ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna 2; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

laudo manentem (sc. Fortunam) H слава богине счастья, если она не покинет меня

 

I secundum adv. [secundus] 1) за, позади, следом: s. ire Pl следовать, идти за (кем-либо); 2) во-вторых Vr. [B.32]

II secundum praep. cum acc. 1. место: 1) за; 2) вдоль; 2. во времени или по порядку: тотчас же после, вслед за; 3. перен.: 1) сообразно, соответственно, в согласии с, по; 2) юр. в пользу

III secundum, ī n успех, удача (si aliquid secundi evenisset Nep); pl. счастливые обстоятельства, успехи L, H, T. [B.32]

 

ἄνῠσις, εως (ᾰ) ἡ 1) исполнение, завершение, тж. успех Plut.…; 2) средство, способ…; 3) остановка, конец…[B.169]

τὸ ὀρθούμενον Thuc. удача, успех

 

 

     
 

Непротиворечивое соседство христианских образов и символики Фортуны смотрится естественным завершением тысячелетнего пребывания языческой богини Фортуны в средневековом мире, распятие на кресте оказывается уподобленным распятию на колесе Фортуны, символизирующем мировое непостоянство, превратности и тщету земного существования.

…всеразрушающая критика позднеантичных языческих представлений о Фортуне все же оставляла ей лазейки для того, чтобы проникнуть в мир христианских воззрений. С одной стороны, отождествляя Фортуну с духом зла или называя его орудием, христианские писатели тем самым давали ей право на существование по крайней мере среди демонов тьмы.

Согласно Боэцию, Фортуна есть проявление порядка природы в человеческом существовании. Ни одно из благ, даруемых ею, равно как и ни одно из несчастий не принадлежит ни ей, ни человеку, они лишь суть конкретные проявления общего миропорядка, доступные людям в непосредственной данности и психологически ими переживаемые. Постоянство чуждо не только природе Фортуны, но и человека.

Аллан Лилльский, которого Дорен именует «типичным представителем Проторенессанса XII века», в «Антиклавдиане», рисуя Царство Фортуны вполне в духе античных преданий, говорит о ней как о соединении противоположностей, нагромождении сильно преувеличенных антитез и здесь же, в согласии с христианской традицией, утверждает, что её дары не нужны тому (и следовательно, от неё не зависит тот), кто всем обязан Богу и добродетелям.

Фортуна, несмотря, на её классические одеяния, отнюдь не представляется у рассмотренных выше писателей как сила самостоятельная, полновластная или хотя бы автономная; она состоит на службе у всемогущего христианского Бога, выражает его волю и направляет всё к определенной им цели. Бог и Фортуна не только мирно уживаются, но даже образуют соподчиненное единство, в котором некогда языческая богиня берёт на себя роль орудия божественного управления, божественной справедливости христианского круга воззрений.

В определении природы Фортуны Фома (Аквинский) не оригинален. Следуя за Аристотелем, Августином, Боэцием, в «Комментарии на физику Аристотеля» он именует ее тем, что «не есть причина сама по себе, но происходит по стечению обстоятельств» (fortuna non est causa per se, sed per accidens)…

Виктория УКОЛОВА, доктор исторических наук [P.77.1]

 

Тема «Фортуны» на сайте «Энциклопедия культур Deja Vu»

 

 

     
 

Колесо с помещённым на него человеком образ уже не классического происхождения, он вводится в культуру Боэцием, становясь в средневековье главным символом Фортуны. Боэций не ограничивается этим образом, он разрабатывает тему Фортуны в широком философско-онтологическом плане Фортуна мыслится как исполнительница воли Провидения, осуществляющая в земной человеческой жизни законы высшей необходимости. Фортуна, таким образом, включается Боэцием в иерархию Творения, становясь ближайшим к человеку звеном в триаде Провидение-Судьба-Случай. Однако, чем больше утверждалось и углублялось христианское сознание, тем более острую внутреннюю конфликтность приобретал образ античной богини. В условиях складывавшейся средневековой культуры вера в судьбу (а конкретным жизненным проявлением Судьбы и представлялся Случай или Фортуна) как пережиток язычества была однозначно осуждена церковью. Последняя, в отличие от Боэция, не только никогда на протяжении всего средневековья не видела в Фортуне орудия божественной воли, но тщательно избегала включения в свою догматику этого языческого образа даже на правах теологической назидательной аллегории. Раз и навсегда, с Августина, Фортуна была отнесена к дьявольской, теневой стороне мира, войдя в число искушающих человека и враждебных ему магических сил.

Однако своенравная богиня «не подчинилась» такому абсолютному осуждению. Благодаря подвижности, а точнее, альтернативности своей природы (и добрая, и злая, дарующая счастье и отнимающая его), Фортуна не только выпадала из строго иерархического строя Творения, но и это, пожалуй, главное составляла своеобразную параллель, а скорее перевернутое зеркало теодицеи.

