ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio (Идеология 11); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

КОМФОРТ

СБОРНИК 09_2_7

 
     
 

КОМФОРТ (англ. comfort, др.-фр. confort, от лат. confortare – укреплять). Вообще удобство и всё, что делает жизнь покойною и приятною

 

complacentia, ae f удовольствие, наслаждение Hier. [B.32]

 

con-dēlector, ātus sum, ārī находить удовольствие, наслаждаться (alicui rei Vlg). [B.32]

 

 
     
 

Dr. Russell Ciochon, University of Iowa, Paleoanthropologist: «Первые исследователи Африки и Азии были маргиналами в своём обществе: там им было неуютно. Поэтому они и отправлялись в дальние странствия. В своих путешествиях они находили забытые места и описывали их. Так страны Европы получали знания о территориях пригодных для колонизации».

В конце XIX-го века это было в порядке вещей. Люди, которые были лишены счастья на родине, искали его в других местах, становясь первопроходцами в новых колониях.

Промышленная революция, изменившая Европу, свершилась и за счёт дальних странствий. Великобритания, Франция и Германия нуждались в промышленном сырье и рынках. Вот почему граждане этих стран отправлялись в Африку и Азию, где и ресурсы и даже труд можно было добыть силой. [T.17.I.1]

 

 
     
 

Цезарь оказался прекрасным полководцем, он без устали сражался в первых рядах, разделяя с солдатами все опасности битвы, долгие марши, ночёвки под открытым небом и грубую простую пищу. Под палящим Солнцем и проливным дождём он всегда был впереди на ногах или на лошади, не заботясь о собственном комфорте или о своей безопасности.

Река Рубикон служила естественной границей между Трансальпийской Галлией и территорией Рима. Переходить через реку с оружием было запрещено. Окружённый тремя верными генералами, Требоном, Базилиусом и Гальбой, Цезарь медлил. Он знал, что перейдя эту реку, он станет не героем, не прославленным полководцем, а врагом, и должен будет начать войну. Но на кону стояла его политическая карьера и даже сама жизнь.

11 января 49-го года до нашей эры Цезарь, готовый к борьбе с сенатом, пересёк Рубикон. Он знал, что его войска и его полководцы всегда последуют за ним и не просто из преданности. От сената они не дождутся ни земель, ни наград. Гражданская война начиналась. [T.10.CXLI]

 

 
     
 

Любопытный факт! Если человек будет уверен, что для эффективности внетелесных переживаний нужно кровать ставить головой на северо-запад, или в какую-либо другую сторону, то это неминуемо положительно отразится на результате. Но дело совсем не в положении тела, а в уверенности, которая сродни точному намерению, которое, в свою очередь, уже имеет огромное значение.

***

Если в контексте непрямых техник не имело значение изначальное положение тела, так как важно было просто проснуться, то в практике прямых техник это может иметь очень серьёзное значение. Часть неудач точно возникают по причине принятие совсем не той позиции, которую следовало бы иметь.

Загвоздка заключается в том, что люди разные сами по себе и у каждого в отдельности бывают разные ситуации изо дня в день. Поэтому нет чёткого положения тела, которое следовало бы занимать совершенно каждому человеку. Есть определённые правила, которые позволяют выбирать это самое положения исходя из косвенных признаков. Однако большинство свято верит, что нужно занимать «позу мертвеца» – положение лёжа на спине, без подушки, с выпрямленными ногами и руками. Возможно, это повелось от других практик измененных состояний сознания. Однако именно такое положение тела вредит большинству практиков.

Такую позу можно принимать только в том случае, если есть вероятность, что во время выполнения техник произойдет быстрое засыпание. При этом данное положение должно быть неудобно для сна.

Если у человека проблемный сон и во время прямых техник он всегда бодр, то ему следует принимать наиболее комфортное положение, какое ему в этот момент больше всего хочется.

