ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio (Идеология 10); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

СБОРНИК 09_2_7

 
     
 

aestimātio, ōnis f [aestimo] 1) оценка, определение цены: aestimationem facere Cs (habere С) производить оценку; in aestimationem venire L подвергаться оценке; ae. censūs С оценка имущеспа при переписи (см. census); ae. litis С определение суммы, подлежащей взысканию с ответчика; 2) (sc. possessions) оценённое имущество и уплата им: accipere praedia in aestimationem ab aliquo С получить от кого-либо в уплату долгов земельные участки согласно оценке; non numerato, sed aestimatione С (получить) не наличными, а имуществом; 3) установление ценности: nimia sui ae. Sen переоценка своей личности, самомнение; aestimatione rectā Т при правильной оценке; 4) признание, усмотрение ценности, высокая оценка, уважение (aestimatione dignus С); 5) стоимость, ценность, цена (alicujus rei С). [B.32]

 
 
     
 

Юрий ЗИНЧЕНКО, доктор психологических наук: «…если предыдущие системы (неклассические) саморегулироваться могли, то мы теперь говорим о том, что система не просто саморегулируется, а если она саморегулируется в соответствии с какой-то целью, то тогда мы можем говорить о саморазвитии этой системы. И вот эти системы, наверное, наиболее близки были бы для современных взглядов психологии». [T.10.CI.108]

 

 
     
 

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Это были самые необычные люди из всех, что правили Египтом. Это история убийств, кровосмешения, предательств и кровопролития. И Клеопатра единственная, кому удалось выжить. Клеопатре приходилось бороться за жизнь: перед ней стоял выбор – убивать или быть убитой. Клеопатра была достойной представительницей своего рода. Она рано поняла: если кто-то стоит на твоём пути, его надо уничтожить. В семье Птоломеев не было самоубийц. Никто из семьи Птоломеев никогда не совершал самоубийств. Более того, ни один из них не умер мирной смертью».

Pat Brown, MS (Masters of Science degree in Criminal Justice), Criminal Profiler: «В случаях суицида обычно остаются две вещи: тело и орудие самоубийства. Ведь умерший не может сам спрятать то, что его убило». [T.12.XXVIII]

 

Dickie Arbiter, former Royal Press Secretary: «Неписаный королевский закон гласит: «не выноси своё горе на всеобщее обозрение». [T.21.CXXI]

 

 
     
 

Prof. Robert J. Brentano, Department of History, University of California, Berkeley: «Что меня удивило и привлекло в Коле  (Риенцо, Cola di Rienzo), это его жизнь. То, что человек из низов смог достичь таких высот, то каким он стал оратором, способным убедить огромную толпу вступить в войну и поддержать его кандидатуру в правительстве. И то, что его так интересовала история места, которое он пытался сделать таким, каким оно было раньше».

Norman P. Zacour, Professor Emeritus of Medieval History, University of Toronto: «Он сиял на небосводе как падающая звезда, совсем недолго. Но за это время он стал легендой». [T.17.I.2]

 

 
     
 

Prof. Robert Temple, University of Louisville: «Это место (оракул в Байи) вызывает благоговейный страх. Не удивительно, что римские власти боялись его и хотели от него избавиться. Император, сам считавшийся богом, не мог смириться с присутствием такой могучей силы». [T.10.XCVIII]

 

…христианство было особенно привлекательным для тех, кто решил отказаться от удобной уверенности имперской системы: люди жаждали духовного, а не материального обогащения.

Prof. Simon Goldhill, University of Cambridge: «Среди многих христиан считалось ценным уйти в пустыню и просидеть там в одиночестве как в монастыре, или же сидеть одному тридцать лет на вершине колонны, позволяя телу гнить. Это была странная антигреко-римская форма поведения. Можно даже сказать, что это была анорексичная религия».

Для молодых мужчин и женщин аскеза предлагала спасение от смирительной рубашки частных хозяйств, государственной службы и семейных обязательств. В то же время она предлагала проект новой жизни – раскаяния и бедности, милосердия и воздержанности.

…масштабные репрессии длились десять лет, они закончились не уничтожением христианства, а эдиктом о терпимости ко всем христианам, защищаемым преемником Диоклетиана Константином.

