ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 4 - 18 (8) АВТОРИТЕТ – ОПАСНОСТИ |
||||||
offuscātio, ōnis f [offusco] затемнение, помрачение, перен. умаление Vlg: о. deorum Tert сумерки богов. [B.32]
|
||||||
Petra cubica (l'Empereur) – Hostes occulti (Mysterium)
Вся жизнь французского императора оказалась тесно переплетена с Россией. По иронии судьбы даже его усыпальница в парижском «Доме инвалидов» – это шесть огромных саркофагов – выполнена из красного порфира, который привезли из России по распоряжению Николая Первого. Во Франции такого камня не нашлось. В 1846-м огромную глыбу выломали из недр Карелии и привезли сюда. Здесь её обработал Висконти (фр. Louis-Tullius-Joachim Visconti). Когда Николая Первого спросили, а как он относится к тому, что Бонапарт закован в «Русский камень», он ответил: «А так ему и надо!» [T.18.XXVII]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Он показывал, что всё-таки он за республику, за то, что все римляне равны, хоть в каком-то смысле. И до конца своих дней, я думаю, он в некотором смысле оставался республиканцем. Пройдет не одно столетие, и Наполеон Бонапарт в созданной им конституции запишет: «Франция объявляется республикой. Во главе республики стоит император. На свою коронацию Наполеон лично заказал костюм коронационный для себя и императрицы, максимально напоминающий костюм римских цезарей». [P.97.6]
Римское владычество принесло в Египте некоторые изменения. Царь, как и в персидское время, отсутствовал – он управлял из далекого Рима; поэтому мало по малу его стали называть просто «фараон», не интересуясь именем; он должен был иметь своим заместителем префекта Египта, который фактически и был правителем страны и главой религии. Но опыт очень скоро доказал, что в Египте можно легко почувствовать себя при таких условиях фараоном. Уже первый, назначенный Августом, наместник Египта Г. Корнелий Галл, усмирив восстание в Фиваиде и победив эфиопского царя, по свидетельству Диона Кассия, «много совершил незаконных поступков – поставил свои изображения по всему Египту и написал на пирамидах о своих деяниях». Действительно, в 1895 г. на Филах нашли разбитый и употребляемый для постройки большой камень с надписью на трёх языках: латинском, греческом и египетском-иероглифическом. …но Галл потребовал, чтобы было помещено его изображение на коне. Этим он преступил предел дозволенного для простого наместника, навлёк на себя подозрение и гибель. Камень его был разбит и употреблён на постройку храма от имени Августа. Последний особенно дорожил Египтом – здесь он был царём, не будучи официально таковым в остальной империи, и он отнёсся к выходкам Галла, может быть, с большей подозрительностью, чем они того заслуживали. С этих пор для египетского префекта был закрыт путь для сношений с жрецами и для приобретения чрез них независимого положения; религиозные дела были изъяты из его ведения и учреждена должность «архиерея Александрии и всего Египта». Носителем её был не жрец, а светский чиновник, функции которого были соединены с функциями идеолога, сановника с финансовым оттенком. Вместе с тем прекращают, кажется, своё существование общие и даже провинциальные съезды жрецов, столь обычные при Птолемеях и неизменно сопровождавшие всякое выдающееся событие в жизни царя или культа (например, интронизация Аписа). …но и Кесарь, создавая на Западе новые формы, нашёл чему поучиться у страны тысячелетней культуры и государственности. Он был фараоном, правившим римской республикой. Он воспринял фараоновское божественное достоинство; имя Кесаря делается таким же полунарицательным, как имя Птолемея; постепенно республиканские формы заменяются бюрократическими. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1] * …в стенах Музея Метрополитен (Metropolitan Museum of Art) стоит массивный древнеегипетский храм. Храмы из Дендеры (Temple of Dendur) видны снаружи через стеклянные стены. Это один из самых известных объектов музея. …но, зато, покажут нам человека, которого не должны изображать в египетском храме. Мы видим Римского императора – Цезаря Августа. Август завоевал Египет в 30-м году до нашей эры. [T.10.CCCLXXXI.5]
|
||||||
l'Empereur [Auctoritas] – Hierarchia occulta
