ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 4 - 18 (9)

АВТОРИТЕТ ОПАСНОСТИ

 
     
 

praeterĭta magis reprehendi possunt, quam corrigi погов. L прошлое легче порицать, чем исправить [B.32]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Mysterium

– И вы уверены, что богине нужны ваши услуги?

– Конечно! – без тени сомнения ответил Борис. – Ибо богиня сама выбирает своих преданных. И это отражено в мифологии. Есть легенда о том, как Кали собрала всех своих почитателей, пожелав выявить самых искренних среди них, и ими оказались тхаги. И тогда богиня лично научила их приёмам удушения платком... Трогательный миф. И такой наивно-простодушный...

Аристотель Федорович переглянулся с Румалью Мусаевной.

– Кажущаяся наивность мифологии есть свидетельство духовного здоровья народа, – сказал он сухо.

Борис закивал.

– Я именно это и имею в виду. Прекрасный миф. Просто прекрасный...

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.12]

 

Чей вы гость – короля, королевы, королевы-матери или королевских сестёр? – осведомился смотритель бунгало. И добавил: – Кто будет оплачивать ваш счёт?

– Я сам.

Мне казалось, вопросы исчерпаны. Но смотритель нахмурился, вышел в вестибюль и стал крутить ручку полевого телефона.

Он звонил в королевский дворец и просил к аппарату Дашо Дунчо, личного секретаря короля. Кроме него, похоже, никто не мог решить, получу я обед или нет

…я очень нервничал. От предстоящего свидания зависело очень многое. Человек, который сейчас меня примет, мог не только решить судьбу моего пребывания в Бутане, но и вообще распорядиться не кормить меня.

– Считайте себя моим гостем, – закончил Дашо Дунчо.

Только выйдя от него, я понял, что это не простая любезность. Мне присваивался ранг!

Существование бутанцев и их место в жизни зависят от степени близости к королю. Природа этих отношений чётко обусловлена рангом каждого бутанца. Этот – секретарь короля или королевы. Этот – служитель королевского бунгало или исполнитель его законов, или пастух его коней, или работник на его полях. Взаимоотношения людей подчинены тому, на какой ступени официальной лестницы находится человек.

Ранг обеспечивает права и привилегии. Всё, начиная от манеры одеваться, местожительства и способа передвижения по стране, кончая рационом питания, находится в прямой зависимости от ранга. Деньги в стране не играют ещё никакой роли. Привилегии причитаются не человеку, а его рангу в отличие от западного мира, где всё зависит от денег. Общественная система в Бутане не особенно отличается от той, какая существовала в Европе несколько веков назад. Высокородность герцога – ничто в глазах короля; и уважение, которым герцог пользуется, связано с личным к нему отношением монарха. Чиновнику, который отобедал у короля и заслужил его благосклонность, все окружающие оказывают больше уважения, нежели человеку более высокого ранга, но находящемуся в немилости. Это заставляет людей часто появляться при дворе, поскольку двор является биржей социальных ценностей и положений.

Совершенно естественно поэтому, что я, человек без ранга, иноземец, не был включён в систему. Здесь хотели узнать главное – характер моих взаимоотношений с королём, чей я гость. Когда же я отвечал «ничей», собеседники решали, что я как бы вне закона. И вот теперь я получил ранг и статус в местной иерархии. Я гость личного королевского секретаря.

Дашо Дунчо вручил мне подорожную грамоту – кашаг, скреплённую королевской печатью.

Кроме всего прочего, бутанцы лишены предвзятого отношения к европейцам – неизбежного следствия колониализма.

МИШЕЛЬ ПЕССЕЛЬ [A.339]

 

 
     
 

Forma – Mysterium

Борис АВЕРИН, доктор филологических наук: «…вот, фрейдизм – это одно из мощных материалистических учений, которое идёт по тому пути, по которому идёт всякая наука – упрощение человека. Вот, что делает Дарвин? – Он говорит, что человек – звено в эволюции. Согласен: я – звено в эволюции.

Что делает Маркс? – Он говорит, что моя жизнь – это отражение экономических отношений. Тоже справедливо…

Ну, а Фрейд найдёт у меня невероятное количество комплексов, и, прежде всего, Эдипов комплекс, которого у меня, естественно, как и у всех нормальных людей, никогда не было. Потому что человека надо упростить. Мистика же и любовь, они, наоборот, бесконечно усложняют человека». [T.10.CCCLXIX.1]

 

…однажды, ещё до того, как всё затопила матёрая едкая вода безвременья, мы все согласились с тем, что жизнь есть способ существования белковых тел плюс обмен веществ. Это удивительное откровение стало фундаментальной научной основой всеобщего бытия. Научным его делал упомянутый плюс, а фундаментальным – не включенный в формулу минус. Минус духовность.

И нечего расстраиваться, незачем горевать – в рамках отдельного случая существования белкового тела надо думать об обмене веществ. Главное – сосредоточиться на плюсе. А минус – это пустяки. Бог с ним с минусом.

Мы все согласились быть просто белковыми телами плюс…

А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Джефферсон президент. Это постоянная битва за республику. Он меняет судей, он видит, что начала гнить система, мне кажется, он начал в чём-то сомневаться, в бесспорности идей просвещения, он увидел, как загнивают те, кто были чистыми поборниками идей, светлых идей – просвещения, разума, равенства. А вот меняется что-то. Ведь он, уйдя после двух сроков президентства в отставку, скажет: «Я ушёл с чистыми, но пустыми руками». Не все готовы уйти с пустыми руками. Он это видит.

Он борется с продажными судьями. Он окружён наветами своих врагов. И в сущности, его бы не избрали ещё раз, если бы не удивительный случай с покупкой США Луизианы и Нового Орлеана у Франции. Они купили.

Молодому Наполеону Бонапарту нужны деньги на его великие военные завоевания.

И тут эти молодые Штаты говорят: «Покупаем». В своё время Франция перекупила Луизиану с Новым Орлеаном у Испании. Испанцы попробовали сказать, что в договоре сказано, что не подлежит перепродаже. Американцы ответили спокойно – пусть испанцы и французы выясняют отношения по поводу того договора сами. Покупаем! США удвоили свою территорию.

Именно в его первое президентство. Это обеспечило ему второе президентство. Иначе бы он не прошёл, слишком много было недовольства, и был тот заговор.

…была куплена Луизиана, и впереди была покупка Флориды. И территория Штатов, если посмотреть до его президентства, и после первого и во время второго. Это удвоившаяся страна. Сегодня она огромная. Но начиналась она, эти 13 штатов были не такими огромными. Короче говоря, в его президентство встречается заговор, во время второго президентства». [P.97.58]

 

…неписанный договор народа с властью «Пока царь-батюшка завоёвывает землицу – он благодетель, а начались поражения (потерял землю) – долой».

 

…в то время, когда тело полицейского Типпита доставили в морг Парклендского госпиталя, «Борт № 1» с телом Президента летел в Вашингтон.

Из воспоминаний очевидца: «Странно было видеть трагические лица команды Кеннеди, шокированные случившимся, и ошалело-радостные лица команды Джонсона».

…к вечеру 22-го ноября 1963-го года все мировые агентства уже передали сообщения о новом – тридцать шестом Президенте США – Линдоне Джонсоне, срочно принявшем присягу в самолёте.

Узнай Комиссия Уоррена то, что знала секретарша Джонсона, это стало бы сенсацией. Накануне в приватном кругу Линдон Джонсон посоветовал своему другу – губернатору штата Техас – Коннали, не садиться в одну машину с Кеннеди. Сразу после вступления Джонсона в должность Президента, эту фразу постарались забыть.

Тридцать пятый Президент Америки был под колпаком ЦРУ, и теория двойного заговора не выглядит столь уж нелепой. Кеннеди много кто ненавидел – и гангстеры, и кубинские эмигранты, и вице-президент Линдон Джонсон, и директор ФБР Джон Гувер, и политический соперник Ричард Никсон. Джон Кеннеди к тому же был серьёзно болен: он жил на сильных болеутоляющих лекарствах, и жизнь эта вряд ли могла быть долгой… [T.2.LVI.]

*

…третье интервью с Артуром Шлезингером состоялось уже на следующий день (4 марта 1964-го года).

Рассказывая о своей жизни Джеки то пускалась в откровения, то уходила в себя. Она заново переживала события прошлого. Она думала о Линдоне Джонсоне, который сменил её мужа на посту Президента. После смерти брата Роберт Кеннеди остался на должности министра юстиции. По его мнению, Джонсон не должен был прийти к власти.

Джеки не могла простить ему то, как быстро он принёс президентскую присягу – в Далласе, через час после убийства Джека – но таков закон…

«Джонсон, он забавлял Джека – говорила она, – но он был некомпетентен, грубоват и ленив. Этот человек не способен был самостоятельно принимать решения: он всегда прислушивался к чужому мнению. Он был завистлив, жаден, его интересовали только внешние атрибуты власти – самолёты, протоколы, слава».

Джек всегда говорил: «Представляешь, что будет с этой страной, если он станет президентом?»

Джеки сказала, что её изгнали из Белого дома, но это была неправда… [T.1.XXXIX]

 

 
     
 

l'Empereur (Император) – (Ordo + colo II)

 

…для низших классов с приходом Рима мало что меняется, у них даже остаются те же самые господа. Только теперь эти господа становятся частью некой более крупной системы, обещающей им привилегии римских граждан.

Dr. Adrian Goldsworthy, Military Expert: «Если человек видел, что его шанс продвинуться связан с римским правлением, он не стремился его свергнуть. Римляне в основном опирались на местную знать, которая хотела быть римлянами, на её желание получить какие-то выгоды и чувство принадлежности к более широкой мировой культуре».