Dr. Tom Holland, Author «The Forge of Christendom: The End of Days and the Epic Rise of the West»: «Константин искал Верховного Богакого-то, с кем он мог себя отождествлять. Он знал, что Верховный Бог существует, просто не был уверен, как именно Его зовут. Через некоторое время он пришёл к выводу, что Главный Бог – христианский».

Robin Lane Fox, Emeritus Fellow New College, Oxford: «Для будущего христианства, как религии империи, важным моментом была поддержка императора Константина в триста двенадцатом году».

…десятилетие спустя, придя к единоличному правлению, Константин построил в Италии множество великолепных церквей. В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте могилы Сына Божьего строится Храм Гроба Господня. При Константине эти новые сооружения становятся центрами политической и духовной власти.

За политическую поддержку и щедрое покровительство Константин ожидал от Церкви прежде всего систематического проповедования догм христианства. Знаменитый Первый Никейский собор 325-го года был первой и самой известной попыткой христианской элиты договориться о своей истории.

Dr. Tom Holland: «Он был взбешён, узнав, что епископы спорят о Природе Христа и созвал Собор в Никее. Туда съехались священнослужители со всего христианского мира, простиравшегося за пределы Римской империи, даже из Персии. По настоянию Константина они пришли к согласию и выработали положения доктрины».

Константин поставил перед Собором достаточно разумные требования: установить чёткую дату Пасхи и договориться о Природе центральных отношений христианства между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Dr. Tom Holland: «Существовали формы христианства, отрицавшие Троицу, заявлявшие, что Бог Ветхого Завета не есть Бог Нового Завета, а также утверждавшие, что христианам необходимо подчиняться еврейским законам. После Никейского собора все эти вариации христианства были вычеркнуты из истории. В итоге мы получили религию, какой мы её знаем сейчас – со связной доктриной».

Именно здесь Рим Ромула, республики и Цезаря Августа стал смещать Новый Рим – город священников, попов, Святой Римско-католической и апостольской Церкви.

Dr. Tom Holland: «Как только христианство стало осознавать себя как структурированную ортодоксальную и согласованную систему доктрин и учреждений, оно стало оказывать косвенное влияние на другие религиозные верования и практики. Язычников, которых таковыми определили христиане, и которые никогда не представляли из себя однородной массы, отбросили, как своеобразных антихристиан. Евреи, которые никогда не использовали слова «иудаизм», внезапно обнаружили, что их относят к разряду смутного отражения христианства».

К концу четвёртого века нашей эры эта новая могущественная и уверенная Церковь неизбежно начала отстаивать свою независимость от имперских покровителей. [T.13.CX.5]

 

 
     
 

Он принял решение, дал нужные указания и теперь ждал, когда ему доложат о результатах. Нет, конечно, само решение далось ему трудно после долгих раздумий и расчетов, после многочисленных попыток решить дело другими, более мягкими мерами – деньгами, уговорами, угрозами. Заказчик вовсе не хотел становиться убийцей, но рисковать своим статусом он хотел еще меньше. К нынешнему служебному положению Заказчик пришел из крепкого комсомольско-партийного прошлого и к своим сорока двум годам стал профессиональным начальником. Это означало, что главным для него было родить идею, с которой можно выслужиться перед вышестоящим руководством, правильно выбрать человека, который сможет организовать воплощение идеи в жизнь и с которого, кстати, можно спросить за невыполнение указаний. Заказчик, как и все такого рода начальники, никогда ничего не делал сам.

Дав указания, он облегченно вздыхал и не тревожился мыслями о возможной неудаче, ибо был твердо уверен: раз он велел – все будет сделано. Основа исполнительности – страх. А заставить исполнителей бояться себя он умел.

И на этот раз он, приняв решение, переложил все заботы на Организатора, а сам впервые за последние полгода спал спокойно.