При совмещении образов Фортуны и мира колесо становится знаком не только Универсума, но и изменчивости судьбы, тщеты человеческих стремлений, отождествляясь, таким образом, с колесом жизни. Фортуна неразличимо сливается с Судьбой, вбирая в себя функции и Случая, и Судьбы.

…представленная колесом Фортуны и фигурками четырёх королей средневековая формула круговращения «regnabo-regno-regnavi-sum sine regno» передаёт не что иное, как мысль о vanitas vanitatum, что делает Фортуну своеобразной аллегорией мира. Подоснова такой идентификации Фортуны и мира вполне традиционна именно преходящий земной мир, и благой, и исполненный греха, господствует над человеком; он, не спрашивая, поднимает его на колесо жизни.

Скрещение разных семантических пластов мир, судьба, счастье, оно же случай не только открывало перед Фортуной смысловую перспективу, которой она не имела в регламентированном пантеоне античности, но делало её во многом ключевым понятием, в котором пересекались философская мысль и народное верование, религиозность официальная и внецерковная.

Человек средневековья чувствовал свою слитность с миром в их общем предстоянии перед Богом, и даже колесо Фортуны выступало там знаком Универсума, включая часть в целое, уравновешивая и объединяя. Но Фортуна, нёсшая с собой утверждение только материальной стороны жизни, «вбила клин» в отношения между миром и Богом (с чем связано, в частности, распространение в конце средневековья негативного аллегорического образа мира-блудницы). Это размежевание означало распадение и другого сочетания: человека и мира, человек вступает в индивидуальные, более личностные отношения не только с Богом, но и с окружающим его миром, навстречу которому он выходит теперь один на один. Страх перед властью Фортуны, усилившийся на исходе средневековья, отразил в себе страх перед меняющимся миром, став порогом зарождавшегося новоевропейского индивидуализма.

…у Петрарки разговор о Фортуне разрабатывается в виде столкновения позиций разума и чувств: в первой части трактата Разум ведёт разговор с Радостью и Надеждой, во второй со Скорбью и Страданием. Тем самым автор помещает Фортуну внутрь человека, который сам определяет свои отношения с нею и степень её власти над собой.

Отождествление Фортуны с правящими миром Закономерностью и Неожиданностью уже в XV в. было, по-видимому, достаточно распространённым.

Сложным образом переплетаются античная и средневековая традиции в стремлении эпохи выработать целостное представление о фортуне образе ускользающем, двойственном и в то же время чрезвычайно конкретном, магически-реальном. Взаимодействие разновременных трактовок Фортуны часто выражается в предпочтении мастером того или иного из атрибутов богини.

Для Фортуны с её пограничным существованием между догмой и магией, верой и суеверием…

…смысловая ёмкость Фортуны делает её своеобразной проекцией изменений, происходивших в этот момент в структуре личности, изменений, связанных с интимизацией душевной жизни, с усложнением индивидуальных реакций на заданные нравственные установления. Для индивидуума, осознающего и переживающего свою отдельность, темы Любви, Фортуны, Смерти становятся глобальными вопросами жизни…

Притягательная, гипнотически-действенная сила образа Фортуны объяснялась, видимо, тем, что в её загадочной и непостижимой двойственности виделось отражение иррациональности самой жизни. Ощущение неустойчивости последней становится важным фактором жизнечувствия…

Счастливец, сидящий вверху на ободе колеса, протягивает к Фортуне руку, но она смотрит мимо него, так как чужда призывам и низвергнутых, и вознесённых.

Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]

 

regno

vanitas

 

Анна ГЕРАСИМОВА, хранитель отдела оружия Государственного Исторического музея, искусствовед: «Кроме религиозной символики в оформлении нашего доспеха содержатся и характерные для позднего ренессанса мифологические и аллегорические сюжеты. Так на нагруднике мы можем видеть изображение Юпитера, а на спине – изображение Фортуны. Фортуна известный из античности и в средних веках сюжет, который в период Возрождения приобретает совершенно новое прочтение и небывалую популярность. Особенно распространен был иконографический тип Фортуна-Марина, изображение женской фигуры с парусом в руке. Именно такой представлена фортуна на доспехе Юлиуса. В данном контексте она означает возможность самостоятельно управлять собственной судьбой». [P.97.50]

 

 
     
 

После выхода в отставку главным развлечением Толстого-Американца стали карты и дуэли. На его совести было одиннадцать дуэльных убийств. Осенью 1819-го года в один из визитов в столицу граф выиграл у Пушкина крупную сумму денег. Он вообще подозрительно часто выигрывал. На языке картёжных шулеров это называлось «Исправлять ошибку Фортуны».

