ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 4 – 18 АВТОРИТЕТ – ОПАСНОСТИ |
||||||
lautumiae (lātumiae, lātomiae), ārum f (греч.) 1) (тж. latomiae lapidariae Pl) каменоломни (in lautumiis aetatem agere Pl); 2) тюрьма, темница (carcer lautumiarum L). [B.32]
Petra cubica – Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая) Дворец ректора. Здесь заседало правительство. Во время своего правления ректор не мог покинуть дворец, он был для него своего рода тюрьмой. Во главе города стоял князь. Знать правила Дубровником, но для принятия важнейших решений нужно было согласие горожан. [T.10.XI.22] Власть (4-й Аркан) в совокупности с Притеснением (18-й Аркан – Прихлопывающая крышка) формируют Темперамент (14-й Аркан)
|
||||||
l'Empereur (Император) – Иероглиф (Притеснение)
…дипломатический талант Аменхотепа не уступал военному таланту его предков. Послы прибывали ко двору фараона, принося ему дары в знак дружбы. Более слабые страны присылали ему дань, чтобы доказать свою преданность. Prof. John D. Ray, Cambridge University: «В древнем мире действовал очень ясный принцип: Если человек был богат – надо было сделать его ещё богаче. Приезжая к нему надо было привезти в подарок то, чем богата твоя страна. Частично это делалось для того чтобы признать власть фараона даже над странами, в которых он не бывал». Росписи на египетских гробницах показывают, какое это было потрясающее зрелище. Со всего мира фараону везли бесценные дары: от минойского Крита до библейского Вавилона. Prof. John D. Ray: «Нубийцы привозили жирафов и львов, сирийцы могли привозить медведей, которые водятся в горах Сирии. Послы других стран привозили животных, характерных для их земель. Это было очень яркое материальное воплощение того, что означало для египтян ИМПЕРИЯ, из чего она состояла, и, самое главное, какое место во всей этой системе занимал фараон». Prof. John D. Ray: «Аменхотеп называет себя Царём царей, и, вероятно, так его и воспринимали правители других стран». Аменхотеп знал, что он самый могущественный человек в мире и что у него есть большое преимущество. [T.10.XCII.2]
Во времена императора Юн-лэ миллион людей и все ресурсы нации были мобилизованы по одну лишь слову одного человека. Сейчас мало что изменилось Rory McGowan, currently Director, Arup Consulting Engineers: «Вас сразу впечатляет скорость с которой всё здесь делается: мы имеем централизованную экономику, однопартийное государство, и решения здесь принимаются быстро, все планы реализуются без задержки. При отсутствии того уровня отчётности, который имеется на Западе, нет суеты и неразберихи. Китай полон решимости сохранить набранные темпы и стать мощнейшей экономической державой». Чтобы снабжать эту армию рабочих, и переправлять стройматериалы из одного конца страны в другой Юн-лэ приказал создать гигантскую систему водных путей. Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Для возведения своего дворца нужно было создать инфраструктуру. Без этого было бы невозможно кормить рабочих, ремесленников и художников, а также снабжать воинские части. Наземные поставки были неприемлемы, это было слишком дорого, к тому же надлежащих дорог просто не было. Не было вообще ничего». Триста тысяч человек получили приказ углубить и расширить Великий канал. Эта широкая система водных путей, построенная две с половиной тысячи лет назад, за последние сто лет покрылась илом и стала непригодной для судоходства. Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Император Юнг-Лу поощрял расширение Великого канала на всём его протяжении. Именно благодаря Великому каналу и всем питающим рекам Китай смог развиваться и стать богатейшей империей мира». [T.4.XXVI]
|
||||||
Йод-Хе-Вау-Хе (Цикл, годовой цикл) и Pericula occulta (Тайные опасности) порождают необходимость привязки к конкретным датам (Календарь)
Та Великая Суббота пришлась на 8-е апреля. Это была самая мрачна Пасха в жизни апостолов. Учитель казнён и лежит во гробе, а они даже не знают, где он погребён. [T.10.V.7]
В этот храм в Токио приходят почтить память погибших за родину воинов. Во время празднования Камакоро-Мацури, в воскресенье, выпадающее с 7-го по 14-е апреля. …и всем 5834-м камикадзе, отдавшим жизнь за императора и свою страну. [T.9.I]
Каждый японец – это религиозный сосуд. Верить в бога на островах – не только потребность, но и необходимость, – без веры пропадёшь: слишком много на японской земле природных опасностей. [T.10.VII.16]
|
||||||
Йод-Хе-Вау-Хе (Цикличность) – Pericula occulta (Тайные опасности)
Игорь ОРЛОВ, доктор исторических наук: «…во первых это ностальгия вчерашнего жителя деревни, который стал горожанином в первом поколении. А сейчас, мне кажется, это побег, даже не из города, душного города, а это попытка убежать от ритма – психологически перестроиться. Помимо этого, ещё один фактор мне кажется очень важный: мы дома друг друга не видим. Мы приходим с работы – дети уже спят, мы уходим утром – дети тоже спят. То есть в результате дача становится тем местом, где собираемся семьёй». [T.10.LI.62]
|
||||||
