ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IX. Protectores; Initiatio (Идеология 12); Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф. |
||||||
ОБРАЗОВАНИЕ |
||||||
…вокруг было множество людей, как тогда говорили, блазированных – пресыщенных и праздных, которые безуспешно искали причину своего смутного томления в каких-нибудь объективных обстоятельствах. Ими было легко манипулировать. Александр САМОВАРОВ, писатель, историк: «Я не говорю, что образование – самое главное в этой жизни, но, тем не менее, на каком-то этапе приобщение к высокой культуре даёт сдерживающий стимул человеку». [T.3.XV.4]
|
||||||
…один из оставшихся знаменит тем, что его «на счастье» тёрла сама королева Виктория, когда гостила у Ку ещё в первом – деревянном – Клановом Доме. Внутри Дома Ку (Khoo) за век ничего не изменилось, лишь в одной комнате на стене появляются золотые таблички. Они увековечивают факт получения высшего образования каждым представителем клана Ку. А образование, уверены потомки эмигрантов, не желанно, а необходимо для процветания. В остальном всё остаётся без изменений, регулярно проводят только реставрацию… В Клановом Доме не живут, здесь собираются только по большим праздникам, когда сюда приезжают все члены Семьи Ку со всего мира, и проводят вместе три дня. [T.10.VII.10]
|
||||||
Учёба давалась Анастасу легко, по всем предметам он был отличником, и только одна дисциплина ему категорически не давалась – пение. Оказалось, что у него совершенно не было музыкального слуха. Договорились, что семинарист Микоян не будет на уроках пения петь. Михаил ЮДИН, историк: «В этой гимназии преподавалось аж целых двадцать девять предметов. Эти двадцать девять предметов давали всестороннее образование молодому человеку. Из них были единицы религиозных предметов, не смотря на название «семинария». Нравы в семинарии были демократические. Начитавшийся революционной литературы Анастас Микоян любил спорить о религии с учителем «Закона Божьего» и это вовсе не считалось большим нарушением порядка. Преподаватели и сами старались не отставать от модных общественных веяний, многие из них получали образование в Германии, Швейцарии и Франции, и сохранили со времён своего студенчества либерально-демократические взгляды. Михаил ЮДИН, историк: «Именно в эти годы в семинарии Микоян знакомится и с социал-демократическим движением. Среди семинаристов создаётся кружок по изучению литературы. Здесь Микоян впервые знакомится с работами Ленина. К этому времени, он уже достаточно хорошо владеет и армянским языком и русским языком». Микоян читал Добролюбова, Чернышевского и Писарева, Фурье, Оуэна и Сен-Симона, русскую, армянскую и зарубежную художественную прозу и поэзию. Это был стандартный набор литературы молодого человека того времени. Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, публицист, писатель: «Когда знакомился с кругом чтения книг, на которых вырос Микоян, поразительное совпадение со сталинским кругом. Только если у Сталина это грузинские классику, у него – армянские. У Микояна армянские поэты, у Сталина – грузинские. Та же любовь к Шиллеру, и к Дюма, и та же любовь к Диккенсу, и русские писатели, которые они осваивали. И потом чтение, подпольное чтение, «Происхождение видов» Чарльза Дарвина». Год от года политическая обстановка в стране накалялась. К тому времени как Микоян стал учиться в старших классах, умы семинаристов были заняты исключительно вопросами политики. Из рук в руки ходили труды популярных публицистов, – один поразительнее другого, – понять которые было решительно невозможно. Авторы революционных сочинений и сами не всегда отчётливо понимали, о чём говорят, но такое прозаическое соображение молодым людям могло прийти в голову в последнюю очередь, тем более, что никто из них не хотел опозориться и выглядеть невеждой, и громкие имена революционных теоретиков всегда произносились с видом важным и глубокомысленным. Ярослав ЛИСТОВ, историк: «Анастас Иванович, как и многие большевики, начинал свой путь с семинарии. Так же как это делал Сталин, также как это делал Добролюбов, Чернышевский, о чём мечтал Дзержинский…» К великой радости мамы и папы он вернулся с фронта и продолжил занятия в родной семинарии, а вместе с ними продолжились и, прерванные патриотическим порывом, революционные изыскания. Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, публицист, писатель: «Он уже издаётся в марксисткой газете «Байкар», но, как ни странно, подаёт заявление об учёбе в Эчмиадзине, в Духовной Академии, и собирается там продолжать свою учёбу…» В один и тот же год Анастас Иванович подал заявления на вступление в партию Большевиков и в Духовную Академию, и везде был охотно принят, как юноша серьёзный и положительный. Ярослав ЛИСТОВ, историк: «Микоян рассматривал свою учёбу в семинарии, а потом и в Духовной Академии именно как возможность получить хорошее образование, и стать в дальнейшем может быть профессором, а может быть даже и священником…» При Брежневе Анастас Иванович начал отходить от дел: он не нравился Леониду Ильичу. А ему самому не нравились новые номенклатурные порядки – безответственность и коррупция. Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, публицист, писатель: «В 66-м году он потерял Пост и Председателя Президиума Верховного Совета и был выведен из состава Президиума. Он просто ушёл тихо в отставку». …однажды, в беседе о событиях тридцатых годов, Анастас Иванович с грустью сказал: «Все мы были тогда мерзавцами». Микоян написал мемуары о своей жизни, – книгу с названием «ТАК БЫЛО». Завершил её размышлениями о советском обществе. Последние слова этой книги звучали так: «Остаётся только надеяться, что это, – не вечно». [T.3.XV.8]
|
||||||
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Особенность Антонинов была в том, что они сохранили республиканские институты, в частности Сенат, и в отличие от времён Гражданский войн и ранних Цезарей, не воевали с Сенатом, а старались примириться, чтобы это была монархия, опирающаяся на аристократию. Очень разумный ход, не во всём удававшийся, но давший свои результаты. Его образование и учителя. Это очень важно. Блистательные. Именно дед позаботился о том, чтобы он получил совершенно особенное образование. Я прочту небольшой отрывочек из дневника. Дневник заслоняет Марка Аврелия. «Деду Веру, – пишет он, я обязан сердечностью и незлобливостью. Слава родителя и оставленный им по себе памятью скромностью и мужественностью. Матери – благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества. Прадеду (добрался до прадедов)….. Я назвала этот фрагмент генетическим самоанализом. Во времена, когда слово «генетика» не существовало. ….прадеду – тем, что не посещал публичных школ, пользовался услугами прекрасных учителей на дому, и понял, что на это не следует щадить средств». Роль образования. И наконец – воспитателю. И что занятно – два строчки про отца, две – про мать, по нарастающей – дед и прадед, и больше всего – про воспитателя. Чем же он ему обязан? «Тем, что не интересовался исходом борьбы между «зелёными» и «голубыми» (между «Спартаком» и «Динамо» сегодня» или гладиаторами фракийского и галльского вооружения, что вынослив в трудах, довольствуюсь малым, не получаю своего дела другому, не берусь за множество дел, и не восприимчив к клевете». Самая высокая роль учителя и учительства. Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эхо Москвы»: «Кстати, по поводу Франтона, может быть, здесь имеет смысл сказать. Удивительная история. Есть переписка Марка Аврелия с Франтоном, которая началась, когда Марку Аврелию было 18 лет, и длилась эта переписка ни много, ни мало, 27 лет. До самой смерти Фронтона. Он уже стал императором, прошёл всю жизнь, и он со своим учителем переписывался и продолжал переписываться. Двадцать лет переписки постоянно, от мальчика, до императора. [P.97.12]
Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…ну, вот, во всяком случае, Византия была открытой страной для того, чтобы любой подданный мог пройти по этой лестнице и достигнуть самых больших высот. Разумеется, для этого нужны были многие обстоятельства. И первым обстоятельством было образование. Много очень внимания византийцы всегда уделяли эллинскому образованию, эллинскому красноречию. Это было необходимым условием любой карьеры. Что отличало человека образованного от человека необразованного? Владение древнегреческим языком, аттическим диалектом, потому что аттический диалект древнегреческого языка был примерно тем же, что французский язык для русской аристократии девятнадцатого столетия. Это было отличительным знаком, и человек должен риторски был уметь этим владеть – это было условием его службы. Традиционность Византийской империи и здесь проявлялась». [T.10.CI.27]
|
||||||
