ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Sphinx |
||||||
Что такое Сфинкс? Это синтез 4-х Священных Животных: у него лицо Человека, когти Льва, крылья Орла, бедра и хвост Быка (Тельца). Животные эти обусловливают своими качествами проникновение в астральный план сквозь элементы, представителями которых они служат. Сфинкс – это астрал. Он сторожит пирамиду, в основании которой лежит квадрат элементов, но боковые грани которой тождественны с ментальными эволютивными треугольниками, сходящимися в вершине Унитарности. Ментальный план сторожится, охраняется астральным. Кватернер Сфинкса, девиз пресловутых oser, savoir, se taire, vouloir; этих элементов, столь многообразно истолковываемых на различных ступенях Герметической Школы перцепций элементов, употребительнейшие и старейшие наименования которых – Воздух, Вода, Земля, Огонь. ГОМ [B.27]
Oedipodīonius, a, um [Oedipus] эдипов: Ое. ales St = Sphinx. [B.32]
|
||||||
Σφίγξ, Σφιγγός ἡ Сфинкс, «Душительница» (1. чудовище, дочь Химеры и Ортра Hes.; 2. чудовище с телом крылатого льва, дочь Тифона и Эхидны, обитавшая в скалах близ Фив Беотийских; всем проходившим мимо она загадывала загадка и пожирала тех, кто не умел их разгадать; один лишь Эдип разгадал её загадки, после чего она бросилась в пропасть и погибла Soph., Eur.; 3. в Египте, священная фантастическая фигура с телом льва и головой человека Her.). [B.169]
ἡ ῥαψῳδὸς κύων «пёс-сказитель» Soph. = Σφίγξ
ἀνδρό-σφιγξ, ιγγος ὁ андросфинкс, т.е. сфинкс с головой мужчины Her. [B.169]
ἁ πτερόεσσα κόρα Soph. крылатая дева, т.е. Сфинкс
ἐκλῦσαι σκληρᾶς ἀοιδοῦ δασμόν Soph. положить конец дани жестокой певице, т.е. Сфинксу
|
||||||
Чтобы не забывать своих правителей, египтяне вырезали их имена на стенах храмов. Так появились на свет так называемые «Царские списки». Взойдя на трон, каждый новый царь вносил в список своё имя, заключая его в овал, называемый картуш. Над каждым именем находится символ царской власти – Сокол, – которого египтяне почитали как бога Гора. Его считали отцом первого человека, ставшего царём Египта. …это самое раннее из найденных изображений царя в белой короне Верхнего Египта. Он занят тем, что открывает ирригационный канал, таким образом принося богатство своему народу. С пояса фараона свисает хвост быка – ещё один символ царской власти. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Бычий хвост символизирует то, что фараону присущи определённые качества быка – его сила, смелость и плодовитость. Это самое раннее подобное изображение фараона, из найденных нами. Оно послужило образцом для царских портретов всего фаранического периода». [T.10.CLXXXI]
|
||||||
Boris Said, Director, Sphinx Project: «Образ Сфинкса – один из самых известных во вселенной – о нём слышали все. И это, конечно, символ Египта. Думаю, это также символ всего таинственного и непознанного, в нём есть нечто магическое. Я думаю, всякий, кто видит Сфинкса, ощущает эту магическую тайну». [T.4.XLVII]
Сфинкс. Ни одна другая фигура не поражала человеческое воображение в такой степени. Первые попытки разгадать его секреты были предприняты ещё тысячи лет назад. Археологи, криминалисты, астрономы, физики и алхимики, – все они искали ответы. Но никому не удалось найти абсолютных доказательств той или иной гипотезы. Однако есть и общие места. Так, все соглашаются, что голова Сфинкса высечена из известняка, а большая часть тела и лапы состоят из каменных блоков. Он установлен на востоке плато Гиза, почти в четырёх сотнях метров от Великих пирамид. Он представляет собой гибрид льва и человека. В высоту монумент достигает 20-ти метров, а расстояние от лап до хвоста – 74-е метра. Однако, кроме этих фактических данных, всё остальное, что касается сфинкса и пирамид, окружено тайной. Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Если попробовать воплотить в камне слова магический и мистический, то как раз получится Сфинкс. Все знают про Сфинкса, каждый школьник, каждая домохозяйка, буквально все. Он воплощает тайну для всех, кто приходит в эти края от древних египтян до греков, от римлян до арабов. И даже сегодня всякий, кто видел этот монумент, инстинктивно чувствует, что он как-то связан с самой жизнью, с вечностью». Бувал посвятил большую часть своей жизни попыткам разгадать одну загадку: «Почему египтяне построили эти чудеса света?». Он разработал фантастическую противоречивую теорию, что вдохновение они получили непосредственно с неба. Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Основной движущей силой, заставившей людей строить такие монументы было убеждение в том, что фараон после смерти продолжает жить на небесах». Созвездие, известное нам как Орион, называлось египтянами Саху, – это был символ Осириса, бога смерти и воскресения. Согласно мифу, Осирис был убит своим братом, но Изида, его сестра и жена, вернула его к жизни. Их сын Гор правил страной живых, в то время как Осирис властвовал царством мёртвых. Фараоны приравнивались к Гору при жизни, а после смерти идентифицировались с Осирисом. Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Считалось, что после смерти фараон станет звездой. Над ним проводились определённые ритуалы, и он считал, что сможет воскреснуть как Осирис. Они мумифицировали его тело, чтобы он оставался собой, став Осирисом, и вознёсся звездой на ночное небо в отведённое ему место». Даже в древние времена Сфинкс был воплощением тайны. Многие считают, что египетский термин «Шасеп Анкх», которым они называли свои монументы, на греческом стал звучать как «Сфинкс». Греки рассматривали Египет как источник всего мистического и таинственного. С древних времён считалось, что разгадка египетских тайн принесёт просвещение человечеству. В Средние века европейские учёные и философы прочесывали египетские тексты в поисках ответов на вопросы о природе и жизни. Примерно в 1460-м году появился свод текстов называвшийся «Корпус Герметикум [T.12.XXXIX]
|
||||||
Жрецы и торговые посланники вступали в храм через сорокафутовые высокие колонны у входа. Вообразите, как они проходили сквозь тот аромат ладана, который сжигали на алтарях, возможно слыша блеяние козлов и овец и других животных, поскольку их традиционно жертвовали божеству. Скульптура в мерцающей бронзе смущающая вас, ибо они показывали присутствия божества. Это должно быть подавляло. Идя через большой зал, ряд дверей вёл к самому священному месту - священному алтарю храма. Фрагменты бронзы, восстановленные после раскопок, дают возможность предположить, что здесь содержались самые священные идолы савской культуры, а над всеми ними возвышался бык, высотой девять с половиной метров. Dr. William D. Glanzman, Professor of Middle Eastern Archaeology, Calgary University: «Бык в древних семитских культурах – это бог ливня, который представлял шторм. Считалось что фырканье быка, стук копыт, топчущих землю и грозный рёв – всё это подрожало звуку раскатов грома, с которых всегда начинался дождь, а дождь был очень важен, потому что он давал ту дождевую воду, которая, падая, помогала орошать поля». [T.13.X]
|
||||||
Греческое владычество в Египте длилось до 30-го года до нашей эры, до смерти Клеопатры. Отсюда (из Александрии) власть Птолемеев распространилась на весь Египет. Город, названный в честь Александра Великого, стал центром власти греческих фараонов. Александрия прославилась своим маяком – одним из чудес античного мира, и легендарной библиотекой. Город рос на протяжении трёх столетий, его население достигло почти миллиона. Но до появления Александрии здесь уже существовали прибрежные города Канопус и Гераклион. Жители Александрии посещали эти приморские города во время пышных торжеств. Греки столкнулись здесь с сильнейшим влиянием египетской религии. Эти статуи были своего рода пропагандой в камне, которая обращалась к завоёванному народу на понятном языке. Когда греки во главе с Александром вошли в Египет, они столкнулись с культурой, в которой государство и религия существовали неразрывно. Каждый храм служил местом богослужения, центром политической информации, и источником пропаганды. Греки поняли, чтобы контролировать египетский народ нужно взять под контроль египетские храмы. [T.12.XLII]
|
||||||
«Удушение жертвы (добычи) является типичной практикой львиной охоты» Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук. [T.2.I]
ēlīdo, īsī, īsum, ere [e + laedo] 1) выталкивать…; 10) (за)душить (leonem brachiorum nexibus Su); сдавливать, сжимать (fauces VP, Sen): e. spiritum CC вызывать удушье; e. laqueo vitam Amm удавить…