А. МАРИНИНА [B.86]

 

Испытанный Ольховским укол, вернее даже два укола, исказили его представление о реальности и ввергли в мистику. Необъяснимым феноменом было возникновение ударного механизма в баковом орудии и топлива в левой носовой цистерне. Объяснить это никто ему не сумел. Запахло высшими силами, паранормальными явлениями, материализацией воли и победой чуда над рассудком. Так сокрушается материалистическое мировоззрение. Похоже, кто-то там в астральных сферах брал на себя всю ответственность. Рука провидения дружески обнимала его за плечи и подпихивала по избранному пути. Он гипнотизировал и буравил зеркало, пока оно не уверило в потустороннем уверенном блеске глаз. Происходило осознание миссии и рождение вождя. (Рассудок конвульсивно сопротивлялся: хотелось выпить и одновременно хотелось сунуть голову под холодную воду, то есть протрезветь двумя противоположными способами сразу. Однако это помогло слабо: успокоило, но ничего не изменило)

Если человек не может смириться с каким-то явлением внутри себя, он начинает бороться с аналогичным явлением снаружи: не сознание исправить, так хоть бытие, авось одно в другом отразится. И если поступки удаются, то (практика критерий истины) сознание постепенно уверяется, что с ним всё в порядке. Оно очищается от сомнений, выбрасывая их наружу, вымещая вон и там разрешая в практическом порядке.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

 
     
 

Dr. Peter Weller, Syracuse University: «…саркофаг с резной окраской с изображением правителя. Её кромка окрашена киноварью – кранной краской, и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно до нас дошло бы больше древних сокровищ. Здесь мы видим изображение щита, такой же щит изображён в святилище. На языке древних майя щит звучит как «Пакал».

Альберт Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого (PACAL 615 – 683 AD).

Пакаль взошёл на трон в 615-м году, когда Паленке переживал кризис. Прямого наследника не было и старейшины Паленке нашли правителя в соседнем государстве, в лице царевны Сак К’ук’. Она прибыла в Паленке с сыном-подростком по имени Пакаль. Будущее Паленке оказалось в руках мальчика, коронованного матерью. Ему было всего двенадцать лет от роду. Фактически более десяти лет до его совершеннолетия страной правила она. Достигнув совершеннолетия, Пакаль озаботился обоснованием легитимности своей власти. Он провозгласил мать воплощением первой матери, – Создательницей всех людей и богов. Звание Сына богини снимало любые вопросы о его законности.

Dr. Christopher Powell, Maya Exploration Center: «Не будучи прямым наследником, добиться успеха он мог только благодаря решительности. Как говорится «Из грязи в князи». Ради самоутверждения ему приходилось играть на публику, и он приступил к осуществлению грандиозных проектов».

Подтверждая законность прав на трон, он начал возрождение страны с бурного строительства. [T.10.XXXII.4]

 

 
     
 

Задача Красса добыть ещё больше золота и власти, он использует рабов. На его фермах они трудятся с утра до ночи. Спартак не работал на его полях. Его содержат в ста километрах от Рима в городе Капуя. Он был продан в гладиаторы, его тренируют сражаться и убивать на потеху толпы.

Crispin Swayne, social and military historian: «В любой группе людей, удерживаемых не по своей воле, возникнут дружеские связи. К тому же у них много свободного времени, постоянно собирается и обдумывается информация».

…стража лучше вооружена, но гладиаторы ежедневно тренировались в ближнем бою. Это взрыв направленной агрессии: они жаждали мести и свободы.

Mei J. Trow, Author «SPARTACUS»: «Это самый страшный кошмар римлян – люди, которых ты учил убивать, теперь убивают тебя. Это был час разрушения и убийства… Эйфория быстро прошла, потому что они знали, что их разыскивают. Им нужен был план, порядок действий, цель дальнейшей жизни».

Гладиаторы поняли, что им нужен лидер, и они выбрали Спартака

John Maddox Roberts, Author «SPQR»: «Во-первых он был необыкновенно харизматичен. Спартак был из тех людей, которых слушаются и за которыми пойдут в огонь и в воду. А во-вторых, он был дальновиден – у него был план действий».

