ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Fortuna

СБОРНИК 10_3

 
     
 

…первоначальное значение богини было земледельческое обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имён и прозвищ. [P.100.6]

 

I fortūna, ae f [fors I] 1) судьба, случай, удел, участь…

II Fortūna, ae f Фортуна, римская богиня счастья и удачи С etc. [B.32]

 

opportūnē [opportunus] удачно, уместно, вовремя, кстати (advenire Ter; adesse C); улучив подходящий момент (se subducere Pt). [B.32]

 

 
     
 

Тю́хе (Тихе, Тихэ греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) в греческой мифологии божество случая.

В древнеримской мифологии ей соответствует «Фортуна»; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. [P.100.7]

 

τύχη, ἡ (кор. τυχ., τυγχάνω), случай, приключение (всякого рода); счастье; несчастье; участь, жребий, доля, судьба; случайность; 2) как олиц. Τύχη, ἡ, богиня счастья, случая, лат. Fortuna.

 

греч. Τύχων – Тихон (языческий бог случая, судьбы, в Древней Греции аналог фортуны) <др.-греч. Τύχη – «судьба», «случай» [P.100.50]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Тихон, всем нам известное имя, от «тихе» или, как сейчас произносят, «тюхе», – дух удачи. Тихон сопровождает Афродиту – богиню любви». [P.125.226]

 

…слово происходит от греческого Евтихия, что значит «счастье». [T.10.CCCXVII.9]

*

Евтихий (греч. Εὐτυχής, Εὐτύχιος, букв. «счастливый», «великодушный», «весёлый»)

*

От древнегреческого имени Εὐτύχιος (Эутюхиос, позднЭвтихиос), Εὐτύχης (Эутюхес,Эвтихис): εὖ (эу), «добрый, хороший» + τύχη (тюхе, тихе), «случайность, жребий, удача». [P.128]

 

ἀπο-κληρωτικός 3 зависящий от жребия, случайный Sext. [B.169]

καίριον τό 1) (нечто) правильное, точное, надлежащее…; 2) обстоятельство, случайность…; 3) подходящее по времени, соответствующее обстоятельствам…; 4) жизненно опасная точка (тела), жизненно важный орган…[B.169]

 

 
     
 

Слово стохастический (от греч. στοχαστικός – «умеющий угадывать») используется во многих терминах из разных областей науки, и в общем означает неопределённость, случайность чего-либо.

 

Судьба понимается в качестве игры случая (греч. tuhe попадание, случайность, успех, беда, судьба), и в этом контексте она определяется как лишённая каких бы то ни было рациональных оснований. [B.37]

 

В древнегреческой философии было две концепции случая, причины обеих эффекты, которые возникают случайно, однако они дифференцированы во второй книге Аристотеля «Физика» следующим образом:

Тиха (Tyche) действует в разуме (также персонифицируется как богиня Тиха);

Автоматон (Automaton) оперирует в реальном мире.

Для многих более ранних греческих философов случай вообще не существовал. [P.100.8]

 

Αὐτοματία, ἡ, богиня случая, счастья. позд. – ср. αὐτόματος.

αὐτό-μᾰτος, 3 и 2. (αὐτός, μέμαα) сам собою движущийся, сам собою случающийся, случайный; τὸ αὐτόματον случай, случайность; нар. αὐτόματνως само собою, случайно.

*

Αὐτο-μᾰτία ἡ Автоматия, «Произвольность» (богиня случайности и счастья) Plut. [B.169]

αὐτό-ματον τό, in crasi ταὐτόματον 1) случай, случайность Arst.: ἀπὸ τοῦ αὐτομάτου Thuc., Xen. и ἐκ τοῦ αὐτομάτου Polyb., Plut. по воле случая, случайно; 2) самопроизвольность (γίγνεσθαι διὰ τὸ αὐ., ἐκ ταὐτομάτου и τῷ αὐτομάτῳ Arst.). [B.169]

αὐτό-ματος 3 и 2 1) самодействующий, самодвижущийся (πύλαι οὐρανοῦ Hom.; ὕδατα αὐτόματα ῥεῖ Arst.); 2) самопроизвольный, действующий по собственной воле: αὐ. ἦλθε Hom. он пришёл добровольно; τὰ μὲν ληφθέντα, τὰ δ’ αὐτόματα Thuc. отчасти путём захвата, отчасти добровольно; 3) естественный, природный (αἰτία Plat.; θάνατος Dem.): αὐτόματα ῥόδα Her. дикорастущие розы; 4) случайный, см. αὐτόματον. [B.169]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…есть рок, есть судьба, которая выше богов. «И боги подвластны року, подобно смертным», – говорит Гомер. Рок – протесмия, по-гречески, фатум – на латинском языке или судьба (αἶσα / эса), – это то, что управляет всем миром.