…римский театр в Галлии, римские термы в Британии – это не щедрые дары местному населению, а часть машины, построенной для контроля и подавления. Римляне строили города, прокладывали сети улиц, а затем поощряли местных богачей тратить деньги на то, чтобы доказать, что они стали римлянами.

Dr. Adrian Goldsworthy: «Те перенимали римский стиль одежды, начинали ходить не в штанах, а в тогах, их жёны одевались по римской моде, копируя её с бюстов и монет, изображавших женщин императорской семьи».

Зачем силой навязывать людям свой стиль жизни, если его легко можно им продать.

Dr. Adrian Goldsworthy: «Гениальность Рима состояла в том, что он превращал другие народы в римлян, причём так, что они сами этого хотели. Множество выдающихся людей – великих писателей, аристократов, землевладельцев, – внёсших большой вклад в римскую культуру, не имели в своих жилах ни капли римской крови. Но этническая принадлежность, уклад жизни, культурные особенности не имели никакого значения – цвет кожи, раса – всё это не важно: вы римлянин, если ведёте себя как римлянин».

И вот доказательства – римские термы в Италике (город в Испании) – на них имеется надпись, посвящённая самому знаменитому сыну этого города: «Здесь родился Траян». Он выходец из Испании. То, что уроженец испанской колонии стал императором, говорит о том, каким стал Рим. [T.10.CCLXXVI.4]

 

 
     
 

Питание – Опасности

…у всех плотоядных растений есть общая черта – они растут там, где ощущается недостаток в питательных веществах, и поэтому они ловят насекомых. Некоторые так в этом преуспели, что их поведение аналогично поведению животных. [T.21.II.8]

 

Юрий БЕЛОЙВАН, владелец сети ресторанов: «У Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо», там был один такой мужичонка, который хвастался, что болен «барской болезнью». Он был лакеем и слизывал блюда, «лизоблюдом» был, и разные трюфеля доедал, и заработал гастрит». [T.2.LXI]

*

«Я болен, мужичье! Подагрой именуется»

 

Йод-Хе-Вау-Хе – Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая)

Алексей ЧЕРНЕЦОВ, доктор исторических наук, Институт археологии РАН: «Существуют такие юмористические заповеди археологов, и говорится, что самое главное счастье археологов, – это помойка. Действительно, если мы находим помойку, куда выбрасывали всякий хлам, всякие отходы, обрезки, и так далее производства, это наиболее для нас богато, наиболее разнообразно и наиболее ценно. И, наоборот, когда люди жили в спокойной обстановке, ничего не выбрасывали, всё подметали, то, может быть, они замечательно процветали, но в «культурном слое» мало что откладывается. А клады, это тоже результат, в общем то, неблагоприятной ситуации». [T.10.I.20]

*

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…но поскольку мы говорим об археологии, простите меня за цинизм, для археологии вот это жестокое и очень быстрое разрушение города в результате страшной войны чрезвычайно ценно. Лучше военных действий может быть только землетрясение. А лучше землетрясения может быть только извержение вулкана. Но вулканами город Иерусалим не богат, поэтому приходится оставаться с тем, что есть. Всё кончилось практически моментально: дом сгорел, потолок упал, иногда даже жители остались внутри. И вот как оно всё выглядело, так мы это и застаём. Иногда можем прямо наблюдать ход войны в буквальном смысле слова». [P.125.138]

*

Павел УВАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН: «Археологи – вообще, всегда враги историков. Потому что у историков есть твердое убеждение, а археологи копают и говорят какие-то очень неудобные вещи. Например, все считали, что это визготская архитектура, визготский стиль архитектуры и так далее. Выясняется, что в большинстве случаев речь идет о мусульманских храмах, мечетях, которые были потом переделаны». [P.97.181]

 

 
     
 

Petra cubica – Mysterium

 

В существование этой древней цивилизации верят немногие. Учёные, которые занимаются изучением Гипербореи, отторгаются научным сообществом. Искателей без специального исторического образования вообще никто не берёт в расчёт, но эти люди всё равно продолжают свои поиски. И ищут каждый свою Гиперборею.

Светлана КОРЖЕВСКАЯ, член Астрономо-геодезического объединения России: «А она важна, потому что она обращает нас внутрь себя. Она заставляет нас исследовать наше прошлое. И когда мы погружаемся в это, мы обнаруживаем те горизонты, (о) которых мы даже не знали, (об) их существовании».

Время стирает в пыль даже камни, но над мифами оно не властно. [T.2.LXII.1]

*

…нашли части трёх саркофагов, а не одного. Два саркофага, из найденных, белые, один – красный.

Rachel Chachy-Laureys, surveyor, Hebrew University, Institute of Archaeology: «На одном из белых саркофагов орнамента нет, на другом изображено вьющееся растение с цветами, чем-то оно напоминает плющ».

Минимальная эрозия строительных камней, следы воздействия природы говорят о том, что погребальный монумент простоял нетронутым всего около шестидесяти лет, затем он был, судя по всему, намеренно разрушен и закопан.

Rachel Chachy-Laureys, surveyor: «Ещё отчётливо видны сколы от кувалд, зубил и прочего. Обычно, если сооружение стоит дольше, следы от инструментов стираются. Но поскольку они так хорошо просматриваются, можно предположить, что постройка не продержалась и ста лет – пятьдесят-шестьдесят лет – не больше».

Зная о событиях, которые произошли через шестьдесят лет после смерти Ирода, остаётся только удивляться тому, как всё совпадает: именно тогда Иродион был занят иудейским повстанцами, пытавшимися прогнать римлян из Иудеи.

…расползлись по Иудее быстрее, чем тело царя донесли до места захоронения. Однако именно этот царь оставил величайшее архитектурное наследие там, где ранее не было ни одной постройки, сравнимой по масштабам с творениями Ирода – Массада, Кесария, Второй Храм и Иродион. [T.10.CDXCI]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Hierarchia occulta

 

…многие из донных ракообразных составляют часть рациона Каменных окуней. Представители этого широко распространённого семейства могут достигать от десяти сантиметров до двух метров в длину. Групперы, чей вес может достигать пятидесяти килограммов, а длина полутора метров, живут вдоль берегов с каменистым дном, селясь в многочисленных пещерах в прибрежных скалах. Они прожорливы и поедают рачков, головоногих и, даже, своих менее крупных сородичей. Этот великий хищник находится на вершине пищевой цепочки, что делает его отличным биоиндикатором равновесия окружающей среды. [T.10.CDXV.1]

 

 
     
 

Auctoritas – Hostes occulti (Тайные враги)

 

…по третьей версии, которая выглядит наиболее правдоподобной, «Дело Жемчужины» – заслуга самого Сталина. Он уже действительно был стар, болен и своим великолепным звериным чутьём чувствовал – власть потихоньку ускользает у него из рук. Как её удержать? – Проверенным способом: манипулируя людьми. Кто опаснее остальных именно сейчас? – Молотов, которого он сам, своими руками выдвинул на роль своего преемника. Молотов был удобен в этой роли: фигура в политике явно не самостоятельная, но обладающая исключительным трудолюбием.

Владимир БУЛДАКОВ, доктор исторических наук: «Не секрет, что Сталин его называл «Чугунно жопой» за колоссальную работоспособность, за то, что он не сомневался в том, что надо делать так, за то, что он не брал на себя никакой инициативы, за редким исключением. И, в общем, такие люди были нужны».

Но нужны на определённом этапе. Теперь же Сталин всерьёз усомнился в том, что Молотов годится на роль преемника. Искать нового? – Но каждый, кого он будет двигать вперёд, рано или поздно споткнётся о Молотова. Значит, Молотов должен уйти.

…впрочем, Полина Семёновна, действительно, что называется, «прокололась». Да ещё как: выболтать послу иностранного государства секретную информацию, да ещё выболтать так, что это тут же стало известно. Много лет спустя сама Жемчужина сказала журналистам о том, что по большому счёту легко отделалась: за такое могли бы и расстрелять. Сталин сам вручил Молотову расшифровку разговора Полины Семёновны с Голдой Меир. Молотов позднее рассказывал поэту Феликсу Чуеву об этом эпизоде.

Николай ДОБРЮХА, истории, публицист: «Мы сидели в ресторане ЦДЛ (Центрального Дома литераторов) с Чуевым, и он говорит: «Молотов мне сам показывал, что я как взял, как начал читать, что там, в этой расшифровке, у меня – говорит – колени затряслись. Мне стало дурно – говорит – перед Сталиным». Чуев спрашивает: «А, что такое произошло? С чего это у вас затряслись колени? Вы же до сих пор никогда Сталина не боялись. И вдруг испугались, вы же были с ним на «Ты». А он говорит: «Был один разговор по очень серьёзному государственному делу – делу, которое являлось такой государственной тайной, которую знали только я и Сталин – и вдруг эту государственную тайну Полина рассказывает Голде Меир».

Стали думать: как такое могло произойти? И поняли, что дело это действительно обсуждалось в присутствии Жемчужины – Сталин тогда был в гостях у Молотовых – мужчины сидели и беседовали, а Полина Семёновна накрывала на стол и, конечно же, слышала их разговор.