Чем больше вероятность уснуть, тем менее естественное положение тела для сна нужно принимать. Чем ярче и без провалов сознания осуществляются техники и чем хуже обычное засыпание, тем наиболее удобное положение тела нужно принимать. В зависимости от ситуации можно ложиться по-разному и даже находиться в полусидящем положении. Возможно, от попытки к попытке придётся менять положения, внося коррективы, связанные с плавающим состоянием сознания.

***

Регулировать количество провалов ещё можно положением тела, временем суток и вариантом исполнения техники.

Михаил РАДУГА «Школа внетелесных путешествий» [P.78]

 

 
     
 

Прежде всего, следует отметить, что ламаисты придают сметливости и изворотливости даже ещё большее значение, чем некоторые секты махаянистов (разновидность буддизма, превалирующего в странах Северо-Восточной и Центральной Азии). «Сметливый человек проживёт с комфортом даже в преисподней» очень популярная поговорка в Тибете. Она лучше всяких объяснений выражает взгляды ламаистов на то, что именуется ими «тхабс» (способ действия). Итак, между тем, как большинство их единоверцев убеждены, что судьба умершего с математической точностью определяется его моральной сущностью, ламаисты полагают возможным для ловкого человека (того, «кто знает, как нужно за это взяться») изменить и улучшить свою судьбу после смерти, возродиться по возможности в благоприятных условиях.

Я говорю «по возможности», так как, несмотря на все надежды на «ловкость рук», бремя совершённых поступков («ниен лас»), по их верованиям, всё же остаётся довлеющей силой, иногда настолько значительной, что все ухищрения покойного или даже старания принимающего участие в его судьбе чудотворца-святого, бессильны удержать дух от перевоплощения в бедственных условиях. Приведу пример такого бедственного перевоплощения немного дальше. Отталкиваясь от идеи, будто находчивость и изворотливость, во всяком случае, представляют основное значение, ламаисты рассудили – к умению хорошо жить следует присовокупить умение хорошо умереть и успешно выходить из затруднительных положений и на том свете.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

Мы чувствуем себя комфортно при относительно небольших колебаниях температур. Ошибки в нашем дизайне мы унаследовали от своих предков.

Dr. Kenneth Kamler, Survival Doctor: «Человеческая раса зародилась на африканских равнинах, где средняя температура 38 градусов Цельсия. Тело человека больше приспособлено к тому, чтобы избавиться от излишней температуры, чем согреться в холод. Когда мы находимся в условиях низких температур, у нас мало возможностей защитить себя». [T.10.VI.14]

 

 
     
 

Титов (Плотнику): Расскажите ему, полковник. Если хотите, конечно.

Плотник: Отчего же, полковник… Со всем нашим решпектом. Это было ещё в Ташлинске. Ну-с, я подпустил к нему одного человечка с самыми широкими полномочиями: деньги, комфорт, политическое убежищестандартный набор для российского патриота. А за всё про всё – деликатное порученьице. Не в России даже – в одной мусульманской странишке…

Хайтауэр: Ещё в Ташлинске… «Белый верблюд», да?

А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.7]

 

…эпроновцы и члены их семей подлежали особой опеке: детей бесплатно обучает музыке специально выписанный из Севастополя дирижёр. В горах было заведено большое подсобное хозяйство «Эпрон», включавшее пасеку и скотный двор, виноградники и огороды. Всё это для нужд «Эпрона», что на фоне общей нищеты делало членов организации привилегированной частью балаклавского общества. Впрочем, в те дни это значило просто быть одетым и сытым.

Водолазным пайком можно было накормить всю семью. [T.10.CLXXX.16]

 

 
     
 

12-е апреля 1981-го года. Впервые за шесть лет НАСА решилось отправить астронавтов в космос.

Gene Kranz, Missions Operations Director: «Это была миссия, о которой я так долго мечтал. Конечно, я очень волновался. Раньше никто не летал на таких кораблях. Нам всем было страшно».

