ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

Наука Победителя

СБОРНИК 09_6

 
     
 

mathēmatica, ae f (греч.) (sc. ars) 1) математика Sen; 2) астрология Su. [B.32]

 

I mathēmaticus, a, um [mathematica] математический (artes PM). [B.32]

II mathēmaticus, ī m [mathematica] 1) математик С; 2) звездочёт, астролог Pt, J. [B.32]

 

mathēsis, is и eos f (acc. in и im) (греч.) 1) (по)знание (преим. математическое) Eccl; 2) астрология Spart, Sid, Eccl. [B.32]

 

I fātus, a, um part. pf. к for. [B.32]

II fātus, ūs m [for] 1) судьба, участь (mălus f. aliquem opressit Pt); 2) предсказание, гороскоп (hoc mihi dicit f. meus Pt). [B.32]

 

 
     
 

Метафизические науки, такие как алхимия, астрология, геомантия и т. д., преследуя одну и ту же цель познание мира, идут от знания множественности к знанию единства. Алхимия постулирует обретение целостности, опираясь на процесс длительности; это знание о том, что все металлы, например, «мечтают» стать золотом. Астрология постулирует драматическую распятость человека на звёздности, которую способна смягчить лишь молитва. Если бы не было возможности молитвенного отношения, то неумолимость стала бы последним трагическим знанием для человека.

В. АХРАМОВИЧ [A.248]

 

Prof. Richard Dawkins, Oxford University: «…проблема лежит даже глубже, чем религия. Есть два способа восприятия мира: через веру в предрассудки или через строгость логики, наблюдений и фактов – разума. Но даже сегодня разуму приходится сражаться.

…это многомиллионная индустрия, истощающая нашу культуру.

…является ли суеверное поведение побочным продуктом нашей эволюции? Все дикие животные являются естественными статистиками, ищущими закономерности в кажущейся случайностью природе: ищут ли они пищу или стараются избежать хищников. Есть два типа ошибок, которые они могут допустить: они могут либо не распознать закономерности, когда они есть, или, им может показаться, что есть закономерность, когда её нет. Это и есть суеверия.

…это даёт комфортную иллюзию смысла, это человеческий условный рефлекс. Мы отчаянно хотим чувствовать присутствие организующей силы в нашем ошеломляюще сложном мире. И для иррационального склада ума, если вы верите в мистические закономерности, которые вы приписываете реальности, вы можете назвать себя духовной личностью. Духовность – доходный товар». [T.22.V.1]

 

В народе суеверие продолжало господствовать и прогрессировать. Магические тексты, заговоры против болезней и т. п. пережили язычество и остались в наследство коптскому христианскому Египту; ещё в VIII веке н. э. были в ходу тексты, в которых наряду с именем Иисуса Христа встречаются Исида и Нефтида и языческие мифологические намеки. И гностицизм не малым обязан египетским суевериям.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…я удивлю многих: в Древнем Египте, в классическом Египте фараонов вообще не было астрологии. Первые астрологические трактаты появляются в Египте в третьем веке до новой эры, появляясь вместе с заимствованиями из вавилонской, из античной мысли. И, вообще, в Египте не особенно распространён сам факт гадания: у них было очень чёткое ощущение своей близости к богам, и даже греки говорили, что Египет – это совершенно особенная земля, где боги особенно к людям близки. Основное священное знание в египетской традиции получается от оракула.

Оракул возводит на престол Тутмоса Третьего и Хоремхеба». [P.125.3]

 

 
     
 

Затихли гулкие шаги королевской стражи. Наступили настороженно тревожная тишина. Перед королевским троном в позе, выражающей покорность, стоял человек, предрекавший будущее. На горе себе он оказался точен: только что скончалась возлюбленная короля, чья смерть была опрометчиво предсказана астрологом.

Людовик XI пристально посмотрел на введённого, словно пытаясь, пронзив его взглядом, докопаться до правды: «Ты хорошо угадываешь судьбу других, а сколько жить осталось тебе самому?»

Вопрос не из лёгких. Не так уж трудно доказать лживость любого ответа острым топором палача. Король насмешливо прищурился, ловя растерянность в глазах незадачливого предсказателя.

«Ваше величество, звёзды сказали мне, что я умру за три дня до Вашей смерти». И столько спокойной уверенности в ответе, что, вопреки довольно логичным подозрениям, король так и не решился казнить астролога, находчивость которого спасла тому собственную жизнь, казалось бы, в безвыходном положении.