Принцип адаптации требовал «покинуть» изолированный организм и искать «корень» ассоциаций в том, что происходит во внешнем мире, к которому организм повседневно приспосабливается. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет «про запас» на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Но очевидно, что адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (на манер того, как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Утверждается новый вид ассоциаций – между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]
|
||||||
Скорее благодаря печатным трудам, нежели практической деятельности о Папюсе вскоре распространилась слава как о маститом оккультисте и маге, чьи возможности поистине безграничны. Однажды к Папюсу в закрытой карете привезли министра колоний Антуана Гийена. Месье Гийену грозила отставка, помешать которой было способно лишь чудо. Папюс прежде всего предложил гостю вступить в орден, объяснив, что без этого не в состоянии помочь. Гийен скрепя сердце согласился… Гийен стоял с мрачным выражением лица, проклиная себя за то, что согласился на этот балаган. Пять часов кряду продержал Папюс министра, совершая обряд посвящения по полной форме. Только после этого, утверждал он, можно просить духов оказать содействие брату по ложе. Самое удивительное, что на заседании кабинета речь Гийена произвела фурор! С тех пор к Папюсу стала частенько наведываться чиновничья верхушка. В частности, Жерар принял в члены ордена мартинистов министра иностранных дел Франции Теофиля Делкасса, лидера социалистов Жана Жореса и многих других. Что же касается врачебной практики, то здесь у Папюса то и дело случались осечки… …в 1897 году с его ближайшим другом и собратом по ложе Станиславом Гюайта, забыть не удалось. Именно этот случай и заронил в душу Жерара первые семена сомнений в собственных силах. В тот день Гюайта перебрал дозу кокаина, и Папюс как врач понимал, что друг на грани смерти. Оставалось надеяться лишь на помощь свыше. «Вызывай скорее! – хрипел перепуганный, белый как полотно Станислав. – Не видишь, я сейчас испущу дух!» Папюс, призвав ангелов-защитников, нарисовал магический круг с охранными символами. Но Гюайта на глазах становилось всё хуже, и через два дня он умер. Поскольку сам Станислав считался в Париже сильным чёрным магом и у него имелись ученики и последователи, Папюс всерьёз опасался мести. И не напрасно: однажды ночью, когда он возвращался с заседания ложи, напуганные чем-то лошади внезапно понесли, и карета Папюса перевернулась. Жерар был уверен: это месть Гюайта. Но гораздо хуже было другое – недоброжелатели регулярно стали подкидывать в его почтовый ящик письма, в которых Папюса называли шарлатаном. Однажды императрица, повстречав Папюса на прогулке, вдруг спросила со смущенной улыбкой, не согласятся ли они с месье Филиппом пройти маленькое испытание. «В назидание нашим врагам», – добавила Александра Федоровна. Папюс знал от своей ученицы Мусиной-Пушкиной, что некоторые лица в Петербурге называют приезжих гостей шарлатанами и требуют, чтобы государь выслал их из России. Однако «маленькое испытание» оказалось серьёзным экзаменом. Комиссия ведущих петербургских врачей (в их число, например, вошёл известный психиатр Бехтерев, тоже мартинист) вместе с гостями отправилась в петербургский военный госпиталь… Пэгги Лу [A.34] * …а мистически настроенные аристократы в те дни горячо обсуждали смерть французского прорицателя и мага Папюса, потому что отныне должно было утратить силу заклинание, произнесённое чародеем чуть больше десяти лет назад. В тревожный 1905-й год Папюс был приглашен в Россию. Он устроил для Николая Второго и его супруги спиритический сеанс. Магическое действие сопровождалось множеством таинственных манипуляций, которые должны были убедить царя в том, что он общается с духом своего отца. Николай Второй задал тени волнующий его вопрос – должен ли он бороться с либеральными течениями, грозившими увлечь Россию. Дух ответил: «ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию, но она ещё возродится. Бодрись мой сын! Не прекращай борьбы». Царь и царица замерли в изумлении. Папюс предложил по горячим следам совершить ритуал заклинания, который, якобы, мог уберечь от грядущих бед. Однако оберег имел существенный недостаток – он прекращал действие со смертью заклинателя. И вот теперь Папюс умер в возрасте пятидесяти одного года от туберкулёза, которым заразился в полевом госпитале, где с начала Первой Мировой работал врачом. В ноябре Морис Палеолог написал в своём дневнике: «Признаюсь, эта новость ни на одно мгновение не остановила моего внимания, но она, говорят, повергла в уныние лиц, знавших некогда «духовного учителя», как называли его между собой его восторженные ученики. Маг Папюс исчез физически и действие его заклинания прекратилось. Значит, скоро революция». [T.10.CDLVII.18]
Auctoritas – Hostes occulti «…что Кураев некомпетентен в буддизме», – я знаю, что я некомпетентен. Именно поэтому. Да, и здесь: «Кураев не цитирует первоисточники» – так именно это одно с другим связано. Именно для того, чтоб не судить первоисточники – тексты буддистские – на свой вкус и лад, я в своей книге постоянно ссылаюсь и привожу те резюме-выводы, которые профессиональные буддологи выработали. А они мне в ответ говорят, что этим западным буддологам верить ни на грош нельзя, западным ли, российским, и так далее. Ну, это несерьёзная позиция… Диакон АНДРЕЙ КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Верую, ибо абсурдно», ДК Москва 1999
