ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 4 - 18 (3) АВТОРИТЕТ – ОПАСНОСТИ |
||||||
…и, всё же, вера патриарха была уже сильна. Да так, что только от него на всём Белом свете Создатель смог произвести целый народ священников, призванный к проповеди и богослужению. В недрах этого пастушеского племени и должен был вырасти человек, способный в полном смысле войти в Святая Святых. [T.10.V.10]
…так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым… (Исх.19:3-6)
Христианство не устраивало нацистов потому, что Колыбелью человечества считало Ближний Восток, а не Северную Европу, и вело происхождение человечества от израильских, а не от германских племён. «Это просто несчастье, – негодовал Адольф Гитлер – что Библия, в частности Ветхий Завет, была переведена на немецкий язык. И всё это еврейское шарлатанство и крючкотворство стало доступным народу. …но называть себя неверующими тоже не следовало: в безбожии и атеизме обвиняли врагов – марксистов и евреев. Религия сама по себе Гитлера не интересовала, он не разделял бредовые идеи Гимлера о создании «Нового язычества», о новых германских богах, но у него были чисто политические претензии к Католической Церкви. Население Германии делится почти поровну на католиков и протестантов, в основном лютеран. Фюрера беспокоила сплочённость католиков и их вера в авторитет Папы Римского. С евангелистами у национальных социалистов не было и десятой доли тех хлопот, которых потребовало соглашение с Ватиканом. [T.4.XXXVI]
Auctoritas – Hierarchia occulta Главу католической церкви в Хорватии Алоизия Степинаца (хорв. Alojzije Stepinac) югославский суд приговорил к пожизненному заключению. Прошли десятилетия и осенью 1998-го года Папа Римский Иоанн Павел Второй приехал в Хорватию чтобы причислить Алоизия Степинаца к Лику блаженных. Это первый шаг к тому, чтобы стать святым. Леонид МЛЕЧИН, журналист, телеведущий: «Конечно, у Церкви, как у любого учреждения есть своя номенклатура пастырей живых и мёртвых. Живым за выслугу лет идёт повышение, мёртвым – причисление к Лику святых. Иоанн Павел Второй назвал Алоизия Степинаца мучеником и борцом против несправедливости…» [T.4.VIII.2]
|
||||||
Йод-Хе-Вау-Хе – Mysterium
До сих пор не ясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие и никто другой не мог бы создать подобной легенды. Знакомая всем библейская легенда о Ноевом ковчеге по своему происхождению вовсе не древнееврейский миф. Она заимствована евреями из Месопотамии и после соответствующей обработки включена в их священное писание. Точно такая же история записана на глиняных табличках задолго до того, как Авраам появился на свет, причём в обеих версиях совпадают не только факты, но даже многие фразы. Шумерийская легенда в форме религиозной поэмы отражает верования язычников. Если бы все, что мы знаем о потопе, только этим и ограничивалось, мы бы рассматривали такую легенду, как обычный миф. Но мы располагаем и другими источниками. В начале списка царей, о котором я уже говорил выше, перечисляются имена, по-видимому легендарных правителей; каждый из них царствовал сказочно долго – тысячи лет. «Но вот пришёл потоп. После потопа царская власть была вновь ниспослана свыше». Список царей перечисляет династию правителей Киша, затем династию правителей Урука и, наконец, первую династию царей Ура, историческую достоверность которой подтвердили наши раскопки. Теперь это уже не просто образная легенда. Для древних летописцев она имела значение подлинных фактов. Их изложение настолько полно, что легенда становится правдоподобной, в противном случае она не имела бы смысла. Потоп для шумерийского читателя имел вполне конкретное значение. Это был тот самый потоп, который мы называем всемирным. Все города Месопотамии, в том числе и Ур, сохранили следы наводнений, происходивших в разное время. Зачастую такие наводнения местного характера возникали в результате дождей. Однако мы ни разу не встречали даже отдалённо похожего на то, что обнаружили на дне нашего большого котлована. Здесь перед нами предстали последствия такого наводнения, какого Месопотамия не знала за всю свою многовековую историю, – в этом не приходится сомневаться. Нам, конечно, повезло, потому что потоп, разумеется, далеко не всюду оставил столько наносов, наоборот, в тех местах, где течение было сильнее, могли оказаться даже размывы! Ил откладывался только там, где