Был последний день рядовых раскопок на месте античного поселения около городка Сан Паола Бель Сито, около Неаполя (S. PAOLO BELSITO – примерено в 18 км к С-В от Везувия). Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Мы сначала думали, что нашли один скелет, но оказалось, что их два, - мужчины и женщины. Эти двое определённо погибли во время извержения. Это была ужасная смерть – смерть от удушья. Но потом учёные обнаружили, что Везувий извергался и за 1800 лет до этого (Помпеев, 79 AD) с тем же разрушительным результатом. Случайно были обнаружены два доисторических скелета – первые известные нам жертвы того извержения». [T.4.XX]
|
||||||
Островом Свияжск стал чуть более полувека назад. А началось его удивительная история ещё в 1550-м году. Тогда заночевал двадцатилетний царь Иван Васильевич на одном из холмов у Волги, и внезапно явилось ему, как некогда царю Константину, видение некое во сне, в котором повелевалось поставить здесь город на устрашение казанцам, дабы скрылись они от лица его. Историки до сих пор спорят, кому принадлежит идея строительства Свияжска: было ли это озарение молодого царя, либо мудрый совет государева окольничего Алексея Фёдоровича Адашева. Но сама операция по возведению города прямо под носом у столицы вражеского государства долгое время вызывало восхищение у всей Европы. Целый город строят в лесу под Угличем, тщательно нумеруют все брёвна, затем разбирают готовые строения и сплавляют вниз по Волге. В мае 1551-го года город-крепость доставляют к месту слияния Волги и Свияги, и тут же начинают собирать крепость. Всего за четыре недели на холме, с трёх сторон защищённом водой вырос кремль, по размерам превосходящий и Новгородский, и Московский кремли. Основав Свияжск, Грозный выиграл стратегическую борьбу за Казань… [T.10.LI.37]
Во сне он побеждает чудовище. В Древней Ассирии каждому сну находили своё толкование. В поисках истолкователя своего сна Гильгамеш узнаёт об Эабани. Лицо и грудь человека, ноги и хвост быка, на голове рога – это чудовище Эабани, мудрость которого не имела себе равных, жило в горах. «Он пасётся вместе с газелями по ночам, – читаем мы у Г. Масперо, – он укрывается днём вместе с полевыми животными, и сердце его радуется гадам, что водятся в воде». К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]
|
||||||
Вокруг располагались огромные склады, куда свозился урожай из царских владений. Рамзес (Второй) перераспределял его среди населения, – это второй столп его абсолютной власти. Всё здесь монументальных размеров. Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «…по ту сторону Рамессеума стояло около сотни таких фигур (Анубисов)». Сотня статуй Анубиса – бога покровителя некрополей. Каждая из них охраняла фигуру фараона. Они обрамляли одну из главных аллей Рамессеума, другая аллея была украшена сотней сфинксов, – львов с человеческой головой. Каждая из аллей была около четырёхсот метров в длину. [T.10.CCVII]
|
||||||
Наполеон признаёт, что он испуган, но не страшно. Он сказал, что медведь разорвал его грудь и вырвал сердце. Во снах на него нападал медведь, – символ мощи России. На самом деле настоящий русский царь Александр был скорее котёнком: царь не переносил вида крови. Его, привыкшего к изыскам русского двора, называли испорченным бабушкиным котёнком. Но у царя были и тайны, ведь за коварство и двуличие его прозвали Сфинксом. Ходили слухи, что он был замешан в убийстве своего отца. Но Наполеон был уверен, что Александр будет лёгкой добычей. Александр однажды выступал против военного гения (Наполеона). За свою жизнь царь участвовал в битве лишь раз и проиграл. [T.4.XLII.2]
Маргарита СИЛАЕВА, старший научный сотрудник Государственного исторического музея: «…сразу оговоримся, что император здесь был не последней величиной, если не первой. Но вы, наверное, знаете, что у него есть много всяких прозвищ, которые давали ему ещё при жизни, ну, и прозваний, титулований, но именно ещё и прозвищ. И это связано с его очень активной деятельностью, которой он стремился придать ну, что ли, новый импульс России. «Царь-преобразователь», – так долгое время говорили о нём. А впоследствии Пётр Андреевич Вяземский ему придумал такую очень интересную формулу, его определение, ну, вернее написал стихи, а стало это формулой: «Сфинкс, не разгаданный до гроба, О нём и ныне спорят все». …самое интересное в этой фразе это то, что масон говорит о масоне, и говорит масонскими символами. Поскольку Пётр Андреевич Вяземский был масоном, и, как считают многие исследователи, как считали сами масоны, Александр Первый тоже был принят в ложи, причём не только в России, но