Robert Crippen, Shuttle Pilot: «Вы сразу чувствуете, когда запускают главные двигатели. Такое невозможно пропустить. Всё тело содрогается, и вы знаете, что летите. Как будто я вёл свой старый грузовик по сельской дороге, ощущения такие же».

John Young, Shuttle Commander: «Не думаю, что комфорт это то, о чём надо думать во время полёта. Там явно не до уюта. Я подумал, что раз мы добрались до орбиты без всяких происшествий, то вернёмся домой невредимыми».

Robert Crippen, Shuttle Pilot: «Посадка была отличной. Джон всё сделал замечательно. Я даже ничего не почувствовал. Джон очень радовался, никогда не видел его таким».

John Young, Shuttle Commander: «Они сказали, что миссия удалась. Не знаю, была ли она опасной. Мы были не такими умными, чтобы понять насколько рискуем жизнями. Мы сделали это». [T.12.LVII.3]

 

Вместе с первыми работниками космодрома, Шумилин и Солдатенков провели здесь свою молодость. Жили в шатких переполненных бараках.

Кира БЕЛОСТОЦКАЯ, старший инженер ОКБ МЭИ: «Надо представить себе климат Казахстана. Это минус сорок градусов зимой, со снегом, с песком. Это летом жара плюс сорок градусов в тени и тоже с песком».

Маргарита МИНЦКОВСКАЯ, разработчик-испытатель систем связи: «От аэродрома до площадки до жилой только перекати-поле катится, и ничего… Приехали. Где селят? – В бараках. Барак в самом прямом смысле этого слова. Это действительно барак: семьдесят два человека в этом бараке жили, два туалета, пять кранов последовательно соединённых – если один открываешь, уже в последнем уже вода не течёт».

Георгий ГРЕЧКО, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР: «Я когда возвращался с работы, перед дверью, чтобы открыть дверь в свою комнату, снимал ботинок, брал его за подошву, и там в комнату, зажигал свет, и этим ботинком лупил, значит, по стенам, уползали клопы, а по полу фаланги. Вот и тех и других, значит, лупил ботинком, и потом ложился спать. И поэтому стены в этих бараках все были в следах от клопов и от ботинок».

Маргарита МИНЦКОВСКАЯ, разработчик-испытатель систем связи: «Я помню, когда Хрущёв встречался с американцами, то они – испытатели – спросили: «А как живут русские испытатели?» Он честно совершенно им сказал: «Они живут так, как вам и не снилось». Да, действительно, это никому не приснится в самом вообще ужасном сне».

Тем не менее, атмосфера на космодроме была потрясающей: все работники без преувеличения считали себя большой дружной семьёй… [T.3.XXIII.1]

 

 
     
 

Андрей САХАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории: «Какое значение имела, скажем, Октябрьская революция семнадцатого года, которая привела к крушению системы буржуазной, капиталистической, основанной на частной собственности, кстати говоря, и семьдесят с лишним лет эта система существовала в Советском государстве. Это что, прогресс истории, или это регресс истории? Это движение вперёд, рывок вперёд, или это откат нашей истории отечественной, в том числе и мировой истории? Для основной массы населения российского того периода это был, несомненно, колоссальный прорыв, прорыв личностный. Несмотря на прогрессы, которые были в это время в условиях реформ Столыпина, там скажем, и продвижения первых буржуазных каких-то канонов в российской экономике, градостроительстве, железнодорожном строительстве, и прочее, прочее, тем не менее, всё-таки Россия к началу XX-го века была страной достаточно нищей, убогой, и люди жили, прямо скажем так, плохо.