|
||||||
Adaptatio – Pericula occulta
…это бедствие выявило Ахиллесову пяту современных городов (Houston, Canada): нашу глобальную зависимость от технологий. Современная зависимость от электричества делает нас ещё более уязвимыми перед климатическими изменениями, чем наших предков, живших сотни лет назад. Чем более развито сообщество, тем больше в нём того, что можно уничтожить. David Keys, Historian: «Чем выше ты взлетаешь, тем больнее падать. Поэтому, если сообщество людей имеет сложную структуру и высокое технологическое развитие, то оно станет очень уязвимым если порядок вещей нарушится». У менее развитых культур, хотя они тоже потерпят ущерб, будет гораздо меньше того, что можно потерять. Когда их силы приблизятся к силам ранее господствующих культур, им может неожиданно представиться возможность потеснить их. Результатом может стать спор за политическое и военное влияние, – соперничество, которое часто приводит к войне. David Keys, Historian: «Речь идёт о большой геополитической борьбе за верховенство. При внезапных перепадах климата и их последствиях каждый что-то получает и что-то теряет». Кейс считает, что эти метаморфозы могут начаться не только из-за глобальных климатических катаклизмов, но и даже небольших погодных изменений. David Keys, Historian: «Изменения климата способны менять ход истории. Так бывало в прошлом, и, я не сомневаюсь, что так будет в будущем». [T.10.VI.7]
|
||||||
Иероглиф (Грудь) – Canes
…с каждым годом ветеранов, встающих в Почётный караул у Братской могилы, становится всё меньше, как всё меньше и тех, кто помнит, чем были эти 900 блокадных дней для каждой живой души, отчаянно боровшейся со смертью. Пётр ДУЛЬКОВ, полковник, блокадник (г. Кронштадт): «Людоедство? Я не знаю! Но кошек-собак мы ели с удовольствием. Вот я лично сам вам скажу: кошачьи котлеты – это такой вкус, это невообразимая штука. И жирная, и питательная, и вкусная. Но сейчас-то, конечно, не будешь есть, потому что ты достаточно нормальный человек. А когда ты доходишь до предела – тебе всё равно, что есть. Ты голоден, ты настолько голоден, что тебе безразлично какая пища». [T.2.XXVI.3]
Воробьёв Андрей Иванович, академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, министр здравоохранения Российской Федерации: «…когда приехал из этого «детского дома» в Москву (1943 г) пошёл работать маляром, чтобы карточку получить. Есть нечего, никого нет: бабушка в эвакуации в Средней Азии, у тётки иждивенческая карточка. И образовалась у нас своеобразная коммуна… …и мы научились жарить на касторовом масле. Его как-то пережаривали, чтобы не так пахло. И, в общем, мы ели в этой коммуне. Нам помогала кафедра моего папы: мне давали мясо подопытных собак. Оно немножко пахло эфиром, но если настойчиво промывать, то запах эфира, особенно после варки, или исчезал совсем, или был терпим. Так мы выживали. Я пошёл в Школу рабочей молодёжи, и учился, и работал». [T.10.CCCXLVI]
Короткевич Галина Петровна, актриса театра и кино, участница Обороны Ленинграда; Народная артистка РСФСР: «…втихаря продавались человеческие котлетки – из человеческого мяса. Из собачьего мяса, – пятьдесят рублей котлетка». …норма хлеба в ту зиму была сто двадцать пять граммов в день на человека. …снятые постановочно для агитационной хроники. На самом деле, по словам блокадников, тот хлеб не был хлебом в нашем обычном представлении: это была жидкая вязкая масса наподобие замазки, влажность которой составляла шестьдесят процентов. В ней было всё что угодно, кроме хлеба. Наесться такими ста двадцатью пятью граммами было невозможно. Короткевич Галина Петровна, актриса театра и кино, участница Обороны Ленинграда; Народная артистка РСФСР: «…этот кусочек хлеба – сто двадцать пять грамм – который получала в частности я, как девочка. А потом нас взяли в «Дом офицеров», мы солдатский паёк получали, это было великое счастье, это двести пятьдесят грамм, – кусок хлеба, солдатский кусок хлеба. Он был зеленовато-чёрного цвета…» [T.10.CCCXIII.2]
Сергей ЯРОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН: «…действительно, мало обращали внимание. Но, может быть, это связано с тем, что это не обычный дневник, это не описание трудов и дней блокады, то есть в подлинном понимании этого слова, а это, скорее, такой, девичий дневник, который взрослеющий человек ведёт в этих самых блокадных условиях. Вот, я благодарен издательству «Азбука», которое вместе с Санкт-Петербургским Институтом истории издало этот дневник – я даже мечтать о нём не мог. Потому что вот эта вся живая, нервная, впечатлительная девочка – она пыталась понять, что с ней происходит. Причём, у неё взросление происходило вместе с пониманием той катастрофы, в которой она оказалась. Более того, сам дневник (и это очень интересно) оказывается средством отторжения блокадной травмы, вытеснения блокадной травмы. Вот, я вам просто приведу пример – я не