Ополчение из трёх тысяч человек было выслано для поимки рабов. Рим начал действовать. [T.17.XIV]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Следующее, что отразила Столетняя война из крупных исторических явлений. Именно здесь и очень отчётливо зародилось национальное самосознание. До этой эпохи, включая XIII век, пик Средневековья, понятия нация, национальность человека – француз ли, англичанин… Слова встречались, но они носили очень условный характер, как и в древней истории, они не имели чёткого назначения. Вот человек из страны, которая называет себя уже Англия, она уже называется с X века, есть названия Англия и Франция, но в этом нет пока никакого национального содержания. Итак, в ходе так называемой Столетней войны зарождается самосознание наций, французской и английской. И приобретает, как всё в войну, обострённую форму, настолько обострённую… Война началась как война королей, а в конце я читаю у французского хрониста, придворного писателя Жуанвиля, XV век, самый закат, уже конец войны. Говорят, пишет этот французский придворный хронист, историк, говорят, что англичане вовсе даже не люди и у них под одеждой есть хвосты. На полном серьёзе, средневековый человек он же доверчивый, он во многом ребёнок. Вот говорят, что хвосты и он вообще бы с интересом посмотрел и легко в это поверит. Как там сейчас самый модный фильм-то, «Аватар»? Какие там очаровательные хвосты. А у меня всегда… я со Средними веками ассоциирую. Вы одним образом воспринимаете этого «Аватара», я другим. Говорят, что у них есть хвосты, очаровательно. Ну, может быть это милая детская шутка? Нет. Может быть, эта наивная фраза «что даже это не люди», может быть, хотя это говорит насколько англичане другие, чем мы, французы. Но были и более печальные, как в войну всегда острые проявления вот этого родившегося самосознания. Осаждённый городок, небольшой тогда Седан. В Первой мировой он прославится – Седанское сражение будет колоссальное, а тогда это маленький укреплённый город, не сдаётся английскому королю. Английский король Генрих V, сейчас я системно всех их назову, просто примеры эпизода. Осаждает, силы не равны, надо сдаться. Ну, сдайтесь. Не сдаются. «У меня есть договор, – говорит он, и договор у него есть законный, – что вообще я наследник вашего короля французского, вот этого душевно больного, он подписал, что отдаёт всё королю Англии. Сдавайтесь, вы обязаны мне сдаться». Ответ: «Скорее умрем, чем сделаемся англичанами». Начало XV-го века. Классическому Средневековью это не свойственно». [T.10.CI.18]

 

Евгений ЯМБУРГ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО: «…идёт очень тяжелейшая проблема для всех европейских народов, в том числе и для России, потому что мы всё-таки часть Европы. Это проблема генетической усталости. Все популяции, где нарушается естественный отбор, накапливается генетическая усталость. И нам придётся смешиваться, никуда мы не денемся от этого. Что же касается всех проектов, ну, поймите – чем культурнее страна, тем ниже рождаемость. Современная европейская женщина для того, чтобы почувствовать себя матерью, ей достаточно иметь одного ребёнка. Значит, всё равно, эти демографические культурные сдвиги уже происходят. А тут между исламом и христианством стена, – и не прошибёшь её, – и вот тут эта проблема демографическая переплетается уже с проблемой культурологической…

…Данилевский это был биолог, а не историк, на самом деле. И многие его вещи сегодня очень опасны, потому что я вспомнил великого русского философа Соловьёва, который сказал: «Есть четыре ступени гибели нации: это самосознание, самоудовольствие, самолюбование и саморазрушение». Вот мы уже примерно к самолюбованию подошли…  [T.10.CLXXXIV.1]

 

 
     
 

…в первой трети двадцатого века учёные объясняли поступки животных исключительно рефлексами – условными и безусловными. При этом большинство физиологов заявляло, что инстинкта вообще нет: животные рассматривались как подобие неких биологических механизмов.

Елена ГОРОХОВСКАЯ, кандидат биологических наук, Института истории естествознания и техники РАН: «Рефлекторная теория не могла объяснить почему поведение спонтанное, целенаправленное, потому что если там звери или птицы что-то нужно: добыть еду, или строительный материал, или что-то, она не ждёт когда это появится, она это ищет. Значит, нужно начинать поведение без всякой помощи из вне в виде какого-то стимула. И тогда, вот он предложил теорию, которая очень сильно отличалась от рефлекторной».

В тридцать шестом году опираясь на исследования немецкого физиолога Эриха фон Хольстома (Erich Walther von Holst) Лоренц сформулировал сложную гипотезу. По ней основу поведения животных составляют врождённые инстинктивные действия – определённая последовательность движений, имеющая генетически закреплённую форму. Зоологи были рады: гипотеза Лоренца многое объясняла и давала возможность рассматривать естественное поведение животных в природной среде, а не сводить всё к примитивным физиологическим реакциям в лабораторных условиях. Физиологи были возмущены: их представления рушились.

