ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
КОЛЕСО |
||||||
meātus, ūs m [meo I] 1) ход, движение (caeli V; lunae Lcr; stellarum Ар); полёт (aquĭlae T); течение (maris Mela); путь (meatum alicui rei praeparare PM): m. spiritūs PJ (animae Q) дыхание, вздох; 2) круговорот (solis lunaeque Lcr); перен. коловратность, изменчивость (fortuna celeri distincta meatu Ар); 3) выход, устье (Danubius in Ponticum mare sex meatibus erumpit T). [B.32]
canthus, ī m (греч.) 1) железный обод Q, Vlg; 2) колесо Pers. [B.32] * κανθος ὁ 1) угол глаза (κανθοὶ δύο, ὁ μὲν πρὸς τῇ ῥινί, ὁ δὲ πρὸς τοῖς κροτάφοις Arst.); 2) глаз, зрение (γήρᾳ κ. ἐπεσκέπετο Anth.). [B.169]
ос-canto, —, (ātum), āre зачаровывать, околдовывать (aliquem Ар). [B.32]
con-torqueo, torsī, tortum, ēre 1) вращать, вертеть (globum С); поворачивать (navem Lcr; membra quocumque vult C); 2) скручивать, искривлять (arbor contorta PM); 3) махать, размахивать (bracchium rhH); 4) метать развернувшись, бросать с размаху (hastam V; telum in aliquem QC): с. verba С говорить высокопарно, с подъёмом; 5) уговаривать, располагать, приводить, склонять (с. auditorem ad aliquam rem С); 6) ритор. делать неожиданный поворот в речи, изворачиваться (deinde с. et ita concludere С). — См. тж. contortus. [B.32]
conversio, ōnis f [converto] 1) обращение, вращение, круговорот, круговое движение…; периодическое возвращение (mensium annorumque С): conversiones caelestes С круговращения небесных тел; conversionem annuam conficere С совершить годовой круговорот; 2) превращение, изменение…; 3) переворот…; 4) мед. поворот…; 5) обращение (в какую-либо веру)…
con-volvo, volvī, volūtum, ere 1) свёртывать, извивать, свивать…; сплетать…; перемешивать, перепутывать…; свёртывать, скатывать…; 2) катить: se с. катиться, совершать круговорот (se convolvens sol С); скатывать, низвергать…; 3) кружить…
ἄμπυξ, ῠκος ὁ, Trag. ἡ 1) головная повязка (род ленты или диадемы) Hom., Aesch., Eur., Thuc.; 2) круг, колесо Soph. [B.169]
ἁψίς, ион. ἀψίς, ῖδος ἡ (acc. ἁψῖδα и ἅψιν) 1) петля, очко (λίνου ἀψῖδες Hom.); 2) досл. обод колеса, перен. колесо Hes., Her., Eur., Plut.; 3) дуга (ἴριδος Arst.); 4) свод (ἡ οὐράνιος ἁ. Plat.); 5) диск: ἡ ἡμερία ἁ. Eur. солнечный диск; 6) ирон. сплетение (ἁψῖδες ἐπῶν Arph.). [B.169]
κύκλωμα, ατος τό 1) колесо (Ἰξίονος Eur.); 2) круг: βυρσότονον κ. Eur. бубен или барабан; 3) (об извивающейся змее) кольцо, извив (σώματος Diod.). [B.169]
κύκλος ὁ (pl. иногда τὰ κύκλα) 1) круг, окружность…; 2) (pl. τὰ κύκλα) колесо (χρύσεα Hom.); 3) обруч, обод, кольцо…; 4) свод (αἰθέρος HH; τοῦ οὐρανοῦ Her.): ὁ ἄνω κ. Soph. небесная высь; βάθος κύκλου Arph. небесная глубь; νυκτὸς κ. Soph. ночной небосвод; 5) круг, диск (ἡλίου Aesch.): πανσέληνος κ. Eur. полная луна; 6) круговая стена, крепостные стены…; 7) (тж. ὄμματος κ. Soph.) око, глаз …; 8) круговой путь, орбита: κύκλον ἰέναι Plat. двигаться по кругу; 9) круговое движение, круговорот, круговращение, цикл (κ. τῶν ἀνθρωπηΐων ἐστὶ πρηγμάτων Her.): ἐνιαυτοῦ κύκλον Eur. в течение круглого года…; ἡ κύκλῳ καὶ ἐξ ἀλλήλων ἀπόδειξις Arst. лог. (лат. circulus in demonstrando или circulus vitiosus) порочный круг; 10) год…; 11) круговая пляска, хоровод…; 12) (тж. κ. ἐπικός Arst.) цикл эпических сказаний (см. κυκλικοί). [B.169] * Санскрит «cakra-» (чакра) – греч. «κύκλος» – «колесо» [P.150.11]