…когда 9 ноября 1939 г. в пивном зале в Мюнхене взорвалась бомба, о письме вспомнили. Крафта проворно арестовали и отвезли в Берлин на допрос. Логика была та же, что и у Людовика XI: звёзды звёздами, но не слишком ли много знает человек, предсказывающий такие события? В условиях диктатуры чрезмерная догадливость и излишние знания – самый верный путь к гибели, что не могло быть особым секретом для Крафта. Чтоб уцелеть, надо было доказать тем, от кого зависели его жизнь и смерть, что он ещё «не сделал свое дело» и может им пригодиться. Выход был найден, и во время своего невольного посещения Берлина Крафт заговорил о возможностях, таящихся в загадочных предсказаниях Нострадамуса. Геббельс хотя и не испытывал особого мистического трепета перед волею светил, сразу оценил возможный пропагандистский эффект идеи Крафта, которому и поручили взяться за дело. Так смутные стихи знаменитого француза стали использоваться для доказательства неизбежности прихода фюрера к власти и германских побед, а предсказания, которые прежде относили к Наполеону, стали расцениваться как пророчества о грядущем величии Гитлера.

Вместе с началом первой мировой войны воспрянула и сникшая, как казалось, астрология. Неожиданно широкую популярность приобрели астрологические колонки, которые стали регулярно печатать некоторые газеты. И если поначалу на них смотрели как на развлечение – нечто вроде кроссвордов, то вскоре многие стали относиться к ним серьёзно.

Причины этого скрыты не так уж глубоко. Пока мы философствуем на кухне или смакуем газетные новости где-нибудь в тени бульвара, проблема личного будущего воспринимается весьма прозаическими уж ближайшее будущее для нас – открытая и замусоленная карта.

Но мир, содрогающийся от разрывов снарядов, заставляет по-иному смотреть на завтрашний и даже сегодняшний день. Ведь, может статься, именно завтра решится твоя судьба, судьба самых близких тебе людей. И как же нестерпимо хочется прорваться сквозь пространство и время. В таких условиях человек вольно или невольно начинал ощущать себя марионеткой, игрушкой каких-то скрытых, невидимых ему сил. Сил, нередко повергавших в отчаяние даже самых стойких. Углубившийся кризис капитализма тех послевоенных лет затронул многие страны. Но тяжелее всех пришлось побеждённым. Недаром именно Германия двадцатых стала инкубатором мистических идей и «оккультных знаний», в числе которых оказалась и астрология.

…если значение затмений и комет казалось понятным всем, то искусство расчётов появления этих затмений было в руках наиболее грамотных представителей господствующего класса. А вместе с ним, как верили, в их руках был и ключ к тайнам Времени, ключ, дававший огромную власть над умами и сердцами людей. Характеризуя социальную роль идей такого рода, мексиканский учёный Альберт Рус пишет; «Жрецы… знали всё, что случалось раньше и что должно ещё случиться. Знание календарной системы и умение пользоваться ею представляли жреческому классу неограниченную власть. Они могли сеять надежду и страх, подчинение народа было поистине абсолютным».

Такую власть имели жрецы во многих странах древнего мира и Латинской Америки. Исключение, пожалуй, составлял лишь Китай, где уже примерно в начале 2 тысячелетия до н. э. «наблюдениями неба занимались» не жрецы, а «специалисты-астрономы», чиновники, находившиеся на государственной службе. В их обязанности входило как наблюдение необычных небесных явлений, так и соответствующие расчёты положений тех светил…

Ю. БОНДАРЕНКО, кандидат философских наук [B.14]

 

 
     
 

Л. Ортега. Научна ли астрология? А всегда ли то, что сегодня мы называем наукой, является ею в действительности? Современная наука считает главным своим императивом воспроизводимость в опыте и, таким образом, по существу сводится к фактологии. А ведь Homo sapiens также невоспроизводим, следовательно, с точки зрения науки он просто-напросто не существует! Знание, которое мы называем астрологией, имеет западноевропейские корни и основано на халдейской астрологии, являясь, в сущности, лженаукой. Истинная астрология хранится в тайне и практически никому не известна.

Астрология появилась намного раньше, чем наука, и с этой точки зрения последняя никакого интереса для неё не представляет. Если взять кодексы астрологии или систему гороскопа, то они дают нам до такой степени точный результат, воспроизводимый на компьютере, что с точки зрения формальных критериев науки, астрология является, несомненно, научным знанием.

Существует 23 оккультные науки, и среди них астрология считается одной из самых простых. Наиболее сложные Таро и алхимия.