Prof. Peter Lyman, University of California, Berkeley: «…я думаю об интернете, как о библиотеке. Я могу скачать всё, что хочу, из любой точки мира. И поэтому, в каком-то смысле, библиотека лишилась своих границ… Нам приходится делать выбор из множества информации: её слишком много, гораздо больше, чем мы можем использовать или переработать за всю жизнь. Я считаю, что сегодня надо фильтровать информацию. Наше образование – это ряд фильтров, которые определяют, на что я буду или не буду обращать внимание: какие газеты я буду читать, какие телепередачи я буду смотреть. На множество вещей я не смогу обратить своё внимание: слишком много телефонных звонков, слишком много интернет страниц, слишком много газет. Поэтому образование сегодня заключается в фильтрации и выборе того, что подходит мне. Это то, что мы называем «Образованием сейчас», – это экономия внимания, это фильтрация, выбор, отбор… Мы прошли эволюцию от мира, в котором знания приумножались путём изучения «Чего-нибудь», к миру, в котором образованность состоит из знания того «Что следует откинуть». Можно проиллюстрировать это метафорой: «Мы прошли путь от глиняной скульптуры, когда наращивали знания, к мраморной скульптуре, – отбросьте ненужное, и вы получите искусство». [T.13.XXVIII]
|
||||||
Одним из самых учёных людей своего времени была женщина, фактически выросшая в библиотеке Лувра, – Кристина Пизанская. Одной из предшественниц феминизма считается французская писательница итальянского происхождения Кристина Пизанская. Она стала первой женщиной Средневековья, которая решилась публично ответить на нападки женоненавистников. В 1405-м году она опубликовала книгу «О граде женском», в которой описала идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих несправедливость общества и гнёт мужчин. В книге писательница сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам. [T.10.LI.58]
«Footsteps» организация, которая помогает членам ультраортодоксальных иудейских общин понять основы американского образа жизни. Многие из них были отвергнуты друзьями и членами семей. Michael Jenkins, Footsteps Program Director: «У многих людей, которые приходят сюда, нет даже начального светского образования: мужчины могут иметь хорошее религиозное образование, но когда мы тестируем их в компьютерном классе, они показывают уровень развития пятиклассников. Жить в замкнутой общине в таком городе как Нью-Йорк, это довольно опасно: здесь очень легко оступиться». [T.21.XLIX.1]
|
||||||
…в течение века они воздвигли новый город на берегах Нила. Вскоре Каир стал одним из величайших городов арабского мира. В сердце этого шумного города Фатимиды построили мечеть аль-Азхар. Однако это не просто молитвенный дом, а ещё и учреждение, где происходит обучение людей. Эта мечеть с гордостью величает себя старейшим университетом в мире. Dr. Ahmed Ragab, Harvard University: «Один из самых больших молитвенных залов в аль-Азхаре. Здесь люди молятся, сидя у колонн. В Средневековье профессора сидели здесь в окружении студентов, разъясняли какие-то понятия или читали лекции. Самые успевающие студенты, как правило, находились ближе к профессору. Эти лекции были доступны простым слушателям: человек мог войти в мечеть с улицы, сесть в сторонке и слушать». Основав аль-Азхар, новые правители Египта дали толчок процветанию других образовательных центров в конкурирующих дворах арабского мира. Dr. Ahmed Ragab: «Образование стало частью политического соперничества между монархами на всём Ближнем Востоке. Всё повторялось по определённой схеме: в новых государствах любого рода правители – монархи, и, даже, богатые люди и важные военачальники – строили мечети-медресе, чтобы обучать людей. Они приглашали и платили учёным…» [T.13.XCIV.3]
|
||||||
Владимир АРНОЛЬД, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…у нас сейчас происходит явление, которое я называю «американизацией». У нас наши руководители нашего образования провозгласили: «Надо сделать, чтобы наше образование было хорошим, то есть таким, как в Америке». А каким оно стало в Америке? – американцы с другой стороны мне объяснили, что они сознательно борются за то, чтобы народ был малообразованным, не интересовался ни наукой, ни какой культурой, ничем: потому что это противоречит «Обществу потребителей». Потому что, если люди начинают интересоваться чем-то другим, кроме стиральных машин и автомобилей, которые надо купить каждую неделю новые, то тогда они худшие покупатели, а если и покупают, то они начинают покупать Ван Гога, там, или стихи какие-нибудь, или теоремы доказывать, а это для Общества потребителей вредно. А к тому же ещё, чтобы население было послушным стадом в руках манипулирующих ими политиков, нужно сделать не «европейскую», а «американскую» систему образования, в которой ничему не учат. Например, у них, скажем, в штате Калифорния была борьба, такая серьёзная борьба интеллигенции штата Калифорния за то, чтобы в университеты принимать не всех, вопреки федеральным правилам. Они потребовали, чтобы по математике, например, не принимать тех, кто не умеет