На вопрос, когда молодой поэт отдаст долг, последовал дерзкий ответ: «Как можно платить такие долги? Вы же, граф, играете наверняка!» – «Только дураки играют на счастье, а я не хочу зависеть от случайностей, но не люблю, когда мне на это указывают».

На этот раз вместо вызова на дуэль граф пустил в свет элегантную сплетню, будто бы начинающего литератора за его антиправительственные стихи высекли, как мальчишку. Это была расчётливая месть Пушкину. [T.10.DCLXXVII]

 

Игорь ВОЛГИН, академик РАЕН, доктор филологических наук: «…он романом как бы рассчитывается с этой любовью, сублимирует, он заканчивает эту любовь, он рассчитался с ней, но не с Игрой – с Игрой он не рассчитался, как покажет дальнейший опыт. Хотя, казалось бы, Игрок, он даёт полную анатомию игры, он даёт диагноз, ставит, он показывает страшные последствия Игры. Казалось бы, всё, он это пережил, он об этом сказал, это ушло в текст, он освободился – ничего подобного, эта болезнь продолжается. Вот это странно: обычно творчество освобождает – вот от Любви он ушёл, от Игры он не ушёл, я об этом ещё скажу. Одна из героинь этого произведения – Рулетка. Вот, как говорил Пушкин: «Случай – мгновенное мощное орудие Провидения». Случай, установка на Случай. Причём амбивалентность рулетки: с одной стороны – это квинтэссенция абсурда, Случайности, Мира отвратного, низменного мира, с другой стороны – это свидетельство спасения, чуда, как бы она приносит чудо, может принести чудо. Вот такая амбивалентная роль рулетки, что вообще характерно. Ну, надо сказать, что русские писатели были подвержены игорной страсти, многие. Скажем, Некрасов был великий игрок, но он не был столь азартен и безрассуден, как Достоевский, он не проигрывал последнее никогда. Кроме того, Некрасов играл в карты, для него был важен противник. Он говорил, что если я смотрю в глаза противнику, и он отводит глаза, я знаю, что я выигрываю. Это был поединок с Лицом. А Достоевский играет в рулетку – это неолицетворённое Нечто – он играет с Роком, он играет с Судьбой, он играет с Жизнью. Это разные немножко вещи – карточная игра и игра в рулетку…

…рулетка, которая должна изменить Судьбу одним ударом – вера в Счастье. Утопия, конечно». [T.10.CI.75]

 

Александр КАМЕНСКИЙ, доктор исторических наук: «Слово «Случай» – это то самое слово, которое в восемнадцатом веке употребляли, когда говорили о фаворитах, то говорили: «Человек попал в Случай». И фавориты делали вот такую быструю карьеру». [T.10.CCCXLVIII.7]

**

 
     
 

**

δια-κῠβεύω играть в кости (πρός τινα Plut.): διακυβεῦσαι περί τινος перен. Plut. поставить что-либо на карту. [B.169]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «В русском языке до революции слово азартные (игры) писалось через «Д» – азардные (игры). Существовало даже такое слово «азардовать» – рисковать, потому что русское слово азарт происходит от французского hasard – риск, случай, а оно, в свою очередь происходит от арабского «ас захр», что означает «игральные кости». В самом деле, «Кости», наверное, самая древняя азартная игра. А самыми азартными игроками в истории были римляне с их культом Фортуны».

Им уже десятки тысяч лет, а их власть над многими людьми всё также сильна. «Помилуйте нас!» – заклинает их как живых один из героев Махабхараты, древнеиндийского эпоса. «Зернь» – так на Руси называли игру в кости. В XVI-м и в XVII-м веках она была очень популярна и среди знати, и среди простого люда. Случаи, когда подобно Битяговскому в Зернь проигрывали всё имущество, вовсе не были редкостью, хотя официально и власть и церковь не одобряли порочные пристрастия. В Домострое протопоп Сильвестр бесовской называет не только игру в кости, но даже шахматы.

…за игрой в Зернь проводили вечера почти все бояре. Эта губительная страсть не миновала ни одну цивилизацию. Когда появились Кости точно не известно. Гомер писал, что игру придумал греческий герой Паламед (см. Аполлоний Тианский) во время длительной осады Трои чтобы солдаты не скучали. Однако археологи находили предметы, напоминающие современные игральные кости, даже в пещерах Каменного века, которым более сорока тысяч лет. Но нет сомнения, что настоящего рассвета игра достигла во времена Римской империи. Правда, и в эпоху Республики, азартные игры осуждали. В III-м веке до нашей эры был принят закон, который разрешал играть только во время праздников Сатурналий. Ярым поклонником пагубной страсти был основатель империи Октавиан Август. Лишь с приходом христианства Церковь и государство стали преследовать азартные игры, считая их греховными. Ведь согласно Евангелию легионеры, охранявшие Голгофу, после распятия Христа уселись играть в кости, на кону была одежда распятого Спасителя. За всё время существования игра в кости принесла людям столько бед и несчастий, что её изобретение не зря стали приписывать самому Дьяволу.