и в Польше, и эта символика, очень, надо сказать, значимая, потому что в этой фразе употребляются два слова, которые были в ходу у масонов, это: «сфинкс» и «гроб». И сфинкс, как вы знаете, очень значимый символ: такое мифическое животное, которое объединяло черты человека и животного, причем четырех животных. Напомним, что у сфинкса была голова женщины, грудь женщины, лапы льва, тело быка и собаки, хвост дракона, и еще у него были крылья. Это был такой интересный символ соединения несоединимого. Вечная загадка мира, а в масонской ещё символике это было всё знание о прошлом. И вот довольно любопытно, почему именно сфинкс стал определением Александра». [P.97.66]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…и доказано на этом поле бое под Аустерлицем, для Александра это был огромный урок. Он до этого был молодой, красивый и горячий человек, претендующий на роль полководца. И он увидел, что такое полководец. И навсегда понял, что он, лично он, Александр, не полководец. Красиво гарцевать на белом коне, кстати, подаренном Бонапартом, в Париже – это одно. А быть полководцем, стратегом и тактиком – другое. Он будет блистать дипломатией. И будет переигрывать Наполеона в дипломатии. А наберётся в себе мужества признать, что Кутузов более полководец, чем он, Александр I. …а Бонапарт – это сам манёвр. Он принимает мгновенное решение, где нанести главный удар, куда перебросить войска, какой фланг сейчас сильнее, какой слабее. И после этого сражения, где союзное войско, союзная армия потеряла одну треть своего состава, а так же практически всю артиллерию и обозы… Эта боль Аустерлица, боль поражения, боль за то, что русская армия с этой колымагой австрийской военной машины оказалась ввергнутой в то, что не принесло ей не то, чтобы не принесло никакой славы, а в общем, унизило…» [P.97.64]
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. Его мы очень смирным знали, Когда не наши повара Орла двуглавого щипали У Бонапартова шатра. А. С. ПУШКИН «Евгений Онегин»
an-ceps, cipitis adj. [amb + caput] 1) двуглавый (саcumen montis О); двуликий (Janus O); 2) обоюдоострый… ; 3) угрожающий с обеих сторон…; 5) нерешительный, гадательный, сомнительный… ; 6) нерешительный, колеблющийся (animi Lcn), но: animum ancipitem gerere L вести двойную игру, двурушничать… ; 8) двусмысленный… ; 9) ненадёжный (fides QC; urbes Lcn); 10) рискованный…
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…вообще слово «Гиза», оно не арабского происхождения. Оно происходит от древнеегипетского «Эргесхер» – «Склон высокого места». Именно так некрополь называется в текстах, которые были найдены в припирамидном комплексе третьей пирамиды Гизы – пирамиды царя Менкаура. …именно Кавилья и первые археологи, они обнаружили зону, которая между лап Сфинкса, где ещё издревле было сделано святилище Сетепет (Избранное), где проходили элементы ритуала коронации египетского царя. И здесь с самого начала Сфинкс оказался не просто популярным, а очень популярным среди простых древних египтян, потому что он во многом давал им право увидеть культовый образ божества. Обычно культовый образ скрыт в Святая Святых, он доступен только высшему жречеству и царю, от имени которого ведётся церемониал. Здесь, не смотря на окружавшую сцену, образ был виден. Он был связан с безумной древностью. И, вообще, воплощал, в том числе и представление о такой силе всех предков, которая передаётся через правящего царя в современный ему мир. И поэтому памятник был отчасти доступен. Ещё очень интересная вещь заключается в том, что на протяжении очень многих веков нет упоминаний непосредственно о жрецах Сфинкса, не смотря на то, что храмы его известны, и известно, как они функционировали. Речь шла о том, что здесь исполнять обязанности жреца во время довольно редких церемоний, чаще всего ежегодных, имел право только царь, поскольку это была главная на протяжении многих веков национальная святыня, которая ассоциировалась, в том числе, и с миром предков, и с той жизненной силой, которая от них исходит. …история с канализацией, она показала, что до сооружения храма Хафра Сфинкса не было, и он стоял скалой. Что даёт достаточно чёткое основание для его датировки. …в нижней части (Стелы сна), которую зарисовал Лепсиус, есть эпизод, где речь идёт об образе Хафра для Ра-Атума: он упоминает имя царя, который построил Сфинкса. Если бы Лепсиус не