Феликс Чуев записал рассказ Молотова про то заседание Политбюро: «…дело было сделано – не подкопаешься – говорил Молотов – чекисты постарались. В чём её обвиняли? – В связях с сионистской организацией, с послом Израиля Голдой Меир. Хотела сделать Крым Еврейской автономной областью. Были у неё слишком хорошие отношения с Михоэлсом…»

Лариса ВАСИЛЬЕВА, поэтесса, прозаик и драматург: «Жемчужина получила четыре года. И вот очень любопытно, она никогда, ни разу, ни в чём не призналась. Её дело это четыре вот таких (толстых) пухлых папки – я познакомилась с ним достаточно внимательно. Там было всё, что угодно: доносы на неё самые невероятные, в том числе и членов Антифашистского комитета, там были её сотрудники с кошмарными наветами, её родственники, которые её, как принято сейчас говорить, «закладывали», рассказывая совершенно ненужные подробности её характера, не имевшие отношения к шпионско-сионистской деятельности, в которой её обвиняли».

…на Лубянке её много допрашивали, но не били.

Александр УШАКОВ, кандидат филологических наук (друг семьи Молотовых): «…я говорю: «Били или нет?» – «Нет. Не били. Но – говорит, – очень часто не давали спать…»

…к моменту её смерти Молотов уже давно был в опале и доживал жизнь на даче, которую оставили за их семьёй не потому, что Вячеслав Михайлович в течение многих лет возглавлял Правительство Союза Советских Социалистических Республик, а потому, что Полина Семёновна пострадала от Сталинских репрессий. [T.10.XXVIII.2]

 

…посетившая семью Молотовых в середине 60-х Светлана Аллилуева позже вспоминала:

Полина говорила мне: «Твой отец гений. Он уничтожил в нашей стране пятую колонну, и когда началась война, партия и народ были едины. Теперь больше нет революционного духа, везде оппортунизм». Их дочь и зять молчали, опустив глаза в тарелки. Это было другое поколение, и им было стыдно… [P.100.85]

**

 
     
 

**

Двадцать первого сентября генерал Франко принимает удивительное решение, которое повлияет на ход всей Гражданской войны: его Африканская армия прерывает стремительный бросок к Мадриду и поворачивает на Толедо – средневековую столицу Испанию.

С военной точки зрения Толедо мог стоить Мадрида, но Франко знал, что воины выигрывают не только оружием. Спустя четыре дня его провозгласили «Каудильо» – Главой вооружённых сил и мятежного правительства. До Мадрида оставалось менее девяноста километров. На Мадрид двинулись четырьмя колоннами, тогда и родилось знаменитое изречение генерала Молы (исп. Emilio Mola Vidal) «А Пятая колонна будет ждать нас в Мадриде» – шпионы и агенты влияния.

Спустя год – осенью тридцать седьмого – в прифронтовом Мадриде Хемингуэй будет писать свою единственную в жизни пьесу «Пятая колонна». «Пока я писал, в отель «Флорида» попало больше тридцати снарядов…» [T.10.CCCLXXX.1]

 

«Восемнадцатого июля тридцать шестого года, в день начала боёв – писал Оруэлл – все антифашисты Европы вздохнули с надеждой. Наконец-то нашлось демократическое правительство, вступившее в схватку с фашизмом». («Памяти Каталонии»)

И левая интеллигенция всех стран рванула в Испанию…

Александр ШУБИН, доктор исторических наук: «Испанская война – это была война по поводу «смысла жизни». Она сделала Испанию центром политической вселенной тогдашнего мира. Это был «звёздный час» Испании, потому что она выдвинула основные вопросы, которые тогда волновали Европу, Мир. И испанская революция ушла в какие-то немыслимые глубины, туда, куда революция, вообще, политика до сих пор не уходила – к простому человеку. И это поразило Оруэлла, это поражало остальных: они приезжали в города, которые раньше были «городами синьоров и плебса» (пуэбло – народа простого), а теперь этот «простой народ» начал рулить сам. Как говорил Оруэлл: «человеческие существа начали чувствовать себя, как человеческие существа».

Из всех городов Испании Барселона – столица Каталонии – была самым революционным: калейдоскоп партий и профсоюзов, присущее революционному времени эпидемия аббревиатур.

Формально власть в городе принадлежала Правительству – Женералитате, где большинство было за Социалистической партией Каталонии (сокращённо ПСУК, P.S.U.C. – Partido Socialista Unificado de Cataluña), но фактически Барселона оставалась в руках СНТ (исп. CNT – Confederación Nacional del Trabajo, Национальная конфедерация труда) и ФАИ (FAI, исп. Federación Anarquista Ibérica), попросту говоря – анархистов.

…из громкоговорителей до поздней ночи гремели революционные песни. Казалось, из города исчезли состоятельные люди: все ходили в синих комбинезонах или в форме Народного ополчения. У каждого профсоюза и партии были свои отряды ополченцев, созданные в первые дни Франкистского мятежа.

…за этой звучной аббревиатурой – ПОУМ (POUM, исп. Partido Obrero de Unificación Marxista, Рабочая партия марксистского единства) – подобной звуку выстрела, стояла Марксистская партия рабочего единства. Партия коммунистов-раскольников, как писал Оруэлл. Одна из многих, появившихся в последнее время, как оппозиция сталинизму. Лидер ПОУМ – Андрес Нин (кат. Andreu Nin i Pérez, исп. Andrés Nin Pérez) – был одно время секретарём Троцкого, и, хотя ушёл от него, идея Троцкого «о перманентной революции» трансформировалась в Испании в лозунг «Война и революция неотделимы».

…Барселона возвращалась к себе самой, но за внешним фасадом города с его кажущейся весёлостью, цветочными киосками и толпами прохожих угадывалось страшное политическое соперничество: все были уверены – скоро начнутся беспорядки. Приближалось «Первое Мая». Из-за боязни уличных столкновений отменили демонстрацию, и украшенная революционная Барселона оказалась единственным городом в нефашистской Европе, где не праздновали Первомай.

Спустя год после начала войны с Франко, республика была на пороге открытия «второго фронта», на сей раз внутреннегокоммунисты и социалисты против власти «улицы», против анархистов и ПОУМ. Мадрид и Валенсия против Барселоны.

Александр ШУБИН, доктор исторических наук: «Барселона, Арагон – это зона, где огромное значение, огромную роль играли анархисты. Вот с этими своими «неправильными» (в кавычках) революционными идеями самоуправления. «Ну как это можно позволить плебсу решать?» – говорили интеллектуалы других направлений. Главное, ради чего им важна сейчас Испания – это остановить фашизм, поэтому нужно сплотить все силы. К чему эта Революция? К чему эта Свобода? К чему эти социальные эксперименты? Нужно всё это отодвинуть и с помощью жёсткой дисциплины нанести поражение фашизму. Война, это должен быть «единый кулак», без бардака.

В итоге сформировались две коалиции: с одной стороны анархисты, с другой стороны коммунисты – сторонники «Партии порядка». В любой момент любая искра может вызвать взрыв».

Поводом для «взрыва» стала борьба за здание «Телефоники». Опыт Русской революции – «кто владеет телефоном и телеграфом, владеет ситуацией». С июля тридцать шестого «Телефоника» находилась под контролем анархистов из СНТ и ФАИ. У них была возможность прослушивать разговоры между Каталонским правительством Женералитате и Правительством республики в Валенсии. Женералитат издал приказ, чтобы анархисты покинули здание. Те не подчинились. Чего ради? И в полдень третьего мая гвардия пошла на штурм…

Prof. Josep Puigsech Farras, Universitat Autònoma de Barcelona: «Штурм «Телефоники» начался после того, как один из анархистов, контролировавший телефонные линии, оборвал разговор между Президентом Испанской республики и Президентом Женералитате, посчитав его лишним…

За полчаса двести гвардейцев Женералитате захватили «Телефонику», не смотря на яростную оборону кучки анархистов из СНТ и ФАИ. С этого момента события развиваются стремительно».

ПОУМ объявили замаскированной фашистской организацией.

Александр ШУБИН, доктор исторических наук: «…ведь в этот момент в Москве идут «Московские процессы», и Сталин всему миру говорит, что Троцкий – это агент фашизма. Соответственно эта же компания раскручивается и здесь. Партия Нина – ПОУМ – так называемые «Троцкисты». И в итоге получается, что люди, которые им помогают, они тоже троцкисты, значит они тоже агенты фашизма. И такие люди, как Оруэлл (Джордж, англ. George Orwell), которые приехали по линии «троцкистской» Британской партии, они тоже троцкисты, они тоже агенты фашизма».

ПОУМ была объявлена «вне закона» и запрещена. Коммунистические газеты объявили о раскрытии фашистского заговора: якобы руководители ПОУМ передавали Франко по радио военные секреты. Начались сфабрикованные процессы, бессудные расстрелы[T.10.CCCLXXX.2]

 

Тогда Кремль пригласил в СССР известного немецкого писателя Эмиля Людвига – автора большого количества популярных биографий великих людей – Наполеона, Гёте, Бисмарка, Вагнера. Беседа Сталина и Людвига длилась несколько часов и тщательно стенографировалась. Сталин рассказывал о своих родителях, о детстве, учёбе в Тифлисской семинарии, о начале своей революционной карьеры, о детях. Но и Людвиг кремлёвских надежд не оправдал: вместо жизнеописания советского лидера Кремль получил от немецкого писателя тоненькую брошюрку «Запись беседы с вождём». Кстати, эта брошюра была первой в своём роде, и, наверное, её можно считать точкой отсчёта в возникновении нового литературного жанра «Беседы Сталина с писателями».

Людвиг: «В чём причины строгости и беспощадности вашей власти в борьбе с её врагами?»