…этимология связывает греч. τέλος с индоевропейским глагольным корнем *kuel- «вращаться» (Pokorny, 639-640). Уже в индоевропейскую эпоху, по-видимому, от него образовались деривативы *kuelo- «колесо», *kuol-so- «шея», *kuekulo- «колесо, диск». К корню 1 *kuel- восходят следующие слова: др-инд. cárati, calati «двигаться», cantra- «нога, стопа», cāra- «движение, ходьба», karsu «борозда», karsati, krsati «поворачивать, вращать, ворошить», cakra «колесо, диск, круг», kāla «время»; авест. caraiti «идти», carana «поле, пашня», caxra- «колесо», karsaiti «тянуть борозду», скиф. cyav «идти»; лат. colō «обрабатывать, возделывать, обитать, жить, заботиться, почитать», colōnus «земледелец, крестьянин, житель», colōnia «земельная собственность, поселение», incolo «обитать, населять», cultus «возделывание, обработка, наряд, почитание», cultura «обработка, уход, почитание, поклонение, культ»; др.-ирл. cul «повозка»; фриг. kικλην «Большая Медведица», русск. кола «Большая Медведица», праслав. *kolo «колесо» и иные производные [P.146]
|
||||||
…вот незамысловатая картинка десятого мажорного аркана Тарота. Мельница Превращений, освященная чем-то Высшим. Нечто беспощадно влекущее и перемалывающее нас, с явным проблеском связи с Высшим, притом связи методической. …в плане Природы мы имеем дело с беспощадным Колесом Фортуны, иначе именуемого «Мировою Мельницею». Это колесо всё мелет, всё ассимилирует, всё приспособляет, приподнимая одно, опуская другое и, как и всякая Rota, ничего не оставляя неподвижным, стационарным, кроме своей оси, имя которой есть: возможность существования иллюзии, именуемой «Материя». …центральную её часть занимает колесо. Это колесо синтезирует несколько представлений, из которых наитипичнейшее для профана есть представление о так называемой Мировой Мельнице, перемалывающей в физическом плане элементы одних жизней для возвращения других: то всё нивелирующей, то возносящей один край в ущерб другому, беспощадной, строго закономерной и… жалко-иллюзорной, подобно плану, в котором она действует. ГОМ [B.27] * Все живые существа образуют так называемую пищевую цепь, она поддерживает равновесие между популяциями. Продуценты – то есть растения – сами производят себе пищу. Консументы – то есть травоядные и плотоядные – на это не способны, и питаются растениями или другими животными. Существуют также консументы второго порядка – это плотоядные, которые питаются другими плотоядными. А выше всех, наряду со свиньями и хищными птицами – находимся мы – всеядные, которые питаются как продуцентами, так и консументами. А всех нас ожидают сапрофиты – это насекомые, грибки и бактерии, разлагающие молекулы, из которых когда-то состояли растения и тела животных. Они возвращают их земле, чтобы те вновь стали пищей для растений и животных. [T.10.CCCXXXVII] * Съедобное. Годное в пищу и удобоваримое, как-то; червь для жабы, жаба для змеи, змея для свиньи, свинья для человека и человек для червя. Амброз Бирс [B.127.1]
|
||||||
μύλαξ, ᾰκος (ῠ) ὁ мельничный камень, жёрнов, тж. (вообще) большой камень Hom., Anth. [B.169] μῠλίᾱς, ου ὁ мельничный камень, жёрнов Plat. [B.169] μύλος (ῠ) ὁ 1) мельница Plut., NT; 2) мельничный камень, жёрнов NT, Anth. [B.169] |
||||||
…в середине девятнадцатого века Карл Маркс постоянно спорил с Адамом Смитом: с его точки зрения капитализм был как раз помехой на пути прогресса. Однако в одном учёные были солидарны – родиной капитализма Маркс также считал Англию в эпоху промышленного переворота. Однажды он скажет: «Мельница создала феодализм, а паровая машина – капитализм». Правда, и его концепцию опровергнет время: паровые двигатели уже давно история, а капитализм всё ещё жив. [T.10.LI.129]