…война троянцев и ахейцев – это в меньшей степени война людей, чем война двух групп богов между собой. И Гера воюет против Зевса. Гера, Афродита, Арес – за троянцев. Зевс, Афина, – за ахейцев. Тот вопрос, который задаёт Талфибий как риторический вопрос, он совершенно чётко за три века до Еврипида произносится поэтом Хэремоном (Χαιρημών / Херемон Александрийский) шестого века до Рождества Христова: «Над всеми богами владыка Тюхэ». Боги подвластны судьбе. Мы сейчас увидим, что в Греции сосуществует две традиции, но эта традиция, она доминирующая, так живет большинство». [P.125.223]

*

προ-ϑέσμιος, 3 (ϑεσμός) заранее определённый, предназначенный; ос. срок, определённый законом, до которого можно было начать процесс и после которого наступала давность, то есть срок давности; давность; срок льготный, назначенный для осуждения к уплате судебных издержек, штрафов и т.п.

*

εἱμαρτός, 3. (μείρομαι) роковой, судьбой назначенный. позд.

*

μείρομαι (кор. μερ., ср. μέρος, μοῖρα) получать по жребию, получать в удел что-либо: a) пр. с. дей. ἔμμρα получить по жребию, в удел; b) пр. с. стр. только в 3. ед. εἵμαρται суждено, определено судьбою, и д. пр. тоже в 3. ед. εἵμαρτο, суждено было, наконец в прич. είμαρμένος определённый судьбою; как сущ. ἡ εἱμαρμένη, подр. μοῖρα, судьба, рок.

*

μοῖρα, ἡ, р. ας, эп. ион. ης (μείρομαι), часть; доля, удел; (иногда) доля в наследстве; часть земли, область, владение; партия; в пер. почёт, значение; b) следующая кому часть, должное, справедливое; c) судьба, рок, определение судьбы; и абс. смерть; как имя собст. Μοῖρα богиня судьбы и смерти, судьба; с неопр. и в. с неопр., суждено.

*

αἶσα ἡ 1) судьба, рок, участь, (пред)определение, олицетв. богиня судьбы; 2) предел жизни, век; 3) законность, справедливость, право; 4) часть, доля [B.169]

 

 
     
 

Соблюдение истинности православного вероучения это вообще одна из главных тем Максима Грека. Именно поэтому много места в его творчестве занимают труды, направленные против латинян, схоластической философии, астрологии и т. д. Одна из работ «О фортуне» посвящена критике протестантского и гуманистического понимания понятия «судьба». Сторонник полной предопределенности бытия, изначально устроенного Божиим Промыслом, он резко выступает против возможностей «угадать» судьбу, и уже тем более против попыток изменять её по собственной воле. В этом отношении Максим Грек проявляет себя истинным последователем византийской ортодоксии. Многократно он писал и о вредности «латинской веры». [P.75]

 

 
     
 

СЛУЧАЙ

Также из 21-го Аркана «Radiatio» – ИЗЛУЧЕНИЕ – ЛУЧ – СЛУЧАЙ

 

Набоков говорил: «Случайность – логика фортуны». И действительно, что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности?..

Сергей ДОВЛАТОВ [B.124.8]

 

Анекдот:

Поймал мужик Золотую рыбку.

– Ну, Рыбка! Хочу, чтобы у меня всё было.

– Мужик! У тебя всё БЫЛО!

 

Если в первую половину жизни люди хотят иметь ВСЁ, то во вторую – понять, что всё, что они имели, было не зря.

 

habent mortalia casum Lcn (всё) преходящее подвержено случайностям

fronte capillatā, post est occasio calva погов. DC случай спереди лохмат, но сзади плешив (т. е. когда он упущен, его не ухватишь)

occasio receptūs difficiles habet PS (упущенный) случай редко повторяется [B.32]

 

 
     
 

О генетической связи 10-го Аркана с Арканом «0» и 22-м Арканом (или об организованном Случае)

 

Если в Целостном Мире 22-го Аркана (ваша) замкнутая Змеем (как окруженном Коконом) Пассивность реет в (Непроявленном) Космосе, а четыре Стихии-Зверя выведены во Вне и разделены, то в Упорядоченном (то есть требующем упорядочивания) Мире 10-го Аркана вас «выбрасывает» во вне и начинает вращать (опять таки по Змею, то есть «без начала и конца» – «Кружит, кружит, кружит карусель. Путешествие по замкнутому кругу...»), а четыре Стихии-Зверя объединились в (непробиваемый, неразжалобимый) комплекс – Сфинкса.

В «Космосе» 22-го Аркана Невесомость (вес – Авторитет, он же Форма и Империя). Форма (масса), имеющая вес, создаёт притяжение (гравитацию).