В. Сурдин. Я считаю, что астрология это типичная паранаука, то есть область человеческой деятельности, оперирующая научной терминологией, использующая авторитет науки и интерес к ней со стороны общества, но отвергающая научный метод, а значит, ни в какой степени наукой не являющаяся. Основной тезис астрологии состоит в том, что она имеет в своём распоряжении инструменты для выявления всеобщих связей в природе и предсказания человеческой судьбы. Но неужели учёные отказались бы от методов астрологии, если бы эти методы были эффективны?

Оказалось, что у обычных людей даты рождения не зависят от конфигурации планет, а у выдающихся зависят.

В. Никитин. Известный нам астролог Вронский, например, пишет, что Фома Аквинат не чуждался астрологии. В этой связи я бы хотел вспомнить Тертулиана, одного из авторитетнейших раннехристианских писателей, автора знаменитой Апологии, которая в средние века была на втором месте после Библии по популярности. Вспоминая евангельский сюжет поклонения волхвов, автор подчёркивает, что во сне Господь определил волхвам возвращаться из Иерусалима иным путем. Тертулиан это интерпретирует как указание свыше на то, что астрология, волхование и волшебство не есть путь христианина. Видимо, Тертулиан рассуждал в духе ветхозаветной традиции, поскольку три книги Моисея Левит, Второзаконие и Исход возбраняют занятие магией.

В. Вайсберг. Я хотел бы напомнить, что из четырёх направлений в специализации буддийских монахов в дацане Улан-Удэ первое философия, второе чтение молитв, третье медицина, четвёртое астрология. Тибетская ветвь астрологии, где служитель культа и астролог единое лицо, до сегодняшних дней не прерывалась. Вообще я хотел бы заметить, что астрология представлена практически во всех слоях культуры либо в явном виде, либо в неявном.

Когда был поставлен вопрос о проблеме иерархического соотношения астрологии и религии, я был очень удивлен и обрадован. Эта мысль просто ни разу не приходила мне в голову. Это комплимент астрологии… Но я бы предложил такой эксперимент заменить слово «астрология» и вместо него поставить «науку», затем «искусство» и посмотреть, изменится ли что-нибудь?

Л. Регельсон. Церковь и сегодня, как в былые времена, когда неверных сжигали на кострах, занятия оккультными науками, и в том числе астрологией, запрещает.

Священное писание пронизано астрологической символикой, как и вся наша жизнь пронизана астрологией.

Астрология стоит на пантеистических позициях. Она интегрирует всё в один глобальный космос, а христианство утверждает, что этот космос, со всеми звёздами, планетами, знаками Зодиака сотворён единым Богом, который внутри космоса не находится.

Он вне этого и никак в этот космос не интегрирован.

Те реальности, которые описывает астрология, являются, конечно, реальностями тварньши, вторичными. Астрология же с этим положением отнюдь не намерена соглашаться. Она интегрирует в Мегакосмос христианство и другие религии. Религиозный конфликт налицо…

[A.246]

 

 
     
 

Человечество знакомо с химией, точнее, с химическими процессами, с того самого момента, как в первый костёр была подброшена первая вязанка хвороста. Потом люди научились получать металлы из руды, выплавлять стекло, обжигать глину, но только ремесленники знали настоящий секрет превращения природных материалов в металл, стекло или керамику. Остальные считали это тайной магией жрецов.

В шестом веке до нашей эры благодаря греческому философу Анаксимандру появилось учение о Первоосновах Природы. Он считал Первым элементом «Бесконечное бесформенное бескачественное вещество» – апейрон (греч. πειρον, «бесконечное, беспредельное») – в котором содержатся все основные элементы.

В пятом веке до нашей эры философ Эмпедокл создал «Теорию Четырёх начал». Согласно Эмпедоклу всё в мире образовано соединением Воды, Воздуха, Земли и Огня под воздействием космических сил Любви и Ненависти.

В Средние века арабский алхимик Гебер (Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян ад-Азди ас-Суфи) предложил свою версию химического состава Вселенной. По его мнению все металлы, в том числе и золото, образовались из двух основных элементов – Серы и Ртути.

Через семь веков великий швейцарский врач Парацельс добавит к двум основным элементам Гебера Соль, и заявит, что основная задача алхимии – не получение Золота и Серебра, а изготовление лекарственных веществ.

Химия, как научная дисциплина, появилась в 1670-м году: французский врач и фармацевт Николя Лемери (фр. Nicolas Lémery) в первом учебнике химии выделял пять основных материальных Начал веществ – спирт, масло, соль, вода и земля. Первые три Начала  - активные, Вода и Земля – пассивные, так как ослабляют живость активных начал.