без компьютера сто одиннадцать разделить на три. А по физике потребовали, чтобы у воды было три фазовых состояния – твёрдое, жидкое и газообразное. В федеральных законах ничего такого нету: ни деления нету, дробей простых нету. Американский журнал, Математического общества американского опубликовал несколько лет назад статистику: оказывается такую задачу «разделить число полтора на одну треть» из учителей математики в школах Соединённых Штатов, в зависимости от штата – в некоторых штатах один процент учителей умеют, а в некоторых – два, нигде не больше. Там нету дробей, там простые дроби исключены – их нету – поэтому «сто одиннадцать на три» тоже нет. Это никто не умеет делать. Поэтому в Вашингтоне было – я это читал в «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» (англ. New York Herald Tribune) – обсуждение, где сенаторы выступали. И один сенатор сказал: «Я, представитель, там, кажется, штата Небраска, я забочусь о том, чтобы отстаивать интересы избирателей, то есть, я добьюсь, чтобы ни один человек во всей моей родине (не только Небраска, а все Соединённые Штаты) не смел учить никого ничему, чего я не понимаю». А другой говорил: «Эта ваша программа, в которой есть водяной пар, это специально сделано, чтобы выдержать могли только элитарные ученики пятьдесят седьмой школы города Москвы, которые к нам тоже попадают, и вот они-то это знают. А наши негры никогда не сумеют понять ваш водяной пар, у которого нету ни вкуса, ни цвета, ни запаха: для негров это недоступно, поэтому эта программа расистская, которая требует, чтобы был водяной пар». И вот к чему мы идём, вот к чему мы стремимся, и вот что называют «хорошим образованием». Во всём мире идёт такая сейчас тенденция уничтожения старой системы образования, потому что это трудно. Вот как мне говорили наши реформаторы: «Конечно, наши ребята все будут здоровье терять, потому что вы требуете, чтобы они читали и Пушкина, и Толстого – разве это можно?» Это не математика, но это то же самое. Эта та самая тенденция, которую мы наблюдаем, и с которой я изо всех сил стремлюсь бороться, но это очень трудно даётся. Ко мне несколько лет назад обратились представители одной очень крупной американской фирмы, которая всем хорошо известна, – это «Боинг». Которые мне объяснили, что американская система образования такова, что они не могут выросших в Америки ни школьников, ни студентов, ни университетов, ни технических вузов нанимать к себе, делать новые самолёты или чинить старые. Боинг держится только на том, что они нанимают иммигрантов, в основном из трёх стран – из России, Китая и Индии. Поэтому – говорят – мы прочитали ваши газеты, что у вас собираются довести систему образования до американских стандартов, и по нашим подсчётам через тридцать лет в России будет такое же плохое образование. И тогда вся эта технологическая система рухнет, потому что она основана на иммигрантах. Она основана на том, что на Америку работают умы всей Европы. [T.10.CXIX.12]
…в нашей стране высокие результаты в приборостроении были достигнуты за счёт комплексного системного развития электронной промышленности. Комплексность заключалась в творческом взаимодействии радио- и электронной промышленности, а позднее, и промышленности средств связи, создании собственного электронного материаловедения и машиностроения, совместных работах с академической и вузовской наукой, в развитии системы подготовки специалистов, во взаимодействии с оборонными отраслями промышленности. Валентин ПРОЛЕЙКО, кандидат технических наук, профессор Российского Государственного Технологического Университета – МАТИ им. К. Э. Циолковского (начальник Главного научно-технического управления МЭП СССР): «…когда в пятьдесят седьмом году мы запускаем спутник, Кеннеди в это время, он делает единственно правильное решение: быстро перестроить систему высшего образования по образцу советской. Вот сейчас эти реформаторы гонят нас в эту «Болонскую тоску». Вот я – действующий профессор – вот, мне жалко этих ребят, которых сейчас мы выпускаем как бакалавров. Ну, просто их жалко. Недоучившиеся. Вот, что такое студент? Первый год он вообще не понимает, куда попал. Второй год он начинает оглядываться по сторонам. Третий год он начинает понимать, о чём речь. В этот момент ему дают диплом бакалавра. Иди, гуляй. Иди, ищи себе работу». [T.17.LIV.1]
|
||||||
