ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae
СЕЧЕНИЕ 7 - 15 (ПОБЕДА ЛОГИКА) (5)

 
     
 

quadrigae meae decucurrerunt Pt колесницы мои пронеслись, перен. миновали мои красные денёчки

 
 
     
 

Spiritus dominat formam – Nahash Typhon

(3 + 4) – 15

 

Prof. Samuel A. Bowring, MIT: «Движение плит это то, с чем нам приходится жить. Мы не можем воспрепятствовать этому. Надвигается сильное землетрясение в Калифорнии, будет множество разрушений и человеческих жертв».

В последние годы стало казаться, что количество катастроф, вызванных тектоническими сдвигами, увеличивается. Но на самом деле растёт наша информированность, а не количество или масштаб катастроф.

Prof. Samuel A. Bowring: «Например, за десятилетие произошло десять землетрясений, а за следующие ни одного. Это неважно, потому что наблюдения относятся к очень короткому периоду времени. Если посмотреть на сотни, тысячи и миллионы лет, всё это усреднится». [T.10.VI.9]

 

 
     
 

Victoria Logica

 

В 132-м году еврейский народ, оказавшись перед лицом исчезновения своей культуры, устроил кровавый бунт. Их предводителем был Симон бар-Кохба ( שמעון  בר  כוכבא ). Он начал восстание, которое угрожало целостности империи, которую Адриан так долго создавал.

Повстанцы Симона бар-Кохбы использовали тактику партизан, а также своё отличное знание этого весьма неровного ландшафта. Они нападали на римлян, а затем отступали к этим, похожим на крепости горам. Тут полно разных пещер и тоннелей, созданных повстанцами. Евреи довольно часто использовали эти туннели по всей Иудее. Там они хранили припасы, а также прятались от римлян во время набегов и атак. Остановить римские легионы на открытом пространстве практически невозможно, но если заставить их сражаться по твоим правилам, им грозят сильные неприятности. Поэтому евреям удалось нанести им ощутимые потери. Это требовало императорского вмешательства. Адриан поспешил сюда из Греции. Были пригнаны войска из Египта, с Северной границы, и, что удивительно, Адриан велел Юлию Северу, губернатору Британии, приехать сюда и взять на себя командование операцией. Римская империя продемонстрировала то, что ей удавалось лучше всего, передислокацию огромного количества людей на большие расстояния. У Севера не было иного выхода, кроме как побить их в собственной игре. Изолировать и уничтожить небольшие группки повстанцев, затем нападать на их семьи и фермы, отрезать доступ к провизии. А затем, вместо того, чтобы штурмовать горы, они их выкурили, заморили голодом, превратили горы из крепости в тюрьму. И это не стремительная и решительная война, это долгая операция, взятие измором. [T.4.XXIV]

 

К моменту смерти Мухаммеда в 632-м году нашей эры, ислам господствовал на большей части Аравийского полуострова. Два года спустя мусульманские армии с многотысячной конницей выступили в поход на завоевание новых земель. Они долго сражались с христианами, и, наконец, в 638-м году достигли Иерусалима. Нам неизвестны подробности завоевания Иерусалима мусульманами, но многовековое предание гласит, что город перешёл в их руки путём мирной передачи власти патриархом Софронием мусульманскому калифу Омару ибн аль-Хаттабу.

Dr. Oleg Grabar, Institute for Advanced Study, Princeton University: «Официальная версия приблизительна такова. Калиф Омар – правитель мусульман – вошёл в Иерусалим, как было предсказано пророком, и встретился с Патриархом. Омар очень скромный человек, одетый в простые одежды, а Софроний – глава христианской Церкви, – в роскошных одеждах, окружён священниками, служками и так далее. Они вместе обходят город. И Софроний, прежде всего, ведёт Омара в Храм Гроба Господня, показывает ему святыню и спрашивает, не хочет ли калиф помолиться в этом месте. Омар отказывается и объясняет: «Если я здесь помолюсь, мусульмане решат, что это теперь наша святыня, а она принадлежит христианам».

Всего в нескольких метрах от Храма Гроба Господня находится мечеть, носящая название «Мечеть Омара». Её построили много столетий спустя, но считается, что она стоит на том месте, которое калиф избрал для молитвы. Получив власть над Иерусалимом, мусульмане позволили христианам следовать своей вере и совершать обряды…

В 692-м году по приказу исламского правителя калифа Абд аль-Малика в Иерусалиме возвели ещё одно крупное сооружение – «Купол» над самой Горой.