зарисовал эту деталь, то она навсегда бы ушла с эрозией плиты, которая произошла уже во второй половине девятнадцатого века. …в итоге иноземцы, которые жили Мемфисе, почитали Харона, и Сфинкс для них стал одним из воплощений этого божества, поскольку ощущение жизненной силы, идущей от предка и Хранителя времени и прошлого, которое исконные египтяне вкладывали в понятие об этом памятнике, соответствовало культу бога Харона. …храм этот был построен Аменхотепом Вторым – отцом Тутмоса Четвёртого – при котором в пятнадцатом веке до новой эры была произведена первая большая расчистка Сфинкса. Храм состоит из нескольких дворов. Завершает этот храм большой камень с круглым верхом – это стела. Аменхотеп второй – сын известного египетского завоевателя Тутмоса Третьего. И стела эта рассказывает о следующем: ему ещё не было восемнадцати лет, и он проводил детство в Мемфисе, потому что здесь было здорово, здесь были гавани Пер Нефер, откуда уходили далеко, за пределы окружающего мира торговые корабли. Он здесь охотился на львов, скакал на лошадях, и как-то он приехал к Великому Сфинксу и к пирамидам, для того, чтобы почтить Хоремахета и творцов его – царя Хуфу и царя Хафра (там написаны их имена). Время тут прошло хорошо: была организована пирушка, народ повеселился, провёл чудесно время. И потом, когда он стал фараоном, он как-то приехал сюда в святилище и вспомнил, как же хорошо ему – юнцу, которому ещё не было восемнадцати лет – было здесь у подножия великого гиганта древности. И дальше он решил для отца своего Хоремахета устроить особое святилище. Святилище позже стало тем местом, где в эпоху Нового царства Сфинкса почитали тысячи его поклонников. Во дворах этого святилища и стелы, и маленькие расписные сфинксики. Всё это в 1936-39 году нашёл выдающийся египетский археолог доктор Селим Хасан. …около третьей маленькой пирамидки (самой южной), которая находится в поле гигантской пирамиды Хуфу, был храм, посвящённый царице Хенутсен, которая была одной из жён Хуфу. Уже с пятнадцатого века до новой эры – с Аменхотепа Второго, Тутмоса Четвёртого – здесь почитается богиня Изида – Великая владычица пирамид. Место было очень популярное, и в итоге само имя царицы практически было уже забыто: сюда приходили уже поклоняться именно богине Изиде – фрагменты колоннад её храма более-менее сохранились. Храм очень пышно расцветал в первом тысячелетии до новой эры, здесь отдельные памятники вспоминали и Сфинкса. Более того, уходя корнями в очень глубокую традицию, Сфинкс и богиня Изида, как принцип мужского и женского божества и начала, они, как бы, взаимодополняли друг друга в текстах тех паломников, которые сюда приезжали …вообще в древнеегипетском языке Сфинкс назывался Шесеп Анх Атум – «Живое подобие Атума» или «Живой образ Атума». И он, судя по более поздним текстам Нового царства, воплощал собой «жизненную силу» всех предков царя, которые проявлялись через Сфинкса в этом мире, и, с одной стороны, даровали его потомку – правящему царю, с другой стороны сфинксы также были связаны с символом горизонта. Горизонта – как зоны, находящейся на грани этого мира и Мира другого. И именно поэтому так часто в египетском искусстве Сфинкс выступает в роли великого охранника храмов или некрополей, как это случилось в Гизе. …голова, поднимающаяся из песка в раннехристианское и исламское время вызывала ненависть. И, в итоге, в пятнадцатом веке согласно тексту арабского хрониста аль-Макризи местный шейх Мухаммед в ненависти из-за того, что местные деревни почитали его как хранителя плодородия, залез на памятник и отбил ему нос. Позже, все байки, которые рассказывали о том, что в этом виноваты учёные Наполеона, конечно, остались не просто байками, а глупостью. Но Египет не был бы Египтом, если бы местные жители, узнав, что шейх Мухаммед осквернил Сфинкса, не отдали бы должным. Местные растерзали его на части, когда, так совпало, в этот момент не поднялся Нил на нужный уровень. Они связали это с осквернением своей святыни». [P.125.33]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…памятник, изображающий Тутмоса Третьего. Хранится он в Лувре. Классический египетский сфинкс (110 kB) Имя царя Тутмоса Третьего – Мен-хепер-Ра – между его лап. Две птички – это «рехит» – это символ всего народа египетского. Каждая из них – это удод – у них сломанные крылья, потому что птица египетская не может улететь от своего царя. Каждая из них сидит на знаке «неб». И между ними звезда «дуа» – это глагол «дуа» – «воздавать молитвы». То есть, весь народ египетский молится этому царю. Это часть храмового замка: туда вставляется ключ. Сфинкс-хранитель, как и Лев, поэтому египетские замки всегда в виде фигур сфинкса либо льва, который хранит сокровища, которые «за ним». …потаённый вотивный тайник под одним из храмов в Саккаре, который раскапывали французские специалисты между 1967-м и 1974-м годом. 