Анна КАДИЕВА, научный сотрудник Отдела археологических памятников ГИМ, начальник Объединенной Северокавказской археологической экспедиции: «…в ногах погребённой находилась фибула, судя по всему, это была застёжка савана. Булавка имитирует грифельную кость лошади. Вам знакомо слово «фибула», и мало кто задумывается, откуда пошло это слово. Фибулой изначально римляне называли эту самую кость лошади. То есть, самые древние булавки, которые использовались в качестве застёжек одежды, делались из кости, и, в частности, из костей лошади. Здесь мы видим бронзовую имитацию этой кости. …погребение под мельницей. Вы видите мельничную пяту, крупный жёрнов и из под них торчит костяк младенца. Уже сама находка мельницы говорит о том, что это эпоха средневековья. В осетинской этнографии есть обычай захоранивать погребённых, закрывая катакомбу жёрновом. И по этнографии известно, что жёрновом закрывают погребение последнего в роду, то есть, род пресёкся». [P.125.164]
Игорь КЫЗЛАСОВ, доктор исторических наук: «…зато, когда вы копаете женское захоронение тюркское, то в облатке кургана всегда лежит жёрнов круглый. …какое сампо они себе представляли, но то, что в потустороннем мире женщина будет молоть зерно, – это им было ясно, и они снабжали именно этим. Тяжёлым, земледельческим, сугубо. Будем говорить о стационарном быте и поймём, что их жилища были наземные и деревянные. Мы это археологически знаем для севера, но то же самое было в Монголии». [P.141.53]
|
||||||
Когда человек устал крутить Землю ногами, он изобрёл колесо. И покатилось – повозки, автомобили, поезда, самолёты... Транспорт создал новый вид хомо сапиенс – человек мобильный. Мы стремительно мчимся по жизни… [T.4.XXVII]
|
||||||
…записи собственных философских раздумий мыслителя. Среди этих чудом сохранившихся фрагментов – размышления о великой тайне круга, о мистическом родстве прямолинейного и вращательного движения. Находясь в блаженном уюте и покое удобного вагона, пишет философ, современный человек не отдаёт себе отчёта в том, что стремительный бег поездов – это настоящее чудо, своим происхождением обязанное изобретению колеса. Трудно назвать другое открытие, которое дало бы столь мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, водяная мельница, всевозможные подъёмники и блоки – не счесть устройств, в основе которых лежит колесо. И многие их них, как свидетельствуют глиняные таблички, были известны уже древним шумерам! Каждое из этих усовершенствований составило целую эпоху в истории человечества, а их совокупное воздействие на все стороны повседневной жизни людей оказалось столь значительным, что без преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мёртвой точки и заставило её мчаться в несколько раз быстрее. Из всех разновидностей колеса гончарный круг был самым революционным нововведением шумеров, так как механизм действия его основан на принципе, не имеющем прообраза в природе. Это очень важно: ни само колесо, ни его разновидность – вращающийся гончарный круг – не копируют природных явлений. Шумерский гончарный круг стал известен в Египте уже в начале III тысячелетия до нашей эры… Колесо – это совершенно абстрактный образ, который мог возникнуть только в очень высоко развитом сознании. Не случайно во всех древних мифологиях колесо – дар Бога-Творца и одновременно прямое и наглядное доказательство Его бытия – Божественного Промысла, как сказали бы современные богословы. Мы не знаем имени древнего изобретателя, создавшего столь гениально простую вещь шесть тысяч лет назад – непредставимо давно! Но, возможно, в этом есть свой глубокий смысл. Ведь изобретение колеса есть достижение не одного конкретного человека, пусть даже трижды гениального, а всего вида Homo sapiens – человека разумного, впервые подтвердившего тогда своё биологическое название великим делом, изменившим мир, доказавшего, что достоин Того, по Чьему образу и подобию сотворён. В. КОЛЕСНИКОВ [A.271]