…учёные полагают, что социальные отношения внутри больших групп развили интеллект шимпанзе и дельфинов. Относится ли это и к птицам? Небольшая колония грачей в Страсбурге помогает учёным выяснить, что происходит в таких группах. Валери Дюфур из Страсбургского университета (Dr. Valérie Dufour, L’Université de Strasbourg) прежде работала с человекообразными обезьянами. Теперь она применяет те же эксперименты и методы для изучения птиц. Она наблюдает, как они взаимодействуют друг с другом и анализирует результаты. Валери обнаружила у них не менее сложную, чем у обезьян сеть социальных связей, с чёткой структурой и тесными дружескими отношениями. Валери использует тест из своей работы с обезьянами: убрать шарик и добраться до пищи можно двумя способами – вытянуть его или протолкнуть внутрь. Одну птицу научили вытягивать шарик. За этим наблюдала половина грачей. Когда птицам дали эту головоломку, все они делали то же самое – вытягивали шарик. Между тем, вторая половина грачей наблюдала за птицей, обученной другому решению – проталкивать шарик. Грачи научились решать головоломку, глядя на своих сородичей. Способность обучаться, наблюдая за другими, считается признаком развитого мышления у обезьян. Но грачи делают то же самое. Кое-кто из учёных даже называет их пернатыми обезьянами. И так, когда грачи собираются в стаи, они учатся друг у друга, укрепляют дружеские связи, поддерживают структуру группы. [T.10.CCCLVII]
|
||||||
Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, директор Научно-исследовательского мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова: «Что такое цивилизация? – Цивилизация,– это, на самом деле, это прогресс. Основная цель прогресса – это увеличение продолжительности жизни. И, вот, собственно говоря, майя, они занимались тем же самым – они развивали знания и технологии для того, чтобы жизнь не просто существовала (не просто «пережить»), а для того, чтобы она была лучше и лучше. Понятно, что наука – это теоретическая часть, а технология – это практическая, то, что мы видим. Базовые технологии майя – те же самые, что и у нас: коммуникативные, агрономические, медицинские, производство и строительство, военные. Есть идеологические, куда входит наука, образование, то, что называют ещё «религией» – всё это работает на реализацию единой задачи. И социальные, то есть, совершенствование самоорганизации, управления. И, главное, это развитие коммуникативных технологий: передача знаний. Потому что если знания не передавать, то, собственно, уже ничего не произойдёт через десяток лет. Понятно, языки, устная культура развивалась, пиктография, иероглифическое и фонетическое письмо, математическая запись отдельно существовала, и рукописные книги – носители информации. Майя не дошли до печатания книг, но рукописные книги у них уже были, как устойчивые источники информации. И астрономия и календарь, которые, как известно, все очень любят говорить на эту тему…» [T.10.DCCLXI.2]
Андрей КОРОТАЕВ, доктор исторических наук, Институт востоковедения РАН: «Формальное образование, начальное, среднее, то же самое всеобщее начальное образование: 1762 года Пруссия, потом система переходит в Данию, распространяется по Европе. Сейчас система всеобщего начального образования существует во всём мире». [P.141.67]
|
||||||
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Что такое образованность? – Это то, кого человек цитирует. Был такой деятель в российской культуре – Бахтин Михаил Михайлович, великий культуролог. Один из очень немногих людей в русской науке, который реально встал вровень с мировой. В гуманитарной области таких, как Бахтин, почти нет. Он говорил, что «культура – это лестница контекстов». Лестница контекстов – это то, в чём человек интеллектуально присутствует. Это можно представить в виде рисунка: принципиально бесконечная лестница. Внизу – уровень текстов, на которых человек воспитывается в школе. Дальше – то, что читают во дворе. Потом – то, что читают в университете. Следующая ступень – на работе, ещё выше – в кругу особо избранных. И так далее. И чем выше человек поднимается, тем он лучше… Лестница контекстов – это то, что ты знаешь. …культура – лестница контекстов. На этой лестнице контекстов человек встречает разных авторов, которые как бы и не обязательны». [B.141.31]