Елена ГОРОХОВСКАЯ, кандидат биологических наук, Института истории естествознания и техники РАН: «Лоренц выдвинул то, что очень многое в поведении, всё уже готово, всё уже заложено на уровне генетическом, и что поведение врождённое может быть сразу – ничему не надо учиться – есть ключевые стимулы врождённые, на которые сразу идёт реакция. Он потом поправил эту теорию, что не целиком поведение врождённое или приобретённое, а есть особые свойства, которые являются врождёнными, вот такими, универсальными для всего вида, а есть те, которые в результате обучения и воспитания. Он открыл, в частности, удивительный, совершенно новый вид обучения, который потом стали и психологи изучать, вообще все в мире – это импринтинг – запечатление, именно поэтому он получил своё прозвище, которое закрепилось за ним на всю жизнь, это «Гусиный отец».

«Дело не в том, что животные похожи на человека, а в том, что люди похожи на животных» Конрад Лоренц

В конце тридцатых годов Лоренц высказал опасения, что быстрое развитие цивилизации ведёт к нарушению генетических основ социального поведения человека. В результате многие сложные врождённые формы поведения могут исчезать, а другие, чаще всего более примитивные, гипертрофироваться. В то время учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения – евгеника – было очень популярно, и сходные взгляды высказывали многие биологи в разных странах. Именно тогда Лоренц совершил очень большую ошибку – он опубликовал статьи, где написал о необходимости элиминировать, то есть исключить деградировавшие патологические элементы. Подобные мысли в эпоху Третьего Рейха звучали страшно. И хотя Лоренц утверждал позже, что под «элиминацией» он не имел ввиду никаких репрессий и, тем более, убийств, многие его противники не раз припоминали ему эти статьи уже после войны, как и то, что в 1938-м году Лоренц вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию.

«Предмет этой книги не зоопсихология, хотя в ней по большей части говорится о животных, а, в сущности говоря, сам человек!.. Путь к пониманию человека ведёт прямо через понимание животного, так же, как путь к возникновению человека, без всякого сомнения, прошёл через животное!» Конрад Лоренц

Лоренц рассмотрел биологические основы агрессивного поведения у животных и заявил: «Агрессивность является врождённым инстинктивно обусловленным свойством».

Он доказал это на множестве примеров и сделал вывод: «Агрессия – это такой же инстинкт, как все остальные, и в естественных условиях служит сохранению жизни и вида. Агрессия – инстинкт внутривидовой: животным разных видов нет смысла уничтожать друг друга. Для сохранения вида агрессия необходима, так как агрессивно настроенные друг к другу животные расселяются равномерно и всем хватает пропитания. Агрессия необходима и для борьбы за самку, и для защиты потомства».

И Лоренц делает вывод: за многие тысячелетия у животных вместе с развитием агрессивного инстинкта развивался механизм, запрещающий убивать себе подобных, так как агрессивное поведение необходимо только для обозначения своего превосходства.

Елена ГОРОХОВСКАЯ, кандидат биологических наук, Института истории естествознания и техники РАН: «…и он пытался найти какие-то подходы и понять, почему у человека с агрессией возникают такие проблемы: почему у нас войны? Почему у нас другие формы, тяжёлые, связанные с убийством, прежде всего?»

Лоренц писал: «Существует одна человеческая реакция… Эта (реакция) – так называемое воодушевление. Уже само название, подчёркивает, что человеком овладевает нечто очень высокое, сугубо человеческое, а именно – дух.

По спине и по наружной поверхности рук пробегает «священный трепет».

…этим переживаниям соответствует знакомые всем физиологические проявления: осанка становится более напряжённой… локти выдвигаются наружу. Голова гордо поднята, подбородок выдвинут вперёд, а лицевая мускулатура создаёт определенную мимику… – «героическое лицо». (Конрад Лоренц. «Агрессия»)

Но такие же физиологические проявления мы видим и у самца обезьяны, который выходит на борьбу с противником: животное пытается изобразить себя более крупным, чем на самом деле. Так что и человеческий «священный трепет» – тот же самый инстинкт боевого порыва. Человек – единственное существо, которое способно с воодушевлением посвящать себя «высшим целям» и ради этого убивать своих собратьев в убеждении, будто так надо для достижения тех самых «высших целей».