течение замедлялось из-за какого-либо препятствия. Чтобы окончательно в этом убедиться, мы выкопали целую серию небольших колодцев на значительной площади. Толщина слоя наносов в разных местах оказалась неодинаковой, причём различия были довольно значительные. Сопоставив все данные, мы убедились, что ил отлагался у северного склона холма, на котором стоял город. Этот холм, возвышавшийся над равниной, и сдерживал напор течения. Восточнее или западнее холма мы, по-видимому, вообще не нашли бы никаких отложений. Если максимальная толщина слоя ила доходит до трёх с половиной метров, вода должна была подниматься по крайней мере метров на семь с половиной. Во время такого наводнения на плоской низменности Месопотамии под водой оказалось бы огромное пространство – километров пятьсот в длину и сто пятьдесят в ширину. Вся плодородная долина между горами Элама и плато Сирийской пустыни была бы затоплена, все деревни разрушены, и, очевидно, лишь немногие города, расположенные на искусственных холмах, уцелели бы после такого бедствия. Нам известно в частности, что Ур не погиб, и в то же время нам известно, что такие селения, как Эль-Обейд и Раджейбе были внезапно покинуты жителями и заброшены надолго или навсегда. Составители списка царей рассматривали потоп как некий перерыв в истории их страны. Но мы знаем, что в действительности потоп уничтожил культуру Эль-Обейда. Древние летописцы считали, что после потопа до первой династии Ура были ещё две «династии». Если мы попробуем, – а у нас есть на это все основания, – сопоставить с этими двумя «династиями» соответственно два археологических периода культур Урука и Джемдет Насра и отождествим первую династию Ура с раннединастическим периодом, хотя в действительности первая династия Ура была его кульминационным пунктом, тогда наш потоп совпадает по времени с шумерийской традиционной хронологией. Мы убедились, что потоп действительно был, и нет никакой нужды доказывать, что именно об этом потопе идет речь в списке царей, в шумерийской легенде, а, следовательно, и в Ветхом завете. Разумеется, это отнюдь не означает, что все подробности легенды достоверны. В основе её лежит исторический факт, однако поэты и моралисты излагают историю потопа каждый на свой лад. Вариаций много, но суть остаётся неизменной. В Библии говорится, что вода поднялась на восемь метров. По-видимому, так оно и было. Шумерийская легенда рассказывает, что люди до потопа жили в тростниковых хижинах. Мы нашли эти хижины в Уре и в Эль-Обейде. Ной построил свой ковчег из легкого дерева, а затем просмолил его битумом. Как раз в самом верхнем слое наносов потопа мы нашли большой ком битума, со следами корзины, в которой он хранился. Я сам видел, как природный битум из месторождений Хита в среднем течении Евфрата грузят в такие корзины и отправляют вниз по реке. Разумеется, это был не всемирный потоп, а всего лишь наводнение в долине Тигра и Евфрата, затопившее населенные районы между горами и пустыней. Но для тех, кто здесь жил, долина была целым миром. Большая часть обитателей долины, вероятно, погибла, и лишь немногие поражённые ужасом жители городов дожили до того дня, когда бушующие воды начали, наконец, отступать от городских стен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они увидели в этом бедствии божью кару согрешившему поколению и так описали его в религиозной поэме. И если при этом какому-то семейству удалось на лодке спастись от наводнившего низменность потопа, его главу, естественно, начали воспевать как легендарного героя. Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Осенью 1944-го года в Берлине состоялся суд над государственными преступниками – высокопоставленными чиновниками Германии, составившими заговор против Гитлера. Двести человек были приговорены к смертной казни. Среди них дипломат Фридрих-Вернер фон Шуленбург (нем. Friedrich-Werner Erdmann Matthias Johann Bernhard Erich Graf von der Schulenburg). Это имя долгие десятилетия было забыто. Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «Он принадлежал к старинному аристократическому германскому роду. Его предки ещё принадлежали крестоносцам в двенадцатом – тринадцатом веке. Германская аристократия не очень жаловала выскочку Гитлера. Конечно, не выражали это вслух, но по сведениям, которые у нас есть, очень многие представители этого круга германского в частных беседах, в личных встречах со своими коллегами или друзьями иногда даже не стеснялись в выражении своего скепсиса относительно программы деятельности и способностей германского лидера» Шуленбург был против нападения на Советский Союз, и неоднократно предостерегал Гитлера от этого шага. Посол разделял позицию, которую задолго до Второй Мировой войны высказал Отто фон Бисмарк (нем. Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen): «Самое страшное – это война на два фронта, и тем более война с Россией». [T.10.XXII.10]