|
||||||
Евгений ВЕЛИХОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…в 56-м году я пришёл студентом, меня заместитель директора Игоря Васильевича Курчатова, – Головин (Игорь Николаевич) – выбрал среди студентов для того чтобы пригласить на диплом в Курчатовский институт. Моя дипломная работа, я начал её на самом деле в 52-м году на первом курсе университета. Я попал в лабораторию Аркадьева, экспериментальная лаборатория, и крутил ртуть в магнитном поле. Пока Аркадьев (Владимир Константинович) был жив, один год, меня терпели, через год меня выгнали оттуда, конечно потому что терпеть человека, который крутит ртуть в лаборатории, сотрудники не хотели. Но на этом деле я понял многое. И вот отсюда возникла эта работа «Устойчивость вращения жидкости в магнитном поле», которая оказалось сегодня вроде бы таким универсальным принципом, определяющим поведение всех объектов: от планет, Земли, земного ядра, звёзд, Солнца, вещества, которое падаёт на Чёрные Дыры, наконец, звёздных скоплений. Ну и может быть, сама Вселенная вращается, это вопрос сегодня спорный. Но как только вещество начинает вращаться, оно сразу генерирует магнитное поле. Это общий принцип астрофизики, и я сегодня опять к нему вернулся. До этого тридцать лет вообще никто мою работу не читал и не обращал внимания, а через тридцать лет попробовали её переоткрыть. Но вот теперь дипломная работа, – одна из её половиночек – оказалась самой цитируемой моей работой за всю мою научную карьеру. Опубликовал я её в 59-м году». [T.10.LXIX.7]
|
||||||
…древние говорили «Колесо войны всё сокрушает». Но война также даёт толчок новым идеям, новым связям, новым цивилизациям. [T.13.LXXXIV]
Порох – одно из тех великих изобретений, что круто изменили ход истории. Порох – это не только война. Подобно колесу и компасу, он помог человеку дойти до самого края света. Подобно печатному станку, он способствовал рождению современной науки и подготовил промышленную революцию. Благодаря ему целые народы были обращены в рабство – и с его же помощью вновь обрели свободу. Порох унес миллионы жизней, но самой первой его работой был не выстрел, а фейерверк: прежде, чем наполнить мир ужасом и смертью, порох радовал, развлекал и восхищал человека. Джек Келли [B.111.1]
Dr. Craig G.R. Benjamin, Grand Valley State University: «Сочетание шумерского колеса с приручённой кочевниками лошадью, дало миру грозную военную технику». [T.10.CCCL]
|
||||||
Павел ЧЕРНОУСОВ, кандидат технических наук: «…термин «Промышленная революция» обычно относят к тому периоду, когда происходят процессы механизации производства. И связывается это обычно с появлением парового двигателя. То есть, появилась та энергия, которой можно было управлять, и символом этого периода является паровая машина. В последнее время стали выделять предшествующий этап Промышленной революции, который стандартно называют её началом примерно 1730-е годы. А вот «Малая промышленная революция» – это период, когда главным движителем была вода. Устоявшегося понятия «Малая промышленная революция», к сожалению, пока нет. Чаще всего этот период ассоциируют с эпохой Возрождения, то есть, середина пятнадцатого века и, примерно, до конца шестнадцатого, до начала семнадцатого века. Символ – большое водяное колесо. Вот этот движитель в течение примерно двухсот лет и был основой механизации, которая предшествовала Промышленной революции. Сейчас очень часто этот период называется Малой промышленной революцией. …даже с приходом пара вода, в общем-то, никуда не ушла. И даже в таком, требующем большой мощности производстве, как горное дело, колёса водяные продолжали успешно работать». [P.125.178]