И вот для этих людей, как я их называю, «Униженные и оскорблённые», вот для этих людей, конечно, события семнадцатого года и последующее создание советской цивилизации – это было прорывом и прорывом достаточно серьёзным вот к тем идеалам, к которым они стремились. Но что это были за идеалы – вот вопрос? Я вспоминаю одни мемуары, которые оставили строители Сталинградского тракторного завода, который строился в конце двадцатых в начале тридцатых годов. Приехали люди на строительство этого завода из деревни, мужчины, женщины по мобилизации, кто-то по своему собственному желанию. И они с восторгом вспоминали, как они впервые из этих самых своих курных изб, из бараков пришли в коммунальные квартиры, не в общие квартиры, а в коммунальные квартиры, где из крана текла горячая и холодная вода. Они были потрясены этим состоянием, что у них водопровод, что у них в доме в XX-м веке в тридцатые годы появился нормальный туалет и цивилизация. Для них это было колоссальный прорыв, это было счастье этих людей. И эти люди, действительно, боготворили вот тот мир, ту систему, которая была создана после Октябрьской революции, и в двадцатые - тридцатые годы. Их мало беспокоили репрессии, их мало беспокоили заботы, которые в то время обуревали интеллигенцию, обуревали писателей, художников, артистов, которые бежали из этой страны, и тот же Шаляпин, которого уплотнили и дали одну комнату; и тот же Рахманинов, рояль которого выкинули со второго этажа и которого объявили буржуем». [T.10.CI.8]

 

Юрий ГУЛЛЕР, историк Москвы: «Из дневника Корнея Чуковского. Четырнадцатое февраля двадцать третьего года. В Москве теснота ужасная, в квартирах установился особый московский запах от скопления человеческих тел».

Феномен московской коммунальной квартиры строился по принципу «Власти ответственного квартиросъёмщика».

Игорь ОРЛОВ, доктор исторических наук, профессор ВШЭ: «…постоянные склоки по поводу оплаты электричества, постоянные склоки по пользованию кухней, – это всё было. Но коммунальная квартира, – я готов это как бы даже на этом настаивать – коммунальная квартира была механизмом адаптации крестьянского населения к городу. Они привыкли жить в деревне на виду, сообща, и здесь коммунальная квартира она была способом вот этой адаптации». [T.3.XX.1]

 

Игорь ОРЛОВ, доктор исторических наук: «…во первых это ностальгия вчерашнего жителя деревни, который стал горожанином в первом поколении. А сейчас, мне кажется, это побег, даже не из города, душного города, а это попытка убежать от ритма – психологически перестроиться.

Помимо этого, ещё один фактор мне кажется очень важный: мы дома друг друга не видим. Мы приходим с работы – дети уже спят, мы уходим утром – дети тоже спят. То есть в результате дача становится тем местом, где собираемся семьёй». [T.10.LI.62]

 

 
     
 

Владимир КУТЫРЁВ, доктор философских наук: «Все сказки стали былью: в Раю живём, в Раю и умрём. В Раю живут мёртвые, вот мы там и будем при таком подходе. То есть происходит так называемый кинозис – истощение Творца в своих творениях, – построение вот этого Рая. Счастье понимается как комфорт. Все стремятся к комфорту, к удобству. С точки зрения старых философов, Ницше, например, они же это презирали, это же идеал мещанства. Счастье – это преодоление, м какая-то высокая цель ещё. Если человек знает «Зачем», он может вытерпеть любое «Как». [T.10.I.9]

 

Она начала своё восхождение к русскому трону, когда её приметил фельдмаршал Шереметьев и сделал своей прачкой, или, как тогда говорили, портомоей. От Шереметьева её путь лежал к Александру Даниловичу Меньшикову, у которого она состояла в весьма сомнительном звании наложницы. Как? Когда? И каким образом Марта оказалась у Петра? – Точных исторических данных не сохранилось. Зато результат был вскоре на лицо – Пётр явно выделил «Мариенбургскую пленницу» из числа многочисленных женщин, которые его окружали. В этом стремительном возвышении простолюдинки была какая-то тайна: «Почему именно она?»