…а вечером этого же дня выступил по Германскому радио. «Мои немецкие товарищи, – говорил Гитлер хриплым взволнованным голосом. – Я выступаю перед вами сегодня, во-первых, чтобы вы могли убедиться, что я жив и здоров, и, во-вторых, чтобы вы могли узнать о преступлении беспрецедентном в истории Германии. Группа офицеров состряпала заговор, чтобы уничтожить меня. Мы сведём счёты с ними так, как это свойственно нам – национал-социалистам». Кирилл АЛЕКСАНДРОВ, кандидат исторических наук: «Почти двадцать старших офицеров Русской Освободительной Армии во главе с генералом Трухиным должны были быть арестованы Гестапо в середине июля 1944-го года, поскольку органы Германской тайной полиции имели все основания сомневаться в их политической лояльности Рейху. Однако эту акцию сумел предотвратить один из покровителей Власовского движения барон Алексис фон Рённе, который застрелился после провала миссии полковника Штауфенберга в Ставке Гитлера 20-го июля 44-го года. Когда один из ближайших немецких друзей Власова капитан Вильфред Штрик-Штрикфельдт сообщил Андрею Андреевичу Власову об этом событии и сказал, что мы потеряли ещё одного друга, Власов ему ответил: «Я его не помню». И когда Штрик-Штрикфельдт попытался наедине уже без свидетелей напомнить ему об этом разговоре, Власов сказал: «Дорогой Вильфред Карлович, конечно, я прекрасно помню и оплакиваю барона. Но запомните, таких «друзей» нельзя иметь даже мёртвыми. Теперь у вас начнётся то же самое, что и у нас – уж я это хорошо знаю». * Виктор ПРАВДЮК, журналист, кинорежиссёр: «Главный инквизитор Германии, – Председатель Имперского Народного Трибунала, – руководивший расправой над участниками заговора против Гитлера 20-го июля, Роланд Фрейслер в начале декабря прислал Гитлеру семь томов уголовного дела против писателя Эрнста Юнгера. Юнгер служил в Париже, занимался охраной культурных объектов, дружил с очень многими представителями французского искусства и культуры. У него было много знакомых генералов и офицеров участников заговора против Гитлера. В деле были отмечены оппозиционные антинацистские высказывания Эрнста Юнгера. Юнгер был культовой фигурой Германии – участник Первой Мировой войны, командир роты, – он был четырнадцать раз ранен, был организатором, очевидно, первого отряда спецназа на Западном фронте. Как писатель, он отличался консервативностью и в первые годы деятельности Гитлера и его партии поддерживал их. Как философ Юнгер стал известен после выхода его книги «Рабочий (Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt)» и эссе «Тотальная мобилизация (Die totale Mobilmachung)». Репрессии против Юнгера означали бы сколь сильны разочарования в нём в Гитлере, и Гитлер решил Юнгера не трогать, а дело сдать в архив. Эрнст Юнгер прожил сто три года и умер в 1999-м году». [T.4.IV]
|
||||||
l'Empereur [Auctoritas] – Canes [Hostes occulti]
После начала войны с Советским Союзом внутри немецкой армии созрел новый заговор против Гитлера. Мыслящие офицеры Вермахта восприняли нападение на Советский Союз как катастрофу. В центре заговора оказался генерал-майор Хеннинг фон Тресков (нем. Henning Hermann Robert Karl von Tresckow). Его, сформированный Прусской государственной идеей консерватизм, сопротивлялся необузданному нацистскому режиму. Без свободы он не представлял ни человеческого достоинства, ни прогресса. Диктатура – считал генерал Тресков, – породила страх, трусость, несамостоятельность. Она ломала характеры, создавала волчье общество, которое унижало и подавляло каждого. Только свобода могла избавить народ от этого прозябания. *** Гитлер часто рассказывал, что в годы борьбы за власть, он использовал псевдоним «Вольф» – «Волк», поэтому «волчьими» оказались практически все его ставки. Самой знаменитой стала «Вольфшанце» (нем. Wolfsschanze) – «Волчье логово», в восьми километрах от города Растенбурга (нем. Rastenburg) в Восточной Пруссии. Гитлер перебрался в «Волчье логово» 24-го июня 1941-го и с перерывами провёл здесь три военных года по 20-е ноября 44-го. [T.4.XXXVI]