|
||||||
Виктор БАТРАКОВ, машинист паровоза и тепловоза, председатель совета ветеранов локомотивного депо «Волгоград-1»: «…рокада была построена полностью, можно сказать, заключёнными, которых было более ста тысяч». Рокада – термин дорожный, и означает он «движение по кольцу». До середины 1942-го года железные дороги Сталинградской области пролегали по прямой. Пропускная способность многих веток местного значения была крайне низкой. Чтобы обеспечить непрерывную подачу грузов и избежать аварий на дорогах, район сражения был замкнут в «железное кольцо»: поезда шли только в одном направлении, разгружались и дальше следовали порожняком. Это позволило идти военным эшелонам, что называется «хвост в хвост». [T.22.XLIX]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Удовольствие на санскрите – «сукха». Это слово (су+кха), которое первоначально… Вообще, если буквально его перевод – это «хорошее отверстие» для оси колеса. Древние арии. Ведическим ариям, конечно же, было важно, чтобы колесо колесницы хорошо крутилось. Для этого должно быть правильно сделано отверстие – идеально круглое, которое бы позволяло вокруг него крутиться колесу: подшипников тогда ещё не знали. В Ригведе «сукха» – это быстрый, лёгкий, хороший ход колесницы. И потом уже, в поздних ведах, в Атхарваведе, «сукха» – противоположностью «дуккхе» – тяготе, злу. А в буддизме сукха – лишь аспект дуккхи. Это, если угодно, временное состояние внутри тяготы». [P.125.382] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в знаменитых тибетских буддистских иконах Бхава-чакра (эти иконы называются «танка»). Вот Бхава-чакра изображена «Колесо бытия». Вообще, Колесо – это «Сансарическое колесо». На самом деле очень всё просто. Это обычное колесо. Ось Колеса, вокруг которой вращается само Колесо. На оси, на это круге оси изображают трёх животных, которые схватились за хвосты друг друга, образуя круг – это свинья, змея и петух – это страсти «клеша»: невежество, гнев и похоть. Собственного говоря, эти три страсти – ими движется мир (ось колеса). Ими приводится в движение Бытие: не было бы невежества, гнева и похоти, не было бы и Мира. Внешний круг Колеса разделён на пять частей. Это пять видов живых существ, потому что все подвержены этим трём страстям. Это боги и асуры – это первая часть. Вторая – люди. Третья – животные. Четвёртая – голодные духи. И пятая – это обитатели Ада. А внешний обод разделён на двенадцать частей по числу звеньев (нидан) этой двенадцатичленовой цепи. Каждый элемент из двенадцатичленной цепи имеет свой значимый символ. Первый – «авидья» – это человек, в глаз которого попала стрела, то есть, человек ослеп. И он «не ведает», «не знает» – он принимает неправильные решения. Второе – «воображение» – «самскара». Это гончар, который лепит горшки на гончарном круге. То есть, твоё воображение из не-знания лепит любые фигуры: ты представляешь себе всё что угодно. Как гончар лепит сосуды, так и ты лепишь сосуды своей псевдобытийности. Третий – «виджняна» – «самосознание». Это обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. То есть, также самосознание подвижно: оно постоянно перемещается, оно постоянно прыгает с предмета на предмет. «Нама-рупа» – это «Имя-образ» – два человека в лодке. Один человек – это Имя, другой человек – Образ. Вот они плывут в Лодке жизни, но это два разных человека. Они ассоциируют себя с лодкой: считают, что они часть этой лодки, и поэтому они Одно. Шесть индрий – Шесть чувств «шад аятана» – это дом с шестью окнами. Спарша – «контакт», который вызывает чувствительность – это совокупляющаяся пара (мужчина и женщина). Естественно