Чем эта смуглая, коренастая и неизящная женщина привлекла русского царя.

Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Конечно, она была «Милой душечкой», которая могла приспособиться к этому непростому человеку. Но, вместе с тем, в ней была какая-то трогательность и беззащитность, и уютность: если так можно сказать, как кошка, которая делает место, на котором она сидит, уютным, так и Екатерина создала Петру уют, в котором он так нуждался, этот вечный скиталец по своей стране».

Пёстрое лоскутное одеяло, сшитое Екатериной, отлично вписывалось в нарочито скромный образ жизни великого русского самодержца, стилизованный под быт зажиточного голландского бюргера. [T.10.CCLV.5]

 

 
     
 

Элла ЛИБАНОВА, академик НАН Украины, доктор экономических наук, директор Института демографии и социальных исследований: «…несколько слов о том, как считается этот индекс. На самом деле, там три составляющих, серьёзных. Это: «Долголетие и Здоровье», измеряется «Долголетие и Здоровье» в основном средней продолжительностью жизни. Это – вторая составляющая – «Знания и Образование», там считается два показателя: «Фактическая продолжительность обучения» и теоретическая, так называемая «Ожидаемая продолжительность обучения». И, наконец, третья составляющая – это «Достойный уровень жизни», измеряется, как правило ВВП на душу населения в долларах Соединённых Штатов, но, естественно, не по курсу национальных банков, а по паритету покупательной способности. И из всего этого считается «Индекс человеческого развития».

…когда считается «Индекс человеческого развития» очень важное значение имеют Целевые ориентиры, то есть тот максимум, которого может достичь любая страна.

Максимальное значение «Продолжительности жизни» при рождении на сегодняшний день за всю историю – это 83,2 года (Япония, 2010 г).

Средняя «Фактическая продолжительность обучения» – это 13,2 года (США, 2000 г).

«ВВП на душу населения»: максимальное значение – это 108 тысяч в расчёте на одного человека (Объединённые Арабские Эмираты, 1980 г), а минимальное значение, которое существовало когда бы то ни было – это 163 доллара, практически в тысячу раз меньше (Зимбабве, 2008 г).

…обратите внимание, «Продолжительность жизни населения», скажем, в России – 67,2 года. В целом по всему миру, включая африканские, латиноамериканские и азиатские беднейшие страны – 69,3. То есть в России, в Казахстане, в Украине эти показатели ниже, чем в целом по всему миру.

…есть такой показатель: страна считается в целом бедной, если в ней высока доля умирающих до сорока лет – это для малоразвитых стран показатель, для высокоразвитых стран – 65, иногда берётся 60 лет». [T.10.CI.67]

 

 
     
 

– Я её искал! – жёстко перебил Илья. – Ничего тут случайного, я искал её.

– Ну что ж теперь делать, Илька? Теперь ничего не сделаешь.

– Это мог быть мой сын, – тупо глядя в угол, пробормотал Илья самому себе. – Я удобно жил, всех моих детей убивали до рождения. Это большое удобство в жизни, когда и женщина относится к этому просто. Хотя б одна послала меня к чёрту!

– Теперь ничего не поделаешь, старик, – примирительно проговорил Егор. Они замолчали.

Дина РУБИНА [B.108.9]

 

 
     
 

Павел САПОЖНИКОВ, реконструктор, координатор проектов в историческом ивент-агентстве «Ратоборцы»: «Проект «Один в прошлом» задумывался изначально как исторический эксперимент. В итоге он стал ещё во многом и психологическим экспериментом. Его суть собственно сводилась к тому, чтобы один человек – это был я – прожил в условиях раннего Средневековья чуть больше, чем полгода. Условия раннего Средневековья, это означает что у меня были только предметы, которые были в десятом – начале одиннадцатого века и технологии я мог использовать только те, которые были известны людям того периода, нашего региона, то есть, Руси.