Абд аль-Малик повелел украсить стены богатой мозаикой, изображающей короны и прочие атрибуты власти земных царей.

Роскошное здание, которое многие считают самым прекрасным образцом исламской архитектуры в мире, имеет восемь сторон, четыре входа и шестнадцать окон. Купол, венчающий постройку, снаружи покрыт сплавом алюминия, по цвету напоминающим золото. Само покрытие новое, но архитектура здания и большая часть внутренней отделки подлинные.

Prof. Suleiman Ali Mourad, Smith College: «В Иерусалиме появился исламский монумент, возвышавшийся над остальными зданиями и говоривший всем приезжим – это мусульманский город. Пусть по всем кварталам стоят христианские храмы, но сам город принадлежит мусульманам и управляется ими».

Dr. Oleg Grabar, Institute for Advanced Study, Princeton University: «Само по себе возведение Куполазнаменательное событие. Но главный вопрос в том, зачем его построили? Тут важно понять, что связывает вершину Храмовой горы и Купол: это сооружение – символ почитания Горы, освящение места, связанного с Богом, как с Создателем, и с Богом, как Спасителем».

Крестовые походы спровоцировали обе враждующие стороны: в местах, считающихся святыми у нескольких народов, часто происходили конфликты. Но масштаб западноевропейской реакции – Священная война, провозглашённая в далёкой Европе против мусульманских правителей Иерусалима, – застала их врасплох. Крестоносцы захватили большую часть территории города… Крестоносцы стали строить христианские храмы. Сначала новые – у мест паломничества, затем восстановили старые. «Купол Скалы» они превратили в христианский храм.

Dr. Oleg Grabar, Institute for Advanced Study, Princeton University: «Крестоносцы вполне могли бы разрушить Купол – мусульманскую святыню, – однако, они не стали этого делать. Поскольку здесь находился Храм Соломона, и это место было священно. Они украсили его мозаикой и фресками».

крестоносцы сдались на милость Саладину. Саладин вошёл в город мирно, взяв множество пленных и потребовав за них выкуп, но никого не убив.

Prof. Sumaiya Hamdani, George Mason University: «Как военачальник и правитель Саладин стремился создать о себе добрую славу, поэтому намеревался уважать святость таких иерусалимских памятников, как, например, Храм Гроба Господня. А кроме того, он собирался приложить все усилия, чтобы восстановить священные для мусульман «Купол» и Мечеть аль-Акса».

Prof. Frank E. Peters, New York University: «Саладину предлагали превратить Храм Гроба Господня в мечеть, но он ответил: «Мы можем даже снести Храм до основания и развеять пыль по ветру, но христиане никогда его не забудут. Его невозможно стереть из памяти христиан, а поэтому пусть стоит». [T.10.CXXXVI]

 

 
     
 

VictoriaFatum

 

Гладиаторы поняли, что им нужен лидер, и они выбрали Спартака

John Maddox Roberts, Author «SPQR»: «Во-первых он был необыкновенно харизматичен. Спартак был из тех людей, которых слушаются и за которыми пойдут в огонь и в воду. А во-вторых, он был дальновиден – у него был план действий».

Ополчение из трёх тысяч человек было выслано для поимки рабов. Рим начал действовать.

Prof. Barry Strauss, Cornell University: «Это локальная проблема… Римляне, посланные против Спартака, – не настоящие легионеры. Это рекруты-новички, и им предстоит сражение с гладиаторами».

Mei J. Trow, Author «SPARTACUS»: «Их командиром был малоизвестный чиновник по имени Глабор. Он был абсолютно неопытен и наивен. Без сомнения он не воспринял опасность всерьёз. Мы говорим не просто о мятеже рабов, мы говорим о мятеже гладиаторов – людей обученных убивать».

Это была бойня: Спартак захватил лагерь и всё, что было в нём. Именно тогда простой побег стал восстанием.

Crispin Swayne, social and military historian: «У него были гладиаторы, привычные к ближнему бою. У римлян, умевших сражаться лишь на больших площадях в строю, не было шансов».

Сенат не смог адекватно отреагировать на возникшую опасность. Восстание рабов считалось невозможным – это было нелепо. Все великие генералы и легионеры-ветераны ищут славы за морем, никто не хочет возвращаться ради Спартака.