И Лоренц делает грустные выводы: если у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал инстинктивный запрет применять вооружение во внутривидовых стычках, то слабовооружённые виды имеют и слабую врождённую мораль. Человек был от природы слабовооружённым видом: при нападении он мог только поцарапать, ударить или укусить. С момента создания оружия человек стал самым сильным и опасным животным видом на Земле, а инстинктивный запрет на применение вооружения остался слабым.

Книга вызвала восторг и неистовые споры. [T.10.CCCXLVIII.1]

 

 
     
 

Ms. Susan Avila-Smith, Founder and Director of VetWow [Сьюзан Авила-Смит, основательница ветеранской организации VetWOW]: «Насильники, в основном, не геи, проблема не в этом. Всех волнует, что в армии могут быть геи, но геи не насилуют, в основном это гетеросексуалы».

Anuradha K. Bhagwati, executive director of Service Women's Action Network (SWAN) [Капитан Ану Бхавати, директор службы по защите прав женщин, морская пехота]: «Это не вопрос сексуальной ориентации, это вопрос «силы и насилия». Насильники атакуют всех – и мужчин и женщин». [T.10.CCCXLIX.2]

 

 
     
 

Боливия. Pucamayo

В горных районах Боливии пропитание семьи индейцев Кечуа полностью зависит от урожая и небольших стад, которые они разводят.

…жестокая церемония – праздник схватки под названием «Тинку» (Tinku) – начинается с жертвоприношения.

Prof. Richard J. Chacon, Winthrop University: «В Андах коренные жители считают, что пролитие крови сулит богатый урожай. Это и побуждает людей идти туда и проливать кровь. Они живут в трудных условиях и полностью зависят от сельского хозяйства – без обильного урожая им не выжить».

Заклание животных – это только начало. Завтра праздник «Тинку – Пачамама» будет орошён человеческой кровью.

…каждая деревня показывает свои обычаи и заявляет о своём существовании. К середине утра они готовы к бою.

Существует три типа боёв. Первый – когда дерутся на площади – «один на один». Второй – драка камнями. А третий – это бой между деревнями. Люди погибают, как раз, в массовых драках.

Центральная площадь города Мача (Macha) погружается в хаос: бои проходят повсюду на площади. Удары со всего размаху сыплются со всех сторон. Но в этом безумии есть своя методика и смысл.

Dr. Greg J. Downey, Macquarie University: «Антропологи находят во многих культурах подтверждение тому, что Мир и Гармония в обществе требуют того, чтобы разногласия и агрессия направлялись в определённое русло. Поэтому такое мероприятие, как «Тинку» – это время для выяснения разногласий. Весь следующий год проходит довольно мирно, потому что «отомстить» можно будет в следующий раз».

Между схватками мужчины укрепляют нервы алкоголем. Содержание спирта в нём девяносто шесть процентов. По ходу дня выпивка и кровь текут непрестанно. Те, кто дерутся в состоянии алкогольного опьянения, подвергаются куда большему риску.

Dr. Michael J. Alexander, Cedars-Sinai Medical Center: «Алкоголь оказывает тормозящее воздействие: многие функции организма, такие как рефлексы и дыхание, замедлены. Поэтому, когда к этому состоянию добавляются травмы, с большей вероятностью может произойти остановка дыхания».

Алкоголь разжигает ссору, которая приводит к крупной битве – «деревня на деревню».

Dr. Greg J. Downey: «…так часто в среде людей со средним достатком, особенно в западной цивилизации, жизнь просто проходит день за днём, и мы не видим какой-либо отдачи, результатов: нам не приходится выигрывать бои, отстаивая то, что нам дорого. Поэтому, я считаю, что причина, по которой нам так нравятся бои, как и спорт в целом, в том, что это прекрасная возможность испытать накал страстей от конфронтации вот в таком условном виде.