– Сейчас всё станет ясно. Успехи науки показывают, что она становится единственной реальной силой в судьбе человечества. Однако учёные неорганизованны и наивны. Власть находится в руках политиков, берущихся управлять не умея и потому громоздящих пирамиды ошибок и нелепостей. Усложняющаяся жизнь всего мира настойчиво требует прочности всех без исключения звеньев, чего политики достигнуть не могут. В результате ткань общественного устройства постоянно рвется. Люди становятся беззащитными жертвами неумелого и устарелого политического управления. Стремясь обеспечить устойчивость власти, политики организуют последовательную иерархию привилегий, очень похожую на иерархию бандитских шаек, замкнуто сужающих свои круги со всё большими привилегиями для олигархической вершины. Образец гитлеровский рейх – типичная тирания политических бандитов, очень прочная, скрутившая весь германский народ стальной сетью террора, пыток и смерти. Но бандиты ударились в большую политику и по невежеству не сумели придумать ничего, кроме военной силы и массовых избиений. Естественно, они погибли скорее, чем могли бы, если бы действовали с умом. Что же делать умному человеку, не верящему ни во что, кроме разума, и видящему, что всякая политика устарела, а до научного управления людям дальше, чем до Марса? Раньше попадёте на Марс, наверное, вы, русские, но настоящему разумному человеку совершенно наплевать кто… Человек с увеличением населения всё больше теряет свою индивидуальную ценность. Всё труднее становится ему пробиться наверх через заборы и фильтры последовательной иерархии, в чём бы она ни выражалась. Справедливость существует только на очень узкой тропинке, по которой надлежит идти обычному человеку. Кругом беззаконие, и любой преступник чувствует себя увереннее и сильнее. Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]
Ronald Wright (Dr. honorary University of Calgary), author «A Short History of Progress»: «Вера в прогресс стала сродни религии, чем-то в роде фундаментализма. Только вот рыночный фундаментализм совсем недавно потерпел крушение. Мысль о том, что Рынок может процветать вечно – это иллюзия, равно как и идея, что технологии могут бесконечно развиваться и решать свои же проблемы, возникшие на более ранних стадиях. Эта вера очень похожа на религиозные заблуждения, которые приводили к краху целые цивилизации». Краткая история Долга. Michael Hudson (Prof. University of Missouri - Kansas City), former Wall Street economist: «Письменные источники, составленные четыре тысячи лет назад – со второго тысячелетия до нашей эры и до рождения Христа – показывают, что в те времена для различных стран мира было в порядке вещей периодически списывать долги, которые казались им слишком обременительными. Шумер, Вавилонское царство, Египет – все они списывали свои долги, чтобы их общества снова могли нормально развиваться. Такую политику легко применять в обществах, где большая часть долгов – это задолженность государству. Но ситуация осложнилась, когда кредиты и задолженности перешли из рук государства частным предпринимателям и олигархии. Последнее, к чему они стремились – это устранить задолженность и восстановить равенство. Рим стал первым в истории государством, не списывавшим долги: это привело к войне в Спарте, в Греции – где правителей, стремившихся аннулировать долг, пришлось попросту низвергнуть и уничтожить. В первом веке до нашей эры войны приводили к полному опустошению регионов. Победители уносили не только золото из храмов, но грабили всех и вся, по сути, подрывали экономику, не давали ей восстановиться, делали из плодородных земель пустыню, лишали источников воды. Но при этом долг оставался долгом. Совершенно новым элементом римской экономики была концентрация богатств на вершине экономической пирамиды. С тех пор именно это и стало определением прогресса: прогресс означал «Вы никогда не получите назад то, что мы у вас отобрали». Именно это привело человечество к Тёмным векам, и может привести снова, если общество не осознает, что пока все ресурсы сосредоточены в руках финансового класса, он не станет использовать их более рационально, чем наши предки в Риме». Simon H. Johnson (Prof. Massachusetts Institute of Technology), former chief economist International Monetary Fund: «Термин «олигархия» относительно непонятный, но на самом деле это слово означает небольшую группу людей, обладающих огромной политической властью благодаря своему богатству. Мы говорим о США, как о демократической стране, в которой власть распределена