знаю, можно ли такие подробности говорить? Вот, она говорит: «Как было вкусно, как мы поели горячий, вкусный мясной бульон». Это на первое место выдвинуто. А на второе маленькая строчка: «Кошки хватит ещё на два дня». Понимаете? То есть кошка есть, без кошки никуда. Но! Как они эту кошку ели, как они, извините, её потребляли, это всё убрано. А, вот, горячий бульон, мясной – он помогает человеку выстоять. …понятно, что есть деградация, но есть и попытки обрести вновь человеческий облик. И понятно, что блокада важна не только тем, что она показывает, по каким винтикам развинчивался человек, но и то, как он потом свинчивался, то есть крепость человеческого духа, какими приёмами, как возрождался человек. Вы знаете, в связи с этим я могу обратить внимание вот на такой факт. Есть книга «Алиментарная дистрофия в блокированном Ленинграде», она вышла в свет в 1947 году в Ленинграде. И там есть таблица. Очень интересная таблица, она показывает зависимость между получаемым пайком хлеба и состоянием человека. Ну, положим, 300 г хлеба – такие-то физиологические характеристики, нравственные характеристики. 200 г хлеба – у человека исчезают такие-то нравственные характеристики и происходят вот такие-то физиологические изменения. 100 г хлеба – человек... И так далее. Так вот, там есть и описание того, что происходит, когда повышаются вот эти нормы пайков. Мы понимаем, что это такой, чисто механический подход, но он тоже интересен и любопытен, что за 300 г – это уже какая-то возможность появляется преодоления распада, больше паёк предполагает уже и возвращение к осознанию цивилизованных примет жизни и так далее, и так далее. Но повторяю, вот здесь очень важно посмотреть другое – насколько, действительно, способен, как бы, человек не просто падать, не просто распадаться, не просто разлагаться, а насколько он способен возрождаться, воссоздаваться как прежняя личность». [P.97.141]
1941-й год. Блокадный Ленинград Из дневника Натана Залмановича Стругацкого: «22-е декабря. Муки голода. 125 грамм хлеба без круп. Мучительные заботы о сохранении жизни детей. Саня проявляет поистине героизм, добывая на стороне то хлеба, то горсть картошки, то кошек – съели семь штук. Истощены. Опухоли лица и ног. 3-го января 1942-го года утром умерла мама. Убрали труп в холодную комнату. Выдохнули с облегчением. Нужно беречь детей». В конце января 1942-го года Натану Залмановичу Стругацкому – коммунисту, бывшему начальнику политотдела – было предложено эвакуироваться из Ленинграда. Уезжать должны были по «Дороге жизни». Аркадию в это время было шестнадцать, а Борису не исполнилось ещё и восьми. Для того, чтобы спасти хотя бы одного из детей, на семейном совете было принято решение Арку ехать с отцом, Борьке оставаться с матерью. Истощённый тяжёлой болезнью и переездом, Натан Залманович скончался в военном госпитале на руках у старшего сына. Казалось бы, обречённый на неизбежную смерть, Борис выжил в блокадном Ленинграде. [T.10.CCCLXXII]
Всеволод ОВЧИННИКОВ, советский и российский журналист-международник и писатель-публицист, востоковед: «…война началась через две недели после выпускного вечера в нашем седьмом классе. Первый школьный вальс, первые записки девочкам сменились дежурствами на школьной крыше во время воздушных тревог: там можно было показать свою отвагу перед девчонками при тушении зажигательных бомб. На фасаде школы появилась надпись «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Всё это поначалу нам казалось весьма романтичным, но огромное зарево пожара над Бадаевскими продовольственными складами девятого сентября, дало нам знак, что судьба уготовила нам нечто пострашнее бомбёжек и обстрелов. Началась блокада. Массовый голод: из двадцати четырёх моих одноклассников до весны сорок второго дожило лишь семеро. …мама всегда варила летом варенье и с весны запасала сахарный песок. Поэтому, когда началась война, у нас было двенадцать килограммов сахарного песка – немыслимое богатство. Кроме того, мы с братом наловчились ловить на рыболовный крючок бездомных кошек: подсечь кошку, проглотившую приманку, не составляло труда. …приходилось накрывать её холщёвым мешком, который мы несли потом в госпиталь, и сердобольные сёстры прямо через мешковину делали кошке усыпляющий укол, после которого её было безопасно освежевать. А как снимать шкуру со зверя, я вычитал у Майн Рида, специально перелистав его произведения. Кошачью тушку мы ели дней шесть, а потом из костей ещё варили студень. Самое удивительное, что кошачье мясо сразу всем понравилось – это, по существу, крольчатина. И интересно ещё и то, что потом, став корреспондентом «Правды» в Китае, мне доводилось есть кошку, как составную часть блюда, которое называется «Битва Тигра с Драконом». Тигра в этом блюде олицетворяет кошачья грудка, а Дракона – кусок удава». [T.2.XLII.3]