Сталин: «Когда большевики пришли к власти, они сначала проявляли по отношению к своим врагам мягкость. И что же? Вскоре выяснилось, что подобная мягкость подрывает крепость Советской власти. Мы поняли из опыта, что с этими врагами можно справиться лишь в том случае, если применять самую беспощадную политику подавления». [T.10.CCCXC.2]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая)

 

…или, как его нередко называли и писали в официальных документах, – Соловецкого концлагеря. Вишерский лагерь весны 1929-го года ещё сравнительно небольшой – на две тысячи заключённых – был добротно выстроен и достаточно просто организован. Порядки были такие же, как и на Соловках. Лагерь блестел чистотой. Чистота и порядок были главным достижением лагеря – предметом неустанных забот многочисленной его обслуги.

Бараки стояли рядами. В лагере не было никаких клубов, «красных уголков», никаких газет. Одежда была своя – вольная, и только по мере того, как она изнашивалась, арестанту выдавали казенное: брюки солдатского сукна, бушлаты солдатского сукна, ушанки-соловчанки солдатского сукна.

Кормили тогда по особому. Каждый имел право на восемьсот граммов хлеба. На приварок – каша, винегрет и супы с мясом, с рыбой, а то и без мяса и без рыбы по известным раскладам на манер тюремных. Хлеб выдавали на каждый барак, и хлеборез барака резал пайки с вечера, и каждому клал на постель его пайку. В лагере никто не голодал.

Работы заключённых были организованы также достаточно просто: тяжёлых работ не было, на работе никто не понукал. Работа вовсе не спрашивалась, спрашивался только «выход». И вот за этот-то «выход» заключённые и получали свою пайку. Считалось, что большего спросить с арестанта нельзя, так как никаких завоевательных планов на счёт заключённых у начальства в то время не было, и арестантский труд, само собой считалось, есть труд низкой производительности.

К двадцать девятому году Сталин окончательно определился с принципами руководства огромной страной. Политбюро ЦК 27-го июня 1929-го года утвердило решающую по своему значению реформу уголовного права. Согласно ей лица, которые должны были отбывать тюремное наказание сроком более чем в три года должны передаваться в исправительные трудовые лагеря, управление которыми находилось в ведении ОГПУ.

В конце мая 1929-го года на Вишеру приехал комиссия ОГПУ. Пароход, на котором прибыла комиссия, назывался «Глеб Бокий».

Возглавлял комиссию сам Глеб Бокий – вдохновитель и разработчик идеи создания лагеря особого назначения на Соловецком архипелаге.

На экстренном закрытом собрании членов ячейки Вишерских заводов и Вишерского отделения УСЛОН Берзин назначен начальником Вишхиза и лагеря одновременно. Это было историческое решение о совмещении руководства системы наказания и управления строительства. Так началось беспрецедентное массовое использования труда заключённых.

Задача ОГПУ состояла в доказательстве новой революционной экономической парадигмы. Она провозглашала преимущество подневольного труда заключённых перед трудом вольнонаёмных рабочих. Для этого руководство ОГПУ вводило в действие более эффективные в лагерных условиях стимулы. По словам Шаламова «Пайки и палки».

«Пайка» или «дифференцированная шкала питания» – это такая система, при которой количество еды, получаемое заключённым, ставилось в непосредственную зависимость от выполняемой им нормы выработки. «Палка» – означала насильственное принуждение к труду. [T.10.DLX]

 

 
     
 

Robert S. McNamara

Июль 1960-го года. Джон Бьюгас (John Bugas), вице-президент, по производственным связям, явно стремился стать новым президентом. Я был вице-президентом, отвечавшим за всё, что касалось автопроизводства. Генри Форд после работы часа в два ночи любил развеяться. Однажды он мне сказал: «Боб, поедем, выпьем на сон грядущий». Я отказывался: «Генри, я хочу спать». Тогда Джон сказал: «Давай я поеду». «Нет, я пригласил Боба». В общем, я поехал, и он предложил мне стать Президентом компании. Я стал первым президентом в истории компании «Ford», который был не из их семьи. Но через пять недель я подал в отставку.

Зазвонил телефон и незнакомый мужской голос произнёс: «Здравствуйте! Я – Робетр Кеннеди. Мой брат – Джон Кеннеди – хочет, чтобы вы встретились с нашим зятем Сарджентом Шрайвером».

В четыре часа приехал Сардж и сообщил: «Мой шурин – Джон Кеннеди – предлагает вам занять пост министра финансов». Я сказал: «Да, я разбираюсь в финансах, но не настолько, чтобы стать министром». – «Президент знал, что вы можете отказаться, и поручил предложить вам в качестве альтернативы пост министра обороны». – «Послушайте. Во время войны я три года служил в армии, но недостаточно компетентен и для этой должности». – «Что ж, – сказал Шрайвер – но вы можете, хотя бы из вежливости встретиться с Президентом».

Я приехал домой и обо всём рассказал Марг. «Вот если бы я мог лично назначать всех руководителей в своём министерстве, и если бы меня не принуждали вести нелепую светскую жизнь…» На это Марг ответила: «А ты изложи Президенту свои условия, и если он их примет, – соглашайся».

В то время на моих счетах было примерно восемьсот тысяч долларов, но у меня был и огромный фондовый опцион, стоимостью в несколько миллионов. Я был одним из самых высокооплачиваемых директоров в мире, и моё будущее представлялось в самом радужном свете. Мы посвятили детей во все детали. В то время зарплата министров президентской администрации составляла всего двадцать пять тысяч долларов в год, поэтому мы объяснили детям, что им придётся чем-то пожертвовать, но всё же и у них, и у Марг в будущем станет гораздо меньше забот.

В тот день шёл снег. Охрана провела меня в Белый Дом со служебного хода. Помню, в комнате стоял небольшой диван, два кресла и столик с лампой. В одном кресле сидел Президент Джон Кеннеди, в другом – его брат – генпрокурор Бобби Кеннеди. Я сказал: «Господин Президент, это абсурд, я недостаточно компетентен». А он мне: «Боб, вряд ли где-нибудь существует школа подготовки президентов, – затем добавил, – Давайте сразу объявим о назначении». Он написал текст официального сообщения, и мы вышли через парадную дверь. На улице нас ждали телевизионные камеры, пресса. Творилось чёрт знает что. Вот так Марг узнала о том, что я согласился.

Джон Кеннеди: «Давайте сфотографируемся чуть позже. Я попросил Роберта МакНамару возложить на себя обязанности министра обороны. Рад сообщить, что он принял это предложение. Мистер МакНамара пожертвовал своими личными интересами, оставив пост президента компании «Ford Motors».

Вот так всё и началось. Для нас это был очень нервный, тяжёлый период. Наверное из-за этого у моей жены открылась язва. Думаю, постоянный стресс и стал в итоге причиной её смерти. У сына тоже открылась язва. Но, не смотря ни на что, я считаю эти годы лучшими в моей жизни. Это было потрясающее время, просто великолепное. [T.1.XXX]

*

…в марте (19)67-го журнал «Ramparts» сообщил о том, что ЦРУ финансирует Национальную ассоциацию студентов. Выяснилось, что и другие либеральные организации стали прикрытием для ЦРУ, перечислявшего средства антикоммунистам. Профессора, журналисты, соцработники, миссионеры, профсоюзные лидеры и гражданские активисты выполняли всю грязную работу. В число дискредитированных организаций попали «Фонд Форда» (Fordfoundation), «Радио Свободная Европа» (RadioFreeEurope), «Радио Свобода» (RadioLiberty), «Конгресс за Свободу культуры» (Congress for Cultural Freedom).

Подобные методы вызывали сомнение у рационального Макнамары.

В октябре (19)67-го сто тысяч человек собрались на митинге в Вашингтоне. Половина направилась к Пентагону. Демонстрантов остановила вооружённая пехота. Макнамара наблюдал за происходящим с командного пункта на крыше. Протестующие скандировали: «Эй, Джонсон, эй. Сколько сегодня убил детей?»

Макнамара пришёл в отчаяние. Слухи о его душевном расстройстве дошли до Джонсона.

«Нам не нужен второй Форрестол (англ. James Forrestal)»

Когда Макнамара сказал, что новые бомбардировки не помогут, Джонсон разозлился: от своей команды он требовал абсолютной преданности.

«Я не требую лояльности, я требую преданности. Я хочу, чтобы он среди бела дня поцеловал мою задницу в витрине универмага Мейсис, и сказал, что она пахнет розами».

Джонсон объявил о назначении Макнамары главой Всемирного Банка.

На последнем правительственном заседании Макнамара сломался.

«Этот чёртов план бомбардировок ничего не даёт. Они сбросили больше бомб, чем во всей Европе за всю Вторую мировую, но это не помогло». [T.1.XXVIII.3]

 

Егор Гайдар говорил про Черномырдина, что он «получил самое дорогое в мире экономическое образование». Нет, Виктор Черномырдин никогда не проходил каких-то платных курсов по экономике. Просто Черномырдин реализовывал реформы по мере своего осознания их правильности. В марте 1998 года Черномырдин освободил премьерское кресло Сергею Кириенко. Возможно это было сделано, чтобы «повесить» ответственность на самого молодого премьера за предстоящий дефолт. После ухода правительства Кириенко Черномырдин был вновь назначен и.о. главы правительства, но Дума не одобрила его возвращения. Ведь «правительство – это не тот орган, где, как говорят, можно только языком». [P.131]

 

 
     
 

l'Empereur (Император) – Hostes occulti

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…маленький долг (денежный) рождает должника, большой – врага.