равномерно. Олигархию люди привыкли ассоциировать, скорее, с бедными странами, но этот подход стоит пересмотреть, потому что сегодня подобные структуры широко распространены и в американской экономике. Те люди, у которых есть экономическая власть, сконцентрированы в финансовом секторе – это Уолл-стрит, если удобнее использовать такой термин. Уолл-стрит имеет огромную власть и использует её, чтобы покупать власть политическую, чтобы определять решения Вашингтона, формировать Рынок так, как это необходимо финансистам. Это позволяет им зарабатывать ещё больше денег, и, соответственно, получать ещё больше политической власти. Так происходило достаточно долгое время, вплоть до обвала экономики. Банкиры не могут остановиться. В самой сути, в ДНК их организации заложена необходимость идти на риски, платить самим себе огромные зарплаты и, в конце концов, прогорать. И чем лучше это видят представители разных политических течений, тем ближе мы к тому, чтобы ограничить власть финансовых олигархов». Ronald Wright (Dr. honorary University of Calgary), author «A Short History of Progress»: «Я где-то читал, что каждый раз, когда история повторяется, цена такого повтора увеличивается. Процесс постоянного усложнения цивилизации можно рассмотреть на примере майя. В конце существования своей цивилизации майя вкладывали огромные усилия в постройку храмов и дворцов для знати, куда не допускались простые люди. Что-то подобное происходит с обществами и сейчас. Можно представить себе, что такой подход вызывал недовольство тех, кто находился внизу социальной пирамиды. Они чувствовали нарастающее различие между классами, понимали, что социальный контракт между ними и правителями, как посредниками перед богами, нарушается, что правители теряют контакт с людьми, которых они, якобы, представляют». Michael Hudson (Prof. University of Missouri - Kansas City), former Wall Street economist: «В течение последних четырёх тысяч лет каждое общество приходило к стадии, на которой долги накапливались быстрее, чем люди успевали их выплачивать. Проблемой во всех случаях было существование олигархии – небольшой группы людей – десяти процентов населения, которым и следовало выплачивать долги. Если бы им предложили аннулировать задолженности, то они бы не согласились. Олигархи созданы чтобы управлять. Они бы скорее отказали оставшимся девяноста процентам в праве на жизнь, чем аннулировали их задолженности. Они скорее уничтожили бы население и разграбили планету, чем отказались бы от своих требований. Вот так выглядит политическая борьба в двадцать первом веке. На Уолл-стрит в шестидесятых годах двадцатого века в банке Chase Manhattan Bank я занимался платёжным балансом. Первое, что мне предстояло определить – какой объём своего долга могут погасить страны Третьего мира. Ответом на этот вопрос было: «А сколько они зарабатывают?» Сколько бы они ни зарабатывали, нашей задачей считалось получить эти деньги в виде процента на задолженность. В идеале, таким образом, они бы выплатили нам только проценты». [T.13.CII]
|
||||||
l'Empereur [Auctoritas] – Hierarchia occulta
…принимая поздравления с присуждением Нобелевской премии «Выдающемуся физику двадцатого века Гинзбургу», лауреат шокировал аудиторию ироничной репликой: «По Шкале Ландау моё место в третьем классе», и просветил непосвящённых. «У Ландау была квалификационная шкала от наивысшего класса – пол-балла, до низшего – пятёрка, где он располагал известных физиков. Пять баллов Ландау выставлял тем, чьи работы считал патологическими. При этом второй класс слабее первого на порядок, то есть в десять раз. В классе «Ноль-пять» был всего один человек – Эйнштейн, в классе «Единица» – Бор, Гейзенберг, Шрёдингер, Дирак, Фейнман. Себя Ландау вначале определил в класс «Два с половиной», потом перевёл в «Двойку», и затем в класс «Полтора». [T.10.CXXVIII.1]
Как все отставные подполковники, мой дядя заведовал техникой безопасности на фабрике «Луч». (Полковники возглавляют отделы кадров.) Возможно, он разбирался в технике безопасности, это не исключено. Сергей ДОВЛАТОВ [B.124.6]
|
||||||
l'Empereur – Mysterium