Mei J. Trow, Author «SPARTACUS»: «Никто из генералов не хотел решать эту проблему, ведь в победе над рабом нет абсолютно никакой чести. Победа над иностранной армией принесёт тебе славу, а победив Спартака, ты не повысишь свой статус». (7 А картинка)

На протяжении года Рим проигрывал. Несобранность Рима, его неспособность действовать решительно, дали Спартаку шанс. Шанс организовать всех присоединившихся к нему. Тысячи людей шли за ним, каждый день прибывали новые. [T.17.XIV]

 

 
     
 

Jus Proprietatis – Logica

 

Семён Михайлович Будённый родился на хуторе Козюлин станицы Платовская Сальского округа Области Войска Донского. Это были исконные казачьи земли, где люди жили по особому укладу. Правил донцами выборный атаман. Мальчики-казаки с трёх лет учились рукопашному бою, с пяти – конной выездке, с семи – стрельбе, с десяти – рубке. Сначала малыши рубили струйку воды так, чтобы не было брызг, затем переходили к рубке лозы, сидя на бревне. И только после этого к рубке на боевом коне, осёдланном по-строевому. Семён схватывал военную премудрость на лету – и в седле держался как влитой, и стрелял метко, и рубил так, что старые казаки только удивлённо и одобрительно хмыкали. В Будённом было столько сил и энтузиазма, что быть лучшим из лучших у него всегда получалось само собой.

…с такими задатками Семён мог бы стать красой и гордостью казачества, а учитывая его светлую голову, может быть даже атаманом Войска Донского, если бы только он был казаком. Но с его происхождением шансов у него не было никаких.

Борис СОКОЛОВ, доктор филологических наук, кандидат исторических наук: «Он был не донской казак, а иногородний. Иногородние, в отличие от казаков, не имели права владеть землёй на Дону, то есть они либо арендовали землю, либо занимались какими-то городскими промыслами, либо работали в качестве батраков на казачьих землях».

Отец Семёна – Михаил Иванович – был старостой иногородних, уважаемым в станице человеком, но всё-таки, чужим. До девяти лет Семён помогал отцу пахать арендованную землю, потом его отдали на службу к местному купцу. За десять лет службы Будённый сделал замечательную карьеру, пройдя путь от мальчика на побегушках до машиниста локомобильной молотилки. В двадцать лет он женился, а ещё через полгода его забрали служить в драгуны. В казацких частях ему, иногороднему, делать было нечего. Теперь его неказацкое происхождение не вызывало у окружающих скепсиса, для всех он был только великолепным конником.

Драгунский полк, в котором служил Будённый, до последнего момента хранил верность императору. Затем пытался служить Временному Правительству, и никакой революционности в нём так и не появилось. Однако, армия распалась, и уж тут драгуны поделать ничего не могли. Со своей упорной мечтой о конном заводе, Семён Михайлович вернулся на родину и оказался втянут в революцию волей-неволей.

Борис СОКОЛОВ, доктор филологических наук, кандидат исторических наук: «Он вернулся к себе на Дон, а там было резкое противостояние иногородних и казаков. И он примкнул к большевикам, создал партизанский конный отряд из иногородних, также революционно настроенной части казаков. Примкнул к более крупному отряду Бориса Думенко…».

Долгое время никто не понимал, что происходит вокруг и что делать. Не особенно отчётливо себе представлял политический расклад и Семён Михайлович. Но поскольку единственное, что он умел это война, он организовал воинское подразделение и начал сражаться. Особых сомнений по поводу того к кому присоединиться у него не возникало.

Борис СОКОЛОВ, доктор филологических наук, кандидат исторических наук: «Метаний у него не было, но это объяснялось просто тем, что на Дону было довольно жёсткое разделение: казаки – или нейтральные, или за белых, а иногородние почти поголовно за красных. Буденный был человек, который к идеологии относился абсолютно индифферентно, она ему была без разницы коммунистическая идеология. Сам он, тем более, чуть не стал капиталистом. Просто он своим крестьянским что ли умом почуял в большевиках силу и понял, что надо держаться их. Тем более что у него и выбора то не было, потому что он, как иногородний, как там старший унтер, у белых он не имел никаких перспектив особых. Там, простите, генералов было до чёрта, не говоря там о полковниках и прочих офицерах». [T.3.XV.7]

 

Условия для разгула бандитизма, грабежа и насилия оказались более чем подходящими. Те, кому в первые годы советской власти было по двадцать – двадцать пять лет, подростками пережили Первую Русскую революцию, Мировую войну, голод, тиф и безвластие в стране.