1862 статуэтки богов, богинь, мудреца Имхотепа, ритуальные вещи. Строится новый храм: в храме есть более древние образы – они вышли из употребления. Возможно, были повреждены. Их аккуратненько кладут под землю, чтобы повысить святость места. Второй момент: вы обратились к богине с просьбой – она выполнила просьбу. Извольте заказать статую богини и передать её в храм. Она используется как богиня осуществлённой молитвы. И она, соответственно, освящает территорию храма. В нескольких известных целостных тайниках Карнака, которые французы копали в 2017-м году, поверх разбитых вещей стоят сфинксы. То есть, верхний памятник – это Сфинкс: он, как бы, придавливает, как хранитель, собой то, что под ним. В обычных тайниках – вотивных – сфинксов нет сверху». [P.125.571]
|
||||||
Александр СЫРОВАТКО, кандидат исторических наук, директор Коломенского археологического центра: «…надписи выполнены египетским шрифтом (иероглифы), но на мероитском языке». Элеонора КОРМЫШЕВА, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…это очень своеобразная культура. В это время уже как раз развивается мероитский стиль: они больше и больше отходят от египетских традиций. Но сила традиции была велика, и до конца мероитского царства прослеживается целый ряд элементов, которые так и остались внутри мероитского царства. Меняется стилистика, меняются пропорции фигур. В это время уже говорят на другом языке, хотя священные тексты продолжают писать ещё на египетском языке. Как раз царь Натакамани был последний царь, который использовал египетский язык, как язык священных храмовых текстов. Принципы строительства другие, принципы декора другие – это можно определить практически сразу, глядя на изображения. …этот храм (храмовый комплекс Абу-Эртейла, Судан) определённо имел отношение к культу богини Исиды, поскольку здесь изображён ритуал поднятия в небо трона, на котором сидела богиня Исида. Это же написано в текстах. Кроме того, здесь, безусловно, почитался Бог-лев. Возможно это был бог Апедемак, который широко был известен в царстве Мероэ – это был львиноголовый бог с головой льва и телом человека. Но стилистические фигуры, которые мы нашли в этом храме, они отличаются от того, что нам известно о культе Апедемака. А учитывая, что «львиных» богов могло быть много это мог быть и другой бог, чьё имя пока не известно». [P.125.641]
|
||||||
Древние египтяне боготворили сфинкса под именем «Гери-мукха» – или Солнца на небосклоне. * – Сравнение не совсем удачное, мой старый друг! – вдруг как бы в ответ на мою последнюю мысль раздался тихий, добродушно насмешливый голос такура, заставив меня страшно вздрогнуть. – Оно уже потому неправильно, – продолжал он, – что вдвойне грешит против исторической точности. Во-первых, хотя Сфинкс и крылатый лев, но он в то же время и женщина, а раджпутские Синги хотя и львы, но никогда ещё не имели чего-либо женственного в своей природе («Синг» – «лев» на языке Пенджаба). К тому же Сфинкс – дочь Химеры, а иногда и Ехидны, и вы могли бы выбрать менее обидное, хотя и неверное сравнение. Словно пойманная на месте преступления, я ужасно сконфузилась, а он весело расхохотался. Но мне от этого не легче. – Знаете что? – продолжал Гулаб Синг, уже серьёзнее и вставая. – Не ломайте себе головы понапрасну: хотя в тот день, как загадка будет разгадана, раждпутский Сфинкс не бросится в море, но, поверьте, и русскому Эдипу от этого ничего не прибавится. Всё то, что вы когда-нибудь можете узнать, вы уже знаете. А остальное – предоставьте судьбе… Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]
Вновь всплывают аргументы, доказывающие, что Сфинкс возведен до прихода в эти края египтян. В «море антинауки» есть свои лоцманы: Колин Уилсон, Грэхем Хэнкок, Джон Уэст. Все они обвиняют египтологов в том, что те скрывают открытия и находки, не вписывающиеся в официальную картину прошлого. А. ГОЛЯНДИН [A.421]
|
||||||