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Русская литература XIX-го века это, собственно говоря, одна «Большая Игра», начиная с «Пиковой дамы» и кончая «Игрок» Достоевского, «Игроки» Гоголя». Это что, что-то такое типично русское?»

Зураб КЕКЕЛИДЗЕ, доктор медицинских наук, профессор: «Ни в коем случае! Дело в том, что само по себе, когда речь идёт о различных играх ведь и сам основной момент вот в характеристике, это не то, что человек играет. Ведь часто бывает и, скажем, большие группы людей, особенно когда других развлечений не было, играли в лото, играли в нарды и так далее, и это именно характер развлечений. И как развлечение это не представляло собой никакой опасности. И только тогда, когда этому развлечению начали придавать то, что называется денежный интерес, вот тогда это уже стало с одной стороны бизнесом, а с другой стороны появилась группа, у которой совершенно другие интересы, и которая считает, что игра это типа профессии, игра это то где можно выиграть и как будто у них есть какой-то отдельный договор со Всевышним, что Он его выделяет как человека, которому обязательно повезёт. Это безусловно, было всегда. И игры существовали совершенно разные».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «А в чём причины вообще игрового поведения? Ведь это же встроено в человеке? Хомо людус – «Человек-играющий?»

Зураб КЕКЕЛИДЗЕ, доктор медицинских наук, профессор: «Нет! Дело знаете в чём, точно также тогда можно сказать Человек играющий, Человек пьющий, Человек курящий, гуляющий и так далее. Здесь очевидно идёт речь о другом. Когда речь идёт о казино, в казино многие люди ходят для того, чтобы действительно развлекаться. Потом получилось несколько иное, дело в том, что это всё-таки бизнес, а раз это бизнес, он должен приносить прибыль. А для того чтобы приносить прибыль, человек должен определённое время находиться в казино: три-четыре часа. Если он три-четыре часа находится там, проблемы нет никакой, – он всё равно проиграет и оставит определённое количество денег. А что для этого надо? – Чтобы он не наблюдал бы сколько времени находится. Вот почему в казино нет нигде окон, чтобы было видно утро или день, нет часов и в большинстве казино алкоголь либо бесплатно, либо имеет минимальную цену». [T.10.LI.27]

 

Злачное место – в православной молитве об умерших «злачным местом» называется Рай. В начале девятнадцатого века в России это выражение приобрело второе – ироническое – значение. Из-за того, что в нашем климате не растёт виноград, хмельные напитки производили в основном из злаков, а «злачным» стали называть любое «пьяное место». [T.29.II.1]

 

Dr. Thomas M. Malaby, University of Wisconsin-Milwaukee: «Люди играют, поскольку нас привлекает возможность рискнуть, бросить вызов самим себе. Испытать себя там, где есть элемент непостижимости и неожиданности». [T.21.VIII.11]

 

…канонические православные добродетели и в прежние времена откровенно натужно сочетались с языческими обрядами Масленицы, на этой неделе они и вовсе сдали позиции – горожане предпочитали проводить выпавшие выходные совершенно легкомысленно, посвящая досуг не молитвам, а кутежам и азартным играм. Солдаты перекидывались в карты, офицеры традиционно отдавали дань бильярду.

Газета «биржевые ведомости»: «Запрещение игры в домино поставило на очередь вопрос об искоренении в столице ещё одного вида азарта – бильярдной игры».

На этой же – двадцать девятой неделе войны – столичные газеты в очередной раз заговорили о возможном запрете бильярда в России. Впрочем, нарекание у властей вызывала не столько сама популярная игра, а её азартная составляющая.

Ни один уважающий себя ресторан столицы не обходился без бильярдных столов. Даже в Пассаже их было семь. И рядом с каждым всегда толпа зрителей, причём, не столько болельщиков, сколько любителей ставок. Выигрышем они обыкновенно делились с победившим бильярдистом, разделить проигрыш желающих не было. Как и во всякой азартной игре, в бильярде бывали свои талисманы…

…граждане продолжали безнаказанно проигрывать заработанное. Власти возмущались, но биллиардные закрывать не спешили: дело в том, что в военной столице не было игры более популярной среди офицеров, чем бильярд. Им поголовно увлечён весь имперский генералитет. Уже более сорока лет бильярд официальная дисциплина в военных учебных заведениях, наравне с фехтованием, гимнастикой и стрельбой. Меткость, точность глазомера, умение видеть поле и мыслить стратегически – главные качества профессионального офицера. Бильярд с этой точки зрения – образцовый факультатив.