Алексей АНАНЧЕНКО, кандидат исторических наук: «А в условиях разрушения государства вооружённый отряд – это всегда символ власти. Если мы вспомним девяностые годы и что такое «крышевание», когда разрушается государство на его место встаёт любая вооружённая группа, которая, собственно говоря, и осуществляет те же функции, которые не осуществляет государство. То же самое было в 1918-м году». [T.3.XX.3]

*

 
     
 

*

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Это стремление объяснить материально, оно, действительно, напрашивается. А рыцари, спрашивается, что? Это время, когда сложилось Средневековье, как цивилизация, и элита этого общества рыцарская испытывала большие трудности. В Западной Европе возник принцип майората [ред. (позднелат. majoratus, от лат. major больший, старший), наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде]. Всё богатство, недвижимость, достаются только старшему сыну. И живи, как хочешь. Это европейская сказка с западно-европейскими истоками. В итоге младшие и средние сыновья становятся бичом Европы. Они в кого превращаются? Они же не пойдут пахать. Это вооруженный человек, он не может пахать и выращивать злаковые культуры. Они превращаются в разбойников молниеносно. Западную Европу настигает такой бич, как рыцарский разбой. Дороги непроходимы. Рыцарские шайки грабят, захватывают людей, получают за это выкуп. Знакомое явление, увы, не оставшееся в Средних веках. И папство, христианская церковь, призванная умиротворять паству, обеспечивать душевное спокойствие. Оно ощущает свою ответственность за то, что творится. А умиротворить не так просто. К тому же, в 1054 году произошло разделение церквей на Западную и Восточную, в будущем католическую и православную». [P.97.16]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…от какая эпоха. Глухое средневековье.

…родители небогатые дворяне, владельцы небольшого поместья. О детстве практически данных мне не известно. Но среду эту я очень неплохо представляю. Это среднее дворянство английское в XIV-ом столетии – это люди знатного происхождения, но никак не аристократической направленности ума и поведения. Наоборот, их поведение реалистов, сельских жителей, заинтересованных в ведении своего хозяйства. Традиция эта сложилась в Англии с глубинных времён. Исток её – это нормандское завоевание Англии 1066 года, XI век.

Именно тогда большая часть знати, местной, англосаксонской, была навсегда отодвинута от участия в военной жизни, придворной, политической и образовался такой слой знатных, но сельских. Знатных, но реалистов. И примерно в такой среде появился этот человек. Родители, как и многие другие из этой среды, конечно, заботились о том, чтобы их ребёнок получил образование. Но чтобы непременно было какое-то применение в жизни, чтобы он занимался каким-то делом.

…ему не светило никакое наследство. Там был принцип майората с X-го века. То есть, всё материальное наследство достаётся старшему сыну, о младших надо позаботиться, чтобы у них было занятие. Одно из лучших, достойных занятий. Кого только не толкали в эту сторону. Он, скажем так, толкнулся охотно. Это стезя служения Богу, служение церкви, стезя церковная, духовная. И он оканчивается Оксфордский университет по линии богословия». [P.97.27]

 

…рыцари воевали с рыцарями: междоусобицы и пограничные конфликты были в порядке вещей. Даже церкви и монастыри не оставались в стороне – они тоже страдали от грабежей мародёрствующих рыцарей. Поэтому Церковь установила периоды перемирия, запрещающие грабежи и военные действия, по крайней мере, с четверга до воскресенья.

Но как обеспечить такое перемирие? – Только пригрозив рыцарям вечными муками Ада: если они бояться Бога, они будут соблюдать его перемирие.

Prof. Dr. Claudia Garnier, Universität Vechta: «Феодальные распри часто рассматривают как частные войны между аристократией – своего рода чистая анархия, не соответствующая христианскому образу жизни. На самом деле такие стычки были средством решения конфликтов – легитимным, оговорённым соответствующими правилами. И правила делали эти столкновения законным способом решения споров о традициях или собственности, или решения вопросов оскорбления личной чести».

Как только период перемирия заканчивался, рыцари могли продолжать свои частные войны с молчаливого согласия церкви. Кто сильнее – тот и прав: таково было понимание законов рыцарями.

На самом деле закон чести обязывал рыцаря решать серьёзные споры в поединках не на жизнь, а на смерть. [T.29.XXXVI.1]

 

 
     
 

Victoria – (Мораль + Jus Proprietatis)

 

Вот поэтому добродетель всегда будет в рабстве у порока, благородство – у низости, ум – у серости, талант – у бездарности, ибо слабость всегда будет подчиняться силе.