В системе Арканов притяжение рассмотрено в 20-м Аркане как «Attractio Divina» (Божественное Притяжение). В Тёрнере Букв-Матерей 20-й Аркан является стороной, соединяющей 1-й Аркан (Алеф) с 21-м (Шин).

Именно Алеф – Энергия (Маг) заставляет Змея отпустить свой хвост, тем самым разрывая «кокон». Зачастую это проявляется уже рассмотренной ранее триадой (испытаний) – «Страх – Страсть – Совесть».

Организованный (вами же и организованный) Случай состоит в необходимости «Реагирования», выраженного в форме Проклятия (собственно любое проклятие есть ни что иное, как самопроклятие), то есть неизбежного уклона «Шин – Мем», который и есть реализационная Судьба.

Если «организованного» Случая не происходит, то дальнейшую ситуацию наиболее красочно обрисовывает картинка низвергающегося Тифона. [где Тифон, не крокодил с неуклюжей пастью (по В. Шмакову), и не крокодилье туловище с человеческой головой ГОМа, а комплекс (конгломерат), противоположный (противостоящий) Сфинксу: Человек и Пифон или Питон (др.-греч. Πυθών от πύθω) – человеческая голова с туловищем питона-змея (где змея удавка-верёвка, а своего тела уже и нет), что и отображает картинка 12-го Аркана – «Повешенный» (но уже как преступник)]. Из недавних примеров – «Азиатские князьки» Наджибулла [ 35 kB ] и Саддам Хусейн [ 50 kB ]. Как только петля затянулась на шее, тело перестало существовать (оно – тело – собственно и было лишь носителем «лица»). Лицо – лик – личность – личина. Лярва (лат. larva привидение, маска, личина). А всё вместе – «олицетворённая» ошибка (преступление).

«Выворачивая» Тёрнер Букв-Матерей, по Алеф и Шин получите тоже самое (наоборот), а «вывернутая» Мем «даст» Тетс. В дифференциальной разнице «Мем – Тетс» (13 - 9) и «даст» Далет, то есть Форму, которая и вызвала либо Страх, либо Страсть, либо угрызения Совести. Или, если более понятно, – Авторитет, Империю (если угодно – Иегову).

«Алеф – Шин» есть «узкая тропинка» (semita), а Далет – ограничение её ширины (Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их).

 

I Pỹthon, ōnisnos) m Пифон, свирепый дракон, обитавший на Парнасе, убитый Аполлоном О, Prp, Lcn etc. [B.32]

II pỹthōn, ōnis m 1) (тж. spiritus p. Vlg) пророческий дар (mulier habens pythonem Vlg); 2) прорицатель (pythones consulere Vlg). [B.32]

*

Πύϑων, ωνος, ὁ, Пифон, змей, убитый Аполлоном в том месте, где потом находился оракул Аполлона Дельфийского; 2) как нариц. = δαιμόνιον μαντιϰόν, божество пророчащее, демон (бес) пророчащий, позд. Н.З. [буквально «гниющий», от πύθω гноить]

 

I tỹphōn, ōnis m тифон, смерч (см. Typhoeus) РМ, Ар, VF. [B.32]

II Tỹphōn, ōnis m O, Lcn, Man = Typhoeus. [B.32]

*

τυφωνιϰός, 3. (τυφών) – ἄνεμος бурный, порывистый ветер, вихрь, ураган, Н.З.

 

Typhōeus, eī и eos и Tỹphōn, ōnis m (греч. «дымящий») Тифоэй или Тифон, сын Геи и Тартара, огнедышащий стоглавый и сторукий великан, оспаривавший у Юпитера власть над небом, но низвергнутый им и погребённый под Этной V, О, Lcn etc. [B.32]

*

Τῠφωεύς, έως, ὁ, или Τῠφώς, р. -ῶ, в. -ῶ, или Τῡφῶν, ῶνος, ὁ, Тифон, сын Земли и Тартара, баснословное чудовище, заточённое Зевсом в недра земли, по Гомеру – в стране Аримов, по другим сказаниям – под горою Этной (ему приписывали бурю, вихрь, извержения огнедышащих гор, землетрясение).

 

Tīthōnus, ī m Тифон, сын троянского царя Лаомедонта, супруг Эóс (Авроры), благодаря которой он получил вечную жизнь, но без вечной юности; достигнув предельной дряхлости, был превращен в цикаду; отец Мемнона Рl, С, V, Н etc. [B.32]

 

Tīthōnia, ae и Tīthōnis, idis f Тифония, т. е. Аврора (жена Тифона) О, St. [B.32]

 

 
     
 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Рожон очень часто встречается в латинских и греческих текстах. Его соответствием является греческое kentron или латинское stimulum. И рожон – это острый кол, которым погоняли упирающегося на пахоте быка».

