Потому что на островах, конечно, и защищаться немножко полегче. Но там начинает возделываться сахарный тростник. Сахара средневековая, да и древняя, Европа не знала, там был мёд. А тут сахар в довольно больших количествах начинает появляться. Сахарный тростник приходит, видимо, из Индии через Месопотамию. С острова рабы уже не разбегутся. Тростник предполагает рабство потому, что много людей, скованных цепью, работают из-под палки. И это выгодно.

Посмотрите на это, как на мировую логику. На периферии происходит деиндустриализация. Когда у вас дешёвая рабочая сила, нет смысла употреблять сложную дорогостоящую технику, нет смысла давать ей образование, тем более нет смысла в гарантиях личных прав, свобод, в каком-то парламентаризме. А в центре в то же самое время имеет смысл, потому что это квалифицированные люди, без них вы начнёте проигрывать войны. Это надо смотреть, как на двуединый процесс: модернизация здесь и альтернативная модернизация там, где-нибудь на Ямайке и одновременно на украинских землях». [P.141.72]

 

 
     
 

Spiritus dominat formam – Logica

 

Свойственна ли апофения животным или это сугубо человеческая способность, связанная с нашим более развитым мозгом?

Если апофения - результат эволюции, то зачем эта способность у нас появилась?

Не является ли апофения предтечей всех религий?

Александр ПАНЧИН, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН: «Апофения – это склонность людей находить закономерности в каких-то бессмысленных данных. Например, увидеть лицо на какой-то фотографии с Марса, или лик Девы Марии на подгоревшей гренке, или услышать какие-нибудь слова, которых нет в этой песне на иностранном языке. В какой-то степени можно даже искусственный интеллект научить апофении, например, в такой программе, как «Google Deep Dream» искусственный интеллект обучают распознавать изображения, распознавать лица. И дальше можно распорядиться этим алгоритмом, чтобы дать ему фотографию, где нет лица, и попросить компьютер дорисовать это изображение: он может дорисовать лица собак или ещё что-нибудь, что этот алгоритм обучали искать. В принципе наш мозг – это просто нейронная сеть, как и мозг любого другого животного. И эта нейронная сеть пытается строить какие-то закономерности, пытается находить какие-то паттерны. И не всегда делает это правильно. Поэтому в принципе апофения свойственна в какой-то степени любой системе, которая пытается заниматься распознаванием каких-то образов или причинно-следственных связей. Есть очень знаменитые опыты Фредерика Скиннера (Burrhus Frederic Skinner), который брал голубей… Скиннер назвал это «голубиными предрассудками». То же самое возникает и у людей по похожим, на самом деле, причинам: наш мозг пытается строить причинно-следственные связи – делает это не идеально, и поэтому какие-то люди верят в гомеопатию. Это то же самое «магическое мышление», как и у голубя.

Вот эта склонность разума находить как ложные, так и реальные закономерности, она достаточно естественно возникла в процессе эволюции». [P.125.407]

 

Апофени́я (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным»: ἀπο «из-» и φαίνω «представление»)

*

ἀπο-φαίνω 1) показывать, предъявлять, представлять; 2) преимущ. med. объявлять, заявлять, сообщать, высказывать; 3) тж. med. доказывать…; 4) доносить, изобличать; 5) делать (кого-либо кем-либо); 6) производить на свет, рождать; 7) назначать, провозглашать; 8) med. предлагать; 9) вносить в казну (ἑκατὸν τάλαντα ἀπὸ τῶν πολεμίων Dem.). [B.169]

φαίνω, эп. тж. φᾰείνω (fut. φᾰνῶ и φᾱνῶ, aor. 1 ἔφηνα - дор. ἔφᾱνα, pf. πέφηνα; pass.: fut. φανήσομαι aor. 1 ἐφάνθην - эп. ἐφαάνθην, aor. 2 ἐφάνην с ᾰ, pf. πέφασμαι) тж. med. 1) светить(ся); 2) (об огне, свете) добывать; 3) являть, показывать, обнаруживать; 4) показывать, указывать; 5) доносить, разоблачать; 6) (о войсках у лакедемонян) посылать; 7) показывать в отражении, отражать; 8) чаще med. обнаруживаться с очевидностью, быть очевидным, (п)оказываться; 9) med. казаться, представляться[B.169]

 

 
     
 

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…речь идёт об эпохе энеолита или халколита, то есть, это период, когда наряду с медными орудиями существует большое количество каменных орудий: медных орудий ещё не так много. И медного оружия ещё не так много. И поэтому когда у вас оказывается какой-нибудь мастер с зубилом медным или с каменным топором, а рядом с ним стоит охранник, у которого точно такой медный топорик, то шансы их в случае возникновения конфликта примерно равны. И поэтому на всём протяжении Бронзового века вообще рабство было не очень развито. И, собственно говоря, классическое рабство появляется только в определённых очень конкретных условиях, уже в эпоху Железного века, когда действительно преимущество солдата, который надзирает или охраняет, или принуждает к действию, сравнительно с рабочим, который находится в каменоломнях, уже слишком велики. По экипировке он превосходит нескольких человек безоружных или вооружённых кирками или лопатами. Но эта ситуация не работали применительно к третьему тысячелетию до нашей эры. Поэтому государство должно было быть в те времена очень сговорчивым». [P.125.413]

 

 
     
 

Ярослав ЛЕОНТЬЕВ, доктор исторических наук, МГУ: «…те, кто вместе с ним потом вышел спустя несколько дней в отставку.