А победитель всегда прав. Ибо через его действия и происходят объективные законы жизни, природы. А жизнь, природа – всегда права. Жизнь – она и есть истина: она – данность, кроме неё ничего нет. Ошибаться могут лишь наши представления о ней.

Возразят: пошлость мысли… Спросят: а как же мораль и бог? Но в бога я не верую, а мораль понял…

Отчего, говорите, мораль и совесть противоречат личной выгоде?

Ответ первый: чтоб люди вовсе не пожрали друг друга; в обществе необходим порядок, правила нравственности и поведения.

Ответ второй: мораль нужна сильному, попирающему её – чтоб подчинять себе слабого, верящего в неё и следующего ей.

Это – пошло, общеизвестно, зло. Но вот третье:

Диалектика мудрого Гегеля: единство и борьба противоположностей. Жизнь и смерть, добро и зло, верх и низ, красота и уродство – одно без другого не существует, как две стороны медали: одно тем и определяется, что противоречит другому.

Где есть реальность – там есть и идеал. Это единство противоположностей. Мораль – это идеал реальности. Она вечна, как вечна реальность, и недостижима реально – ибо есть противоположность реальности.

И четвёртое… Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.5]

 

Prof. Andrew Lambert, King's College London: «В середине девятнадцатого века на смену деревянным кораблям пришёл цельнометаллический броненосец британского королевского флота «Уорриор». Несмотря на железные одежды, корабли, подобные «Уорриору» имели традиционную планировку, которая не менялась веками. Или же традиции эпохи Нельсона были слишком сильны».

Во время Крымской войны британский офицер Купер Фипс Коулз (Cowper Phipps Coles) разработал бронированный короб для корабельных орудий. Установив его на вращающуюся платформу для кругового обстрела, получили орудийную башню.

Rob Bell, TV Presenter, Engineer, Adventurer: «Преимущества орудийных башен в том, что вы можете вращать их на триста шестьдесят градусов и стрелять в любом направлении. Одна башня на носу, другая на корме – и можно идти в бой. Вы можете вести огонь, быстро направляя его в нужную сторону».

…но под эту систему пришлось изменить облик корабля: она не сочетается с парусами и высокими деревянными бортами. Корабли стали другими. Только так можно установить два больших орудия на маленькую платформу корабля с малым водоизмещением, способного сражаться в открытом море.

Именно в штате Виктория в Австралии сделали первый шаг к кораблям нового типа. Уже тогда, опасаясь гипотетического вторжения русских, общественность собрала средства для строительства нового корабля.

Professor Julian Saul David, British academic military historian: «Стремление жителей австралийского штата вложить свои кровные денежки в строительство боевого корабля для защиты от нападения России выглядит острой паранойей. Но это лишь на первый взгляд. На то были причины. В 1864-м газета «Таймс» сообщила, что тихоокеанский флот России, который являл собою серьёзную силу, получил приказ в случае войны с Британией, которая могла разразиться из-за расхождения позиций в отношении польского восстания, флот должен проследовать к Австралии и напасть на порты, включая Мельбурн. Корабль вроде «Цербера» с бронёй и мощными орудиями, который значительно опережал своих современников в плане технологий, весьма бы пригодился для обороны. Конечно, мы никогда не узнаем, исполнил бы он своё предназначение, ведь война так и не началась. Но план был не таким уж безумным. Каким выглядел на первый взгляд».

В Британии начали разрабатывать новый корабль под названием «брустверный монитор»: две башни по двести тонн, каждая оснащена двумя двухсотмиллиметровыми дульнозарядными орудиями с бронированным центральным пролётом. Этот корабль не походил ни на одно военное судно.

Строительство началось в 67-м и к 70-му году судно было полностью готово, после чего прибыло в Австралию на другой конец света.

Достигнув Мельбурна «Цербер» занял позицию, но русские не появились, и его орудия так и не выстрелили.

Prof. Andrew Lambert: «Главная цель всех военных расходов – сохранение мира: победа в войне является вторичной, так как это очень дорого, и никто не может гарантировать последствия. «Цербер», как и сдерживающая ядерная сила, сработал отлично: русские не появились и мир был сохранён. Никто не нападал на Порт-Филлип». [T.21.CXV.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10

ДАЛЕЕ