В конце восемнадцатого века в химии произошёл настоящий переворот. Было установлено, что Воздух – это смесь разных воздухов. Так был нанесён первый удар по элементам-Стихиям. За короткий промежуток времени были открыты водород, кислород, азот. Затем последовал второй удар по натурфилософии, когда выяснилось, что вода – это не простое вещество, а смесь двух газов – кислорода и водорода.

Первым, кто попытался как-то систематизировать элементы, был французский химик Антуан Лоран Лавуазье. Он разработал логическую систему химических элементов. Его труд был опубликован в 1787-м году, в нём было описано примерно тридцать пять простых веществ с указанием их химических свойств. Впоследствии оказалось, что только двадцать три вещества из списка Лавуазье, на самом деле, являлись «элементами». Лавуазье не делал разницы между понятиями «химический элемент» и «вещество, состоящее из атомов одного элемента». Путаница с понятиями «атом» и «молекула», а также с атомными и молекулярными весами закончилась только в середине девятнадцатого века, точнее – в сентябре 1860-го года в Карлсруэ (нем. Karlsruhe) на Международном конгрессе химиков. [T.10.CXVII.6]

 

Гости перебрались на шестой этаж, где стоял небольшой алтарь, напоминавший тот, который находился в тронной зале Короля.

…Вирго Люцифера сказала C.R.C. и его трём товарищам, что они были ленивыми «работниками» и поэтому не будут допущены на седьмой этаж. Послали за музыкантом, который должен был «выдуть» этих четверых из комнаты. C.R.C. и его товарищи впали в уныние, но музыкант сказал им, чтобы они приободрились, и повёл их по винтовой лестнице прямо на восьмой этаж под крышей башни. Здесь старый стражник, стоя на круглой печке, приветствовал их и поздравил с тем, что Вирго Люцифера выбрала их для Великой Работы. Тут вошла она и, посмеявшись над замешательством гостей, пересыпала пепел в другой сосуд и наполнила кипарисовый ящик чем попало. Затем она вернулась на седьмой этаж, очевидно, для того чтобы ввести в заблуждение оставшихся там, с тем чтобы они работали с ложным пеплом.

…вся компания на двенадцати кораблях вернулась во дворец Короля. Флаги на кораблях имели знаки Зодиака, и C.R.C. был под знаком Весов.

…в первых воротах стоял швейцар в голубых одеждах, который при виде C.R.C. попросил походатайствовать за него перед Королём, чтобы его освободили от этого поста. Король при этом заметил, что швейцар был знаменитым астрологом, теперь служащим привратником в наказание за то, что бросил взгляд на Венеру, возлежавшую на своём ложе. Далее Король объявил, что швейцар может быть освобождён только в том случае, если найдётся кто-либо, совершивший такое же прегрешение. Слыша это, C.R.C. испугался, поскольку почувствовал себя преступником, но смолчал в этот раз.

Различные этажи Башни Олимпа представляют орбиты планет. Восхождение философов от одного этажа к другому также напоминает ритуалы Элевсинских Мистерий и ритуалы Митры, где кандидат восходил на семь ступеней лестницы или пирамиды для символизации освобождения от влияния Планетарных Правителей. Человек становится хозяином семи сфер только в том случае, если он подвергнет превращению идущие от них импульсы. Только тот, кто овладеет семью мирами и соединится с Божественным источником своей собственной природы, может совершить Герметическую женитьбу.

М.П. Холл [B.30] «Химическая женитьба»

*

Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН: «…просто Менделееву надо было занять место профессора, и он работал над этой таблицей: а тогда правило было такое – в университете профессором ты мог стать, если написал учебник. И этот учебник по неорганической химии ему надо было писать. Он об этом думал много-много недель и месяцев, сидя у себя в имении прикупленном. И, в конце концов, ему стало сниться… Да, он делал карьеру. Он так долго и муторно возился с этой Периодической системой, что, в конце концов, она пришла, появилась». [T.10.CCCVI.5]

*

Иван ПИГАРЁВ, доктор биологических наук, Институт проблем передачи информации РАН: «…фокус в том, что сон тут ни причём. Когда человек вроде Менделеева или, например, того же самого Кекуле на протяжении многих-многих лет интенсивно думает об одной и той же теме и решает одну и ту же проблему, у него нейроны, которые занимаются этой мыслительной деятельностью, всегда находятся в очень возбуждённом состоянии и, на самом деле, любой шумовой сигнал, случайно попавший в поле деятельности этих нейронов, может их возбудить так, что они превзойдут порог и приведут к появлению сновидений». [T.10.I.11]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