Вольф [от нем. Wolf (реже – нем. Wolff) или идиш ( וועלף ) , ( וואָלף ) – волк] – фамилия и имя немецкого и еврейского происхождения. [P.100.16] Адо́льф (нем. Adolf) – мужское имя германского происхождения. Сложилось из древненемецких слов adal (благородный) и wolf (волк). Было достаточно популярно, особенно в германоязычных странах, однако в середине XX века его популярность резко сократилась из-за ассоциаций с Гитлером (вплоть до того, что некоторые Адольфы меняли имена). [P.100.17] Во́льфганг (нем. Wolfgang) – мужское имя германского происхождения (от слова Wolf – «волк»). В Венгрии аналогом имени Вольфганг является имя Фаркаш. [P.100.18] Рудольф – мужское имя. Имя состоит из старонемецких слов «hrōd» (слава, честь) и «wolf» (волк). Таким образом имя Рудольф означает «славный волк». [P.100.19]
Немецкая военщина всегда тяготела к тяжёлому артиллерийскому вооружению. Говорили, что стоило нескольким немецким офицерам собраться вместе, как их разговор сводился к «трём К» – кайзер, криг, канонен, то есть кайзер, война, пушки. Не случайно именно в Германии ещё в годы Первой Мировой войны появились и крупнейшие 420-мм мортиры – «Большие Берты», и уникальная пушка «Колоссаль», из которой немцы обстреливали Париж с расстояния 110 – 120 км. Г. СМИРНОВ [A.17]
Император – Цезарь (Caesar) – Кесарь (греч. kaisar) – Кайзер (нем. Kaiser) Гитлер – Канцлер (нем. Kanzler), а не Кесарь, хотя война и пушки в наличии.
Vox pópuli vox Déi – «глас народа – глас божий»
«Богоизбранный» Кайзер (Император) и избранный народом лидер партии, ставший рейхсканцлером
|
||||||
Елена СЪЯНОВА, российский журналист, писатель, историк: «Судьба ведёт нас, – говорил Гитлер, – но мы должны помогать ей, избавляясь от наших врагов». У этой фразы имеется окончание, которое почему-то никогда не цитируют: «У каждого из нас, – продолжает Гитлер, – должен быть свой личный список». Где начинающему политику разжиться на предмет личных врагов? Не на улице же, где дискуссии заканчиваются мордобоем. Скорее, на модных интеллектуальных диспутах – теперь они называются «ток-шоу» – где сшибались высокими лбами молодые лидеры уныло однообразных партий широкого диапазона – от нацистских до либерал-демагогических. Полгода походив по таким мероприятиям, Гитлер сказал Гессу, что должен съездить в одно место. На поездку требовались деньги. Гесс написал родителям в Александрию с просьбой срочно выслать ему значительную сумму. И Гитлер отправился в Швейцарию, в город Дорнах, провёл там около двух недель. А когда вернулся, смог воскликнуть, подобно пушкинскому Сальери: «И наконец нашёл я моего врага!» Врага звали Рудольф Штайнер. Знаменитый исследователь творчества Гёте, Шопенгауэра и Ницше, глава антропософского общества тихо жил в швейцарском Дорнахе. Читал лекции, ставил философские мистерии, принимал гостей, желавших познать его философию свободы, и не подозревал, какую печёночную злобу затаил против него некий субъект по имени Адольф Гитлер. Вирусы этой злобы Адольф подцепил от своего духовного учителя Гербигера. «Пророк, – внушал Гербигер своему ученику, – поднявшийся на высший уровень познания, диктует оттуда истину, к которой не должен быть приложен инструмент мышления низших. Только чувствование может приподнять этих низших до созерцания Космоса и пророка». У Штайнера та же мысль, но ровно наоборот. «Мышление, – говорит Штайнер, – есть элемент, посредством которого мы все поднимаемся до соучастия в общем свершении необъятного Космоса. Чувствование же возвращает нас в тесноту нашего собственного существа». Всё, что в Дорнахе было создано Штайнером, всё, что его там окружало – дом слова, уроки Вальдорской школы, театр, в котором процессы, проходящие в организме человека во время речи или пения, художественно воплощались в зримом движении человеческого тела, т. е. в эвритмии. Всё это было прекрасно, всё обращено к душе человека – душе, которая, в отличие от кожи, не имеет цвета – и всё это потрясло Гитлера. Но потрясение было чёрным. Своим иезуитским умом Гитлер угадал опасность. Стремясь постигнуть гармонию Космоса, Рудольф Штайнер желал перенести эту гармонию на общество. И он не только желал, писал и говорил, он строил, он действовал, он