Латинский Рожон – стимул – стал современным понятием. Так называют причины, побуждающие к действию, мы часто говорим: «внутренний стимул». В античности стимулы были только внешними, тогда считалось, что и судьба человека зависит исключительно от внешних сил.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Человек наделялся определённой участью или долей богинями-Мойрами. И человек в своей жизни должен был пройти весь свой путь до конца и не противиться против воли Судьбы. И вот, в данном случае, человек сравнивался с Быком, который пашет землю, и если он начинает упираться или совершать какие-либо неверные движения, то человек, вот как собственно судьба, колет его рожном и возвращает его в привычное русло».

Мойрам было угодно, чтобы Прометей похитил огонь с Олимпа, и Прометей знал это. Недаром его имя переводится как «Предвидящий». Его поступок был не вызовом Судьбе, а строгим исполнением античного предписания.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «В эпоху эллинизма, то есть начиная с IV-го века до нашей эры меняется представление о Судьбе. На первое место выходит богиня слепого случая, которую мы знаем в современном мире под именем Фортуна, в латинской традиции, – богиня слепого случая, неустроенности, изменчивости в мире. И тогда начинает казаться, что человек может изменить свою Судьбу».

Не случайно в эту эпоху резко возросло количество самоубийств. Считалось, что добровольно выбрав смерть, человек идёт наперекор судьбе и достигает полной свободы. [T.10.I.3]

*

adversus stimulum погов. Ter против рожна [B.32]

adversum stimulum calces (sc. jactare) погов. Ter лезть на рожон, против рожна [B.32]

*

I calcitro, āvī, ātum, āre [calx II] 1) бить ногами, лягать, брыкаться РМ; (об умирающем) судорожно бить ногами О: с. contra stimulum погов. Vlg, Amm идти против рожна; 2) упорствовать, сопротивляться С. [B.32]

*

fātālis, e [fatum] 1) предопределённый судьбой, предназначенный, роковой (necessitas С; terminus L; casus С; arva V); смертный (dies T; hora Su): mors f. VP, PJ, PM положенная судьбой, m. e. естественная смерть; libri fatales L книги судеб (m. e. сивиллины); fatales deae О богини рока (т. е. Парки); fatale quid Spart = mors; 2) гибельный, пагубный, губительный, смертоносный (aurum О; monstrum H; vincula Lcr). [B.32]

 

 
     
 

īn-fortūnātus, a, um несчастный Ter, С, Ар. [B.32]

īn-fortūnitās, ātis f [fortuna] несчастье, бедствие AG. [B.32]

īn-fortūnium, ī n [fortuna] 1) несчастье, бедствие H, Ар etc.; 2) наказание, побои (infortunio aliquem mactare Pl). [B.32]

 

calamitās, ātis f 1) бедствие, несчастье, тж. ущерб, урон: испытать несчастье, потерпеть ущерб; с. fructuum С неурожай; 2) поражение

 

II commisero, ōnis m товарищ по несчастью Tert. [B.32]

 

pestis, is f 1) зараза, чума, повальная болезнь…; 2) дурной запах…; 3) гибель, разрушение…; несчастье, катастрофа

 

scaevitās, ātis f [scaevus] 1) неумелость, бездарность (male doctorum hominum s. et invidentia AG); 2) превратность (fortunae Ap); неудача, несчастье Ap. [B.32]

 

offendo, fendī, fēnsum, ere [одного корня с defendo]… 3) пострадать, потерпеть крушение (аварию, урон, неудачу), попадать в беду (naves offenderunt Cs): apud judices о. С проиграть процесс; in exercitu offensum est Cs армия потерпела неудачу (поражение); quicquid offendit Sen любая неудача

 

cōnfūsus, a, um 1. part. pf. к confundo; 2. adj. 1) беспорядочный, запутанный (oratio С); неясный (vox Lcr, VM): ōs confusum PJ неясное произношение (ср. 2); confusae quaestiones AG смесь, разное; perturbata et confusa cernĕre С видеть путаные и беспорядочные сны; 2) приведённый в замешательство, смущённый (facies Т; ōs QC — ср. 1); сбитый с толку (hac denuntiatione Pt); 3) расстроенный (vultus L, О). [B.32]

 

 
     
 

Яков ВНУКОВ, профессиональный реконструктор, популяризатор истории и экспериментальной археологии, директор агентства исторических событий «Институт Времени»: «…кроме элиты, которые с жреческой, с религиозной функцией носили золото, потому что золото это было одним из воплощений Фарна. А Фарн – это в иранской традиции то, ради чего каждый скиф жил – это удача. Если ему удавалось её ухватить, то он был богат, у него плодилась скотина, и удача ему сопутствовала во всём, в чём требовалась удача кочевнику. Обратите внимание, что здесь в подписях ко всем пластинкам красочным: они все бронзовые. То есть совершенно не всё делалось из золота. Даже в царских курганах, потому что это страничка из книжки про Александропольский курган – гигантский очень богатый курган». [P.150.32]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