В середине сентября пруссаки подошли вплотную к Парижу. Они захватили форты, которым было предназначено оборонять столицу. Они обстреливали город из орудий. Пять месяцев изнурительной осады. Наихудшим врагом оказался голод. Из политических разногласий, из демонстраций, топотавших взад и вперёд по городу, мне мало что было понятно, а уж интересно – так и того меньше. Я считал, что в подобные времена лучше всего вообще поменьше по улицам шляться. Но вот еда… Это меня, напротив, непосредственно затрагивало. И я ежедневно собирал у негоциантов квартала последние новости, чтобы понять, что же нас в будущем ожидает. Гуляя по парижским паркам, например по Люксембургскому, я видел, что город превращается в какое-то пастбище. Повсюду отары овец и крупный рогатый скот. Но уже в октябре начали поговаривать, что в наличии не больше двадцати пяти тысяч быков и ста тысяч баранов. Для такого громадного города – ничтожная малость. И действительно, вскорости в квартирах начали жарить на обед золотых рыбок. Всех лошадей, не мобилизованных в армию, конечно, истребили на жаркое. Гарнец картофеля стоил тридцать франков, а бакалейщик Буасье продавал за двадцать пять упаковку чечевицы. Кроликов ни одного в Париже не осталось. Мясники не обинуясь выкладывали на прилавки сначала упитанных кошек, а потом, когда кончились кошки, – собак. Передушили всех экзотических зверей в зоопарке. На сочельник Рождества, для тех, кто в силах был это оплатить, у «Вуазена» предлагалось праздничное меню: бульон из слона, верблюд на вертеле по-английски, тушёное мясо кенгуру, медвежьи котлеты в перечном соусе, духовая антилопятина с трюфелями и кот с гарниром из молочных мышат – потому что не только на крышах перестали уже попрыгивать воробейчики, но и мыши с крысами начисто поисчезали из подполов и канав. Верблюд ладно, он, по сути, неплох. Но вот крысы – увольте. Даже в блокаду можно ведь договариваться со спекулянтами, контрабандистами. Помню я один замечательный ужин, очень дорогой, не в каком-то главном ресторане, а в окраинной объедаловке, где мы с несколькими важными персонами (не аристократами, соглашусь, но в определённые времена социальными принципами приходится поступаться) получили возможность потребить и фазанов, и свежайший паштет из отменного качества гусиной печени. Умберто ЭКО [B.158.2]
Борис КОВАЛЁВ, доктор исторических наук, профессор Новгородского университета имени Ярослава Мудрого: «Всех котов переели. Причём вспоминает… но вы знаете, как они переели котов? Вот рассказывает мне очевидец. Говорит: у моей бабушки стояли испанцы, такие добрые, хорошие, иногда делились хлебом. Потом говорят хозяйке: мы тут зайчика подстрелили – не хочешь вместе с нами съесть? Вот она с удовольствием съела, косточки собрала и говорит: мур-мур, кис-кис. Мол, хочу Мурзика своего любимого накормить. А испанцы начинают смеяться и говорят: так ты сейчас вместе с нами его и съела». [P.97.168] * Борис КОВАЛЁВ, доктор исторических наук: «…всё это были солдаты испанской «Голубой дивизии», которые пришли на смену немецким частям. …хотя некоторая специфика появилась. Если под Новгородом они просто-напросто в холодную и голодную зиму сорок первого – сорок второго года ловили и ели всех котов, как только они попадались к ним в зубы, то к этому времени поедание котов стало уже неким признаком уважающего и уважаемого ветерана. Поэтому по воспоминаниям ленинградцев они откармливали кошек какое-то время, доводили их до соответствующей полноты. И только после того, как кошка приобретала приятные округлости, съедали её. Кошачья ферма. А также сохранялась привычка кормить кошачьим мясом понравившуюся девушку. Вначале она кормилась, потом ей показывалась шкурка. Дальнейшая реакция девушки воспринималась как некая форма бонуса. Ну, некий смех, некая шутка. Нужно отдать должное, что да, действительно и по ленинградским воспоминаниям две вещи бросаются в глаза: больше воровали, меньше грабили». [P.97.199]
Из письма немецкого унтер-офицера Альберта Цурбригена: «…мы пообмораживали ноги. Нас едят вши. Тут, в Сталинграде, я зарезал трёх собак. Можете думать что хотите, главное то, что мясо вкусное». [T.18.XIX]
Михаил БОБРОВ, заслуженный тренер Российской Федерации, заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов: «…это была их артиллерийская привязка. Мы начали маскировку с Исаакиевского собора. Покраску производили «шаровой краской», то есть, той, которой красят военные корабли. Морозы сильные: красишь, приходишь, а краска в этом месте уже отползла. Начинаем повторно. И когда, действительно, покрасили этот Исаакиевский собор, он как-то растворился в нашем сумрачном ленинградском небе. Начались голодные дни. Мы ещё получали карточку служащих – это сто двадцать пять граммов хлебы – это не так сытно. И нам помогло то, что смотритель, который там находился – в соборе – пожилой человек, он своим силком залезал, ловил ворон, голубей: помогал нам как-то поддерживать свои силы. Вороны жестковатые, но замечательная вкусная похлёбка из голубей. …а было всё накануне встречи Нового сорок второго года. Новый год встречали на крейсере «Киров». Девочки тоже были приглашены, они получили по плитке шоколада. Мы – по стопочке хорошей водки. И ещё была замечательная пшённая каша – зёрнышко к зёрнышку – такую можно только в русской печи изготовить. Если говорить о счастье, то лучшего счастья, кроме этой миски каши, я не ощущал никогда». [T.10.DXXXV]