Есть версия, что Жиль де Рэ ожидал, что после этих побед, коронации, отступления англичан от Орлеана – ну, в общем, это перелом в войне это называется. Он мог ожидать возвращения хотя бы части тех громадных денег. Он не только снаряжал отряды, он давал займы дофину. Став королём, ты давай что-нибудь верни. Король явно делать этого не собирался. И получилось, что оба этих героических персонажа, и Жанна, и Жиль де Рэ, ему больше не нужны. И их дальнейшая трагическая тропа прямо к кострам, два персонажа, два костра, она выложена вот этим изменением отношения двора. Маршал, только что произведённый, который практически тут же, почти тут же отставлен от двора…

А он тихо живёт в замке Тиффож в Бретани. Много читает. Традиционно это ему уже свойственно. И увлекается алхимией. Большинство авторов говорят, он просто всерьёз поверил, что эти алхимики создадут ему, превратят свинец в золото, и он вернёт свои деньги, не обращаясь к королю. Король дал понять: не жди ничего, долги возвращены не будут. И вот бывший богач из богачей бретонский, он начинает испытывать финансовые затруднения. Около него появляются люди, алхимики, которые в те времена совершенно всерьёз говорили, что они способны свинец превратить в золото. Нельзя к алхимии относиться легковесно, презрительно. Алхимия – это, в общем-то, стадия развития европейской науки при выходе из абсолютного средневекового состояния в науке Нового времени. Все великие деятели Возрождения, почти все, в какой-то мере были алхимиками: и Джордано Бруно, и Томмазо Кампанелла.

…и к нему тянутся, конечно, и настоящие алхимики, а шарлатаны, которые хотят на этом нажиться. Итак, ещё одна ошибка – он занимается алхимией. А занятия алхимией всегда в глазах церкви и Инквизиции – это что-то вроде ведовства, колдовства, это опасно». [P.97.158]

 

 
     
 

Adaptatio – Hostes occulti

 

Prof. Mark A. Young, Montana State University: «Всё живое произошло от единственного общего предка – вся известная на сегодняшний день жизнь на планете».

Сначала появились бактерии, затем эволюционировала другая ветвь, называемая эукариотами. Она включала в себя все сложно устроенные формы жизни – грибы, растения, животных, и, в том числе, нас.

В семидесятых годах учёные открыли третью категорию живого, которая до этого была совершенно не известна науке. Они дали ей название «археи», что значит «древние». Многие учёные полагают, что археи являются самой ранней формой жизни, даже более старой, чем бактерии.

…археи были буквально пронизаны вирусами. Древнейшая форма жизни с древнейшими вирусами – открытие убедило профессора Янга в том, что вирусы гораздо древнее, чем считалось ранее.

Prof. Mark A. Young: «Теперь мы считаем, что вирусы имеют весьма раннюю историю, и были здесь, когда зарождалась жизнь. Некоторые идут ещё дальше, допуская, что они предшествовали клеточной жизни в том виде, в каком она нам известна сегодня».

Вирусы заражали жизнь с самого момента её появления, и это мощнейшая движущая сила эволюции. Они помогали определить, чему суждено жить, а чему погибнуть.

Prof. Mark A. Young: «Вирусы играют настолько важную роль в процессе эволюции, что сложно представить, что жизнь смогла бы сколько-нибудь развиться на планете без их участия».

По мере того, как начали развиваться такие сложные формы жизни, как растения и животные, вирусы нашли способ поражать так же и их. Спустя тысячелетия они стали доминировать в мире, обладая возможностью проникать внутрь любого организма. Для этого им потребовалось найти способ делать то, что не в состоянии делать простой набор генов сам по себе – передвигаться.

Вирусы способны передаваться настолько эффективно, что они проникли в каждое живое существо на Земле, и мы – не исключение.

Dr. John S. Oxford, Virologist, Professor of Virology at St Bartholomews and the Royal London Hospital: «Мне кажется поразительным тот факт, что внутри у каждого прохожего самое настоящее изобилие вирусов. Каждый, в том числе и я, несёт в себе не менее четырёх их различных типов: у вас обязательно будет энтеровирус, вирус ветрянки, герпеса и бородавочный вирус».

На протяжении всей жизни мы подвергаемся нескончаемой атаке.

Dr. John S. Oxford: «За жизнь на атакует, возможно пятьсот, шестьсот, или, даже тысяча самых разных вирусов».

И у каждого из них свой способ поражать носителя.

Dr. John S. Oxford: «…другие нацелены на те или иные части нашего тела. Некоторые вирусы передаются половым путём, и поражают соответствующие области. Есть те, которые распространяются по всему телу, как например, вирус оспы. Вирус бешенства, вероятно, единственный из известных мне, способный вызывать стопроцентную смертность среди своих жертв. Причиной служит, очевидно, то, что он поражает центральную нервную систему. На это у него может уйти немало времени, в зависимости от того, куда вас укусили: если вы получили укус в руку, вирус может достаточно долго добираться по нервной системе к мозгу, но, в конце концов, он, всё же, сделает это. Может пройти два или три месяца, но, в итоге, вирус всё же окажется в центральной нервной системе, начнёт размножаться, разрушать клетки, из-за чего начнут появляться симптомы водобоязни, головокружения и все остальные, которые, в конечном счёте, приведут к гибели. У каждого вируса, в той или иной степени, свой собственный способ попадать внутрь организма. У каждого собственный путь к размножению, в ответ на что у вашего организма собственная реакция. Но иногда эта комбинация оказывается непреодолимой».

Хотя вирусы поражают каждого из нас, жизнь, тем не менее, каким-то образом продолжается. Причина в том, что когда вирус достаточное время пробудет в организме, у нашей иммунной системы появляется шанс приспособиться и создать защиту против него.

Вирусы, наносящие больше всего вреда – это вирусы новые для нас.

Dr. John S. Oxford: «Многие вирусы, поражающие человека, в особенности важнейший из них – вирус гепатита B, например, ВИЧ или вирус гриппа попадают к нам с природных резервуаров в виде птиц или животных. Что касается гриппа, то я думаю, что это не столько человеческий вирус: он может перекинуться на человека, но в своей основе – это вирус, поражающий птиц. В глубине своей он предпочитает жить внутри лебедя, утки или гуся, думаю, ему вообще не очень хочется оказаться внутри человека. Переход от заражения животных к заражению человека – достаточно серьёзный барьер для вируса. Главное препятствие для них – то, что называется «проблемой ключа и замка». Суть её в том, что вирусу необходимо подобрать ключ к человеческой клетке: например, у вируса гриппа есть своеобразная «отмычка» на кончике белка. Потому что если он живёт внутри перелётной птицы, этот кончик всегда настроен таким образом, чтобы вирус смог заражать других птиц. Для вируса это проблема, потому что его «отмычка» не подойдёт к человеческой клетке: эта его часть должна мутировать. Если мутация вдруг окажется удачной, то этот кончик белка даст возможность конкретному вирусу в определённый момент, в определённом месте получить доступ к человеческой клетке».

Начиная с этого удачного для себя момента вирусы смогут преодолевать межвидовой барьер и начнут укрепляться среди людей. [T.22.XLVI]

 

 
     
 

AdaptatioPericula occulta

 

Dr. W. Tad Pfeffer, University of Colorado at Boulder: «Ледниковые покровы Гренландии и Антарктики – это куполообразные скопления льда, которые хранят в себе историю климатических перемен на планете. Похоже на годичные кольца деревьев: падает снег, затем он превращается в лёд, и так происходит много лет. Затем учёные сверлят лёд, достают срез ледяного покрова и изучают его. Причём, не только сам лёд, но и пузырьки древнего воздуха, которые в нём застыли.

Изучая химический состав льда, мы много узнаём о температуре на нашей планете в прошлом. А изучая пузырьки воздуха, определяем процент содержания в нём углекислого газа. Было выяснено, что показания температуры и процентного содержания углекислого газа в воздухе зависят друг от друга – они повышаются и понижаются вместе. За последние восемьсот тысяч лет или около того, содержание углекислого газа в воздухе никогда не превышало уровня в 280 частиц на один миллион, до тех пор, пока человек не начал искусственно выбрасывать этот газ в атмосферу. Теперь его содержание – 390 частиц на миллион, то есть, на сорок процентов больше, чем было ранее. И сейчас мы приближаемся к отметке в пятьсот частиц на миллион».

Dr. Synte Peacock, National Center for Atmospheric Research: «Скорость климатических перемен сегодня в сто, или даже в тысячу раз превышает скорость, с которой окружающий мир менялся, когда всё происходило естественно, без участия человека. Самым удивительным мне кажется то, что мы уже столкнулись с последствиями этих перемен: пока сами по себе они выглядят не столь значительно. С 1850-го года общемировая температура поднялась всего на 0,8 градуса, или что-то около того, но посмотрите, что творится по всему миру». [T.21.XCVI]

 

 
     
 

l'Empereur – Mysterium → Deductio (Пророк)

 

…свои бессмертные «Псалмы». За проникновенные стихи и молитвы, написанные по вдохновению свыше, Давида позже и причислят к пророкам. И именно с его именем в Библии на века будет связана самая поэтическая книга – «Книга хвалений» – «Псалтирь».

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «Она, как книга, сложилась не сразу: в ней явно есть псалмы, которые Давид написать не мог – «На реках вавилонских» – псалом о Вавилонском плене. Он состоялся спустя несколько веков после смерти Давида, и, конечно, он не мог об этом писать, также, как, например, Ломоносов не мог писать о советской власти, просто потому, что умер задолго до её наступления. Вот сам жанр «Псалмов» был не то чтобы им изобретён – наверняка какие-то песни слагали и до Давида, – но доведён до некоторого совершенства: так русская поэзия начинается с Пушкина, хотя Пушкин не первый поэт, который писал по-русски – много кто писал до него, но вот Пушкин довёл поэзию на русском языке до какого-то такого высокого уровня, что с тех пор, ну, наверное, мы можем сказать, у нас это есть в каком-то смысле. Всякая дальнейшая русская поэзия, она опирается на Пушкина».