Большим почитателем «Русской пирамиды» слыл и сам император. [T.10.CDLVII.6]

***

 
     
 

***

Жизнь – это азартная игра, в которой принимают участие все. Сознательно или нет, мы всегда прикидываем свои шансы на успех. Мы делаем это почти каждый раз, когда принимаем какое-либо решение относительно будущего. Но никогда нельзя быть уверенным в результате полностью, поэтому мы, может быть даже слишком часто «стучим по деревяшке», чтобы повезло и надеемся на лучшее.

Один из способов решить что-либо – подбросить монетку – пусть всё решит случай. Монетка совершенно беспристрастна, и вариантов решения остаётся лишь два – «орёл или решка». Нам говорили, что шансы того, что она упадёт одной или другой стороной, абсолютно равны. Но жизнь скорее похожа на скачки, чем на монетку: она полна превратностей и неожиданных поворотов, а наши собственные действия иногда меняют наши шансы на успех. Так что нам приходится контролировать то, что мы можем, а в остальном полагаться на удачу.

Prof. Ronald A. Howard, Stanford University, CHRMN, Strategic Decisions Group (профессионально занимается «Теорией принятия решений», помогает людям и целым корпорациям принимать верные решения): «Очень важно, чтобы мы умели различать качество самого решения и качество его результатов или последствий».

Prof. Barbara A. Mellers, University of Pennsylvania: «Последствия, понимаете, если мы уверены, что способны контролировать что-то, что на самом деле абсолютно не зависит от нас, мы неизбежно будем принимать самые неудачные решения. Удача – это случайность с хорошими последствиями. Неудача – случайность с плохими последствиями».

…некоторые из нас знают это инстинктивно или называют это «шестым чувством», но есть формула, помогающая нам подсчитывать свои шансы более точно. Она называется «Теорема Байеса» (Bayes theorem), которая может стать основой для новой технологической революции.

В Лондоне на кладбище в Банхилл-Филдс (Bunhill Fields) похоронен отец современной «Теории принятия решений» преподобный Томас Байес (Reverend Thomas Bayes). Большинство из нас никогда не слышало о нём. Он умер в 1761-м году, но его идеи до сих пор изменяют мир. Будучи англиканским священником и математиком, Байес получил такое посмертное признание за свои труды со стороны международной группы исследователей, что они восстановили его могилу и теперь постоянно за ней ухаживают.

Prof. Anthony O'Hagan, Nottingham University: «Я думаю, эта могила, в какой-то мере, символ, икона «Статистики Байеса», поэтому я считаю, что надо содержать её в чистоте. Если я оказываюсь поблизости, я просто захожу сюда. Здесь тихо, здесь можно вспомнить, что «Статистика Байеса» имеет длинную историю, и хорошо, что я её часть».

В труде, опубликованном в 1763-м году, Байес описывает процесс обработки новой информации при принятии решений. За два столетия, которые прошли с момента её создания, она превратилась в набор довольно сложных математических уравнений. Некоторые говорят, что они более надёжны, чем здравый смысл.

Prof. Barbara A. Mellers: «Я думаю, люди просто не понимают, насколько скверно они на самом деле обрабатывают информацию. Теорема Байеса говорит нам, как мы должны изменять свои убеждения под влиянием новой информации».

Prof. Ronald A. Howard: «Информация является одним из ключевых элементов принятия решения, а львиная доля информации, которую мы получаем, относится к тому, как справляются с неуверенностью и вычисляют, насколько возможно то или иное событие. Сама по себе информация не является неограниченным источником пользы, она стоит денег и требует времени. Поэтому идея о том, что мы бы принимали лучшие решения, если бы у нас было больше информации, бессмысленна».

Больше информации не всегда идёт на пользу. Сталкиваясь с информационными перегрузками, люди вполне могут сосредотачиваться на неверных данных.

Prof. Ronald A. Howard: «В азартных играх есть что-то большее, чем просто возможность проиграть или выиграть какие-то деньги. Поскольку если бы этим всё и ограничивалось, я сомневаюсь, что кто-то бы был заинтересован».

Prof. Barbara A. Mellers: «Важным составляющим азартных игр является именно то, что делает их приятными».

Преувеличенное чувство риска называется телескопированием. Это явление, когда люди преувеличивают небольшие опасности, считая их гораздо более страшными, чем они есть на самом деле.

Prof. Ronald A. Howard: «Все мы надеемся на лучшее, но в нашей власти принимать верные решения. Как только вы приняли решение, то все дальнейшие переживания об этом становятся бессмысленными и вредными. Хорошее решение полностью соответствует тому, что вы можете сделать, вашим альтернативам, тому, что вы знаете, информации, которая связывает эти альтернативы с тем, что может произойти и тем, чего вы хотите, каковы ваши предпочтения и так далее. Если вы принимаете решение в соответствии со всем этим, оно хорошее по определению».