Дело в том, что ВИКЖЕЛЬ – Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников – не согласился. Это одна из самых влиятельных была не только профсоюзных организаций, это, вообще, была организация способная: главным транспортом России тогда были железные дороги. Тем более осенью, когда и речной закончился ход. Они обещали объявить забастовку всероссийскую, что они уже делали не раз. В 1905-м году, например, это, как раз, привело к Манифесту 17-го октября – к Конституционной монархии. То есть, железнодорожники были одним из самых влиятельных инструментов политической жизни России. И они не соглашаются, чтобы большевики сформировали в Смольном однопартийное правительство и требуют, как раз, однородно социалистического: войдут представители разных социалистических партий, исключая кадетов. ВИКЖЕЛЬ настаивал, чтобы Ленин не возглавлял Совнарком. Чтобы кто-то из более умеренных людей. Называлась кандидатура лидера эссеров Виктора Чернова – бывшего министра земледелия Временного правительства.

…и Каменев подал в отставку вместе с Ногиным, Рыковым и другими.

Каменев отправился в Крым, на Донбасс и Украину весной 1919-го года в качестве Уполномоченного Совета Обороны для того, чтобы обеспечить как раз голодающую Москву и Петроград хлебом. Это была уже вторая экспедиция. Первая экспедиция была в Поволжье. И выяснилось, что в Поволжье мало можно что собрать: там только что как раз закончилась ожесточённая – Восточный фронт отодвинулся ближе к Уралу, к Сибири. До этого в Поволжье как раз разворачивалась Гражданская война в 1918-м году. И тогда была предпринята следующая экспедиция во главе с Каменевым. Его сопровождал бывший член – экс-депутат Государственной Думы, старый его знакомый Муранов (Матвей Константинович). И ещё там была целая команда. Отправились специальным поездом.

Сначала они попали именно в Крым. Как раз в это время было сформировано первое советское Крымское краевое правительство во главе с младшим братом Ленина – Дмитрием Ульяновым. Именно Каменев настоял, чтобы не бывшая Таврическая губерния с выходом за перешеек, а именно в пределах самого полуострова Крым – вот этим ограничивались границы Крымской советской республики.

Дальше их путь лежал на Донбасс. Вот здесь и начинаются переговоры с Махно. Там к этой делегации присоединяется Ворошилов (занимал пост наркома внутренних дел Украинской советской республики). Столица была в этот момент в Харькове.

Возник вопрос, что полевые командиры – повстанческие части – забирают предназначенные к отправке в Россию эшелоны для голодающих с отгруженным зерном. Поводом к переговорам с Махно был этот эпизод. В то же время он хотел проверить лояльность Махно. В этот момент Махно занимал пост комбрига (он влился в Красную армию). В Гуляй-Поле встреча происходила. Участвовал в параде – на митинге вместе с Махно выступали, призвали к союзу между большевиками и повстанцами.

И что ещё очень важно: в это же время как раз вспыхнуло Григорьевское восстание – реально опасное для советской власти, особенно на Украине. Прямо в этот момент. Каменев должен был встретиться следом за Махно с атаманом Григорьевым на Херсонщине. Этого не произошло, потому что как раз в этот момент Григорьев двинул свои эшелоны на Екатеринослав – на нынешний город Днепр(опетровск).

И то, что перед этим Каменев удачно провёл эти переговоры с Махно, и действительно Махно расписался в том, что он союзник, как раз и помогло ликвидировать Григорьевскую авантюру. Как известно, Махно и его адъютанты лично застрелили потом Григорьева, который приехал к ним на переговоры». [T.10.D.64]

 

Андрей ВЕНКОВ, доктор исторических наук, профессор ЮФУ: «Гражданская война – это тема достаточно болезненная, и, до сих пор, политизированная. Довольно часто Гражданскую войну называли «войной братоубийственной». Но, как показывает практика, «братоубийственной» гражданскую войну называют проигравшие (проигравшая сторона). Те, кто победители, гражданскую вону «братоубийственной» никто никогда не назовёт.

Вот эти характеристики особенно всплыли в девяностые годы (двадцатого века), что война была «братоубийственная».