«Псалтирь» – это задушевный разговор человека с Богом – обращение к Творцу Небесному в самых разных обстоятельствах земной жизни: из глубины отчаяния, и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому «Псалтирь» и стала универсальной молитвой на долгие века. Строки из неё и сегодня звучат в православных церквях на каждом богослужении.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «…и, может быть, это одно из самых главных его открытий, что для того, чтобы жить с Богом, надо от чего-то отказаться: не ходить по пути нечестивых, не вставать на путь грешников, не сидеть в собрании насмешников, наглецов, развратителей. Можно по-разному переводить эти слова из еврейского языка. И, может быть, второе его невероятно важное открытие – не он первый об этом, наверное, подумал и сказал, – но так красиво, как он, не сказал никто: что отношения с Богом – это отношения глубоко личные. Всегда. Если они есть…»

В боговдохновенных псалмах Давида записаны подробные пророчества о Мессии и Искупителе человечества – Христе и о Его царстве. Однако многие современные учёные сомневаются в том, что чистые возвышенные молитвы могли принадлежать перу израильского царя – по обычаям того времени – человека жестокого и беспощадного.

Prof. Gershon Galil, University of Haifa: «Давид был, в первую очередь – убийцей – очень сильным и жестоким лидером: он погубил много людей. Так что называть его «поэтом» – это нечто вроде пропаганды. Большинство царей в этой местности тогда не знали даже алфавита: у них были писари, которые писали и читали им, а они сами этого не умели. Они могли слагать поэмы устно, но записывать – вряд ли. Царь должен был не заниматься писательством, а побеждать в битвах, расширять своё царство – в общем, быть героем».

За сорок лет правления Давиду удаётся расширить Израильское царство до границ, когда-то обетованных Богом – от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря. [T.10.DXXXVII.1]

 

 
     
 

Petra cubica – Pericula occulta

 

«кто похулит имя Господа, должен быть предан смерти: пусть вся община забросает его камнями» Левит 24:16

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…он должен быть уничтожен: он оскверняет нашу среду. Камнями забрасывает вся община, то есть, не палач. Это такое правосудие «прямого действия» – народное правосудие. В этом есть большой плюс, что нет какого-то отдельного профессионального суда. Это действие общины». [P.125.301]

 

«…вывести к воротам и забросать камнями насмерть!» (Второзаконие 17:5)

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…понятно: один может и выдумать. Может просто по вражде или больное воображение. Не редко бывает, что люди что-то воображают себе».

«При казни свидетели должны нанести удар первыми, а все остальные – вслед за ними. Искорените зло!» (Второзаконие 17:7)

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…свидетели наносят удар первыми: чтобы нельзя было спрятаться. «Я всего лишь рассказал, я не имел ввиду». Так очень часто бывает: люди спрячутся от последствий своих слов или поступков. А вот здесь не спрячешься: ты стал причиной того, что этого человека осудили на смерть – ты его и убьёшь. Ты нанесёшь первый удар.

не торопились свидетельствовать, зная, что на них выпадет роль палача». [P.125.311]

 

«И пусть жители города забросают его камнями насмерть. Искорените зло! Весь Израиль узнает об этом – и затрепещет». (Второзаконие 21:21)

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…это коллективное правосудие. Вообще Второзаконие и Пятикнижие в целом – это Книга коллективного правосудия: то есть, всё решает община – старейшины, судьи, левиты, как её первые представители. Но этот принцип забрасывания камнями, он предполагает: если жители не станут этого делать, то смертная казнь не состоится». [P.125.312]

 

 
     
 

6 (Медиум) – 4 – 18 (Опасности)

 

…слова, которыми нас встретил Мехди Эбрагими Вафа просто повергли всех в шок. Оказывается самый загадочный, яркий и популярный экстрасенс страны больше не экстрасенс. Только не подумайте, что Мехди утратил свой сверхъестественный дар: он утверждает, что по-прежнему видит, чувствует и знает, но вот уже полгода иранец никого не принимает именно как экстрасенс.

Мехди Эбрагими Вафа, победитель третьего сезона телепроекта «Битва экстрасенсов» на ТНТ: «Я устал. Я один человек, а народ, который ко мне обращались – много-много и много».

Мехди признаётся, что он утопает в слезах. Переживать столько человеческого горя и страданий ясновидящий больше просто не может. Он открыл секрет, что в свои тридцать пять лет стал совсем седым.

Мехди Эбрагими Вафа: «Я в течение три года постарел на десять лет. я хорошо выгляжу благодаря красок».

Он продолжал принимать людей до того момента, пока ему не пришло страшное видение.

Мехди Эбрагими Вафа: «Я ровно полгода назад видел, что мне не стоит заниматься больше экстрасенсорикой. Видение повторилось – «Уходи!» Если бы я это не сделал тогда, я бы не сидел сейчас здесь».

Теперь вместо экстрасенсорной помощи Мехди оказывает только психологическую. Однако людей, обращающихся к нему, меньше не становится. Сам иранец утверждает, что только теперь его жизнь забила ключом, ведь своей семье он стал посвящать гораздо больше времени. Мехди знает, что у его детей тоже есть экстрасенсорный дар, но, как говорит иранец, он сделает всё, чтобы эти способности они никогда не развили.

Мехди Эбрагими Вафа: «Не хочу, чтобы моих близких – дети, или, вообще, мои враги – занимались экстрасенсорикой, потому что это очень тяжёлый, это очень опасно, это очень неблагодарно».

Ну а сам Мехди решил направить свои освободившиеся от экстрасенсорики силы в искусство. Он начал писать картины: Мехди рисует свои видения, которые до сих пор его не покидают. Недавно Мехди Эбрагими Вафа выпустил книгу со стихами и сказками. Кроме этого Мехди с удовольствием сочиняет и записывает песни.

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Mysterium

 

…когда эпопея с Золотым руном закончилась, Орфей предпринял новые путешествия. Он отправился в Египет, где его приняли жрецы Мемфиса. Он оставался там двадцать лет. В Египте Орфей открывает для себя новые обряды посвящения. Он проникся уважением к новым божествам, не отвергая, тем не менее, олимпийских богов.

Опираясь на свои новые знания, Орфей даёт начало новому мистическому течению: своих многочисленных адептов он призывает отказаться от мяса. Для богов эта рекомендация выглядит как настоящая провокация: когда-то мятежный титан Прометей призвал людей питаться мясом ради собственного выживания. Прометей внушил человечеству страх голода и смерти. Своим отказом питаться мясом убитых животных Орфей нарушает древние заветы и ставит под вопрос всю политико-религиозную систему, созданную Зевсом и Прометеем. Орфей порывает с определённым типом общения, испокон веку установленным между людьми и богами. [T.10.DCII.8]

 

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель, российский публицист и радиожурналист: «…и это замечают советские агенты. Вообще, по распространённой легенде в разведывательной среде: «Тот, кто пьёт в одиночку, тот вербабелен». Того можно заставить служить себе». [T.10.CCLXVII.12]

 

 
     
 

Prof. Dr. Marian Füssel, Universität Göttingen: «Древние культы часто служили отправными точками для будущих тайных обществ. Взять к примеру масонов и иллюминатов, которые считали, что их учение восходит ко временам античности. Для них было важно найти историческую подоплёку своих учений. Если тайное общество может сослаться на какие-нибудь древние обычаи и традиции, это, в определённой степени, повышает его статус и престиж». [T.1.XL.1]

 

 
     
 

Forma – Pericula occulta

 

Шахтёр – едва ли не самая опасная мирная профессия. В советское время по статистике за один миллион тонн угля платили жизнью одного шахтёра.

Юрий МАЛЫШЕВ, президент Союза углепромышленников России, академик РАН, доктор технических наук: «Вот я приходил на работу, каждый день мне давали сводку – один-два погибших, если не было крупных аварий».

Аман ТУЛЕЕВ, губернатор Кемеровской области: «Раньше миллион тонн добыли – шахтёр погибал, а сейчас – семнадцать миллионов тонн добываем, один человек погибает».

1988-й год – последний удачный год для отрасли: добыто более четырёхсот миллионов тонн угля. И до сих пор эта планка не достигнута. Экономический кризис девяностых изменил жизнь шахтёров.

Промышленность разваливалась, металла требовалось меньше, танки оказались вообще не нужны. За десять лет добыча угля рухнула в два раза: в отрасли работало миллион человек, и никто не платил им зарплату.

Все угольные предприятия страны объединили в компанию «Росуголь» под руководством Юрия Малышева. Он принял решение начать реформу. Начал с того, что закрыл опасные шахты. Поддерживать угольную отрасль страна была не в состоянии, и правительство Евгения Примакова в 1998-м году передало все предприятия в частные руки. Сегодня угольная отрасль в нашей стране полностью частная, и все нынешние достижения – результат этой стратегии.

Юрий МАЛЫШЕВ, президент Союза углепромышленников России, академик РАН, доктор технических наук: «Мы когда начинали реструктуризацию, у нас работало в отрасли миллион человек. Сегодня осталось сто сорок тысяч, а уголь добывают тот же, даже больше. Таких результатов ни в одной отрасли России нет сегодня».