Мы живём в странное время: раньше драка между людьми считалась естественным, распространённым и универсальным для всех людей занятием. Теперь это становится всё более проблематично. Возможно, это запретят. Не знаю, как этот проект будет работать: по-прежнему есть футбольные хулиганы, повсюду происходят потасовки после спортивных мероприятий, до сих пор случаются пьяные драки…» [T.21.VIII.19]

 

 
     
 

cōnsecrātio, ōnis f [consecro] 1) освящение, посвящение (aedium, bonorum С); 2) провозглашение нерушимости (legis aut poenae C); 3) обречение (omnis с., quae offertur ab homine, morte morietur Vlg): с. capitis alicujus С обречение кого-либо на погибель, проклятие; 4) обоготворение, обожествление, причисление к сонму богов, апофеоз Su, Т; 5) магический обряд Tert, Lampr. [B.32]

 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Абу-Симбел – это воплощение ЭГО, или, если хотите, божественности Рамзеса, наглядная демонстрация его достижений».

Храм Абу-Симбела выражает дилемму, с которой сталкивается каждый фараон: «Как можно царствовать одновременно в качестве бога и человека».

Mansour Boraik, Head of Luxor Antiquities: «Рамзес Второй был одним из величайших царей. Он правил Древним Египтом в течение 67-ми лет и создал на своей земле практически музей собственных достижений».

Его первостепенной задачей была защита нации.

Dr. Peter J. Brand: «Его памятник не может показать нам настоящего Рамзеса, – мужчину, который когда-то жил. Мы видим идеализированный облик царя фигуру сверхчеловека». [T.12.XLIX]

*

…и высвобождение колонн Большого зала Рамзеса. Но даже его затмил монумент, построенный фараоном в честь богов и самого себя.

Из многих, оставшихся после него строений, именно он олицетворяет уникальное достоинство Рамзеса Великого. Оно находится на юге Египта в Абу-Симбеле.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «…храм в скале Абу-Симбел. Вот почему Рамзеса назвали Великим. На фасаде высеченного в скале храма доминируют четыре колоссальные статуи Рамзеса более чем двадцати метровой высоты – крупнейшие изваяния, сделанные каким-либо фараоном».

В вестибюле находится ещё восемь статуй Рамзеса высотой десять метров. На каждой он изображён в традиционной для фараона роли – получеловека-полубога.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Египетский фараон выполнял необычную роль: он был посредником между Человеком и Богом, вследствие чего ко времени девятнадцатой династии его считали и Человеком, и Богом – его считали живым Гором – богом, которого наиболее тесно связывали с египетским царством».

статуса полубога Рамзесу недостаточно.

Dr. Peter J. Brand: ««…он хотел сделать шаг дальше.

…здесь написано «Рамзес – Великий бог». И если его титул «Великий бог», значит, мы имеем дело с полноценной божественностью: царь – как живое воплощение бога – для Рамзеса это характерно».

У его подданных не должно было возникать сомнений, что означают эти гигантские статуи у входа – они олицетворяют Рамзеса – полноправного бога, чего нынешние посетители часто не понимают.

Но почему Рамзес себя обожествил? – Ответ может лежать в практической плоскости. Причина не в эгоцентризме, а в величине его царства – слишком большого для одного человека.

Prof. Kent Weeks: «Он не мог вникать во все детали, как прежние фараоны: было очень много дел и очень много сложностей. Он не перерезал ленточки на церемонии открытия каждого храма: на высшем уровне он был главным посредником между людьми и всеми древнеегипетскими богами. Он принёс Египту процветание, и хотел, чтобы это процветание длилось вечно.

…он был их идолом – человеком, достойным подражания».

Prof. James K. Hoffmeier, Trinity International University: «Думаю, совершенно правильно называть его «Рамзесом Великим». Что требуется от политикабезопасность страны и экономическая стабильность». [T.23.X.1]

**

 
     
 

**

Леонид БЕЛОВИНСКИЙ, доктор исторических наук, профессор РГГУ: «…огромный масштаб самой выставки – ведь она занимала более ста гектаров – и там две с половиной сотни построек было. А, кроме того, обратите внимание на планировку – строго геометрическая планировка – очень характерная для той эпохи и той обстановки, когда всюду были прямые углы».