В целом же, если посмотрим, то у нас предпосылки гражданской войны вызревали веками. Это и разница жизни в городе и деревне, и невиданный по размахам «крестьянский вопрос» – восемьдесят процентов населения крестьяне. А начался капитализм, и шестьдесят процентов крестьян стали на грань разорения. А началась Мировая война, им в руки раздали современное по тем временам оружие, свели в батальоны, полки, дивизии. И большевики в течение трёх лет создали пятимиллионную армию крестьянскую. «Рабочий вопрос», «национальный вопрос» – в течение веков собирали эти земли, а потом начался капитализм и национальная буржуазия вкупе с национальной интеллигенцией пытались выйти из состава России. И внутри «титульной нации» страшный раскол: верхушка ориентирована на Запад (у нас до сих пор у значительной части населения евроцентричное мышление), а основная масса была традиционалисты. И когда всё это вызрело, вдруг Первая Мировая война всё это обострила, и потом являются большевики, которые вот эти потрясения решили использовать для развязывания Мировой революции. У них была концепция: революция может победить, если она будет мировой. Была стратегическая у них установка – захватить власть в России, либо любой стране, где в первой начнутся волнения, и опираясь на мощь этой страны, подтолкнуть революцию в таких странах, как Германия или Англия. А всё, что будут они делать в рамках вот этой страны, в которой первой начались волнения, – это было из разряда «тактики». [P.125.579]

 

 
     
 

Lex: Nahash – Spiritus dominat formam

 

Dr. Richard Feynman, a Nobel Prize in Physics Laureate: «…как ищутся новые законы.

В общем и целом процесс происходит так: первое – предполагаем, что он есть. Потом мы рассчитываем последствия нашего предположения, чтобы увидеть, как закон повлияет на мир (если он существует). И затем мы сравниваем полученное с тем, что видим в природе. Или, можно сказать, подтверждаем экспериментально – опытным путём. Сравниваем с наблюдением, чтобы увидеть, так ли это.

Если предположение расходится с результатом – вы ошиблись. В этом утверждении вся суть науки. Неважно, насколько ваша догадка красива, или насколько вы умны, кто её предложил и как его зовут, если эксперимент говорит обратное – она не верна. Вот и вся наука.

Справедливо, однако, всё перепроверить, чтобы точно убедиться в результатах. Может быть человек, проводивший эксперимент, что-то не так рассчитал. Или, может быть, повлияла какая-то упущенная деталь (грязь в оборудовании или ещё что). и даже если расчёты делал тот, кто делал предположение, он мог допустить какие-то ошибки в анализе. Это вполне очевидные вещи. Так что когда мы говорим «не согласуется с экспериментом», подразумевается, что эксперимент был проверен, расчёты также были проверены, и всё было рассмотрено так и этак несколько раз, чтобы убедиться в том, что логически следует из нашего предположения, не совпадает с результатами нашего точного и абсолютно надёжного эксперимента». [P.125.531]

 

Выдающийся французский физик Фредерик Жолио-Кюри замети как-то: «Чем дальше эксперимент от теории, тем он ближе к Нобелевской премии».

…где ему предложили лично понаблюдать «эффект Черенкова». Сидеть три часа в тёмной комнате гость не пожелал. Устные объяснения не убедили. Задетые за живое, два физика-теоретика напряглись и за одну ночь привели теорию Эффекта Черенкова до такого совершенства, что все трое были удостоены Нобелевской премии. Тамм, Черенков, Илья Франк. [T.10.CXXVIII.3]

 

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт)

 

perīculum, ī n [одного корня с experimentum] 1) проба, попытка, опыт; 2) опасность, риск; 3) судебный процесс; 4) протокол судебного заседания; 5) ритор. рискованный оборот, вычурность; 6) гибель, разрушение; 7) обострение, пароксизм[B.32]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Logica

 

Елена КОРЧМИНА, кандидат исторических наук: «…классическая институциональная теория.

Проблема заключается в том, что мы не знаем причинно-следственной связи: мы не знаем, что на что повлияло. То ли политический институт: то ли Славная революция в Англии, которая создала парламент, контролирующий правительство, позволила случиться экономическому росту. То ли до этого уже был экономический рост, который позволил парламенту получить эти права. Когда мы говорим о «великом расхождении», мы всегда говорим о корреляциях, нежели о причинно-следственных связях.

Но в целом эта концепция институциональная Норт (Douglass Cecil North) и Вайнгаст (Barry R. Weingast) о том, что существуют «хорошие институты», которые способствуют экономическому росту. Например «представительский институты», как парламент. С ним обычно в связке идёт гарантированное право собственности, и с ним обычно в связке идёт патентная система. Патент, на самом деле очень важная история в этом смысле, потому что ты можешь защитить свои права.

В Англии это сложилось первым, и поэтому считается, что Англия была хороша. Англия и Франция, безусловно, отличались по своему институциональному климату. Например, те страны, которые находились под колонизаторским бременем Англии, у них сложились лучшие институты, чем те, которые находились под колонизаторским бременем Франции. С точки зрения их дальнейшего экономического развития здесь оказалось положительное влияние. Это, вроде как, в поддержку институциональной теории.

При этом сейчас появляется огромное количество работ, которые показывают, что патентная система и гарантированное право интеллектуальной собственности – на самом деле, препятствие. Потому что это значит, что невозможно распространять знания бесплатно: а ведь это является одним из условий экономического роста.

Здесь ситуация, что фактически на каждый факт всегда есть какой-то контрфакт. И институциональная теория – её очень любят, ей очень много что объясняют. Проблема в том, что всё что угодно может быть институтом: экономические институты и политические, культурные…» [P.125.592]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10