Принимая решение, стремясь к достижению того или иного, мы рассматриваем альтернативы, основанные на новой и доступной нам информации. Звучит знакомо? Конечно! Это же процесс, впервые описанный преподобным Томасом Байесом.

Prof. Anthony O'Hagan: «Теорема Байеса (Бейса) очень важна для для того, чтобы сформулировать процесс перехода человека от одной стадии знания к другой, по мере того, как он накапливает больше данных».

Другими словами – это процесс обучения.

Prof. Barbara A. Mellers: «Изменение убеждений в отношении чего-либо обычно требует определенных усилий. Поэтому люди часто не пересматривают свои убеждения, настолько часто, насколько они должны были это делать. Есть место для человеческой интуиции и суждений, для веры в неопределённости, для знания того, куда можно обратиться за помощью. Есть области, в которых люди превосходят машины и совершают больше, а есть сферы, где люди определённо получают преимущество от развития технологий, помогающих им принимать решения и вычислять шансы на успех». [T.12.LXXXIV.1]

 

Умение правильно дружить – великое искусство, – нечто среднее между талантом актёра, умом интеллектуала и удачливостью бизнесмена. [T.10.VII.16]

****

 
     
 

****

Обитатели «Чёрного рынка» подчиняются его законам: имеют значение лишь деньги.

Лу ориентируется на массовый рынок: чем больше клиентов, тем больше денег.

Big Lou, Local Bookie: «Я уже сорок лет этим занимаюсь. Букмекерство – крайне выгодное дело, весьма прибыльное. Как мы деньги зарабатываем? – Вы делаете ставку, допустим, двести: победили – получаете свои двести; проиграли – платите двести двадцать. Десять процентов комиссии. Раньше они шли в счёт аренды офиса: платы за свет, телефон и прочие услуги – это давняя традиция. Когда клиентов триста-четыреста человек, то эти десять процентов приносят весомую прибыль. Я зарабатываю на них от двух до двадцати миллионов».

Богатство Лу обеспечивается оффшорными счетами в Коста-Рике, более чем в трёх тысячах километрах от Нью-Йорка. В конце девяностых предприимчивые букмекеры переехали сюда, подальше от суровых законов «Дяди Сэма» и открыли специальные сайты.

Big Lou, Local Bookie: «…включаю компьютер и смотрю, что мы имеем. Раньше было куда сложнее, но теперь нет нужды искать офис, платить за аренду, нанимать диспетчеров на телефон.

Все ставки делают – врачи, юристы, сенаторы. Это касается всех видов спорта.

Сейчас теннис показывают – многие делают ставки: кто выиграет в первых двух сетах; кто выиграет в первом, втором и третьем; кто победит… Конечно, есть те, кто любит теннис, как вид спорта – блаженные. Кому интересно просто так смотреть, как мячик скачет туда-сюда? А, вот, если за сто долларов глядеть на то, попадёт ли девочка по мячу, тогда – совсем другое дело. В футболе – то же самое: гвалт стоит жуткий, попкорн летит. Вот это по-нашему – по-американски.

Во время чемпионата, восемнадцать недель всей Америке плевать, что творится в стране в любой день, кроме субботы, воскресенья и понедельника». [T.21.CXXVI.1]

 

…научное объяснение «игры» путанное, малопонятное, и, скорее, даже не верное.

Не стоит полагать, что любовь к играм это чисто человеческое качество: играми увлечены и животные. Например, приматы: шимпанзе и гориллы не только возятся друг с другом, но используют игры, в которых используются предметы – камешки, ветки, листья.

Биологи выяснили: на поиски пищи у шимпанзе уходит около пяти часов в сутки, а на игры – не менее трёх. Поели, поиграли – считай и день прошёл…

Не стоит думать, что игры – это только детское или подростковое пристрастие: устраиваются бизнес-игры, в которых отрабатываются корпоративные стратегии; существуют игры психологические, где выясняются тонкости человеческой натуры; и даже военные манёвры, в которых включены десятки тысяч военных, тоже, по сути, игра. А стоимость некоторых онлайн игр достигает сумм в несколько миллиардов долларов.

Почему же невозможно представить жизнь без игр? – Они позволяют создать ситуации, которые невозможны в реальности. И позволяют примерить на себя невозможную в обычной жизни роль. [T.30.III.2]

 

 
     
 

Dr. James A. Coan, University of Virginia: «Когда вы имеете дело с чем-то подобным спиритической доске, вы испытываете идеомоторный эффект, который связан с левой теменной долей вашего мозга. В результате этого эффекта мозг заставляет мышцы ваших рук выполнять неосознанные движения. Это лишь один из примеров того, как нас могут обмануть наши ощущения.