Знание – это то, что ни один человек не может получить по наследству: их он вынужден приобретать сам. Образование, полученное в юности, является залогом успешной взрослой жизни. Надежда ЗИЛЬБЕРМАН, кандидат филологических наук: «Мы учимся, чтобы выживать – вот это наша первая естественная цель, врождённая. То, что мы выстроили вокруг этого систему образования – это искусственные вещи, на самом деле». [T.10.DCLXXXI.1]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и завершая философией, поэзией, то есть, аристократический мир совершенных людей – это суммарное воспитание называлось греками словом «пайдея / παιδεία». Первоначально это «выкормление» младенца. Но постепенно это слово приобрело смысл «комплексного образования» – превращение человека, если угодно, в джентльмена – благородного человека. «Джентл / gentle» – «благородный», по-гречески «αρετή» – «благородство». Создание человека, обладающего «арете / благородством». А есть плебс – обычный народ, который не знает философии и не участвует в политической жизни: занимается своим ремеслом, сельским хозяйством, торговлей. Он необходим, как третье сословие. Он даже имеет какие-то гражданские права: это никакие не рабы, на них распространяется защита закона. Но управляют всем, предводительствуют в политике, в армии, естественно, аристократы – вот это высшее сословие. Собственно реформы Клисфена (Κλεισθένης) с этим покончили. Теперь каждый является гражданином… Но для этого надо изменить систему образования». [P.125.109] * αρετάς – доблесть ἀρετή, Aesch. - in crasi ἁρετή (ᾰ) ἡ 1) доблесть, храбрость, мужество…; 2) превосходные качества, отличные свойства, сила, мощь…; 3) крепость, бодрость…; 4) плодородие или пригодность…; 5) красота, великолепие; благородство, величие…; 6) pl. славные деяния, подвиги…; 7) высокое мастерство, умение, искусство…; 8) слава, честь…; 9) заслуга…; 10) нравственное совершенство, добродетель…[B.169] παιδεία ἡ тж. pl. 1) воспитание, обучение…; 2) образование…; 3) образованность, просвещение, культура…; 4) искусство…; 5) детство, юность…; 6) молодёжь…; 7) наказание…[B.169]
|
||||||
Наталья ЯКОВЛЕВА, доктор экономических наук, Институт экономики РАН: «…если возьмём феодальную, рабовладельческую систему (докапиталистические системы), то образование тогда вообще практически не имело экономических целей. Потому что оно было необходимо для воспроизводства власти: классам, которые были у власти (дворянство, церковь). Образование, как таковое, было на уровне обучения, передачи опыта, и естественно, что оно было ограничено. Когда начинается этап индустриальный, когда появляется машинная технология, когда фабричный труд – всё это связано не только с развитием технологии, но и со сменой эпох (с феодальной на капиталистическую). Первоначальный индустриальный этап капитализма связан с тем, что образование принимает экономические цели. Общественные отношения уже строятся на наёмном труде, и это уже экономическое принуждение, а не личное принуждение, как это было при феодализме. …большая часть населения должна уметь считать. Это сподвигло к процессу «экономизации образования». То есть, образование начинает существовать, в том числе, для экономических и производственных целей, а не только для передачи опыта из уст в уста, для чтения церковных книг. Когда образование начинается вписываться в экономику, оно начинает играть важную роль в общественном производстве: образование, вписываясь в это, начинает примерять «сюртучок» общественных отношений. Когда образование вписывается в рыночно-капиталистическую систему, оно начинает приобретать характеристики: первое – образование принимает форму коммерческой услуги; второе – трансформация целей (из социально-экономических в рыночно-коммерческие); третий момент – это «неравенство» (когда образование становится частным благом и коммерческой услугой, оно перестаёт быть «социальным лифтом», как это было в Советском Союзе); и четвёртый момент – «паразитическая» составляющая (избыток специалистов престижных профессий)». [P.125.613]
Вячеслав САМОХОДКИН, кандидат исторических наук, заведующий музеем «Шалаш В.И. Ленина»: «…российское общество всё-таки было довольно маломобильным. Это сословная структура традиционалистского типа, где есть совершенно чёткое сословное деление, и переходить из одного сословия в другое не то, чтобы невозможно, но довольно трудно. Соответственно, разночинная интеллигенция, это сплав по всем сословиям, который при этом в меньшей степени всего из сословия крестьянского. И у интеллигенции российской как раз появилась «идея долга»: получение образования. Образование – это, так или иначе, «общественный продукт», который, при этом, довольно дорогой. И вот он в сословном обществе отторгается от крестьянина, находящегося под влиянием патриархальных предрассудков и церковной организации. И надо бы крестьянину, который фактически оплатил ваше образование и сделал вас интеллектуалом, ему надо отдать долг. Идея долженствования – мы получили образование за счёт народа, мы выбились в люди за счёт народа, теперь мы должны искупить свой долг перед народом. И эта идея была очень популярна в российской интеллигенции». [P.125.637]
|
||||||