На Западе крайне небольшое число животных считается пригодными в пищу. Dr. Dennis Soron, Brock University: «…подбирать лежащую на дороге еду, это ассоциируется с изгоями общества и крайней нищетой. Мы не хотим думать о себе, как о ком-то вроде стервятников или койотов. Принимая пищу, на которую наложено клеймо непригодности, люди помещают себя в определённую социальную категорию на задворках общества. Пища – это физическая субстанция для наших биологических нужд, но это также и культурная система, у неё есть символическое значение: то, что люди едят или не едят, часто определяет их включённость в сообщество». То, что отвратительно в одной культуре, может считаться деликатесом в другой. Dr. Pauline Bennett, Monash University: «Часто бывает так, что если мы никогда не ели этих животных, у нас есть сильное табу в отношении их, или нам неприятно их видеть – в нашей истории нет примеров употребления их в пищу – тогда у нас развивается психологическое отвращение к такой пищи, а затем и физическое, и нам уже плохо от одной мысли, что их едят. В западной культуре число животных, считающихся пригодными в пищу, очень ограничено. Я считаю, отчасти это отражение нашего довольно высокого уровня жизни: если бы мы голодали, то понимание пригодности в пищу расширилось бы». [T.21.VIII.10/2] * Мария ДОБРОВОЛЬСКАЯ, доктор исторических наук, кандидат биологических наук: «Та или иная пищевая стратегия – это есть отражение именно представления о жизни: что питает меня, мой род, моё племя, и что я ни в коем случае не буду есть. Поэтому пищевой выбор – это не пристрастия, не вкусы, а это правило жизни, это устои жизни». Если бы неандертальцы, как и сапиенсы, могли бы частично переключиться на растительную пищу, они бы вряд ли вымерли. Но жёсткая пищевая стратегия сыграла с неандертальцами злую шутку. [T.10.I.24]
А на Тихом океане спустя день после атаки на Пёрл-Харбор войска императорской Японии вторглись в Юго-Восточную Азию. И британцы потерпели в Сингапуре величайшее военное поражение в истории. Более восьмидесяти тысяч солдат союзников оказались в плену у японцев. Fergus Anckorn, British POW: «Я спросил человека рядом со мной: «Что происходит?» – Он сказал: «Мы в мешке». Я спросил: «В каком мешке?» – Он сказал: «Мы – заключённые». Я не мог этого понять, поэтому был спокоен. Бой прекратился, и с этого дня я был военнопленным». Японцы перебросили шестьдесят две тысячи пленных солдат армии союзников в сердце джунглей строить железную дорогу, которая стала известна как «Дорога смерти». Fergus Anckorn, British POW: «Мы вставали, съедали шестьдесят граммов риса, работали, спали. На следующий день вставали и всё то же самое. Так я провёл примерно четыре года. Я ел всё, что шевелилось, только чтобы выжить. И так я работал на этой дороге, строил мост через реку Квай и другие мосты». Тринадцать тысяч военнопленных умерли от истощения, болезней и голода на этой дороге, которая заслужила название «Дорога смерти». Fergus Anckorn, British POW: «Когда меня спрашивают: «Чего тебе больше всего не хватало?» Они обычно имеют ввиду секс. Я говорил, что было две вещи, которых не хватало больше всего: первое – это сахар, а второе – музыка». [T.10.DCXC]
Николай СЕДОВ, крестник Агафьи (Лыковой), участник экспедиции: «Здесь жил просто медведь. Молодой, но сильный медведь. Он окреп. Это его было место, его участок был: у них всё поделено. А он хищник сильный. Он вырос, и стал, как бы, привыкать к Агафье уже. Привык к Агафье, привык уже к собакам, привык к шуму – не боялся лязга железа. Когда он уже границу преодолевает, то он может человека просто… «заиграть» может просто его, просто до того, что человек неживой будет. И, в конце концов, съест потом». [T.10.DCCXXXVIII]
|
||||||
Империя – Враги, опасности …так VII-й век прошёл над знаком противостояния Ирана и Византии. Аланские рыцари чаще поддерживали тех, кто проигрывал. Но когда проигрывающая сторона переходила в атаку, другой аланский контингент нанимался к новой слабой стороне. Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук: «В этом есть политическая закономерность, политическая формула – «Нельзя допустить создание империи, которая станет единоличным врагом». Что само по себе говорит о политическом прагматизме этой (аланской, осетинской) аристократии. Нет союзников, – есть интересы. [T.10.VII.7]
Auctoritas – Hostes occulti …почему у самой богатой династии Китая не было адекватной защиты? Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «В действительности империя Мин была лишь относительно успешной. Как следствие люди начали интересоваться деньгами, становились купцами, а на военных смотрели свысока. Военная система династии была в упадке: никто не хотел быть солдатом. Суть как раз в этом, потому что из-за богатства Мин другие государства, та же Монголия, хотели ухватить себе кусок. Таким образом, когда династия Мин была на пике успеха, она была под величайшей угрозой. Самой страшной опасностью, как всегда считалось на протяжении Китайской империи, был союз между влиятельным придворным и таким же сильным генералом. В Китае это сближение военного и гражданского, – союз который способствовал краху династии». [T.4.XLV]
|
||||||