С ранних лет мы знаем, что предметы могут передавать свои свойства, как горячая плита передаёт тепло. И мозг применяет эту логику к людям и их вещам. Другими словами, мы склонны верить, что в чужом доме может быть дух его хозяина, даже если его самого уже нет. Психологи называют это «магическим внушением». По этой же причине нам дороги «фамильные ценности». [T.21.LXX.12]

 

abacus, ī m (греч.) 1) счётная доска, абак(а) Pers, Ap; 2) игорная доска (in abaco ludere Su); 3) абак, поставец (столик мозаичной работы с углублениями multiplices cavernae Sid для ценной посуды) (abacos ornare argento auroque caelato C); 4) гипсовая или мозаичная декоративная панель (для обшивки стен) Vtr, PM; 5) абак (плита над капителью колонны) Vtr. [B.32]

*

ἄβαξ, ᾰκος (ᾰβ) ὁ абак(а), счётная доска Sext. [B.169]

*

Греческое слово «абакс» (abax), которое означало доску с желобками, по которым передвигались камешки-калькули или кости, пришло из иврита, где «абак» означало пыль: первоначально это была покрытая мелким песком доска. [B.129.2]

 

alveolus, ī m [demin. к alveus] 1) корытце, желоб или кадка Ph, Col, J, Vlg; 2) воен. тур (корзина с землёй) L; 3) игральная доска (с высокими краями, для игры в кости) LM, Vr ap. AG, C, J; перен. игра в кости (alveolo tempus tribuere C); 4) русло (небольшой реки) (amnis QC); 5) ткацкий челнок Hier. [B.32]

 

alveus, ī m 1) корыто, жёлоб или кадка Cato, Col, L, PM; 2) воен. тур Vlg (см. alveolus 2); 3) кузов, корпус, тж. корабля (alvei navium Sl, L); 4) судёнышко, лодка, челнок V, O, Prp: cavatus ex materiā a. VP чёлн, выдолбленный из древесного ствола (род пироги); 5) русло (fluminis V); 6) доска для игры в кости (a. cum tesseris PM); 7) игра в кости Vr, VM; 8) бассейн (для купания), ванна C, Sen; 9) дупло (vitiosae ilĭcis a. V); 10) улей Col, PM. Tib. [B.32]

 

buxus, ī f 1) букс, самшит Enn, V, O etc.; древесина самшита V, O, PM; 2) изделие из самшитового дерева: свирель V, O etc.; кубарь, волчок V, Pers; гребень O, J; писчая дощечка Prp; игральная доска Aus. [B.32]

 

calculus, ī m [calx I] 1) камешек: calculi arenae Vlg песчинки; c. (humanus PM или arenosus CC) камень в мочевом пузыре; 2) камешек (в играх); 3) ход (в игре) C; перен. мероприятие, действие C; 4) избирательный камешек (для голосования) (белый — «за», чёрный — «против»): album calculum rei alicui adjicere погов. PJ согласиться с чем-либо, одобрить что-либо; calculis omnibus Ap единогласно; 5) счётный камешек

 

I calx, calcis f (редко m) 1) известняк, известь; 2) цель, призовой столб, мета, финиш (на ристалищах, где мета в древности отмечалась известью или мелом): ad calcem pervenire погов. C достичь цели; ad carceres (см.) a calce revocari погов. C вернуться от конца к началу; 3) конец, окончание (sermonis, epistulae Hier); 4) игральный камень

 

latrunculus, ī m [demin. к latro II] 1) солдат-наёмник Vlg; 2) разбойник, грабитель C, Vop, Dig; 3) игральный камешек, пешка (latrunculis ludere Sen). [B.32]

 

τάβλα и τάβλη ἡ (лат. tabula) игральная доска Anth. [B.169]

*

tabula, ae f 1) доска, плита, таблица; 7) доска для игры (в кости и т. п.)

 

cōn-sisto, stitī, —, ere 1) становиться; 16) (об очках при игре в кости) выпадать (casu c. C)

 

ψῆφος, дор. ψᾶφος ἡ 1) круглый камешек, галька, голыш; 2) драгоценный камень; 3) счётный камешек; 4) игральный камешек, шашка, костяшка Plat. Plut.; 5) вотивный камешек; 6) суждение, мнение; 7) решение, постановление; 8) указ, повеление; 9) голосование; 10) право голоса; 11) суд, судилище [B.169]

 