ВСХВ – или Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была размещена на угодьях села Алексеевского и Останкинского лесопарка. Официально открыта летом 1939-го года. Когда началась война, выставка закрылась. После Победы комплекс перестроили и вновь открыли в 1954-м году. В пятьдесят восьмом году он был переименован в ВДНХ.

Леонид БЕЛОВИНСКИЙ, доктор исторических наук: «…этот павильон – ангар открытый – он должен был выполнять, по замыслу архитекторов, выполнять роль арки, в которую вписывалась фигура Сталина».

Памятник Сталину на выставке – скульптурное произведение Ивана Таранова и Сергея Меркурова. Гигантская скульптура была создана из железобетона и имела общую высоту двадцать пять метров. Её установили перед аркой «Павильона механизации». Памятник простоял тринадцать лет и затем был снесён в соответствии с реконструкцией Выставки в 1954-м году.

Леонид БЕЛОВИНСКИЙ, доктор исторических наук: «Надо подчеркнуть, что в отличии от выставок дореволюционных, имевших чисто хозяйственное значение – заключались контракты и так далее, – вот эта Выставка, прежде всего, несла идеологическую нагрузку». [T.10.CCCLX.4]

*

Dr. Rita E. Freed, Art Museum of Fine Arts, Boston: «Мы можем лишь предполагать, какими они были в древности, когда они были только что построены, и их состояние было идеальным. Они вселяли одновременно благоговение и страх: этому царю нельзя было не подчиниться – он вселял ужас размерами и величием своих статуй. Египетские искусство и литература большей своей частью являются пропагандой: мы видим однобокий взгляд на события – и это точка зрения самого Рамзеса. Мы знаем его как величайшего египетского строителя, семьянина, великого воина, героя – своего рода суперзвезду для своего народа».

Prof. Kenneth A. Kitchen, University of Liverpool: «Он должен был укрепить своё положение в Египте: фараон был «центром всего», и он должен был показать это каждому. Это была новая династия, у него не было богатой родословной: он должен был показать, что он столь же могуществен, как и любой из предыдущих царей Египта».

Dr. Rita E. Freed, Art Museum of Fine Arts, Boston: «В египетском искусстве размер был прямо пропорционален важности, поэтому вполне логично, что Рамзес старался показать себя крупнее предшественников. И он делал это повсюду».

До сих пор по всему Египту можно обнаружить бесчисленное число статуй Рамзеса. Они были неотъемлемой частью повседневной жизни: в древности они олицетворяли фараона, которого видели очень немногие, но которому поклонялись все.

Prof. Edward F. Wente, University of Chicago: «Он был воплощением единства общества и своих подданных – этого не отнять. Неправильно считать фараона тираном, угнетающим свой народ – он в значительной степени представлял устремления своего народа, он был воплощением того варианта общества, будучи при этом, в каком-то смысле, божественной сущностью. Он представлял своих подданных перед богами». [T.23.II.2]

*

…фараон вершит жестокое правосудие над врагами. Но насколько правдиво это изображение фараона на войне.

Dr. Campbell Price, Manchester Museum: «Нужно скептически воспринимать всё, что изображено в египетских храмах: идеализированные изображения, изображения богов, изображения вечности не имеют отношения к реальности. Нельзя показывать его слабым, нерешительным – его нужно показывать победоносным, и всегда одерживающим верх. Такова природа египетских монументов, такова природа египетского монументального искусства». [T.30.V.2]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…есть такая хорошая древнеегипетская пословица: «Строители строят дома, музыканты их воспевают». [P.122.1]

 

 
     
 

Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ, скульптор: «Я почти всегда знаю и чувствую воевавшего человека, или человека, врущего о войне…

Я бы добровольцем пошёл, я бы мог сказать о своём патриотизме – это была бы правда, но главное – это юношеский романтизм: я хотел участвовать в истории. И, может быть, больше всего я боялся, что война закончится пока я не смогу в ней принять участие. Я был мальчик романтический, героический, воспитанный на серии «Жизнь замечательных людей», и мне тоже хотелось коснуться чего-то величественного и замечательного. А повседневный быт – сейчас я меньше презираю быт – а тогда я просто презирал быт: мне казалось, что нет ничего страшнее родственников и быта. А потом война, конечно, становилась бытом. Но, всё-таки, присутствие участия в «великой эпопее» было». [T.10.CCLXXXVI]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12