Auctoritas – Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая)
Он был одним из людей, которые сформировали XX-й век, которые способствовали прогрессу и просвещению. Он делает это и сегодня. Врач, аналитик, исследователь, концепции которого привели к возникновению целых учений и школ. …но всё же Фрейд, которым восхищались, и которого ненавидели, перед которым благоговели, и которого подвергали гонениям, которого оскорбляли и унижали бывшие друзья и ученики, сказал впоследствии: «Мои современники далеки от единства в оценке моих достижений». …Зигмунд Фрейд, гражданин Австро-Венгерской монархии, позднее Австрийской республики до 1938-го года, атеист, для которого всегда было важно его еврейское происхождение, гуманист и философ, литератор и знаток литературы, археолог души, равно как и античной культуры. Olga Neuwirth, Komponistin (Mitglied der Akademie der Künste Berlin): «У Фрейда, безусловно, были проблемы с думающими женщинами. С другой стороны, он их освободил. В этом есть противоречие, которое до сих пор волнует». [T.10.CXVIII]
|
||||||
l'Empereur (Император) – Mysterium
Храмы всего Египта многое рассказывают нам о древней религии. И хотя их стоили многие правители в течение тысячелетий в честь многих разных богов, во всех них есть кое-что поразительно похожее: их стены украшают ужасающие рельефы. Страшные сцены кровопролития, массовых убийств, жестокости. Почему такие кошмарные картины высечены на стенах в местах поклонения. Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «Если по современным меркам это может показаться не вполне комфортным, то в ходе истории между властью, жестокостью и религией была прочная и вечная связь». В центре большинства религий лежит доктрина великодушия, о доброте и мире. Но при этом между духовными верованиями и жестокостью есть мощная связь. Почему человечество всегда действовало безжалостно во имя своих богов? Для того чтобы поддерживать политическую власть, чтобы насаждать определённые верования, или даже в попытке контролировать саму природу. Какова связь между религией и жестокость? Мединет-Абу погребальный храм Рамзеса Третьего, возведённый около 1150-го года до нашей эры. На главных воротах мы видим жуткую картину: огромное изображение фараона, который проламывает головы своих врагов массивной каменной булавой. Египтологи называют такие жестокие изображения, которые явно символизируют могущество фараона, «Поражающими мотивами». Но для древних египтян они имели куда более глубокий смысл. Они верили, что всё, что изображалось на стене храма, магическим образом становилось реальным. Они воспринимали такие картины жестокости как подношение для защиты храма и богов. Египтяне совершали обмен: жизнь своих жертв на порядок и процветание. Жуткие сцены гарантировали, что Солнце будет вставать каждое утро, а Нил продолжать течь. Dr. Kara (Kathryn) Cooney: «Большинство ранних религий верили в колоссальную битву между Порядком и Хаосом. На этой площадке обыгрывались конфликты, которые, как считалось, восстанавливали Порядок, а жестокие подношения были особенно действенными». [T.12.LIII.2]
Prof. Marvin Sweeney, Claremont College: «В послании Иоанна отображены те, кто не принимает Иисуса как Сына Божьего или Иисуса во плоти, те кто представляют ложную доктрину и, следовательно, формируют образ Антихриста». Prof. Bernard McGinn, University of Chicago: «Представьте, как появляется фигура Антихриста и, подобно магниту, притягивает к себе несопоставимые тексты и образы. Смешиваясь друг с другом, они превращаются в настоящую легенду, которая сама по себе не присутствует в писаниях. По мере того, как христиане начинают осознавать значимость Иисуса как бога на земле, для них также всё яснее прорисовывается образ главного врага человечества, который следует за ним тенью». «В обличии человека появился Спаситель и в обличии человека придет и Иной» (202 г. Ипполит, теолог ранней церкви). В своём труде Ипполит объединяет представления об Антихристе, преобладающие в ранней Церкви. Там же встречаются утверждения, которые на протяжении последующих веков будут служить оправданием массовых убийств. Речь о том, что Антихрист, как и сам Иисус происходит из еврейского народа, из колена Дана. Prof. Bernard McGinn: «Тот факт, что Антихрист как еврей был принят евреями, стал причиной многих погромов и гонений против них в последствии». [T.11.VI.9]
|
||||||
Adaptatio (Auctoritas) – Canes (Hostes occulti) По последним данным первыми были одомашнены коза и овца. Они паслись на холмах Малой Азии, там где сейчас расположена Турция. Марианна ГЛАДКИХ, кандидат сельскохозяйственных наук: «…вот то, что у нас любят говорить «от охоты к животноводству» как это прописано в школьных учебниках и «от собирательства к растениеводству. Человек смог одомашнить только тех животных, которые ему, в первую очередь, сначала были интересны как источник продукции: мяса, пищи. И второй момент, которые по поведению ему подходили». Больше всего животных люди одомашнили из отряда парнокопытных. Это козы, овцы, коровы, свиньи, верблюды и их американские родичи альпаки. Группа непарнокопытных дала нам осла и лошадь. Учёные насчитывают на Земле всего лишь 25 видов одомашненных животных. И одной из последних одомашнили, как ни странно, свинью. Может быть потому, что она занимает с нами одну пищевую нишу, а может быть, на это есть другие причины. Ведь не случайно Уинстон Черчель говорил, что собака смотрит на человека снизу вверх, кошка – сверху вниз и только свинья смотрит прямо в глаза, видя в нём равного себе. [T.10.I.13]