λίθος, ου (ῐ) ὁ и ἡ 1) камень; 2) каменная глыба (служившая общественной трибуной), трибуна; 3) (тж. λευκὸς λ. Her., λ. Πάριος Pind., Her., Arst. и Παρία Theocr., Luc., κογχυλιάτης Xen.) мрамор Her. etc.; 4) λ. Arst. или Μαγνῆτις λ. Eur. (тж. Λυδία Soph., Ἡρακλεία Plat.) магнит; 5) пробный камень; 6) горный хрусталь: ἡ λ. ἡ διαφανής, ἀφ’ ἧς τὸ πῦρ ἅπτουσι Arph. прозрачный хрусталь, которым зажигают огонь, т.е. зажигательное стекло; 7) игральный камешек Theocr.; 8) мед. мочевой камень Arst.; 9) (тж. λ. τίμιος NT) драгоценный камень; 10) надгробный камень Anth.; 11) pl. каменистая местность Xen.; 12) каменная скрижаль (ἐν λίθοις ἐντετυπωμένον NT). [B.169]

 

κῠβεία ἡ 1) игра в кости (πεττεία καὶ κ. Plat.); 2) лукавство, обман (τῶν ἀνθρώπων NT). [B.169]

κῠβεύω 1) играть в кости; 2) ставить на карту, рисковать [B.169]

κύβος (ῠ), редко Anth. κῦβος ὁ 1) куб, кубическое тело; 2) мат. куб, третья степень, число в кубе; 3) игральная кость (в форме кубика, все шесть граней которого имели обозначения - в отличие от ἀστράγαλος, у которого обозначения были только на четырёх; греки играла тремя костями): ἐν πτώσει κύβων Plat., Arst. как выпали игральные кости, перен. по прихоти случая (или судьбы); κρίνειν ἔργον ἐν κύβοις Aesch. решать дело бросанием костей (т.е. жребием); ἀεὶ εὖ πίπτουσιν οἱ Διὸς κύβοι погов. Soph. кости Зевса всегда выпадают правильно; ἔσχατον κύβον ἀφιέναι Plut. в последний раз попытать счастья; ἀνερρίφθω κ.! Plut. пусть будет брошен жребий! (лат. alea jacta esto!); 4) грань игральной кости с одним очком: τρεῖς κύβους βάλλειν Plat. выбросить три единицы. [B.169]

 

ἀστράγᾰλος (ρᾰ) ὁ 1) позвонок, преимущ. шейный (ἐκ δ’ ἐάγη αὐχὴν ἀστραγάλων Hom. и ἀστράγαλον Anth.); 2) лодыжка (ὁ ἀ. ἐξεχώρησε ἐκ τῶν ἄρτρων Her.); 3) (у копытных) бабка (sc. τοῦ ἵππου Xen.; τὰ διχηλὰ ἔχει ἀστράγαλον Arst.): ἡ ἐκ τῶν ἀστραγάλων μάστιξ Luc. бич с вплетёнными в него бабками; 4) pl. игральные кости, игра в бабки Hom., Her., Arph., Plat., Aeschin., Arst., Plut. [B.169]

 

λογιστήριον τό 1) логистерий (финансово-контрольный орган в Афинах, в котором λογισταί проверяли отчёты должностных лиц) Lys., Arst.; 2) счётная доска Diod. [B.169]

 

 
     
 

Алексей СЕМЁНОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук, МГУ: «…первое, что он сделал – он сделал из Теории вероятности математическую науку. Дело в том, что в течение столетий, начиная с семнадцатого века, люди обращали внимание на понятие «случай»: вот кинешь кость или монету – невозможно представить, как она упадёт. Это стало такой естественной наукой – как физический эксперимент.

Именно Колмогоров объяснил, почему Теория вероятности – это не физика, а математика. И дальше, на основании той базы, фундамент которой он построил, уже можно давать чёткие математические доказательства теорем и так далее».

Владимир ТИХОМИРОВ, доктор физико-математических наук, Заслуженный профессор МГУ: «…в мире есть две реалии – предопределённость и случайность. Вообще говоря, наука, которая развивалась, начиная с Коперника, в основном развивалась, как предопределённая наука – когда имеются какие-то задания начальные, то всё дальнейшее развивается строго определённо. А, с другой стороны, действительно существую случайные явления. И, вот, Андрей Николаевич, его величие состоит в том, что, во-первых, он объяснил суть самой науки, которая изучает случайности. Его величайшая книга, может быть «всех времён» – «Основные понятия теории вероятности», где Теория вероятности стала математической наукой. А до того она была чем-то вроде эксперимента, чем-то вроде игры. Она, собственно, и родилась, как игровая дисциплина.

…и Андрей Николаевич сказал ровно одно слово. Он сказал: «У вас же случайные явления». Случай не любит изломов. То есть, оказалось, что их надо соединять: справа и слева должны быть одни и те же направления. И это условие настолько повлияло, что это было целое направление, что огромное количество работ после этого…» [T.10.D.59]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