и гордость за профессию вернулась.

Владимир РАШЕВСКИЙ, генеральный директор АО «СУЭК», кандидат экономических наук: «Сталкивались с ситуациями, когда люди, которых мы награждали, например, денежными премиями, говорили нам: «Можно не премию, а пошейте нам форму!» Настолько это было важно».

Пётр Первый надел на них военную форму, а Советский Союз признал угольную отрасль стратегически важной, и День шахтёра появился всего через два года после Дня Победы. [T.1.XLII]

 

 
     
 

Йод-Хе-Вау-Хе – Mysterium

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Конечно, нужно знать оригинал, это открывает совершенно иные плоскости смысла и позволяет с самого начала обнаружить то, что без исходного текста выяснить нельзя.

Как классические религиозные течения смотрели на перевод? Еврейская школа переводов, из которой потом выросла христианская, считала так: есть четыре уровня истолкования и человек, который овладел всеми четырьмя, может сказать, что он Писание знает хорошо.

Четыре уровня истолкования.

Сначала простой, называется «пшат».

«Ремес» – истолковательный.

Потом «драш» – глубинный, и «сод» – таинственный.

Из этих четырёх еврейских, выросли потом четыре христианских: буквальный, иносказательный, аллегорический и, опять же, четвёртый – таинственный.

Практически они ничем не отличаются, но, конечно, каждый трактовался в своём духе. Я вам сейчас приведу пример. Пшат – простой; ремес – иносказательный, намекающий; драш – истолковывающий, поясняющий; а сод – таинственный. А у христиан – буквальный, аллегорический, намекающий и тоже таинственный.

У евреев есть по этому поводу анаграмма:

P – Пшат, простой

R – Ремес, иносказательный, аллегорический

D – Драш, истолковывающий, метафорический

Z – Сод, таинственный.

Если составить их таким образом, то легко объединить в слово «пардез» или «парадиз», что означает – рай. То есть тот, кто истолкует Писание должным образом, обретёт рай.

Поэтому комментарий не просто хорош как занятие, комментарий – это поиск новых смыслов Писания. Для евреев, например, это поиск новых законов. Потому что еврейский образ жизни, основанный на так называемой галахе, это вечно дополняющийся меняющийся свод законов, который в идеале пытается все сферы жизни, абсолютно все охватить. И опирается он на Писание. Где искать новые законы, когда в жизни всё меняется?» [B.141.33]

 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…есть знаменитый «тройственный» способ толкования, или «четверичный», который существует и у Отцов церкви, и у древних еврейских учителей. Если воспользоваться еврейской метафорой, то правильное толкование они называют словом «Пардез», знакомым всем людям как «Парадиз» (Рай) ( פַּרְדֵּס ). Это заимствование персидское, пришедшее в иврит и во все языки через греческий.

Первая буква «пхе» ( פ ) – это «пшад»: это буквальный смысл. И буквальный смысл текста – это краеугольный его камень. Надо понимать, что если сказано «Илия пошёл к горе Кармель», то это не означает, что он отправился в Иерусалим: она в другом направлении.

Второй план, вторая буква «ремез» ( ר ) – это историко-филологический контекст.

Третья буква «д» (драш) – это, буквально, «проповедь». Это то, величайшим мастером чего был Иоанн Златоуст. Это то, что каждое слово Библии, которое, как будто бы, говорит о событиях давно прошедших лет, на самом деле обращено к нам, потому что это Слово божие. Слово божие никому иному не говорится, как лично мне и именно сейчас.

И четвёртая – «сод» – это «секрет». Это «тайный смысл», которого не достанешь учёным знанием (вот этим контекстом), который не доступен даже самому высоконравственному человеку, если он не молится.

Они полагали, что праведная жизнь, усердное комментирование и непрестанная молитва открывают что-то другое. И тогда человек попадает в то, что они называли «Садом». То есть, ему открывается тайный смысл библейского текста, который не спрятан от других, а просто ими не видим. Тайна – не секрет: это не то, что прячут, это то, до чего не добраться». [T.4.III.3]

 

 
     
 

Auctoritas (Автор) – Mysterium

 

Dr. Marianna Torgovnick, Duke University: «Берроуз пишет о Тарзане, как о богоподобном существе. Это типаж Солнечного бога Аполлона, и, в то же время он Бог обезьян и божество Африки».

Первая публикация романа «Тарзан, приёмыш обезьян» состоялась в 1912-м году. Успех был мгновенный. Эдгар Райс Берроуз сразу приобрёл широкую известность среди любителей приключений и научной фантастики. Тарзан стал одним из культовых персонажей двадцатого века.

Всего Райс Берроуз написал двадцать четыре романа о приключениях Тарзана. По книге «Тарзан, повелитель джунглей» сняли множество фильмов. Ещё больше экранизаций было только у романа «Дракула». Книги о Тарзане перевели на пятьдесят языков, адаптировали для теле- и радиопостановок, мюзиклов, мультфильмов, комиксов и видеоигр.

Christophe Lambert (Кристофер Ламберт, актёр, Тарзан № 18): «Он вырос в джунглях. Это не типичный супергерой – он человек. Очень сильный, но он уязвимый. Он не летает по воздуху, не может лазать по зданиям. Он – обычный человек».

Prof. Pascal Dibie, Université Paris-Diderot: «В том-то и дело, что человек, взращённый в дикой природе, стал героем: он может прыгать с дерева на дерево, понимает язык обезьян, может с ними разговаривать. Берроуз хотел показать, что человек может вырасти даже среди обезьян. И в этом и заключается проблема Тарзана. Как только мысль о подобном персонаже пришла Берроузу в голову?»

Берроуз ни разу не был в Африке – он писал об Африке так, как подсказывало его воображение. И кинематографисты снимали так же.

Писатель читал много колониальных очерков, в них рассказывалось о гориллах, каннибалах и путешественниках. Берроуза вдохновляли мифы и легенды о детях. Которых воспитали животные. Знаменитая «Книга джунглей» Киплинга вышла на двадцать лет раньше, и Берроуз опирался на неё.

Её называют «Чёрным континентом». В Африке смерть приходит в яркой мантии, а красота не бывает без жала. Древняя, таинственная. Ужас в сердце Африки.

Dr. Marianna Torgovnick: «1912-й год. Африку открыли давно, но американцы о ней не думали, пока не началась миграция. Афроамериканцы из южных штатов пытались устроиться на севере, где к ним относились несколько более дружелюбно, чем в родных штатах, так что Африка была в моде, о ней много говорили».

Prof. Barbara Creed, University of Melbourne (Барбара Крид, преподаватель истории кино): «Почти никто не знал, что на самом деле происходило в реальной невыдуманной Африке: как шла колонизация, как были устроены европейские колонии. Африканцев порабощали под предлогом особой миссии: белые считали, что надо колонизировать Африку и дать местным племенам образование, обратить их в христианство – озарить Чёрный континент светом цивилизации».

Prof. Pascal Dibie: «В колониальном контексте Европы история Тарзана была бы невозможна, зато США были далеки от всех этих проблем. Американцы – империалисты, но не колониалисты: это не одно и то же. В начале двадцатого века, в отличие от немцев, англичан, французов, бельгийцев, они не отхватили кусок «Африканского пирога». Путём некоторой самоизоляции они создали свою собственную страну. Я считаю, что Берроуз вышел из этого мира, которому не надо было оправдывать своё присутствие где-то далеко». [T.10.DCLX]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Pericula occulta

 

Дары моря очень долго были основой питания японцев. С шестого века, когда в страну пришёл буддизм, официально было запрещено есть мясо млекопитающих и птицы, и употреблять молочные продукты. Этот запрет на разведение и убийство животных с разной степенью строгости соблюдался тысячу двести лет, и только в конце девятнадцатого века японские власти официально его сняли. И сам император стал мясоедом. И вот за сто пятьдесят лет разнообразного рациона японцы подросли в среднем на пятнадцать сантиметров и немного выпрямились: кости спины, рук и ног раньше страдали из-за строгой диеты от дефицита кальция, магния и кремния.

Теперь, ещё не так давно вегетарианская, Япония диктует стандарты в производстве мяса всему миру. [T.10.DCLXXI]

 

 
     
 

l'Empereur – Hostes occulti

Это было после того, как мы, норвежцы, разорвали унию со Швецией и получили независимость. Нансен приехал в Вардё вместе с Миккельсеном, который тогда был нашим первым премьер-министром. А народ хотел, чтобы премьер-министром был Нансен. Наверное, Миккельсену не очень-то нравилось слушать крики: «Возьми руль, Фритьоф Нансен!» Однако Нансен не хотел брать руль, он хотел снова уйти в ледяную пустыню.

И вот они оба приехали в Вардё. Тогда надо было решать, будет ли Норвегия республикой или монархией. Все жители собрались возле церкви. Миккельсен и Нансен стали говорить о том, что, конечно, республика лучше, но что великие державы обещали быстро признать независимость Норвегии лишь в том случае, если норвежцами станет управлять король. Значит, будет лучше, если норвежцы выберут себе короля. Так они говорили, а один наш рыбак слушал, слушал, да вдруг как заорёт во всю глотку: «Правильно! Долой короля! Да здравствует Нансен!»

Г. КУБЛИЦКИЙ [A.400]

 

l'Empereur – Hierarchia occulta

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…Гордон Чайлд пытался доказать процессы. Он хотел показать, что такое «Город». На самом деле вопрос этот остаётся открытым. Он давал десять разных критериев: это «укрепление», но город может быть без укреплений, и укрепление может быть без города; это «стены» (стены и укрепление – это не всегда одно и то же); это «общественные здания» – много разных критериев, но когда ты начинаешь проверять их один за другим, то понимаешь, что нет ни одного такого критерия, которым можно было бы беспрекословно сказать «это – город, а город – это он».