У меня была реконструкция хутора, которая включала в себя жилой дом-шестистенок трёхклетный, то есть, общее жилище времён конца распада общинно-родового строя, где жили и люди, и животные все вместе, где хранились все припасы. Была небольшая баня. Был ледник. И вся эта территория была огорожена околицей. Из животных изначально четыре козы, десяток куриц с петухом, собака, кошка и некоторые запасы продовольствия. В основном это было зерно – ячмень, овёс, пшеница».

– Сколько, вообще времени уходит чисто на бытовуху? Чтобы просто обеспечить себя?

Павел САПОЖНИКОВ, реконструктор, координатор проектов в историческом ивент-агентстве «Ратоборцы»: «На быт, если ты живёшь один на таком хуторе, уходит всё время. Иногда находились дни, пару раз в месяц, когда я куда-нибудь ходил гулять по окрестностям, так чтобы просто передохнуть. А так абсолютно всё время уходит на это. Ушёл один день на то, чтобы заготовить дрова на неделю вперёд. На следующий день – уборка: дом, двор убрать. Подстилку в доме поменять, полы подмести. Хлев убрать. Дальше – вещи постирать. Вещи постирать зимой в условиях раннего Средневековья – это процесс: воды наподнимать, нагреть в печи камни, камни заложить в воду, воду нагреть. Процедить щёлок, чтобы получить некое моющее средство. Потом всё это жмыхать-стирать, развешивать сушиться. Практически целый день на это уходит. Дальше – надо мукой озаботиться. Поскольку жернова у меня были не такие большие – в районе сантиметров пятидесяти диаметром – это вполне исторично на то время. Практически целый день уходит на то, чтобы наготовить муки на неделю. И в конце недели ты возвращаешься к тому, что у тебя заканчиваются дрова и их надо заготавливать заново. И всё начинается по кругу». [P.141.16]

 

 
     
 

…но растущая бешенными темпами индустрия удовольствий – это лишь одна сторона. Все новейшие технологии, научные исследования, компьютерные разработки цивилизованное человечество направило на обретение для себя максимального комфорта и практически достигло своей цели. Это, кажущееся таким безусловным, достижение таит в себе огромную опасность – человек отныне любой ценой стремится избегать всего, что может принести в его жизнь хоть малейший дискомфорт.

Григорий ЮДИН, кандидат философских наук: «Вера в прогресс – это, может быть, одно из самых главных, если не главное, наследие, которое дала нам современность, дала нам эпоха просвещения. Но это наследие, конечно, оказалось достаточно тяжело нагруженным верой в то, что наука – это какая-то всепобеждающая сила, которая непременно ведёт нас к добру, верой в то, что наука порождает технологию, которая тоже неизбежным образом будет улучшать нашу жизнь. И в итоге эта прогрессистская идеология она довольно сильно сузила наше воображение. Вообще с человеком не может произойти ничего худшего, чем смерть воображения, потому что воображение позволяет быть свободным, позволяет ему видеть другие горизонты, позволяет ему перепридумывать и переизобретать мир, в котором он дивёт. Без воображения мы оказываемся в тоннеле, и в тоннеле мы, как свободные существа, на самом деле, пропадаем – мы мертвы».

«Развитие современных технологий, особенно фармакологических, как никогда прежде поощряет общечеловеческое стремление избегать неудовольствия. Современный комфорт стал для нас чем-то само собой разумеющимся до такой степени, что мы не сознаём уже насколько от него зависим» Конрад Лоренц

Владимир КУТЫРЁВ, доктор философских наук: «Мы создали средства, изобрели орудия и всё прочее, которые облегчают нашу индивидуальную жизнь. Но объективно образуется как бы экзоскелет, в котором человечество слабеет. В экоскелете вы теряете способность самостоятельно развиваться, двигаться, напрягаться: он за вас, вас держит. Человечество  создало себе экзоскелет, и в нём, как бы, деградирует». [T.10.DCCXXXI.4]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12