совершал поступки. Но, на свою беду, на той же мистической поляне, хозяевами которой уже объявили себя «germana nordon» и учитель Гитлера Гербигер. Чья возьмёт? Куда вырулит немецкая мистическая традиция из великого потрясения Первой мировой? К Штайнеру как к небожителю съезжались знаменитости со всего света. А к Гербигеру кто ездит? Нищие недоучки и маргиналы. Но у этих последних есть большое преимущество: в их руках чужие рукописи превосходно горят. В ночь на 1 января судьбоносного 1923 года крепкий штурмовой отрядик из парней Эрнста Рема, тайно отправленный в Дорнах на средства Добровольческого корпуса провёл акцию, в результате которой известный на всю Европу Гетеанум, дом слова, в котором были собраны плоды многолетних трудов Рудольфа Штайнера, сгорел дотла. Сам философ после такого потрясения тяжело заболел и спустя два года скончался. Как и многие другие, эта маленькая трагедия выходит далеко за свои рамки: ведь до сих пор не нашлось личности, способной подобно Штайнеру донести гениальную идею свободной Вальдорской школы до столь же гениального воплощения». [P.97.147] * Однако вскоре прекрасный Гетеанум сгорел дотла, подожжённый врагами Штейнера, среди которых были теологи и учёные, политические и профсоюзные деятели. В то время люди были напуганы «еврейским большевизмом», и любая оккультная группа возбуждала большие подозрения, если ей случалось вступаться за политических мятежников. Штейнера тоже считали неблагонадёжным, поскольку он не только явно симпатизировал евреям, но и якобы ослаблял Германию во время войны, гипнотизируя генерала фон Мольтке вплоть до состояния полной военной некомпетентности. Штейнер решительно опровергал это обвинение, но безуспешно. Бетонный Гетеанум был построен на месте деревянного и продолжил деятельность своего предшественника. Но спустя два года Штейнер тяжело заболел и скончался в марте 1925 г. Элизабет Вандерхилл [B.110.1]
|
||||||
…экспозиция рассказывает о ненадёжной природе империи и о людях, которые в них жили. Эти памятники наглядно показывают, что общество создавали зыбкие системы, обречённые на крушение. Dr. Gary M. Feinman, Curator of Mesoamerican Anthropology: «Камень Солнца» олицетворял собой силу империи, а тень, которую он отбрасывал – страх. На «Камне Солнца» изображены четыре мира, которые предшествовали, по мнению ацтеков миру, в котором они жили. И все эти четыре мира окончились катастрофой». В центре Камня высечено изображение сверхъестественного воплощения Солнца. Если это существо было недовольно, Солнце перестало бы подниматься. Ацтеки считали, что должны всячески ему угождать. Они устраивали сложные ритуалы, приносили жертвы, чтобы Солнце осталось на небосводе и мир был спасён. Dr. Jonathan Hass, Curator of Anthropology of the Americas: «Когда начинаешь изучать сложные образования, понимаешь, как трудно управлять обществом, включающим в себя многие этносы. И сразу задумываешься о хрупкости нашего мира». Dr. Gary M. Feinman, Curator of Mesoamerican Anthropology: «Люди, которые не знают историю, обречены повторять худшие её моменты. Работающие вместе люди могут создавать потрясающие вещи, но общество, построенное на страхе, неминуемо разрушится, оставив после себя только памятники и предупреждения потомкам». [T.12.LXVII.1]
Forma – Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая) Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Смысл консерватизма заключается в том, что если общество не готово к реформам, лучше их не делать. Всякая реформа – это всегда риск. И это не благо. Реформа – это последнее дело. К реформе надо прибегать только тогда, когда уже других методов нету. А каких других методов нету? Карамзин был теоретиком, идеологом, певцом, представителем вот этого самого гражданского общества. Он считал, что общество должно развиваться само, изнутри, органично. И власть своим хирургическим ножом должна внедряться в это общество очень осторожно. То есть всякая реформа, это лишь... Ведь мы идем к хирургу и врачу, идем лечиться и на операцию, когда нам больно, плохо. А так мы стараемся, так сказать, этого не делать. Так примерно думал Карамзин и по отношению к обществу. Поэтому он считал, что реформы, которые затеял Александр Первый со своим первым министром Сперанским, они опасны для русского общества, они инородны. Это известно, что после каждой операции человеческий организм год или