…так гласит миф. Возможно ли, чтобы за ним стояла реальность? В этом эпизоде миф символизирует реальный исторический конфликт – эпическую борьбу между зрелой супердержавой и зарождающимся государством. В ранней истории Греции Афины и Крит были заклятыми врагами. Однако у Крита было преимущество благодаря его мощному флоту. И в мифе, и в реальности это была «Схватка Давида с Голиафом». Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «В мифе о Минотавре отчётливо прослеживается связь с реальной историей. Крит был могущественной державой, можно сказать, что он властвовал над материковыми городами-государствами». Tom Stone, BA, Author «Curse of the Minotaur»: «Чудовищный ультиматум Миноса был ни чем иным, как отражением верховенства Крита над остальными государствами Греции». Афиняне преподносили «Миф о Минотавре», как политическую пропаганду. Минотавр представлял собой тиранию Крита. Лабиринт был символом безусловной власти Крита, а жертвы символизировали страдания самих афинян. Целью легенды было выставить критян злобными варварами, и у неё это получилось. Tom Stone, BA, Author «Curse of the Minotaur»: «Для греков, передававших эту историю из поколения в поколение, она была доказательством того, что они сами, их боги и их благоразумие стояли выше критян с их быками и чудовищами. В соответствии с мифом, Афины обязаны своим возвышением только Тесею. Возможно, миф был создан именно для того, чтобы это доказать». Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Принимая Тесея в качестве национального героя, афиняне делали важное заявление: они сообщали всему миру, что критское иго подошло к концу, и что теперь на арене появился новый мощный игрок – Афины». …однако Миф о Тесее и Минотавре переживёт эти два царства, даже когда они станут седой историей. Подобно любому хорошему мифу, он раскрывает тайны человеческой природы, актуальные сейчас не менее, чем три тысячи лет тому назад. Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Эти мифы мощным движением открывают уголки нашей души, которые мы обычно держим под замком: тайные страсти, желания, приёмы, которые помогают нам общаться с миром. Они говорят о страшной борьбе, которую мы ведём сами с собой». [T.18.XXIII.4]
Тутмос утверждал, что заключил договор со Сфинксом, и Великий бог, который обитал в его статуе, хорошо отплатил юноше. Интересно, что в то время, когда Тутмосу снился этот важный сон, он не был принцем-наследником. Это заставляет многих сомневаться в том, что восхождение к власти было предсказано ему из мира богов. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Мы считаем, что это чисто политическая история: Тутмос убил своего старшего брата, который должен был стать царём Египта. Вот зачем Тутмос придумал небылицу про сон, заявляя, что, якобы, Бог-Гор «Восстающий над Горизонтом, избрал его владыкой Египта». Древняя запись беседы между Тутмосом и Великим Сфинксом сделана на плите, стоящей под грудью Сфинкса. В удивительном рассказе царя содержится также описание плачевного состояния великой статуи. Все события изложены с репортажной точностью. Это позволило археологам исследовать и мотивы действий Тутмоса, и сами эти действия. [T.23.II.1]
|
||||||
l'Empereur – Hostes occulti
Амурский лиман. 1850 год За пять лет до этих событий морской офицер Геннадий Иванович Невельской, получив назначение на Дальний Восток, решил проверить свою давнюю догадку. Офицер был убеждён, что Лаперуз ошибался, и в Амур можно заходить с моря. Хотя Невельскому было велено не отвлекаться на географические изыскания, он, нарушив приказ на свой страх и риск, снарядил экспедицию из Петропавловска к Сахалину. Предположение Геннадия Ивановича блистательно подтвердилось. Он основал в устье Амура Николаевский пост, поднял там российский флаг и объявил о суверенитете России над левым берегом Амура. Узнав о самоуправстве Невельского, Особый комитет, в ведении которого входили дела, ведущие к разрушению государственного устройства, подготовил доклад. Поступок морского офицера был сочтён дерзостью, достойной разжалованию в матросы, о чём и было доложено императору Николаю Первому. Разобрав существо дела Николай сказал: «Ослушался приказа – ты матрос, но ты основал новые селения, за это ты мичман. Ты открыл судоходность Амура – за это ты лейтенант. Ты поправил самого Лаперуза – за это ты капитан. Ты поднял российский флаг на новых землях – за это ты контр-адмирал». А на доклад Особого комитета император наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». И теперь контр-адмирал Невельской вёл русскую эскадру по тому водному пути, что был открыт его экспедицией. [T.1.XLI]
|
||||||