это прямой контакт – наслаждение – это то, чем увлечено подавляющее большинство людей. И другие такие же символы. Это Колесо держит в своих лапах всегда страшный Монстр с клыками, с выпученными глазами. На самом деле это изображение Страдания – всё это Колесо, оно во власти страдания. Все эти наши желания и чувства, соприкосновения, привязанности – всё это приводит к страданию. Если угодно – это демон, который тебя прельщает. Но, естественно, ему не поклоняются – от него бегут. И чтобы показать, куда бежать, на танке всегда изображён где-нибудь в уголке Будда или благочестивый монах, сидящий в медитативной позе и указывающий на сияющий круг, который символически обозначает нирвану». [P.125.386] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…вот этот образ бодхисаттвы стал невероятно привлекательным, и махаянистические философы или, мистики (как угодно, наверное мистики, правильно сказать), они саму категорию бодхи из обычного состояния пробуждения, факта пробуждения (есть факт голода, есть факт жажды, а есть факт пробуждения) превратили в альтернативное сансаре вечное надмирное дхармическое состояние. Бодхи – это особая вечная надмирная дхарма пробуждения, то есть это категориальная абсолютная сущность. Вот что такое бодхи для Махаяны. И поэтому, кстати говоря, каждый, кто достиг буддачитты, мудрости будды, становится буддой и понимает уже эти глубинные вещи». [P.125.405] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…принципиальными характеристиками Татхагатагарбхи, Абсолютного Ума, являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (Атман), и Чистота (шубха). И вот эта Самость – Атман, это очень существенная: что «Я» возвращается. Оказывается, что противоположное Сансаре с её непостоянством, тяготой, бездушностью и нечистотой, это Атман. Йогачара на буддистский лад восстанавливает для неиндуистского мира учение Атмана и Брахмана. Объясняется это так: «Ветры чувственности (клеши) дуют над океаном пробуждённого ума – «алая виджняны» – и вздымают на нём волны сансары. Но успокаивается ветер чувственности, и океан сияет зеркалом вод». [P.125.423] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…уже понятен его смысл – это абсолютная релятивизация двойственности: двойственности нет. Большое и малое – всё это теряется. Нет никакого противопоставления Тебя и Иного. И тебя нет, и иного нет, а есть только Оно – Татхата, которой и надо добиться такого (состояния) сознания, чтобы (возможно было) это осознать. Тогда не будет перерождения, тогда не будет сансары, тогда человек входит тут же в нирвану. Хотя сансара и нирвана – это одно, но, если угодно, сансара – это неосознанная нирвана». [P.125.443]
|
||||||
Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «Колесо изобретено один раз в Старом Свете, но, кроме того, оно изобретено в Америке. В Америке было колесо – оно было изобретено и в Мексике, и в Перу, но там оно было не нужно никому. На колёсных повозочках в виде игрушек есть крокодильчики, собачки: оно никакого практического применения не нашло». [P.125.561]
|
||||||
Сергей СТАРОСТИН, этнограф, певец, собиратель и исполнитель русского фольклора: «…до сих пор идут споры, и учёные не могут точно определиться с этимологией этого слова: откуда происходит «Коляда»? Как бы корень, вообще, нам очень близкий, очень знакомый – «Коло» и у болгар, и у сербов – это круговой танец. «Коло» – Солнце, «Коло» – обруч, «Коло» – колесо и так далее. Всё это связано и с движением вокруг чего-то: и «Кол», собственно говоря – это «центр», вокруг которого всё вращается». [T.10.D.56] * σκῶλος ὁ 1) кол Hom.; 2) шип, колючка Arph. [B.169]
|
||||||