полгода приходит в себя. А внедрение нового органа вообще часто не совместимо. Примерно так же, разумеется, все эти медицинские аналогии принадлежат мне, а не Николаю Михайловичу, но примерно так же он думал о всяком таком реформизме, прогрессизме и так далее. Очень надо действовать осторожно. Это первый русский консерватор, первый русский охранитель. И вообще, в нашей традиции к нему относятся плохо. Я должен вам сказать, что, конечно, это великие люди, потому что они думают об обществе. Я уже в своей жизни пережил несколько очень серьезных, радикальных реформ в политике и экономике, и не могу сказать, что все они были благодетельны для меня, тогда представителя гражданского общества, как для обычного человека, и для моей страны. Карамзин прекрасно это понимал, потому что он знал опыт Французской революции. Когда крутыми реформами, революционными мерами разрушили французское общество, которое столетиями слагалось. Хотя имело, конечно, недостатки. И в этом смысле он призывал к осторожности, к чуткости». [T.10.CI.15] * Андрей ЛЕВАНДОВСКИЙ, кандидат исторических наук: «…появился мститель. Этого нельзя делать. А потом, кстати, появляется коллективный мститель. Такие вещи ведут к революциям, несомненно. Реформа – по идее, это была… в сущности, это была попытка избежать революции. Вот эта фраза Александра, сказанная им перед дворянами, помните, московскими: «Мы должны отменить крепостное право сверху, если не хотим, чтобы его отменили снизу». Тогда была спокойная стабильная обстановка, но эта фраза – провидческая. Если мы не отменим сейчас, пройдёт какое-то время – будет взрыв. То же самое и в отношении всего последующего. После отмены крепостного права необходимо, действительно, было систему самоуправления развивать. Понимаете, вот опять-таки насчёт самоуправления… ведь Временное правительство власть на местах передало земствам, упразднив губернаторов. Если бы земства были реально действующие органы, если бы их любило и уважало население, большевики, победив в Петербурге, этим бы и ограничились. Но земства лопались, как мыльные пузыри, потому что они для населения ничего не значили. А не значили ничего потому, что они превратились в своё время в придаток бюрократической власти». [P.97.101]
|
||||||
l'Empereur – Canes
Лариса ВАСИЛЬЕВА, поэтесса, прозаик и драматург: «Ну, зачем Сталину, как говорится, собак держать и лаять самому? Было достаточно много людей вокруг, которые предугадывали все его желания и даже бежали впереди паровоза. Да, я думаю, что так было, так будет во все времена нашей истории, покуда она будет существовать…» [P.97.18]
Мария ВЕТШЕВА, ветеран войны (участница арктических конвоев): «…этот Северный конвой – самый краткий путь – десять-двенадцать суток идёшь: с Америки до Мурманска десять суток идёшь, заход в Исландию. …мы приходим, разгружаемся и мы же уходим, а на берег нас приглашают. Нас человек семь-восемь, с нами идёт переводчик, замполит идёт, потом идёт, как бы сказать, оперативник – «ухо-горло-нос». Вот там нас и водят, и возят, вот так наставляют, вот, как расскажем про Россию. Мы пришли, особенно женщины, мы пришли первые. Это сейчас уже много плавают, а тогда, тем более война, бомбёжки. Нас спрашивают: «А как вы там? А что?» Причём, нас сначала одели, а потом показали». [T.18.XXXIII]
Из воспоминаний Михаила Рейнберга «…он был слишком умным, но при этом непрактичным: он не мог решить ни один бытовой вопрос». В пятидесятые годы интерес к личности Шерешевского стал падать. Карьера покатилась вниз: его всё реже включали в концерты, заказы на индивидуальные выступления и вовсе прекратились. Родные считают, что причиной тому стал отказ сотрудничать с органами госбезопасности. Из воспоминаний Михаила Рейнберга «…я услышал об этом из уст знаменитого Мессинга. После выступления в клубе фабрики «Везувий» Вольф Григорьевич ночевал у нас, и мы долго болтали. Мессинг мне сказал, что мой дядя – выдающаяся личность, но большой дурак. И добавил, что он лично из Польши, и Советская власть много для него сделала, и в знак благодарности он помогает некоторым органам. А Соломон – советский человек и не хочет ей помогать, поэтому и живёт в сырости и мало имеет работы». Своё последнее выступление он дал в Москве в апреле 1953-го года. [T.10.CCCXLVIII.15]
stultitia est venatum ducere invītas canes погов. Pl бессмысленно вести собак на охоту насильно
|
||||||