Моё личное мнение: город – это иерархия. Там, где есть социальная иерархия, как сейчас в России популярно говорить «вертикаль власти». Всё остальное – это может быть крепость, это может быть деревня, это может быть всё, что угодно, но это не будет город. Город – это иерархия.

…может быть царь, может быть наместник. Там, где есть наследственная иерархия, или выборная». [P.125.57]

 

 
     
 

Auctoritas – Hostes occulti (Тайные враги)

 

Никита ПЕТРОВ, кандидат филологических наук, РГГУ: «…в городских сообществах ценности остаются те же.

В (19)61-м году в Германии выходит справочник мифологических рассказов, и редактированием занимается гёттингенский профессор Виль-Эрих Пойкерт. История про него – это к тому, что от верований в сглаз и порчу не застрахованы даже сами специалисты, которые занимаются этим явлением.

В (19)58-м году он прочитал публичную лекцию в Бременском университете, где рассказал, как он пользовался «ведьминской мазью». Он исследовал эту проблему довольно широко. Он воссоздал по некоторым рецептурам «ведьминскую мазь», намазался ей, и рассказывал в публичной лекции о том, куда он летал – о своих «внетелесных» экспериментах. Его тут же осудили, написали про него несколько статей, и, в общем, эта история была забыта.

Но дело в том, что сам фольклорист и исследователь тоже может оказаться подвержен подобного рода представлениям». [P.125.94]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…для Гоббса Америка индейская это образ и пример того, что происходит без моральной и политической философии. Но эта моральная и политическая философия – это дело людей – это не дело Бога: это не Бог посылает знания. Это не вложенные знания, это то, что в себе вырабатывает человек. И поэтому одна из главных задач абсолютного монарха – идеала Гоббса – это постоянно повышать образование в народе: народ должен быть образованным, потому что образованный народ может сознательно делать правильные выборы, а такие люди, как Гоббс попытаются объяснить ему, как надо сделать этот выбор.

Это кардинальное отличие абсолютизма европейского и абсолютизма русского.

…а в другом плане он строит очередную утопию. Но эта утопия оказалась живучей, потому что с Томаса Гоббса, соединённого с философией Декарта, рождается абсолютистское государство. Абсолютистские государства второй половины семнадцатого и всего восемнадцатого века – это творение европейской философии». [P.125.141]

**

 
     
 

**

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «Карл Великий с большим трудом научился читать к концу жизни. А писать так и не научился: рука его загрубела – он мог только держать меч. И он плакал, потому что ему ужасно хотелось научиться писать, а он мог еле-еле подписываться». [P.168/1]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в это время именно интеллект был достаточно свободен: могли наказать за политические какие-то вещи. Оккам ведь сказал Людовику Баварскому, что ты меня защити своим мечом, а я тебя защищу своим пером. И такие сделки делались». [P.125.133]

 

 
     
 

Вооружённые астрономическими знаниями вавилонян, греки начали по-своему интерпретировать своё видение космоса: их не устраивало наблюдения и предсказания – они – хотели знать, почему в небе происходит всё так, а не иначе. Именно среди этих людей и появился человек, изменивший наше понимание мироздания. Его звали Фалес.

Dr. Darin Hayton, Haverford College: «Фалеса Милетского мы считаем родоначальником философии. Он изменил сам способ мышления греков о мироздании».

Фалес жил в шестом веке до нашей эры. Был выходцем из Милета – греческого поселения на берегах современной Турции, имевшего прямой доступ к идеям и знаниям Востока. Считается, что он был первым, кто усомнился в том, что космос можно объяснить мифами. Для Фалеса и его коллег-философов всё, что они видели в небе, должно было иметь рациональное научное объяснение. Они считали, что это касается любых небесных тел, включая движение Солнца и Луны, как и всего, что происходит на земле.

Dr. Darin Hayton: «Он перестал задавать вопросы о частных явлениях: Почему произошло это землетрясение? Откуда этот шторм? Почему ударила та молния? Он обобщил их до вопросов: Почему вообще происходят землетрясения, ударяют молнии, случаются штормы? И в процессе этого обобщения он перестал искать причины, происходящего в божественной воле. Пришло время естественнонаучного объяснения».

Этот момент стал поворотным в нашем понимании мироздания. Мы осознали, что всё происходящее в небе не имеет сверхъестественного начала – это естественные природные явления.

Dr. Darin Hayton: «Удивительно, что произошёл такой резкий скачок: мы оставили позади мрачное невежество, и настало время появления философии и науки».

Это был рассвет новой эры в истории человечества. Мы изменили своё отношение к окружающему миру, к небесам над нами и ко всему, что мы видим в них, навсегда. [T.13.CXIX.1]

 

 
     
 

l'Empereur (Император) – Hierarchia occulta

 

Михаил ВЕДЕШКИН, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «…в ходе реформ Диоклетиана, продолженных Константином, полностью меняется внутренняя структура Римской империи: из союза автономных городских территорий империя превращается в бюрократизированное регулярное государство. Константин пытается встроить христианство в эту систему, как некую единую государственнообразующую идеологию.

На протяжении почти всего третьего века римские императоры пытались найти какое-то идейное обоснование своей власти. То есть, Константин просто берёт уже почти сформировавшуюся структуру Христианской церкви и имплементирует её в государственный аппарат Римской империи. Формируется в результате константиновских преобразований и, особенно в установлении Первого Вселенского собора: она чётко повторяет имперские структуры. Полису соответствует отдельная епархия, то есть, один полис – один епископ. Дальше существует надполисная структура – это провинция. И в Церкви так же существует «церковная провинция», которая возглавляется митрополитом, то есть, епископом столичного города». [T.10.LI.149]

 

Олег НЕМЕНСКИЙ, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований: «В любой стране фактически монарший род заинтересован в том, чтобы иметь иностранные корни. Это нормально, потому что для утверждения своей власти в какой-либо стране нужно быть чуждым для местной аристократии, иначе ты будешь с ними бодаться, кто из нас более благороден». [T.10.LI.150]

 

 
     
 

Александр МАРКОВ, доктор биологических наук, МГУ: «…ни у обезьян, ни у людей то или иное общественное устройство жёстко в генах не прописано. Потому что всё это достаточно гибко: измените условия, и общественное устройство изменится – и у людей, и даже у павианов, и у шимпанзе. То есть, степень деспотизма в иерархии в группе павианов может зависеть от характера вожака, который в данный момент.

Это, конечно, зависит от степени внешних угроз. И у обезьян, и у людей, если группа окружена врагами, если на неё всё время кто-то хочет напасть, она будет склоняться к переходу в более иерархическое, более деспотическое состояние – с более сильным подчинением низкоранговых особей высокоранговым. А, если, наоборот, врагов мало, еды много, жизнь расслабленная, всё хорошо, то, как правило, социумы дрейфуют в сторону большей эгалитарности, свободы». [P.125.555]

 

 
     
 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…элита обеспечивает свою власть с помощью контроля. Контролировать они могут три элемента среды: вряд ли можно что-то придумать ещё. Это либо контроль над производством и распределением продуктов массового потребления. Контроль над производством и распределением престижных ценностей. И контроль над «тайным знанием». С «тайным знанием» – это самое интересное.

…тот же самый советский режим. Он должен был гарантировать, обеспечивать свой престиж, утверждая, что только он владеет тайным знанием. Причём, когда вера людей в то, что элита владеет тайным знанием рассыпается, такие режимы разваливаются немедленно, потому что они ничем другим не обеспечены. Но пока эта вера существует – режим существует довольно надёжно». [P.125.561]

 

 
     
 

Auctoritas – Hierarchia occulta

 

Архимандрит Макарий Веретенников, насельник Троице-Сергиевой лавры, доктор церковной истории, член Синодальной богослужебной комиссии, лауреат Макарьевской премии: «…собственно христианство строится на чудесах, а не на легендах: на легендах веру созидать нельзя. Поэтому это действительно был «светильник веры», которому Господь подавал благодать, и он мог оказывать помощь всем тем, кто к нему приходил.

Преподобный Сергий являлся «светильником веры» и орудием божественного промысла, и поэтому обращение к нему приводило к тем значительным чудесам. Хотя, очевидно, сам преподобный Сергий отнюдь не коим образом это не выставлял. И это была его повседневная жизнь, повседневное предстояние пред Богом».

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, МГУ: «…вот вы спросили, как относится к чудесам? Я своим студентам всегда объясняю очень простую вещь, но методологически для современного человека очень важную. Вы можете верить в чудеса, как я верю; можете не верить в чудеса – это ваше право. Но не забывайте один очень важный фактор: чудеса – это события, которые оказывали крайне важное влияние на реальную историю. Потому что в них – в эти чудеса – верили люди, совершавшие определённые поступки, и поступали так, как им велели Небеса – явившиеся им святые, Богородица, а в некоторых случаях и сам Спаситель приходил. Во всяком случае, в Смутное время: есть это описание. И в русской традиции, вообще, в христианской традиции, жизнь без чудес не бывает, как таковой. И для отечественной истории преподобный Сергий и его прижизненными чудесами, и, уж тем более, с его посмертными чудесами: семьсот лет прошло, а он продолжает оставаться частью русской истории – реальным участником событий всех последующих семисот лет. И люди в это верят и, надеясь на его помощь, они действуют». [T.10.D.78]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9