Prof. Jared M. Diamond, University of California: «…в общем охота требовала от человека подлинного мастерства. Но дело в том, что во все времена одной охотой сыт не будешь: охотник затрачивает много сил, чтобы убить хотя бы одно животное, к тому же стрела, пущенная из лука, не всегда попадает в цель. Поскольку исход охоты был непредсказуем, то люди предпочитали заниматься собирательством. Собирательство намного продуктивнее охоты, хотя оно требует больших физических затрат. Но собирательство не может обеспечить калорийной пищей большое количество людей. Вам может показаться, что окружающие нас джунгли (Папуа - Новая Гвинея) являются Рогом Изобилия, но это не так. Большинство этих деревьев не приносит съедобных плодов. Саговых пальм не так уж много, множество других деревьев вообще не приносит никаких плодов. Вдобавок саговые пальмы не могут прокормить всех: одно дерево даёт всего тридцать килограммов пищи. На переработку одной пальмы уходит два-три дня, так что работы много, а еды мало. К тому же в саговой муке мало белка, и его нельзя долго хранить. Вот почему племена охотников и собирателей были всегда малочисленными. Чтобы прокормить много людей надо жить в краю, изобилующем животными, плодоносными деревьями и съедобными растениями». Dr. Louise Martin, Institute of Archaeology, University College London: «Девять тысяч лет назад в истории человечества произошло знаменательное событие, изменившее нашу жизнь – начался процесс приручения и одомашнивания животных, а это означало, что отныне человек управлял поведением «братьев наших меньших», занимался их разведением, кормил и дрессировал. Вместо того чтобы тратить время на охоту, люди разводили скотину, которая круглый год обеспечивала их молоком, мясом и шерстью». Prof. Jared M. Diamond: «В мире насчитывается около двух миллионов разновидностей диких животных, но большая часть их никогда не использовалась в домашнем хозяйстве. Насекомые и грызуны в большинстве своём приносят человеку мало пользы, и разводить их специально нет смысла. Люди одомашнили некоторых птиц, разводят рыб и даже рептилий, но большая часть этих животных тоже бесполезна в домашнем хозяйстве, как и большинство хищников, которые опасны для человека и норовят поживиться другими домашними животными. Больше всего пользы от крупных травоядных млекопитающих. Нет смысла разводить животных, которые созревают в течение пятнадцати лет, прежде чем начинают размножаться». Dr. Louise Martin: «Гораздо выгоднее разводить животных, которые приносят потомство уже на первом или втором году жизни – это эффективный уровень репродукции. Вдобавок животные должны быть, так сказать, социальными: то есть самки, самцы и детёныши живут в стаде, в группе, в которой имеется определённая иерархия. И если человек может подчинить себе вожака, то и всё стадо будет слушаться человека». Prof. Jared M. Diamond: «Существует ещё одно важное требование к домашнему животному – оно должно «ладить» с человеком. Некоторые животные просто не в состоянии жить в неволе. Зебра могла бы стать отличным домашним животным, не уступающим по силе лошади, но эволюционируя среди многочисленных африканских хищников, зебры превратились в недоверчивых и необыкновенно пугливых животных. Ещё ни одному человеку не удалось заставить зебру работать в домашнем хозяйстве. Я насчитал сто сорок восемь диких животных растительноядных сухопутных млекопитающих, которые весят более пятидесяти килограммов, и всего четырнадцать из них были приручены и одомашнены: козы, овцы, свиньи, коровы, лошади, ослы, верблюды-бактрианы и дромадеры, азиатские буйволы, ламы, олени, яки, волы и быки. Всего четырнадцать видов одомашненного скота за десять тысяч лет». [T.10.CCLXVIII.1]
Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Богов часто изображали в виде животных, или в виде людей с чертами животных. Это можно объяснить тем, что египтяне позаимствовали свой пантеон из природы. Те животные, от которых людям нужна была защита, или те, что помогали им выжить, со временем обожествлялись, превращаясь в зверобогов». Бог Анубис – человек с головой шакала – был правителем Загробного Мира и покровителем искусства мумификации. Самка бегемота с ногами женщины – это Таурт – богиня материнства, покровительница женщин и детей. Себек – бог крокодил – был покровителем фараонов, крокодилы были священными животными, которых часто после смерти подвергали мумификации. Но чертами животных наделялись не только боги. Фараоны также отождествляли себя с важными животными. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «В древности люди часто отождествляли себя с теми или иными животными. Это были в своём роде тотемы – нечто вроде талисманов – животное могло быть символом клана или отдельного человека». [T.10.CLXXXI]
|
||||||